13
Лекция 14
- Особенности психолого-педагогической помощи па этапе начальной спортивной специализации.
- Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта.
- Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры.
- Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания.
- Общие эффекты психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры.
1. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации.
Начало спортивной специализации чаще всего приходится на младший школьный возрасте, ранний или средний подростковый возраст, реже — в дошкольные годы. Чем младше юные спортсмены, тем менее самостоятельно и осознанно их решение заниматься спортом вообще и избранным его видом, в частности. Обычно решение принимается взрослыми — родителями, учителем физкультуры или тренером, который пригласил заниматься, а юный спортсмен лишь следует ему. Соответственно, по мере взросления доля самостоятельной мотивации (собственного интереса к избранному виду спорта) повышается.
Юные спортсмены приходят в спорт либо не имея почти никаких исходных представлений о нем, либо обладая весьма односторонними и искаженными представлениями. Многие в связи с этим не в состоянии оценить правильность выбора вида спорта, а, кроме того, переживают в разных вариантах «обман ожиданий».
Начальный этап спортивной карьеры связан с овладением основами тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Спортсмены знакомятся с азами технической и физической, а затем и тактической подготовки, участвуют в первых соревнованиях.
В тренировочном процессе возникает немало психологических трудностей:
- трудно быть сосредоточенным в течение всего занятия;
- трудно понимать некоторые указания тренера;
- трудно переключаться с игры на работу учебного характера;
- трудно преодолевать усталость и выполнять до конца все задания тренера, включая и те, которые не очень нравятся спортсмену и т.п.
Когда что-то не получается, часто возникает желание избежать дальнейших повторений или наоборот, повторять бездумно, закрепляя ошибки.
Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами ...
... целесообразности продолжения спортивной карьеры Сохранения высшего спортивного мастерства. Постепенного снижения достижений. Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из этапов отбора. Данные о телосложении, особенностях нервной ...
И то, и другое не только замедляет процесс обучения, но и может стать причиной появления психологических барьеров. В ряде случаев психологические барьеры на данном этапе обусловлены неправильным выбором вида спорта, отсутствием у спортсмена необходимых склонностей и задатков.
Первые соревнования становятся важнейшей проверкой для спортсмена:
- тренер проверяет его (как держится, как реагирует на ситуацию и ее изменения и т.д.),
- спортсмен проверяет сам себя (нравятся ли ему соревнования, может ли он быть лучше других и пр.).
- спортсмен узнает, что соревнования — это нечто особое в спорте, совсем непохожее на тренировки. Соревнованию свойственна особая атмосфера, особое волнение, особая значимость результата. Поэтому «проверка соревнованием», где юный спортсмен приобретает первый опыт успехов и неудач, становится важнейшей составной частью его адаптации к требованиям вида спорта в целом.
Большое значение для успешности адаптации спортсмена на начальном этапе спортивной карьеры имеет поддержка тренера, родителей, а также благоприятная атмосфера в спортивной группе. У того, кто получил от тренера оценку «неперспективного» повышается риск стать «изолированным» в спортивной группе.
Такое положение юного спортсмена способствует возникновению и закреплению самых различных психологических барьеров, включая страх соревнований, боязнь тренера, боязнь насмешек товарищей и т.п., и нередко ведет к уходу из группы.
Юному спортсмену приходится преодолевать трудности не только в спорте. Кризис начала спортивной специализации часто совпадает с возрастными кризисами: «кризисом первоклассника» или началом подросткового кризиса. И если этого не учитывать, то вероятность успешного начала спортивной карьеры существенно снижается.
В связи с этим при планировании психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации необходимо учесть как специфику самого этапа, так и особенности возрастного развития спортсменов в данный период.
Целью психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры на данном этапе является помощь юному спортсмену в преодолении кризиса начала спортивной специализации, а именно — в первичной адаптации к требованиям спортивной деятельности и избранного вида спорта.
Задачи психолого-педагогической помощи:
а) в тренировочном процессе:
- помощь в овладении необходимыми двигательными умениями и навыками, развитии двигательной обучаемости;
- помощь в развитии спортивно-важных качеств — двигательных и психических;
- помощь в овладении правилами соревнований, основами спортивной этики и тактики вида спорта;
- формирование специальной мотивации, «закрепляющей» спортсмена в спорте;
б) в соревнованиях:
- помощь в формулировании соревновательных целей и общей установки на выступление;
- формирование адекватного отношения к соревнованиям, успеху и неудаче;
в) в решении проблем СК:
- уточнение правильности выбора вида спорта;
- помощь юному спортсмену в налаживании контакта с тренером и товарищами по спортивной группе;
з) в решении жизненных проблем:
- помощь в подготовке или адаптации к школе и новому общему режиму жизни.
Для решения этих задач нужно выбрать базовую модель психологической помощи. Незрелость и неопытность юных спортсменов для большинства тренеров является основанием для выбора на данном этапе модели «Замещение». В соответствии с этим применяются субъектно-объектная технология обучения и авторитарная (реже — либеральная) технология воспитания. Однако эта модель фактически нацелена не на помощь спортсмену в развитии, а на помощь самому тренеру в селекции спортсменов по принципу: кто справится, тот и останется, а остальные пусть уходят. С психолого-педагогической точки зрения этот подход имеет ряд дефектов:
Уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет
... 2005; О.Г. Румба, 2006). Достаточная спортивно-техническая подготовленность спортсменов обеспечивает целостность, ритмичность и безопасность тренировочного ... спортсменов-танцоров от оптимального сочетания физической и технической подготовленности танцоров. В теории и методике спортивной тренировки отмечается, что значение развития спортивно-технической мастерства особенно велико на начальном этапе ...
Во-первых, поставленный в позицию «объекта» педагогических воздействий воспитанник не имеет возможность полностью раскрыться. Поэтому нет гарантий, что останутся именно лучшие с позиции перспектив спортивной карьеры. Известно, что легче адаптируются бойкие, сообразительные и более «толстокожие дети». Однако бойкость и сообразительность — не единственное, что нужно для успешной спортивной деятельности. Более чувствительные дети (это важно во многих видах спорта), чаще уходят из секции или «терпят» педагогический авторитаризм, приобретая при этом массу страхов, из-за которых спорт становится не в радость.
Во-вторых, такой «естественный отбор» спортсменов отражает не педагогичность позиции тренера. Ведь важно, чтобы на этом этапе юный спортсмен получал удовольствие от спорта, пробовал себя в тренировке и соревнованиях, приобретал спортивный и жизненный опыт, пытался делать из него выводы. Другими словами, пытался бы максимально использовать ресурсы спорта в собственном личностном развитии — физическом, интеллектуальном, духовном.
Учитывая данные причины, необходимо создать специальные психолого-педагогические условия, главное из которых — отношение к юному спортсмену как к субъекту собственного развития. Это предполагает использование тренером модели «Мобилизация» и соответствующие ей субъектно-субъектную технологию обучения и демократическую технологию воспитания. Это труднее для тренера, но лучше для спортсмена.
Важнейшими условиями эффективного педагогического взаимодействия являются:
- открытость тренера для общения с юными спортсменами и их родителями;
- создание благоприятной атмосферы в спортивной группе, где на данном этапе дружественность должна преобладать над конкурентностью;
- стимулирование юных спортсменов к самостоятельности в сочетании с готовностью в любой момент прийти им на помощь;
- введение справедливых групповых норм как основы дисциплины и порядка на занятиях;
- закрепление успехов и любых положительных проявлений личности спортсмена;
- осуществление обратной связи сразу после совершения ошибки вместе с корректирующими указаниями;
- оценивать усилия и старание юного спортсмена, в той же мере, как и его результаты;
- эмоциональность занятий.
В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена, помощи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе из кризиса начала спортивной специализации не только физическую, техническую, но и психическую готовность к продолжению своей спортивной карьеры на более высоком уровне.
Этапы оказания лечебно-профилактической помощи:
... журналы учета и др. Женская консультация оказывает специализированную (акушерско-гинекологическую) амбулаторную помощь и представляет учреждение диспансерного типа. Осуществляет свою деятельность женская консультация по территориально ... составе МСЧ. Главное её задание - охрана здоровья женщин на всех этапах их жизни. В основе деятельности женской консультации лежит принцип диспансеризации и ...
Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:
- положительная самооценка и уверенность в своих силах;
- желание продолжать спортивную карьеру, основанное на интересе к спорту вообще и к избранному виду спорта, в частности;
- уверенность в правильности выбора вида спорта;
- способность юного спортсмена ориентироваться в проблемах спортивной жизни и решать их при поддержке тренера;
- положительное отношение к тренировкам и соревнованиям;
- доверительные отношения с тренером;
- дружеские отношения в спортивной группе.
2. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта
Переход к углубленной тренировке в избранном виде спорта начинается с изменения общей установки в совместной работе тренера и спортсмена, где акцент переносится на достижение спортивных результатов. Это означает постановку новых спортивных целей, увеличение количества соревнований, повышение их ранга.
Новые цели спортивной деятельности требуют скачка в физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, а также формирования его психической готовности к новым тренировочным нагрузкам, более высокому уровню конкуренции в соревнованиях, более жесткому общему режиму жизни.
На данном этапе спортсмен, как правило, переходит на режим тренировок 5-6 дней в неделю, включая иногда и по две тренировки в день. Возрастает удельный вес специальной подготовки, значительно увеличиваются как физические, так и психические нагрузки. Постепенно уходит в прошлое отношение к спорту как к игре, активному отдыху или развлечению. Спортсмен начинает осознавать необходимость определенных самоограничений и «жертв» в других сферах жизни, добровольно или под давлением тренера отказываются от других своих увлечений, пытаясь все внимание сосредоточить на спорте, который постепенно выдвигается в число их наиболее важных жизненных ценностей. Многие спортсмены начинают испытывать трудности в сочетании спорта и учебы.
Большинство спортсменов на этом этапе имеют спортивных кумиров, которым стремятся подражать. Они стремятся выполнять все задания тренера, несмотря на нередко возникающий страх «не выдержать нагрузку» или «не восстановиться к следующему занятию».
Тренеру также хочется, чтобы спортсмен скорее начал оправдывать возложенные на него надежды. Поэтому часты случаи форсирования спортивной подготовки, что резко увеличивает вероятность травм, перетренировок, неврозов. Спортсменам приходится приобретать новый спортивный опыт, связанный с лечением и последующей реабилитацией.
В соревнованиях спортсмена ожидает новый, более высокий уровень конкуренции, к которому сразу трудно адаптироваться. Опыт поражений повышает для спортсмена значимость специальной психологической подготовки к соревнованиям, появляется интерес к самоконтролю и саморегуляции психических состояний.
На этапе углубленной тренировки спортивной карьеры сохраняется тенденция к доминированию мотивации в системе психологических обусловленных причин спортивного результата. Однако мотивация приобретает типично «карьерный» характер: установка на избежание неудачи сменяется преобладанием мотивации достижения успеха.
14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств
... негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками Первая ...
Вместе с тем, по сравнению с предыдущим этапом, несколько возрастает значение спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности. Среди психических качеств повышается роль волевых, а из компонентов стиля деятельности постепенно складываются:
- избирательное отношение к соперникам;
- коронные технические и тактические приемы;
- предстартовый ритуал;
- определенный характер взаимодействия с тренером в тренировке и соревнованиях.
Источниками психических нагрузок для спортсменов все чаще становятся взаимоотношения с другими людьми. К таким источникам можно отнести: давление авторитарного тренера, изменения в отношениях с родителями (которые могут быть недовольны, например, тем, что спортсмен стал хуже учиться), изменение взаимоотношений в спортивной группе (возрастает уровень конкурентности, т.к. все озабочены достижением спортивных результатов и повышением своего авторитета в группе).
Подростки-спортсмены, по сравнению с неспортсменами, имеют больше возможностей для самоутверждения, но одновременно и больше проблем, так как должны выдерживать более высокие нагрузки.
Эмоциональная неуравновешенность и плохая переносимость монотонной работы, свойственная подростковому возрасту, затрудняют формирование необходимой в соревнованиях психической устойчивости, а стремление самоутверждаться за счет других людей ведет к конфликтам и т.п.
Все это обусловливает необходимость более широкой психолого-педагогической помощи, чем на начальном этапе спортивной карьеры.
Целью психолого-педагогического сопровождения на данном этапе является помощь спортсмену в адаптации к новым требованиям и преодолении кризиса перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих задач:
а) в тренировочном процессе:
- помощь в адаптации к новым нагрузкам;
- помощь в обновлении и перестройке технического арсенала;
- помощь в формировании психологических детерминант спортивного результата: мотивации достижения успеха, спортивно-важных качеств, индивидуального стиля деятельности;
б) в соревнованиях:
- помощь в повышении надежности соревновательной деятельности и достижении стабильно высоких спортивных результатов;
в) в решении проблем спортивной карьеры общего плана:
- помощь в сочетании спорта и учебы, спорта и других увлечений;
- помощь в завоевании авторитета в спортивной группе (команде);
г) в решении жизненных проблем:
- помощь в реализации «чувства взрослости» спортсмена.
Помощь на данном этапе должна компенсировать неопытность спортсмена в решении новых для него проблем спортивной карьеры по принципу «помощи в личностном росте и развитии».
Чтобы выйти из кризиса перехода к углубленной тренировке и полностью адаптироваться в своем виде спорта, спортсмен должен обрести богатый спортивный опыт, который в дальнейшем мог бы послужить основой формирования его спортивной зрелости на этапе кульминации спортивной карьеры.
Зрелость обретается личностью самостоятельно, поэтому, если на этапе начальной спортивной подготовки тренер все же использовал базовую модель «Замещение», то совершенно необходимо перейти к модели «Мобилизация» и соответствующим ей технологиям воспитания и обучения. Это тем более важно, учитывая возрастные особенности подростков — быстро прогрессирующее интеллектуальное развитие, стремление к общению «на равных».
Этапы исследования методом наблюдения
... методы экспериментального исследования на три группы. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления. ... используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Личностные тесты Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых ...
Направления психолого-педагогической работы тренера предполагают:
- Обучение спортсменов самодиагностике (т.е. самонаблюдению, самоконтролю, самоанализу и самооценке), приемам психической саморегуляции и самовоспитания, что способствует повышению общей психологической компетентности. Психолого-педагогическое просвещение и тренинги должны стать на данном этапе систематическими.
- Профилактика в тренировочных занятиях неблагоприятных психических состояний: монотонии, психического и эмоционального пресыщения, состояний «угрозы отказа», «мертвой точки» и др., снижающих функциональные возможности организма. Важно формировать у спортсменов установку на их преодоление, используя приемы самоорганизации и самомобилизации волевого усилия.
- Профилактика хронических психических перенапряжений и травматизма предполагает тщательное планирование тренером нагрузок и разумную организацию процесса восстановления спортсменов. В противном случае под угрозой оказываются достигнутые результаты и дальнейшие перспективы спортивной карьеры спортсмена.
- Поддерживание у воспитанников не только спортивной мотивации, но и мотивацию учения, и мотивацию хобби — т.е. всего, что содействует комплексному личностному росту. Нередко спорт становится важнейшей ценностью для подростка только потому, что спортсмен чувствует себя неудачником в других сферах жизни (плохо учится, конфликтует с учителями и родителями, непопулярен у сверстников противоположного пола или в значимой для него группе).
В такой ситуации спортсмен намеренно и чрезмерно усиливает самоограничения. Это способствует усилению мотивации достижения успеха и может на какое-то время (на уровне юношеского спорта) дать хорошие результаты. Однако в спорте высших достижений все большее значение будет приобретать не только сугубо спортивный, но и общий жизненный опыт, зрелость человека как личности и индивидуальности.
- Сохранение успешного взаимодействия в треугольнике: «тренер — спортсмен — его родители». Несогласованность установок родителей и тренера, напряженные отношения в семье являются значительными психическими нагрузками для подростка. Родители, которые еще недавно души не чаяли в своем ребенке, теперь нередко фиксируются на его недостатках, видят все происходящие с подростком изменения в мрачных тонах. В этой ситуации тренер, сохраняющий объективность, может существенно помочь в налаживании отношений спортсмена с родителями.
- Помощь в адаптации к новой ситуации в спортивной группе, где нарастает уровень соперничества и постепенно выделяются лидеры и ведомые. Это закономерное явление, связанное с усложнением задач, стоящих перед отдельными спортсменами и группой в целом.
На данном этапе для спортсмена не менее важно:
- развитие мотивации достижения успеха, но с установкой не только на результат, но и на приобретение нового соревновательного опыта (опыт — это тоже успех!);
- формирование спортивно-важных психических свойств (волевых, рефлексивных и др.), обеспечивающих эффективную саморегуляцию психического состояния спортсмена в условиях соревнований;
- формирование умений регулировать свои психические состояния, а также таких стилевых особенностей деятельности, как «избирательное отношение к соперникам», «предстартовый ритуал», «коронные технические и тактические приемы», «определенный характер взаимодействия с тренером в условиях соревнований».
Специфической проблемой для подростка-спортсмена является общение — с тренером, родителями, учителями, товарищами по команде, друзьями, сверстниками своего и противоположного пола. Многие вопросы имеют очень личный характер, поэтому спортсмен все больше начинает нуждаться в индивидуальном психолого-педагогическом консультировании, которое помогает ему осмыслить суть различных ситуаций и принять правильные решения. Подростки гораздо в большей степени, чем дети, чувствительны к нюансам общения: не только к тому, что говорится, но и как говорится. Негативные оценки личности, а не действий, неприятные прозвища, унизительные наказания и прочее подростки воспринимают очень болезненно. Поэтому важно перейти к уважительному общению «на равных», но не только вне тренировок (это легче), но и в самих тренировках тоже, иначе доверия со стороны спортсмена не будет.
Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом
... Приложения ВВЕДЕНИЕ Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру спортсмена. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на ... продолжившую свою спортивную карьеру, то мы получим совсем невысокий процент. По статистике из общего числа занимающихся спортом всего от 0.2% до 0.5% становятся профессиональными спортсменами. На ...
Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:
- положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах;
- мотивация достижения успеха;
- усиление спортивного характера за счет волевых качеств;
- формирование стилевых особенностей, относящихся к выступлению в соревнованиях;
- овладение приемам саморегуляции психических состояний;
- умение анализировать свой спортивный опыт;
- повышение психической надежности в соревнованиях, а значит, и стабильности выступлений;
- повышение самостоятельности, организованности, внутренней дисциплины, позволяющих спортсмену успешно сочетать спорт и учебу, спорт и другие увлечения.
3. Особенности психологической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры
Кульминация спортивной карьеры предполагает период выступлений спортсмена в спорте высших достижений и в профессиональном спорте. Типичные признаки всего этапа кульминации СК: превращение спорта в главное дело жизни; фактическое слияние спортивной карьеры с профессиональной и жизненной карьерой в целом.
Это большая и неоднородная часть спортивной карьеры включает три кризиса-перехода:
- переход в спорт высших достижений;
- переход из юношеского спорта во взрослый спорт;
- переход в профессиональный спорт.
Кризисы перехода в спорт высших достижений и перехода во взрослый спорт являются самыми трудными для спортсменов. Вступая в эти кризисы молодыми и подающими надежды, они должны выйти из них зрелыми спортсменами, составляющими спортивную элиту в своем виде спорта. Однако в элиту, естественно, попадают далеко не все. Именно по успешности преодоления этих двух кризисов спортсмены и разделяются на:
- представителей спортивной элиты с перспективой выступлений в профессиональном спорте;
- спортсменов среднего уровня, которые постепенно переходят к заключительному этапу своей спортивной карьеры.
Повышение уровня притязаний спортсмена и новые более высокие цели, которые он ставит перед собой, требуют огромных ресурсов. Спортсмен переходит на режим тренировок 6-7 раз в неделю, включая двух-трех разовые тренировки в день. Чтобы выдерживать такие нагрузки, нужна продуманная система восстановления. Закономерно возрастают число и степень самоограничений в других сферах жизни.
Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры
... спортсменов облегчает: — осознанный подход к концу спортивной карьеры, наличие реальных планов на ближайший период жизни; — выбор профессии в сфере физической культуры и спорта; — психологическая поддержка и помощь ... лет. Спортивная деятельность ребенка и для родителей, и для него самого становится доминирующей, приоритетной, весь ритм жизни подчиняется тренировочному режиму. На первом этапе, как ...
Чтобы побеждать в соревнованиях высшего уровня, необходим качественно новый уровень подготовленности. Нужно «иметь свое лицо», свой спортивный стиль: эффективный по результатам, субъективно удобный для спортсмена и привлекательный внешне, что помогает спортсмену завоевывать симпатии болельщиков, судей, специалистов. Спортсмен решает эту сложнейшую комплексную проблему, используя свой собственный опыт, опыт тренера, опыт других спортсменов, обращается к специальной литературе, занимается самообразованием. Повышается роль общекультурных знаний: экономики, права, искусства, философии, психологии, основ медицины и т.п., которые помогают спортсмену быстрее адаптироваться в мире профессионального спорта.
Этап кульминации — это этап максимальных личных достижений спортсмена, которые обеспечиваются «пиками» в развитии всех психологических факторов спортивного результата: мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности при относительном «выравнивании» величин их вклада.
Целью психолого-педагогического сопровождения на этапе кульминации спортивной карьеры является помощь спортсменам в преодолении кризисов перехода в спорт высших достижений, взрослый спорт и затем — в профессиональный спорт. В достижении данной цели решаются следующие задачи:
а) в тренировочном процессе:
- помощь в поиске индивидуального пути в спорте;
б) в соревнованиях:
- помощь в выборе психологических стратегий выступления в соревнованиях в зависимости от их значимости для спортсмена;
в) в решении проблем СК общего плана:
- помощь в формировании адекватного отношения к соперникам;
- помощь в создании личностного «имиджа», помогающего завоевать авторитет и популярность;
- помощь в формировании адекватного отношения к славе;
г) в решении жизненных проблем:
- помощь в согласовании спортивных целей и других жизненных целей и интересов (например, профессионального самоопределения, создания собственной семьи).
Особенности психолого-педагогической помощи спортсмену на этапе кульминации:
1) По сравнению с предыдущим этапом возрастает значение психологического просвещения, психотренингов и психокоррекции, особенно в начале данного этапа, когда идет самый «острый» период адаптации к спорту высших достижений и взрослому спорту.
2) На протяжении всего этапа все виды психолого-педагогической помощи реализуются только на индивидуальном уровне.
Кризисы спортивной карьеры
... этапов и кризисов-переходов СК) Структурное описание СК (динамика спортивных результатов спортсменов) Рассмотрим один из фрагментов исследования - кризисы СК - как часть ее аналитического описания. Аналитическая модель рассматривает спортивную карьеру ...
3) По мере обретения спортсменом спортивной и личностной зрелости, помощь со стороны исчерпывает себя и сменяется самопомощью спортсмена (при условии использования тренером на предыдущих этапах спортивной карьеры модели «Мобилизация»).
4) Спортсмен становится компетентным «заказчиком» психолого-педагогической помощи, самостоятельно определяя, что ему нужно, а что нет. Ранее спортсмен верил тренеру, что ему это необходимо, а теперь он сам в этом уверен.
Особое место в спорте высших достижений занимает психологическая подготовка к соревнованиям. Учитывая напряженный календарь и многоступенчатую систему отбора для участия в наиболее престижных турнирах, полезным может быть учет различных психологических стратегий выступления в соревнованиях.
Первая — стратегия надежной реализации уровня подготовленности. Основная установка — показать результат, к которому спортсмен в данный момент объективно готов (т.е. лучший тренировочный результат).
Для ее реализации нужно выделить (в связи со спецификой вида спорта и конкретными условиями предстоящего соревнования) те факторы, которые для данного спортсмена могут стать причиной срыва и специально предусмотреть меры их нейтрализации.
Особенности тренерской помощи во время соревнования:
- помощь в контроле за соревновательной ситуацией в целом;
- блокировка внешних раздражителей, мешающих сосредоточению;
- обеспечение обратной связи спортсмену по поводу его состояния и поведения;
- социальная поддержка.
Вторая — стратегия экономного расходования сил. Она избирается при относительно невысокой значимости соревнований (например, в предварительных стартах), когда нужно сберечь силы для финала или ближайшего более крупного турнира. Основная установка — показать результат, минимально необходимый для выхода в финал или прохождения данной ступени отбора к главным соревнованиям сезона. Показаниями к ее применению также могут быть неблагоприятное состояние спортсмена накануне соревнований (утомлен, не совсем здоров) или специальная задача опробовать в турнире новые элементы, комбинации, тактические приемы и т.п.
Особенности тренерской помощи во время соревнования:
- организация отдыха спортсмена;
- социальная поддержка.
Третья — стратегия вскрытия дополнительных резервов с целью достижения победы. Основная установка — показать рекордный для себя результат на данный момент, превосходящий все тренировочные, или даже и все прежние соревновательные результаты.
Особенности тренерской помощи во время соревнования:
- блокировка внешних раздражителей, мешающих сосредоточению;
- помощь в учете (или целенаправленном формировании) психологического контекста соревновательной борьбы в конкретном турнире при достижении соревновательной цели;
- социальная поддержка.
Еще одна проблема, прямо связанная с соревнованиями, но вместе с тем, имеющая и более широкое значение — отношение спортсмена к соперникам. Спортивные отношения соперничества тесно переплетаются с межличностными, человеческими отношениями, причем первые обычно доминируют и оказывают влияние на вторые.
Уважение к соперникам является и важнейшей частью адекватного отношения спортсмена к известности, славе. «Звездная болезнь» проявляется в завышенных амбициях спортсмена, которые он словами, мимикой, общей манерой поведения, конкретными поступками демонстрирует другим людям. Ажиотаж вокруг спортивной «звезды» может оказывать сильное внушающее влияние на соперников и, в определенном смысле, помогать спортсмену. Однако постепенно это начнет ему мешать, так как неадекватная самооценка и необъективная оценка противников прямо будут сказываться на успешности выступлений в соревнованиях. Важно для самого спортсмена — уметь извлекать из славы дополнительную мотивацию, но не допускать при этом снижения самоконтроля и адекватности самооценки.
Выход из кризисов перехода в спорт высших достижений, взрослый спорт, а затем и профессиональный спорт связан с формированием спортивной и личностной зрелости спортсмена, что позволяет ему достичь максимальной самореализации в спорте.
Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:
- высокая положительная самооценка и уверенность в своих силах;
- осознание индивидуального пути в спорте и наличие перспективного плана спортивной карьеры;
- автономность, способность к самопомощи и самостоятельному решению проблем в спорте и жизни;
- самобытность, оригинальность личностного «имиджа», обеспечивающего популярность спортсмена;
- высокий авторитет среди соперников, судей, специалистов.
4. Особенности психологического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания
Заключительный этап спортивной карьеры — это этап подведения итогов, подготовки и перехода к новой профессиональной карьере. От того, насколько успешно спортсмен сумеет решить все проблемы данного этапа, в значительной степени зависит его общая удовлетворенность спортивной карьерой в целом и успешность дальнейшей жизнедеятельности.
Заключительный этап спортивной карьеры характеризуется между двумя кризисами-переходами:
- переходом от кульминации к финишу спортивной карьеры;
- уходом из спорта.
Критериями начала кризиса перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры являются:
- Остановка в росте или снижение спортивных результатов, сопровождающееся мыслями о скором уходе из спорта;
- Колебания результативности — явление довольно типичное на протяжении всей спортивной карьеры, но на этапе кульминации колебания сопровождаются негативными изменениями в состоянии спортсмена (физическая и психическая усталость, последствия травм, болезни и др.), которые становятся необратимыми.
Несмотря на опыт, зрелому спортсмену все труднее противостоять напору молодых и честолюбивых спортсменов. Спортсмен оказывается в проблемной ситуации: завершать спортивную карьеру сразу или постараться отодвинуть момент расставания со спортом. Нежелание расставаться со спортом обусловлено разными причинами: неопределенностью планов и перспектив после окончания спортивной карьеры, неуверенностью в правильности своего профессионального выбора, а также потребностью максимально использовать свой спортивный опыт, поставить «красивую точку» в своей спортивной карьере и даже «надеждой на чудо».
Диллема, которую должен решить спортсмен:
- найти резервы поддержания высоких спортивных результатов;
- подготовиться к уходу из спорта (то есть самоопределиться с новой профессиональной карьерой и начать предварительную подготовку к ней).
Решение второй задачи помогает снизить общую тревожность спортсмена и облегчает решение первой, придавая уверенность в завтрашнем дне.
После завершения спортивной карьеры сугубо спортивная направленность личности теряет свой смысл, и если спортсмен заранее не позаботился о новом деле жизни, она постепенно начинает разрушаться, оставляя спортсмена без каких бы то ни было внутренних ориентиров с ощущением «душевной пустоты». Разрушаются и основания самооценки. Это грозит тяжелой фрустрацией, неврозом, а иногда и деградацией личности.
Если же спортсмен заранее самоопределился с новой профессией, то происходит не разрушение, а реконструкция мотивационной сферы, что для человека гораздо менее болезненно. Новые интересы, ценности, цели и т.д. помогают вчерашнему спортсмену поддерживать оптимизм и положительную самооценку. Таким образом, оптимально, если кризис завершения спортивной карьеры фактически сольется с кризисом начала новой профессиональной спортсмена.
Представители спортивной элиты, которые завершают спортивную карьеру обычно уже в периоде средней взрослости, оказываются в положении догоняющих своих сверстников (например, школьных товарищей или спортсменов среднего уровня, которые уже чего-то достигли в своих профессиях).
Спортсменам, которые привыкли побеждать, трудно быть в аутсайдерах. Естественно, существует необходимость форсировать профессиональную подготовку, максимально используя «приобретения» спортивной карьеры на новом направлении жизни.
Помимо проблем в профессиональной сфере, встают проблемы, связанные с семьей, формированием нового круга общения, перестройкой образа жизни в целом. Все спортсмены отмечают наличие особого «переходного периода», когда процесс адаптации идет наиболее остро. У спортсменов среднего уровня его продолжительность не больше 6-12 месяцев. У элитарных спортсменов он может быть длиннее. В этот период спортсмен мысленно постоянно возвращается к спорту, подводит итоги своей спортивной карьеры.
Целью психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры является помощь спортсмену в преодолении кризиса перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры, а после ухода из спорта — в переходе к новой карьере и общей адаптации к новой жизненной ситуации. Задачи психолого-педагогической помощи на этапе финиша и после него можно представить следующим образом:
а) в тренировочном процессе:
- помощь в выборе оптимального варианта тренировок, позволяющего спортсмену максимально использовать свой опыт, спортивно-важные качества, индивидуальный стиль;
б) в соревнованиях:
- помощь в поддержании высоких спортивных результатов;
в) в решении проблем спортивной карьеры общего плана:
- помощь в подготовке к уходу из спорта;
- помощь в подведении итогов спортивной карьеры;
г) в решении жизненных проблем:
- помощь в новом профессиональном самоопределении;
- помощь в планировании новой профессиональной карьеры и начальной профессиональной подготовке;
- помощь в адаптации к различным аспектам новой жизненной ситуации после ухода из спорта.
На заключительном этапе спортивной карьеры в жизни спортсмена нарастает неопределенность. Неопределенность повышает тревожность спортсмена, ведет к сомнениям и неуверенности. Спортсмен может скрывать это. Однако в этот период он более уязвим, чем на этапе своего расцвета. И его потребность в обратной связи и социальной поддержке других людей возрастает. Более того, спортсмен становится более внушаем, особенно при восприятии советов и рекомендаций авторитетных для него лиц.
Главным направлением в поиске оптимального варианта тренировок и подготовки спортсмена к соревнованиям на заключительном этапе спортивной карьеры является углубленная индивидуализация, основанная на учете всего опыта спортсмена и всех сильных сторон его личности.
Спортсмен «прислушивается к себе», а тренер — к спортсмену. И если они успешно сотрудничают, то именно на данном этапе приходит пора наиболее полной благодарности спортсмена тренеру.
На заключительном этапе спортивной карьеры и после ухода из спорта спортсмен часто оказывается в трудных ситуациях, где должен принимать ответственные решения. В связи с этим существенно возрастает значение профессионального психологического консультирования. На основе психологического консультирования могут решаться задачи планирования новой профессиональной карьеры, помощи в решении семейных проблем и др. Общение с психологом может быть полезным и при подведении итогов спортивной карьеры, где, в случае неудовлетворенности спортсмена, надо помочь сформировать зрелую психологическую защиту.
Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:
- удовлетворенность спортивной карьерой;
- наличие плана новой профессиональной карьеры;
- осознание ценности своей личности вне социальной роли спортсмена;
- положительная самооценка и уверенность в своих силах.
5. Общие эффекты психологического сопровождения спортивной карьеры
Спортивная карьера представляет собой сложное и многогранное явление. Это большая часть жизненного пути спортсмена, совпадающая с периодами интенсивного роста и созревания человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
На каждом этапе спортивной карьеры у спортсмена появляются специфические проблемы, которые он сразу не может разрешить, но от успешности их решения зависит продолжение спортивной карьеры в целом.
Существующая сегодня система обучения и воспитания спортсменов должна претерпеть следующие изменения:
- от монолога к диалогу;
- от воздействия на спортсмена к взаимодействию с ним;
- от «замещения» спортсмена к «мобилизации» его собственных возможностей и резервов развития.
Тогда на уровне развития личности спортсмена можно прогнозировать следующие трансформации:
- от психологии «объекта» к психологии «субъекта», ответственного за результаты своего развития;
- от ориентации на помощь других людей и зависимости от них к автономности и самопомощи, а затем и помощи другим людям;
- от «исполнителя» к «творцу» новых спортивных достижений, собственной карьеры в спорте и жизни.
На всех этапах спортивной карьеры были выделены «промежуточные эффекты» психолого-педагогической помощи. Подводя итог, можно говорить об общих эффектах психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры в целом:
- продление жизни спортсмена в спорте;
- максимальное раскрытие возможностей спортсмена и на этой основе обеспечение прогрессирующей динамики его спортивных результатов;
- успешное преодоление кризисов и приобретение спортсменом опыта использовать кризисные ситуации на благо собственного развития;
- удовлетворенность спортивной карьерой;
- положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах в течение всей спортивной карьеры и после ухода из спорта;
- успешный переход к другой профессиональной карьере с максимально возможным использованием всех «приобретений» спортивной карьеры в смысле достижений в развитии спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.