16. 1. Понятие о стрессе

ЛЕКЦИЯ № 1. Стресс как общий адаптационный синдром.

Слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского языков и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог постепенно исчез из-за «смазывания)) или «проглатывания)).

Эти слова сейчас имеют различное значение, несмотря на общность происхождения: деятельность, связанная со стрессом, может быть как приятной так и неприятной; дистресс всегда неприятен (Б181ге88 (англ.) — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; 81ге§8 — давление, нажим, напряжение).

Стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (все воздействующие на нас агенты вызывают как специфические так и неспецифические реакции).

В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс («у него температура» означает «у него высокая температура»).

«Полная свобода от стресса означает смерть».

Соображения практики выдвинули на одно из важных мест проблему напряжения, адаптации и перенапряжения, т.е. проблему стресса. Исследования В.Кеннона (1927, 1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем. Когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психическими причинами

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены канадским ученым Г.Селье (1950, 1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки и дал определение стресса как неспецифической реакции организма, которая возникает под влиянием любых сильных воздействий (стрессоров) и сопровождается перестройкой защитных систем организма.

Несмотря на разнообразие стрессоров — травма, инфекция, переохлаждение, интоксикация, наркоз, уышечная нагрузка, сильные эмоции, и т.д. — все они приводят к однотипным изменениям в вилочковой, надпочечных железах, в лимфоузлах, составе крови и обмене веществ, т.е. воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они ведут к цепи однородных, однотипных изменений, которые обеспечивают адаптацию, и ведущим звеном в этой адаптации Г.Селье считал эндокринно- гуморальную систему.

3 стр., 1053 слов

Стресс. Дистресс. Стрессоустойчивость и способы повышения стрессоустойчивости

... рассмотрение понятий: «стресс», «дистресс», «стрессоустойчивость», и определить способы повышения стрессоустойчивости. 1. Разграничение понятий «стресс» и «дистресс» Стресс — обязательный компонент жизни, — отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. ...

Гипофиз -> аденокортикотропный, соматотропный или др. гормоны -» экскреция из коры надпочечников глкжокортикоидов и минералкортикоидов —> дополнительная мобилизация функциональных резервов организма.

Вообще, хотя стрессы — настоящий бич нашего времени, но исследования Селье показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, т.к. играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психической и физиологической «поломкам» в организме.

16^ 2^Стадии стресса.

Стресс проявляется в виде общего адаптационного синдрома, который состоит из трех последовательных стадий (стадии тревоги, стадии сопротивления и стадии истощения):

I Стадия тревоги или «Алармп-стадия (немедленная мобилизация защитных сил).

В сою очередь эта стадия

состоит из 2-х фаз: фазы шока и фазы противотока.

В начале сопротивление организма понижается, происходят негативные реакции, т.е. это первая фаза шока —> мышечная и артериальная гипотензия, гипотермия, гипогликемия, сгущение крови, повышение проницаемости капилляров, инволюция лимфоидной ткани, язвенные поражения желудка и 12-ти перегной кишки, отрицательный азотный баланс —» т.е. происходят процессы катаболизма, а затем включаются защитные механизмы, т.е. наступает вторая фаза «противотока» -» изменения в обратном направлении (повышается артериальное давление, повышается мышечный тонус, создаются глюкортикоиды в крови, усиливается секреция кортикотропина и кортикостероидов).

На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому эта стадия иногда называется «предстартовой готовностью». Физически и психически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. В это время могут проходить заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии (хотя к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой).

Это хорошо известный феномен (Великая отечественная война — больницы опустели, так как люди внутренне были мобилизованы. 1992-93г.г. -общество стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими, политическими переменами, в результате чего больницы опустели, так как люди вынуждены мобилизовать все имеющиеся адаптационные ресурсы, запас которых не безграничен, на выживание в сложных условиях).

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

// стадия резистентности, или сопротивления, когда напряжением функций систем достигаетря приспособление организма в соответствии с новыми условиями. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует он себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема. Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется накопившаяся усталость.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... повышении АД, утрате мотивации достижений. Такое состояние Селье обозначил термином СТРЕСС и дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Есть и ... и спустя достаточно короткое время состояние стресса переходит во вторую и третью стадии, то есть дистресс. В отличие от айстресса дистресс оказывает разрушительное действие на здоровье ...

В этой фазе гипертрофируется корковое вещество надпочечных желез, активизируются анаболические процессы, усиливается гликогеногенез. Защитные реакции организма, которые обуславливают возможность жизни при стрессе, Селье назвал синтоксическими.

Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает

III стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, т.е. происходит общее падение возможностей организма и развитие патологии.

На этой стадии энергия исчерпана, функции защиты сломлены. Человек не имеет возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стресс ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей фазы больше похоже на «призыв о помощи», который может прийти только извне (поддержка или устранение стрессора).

Происходит истощение функциональных резервов, атрофия коркового вещества надпочечных желез, падение артериального давления, распад белковых веществ.

Т.о. можно сделать вывод, что исход стресса зависит, с одной стороны, от соотношения силы и длительности действия стрессора, с другой стороны от потенциальных возможностей защитных сил организма.

16. 3. Классификация стресс-Факторов

Существует ряд классификаций стресс-факторов, мы приведем одну из них, которую предлагает Л.В. Леви.

Кратковременные стресс-факторы:

  • Неудачи (когда людям напоминают об их предыдущих неудачах прежде или им предоставляется еще одна попытка разрешить неразрешимую проблему);
  • Сопровождение выполняемой деятельности осмысленными или бессмысленными шумами, бьющим в глаза светом и т.д.;
  • Страх (в результате критики, угрозы, увольнения, ожидания физической опасности, принятия критических решений);
  • Физический дискомфорт (жара, холод и т.д.)
  • Темп, скорость (требование закончить работу как можно скорее, перегрузка информацией).

    Долговременные стрессовые условия, которые подразделяются на 4 категории:

  • Фронтовые стрессы (отражение атак, упорная оборона);
  • Опасности, связанные с выполнением долга;
  • Тюремное заключение и любой вид полной или ограниченной изоляции;
  • Длительная деятельность, приводящая к усталости умственной или мышечной, или к той и другой одновременно. 16. 4. Классификация стрессовых состояний.

В литературе описаны эмоциональный, болевой, акустический, холодовой, физический, мотивационный, операционный, интеллектуальный и др. стрессы.

Однако вряд ли имеется необходимость в столь большом количестве терминов.

В основу классификации стрессовых состояний положена реакция одной из важных регуляторных систем организма -симпатоадреномодулярной системы (САМС).

  1. Физический стресс реакции, которые выражаются резкими сдвигами физиологических функций, вызванные действиями на организм стрессоров, не связанных с каким-либо эмоциональным переживанием (тренировочные уроки, протекающие в условиях минимальных психических переживаний, это тренировки, в которые входят стереотилизированые, продолжительные по времени упражнения, которые вызывают процесс утомления) — в данном случае отличается отсутствием ярко выраженного эффекта усиления активности САМС.
  2. Смешанный стресс, который вызывают комплексные стрессоры или стрессорные ситуации. Это могут быть малозначительные соревнования, в которых участвуют более слабые противники, или подразумевается формальное участие в них. Здесь есть некоторые сдвиги всех уровней САМС.
  3. Эмоциональный стресс реакции, которые вызываются значительными для спортсмена и значительными по силе психическими стрессорами или ситуациями, или процессами, основанными на ярких следах сильных эмоциональных переживаний (соревнования, победы, поражения в них).

    7 стр., 3370 слов

    Нервная система животного и его продуктивность

    ... животных - тип высшей нервной деятельности (тип ВНД). Типы ВНД определяются силой нервной системы, ее подвижностью и уравновешенностью ... экономические потери. Последствия от воздействия стресса зависят от нервной системы животного и силы и продолжительности ... жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, ...

    Здесь происходят значительные сдвиги САМС.

16.5. Эмоциональный стресс.

Вообще, на таком понятии как эмоциональный стресс, следует сказать попадробнее.

Понятие «эмоции» включает в себя как субъективный опыт, т.е. переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе, так и способ его выживания, который проявляется в проведении и вегетативных реакциях. Эмоции служат для более совершенного удовлетворения потребностей высокоразвитых организмов. При рассмотрении отдельных потребностей организма (в пище, продолжении рода, самозащите) всегда можно выделить иерархию механизмов, принимающих участие в их удовлетворении. Рефлекторные автоматические регулирующие механизмы действуют в определенных пределах, но как только отклонение от нормы становится слишком значительным и не поддается коррекции на этом уровне, вступает в действие более высокий уровень — мотивация. Мотивация — это вызванное той или иной потребностью организма эмоционально окрашенное возбуждение, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней центральной нервной системы для формирования поведения, ведущего к удовлетворению потребности. Например, для поддержания постоянства температуры тела у теплокровных животных имеется ряд рефлекторных механизмов — изменение кровенаполнения кожи, потоотделение и т.д. Но если оказываются недостаточными, включается механизм эмоций и вступает в действие мотивированные поведенческие реакции: штщы улетают в теплые края, животные строят укрытия, человек шьет одежду, добывает топливо, использует различные приборы для согревания или охлаждения и т.д. Любое целенаправленное поведение и животного, и человека обязательно связано с участием нервного аппарата эмоций.

Эмоции всегда сопровождаются вегетативными и эндокринными реакциями, т.к. любое эмоциональное возбуждение связано с гипоталамусом. Гипоталамус — это высший вегетативный орган, который организует все вегетативные компоненты эмоций (изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, функции желудочно-кишечного тракта и т.д.).

эндокринного компонента эмоций: выброс кортикотропина, соматотропина половых гормонов, кортикостероидов. Смысл этих реакций — подготовка организма к предстоящей мышечной работе, которая связана с добыванием пищи, бегством от врага и т.д.

17 стр., 8141 слов

Воздействие стресса на человека

... люди за ним просто не поспевают. Поэтому в современной психологии практическое изучение стресса занимает одно из ведущих положений. На современном этапе диагностика стресса, как одного из эмоциональных ... (ОАС). Адаптация -- это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, ...

В норме все эмоциональные реакции имеют определенную степень выраженности, всегда адекватную жизненной ситуации, в которой находится организм. Процессы возбуждения в эмоциональном центре характеризуются определенной силой и продолжительностью. Они контролируются и своевременно угнетаются соответствующими тормозящими структурами. Если в силу какой-либо причины наступает чрезмерное возбуждение эмоциональных центров, что называется эмоциональным стрессом, то может возникнуть стойкое нарушение деятельности центральной нервной системы, которое клинически проявляется в виде невроза.

Эмоциональный стресс можно получить при воздействии очень сильных или необычных раздражителей (световых, звуковых и др.); при нанесении болевого воздействия (удар тока) с различными интервалами и в течение длительного времени; или при наличии трудных условий для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения в нервных центрах, например, если у собаки длительное время вырабатывать очень тонкую дифференцировку, что требует напряженной работы механизмов торможения, то в итоге может наступить истощение процесса торможения и развитие стойкого длительного возбуждения, при котором становится невозможной нормальная высшая нервная деятельность. Причиной эмоционального стресса также может стать «конфликтная ситуация», при которой человек под влиянием различных ограничивающих факторов не может удовлетворить своих ведущих биологических и социальных потребностей (например, выраженный эмоциональный стресс можно получить при стимуляции эмоциогенных центров в условиях иммобилизации, при ограничении времени удовлетворения потребностей и т.д..

Схематично это можно представить так: 1. Конфликтная ситуация (часто повторяющаяся и продолжительная) —» 2^ Нарастание эмоционального напряжения3. недостаточность процессов торможения —> 4. стойкое возбуждение определенных нервных центров —> 5. нарушение деятельности внутренних органов и эндокринной системы, формирование устойчивой гипертензии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, тиреотоксикоза, нарушения менструального цикла (через вегетативную нервную систему и гипоталамо-гипофизарный аппарат).

Эмоциональный стресс может привести к нарушению высшей нервной деятельности, характер которых зависит от типа нервной системы, способа воспроизведения эмоционального стресса, функции эндокринных желез и других факторов. Исследования показали, что расстройства высшей нервной деятельности у экспериментальных животных протекают с преобладанием либо процессов возбуждения, либо торможения. В первом случае характерно двигательное возбуждение, агрессивное поведение, потеря ранее выработанной дифференцировки и способности вырабатывать новую. Такой характер расстройств наблюдается преимущественно у животных с сильным типом нервной системы. У животных со слабым

типом нервной системы очень быстро истощаются процессы возбуждения и развивается торможение. Животные становятся вялыми, неподвижными. У них угасает все условные рефлексы, а в некоторых случаях исчезают и безусловные — животное отказывается от пищи и т.д.. У человека при неврозе различаются нарушения эмоциональной сферы. Отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроения, иногда длительные периоды угнетенного состояния. Могут возникать и необычные, неадекватные эмоциональные состояния в виде фобий (страха) и т.д. Часто нарушается память, способность к концентрации внимания, сон. Могут наблюдаться и различные двигательные расстройства.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... – интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биогенные: нервная система, система желез, обменные процессы, половые различия, анатомические особенности. Социогенные: социальная роль, ... за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением ...

Р.Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. Такая оценка вызывает эмоции и такую же эмоциональную перестройку в организма, как и любой другой (механический, термический) раздражитель.

Т.о., если при физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, то при психическом стрессе адаптация предшествует ситуации, наступает заблаговременно.

В последние годы отмечается условность полного разделения физиологического и психического стрессов: в физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот.

Реакция организма единая, затрагивает многие его системы и функции, и поэтому обозначение стресса уточняется: цельная психо-физиологическая реакция, в которой физиологический и психический компоненты, их удельный вес, могут быть различны.

16. 6. Травматический стресс.

Это особая форма стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим, т. е. Вызывает психическую тревогу. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Психологическая травма возможна, если:

  1. происшедшее событие осознаваемо, т.е. человек знает, что с ним произошло и из-за чего ухудшилось психическое состояние;
  1. пережитое разрушает привычный образ жизни.

«Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства».

1).

Посттравматические стрессовые нарушения. Травматический стресс определяется как комплекс реакций^ когда:

1 .травмирующее событие упорно переживается вновь и вновь в совершенно различных формах:

-повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии (образы, мысли, представления);

-действия и чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»);

-интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим травмирующее событие;

-физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травмирующее событие (спазмы в желудке, головные боли).

2.упорное избегание всего, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, места и люди, которые напоминают о травме

3.появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы

4.снижение интереса к тому, что раньше интересовало, равнодушие ко всему

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние ...  Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека, например, такие как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность,эмоциональная ... своему здоровью со стороны чрезмерного стресса, приобретающего характер деструктивного влияния. ...

5.отстраненность и отчужденность, ощущение одиночества

6.притупленность эмоций

7.чувство укороченного будущего (короткая жизненная перспектива)

8.некоторые постоянные симптомы:

-проблемы со сном (бессонница или кошмары, прерывистый сон)

-раздражительность или вспышки гнева

-нарушения памяти и концентрации внимания

-сверхбдительность -» постоянное физическое напряжение -» дополнительные проблемы

-преувеличенное реагирование (вздрагивание, крик)

Таким образом, травмирующее событие резко отличается от всего предыдущего опыта, следовательно, причиняют сильные переживания, страдания, что приводит к бурной отрицательной реакции.

Нормальная психика а этой ситуации стремится смягчить дискомфорт: человек коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, старается сделать свою жизнь хоть немного легче, в результате чего возникает психическое напряжение. Если нет возможности его разрядить, то тело, душа (психика) находят способ «сжиться» с ним, приспособиться (адаптироваться) к нему.

2).

Причины психической травмы

Дж. Элом предложил рассматривать все психические проблемы травматического стресса с точки зрения:

  • Смерти — т.е. человек становится свидетелем чьей-то смерти или сам может умереть. Существует ряд психологических защит, которые позволяют человеку жить с этой мыслью. Эти защиты формируются на протяжении всей жизни. У ребенка на 3- 4 году жизни впервые появляется страх умереть, в результате чего он создает психологические защиты в виде базовых иллюзий: 1.иллюзия собственного бессмертия, 2.иллюзия простоты устройства мира (черное -белое), 3.иллюзия справедливости.
  • Свободы — т.е. ограничение свободы различных сторон жизни может носить достаточно сильный фрустрирующий характер (ограничение свободы выбора, свободы передвижения, свободы слова, …).
  • Изоляции — т.к. человек — существо не только биологическое, но и социальное, то сколько-нибудь длительное лишение его социальной среды, может привести к различным невротическим расстройствам.
  • Бессмысленности. Здесь, наверное, достаточно привести слова Б. Франклина: «Человек может вынести все, что угодно, если в этом есть смысл».

Т.е. это абсолютно реальные объекты переживания, которые могут приводить к стрессу.

16, 7. Биологическое значение адаптационного синдрома заключается не только в том, что во второй , наиболее длительной его стадии повышается резистентность организма по отношению к фактору, вызывающему состояние стресса, но и в том, что при не очень сильном и длительном стрессе может создаваться или повышаться неспецифическая резистентность организма к различным другим факторам. Она проявляется в повышенной выживаемости после воздействия летальных агентов или же в уменьшении воспаления, предупреждении гиперергических реакций, поражение сердца, почек и других органов, возникающих под влиянием патогенных факторов. Например, кровопускание (стрессор) можно ослабить воспаление, вызванное внутрикожным введением формалина. Мышечное напряжение или травма защищает животное от некроза в миокарде, вызываемого внутривенной инекцией протеолитических ферментов. Кортикотропин и кортикостеройды играют в формировании неспецифической резистентности ведущую роль. Поэтому их называют адаптивными гормонами. Систематическое воздействие на организм слабых и умеренных раздрожителей (например холод, физические упражнения) поддерживает готовность эндокринной системы к адаптивным реакциям.

10 стр., 4920 слов

Скелетно-мышечная система организма и ее функции

... суставе и движения плечевого пояса (ключицы и лопатки) относительно грудной клетки. Нарушение функции одного из этих компонентов, например, из-за боли частично компенсируется другим. 1.1.2 Суставы ... простоте устройство костно-мышечной системы продолжает удивлять даже современного ученого. 1.1. Строение и функции суставов 1.1.1 Суставы верхних конечностей. Лучезапястный сустав и суставы кисти На ...

Недостаточность адаптации или ее отклонения в противоположную сторону являются, по Селье, причиной развития болезней адаптации. Экспериментальное подтверждение этого положения состоит в возникновении гипертензии, нефросклероза, гиалиноза органов, усиление воспалительных реакций после введения больших доз дезоксикортикостерона, который обладает противо воспалительными свойствами. Введение животным гликокортикойдов (противовоспалительные гормоны) тормозит воспаление, но в то же время подавляет иммунные реакции, вызывает язвенное поражение желудка и двенадцатиперстной кишки, создает условия для возникновени некроза миокарда. Недостаточность секреции гликокортикойдов способствует гиперергическому течению иммунных процессов, снижает устойчивость к болезнетворным воздействиям. К болезням адаптации Селье относит ревматизм, бронхиальную астму, некоторые болезни почек, сердца и сосудов, рад кожных и других заболеваний. В их возникновении большое значение придается кондщщональным (обуславливающим ) факторам. Этими факторами могут быть переохлаждение, перегревание, физическое переутомление, отягощенная наследственность, избыточное потребление поваренной соли. Совместное введение кортикостеройдов и хлорида натрия создает фон, на котором различные раздражители вызывают некротические изменения в сердечной мышце.

Теория Г.Селье возникла на основе изучения эндокринных механизмов приспособительных реакций организма. Между тем еще раньше трудами У. Кеннона, Л.А. Орбели и их учеников было создано учение об адаптационно-трофической роли симпатической части вегетативной нервной системы в защитно-компенсаторных реакциях. Некоторые проявления стресса (появление язв) наблюдаются у гипофизэктомированных животных. Следовательно, невозможно сводить все разнообразие этих проявлений к одной только гормональной перестройке. Стресс является сложной нервно-гуморальной реакцией, в развитии которой принимают участие нервная система и эндокринные железы. Необходимо также отметить некоторую недооценку Г. Селье специфичности ответной реакции на патогенные раздрожители.Вместе с тем следует подчеркнуть , что теория Г.Селье оказала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины. На основе этой теории разработан новый подход к проблеме старения, получила объяснение неспецифическая терапия (кровопускание, аутогемотерапия, иглоукалывание).

Основные положения этой теории успешно разрабатываются и в настоящее время.

17. Шок.

Шок — (удар, сопротивление) — это тяжелый патологический процесс, который сопровождается истощением жизненно важных функций организма и приводит его на грань жизни и смерти из-за критического уменьшения капиллярного кровообращения в пораженных органах.

Формы шока:

  1. Первичный гиповолемический шок — связан с наружной или внутренней кровопотерей, потерей плазмы (ожоги), потерей жидкости и электролитов, перераспределением крови в сосудистом русле (тромбоз).

    7 стр., 3148 слов

    Копия 2 распр.нарушения у детей

    ... восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития зрительно ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

    Дефицит объема крови приводит к уменьшению величины венозного возврата к сердцу, что в свою очередь вызывает уменьшение УО и МО и снижение АД и, как следствие этого, происходит уменьшение кровоснабжения органов и тканей, что клинически проявляется тахикардией и увеличением периферического сопротивления сосудов.

  2. Травматический ток развивается на фоне резко выраженного раздражения или повреждения интеро-, экстеро-, проприорецепторов вследствие прямого повреждающего действия физических факторов и существенных нарушений функций ЦНС.

Шок характеризуется стадийностью нарушения |

1 стадия возбуждения (эректильная) — («егесшк» — «напряженный») кратковременное возбуждение ЦНС, т.е. увеличение ЧСС, АД, ЭС, что приводит к избытку гормонов и, следовательно, к развитию стрессового синдрома.

^2 стадия торможения (торпидная) — (‘Чогркшз» — «оцепенелый») может длиться от нескольких минут до суток и характеризуется преобладанием процессов торможения в ЦНС, что приводит к снижению функций жизненно важных органов и систем.

Токсемия — всасыванние в систему кровообращения продуктов распада.

З.Кардиогенный шок может происходить при снижении насосной функции сердечной мышцы (ИМ, миокардит), при тяжелых нарушениях сердечного ритма (тахикардия), при томпонаде сердца (тромбоз), при массивной эмболии легочной артерии (тромбоэмболия легких).

Вследствие нарушения насосной функции уменьшается производительность сердца (понижается АД, ЧСС, МО и увеличивается давление наполнения сердца), что приводит к тахикардии и увеличению периферического сопротивления сосудов. Клинические проявления кардиогенного шока при ИМ, которые наступают во время сильной боли в области сердца — резкая, остро возникающая слабость, бледность, синюшность губ, похолодание конечностей, выступание холодного пота, потеря сознания

4. Сосудистые формы шока

1).

Септический (инфекгщонно-токсический») возникает при инфекциях, которые вызываются чаще грамоотрицательной флорой (кишечная палочка,…), реже грамположительной микробной флорой (стафилококк, стрептококк,…).

Первичное нарушение сосудистой регуляции из-за бактерицидных токсинов приводит к открытию артеро-венозных шунтов, которые нарущают периферическое кровообращение и, следовательно, питание тканей, что характеризуется уменьшением АД и общего периферического сопротивления и увеличением давления наполняемости сердца. Как компенсация происходящего увеличивается УО, ЧСС, МО, которые через некоторое время падают.

2).

Анафилактический шок возникает вследствие повышенной чувствительности организма к веществам антигенной природы (укус пчелы, змеи, прием антибиотики, …).

Вообще, это наиболее тяжелое проявление аллергической реакции на действие веществ, в том числе и лекарственных. Клиника: тошнота, рвота, внезапное падение АД, увеличение ЧСС, ускорение поверхностного дыхания, потеря сознания, крапивница, отек лица, шеи, туловища (в месте введения лекарства), отек голосовых связок, удушье. Схематично цепь реакций можно изобразить таким образом: Наличие гистамина — снижение сосудистого тонуса — понижение АД — расширение капиллярных и емкостных сосудов — уменьшение венозного возврата крови к сердцу — уменьшение давления наполняемости сердца — скопление крови в венах и капиллярах — уменьшение объема циркулирующей крови — относительная гиповолемия — прямое нарушение деятельности сердца.

5.0жоговый шок — это 1-ая стадия ожоговой болезни (2-ая ст. — ожоговая токсемия, 3-я ст. — ожоговая инфекция, 4-я ст. -ожоговое истощение, 5-я ст. — исход).

В развитии ожогового шока главную роль играют болевой фактор и чрезмерная афферентная импульсация в ЦНС. Перераспределение и последующее истощение нервных центров нарушают регуляцию сосудистого тонуса, дыхания и функций сердца. Развитию шока способствует и интоксикация, которая при ожогах выражена очень сильно. Ожоговые токсины появляются в организме в результате нарушения ОВ, но больше всего их образуется на месте повреждения. Из поврежденных тканей в общий кровоток поступает денатурированный белок и токсичные продукты его

6. Эмоциональный шок может наступить под влиянием внезапной и очень сильной психологической травмы, которая сопровождается угрозой для жизни. Клинические проявления: потливость, побледнение или покраснение, резкие изменения ЧСС

1-ая форма — обездвиженность, остолбенение, которое может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.

2-ая форма — хаотичное двигательное беспокойство крик, бег (нередко в сторону опасности), которое затем может перейти в состояние ужаса (психоз страха), т.е. в 1-ую форму.

Т. о. токэто общая реакция организма на сверхсильное раздражение, которая х-ся тяжелыми расстройствами жизненно-важных функций практически всех систем организма.

Схематично эту цепочку реакций можно представить следующим образом:

Макрогемодинамические нарушения

Нарушения микроцеркуляции (снижение капнилярного кровотока)

^

V

Нарушение доставки к тканям кислорода и др. энергетических субстратов

Затруднение выведения продуктов распада

Метаболический ацидоз _^_

7 ‘•• /

/ Дальнейшие расстройства микроциркуляции вплоть до полной остановки движения крови

А наиболее чувствительны к подобным расстройствам такие органы как легкие, печень, почки, следовательно, возможна острая недостаточность дыхания, почек или печени.

18. Кома.

Кома — бессознательное состояние, обусловленное нарушением функций ствола мозга. 18.1. Этиология. ^

Состояние комы могут вызвать черепно-мозговая травма, инсульт, инфекции, эпилептический статус, опухоли мозга, экзогенные интоксикации, нарушения системного метаболизма (сахарный диабет, гипогликемия, уремия, тиреотоксикоз, …).

18. 2. Клиника.

Течение (степени) комы

1.Легкая степень — есть реакция на болевые стимулы, при которой сохранены рефлексы слизистой оболочки носа, корнеальные и зрачковый рефлексы, а также могут сохраниться сухожильные рефлексы.

2.Выраженпая степень рекция только на интенсивные болевые стимулы, нарушение глотания.

3. Глубокая степень — арефлексия, атония, грубые нарушения дыхания и кровообращения.

4.3апредельная кома (терминальная) — жизнедеятельность сохраняется только за счет искусственной вентиляции легких и стимуляции сердца.+

Прогноз.

Зависит от причины комы и тяжести повреждения ствола мозга (при глубокой коме прогноз чаще неблагоприятный, при запредельной — абсолютно неблагоприятный).

Диабетическая кома грозное осложнение сахарного диабета, которое является результатом либо шттоксикапии организма кетоновыми телами (гиперкетонемическая или гипергликемическая кома), основные клинические проявления которой — потеря сознания, патология дыхания, снижение АД; либо нарушения водно-электролитного обмена (гиперосмомолярная кома).

Печеночная кома — наиболее тяжелое проявление функциональной недостаточности печени, которое характеризуется токсическим поражением НС с глубокими нервно-психическими нарушениями, судорогами, потерей сознания, и расстройством жизнедеятельности организма. Причиной м.б. заболевания печени, чаще вирусный гепатит, цирроз, токсическая дистрофия.