Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека

Исследовательская работа

Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние

Выполнила:

Важнина Анна Евгеньевна

ученица 11 класса Б

Руководитель:

Пахмутова Ольга Анатольевна

учитель биологии

Допускается к защите:

____________ Ф.И.О. __________________

«____» ______________ 20__ г.

 

Комсомольск-на-Амуре

2016 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

I. Теоретическая часть

1. Арт-терапия

1.1История арт-терапии………………………………………………….

1.2Типы арт-терапии…………………………………………………………..

1.3Виды арт-терапии………………………………………………………….

1.4Помощь арт-терапии людям ……………………………………………..

 

II. Исследовательская часть

2. Методика исследования……………………………………………………

3. Результаты исследования…………………………………………………..

Вывод…………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………..

Введение

Арт-терапия в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране — используется довольно широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению — с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

Актуальность:Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. Она предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На мой взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.

Гипотеза:Арт-терапия помогает в преодолении внутриличностных конфликтов, дает социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

Цель: экспериментально проверить эффективность использования приемов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний

5 стр., 2123 слов

Технология исследовательской деятельности в дошкольном образовательном ...

... предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника. В дошкольном учреждении, ... актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Поэтому цель воспитателя в ДОУ заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого ...

Задачи:

1. Изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать основные подходы к применению приемов арт-терапии.

2. Провести первичное исследование психоэмоционального состояния участников проекта и анкетирование «Знают ли учащиеся об исцеляющей роли искусства».

3. Применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.

4. Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений

Объект исследования – учащиеся 11 б класса МОУ СОШ № 23

Предмет исследования – Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние

 

 

I. Теоретическая часть

Арт-терапия

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [ ]

Целительные возможности искусства, в том числе изобразительного, были известны с древних времен. Современные методы арт-терапии неразрывно связаны с различными культурными феноменами. Очевидно, что “лечение искусством” появилось тогда же, когда и само искусство. Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка – интернационального языка образов.

Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства – в народном творчестве. Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве. Во все времена и у всех народов в качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр, ритуалы и многое другое. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.

Термин «арт-терапия» (лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З.Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы.

Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танце-двигательная терапия и т.п.).

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, танце-двигательная терапия, драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия, маскотерапия, этнотерапия, артсинтезтерапия и другие.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. ... ассоциации профилактики суицидов и основал международное движение, деятельность которого способствовала организации более чем 200 центров ... базы создана комплексная служба диагностики, превенции и терапии кризисных состояний. Анализ теорий суицидального поведения ( ...

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы — не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов — например, тренингов общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и других.

Раньше всего, однако, арт-терапию начали применять в деятельности психиатрических учреждений, первоначально — в качестве вида занятости больных, а затем — в форме психо- и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами — неврозами и реактивными состояниями, психозами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом в большинстве случаев дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения.

В последние годы в разных странах мира также активизировались попытки использования арт-терапии у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации. Это происходит, в целом, на фоне все более активного использования психотерапии при разных заболеваниях внутренних органов.

Я остановлюсь более подробно на арт-терапии, связанной с изобразительной деятельностью (изотерапией).

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражение и самопознания.

Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства. У арт-терапии есть свои преимущества:

Практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

В последние годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно применяется метод психотерапии искусством.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... и неосознаваемые мотивы определяют поведение людей? -В чем заключается механизм развития творчества и воображения? -Каковы закономерности общения в мире людей и животных? Как овладеть своими ... и психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая психология ...

При этом важно отметить, что художественное творчество выделяется исследователями как наиболее предпочитаемая сфера реализации творческих сил человека.

Теоретико-методологическую основу исследований составляют идеи арт-терапевтов, представителей гуманистического направления арт-терапии Эдит Крамер, Э. Виршоп, М. Бетенски, Р. Сильвер, психологов А.И. Копытин, Е.Р. Кузьмина и педагогов Л.Д. Лебедева, Ю. Красный и др., о том, что основу успешного применения средств арт-терапии в образовании в работе со школьниками составляют активность участников, непосредственное участие каждого ребенка в творческой деятельности, организация условий свободы самовыражения, создание обстановки психологического комфорта для детей;

Арт-терапия способствует развитию правого полушария головного мозга, деятельность которого составляет основу творческого мышления [Э. Виршоп, 19784] арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков у участников (Р. Сильвер, 1978), идеи И.Л. Бим, В.Н. Шацких, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Глухаревой, Л.В. Куликовой, З.Н. Никитенко и др. о том, что включение в учебный процесс творческих заданий на основе изобразительной деятельности способствует развитию творческого мышления школьников.

Одновременно с теоретическими основаниями формируются и практические предпосылки использования арт-терапии с целью развития индивидуальности детей. К ним следует отнести рост числа публикаций в периодических изданиях, описывающих практический опыт применения арт-терапии, разработаны арт-педагогические методики, адаптированные в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.

На сегодняшний день в мире накоплен определенный опыт применения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской.

М.Ю. Алексеева в учебно-методическом пособии описывает оригинальные обучающие методики с элементами арт-терапии. Их использование автор обосновывает необходимостью развития у детей самостоятельного творческого мышления и воспитания креативной личности, как «наиболее эффективный способ удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии».

Использовать элементы арт-терапии в образовательном процессе предлагает и Л.А. Аметова. Она разработала программу формирования арт-терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арт-терапевт», которая направлена на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Основывается программа на общих представлениях об исцеляющих возможностях искусства. Д.И. Воробьева считает изобразительную деятельность важнейшим средством развития личности. По ее мнению, интегрированная интеллектуальная, художественная и творческая деятельность тренирует многие психические процессы и качества личности ребенка (любознательность, интерес, познавательные процессы, речь, эмоции и др.)

24 стр., 11858 слов

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

... -провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен. В сочинениях ... семье как фактору воспитания и влияния ее на развитие ребенка; оценку роли семьи в становлении как личности и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы ...

А.В. Гришина в своей программе развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования рекомендует использовать педагогами изобразительного искусств на уроках элементов арттерапии. Это, на ее взгляд, позволит стимулировать подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний, развивать эмоциональную гибкость.

Работы Л.Д. Лебедевой также посвящены вопросам использования арт-терапии в школе. Автор вводит понятие «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». Она, в частности, пишет, что «словосочетание «арт-терапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности»

А.И. Захаров считает, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.

На основе представленных литературных источников, материала Интернет-сайтов можно сделать следующие выводы:

1. Арт-терапия представляет такую систему здоровье-сберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью.

2. Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся, приемы арт-терапии могут быть использованы в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся

3. Использование различных средств творческого самовыражения учащихся в качестве средства развития некоторых личностных качеств возможно. Используемые при этом средства творческого самовыражения следует относить к категории арт-методов или методов художественного творчества в образовательном процессе.

8 стр., 3805 слов

Восприятие цвета человеком 4

... влияние цвета на человека. .Выявить психологическое воздействие на человека цвета в рекламе и интерьере .Обнаружить ассоциативный восприятия цвета человеком. 1. Теоретический раздел 1.1 Психологическое и физиологическое влияние цвета на человека Физиологическое восприятие цветов: Красный ... зеленые - напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Эти особенности восприятия цвета человеком ...

4. Многие арт-терапевтические методики, техники, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с детьми в общеобразовательных школах с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.

Именно искусство, как мощнейший фактор воздействия на личность человека, способно помочь сформировать арт-терапевтическую культуру школьников, которая понимается как культура использования учащимися имеющихся арт-терапевтических знаний, умений и навыков профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний своего организма, для снятия стрессов, усталости и других негативных состояний средствами изобразительного искусства.

Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека

Влияние красного цвета на человека

Красный и алый цвет – это насыщенные оттенки. Они позволяют сдвинуться с мертвой точки, повысить тонус, получить заряд бодрости и активности, ощутить прилив сил. Если вы не можете принять верное решение, боитесь осуществить задуманное, то именно красный цвет избавит вас от всех сомнений, поможет быстрее сделать правильный выбор. Вы сумеете правильно расставить акценты, более ясно посмотреть на ситуацию, оценить приоритеты. Красный цвет придаст сил для борьбы за свое мнение и за свою точку зрения. Даже если вы считаете, что все тлен, жизненные силы покинули вас, то красный сможет все изменить к лучшему. Вы быстро встанете на ноги, обретете бодрость и силу духа.

Красная чакра прибавляет силы и выносливости людям. Причем рост, вес и другие физические данные не имеет значения, даже невысокие и хилые с виду люди проявляют необыкновенные способности. Это заметно окружающим, обычно с такими людьми не вступают в споры, не создают конфликтных ситуаций, так как отмечают, что перед ними стоит лидер. Но чрезмерная активность красной чакры может негативно сказываться на поведении. Появляется агрессия, излишняя вспыльчивость. Люди становятся нетерпимыми, чаще ревнуют. Слишком сильная активность влияет и на другие энергетические центры, поэтому человек не может достичь цели. Ведь на пути к мечте недостаточно только красной чакры, необходимо воздействие и других стимулов.

Красный цвет нужно использовать в меру. Лучше всего, по мнению специалистов, красный цвет действует утром. Он помогает проснуться и зарядиться энергией на весь день. Также этот цвет может применяться в ситуациях, когда нужно взбодриться, наполниться решительностью и амбициями. Положительное влияние красного цвета на человека отмечают и историки. Многие средневековые гербы и флаги используют в своей символике этот цвет. Он показывал военную мощь, стремление к завоеваниям и победам. Причем цвет влияет не только на успехи в военном деле. Он также связан с эротической сферой, со страстью и любовью. Красный цвет – это символ настойчивости, активности, силы и опасности.

Красный также положительно влияет на организм человека – стимулирует кровообращение, улучшает обмен веществ, работу сердечнососудистой системы, иммунитет. Эффект от красного можно заметить после долгой прогулки на холоде. Если вам нужно срочно согреться, то нет ничего лучше красных шерстяных носков. Этот цвет выбирают люди с пониженным давлением, нарушениями кровообращения. Но если давление повышено, то лучше исключить красный. Это же касается различных кровотечений. В таких ситуациях стоит использовать минимум красного или вовсе заменить его оранжевым цветом. Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

7 стр., 3259 слов

Восприятие цвета человеком 2

... со светом в мир чувств врывается цвет — итоже не отпускает до самой смерти. Цвет окружает человека со всех сторон,определяет настроение и самочувствие, влияет на работоспособность ипсихологическое состояние, даже ...

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Влияние оранжевого цвета на человека

Оранжевый цвет – активный и деловой. Он символизирует карьерный рост и успехи в бизнесе. Оранжевый обладает собственной особой теплотой и энергией. Он просто лучится позитивом и оптимизмом. Его использование благоприятно сказывается на работе мозга, стимулирует активную деятельность, творчество.

Оранжевый влияет на концентрацию внимания. Он играет важную роль во время ведения переговоров, ведь с помощью оранжевого цвета легче устанавливается диалог с собеседником. Вы сможете расположить к себе любого. Основные ассоциации – это лидерство, смелость, приключения, жизненный тонус. Его нужно использовать при работе в области торговли, недвижимости и права.

Выбирайте оранжевый цвет, если хотите постоянно находиться в хорошем расположении духа, снять стресс и раздражительность, улучшить работу мозга, поднять свои волевые качества. Влияние оранжевого цвета на человека поспособствует установлению дружеских отношений с другими людьми, сделает вас более ответственными. Не каждый принимает естественность этого цвета. Но зато оранжевый является самым безопасным, для него нет противопоказаний. Поэтому можно без проблем применять его в жизни.

В организме человека положительное влияние оранжевого цвета испытывает эндокринная, дыхательная и пищеварительная системы. Цвет сказывается на работе всех гормонов. В биоэнергетике оранжевый – это «основной инстинкт», к которому человек переходит после «самосохранения» красного.

Таким образом, пробуждение второй чакры происходит во время полового созревания. Вторая чакра отвечает за все вопросы, связанные с сексуальностью и семьей, начиная от полового акта, заканчивая инстинктом защиты собственного потомства. Если вы собираетесь создать семью, то окружите себя оранжевым цветом. Еще одно положительное влияние цвета на характер человека – повышение чувства собственного достоинства.

Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. ... успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности. Сила характера, ... естественно отличаются грубым и крепким видом тела и цветом скорее светлым, чем черным; по нравам и стремлениям ...

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Влияние желтого цвета на человека

Основные ассоциации желтого – это ум, знания, мудрость, самодостаточность, плодородие и зрелость. Этот цвет придает энергии, оптимизма, успокаивает и расслабляет. Именно желтый носит название интеллектуального цвета. Он положительно сказывается на памяти, творческой деятельности, способствует мыслительному процессу. Но существует множество оттенков желтого, все они оказывают различное влияние на человека. Взять, например, лимонный и медовый. Медовый оттенок является более зрелым, не каждому он по душе. Ведь он ассоциируется с осенью, с вечером. Поэтому некоторые люди плохо воспринимают медовый цвет. А лимонный ассоциируется с осенью и утром, поэтому может оказывать противоположное влияние. Хотя цвета и похожи, по своему воздействию они отличаются. Лимонный цвет улучшает настроение, положительно влияет на мозговую деятельность, придает заряд бодрости и позитива.

Влияние желтого цвета на человека испытывает нервная система. Его сфера – это правое полушарие, которое отвечает за творчество. С помощью желтого можно развивать свои таланты, этот цвет позволяет улучшать работу мысли. Как и оранжевый, цвет влияет на пищеварительную систему, но немного с другой стороны. Он работает с кишечником, отвечает за усвоение полезных веществ и пищи, особенно за усвояемость кальция. Если желтого недостаточно, то это может вызывать обострения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Цвет благоприятно сказывается на здоровье кожи, возвращая ей мягкость и упругость. Но желтый цвет не стоит использовать при бессоннице. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости.

В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Лучше не окружать желтым цветом маленьких детей, они реагируют на него негативно – начинают плакать. Также лучше не использовать его в качестве основного цвета стен в комнате. Иначе вы рискуете постоянно терять контроль над собой. Желтый цвет плохо влияет на сдержанность.

Влияние зеленого цвета на человека

Главная цель зеленого цвета – это сохранение богатства и процветания. Останавливаться лучше на теплых оттенках. Сочный зеленый цвет помогает избавиться от тревожности, волнений. Цвет оказывает освежающее действие, позволяет сохранять бодрость и оставаться в тонусе.

При появлении долгосрочных планов обязательно используйте зеленый. Например, если вы собираетесь сесть на диету или регулярно заниматься спортом, то зеленый цвет окажет вам необходимую поддержку. То есть, он влияет не на результат, а на сохранение уже имеющихся достижений. Много зеленого может работать как снотворное, полностью расслаблять организм. Но лучше избегать воздействия этого цвета с утра. Утром нужна бодрость, а зеленый будет тянуть вас к релаксации. Однако это влияние цвета на психику человека обуславливается еще и индивидуальными особенностями темперамента. Слишком много зеленого также производит негативный эффект – появляется тоска и апатия.

Естественно, что зеленый — это природа. Только здесь можно увидеть такое обилие этого цвета. Поэтому, если вы испытываете недостаток зеленого, то просто погуляйте по лесу. Также можно выбрать зеленые лампы в спальне или постельное белье этого цвета. Зеленый цвет улучшает зрение и повышает аппетит, положительно сказывается на работе мозга и концентрации внимания. Влияние зеленого цвета на человека позволяет избавиться от плохих мыслей и негативных эмоций. А это уже улучшает работу сердечнососудистой системы. Ведь именно плохое расположение духа и нервы способствуют появлению болезней сердца и сосудов.

Зеленая чакра в биоэнергетике связана с альтруистическим подходом, бескорыстной любовью и восхищением. Вы сможете позитивно принимать весь мир. Если зеленая чакра развита хорошо, то человек становится душой компании. А недостаток зеленого связывают с проблемами дыхательной системы, сложностями в общении и установлении отношений с противоположным полом. Слишком мало зеленого – это причина появления аллергических реакций.

Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

«Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель». Гете.

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Влияние синего цвета на человека

Активность – это, конечно, хорошо. Но гиперактивность часто приводит к проблемам. Чересчур импульсивным людям сложнее общаться с остальными, их энергия может навредить. Именно для таких людей и существует синий цвет. Он успокаивает, уравновешивает, контролирует. Вы сможете научиться управлять своими эмоциями, приобрести необходимую невозмутимость. Гиперактивность сократится, не будет достигать катастрофических масштабов. Через какое-то время вы сможете полностью контролировать свой темперамент и действия.

Влияние синего цвета на человека улучшает концентрацию внимания. Чрезмерная импульсивность зачастую сказывается на работе нервной системы, причем сказывается не лучшим образом. Но синий цвет способен справиться с этими проблемами. Ваш разум станет свеж и ясен. Также этот цвет увеличивает уверенность в себе. Как и в случае с другими цветами, синий имеет множество оттенков с разными эффектами. Насыщенный синий – это спокойствие, миролюбивость и безмятежность. Темно-синий считается более тревожным и депрессивным цветом. Он может вызывать беспокойство. Чрезмерное психологическое влияние цвета способно исказить реальное представление, погрузить человека в мир иллюзий.

Синий является синонимом меланхолии. Атмосфера безмятежности, которую он несет, сходна с консерватизмом. Если человек по натуре меланхолик, то ему лучше не использовать синий цвет. Альтернативной ему могут стать желтый или оранжевый. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Синяя чакра влияет на умственную деятельность человека, отвечает за интеллект, анализ и логику. Чакра этого цвета означает, что человек спокоен и дисциплинирован. Причем дисциплинирован не только внешне, но и внутренне. Синий – холодный цвет, поэтому он оказывает успокаивающее влияние на организм человека. Он помогает справиться с высоким давлением или температурой. Слишком много синего воздействует на гормоны.

Цвет схож с зеленым, он успокаивает и расслабляет. Чрезмерное воздействие этого цвета может навредить, поэтому в биоэнергетике часто синий заменяют на голубой. Цвет благоприятно сказывается на здоровье маленьких детей. Если у ребенка режутся зубки, то голубой – это идеальное решение. Также голубой может препятствовать воспалениям и бессоннице. Регулярное использование голубого цвета расслабляет, избавляет от усталости. Он действует лучше, чем зеленый, но при этом не имеет противопоказаний. Но если использовать голубой цвет в больших количествах, то он тоже может навредить.

Влияние голубого цвета на человека

Голубой цвет – это сочетание синего и белого, поэтому он совмещает воздействие обоих цветов. Одна его часть помогает расслабиться, успокоиться. Она создает эффект прохлады, освежает. Вторая часть стимулирует работу воображения, способствует внимательности. Голубой цвет часто встречается в школьных кабинетах, офисных помещениях.

Место расположения голубой чакры – это область шеи. Именно поэтому она влияет на творческий потенциал, на выражение своих мыслей, поэтическую деятельность. Любое стеснение при общении, высказывании своей точки зрения, выступлении на публике связано с проблемами с голубой чакрой. В древности говорили, что голубая чакра настраивает связь тела и головы. Если вы хотите научиться контактировать с незнакомыми людьми, четко выражать свои мысли и эмоции, то используйте голубой цвет. Также пятая чакра отвечает за иммунитет. Работа щитовидной железы связана с голубым цветом. Окружите себя им, тогда вы сможете избавиться от частых мигреней, перестанете постоянно посещать отоларинголога. Влияние цвета на человека способствует снижению утомляемости, улучшает координацию. Используйте его в спальне, ведь голубой вызывает сонливость, поэтому вы будете легче засыпать. Но избыток этого цвета может негативно сказаться на вашей деятельности – вы постоянно будете хотеть спать.

Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Бирюзовый оттенок оказывает совершенно иное влияние. Он представляет собой сочетание голубого и зеленого. Основное действие бирюзового сходно с голубым – физическое успокоение. Но дополнительно этот цвет снижает агрессивность, укрепляет эмоциональную стабильность. Бирюзовый цвет можно встретить в комнатах для медитации.

Влияние фиолетового цвета на человека

Фиолетовый цвет нельзя назвать натуральным, от него исходит ощущение неестественности. Но основная ассоциация – это богатство, роскошь и царственность. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему. Фиолетовый цвет выглядит таинственно.В основе фиолетового лежит красный и синий. Но его составляющие – это полные противоположности.

Фиолетовая чакра находится не в теле человека, а над головой. Она является замыкающей, аура на месте фиолетовой чакры создает связь с космосом. Это расположение отвечает за влияние фиолетового цвета на человека. Он отвечает за интуицию и прочие необъяснимые озарения. Все гениальные мысли и догадки приходят через эту чакру. Также с ее помощью мы можем понять свои прошлые воплощения. Основа фиолетового – это Знание. Причем знание будет сильнее, чем функция познания других цветов, например, синего или желтого.

Этот цвет позволяет прогнать любые страхи, справиться с меланхолией. Но фиолетового должно быть в меру, иначе вам грозят депрессии и усталость. Если слишком много времени уделять космической связи, то потребности реального тела будут получать меньше внимания. Отсюда и проблемы с нервами и другие расстройства.

Влияние белого цвета на человека.

Белый цвет – это цвет успешных людей. Если вы хотите, чтобы ваши идеи воспринимались окружающими, если вы хотите нравиться другим людям, легко браться за любые дела, то ваш выбор – белый. Неправильно говорить, что белый представляет собой отсутствие всякого цвета. На самом деле, он и есть сочетание всех цветов. Белый цвет – это безграничность. Он обладает огромной силой, способен наставлять и побуждать людей к действию. Одновременно он дарит свежесть.

Белый цвет может быть любым, он является истинным совершенством. Любое качество – доброта, справедливость, недоступность, открытость и искренность могут быть заложены в белом цвете.

Замечено положительное влияние цвета на настроение, физическое состояние человека. Он помогает всегда быть в тонусе, быть полным сил. С ним вы отбросите все свои переживания, страхи.

Белый цвет стимулирует работу органов зрения и эндокринной системы. Человек очищает свой организм от шлаков. Восприятие цветов происходит не только через глаза, но и через кожу. Этот факт был доказан, поэтому белая одежда положительно сказывается на сознании. Она полностью окутывает организм своим воздействием. Творческие люди, стремящиеся к покою и мирному существованию, желающие обрести независимость и свободу выбирают белый цвет. Его можно применять в решениях интерьера, использовать белую одежду. Но слишком много белого вызывает ассоциацию с больницей. При избытке этого цвета мы можем быть раздражительными, утомляемыми. Слишком много белого негативно сказывается на трудовой деятельности, поэтому старайтесь не переборщить с этим цветом.

Влияние черного цвета на человека

На самом деле, черный нельзя назвать полноценным цветом. Он поглощает свет. Но влияние этого цвета на психику человека огромно. Часто черный цвет становится симптомом депрессии, тоски, угнетенности, неуверенности. Но вместе с этим он позволяет нам отдохнуть, дает позитивный настрой.

Черный цвет влияет на человека, изменяет его. Вибрации черного цвета создают протест, несогласие с внешним миром. Такой человек может постигать те области, которые закрыты для других. Черный поглощает, но и отдает. А отдает он возможность понять то, что скрыто. Если человек хочет докопаться до истины, то он выбирает черный. В момент размышлений и осмыслений надевайте черное. Или когда вы хотите скрыться от посторонних глаз. Цель черного цвета – это вызов. Чтобы добраться до белого, необходимо пройти через черный. Только после этого можно добиться осознания. Черный пронизан белым, но понять это можно, только впустив черный в себя. Черный цвет способен маскировать, скрывать недостатки.

Человек, который носит черное, находится в поиске важной части жизни, он испытывает недостаток необходимого. Выход из черного нельзя делать резко, нужно постепенно добавлять другие цвета.

Влияние розового цвета на человека

Розовый – это не только поросячий оттенок, который многие терпеть не могут. Среди всей палитры можно найти именно такой розовый, который будет нравиться. Мы затронем два оттенка, которые оказывают диаметрально противоположное влияние. Натуральный розовый представляет собой сочетание красного и белого. Более насыщенный вариант – маджента. Он является сочетанием красного и фиолетового. Мадженту также называют фуксией. Натуральный розовый находится рядом с зеленым – в грудной чакре. Прагматикам чужд этот цвет, ведь он романтичный и легкомысленный. Именно он ассоциируется с женским началом, с чувственностью и нежностью, с любовью и сентиментальностью.

Розовый цвет связан с детством и безмятежностью. Но при этом он дает ощущение спокойствия и защищенности. Хотя в розовом присутствует агрессивный красный, этот цвет оказывает релаксирующее и расслабляющее влияние. Он снимает агрессивность и раздражительность. Розовый цвет положительно сказывается на нервном состоянии, но избыточность может навредить меланхоликам.

Помимо нервной системы, наблюдается влияние цвета на человека, на эндокринную систему, на работу органов слуха и зрительных органов, на иммунитет. Розовый избавляет от головной боли. Его нужно использовать при недостатке кальция в организме.

Другой цвет – маджента. Он является более активным. Иногда даже ему приписывают мужественность. Активность проявляется в настойчивой деятельности, в кардинальных переменах. Он заставляет идти напролом, создавать новое, преодолевать трудности и преграды. Маджента благоприятно сказывается на работе почек, придает сил и активности. Но не влияет на агрессивность, в отличие от красного цвета.

Влияние лилового (лавандового) цвета на человека

Лиловый соединяет в себе белый и фиолетовый цвета. Он немного похож на розовый своей романтичностью и нежностью. Но лиловый больше подходит мечтателям и интровертам. Он считается замкнутым, предназначен для ностальгических размышлений в одиночестве. Лавандовый цвет сопровождает уникальных людей. Про них обычно говорят «не от мира сего». Мечтатели, творцы, гении любят лиловый. Такие люди немного беззащитны перед миром, но душа их обязательно наполнена романтикой и творческими умениями. Обычно они эстеты, обладающие остроумием и чувством юмора. Лиловый подходит к обоим полам, хотя выглядит он немного женственно. Многие не переносят лавандовый цвет. Это значит, что человек отличается прагматизмом и уверенностью. Влияние цвета на психику человека сходно с влиянием фиолетового, но людям не грозит потеря связи с реальным миром. Лавандовый цвет позволяет обрести вдохновение.

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния человека

Методика является производной от цветового теста М.Люшера. Показателем степени эмоционального дискомфорта является суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), то есть от состояния абсолютного покоя. СО располагается в диапазоне 0-32, где 32 соответствует максимальному напряжению.

Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М.Люшера от самого приятного до самого неприятного. Процедура повторяется дважды с промежутком не менее 10 мин.

Материал: 8 цветных карточек размером 35 см. На обратной стороне каждой карточки проставлены соответствующие номера: 1 – синий, 2 – зелёный, 3 – красный, 4 – жёлтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – чёрный, 0 – серый.

Инструкция: «Выбери, пожалуйста, ту карточку, цвет которой тебе сейчас нравится больше всего. (Ребёнок выбирает карточку, а педагог, переворачивая её, отмечает полученный номер.) Молодец! Теперь посмотри и из оставшихся выбери ещё одну понравившуюся тебе карточку».

Процедура повторяется до тех пор, пока ребёнок таким образом не проранжирует все восемь цветов.

 

Обработка и оценка результатов: Показатель суммарного отклонения высчитывается с помощью таблицы пересчёта.

 

Чем меньше показатель СО, тем состояние человека ближе к эталону нервно-психического благополучия, что свидетельствует об активности, энергичности, уверенности в себе и позитивной установке к деятельности. Соответственно, чем больше этот показатель, тем выше напряжённость, зажатость, нестабильность, утомляемость и преобладание негативный и астеничных переживаний.Статистической нормой показателя СО является диапазон 12-20 баллов, что свидетельствует о психофизическом благополучии, оптимизме и активности в преодолении каких-либо трудностей. Если СО в диапазоне 4-12 баллов, это свидетельство «пассивной» активности человека. Как правило, это связано с низкой мотивацией в деятельности и со сниженным эмоциональным фоном, которые ведут к астенизации всех волевых компонентов. Данный показатель СО свидетельствует также о том, что физическое состояние ребёнка находится в норме, ребёнок чувствует себя комфортно, но в данном конкретном случае находится не в активном состоянии, а в пассивном. При СО в диапазоне 0-4 баллов ребёнок находится в состоянии абсолютного равновесия и покоя, при этом состояние релаксации настолько глубокое, что активность и стремление к деятельности отсутствует. Если показатель СО находится в диапазоне 20-28 баллов, это, как правило, свидетельство физического дискомфорта ребёнка. Он испытывает чувство утомления, усталости, испытывает острую потребность в отдыхе или смене деятельности.Критическим является диапазон СО от 28-32 балла, так как это свидетельство «хронического» утомления, психофизического дискомфорта и эмоционального напряжения. Ребёнку в этом случае необходимы своевременная помощь психолога и проведение более тщательного анализа для выявления причин подобного состояния.

2.2 Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др.

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.(см. приложение 1) Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

 

Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Обработка и интерпретация результатов теста

 

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

самочувствие – 5,4;

активность – 5,0;

настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

 

2.3 Опрос учащихся 11 Б класса « Арт-терапевтические возможности изобразительного искусства»

С целью выявление уровня осведомленности учащихся об арт-терапевтических возможностях изобразительного искусства мы провели опрос учащихся 11 Б класса, учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Знаете ли вы о целительной роли искусства?

2. Знаете ли вы, что такое арт-терапия?

3. Из каких источников вы узнали о терапии искусством?

4. Какие виды, направления арт-терапии вы знаете?

5. Какие направления вы уже использовали на практике?

6. Хотели бы вы познакомиться с приемами, техниками арт-терапии?

 

2.4 Беседа с учащимися 11 класса на тему «Помощь арт-терапии при стрессе»

Далее я провела беседу по теме «помощь арт-терапии в борьбе со стрессом», где показала ребятам эффективные способы борьбы со стрессом.

Первым способом стала раскраска антистресс. Такая раскраска новинка в арт-терапии, является отличным способом расслабиться, привести мысли в порядок и снять стресс. Научно доказано, что монотонные мелкие движения снимают тревожность. (см. приложение 2)

Вторым способом стала методика под названием «Клубок линий».(см. приложение 3)

Эта методика заключается в том, чтобы перенести все свои запутанные мысли, т.е. «клубок» на бумагу. Задание для ребят было такое: Вспомнить негативную или стрессовую для них ситуацию, и начать водить ручкой по листу бумаги, создавая хаотичные линии, пока не придет эмоциональное облегчение. В результате на листе образуется клубок, в который переходит вся плохая энергетика.

Третьим способом стала методика «Мое настроение»

Обычно она проводится после методики «клубок линий», но может быть проведена отдельно. Здесь задание для ребят было таким : Изобразить свое настроение с помощью цветных карандашей и фломастеров, и дать рисунку название.

Четвертым способом стала медитация под приятные звуки, или «звуки отдыха»

Многие уже слышали, что «музыка природы» благотворно складывается на здоровье всего организма(как физического, так и психического) Звуки шума прибоя, ручейка, дождя, мурлыкающей кошки, потрескивающего камина, пение птиц, и т.д. Естественным и мягким образом способны погрузить нас в состояние спокойствия и безмятежности, дав возможность нам отдохнуть и переключиться.

 

Результаты исследования

Далее было проведено первичное диагностическое исследование, с использованием вышеперечисленных методик.

Результаты диагностического исследования по методике оценки актуального психоэмоционального состояния, по которой можно определить уровни нервно-психической устойчивости учащихся.(См. приложение 4)

Вывод: У большинства опрошенных высокий уровень тревожности, что показывает нам, что они не могут справляться со стрессом и тревогами, которые накапливаются в школе, дома, что свидетельствует о повышенном уровне непродуктивной напряженности, сниженном эмоциональном тонусе, переутомлении.

Второе исследование было проведено по методике тестирования дифференцированной самооценки функционального состояния, то есть это исследование покажет нам уровни эмоционального состояния учеников. (См. приложение 5)

Вывод: примерно половина учеников имеет среднее значение по шкале самочувствия и настроения. Это говорит нам о том, что их не трогает стресс, они могут с ним справляться. У второй же половины сниженный уровень эмоционального состояния (настроения), это задевает как настроение, так и здоровье.

Третьим моим исследованием стал опрос об осведомленности учеников об Арт-терапии. (см. приложение 6)

Таким образом результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности учащихся об арт-терапии, ее направлениях, практическом применении.

В тоже время результаты диагностики показали, что у ряда учащихся выявлен повышенный уровень тревожности, сниженный уровень нервно-психической устойчивости (что свидетельствует о повышенном уровне непродуктивной напряженности, сниженном эмоциональном тонусе, переутомлении), сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).

Выводы: учащимся необходимо познакомиться с арт-терапией как одним из способов профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний, арт-терапевтическими техниками, доступными для освоения учащимися. .

Закончив проект, я могу сказать, что практически все, что было задумано, получилось. Например, я провела все запланированные исследования, подобрала интересные и эффективные арт-терапевтические упражнения, которые были бы посильны для учащихся,

Работа над проектом показала мне, что увлечение рисованием не только доставляет эстетическое удовольствие, развивает фантазию, творчество, но и помогает выразить свои мысли и чувства, помогает снять нервное напряжение, справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.

 

Вывод

Проведенные мною исследования показали, что ученики 11 класса больше подвержены стрессам, чем кто либо другой, и так же одиннадцатиклассники не знают об арт-терапии, и как она может им помочь. Моей гипотезой было утверждение, что «Арт-терапия помогает в преодолении внутри личностных конфликтов, дает социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.» Это высказывание я доказала, показав ребятам, как можно справляться со стрессом при помощи арт-терапии. Те же самые раскраски антистресс, помогают избавиться от стресса. Моей целью так же было «Экспериментально проверить эффективность использования приемов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний». Для достижения этой цели я провела три исследования чтобы выявить какие у ребят есть проблемы, и как с ними бороться. После этого я с ними провела беседу о пользе арт-терапии в борьбе с плохим настроением и стрессом. Показала им раскраски антистресс, и три методики расслабления. После использования упражнений, ребята сказали, что им стало проще избавляться от стресса.

Список литературы

1. «Цветоведение» Миронова, 1984

2. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000

5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Медицина,

6. 1989. — 304 с. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.

7. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.

8. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.

9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.

10. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

11. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.

12. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001

13. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.

14. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.

15. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г

 

 

 

Приложение 1

Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
Пассивный Активный
Малоподвижный Подвижный
Веселый Грустный
Хорошее настроение Плохое настроение
Работоспособный Разбитый
Полный сил Обессиленный
Медлительный Быстрый
Бездеятельный Деятельный
Счастливый Несчастный
Жизнерадостный Мрачный
Напряженный Расслабленный
Здоровый Больной
Безучастный Увлеченный
Равнодушный Взволнованный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Свежий Изнуренный
Сонливый Возбужденный
Желание отдохнуть Желание работать
Спокойный Озабоченный
Оптимистичный Пессимистичный
Выносливый Утомляемый
Бодрый Вялый
Соображать трудно Внимательный
Рассеянный Разочарованный
Полный надежд Недовольный

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

Уровень высокий   хороший   средний   сниженный   низкий  
кол-во чел./%   10/33%   8/27%   6/20%   4/13%   2/7%  

 

Приложение 5

кол-во чел./%   8/27%   10/33%   10/33%   сниженный  
Уровень высокий   хороший   средний   2/7%  

 

 

Приложение 4

 

1 Знаете ли вы о целительной роли искусства?   Да 10   Нет 7   Затрудняюсь ответить 13  
2 Знаете ли вы, что такое арт-терапия?   Да 15   Нет 10   Затрудняюсь ответить 5  
3.Из каких источников вы узнали о терапии искусством?   Интернет 11   Из телевизионной передачи 5   Затрудняюсь ответить 9  
4.Какие направления арт-терапии вы знаете?   Изотерапия 9   Музыкотерапия 6   Никакие 12  
5Какие направления вы уже использовали на практике? Музыкотерапия 6 Изотерапия 13   Никакие 17  
6.Хотели бы вы познакомиться с приемами, техниками арт-терапии?   Да 17   Нет 5   Затрудняюсь ответить 8