Основные методы психогенетики

Тема: Методы психологических исследований и их разрешающая способность.

Цели лекции:

обозначить трудности, связанные с особенностями человека как объекта генетического исследования;

изучить классификацию методов психогенетики;

сформировать представления о генеалогическом методе;

изучить метод приемных детей: основную схему, историю возникновения, современные программы, ограничения метода(юридические и психологические);

изучить метод близнецов и его разновидности;

сформировать представление о генетикоматематическихметодах

психогенетики.

План:

1.Классификация психогенетических методов.

2.Близнецовый метод.

3.Генеалогический метод.

4.Метод приемных детей.

5.Методы генетикоматематическогоанализа.

6.Понятийный аппарат.

7.Литература.

1.

Обоснованием использования в психогенетике методов исследования роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий являются следующие основания:

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования 1 Цели изучения курса •Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психологопедагогических исследований; •Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации; •Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, ...

1)генетические различия между людьми могут проявляться в фенотипических различиях, следовательно, для изучения роли генотипа можно использовать те особенности, которые доступны для внешнего наблюдения, и которые можно измерить;

2)генетические различия можно выявить, сравнивая между собой людей, имеющих разную степень генетического сходства, т.е. близких и дальних родственников(С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова, 2008).

Для психогенентики как психологической дисциплины характерны следующие основные группы методов:

1. Общепсихологические методы:

организационные (лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, сравнительный метод);

эмпирические (тесты, опросники и т.д.);

методы статистического анализа.

2.Специфические методы:

близнецовый метод и его разновидности;

4 стр., 1561 слов

1.Методы психогенетики

... , рожденным в разное время, и могут быть однополыми и разнополыми. Частота рождения близнецов невелика и составляет около 1% (1/3 однояйцевые, 2/3 ... тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Метод близнецов является одним из наиболее информативных. Он ...

генеалогический метод;

метод приемных детей;

методы генетикоматематическогоанализа.

2.

Близнецовый метод был впервые предложен Ф.Гальтоном, а его современная модификация Г.Сименсом. Феномен близнецовости рассматривается через категории дизиготных и монозиготных близнецов. Дизиготные пары это близнецы, которые рождаются из разных оплодотворенных яйцеклеток(могут быть разные отцы). Монозиготные близнецы происходят от одной зиготы, которая

на определенной стадии дробления разделилась на два самостоятельных организма. Это единственные люди на Земле, которые обладают100% идентичными генетическими программами. При неполном разделении зиготы рождаются сиамские близнецы. В1811г. в городе Сиам(Тайвань) был зарегистрирован первый случай рождения сиамских близнецов. Частота рождения дизиготных близнецов в различных популяциях варьирует. Частота рождения монозиготных близнецов более стабильна. Причем, дизиготных близнецов рождается в2 раза больше чем монозиготных. Частота рождения близнецов зависит от:

генетики;

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

Способы разрешения педагогических конфликтов В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы: 1. Конфликты между учителем и учеником.  2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).  3. Конфликты между учителем и родителем (родителями).  4. Конфликты между ...

номера беременности;

возраста женщины;

использования гормональной терапии и контрацептивов.

Концепция близнецового метода состоит в том, что монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, т.е. генетически идентичны и различия в их фенотипах должны объясняться только средовыми причинами. Г.Сименс

разработал надежный метод диагностики зиготности и назвал его методом полисимптомного сравнения, который предполагает оценку сходства и различия близнецов по множеству параметров. Каждый параметр сам по себе ничего не говорит о зиготности, а их совокупность позволяет выходить на точную диагностику(И.М. Зырянова, С.Д..Пьянкова, 1993).

Виды близнецового метода:

1. Классический близнецовый метод.

Исследуемый признак сопоставляется в парах монозиготных и дизиготных близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства.

2. Метод контрольного близнеца.

Используется на монозиготных выборках с целью изучения влияния конкретных средовых факторов на изменчивость признака. На одного из близнецов пары оказывается определенное воздействие(например, тренировка), второй воздействию не подвергается. Затем сравниваются результаты по данному признаку после воздействия.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

Литература Основная Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003. ...

3. Лонгитюдное близнецовое наблюдение.

Проводится длительное прослеживание одних и тех же близнецовых пар. Затем определяются внутрипарные и межпарные различия. Можно сказать, что это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным.

4. Метод близнецовых семей.

Этот метод представляет собой сочетание близнецового метода и генеалогического. Исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети монозиготных близнецов являются полусибсами, т.е. как бы детьми одного т того же человека от разных браков. С помощью этого метода можно исследовать влияние материнского эффекта, наследственных причин ряда заболеваний, при которых один из монозиготных близнецов поражен болезнью, а другой нет.

5. Исследование одиночных близнецов.

Сопоставление особенностей развития одиночных близнецов и детей, родившихся в многоплодных родах, при которых один из детей умер при рождении. Является вспомогательным методом, который позволяет оценить влияние пренатальных особенностей развития близнецов на их дальнейшее развитие.

4 стр., 1610 слов

Исследования методом приемных детей

... именно: возраст близнецов, возраст разлучения, маленькие объемы выборок, исследования на близнецах – можно ли переносить данные на популяцию в целом? Исследования методом приемных детей. Наиболее известные исследования: Бергс, Лихи ...

6. Исследование близнецов как пары.

Предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Также является вспомогательным

методом для проверки справедливости допущения о равенстве средовых условий для партнеров монозиготных и дизиготных пар.

7. Сопоставление близнецов с не близнецами.

Позволяет оценить существенность различий между близнецами и неблизнецами. Назначение этого метода состоит в получении данных, применимых не только к выборке близнецов, но и ко всей популяции в целом.

8. Метод разлученных близнецов.

Предполагает сравнение внутрипарного сходства близнецов, которые были разлучены в раннем детстве и после этого никогда не встречались. Этот метод характеризуется максимальной надежностью.

9. Метод частично разлученных близнецов.

Метод состоит в сравнении внутрипарного сходства близнецов, живущихкакоетовремя врозь. Если монозиготные близнецы становятся менее похожими, а дизиготные, живущие врозь не отличаются от дизиготных, живущих вместе, то делаем вывод о том, что средовое влияние не однозначно(С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова, 2008; И. В. РавичЩербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко, 2000).

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

Тема 5 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ Важная роль в исследовании эмоциональных расстройств при­надлежит анамнестическому методу, с помощью которого изучается эмоциональная сфера в процессе жизни больного, и клиническому наблюдению за его поведением. Для объективной характеристик эмоциональных реакций, состояний и отношений используются физиологический, биохимический и экспериментально-психологиче­ ...

3.

Генеалогический метод первый метод, используемый в психогенетике для исследования психологических признаков. Ф. Гальтон в своей работе«Наследственный гений» (1869) впервые представляет анализ родословных выдающихся людей, с использованием генеалогического метода или метода исследования семей. Наличие родственников первой степени родства обязательное условие использования этого метода. Эти родственники образуют нуклеарную семью. К ним относятся пары родитель потомок и сиблинг сиблинг. Они имеют в среднем50% общих генов. Далее, с уменьшением степени родства, уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сходство людей. Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты. Для составления генеалогических древ существуют

определенные правила и символы. Человек, ради которого собирается родословная(например, обладающийкакойлиборедкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно наследственным заболеванием), называется пробандом. Для некоторых задач, например психотерапевтических,

кроме родственных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений. Тогда их обозначают на генеалогическом древе. Такое изображение называют генограммой. Эта графическая методика может быть полезна для анализа специфической внутрисемейной среды, которая выделяется в психогенетическом исследовании. Метод используется для анализа дискретных признаков, позволяет определить тип наследования. О влиянии генотипа говорят в тех случаях, когда большей степени родства соответствует большее сходство.

Однако разрешающая способность генеалогического метода как способа выделения генетического и средового компонентов фенотипической дисперсии психологического признака очень невелика. Еще труднее развести в семейном исследовании влияния этих факторов, когда речь идет не о специальной способности, скажем, музыкальной, а об особенностях интеллекта, памяти, внимания и о других непрерывно распределенных психологических признаках.

Вследствие этого констатируемое в исследовании сходство членов нуклеарной семьи по психологическим признакам может иметь и генетическое и средовое происхождение. Отсюда ограничениями данного метода являются:

1)отсутствие точности и четкости дифференциации генетического и средового влияния;

2)отсутствие экспериментальной схемы исследования;

3)наличие различия в возрасте между родственниками (С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова, 2008; И. В. РавичЩербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко, 2000).

4.

Первая работа по психогенетике, выполненная с помощью метод приемных детей, вышла в свет в1924 г. Основным выводом в данной работе было то, что интеллект

приемных детей больше зависит от социального статуса биологических родителей, чем приемных. Однако, как отмечают Р. Пломин и соавторы, эта работа имела ряд дефектов: только35% из обследованных910 детей были усыновлены в возрасте до5 лет; измерение умственных способностей проводилось по достаточно грубой(всего трехбалльной) шкале. Наличие таких изъянов затрудняет содержательный анализ исследования. Через25 лет, в1949 г., появилась первая работа, сделанная по полной схеме метода. За ней последовали другие, наиболее крупные из которых две современные программы: Техасский и Колорадский проекты исследования приемных детей.

Метод приемных детей является жесткой экспериментальной схемой, которая позволяет развести влияние генетики и среды. Эта схема включает в себя:

1)сопоставление детей и биологических родителей;

2)сопоставление детей и родителей усыновителей.

Смысл метода: с биологическими родителями дети имеют50% общих генов, но нет влияния среды. С усыновителями наоборот. Более высокая связь с

биологическими родителями свидетельствует, что признак находится под влиянием генетических факторов. Если дети были усыновлены в первые дни жизни и сразу же разлучены со своими биологическими родителями, то с ними они имеют только общие гены. Сродителямиусыновителями, с которыми дети прожили всю жизнь, у детей нет никакого генетического сходства, но зато есть общие средовые условия. Более высокая корреляция детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большая же корреляция сродителямиусыновителями в пользу средовых. Варианты этой схемы включают в себя, дополнительно к сопоставлению родителей и детей, еще и сравнение детей, не имеющих генетического сходства, но усыновленных в одну семью. Колорадское исследование приемных детей является хорошим доказательством того, что в исследовании приемных детей можно достаточно надежно развести генетические и средовые факторы, влияющие на изменчивость различных характеристик. Прежде всего, выяснилось, что можно найти такую социальную группу, в которой психически нормальные и социально не деградировавшие женщины отказываются от своих детей. Ими оказались незамужние молодые женщины, в основном студентки, католического вероисповедания, которые по религиозным мотивам не могли избавиться от ребенка на первых стадиях беременности, но по разным причинам не могли или не хотели оставлять ребенка у себя(боялись осуждения родственников; не имели достаточно прочного материального положения, чтобы создать нормальные условия для ребенка; считали, что ребенку будет лучше в семье, где есть не только мать, но и отец и так далее). В таких случаях известен отец ребенка, и поэтому в исследовании могут быть получены и использованы данные не только матери, но и отца(социальнодемографическиепараметры, показатели ряд психологических характеристик). Для исследования были отобраны такие дети, которых усыновили в первый месяц жизни, при этом биологические матери проводили вместе с ребенком не более недели(в среднем, 4 дня) и больше никогда с ним не встречались. Социальноэкономическийстатус биологических матерей, естественно, был ниже, чем статус усыновителей(они были моложе, многие из них еще не получили профессию). Однако родители тех, кто отказался от детей, — биологические бабушки и дедушки приемных детей не отличались посоциальноэкономическомустатусу от бабушек и дедушек в семьях усыновителях. Биологические родители(и матери, и отцы) не отличались отродителейусыновителейпо своим интеллектуальным характеристикам, причем совпали не только средние показатели интеллекта, но и факторная структура измерявшихся переменных. Корреляции между показателями интеллекта биологических родителей иродителейусыновителейбыли близки к нулю. Незначимыми оказались и корреляции образования и профессионального статуса. Это говорит о том, что при усыновлении дети случайно распределялись по семьям: не было так, чтобы ребенок более образованной биологической матери попадал в более образованную семью, а ребенок менее образованной матери в менее образованную. Случайное распределение детей по семьям позволяет говорить о четком разделении в эксперименте генетических и средовых влияний. Число приемных детей, которое было обследовано примерно за10 лет,

приближается к 300, то есть выборка достаточно большая для того, чтобы выводы исследования могли быть надежными. Таким образом, схема исследования приемных детей, позволяющая надежно развести генетические и средовые факторы, влияющие на индивидуальные различия, может быть осуществлена в реальном эксперименте. Вместе с тем, многие исследователи считают, что метод

приемных детей вряд ли будет играть существенную роль в будущих генетических работах, но связано это не с разрешающей способностью самого метода, а с традициями усыновления(С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова, 2008; И. В. РавичЩербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко, 2000).

5.

Методы генетикоматематическогоанализа являются важной составляющей психогенетического исследования. Генетика поведения изучает природу индивидуальных различий. В обобщённом виде задачу генетики количественных признаков можно сформулировать так: установление того, какие компоненты и в

какой степени определяют вариативность фенотипических значений исследуемого признака. Требования к психологическим измерениям в генетике поведения соответствуют основным требованиям психометрики(надежность, валидность, репрезентативность). Распределение частот встречаемости различных

количественных значений признака в популяции характеризуется двумя статистическими величинами центральной тенденцией(мода, медиана, среднее) и разбросом значений вокруг среднего(дисперсия). Психологические признаки исследуемые в психогенетике принадлежат к классу количественных признаков, законы наследования которых существенно отличаются от менделевских.

Следовательно генетика количественных признаков предоставляет психогенетике общую теорию, на базе которой строится методологический аппарат изучения природы индивидуальных психологических различий.

Модель одного гена позволяет описать измеряемые эффекты различных генотипов, возможных в отдельно взятом локусе, и суммировать эффекты всех локусов, контролирующих тот или иной поведенческий признак. Причём количество локусов, контролирующих данный признак, обычно неизвестно, и чаще всего учёные делают допущение о том, что генетический контроль

большинства поведенческих признаков осуществляется большим количеством генов, вклад которых в дисперсию изучаемого признака примерно одинаков. Анализ путей один из современных методов моделирования в психогенетике. Сам метод был предложен еще в30-хгг. ХХ в.С.Райтом. Метод основан на графическом представлении причинных и корреляционных связей, или путей, между переменными, включенными в описание модели. Как правило, на

диаграмме путей квадратами и кружками с прописными буквенными символами внутри обозначают наблюдаемые переменные (т.е. доступные непосредственному измерению), например фенотипические значения изучаемого признака, и так называемые латентные переменные(недоступные измерению): генотипические значения, параметры общей и различающейся среды и т.п. Кружки и квадраты соединяются между собой стрелками, которые обозначают предполагаемые связи между переменными. Если связь причинная, то стрелка имеет направление в одну

сторону (от причины к следствию), если корреляционная то в обе стороны,

поскольку при корреляционных зависимостях не предполагается наличие причинноследственныхотношений, а лишь однонаправленность отклонений переменной от среднего. Рядом со стрелками, обозначающими пути от причины к следствию, располагаются путевые коэффициенты, а рядом со стрелками, предполагающими наличие корреляций коэффициенты корреляции. Эти коэффициенты обозначаются соответствующими величинами(если они известны) или строчными буквами. В диаграмме путей зависимыми переменными являются те, которые подлежат объяснению(например, фенотипические характеристики), а независимыми те, действием которых объясняются зависимые переменные и их связи(в психогенетике это чаще всего генетические и средовые параметры).

Структурное моделирование представляет собой один из наиболее сложных современных методов психогенетики. Применение этого метода требует

соответствующей квалификации исследователя и наличия компьютерных программ, специально разработанных для этих целей(LISREL, EQS). Метод

используется для анализа большого количества зависимых и независимых переменных, включенных в различные гипотезы исследования. Оценка и

тестирование моделей при этом требует наличия больших выборок и современного компьютерного обеспечения. Чтобы выбрать подходящую модель, адекватно описывающую изменчивость изучаемого признака в популяции, необходимо оценить соответствие модели наблюдаемым данным. В качестве

эмпирических данных в психогенетике используются фенотипические значения признака у различных типов родственников. Соответствие модели проверяется с помощью статистических критериев. Если одна из моделей отвергается, проверяется следующая и т.д., пока не будет обнаружена модель, дающая наименьшее расхождение с наблюдаемыми данными. На первом этапе с помощью диаграмм путей записывается система уравнений, описывающих фенотипические корреляции для всех типов родственников, данные которых анализируются. Затем исследователь формулирует набор альтернативных моделей, среди которых и ведется поиск модели с наилучшим соответствием эмпирическим данным. Модель

наилучшего соответствия выбирается на основе значения квадрата и других статистических показателей, оценивающих степени соответствия модели исходным данным(С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова, 2008; И. В. Равич Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко, 2000).

6.

Аддитивное генотипическое значении — понятие генетики, показывающее,

насколько генотип «истинно наследуется».

Аддитивная полигиния – явление, при котором признак определяется многими генами, причем эффекты отдельных генов суммируются.

Активная генотип-средоваякорреляция это тип генотип средовой корреляции, возникающий в ситуации, когда носитель генотипа вырабатывает среду, коррелирующую с его генотипом.

Аллель — (греч.allenon различныеформы) – одна из двух или более альтернативных форм гена, каждая из которых характеризуется уникальной

последовательностью нуклеотидов.

Анализ сцепления методы анализа, включающие статистически определять вероятность сцепления гена с изученными маркёрами.

Ассортативность браков – неслучайность выбора брачного партнера(например, определенная корреляция между супругами по коэффициенту интеллекта).

Аутосомы – хромосомы, не отличающиеся у мужчин и женщин.

Варьирующая экспрессивность – явление, при котором у особей с одинаковым генотипом соответствующий признак выражен у всех, но проявляется в разной степени.

Гаметы – половые клетки(яйцеклетки и сперматозоиды).

Гаплотип — специфический набор генов, которые тесно сцеплены между собой и наследуются как единое целое.

Гаплоид — (гр. «гаплос» — одиночный+ гр. «эйдос» — вид) — клетка или особь с одинарным(гаплоидным) набором непарных хромосом, который образуется в результате редукционного деления.

Ген- отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре определённого белка.

Ген — единица генетического материала.

Генетическое изменение это характеристика изменения в эффекте действия генов на разных этапах онтогенеза. Включает два аспекта: оценка в разных

возрастах относительной доли генетической вариантности в общей вариантности признака, а также связь между собой генетических компонентов дисперсии на разных возрастах.

Генограмма это формат для изображения семейного древа, которое

регистрирует информацию о членах семьи и их отношениях по крайней мере в 3 поколениях.

Генотипическое значение некоторое количественное значение.

Генотип — сумма всех генов организма, наследственная конфигурация; сово купность всех наследственных задатков данной клетки или организма, т.е. набор генов, состоящих из молекул ДНК и организованных в хромосомный ряд.

Геном – совокупность генов, содержащихся в одном гаплоидном наборе хромосом.

Гетерозиготность свойствоорганизманосителяразличных аллелей А и а. Гомозиготность свойствоорганизманосителядвух одинаковых аллелей АА или аа.

Генетический дрейф – изменение частоты встречаемости генов в популяции, связанное со случайными колебаниями численности. Это явление особенно выражено в малых популяциях.

Генофонд – совокупность генов, встречающихся в данной популяции. Дивергенция — (лат. «дивергере» — расхождение) расхождение признаков у родственных организмов в процессе эволюции, ведущее к образованию новых биологических категорий.

Дизиготные близнецы близнецы, развивающиеся из двух оплодотворённых яйцеклеток.

Диплоид — (гр. «диплос» — двойной+гр. «эйдос» — вид) клетка или особь с двумя гомологичными(парными) наборами хромосом, которые возникают в результате слияния гаплоидных гамет и образования зиготы.

Дискордантность – несовпадение по определенному признаку в паре. Например, один близнец заболел, а другой остался здоров.

Зигота – клетка, образующаяся при слиянии мужской и женской гамет и дающая начало новому организму.

Изменчивость — свойство живых организмов приобретать новые свойства в процессе онтогенеза.

Индивидуальная среда – (внутрисемейная, уникальная, специфическая) это типы средовых влияний, различные для членов одной семьи.

Инбридинг – близкородственное скрещивание.

Кариотип — хромосомный набор(число, размер, форма хромосом) человека.

Метод близнецовой пары — основан на исследовании специфических близнецовых эффектов и взаимодействия близнецов в паре.

Метод контрольного близнеца — основан на том, что близнецы генетически одинаковые люди являются идеальным контролем друг к другу.

Метод полусиблингов — заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери и отцы являются монозиготными близнецами.

Метод разлучённых близнецов — заключается в оценке внутрипарного сходства у близнецов, воспитываемых в разных средах.

Методы психогенетики – методы, позволяющие определить влияние

наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. К наиболее распространённым относят метод близнецов, генеалогический, популяционный, метод приёмных детей.

Монозиготные близнецы- близнецы, развивающиеся из1 зиготы.

Наследование — передача генетической информации от одного поколения организмов к другому.

Норма реакции (диапазон реакции) — система, описывающая множество фенотипов, существование которых потенциально возможно в том случае,

если данный генотип будет находиться во взаимодействии определёнными средами.

Нуклеарная семья — родственники первой степени родства, имеющие приблизительно50% общих генов.

Нуклеотиды азотистые основания, образующие в организме ДНК(тимин-T; гуанин-G; цитозин-C; аденин-A).

Общая среда – (общесемейная, систематичная) это типы средовых влияний, одинаковые для всех членов изучаемых пар родственников.

Пассивная генотип-средоваякорреляция это генотип средовая корреляция, описывающая ситуации, в которых дети наследуют от своих родителей среду, коррелирующую с их генотипом.

Пенетрантность – это частота проявления аллеля определённого гена у особей данной популяции. Различают полную(аллель проявляется у всех особей) и неполную(аллель проявляется у части особей) пенетрантность.

Полигенные признаки – признаки, наследование которых обеспечивается

многими или несколькими генами.

Полиморфный ген – это ген, ставший в результате произошедшей мутации носителем альтернативных форм.

Пробанд- человек, ради которого собирается родословная.

Реактивная генотип-средоваякорреляция это тип генотип средовой корреляции, обозначающая ситуации, когда носители определённых генотипов вызывают определённые реакции среды.

Рецессивность-отсутствиефенотипического проявления одного у гетерозиготной особи.

Сегрегационный анализ метод, выявляющий генетические модусы передачи по наследству определённого заболевания доминантным, рецессивным, аддитивным или полигенным путём.

Случайный дрейф генов – это изменение частот аллелей в ряду поколений, являющееся результатом действия случайных причин.

Сцепление – зависимое наследование генов.

Фенотипическое значение-функциягенетических и средовых влияний. Фенотип — любые проявления живущего организма его морфологические и, физиологические, психологические и поведенческие особенности.

Хромосомы — линейные структуры, в которые организованы гены в ядре клетки;

хромосомы можно окрашивать и вследствие этого они становятся видимыми под микроскопом.

Экспрессивность – это степень фенотипической выраженности одного и того же аллеля определённого гена у разных особей.

Эпистатические эффекты-эффектывзаимодействия аллелей разных локусов.

Эффект плейотропии — множественное влияние одних и тех же генов на разные признаки.

Эмергенез явление, при котором признак определяется особым набором(конфигурацией) генов или набором свойств, каждое из которых определено генетически. Любое изменение специфической конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты.

Эпистаз взаимодействие генов, при котором один ген подавляет действие другого, неаллельного гена.

7.

1.Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. –

192с.: ил. – (Серия«Учебное пособие»).

2.Зырянова И.М., Пьянкова С.Д. Из жизни близнецов. // Семья и школа, 1993,

№№ 7,8,9.

3.Ломов Б.Ф. Проблемы генетической психофизиологии человека. / Под ред. И.В. РавичЩербо. М.: Наука, 1978.

4.Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка. // Вопр. психологии, 1962,3.

5.Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. – М.:

Эпидавр, 1998. – 744с.

Основные методы психогенетики — Стр 2

6.РавичЩербоИ. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. — М.: АспектПресс, 1999.

7.Фогель Ф., Мотулъски А. Генетика человека: В3 т. — М.: Мир, 1990.

8.Шварц В. Б. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей// Проблемы генетической психофизиологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова, И. В. РавичЩербо. М., 1978. — С. 155-169.