Презентация на тему: Теоретические

Теоретические

основы

психолингвистики

{

Лектор: Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный

университет»

План лекции:

1.Предмет, объект, основные понятия и задачи психолингвистики.

2.История развития и современное развитие психолингвистики.

3.Основы психолингвистической теории.

1.Предмет, объект, основные

понятия и задачи

психолингвистики.

Психолингвистика имеет единый объект с такими науками, как лингвистика, психология речи, лингвопсихология, литературоведение, антропология, программирование и др.

Объект психолингвистики – совокупность речевых событий или речевых ситуаций.

Мнения же по вопросу определения предмета психолингвистики изначально расходились.

1.ПЛ – наука, изучающая процессы, в которых интенции

говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти сигналы вызывают понимание у слушающих (Ч. Осгуд).

2.ПЛ изучает процессы кодирования и декодирования информации индивидуальными участниками коммуникации (Ч. Осгуд и Т.Сибеок).

3.ПЛ – наука об усвоении и использовании структуры языка (С.Эрвин-Триппи Д. Слобин).

4.ПЛ – это учение отношениях между экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые предоставляет людям язык (П. Фресс ).

6 стр., 2875 слов

Объект, предмет, задачи педагогической науки. Основные педагогические ...

... направленных на эффективное функционирование учебно-воспитательного процесса. Реформирование системы образования. 2. Понятийный аппарат педагогики. Каждая наука имеет свой предмет, т. е. она ... методологическим исследованием проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей. Объект педагогики - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений и обучения. Предмет ...

5.ПЛ – наука, изучающая влияние ситуации общения на сообщения (Т.Слама-Казаку).

6.ПЛ изучает связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании – с другой (Е.С. Кубрякова).

7.ПЛ изучает соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной образующей мира человека, с

другой (А.А. Леонтьев ).

Методы исследования в психолингвистике

заимствованные прямые и косвенные у психологии

и оригинальные

К заимствованным относятся те, которые традиционно используются в различных отраслях психологии:

1)наблюдение;

2)эксперимент (например ассоциативный эксперимент);

3)тестирование;

4)беседа;

5)опросники;

6)самонаблюдение;

7)и др.

Оригинальные методы созданы в психолингвистике для решения ее специфических исследовательских задач:

8)метод «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда;

9)метод «Семантический интеграл» В.И.Батова и Ю.А.Сорокина;

10)метод «Интент анализ» Т.Н.Ушаковой;

11)и др.

Основные понятия психолингвистики:

В современной науке существует три вида единиц речи. Психолингвистические единицы следует отличать от языковых и психологических единиц.

1.Языковые единицы соотнесены с языком или языковым стандартом, т.е. с объективно существующей в «социальной памяти» социальной группы языковой системой и языковой нормой. Например: фонема, лексема, графема.

2.Психолингвистические единицы соотнесены с речевой деятельностью. Это оперативные единицы порождения и восприятия речи. Это такие сегменты сообщения, которые являются функционально оперативными как целые в процессах декодирования и кодирования, это речевые действия и операции, находящиеся друг с другом в иерархических отношениях.

3.Психологические единицы – это компоненты нашего знания о своем языке, это отображение в сознании (и психике в целом) строения языковой способности, обеспечивающей речевую деятельность. Это знание может привноситься в процессе обучения, например обучения грамоте или родному языку в школе; но в то же время определенное отношение к языку, простейшие формы его осознания, вообще рефлексии над ним, возникают помимо обучения и наряду с ним, в частности в дошкольном возрасте до начала всякого систематического обучения.

современное развитие психолингвистики.

Психолингвистика как наука официально возникла в 1953 году в США, но история ее имеет значительно более длительный путь развития, поскольку предмет ее значительно расширился впоследствии.

Условно в развитии и становлении ПЛ как науки можно выделить 3 поколения.

Этап

Годы

Представите

Содержание

 

 

ли

 

1. ПЛ

С 1953 г.

Психологи

Развивалась в рамках

первого

 

Чарльз Осгуд и

бихевиоральной психологии.

поколен

 

Джон Кэролл и

Объект анализа –

ия

 

литературовед

изолированное слово; предмет

 

 

и семиотик

анализа – причинно-

 

 

Томас Сибеок

следственные связи между

 

 

 

словами, в первую очередь в

 

 

 

вербальной памяти человека;

 

 

 

схема анализа – стимул-

 

 

 

реакция с ассоциативной

 

 

 

связью между ними

 

 

 

(бихевиоризм);

 

 

 

экспериментальная методика –

 

 

 

преимущественно

 

 

 

ассоциативный эксперимент.

 

 

 

В 1954 г. была опубликована

 

 

 

книга «Психолингвистика» (Ч.

 

 

 

Осгуд Т. Сибеок, Балтимор), в

 

 

 

которой были изложены

 

 

 

основные теоретические

 

 

 

положения ПЛ и основные

 

 

 

направления

 

 

 

экспериментальных

Годы

Представител

Содержание

 

 

и

 

2. ПЛ

Конец

Психолог Дж.

ПЛ изучает процессы не только

второго

1950 гг. Миллер и

овладения и употребления

поколен

 

лингвист Н.

формальными языковыми

ия

 

Хомский

структурами, но и формирует

 

 

 

представления о воплощении в

языковых формах содержательных интенций (намерений, мотивов) коммуникантов. Процесс овладения языком – процесс овладения абстрактными грамматическими структурами и правилами их образования. У человека есть врожденное знание этих грамматических структур, т.е. овладение языком

– это актуализация врожденных грамматических знаний ребенка, языковое развитие обусловлено изнутри.

Презентация на тему: Этап

Этап

Годы

Представител

Содержание

 

 

и

 

3. ПЛ

В конце

Психологи в

Исследуются

третьег

1970 гг.

США Дж. Верч

психолингвистические

о

по

и Дж.Брунер;

процессы в широком

поколе

совреме

во Франции

контексте мышления,

ния

нный

Жак Мелер,

общения, памяти.

 

этап

Жорж Нуазе и

 

 

 

др.

 

В СССР длительное время в качестве синонима термину «ПЛ» использовалось понятие «Теория речевой деятельности». Психолингвистика как теория речевой деятельности (ТРД) возникла в СССР в середине 60-хг.г. ХХ в. на базе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с середины1930-хгодов в рамках психологической школы Л.С. Выготского и связанного с именами таких психологов, как А.Н. Леонтьев, А.С. Лурия, С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов и др.

Основы теории речевой деятельности были сформулированы в работах А.А. Леонтьева, который считается основоположником современной отечественной ПЛ. Основная черта теории речевой деятельности – это ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется как активная и целенаправленная речевая деятельность. Единицей анализа является элементарное речевое действие и речевая операция. Эта единица должна нести в себе все основные признаки деятельности.

Основные направления современных исследований:

1)· место и роль языка в формировании сознания в онтогенезе;

2)· речевые расстройства и восстановительное обучение;

3)· оптимизация речевого воздействия общественных институтов на членов социума; public relations;

4)· оптимизация функционирования СМИ;

5)·оптимизация непосредственного (контактного) диадического речевого общения;

6)· оптимизация соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом общении;

7)· оптимизация межкультурного общения;

8)· оптимизация овладения родным и иностранным языком,

9)· организация и функционирование ментального лексикона,

10)· язык и сознание: проблема образа мира,

11)· роль интенции в речепорождении.

3.Основы психолингвистической теории.

Косновным теоретическим положениям ПЛ относятся следующие:

1)концепция о произвольных движениях Н.А.Бернштейна;

2)деятельностный подход А.Н. Леонтьев;

3)теория «фазного строения» акта деятельности С.Л. Рубинштейна;

4)теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия;

5)теория речевой деятельности А.А.Леонтьева.

В качестве физиологических основ

психолингвистики выступает концепция Н.А. Бернштейна. Координация любых движений, по

Н.А. Бернштейну, в том числе и речевых движений осуществляется по принципу сенсорных коррекций, осуществляемых совместно различными системами афферентации и протекающих по основной структурной формуле рефлекторного кольца. Сенсорные реакции осуществляются синтезированными комплексами, все более усложняющимися от низа к верху и строящихся из разнообразных сенсорных сигналов. Эти сенсорные поля (сенсорные синтезы) определяют уровни построения движений. в движении осознается только ведущий уровень и соответствующие ему коррекции. Степень осознанности на разных уровнях неодинакова, она растет снизу вверх, как и степень произвольности.

Этапы возникновения и реализации произвольного движения, по Н.А. Бернштейну:

восприятие и оценка ситуации;

определение, что должно стать с ситуацией в результате активности;

что надо сделать для этого;

как сделать это.

3 и 4 этапы – это программирование решения поставленной задачи. При этом из возможных прогнозируемых исходов выбирается один и действие программируется применительно только к нему.

Теория деятельности (деятельностный подход А.Н. Леонтьева)

Любая деятельность определяется потребностью, которая опредмечивается мотивом. Основными компонентами деятельности являются цели и отвечающие им действия, средства и способы их выполнения и психофизиологические функции, реализующие эту деятельность.

В структуру деятельности входят :

1)мотив;

2)цель;

3)действия;

4)операции (способы выполнения действий);

5)установки;

6)результаты деятельности.

При этом действия – это не отдельные единицы, а цепь взаимосвязанных действий, подчиненных единой цели деятельности.

Деятельность – это динамическая система, в ней постоянно происходят трансформации. Самостоятельная ранее деятельность может утрачивать мотив и включаться в качестве действия в другую деятельность. И наоборот, действие может приобрести самостоятельную побудительную силу (мотив) и стать актом деятельности. Действие также может превратиться в операцию и начать реализовывать различные цели.

Горизонтальная структура деятельности по А.А. Леонтьеву

Теория «фазного строения» акта деятельности (горизонтальная структура деятельности) С.Л. Рубинштейна

Согласно данному подходу в деятельности выделяются следующие фазы (этапы):

1)мотивация, ее продуктом является интенция (намерение) и соответствующая установка;

2)ориентировочные действия;

3)планирование деятельности;

4)исполнительная фаза (реализация плана);

5)контроль.

Применительно к речевой деятельности в данной структуре выделяются следующие фазы:

6)мотивация и формирование речевого намерения;

7)звено ориентировки;

8)звено планирования;

9)звено реализации плана;

10)звено контроля.

Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии

Мозг как основа психических процессов не совокупность мозговых «центров» различных «психических способностей» (узкий локализационизм) и не недифференцированное целое, во всех своих отделах в равной степени связанное со всеми психическими «способностями» (антилокализационизм).

Мозг — это дифференцированное целое, различные структуры которого обеспечивают реализацию различных параметров (аспектов, звеньев) психической функции. Совокупность этих структур составляет определенную функциональную систему или морфофизиологическую основу конкретной психической функции.

Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и

эфферентные звенья, которые могут быть достаточно динамичными и взаимозаменяемыми. Каждое звено этой системы связано с определенной мозговой структурой, при этом у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций.

Презентация на тему: Теория речевой деятельности А.А. Леонтьева

Теория речевой деятельности А.А. Леонтьева

1.Единицей психолингвистического анализа является элементарное речевое действия и речевая операция.

2.В этих единицах выделяются основные признаки: предметность, целенаправленность, мотивированность, иерархическая (вертикальная) и фазная (горизонтальная) организация.

3.Эвристический принцип речевой деятельности, т.е. осуществление выбора стратегии поведения, гибкость оперирования элементами речи и языка.

4.Взаимоотношения образа и деятельности (процесса).

5.Активный характер речевосприятия, т.е. включение в перцептивный процесс актов, воспроизводящих его порождение.

Центром теории речевой деятельности А.А. Леонтьева является схема порождения речи:

1 этап – внутреннее программирование будущего высказывания, которое имеет образный характер (предметно-схемныйилипредметно-изобразительный)и формируется у говорящего на основе ориентировки в окружающей ситуации.

2 этап – грамматико-семантическаяреализация внутренней программы.