Раздел 3. Особенности поведения ребёнка при психологическом благополучии и неблагополучии
Тема 3.1. Психическое состояние как отражение взаимодействия детей с жизненной средой
Первая часть занятия: лекция
Психическое состояние — сложное по структуре психическое явление, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.
Гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с окружающей его жизненной средой, при котором:
1. сохраняется здоровье человека,
2. сохраняется его способность к адекватному поведению и деятельности,
3. появляются возможности для полноценного личностного развития.
У человека нет видимых переходов от одного психического состояния к другому. Любое актуальное состояние берет свое начало в предыдущем, иногда развивается месяцами, не замечаемое порой ни самим человеком, ни окружающими его людьми.
Внешне психическое состояние может проявляться сильнее или слабее. Некоторые состояния вообще не имеют признаков внешнего проявления.
Принято характеризовать состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.
Раскрывают характеристики состояния такие понятия, как активация, тонус, напряжение, стресс.
Активация проявляется в активном поведении и энергичных действиях, желании изменить ситуацию оптимистическим отношением к проблемам, уверенностью.
Тонус обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающих их готовность к деятельности. Он является одним из структурных компонентов психического состояния. В психологии тонус раскрывается как возможность расходовать энергию, стенически реагировать на возникающие трудности. Повышенный тонус проявляется в готовности человека к работе, в субъективном ощущении внутренней собранности. Плохая работоспособность, несобранность, вялость, астенические реакции на возникающие жизненные трудности говорят о пониженном тонусе.
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...
Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания и также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. По мнению многих исследователей, основной причиной возникновения напряжения является неудовлетворенная потребность.
Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.
Г. Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс.
Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека.
Дистресс («distress», англ. — горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив, производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
В структуре стресса различают стрессорное воздействие, интерпретацию и оценку ситуации, стрессовые изменения в организме и личности, адаптационный процесс.
Основные признаки стрессового состояния у детей.
1. Подавленное настроение
2. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
3. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
4. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
5. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.
6. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
8. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, ... Фрустрация. Она характеризуется ощущением трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на ...
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.
Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:
1. нерациональный режим жизнедеятельности,
2. дефицит свободы движений,
3. недостаточность пребывания на свежем воздухе,
4. нерациональное питание и плохая его организация,
5. неправильная организация сна и отдыха детей,
6. авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,
7. необоснованное ограничение свободы детей,
8. интеллектуальные и физические перегрузки
9. неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (здоровьесбережение):
1. Коррекция бытовых процессов:
· Организация полноценного детского сна: соблюдение гигиенических и педагогических требований.
· Организация полноценного детского питания. Высокое качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню, психологически комфортная и сама процедура приема пищи.
· Оптимальный режим двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, подвижные игры, физкультурные занятия и др.
· Чередование физической и интеллектуальной нагрузок
· Построение образовательного процесса на основе специфических детских видов деятельности
· Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным (гибким), учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.
2. Ненасильственное взаимодействие с детьми
3. Комфортная обстановка в группе
4. Применение технологий здоровьесбережения (занятия ритмопластикой[1]; оздоровительные игры; организация психотерапевтических прогулок; оздоровительный бег; закаливающие процедуры, виброгимнастика, разминка-физминутка, ритмическая гимнастика, аутогенная тренировка, занимательный аутотренинг)
При разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами.
1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели.
Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи
... формулировались выводы, разрабатывались методические рекомендации по организации проведения занятий по развитию речи, способствующие эффективному усвоению родного языка детьми среднего дошкольного возраста. Теоретическая значимость ... процессе воспитания личности педагоги во всех во всех учебно-воспитательных учреждениях встречают достаточно серьёзные трудности на пути перехода от образовательного ...
2. Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. Не будем забывать, что ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней.
3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения.
4. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок.
5. Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.
6. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.
Вторая часть занятия: Ознакомление студентов со здоровьесберегающими технологиями: работа в подгруппах, аннотация технологий, практическая проба
[1] На занятиях ритмопластикой дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.