Основы психогенетики методичка

10

Психогенетика (ПГ) – наука о роли и взаимодействии факто­ров наследственности и среды в процессе формирования индивиду­альных психологических и психофизиологических признаков.

Основные задачи ПГ – выяснение механизмов, роли, особен­ностей природной обусловленности неисчерпаемого разнообразия личностей, тех законов, которые лежат в основе такого разнообра­зия. Решение этих задач имеет не только научное, но и прак­тическое значение. Например, позволяет ответить на вопросы ус­тойчивости или неустойчивости тех или иных черт личности человека. Почему некоторые психические особенности, пове­денческие признаки сопровождают человека всю его жизнь (темперамент), другие легко меняются, исчезают? Насколько эти конкретные особенности зависят от генетических факторов, средовых? Почему разные признаки имеют различный диапазон колеба­ний (рост 1,3:1; масса тела 2,4:1; интеллект по Векслеру 2,9:1; ком­муникативные возможности детей 2-х лет 8:1; в 3 года 11:1, а общие оценки поведения детей 34:1).

Можно ли воздействовать на этот размах, что на него вообще влияет? Почему вариативность некото­рых признаков выше в определенные возрастные периоды? О чем это говорит?

Современный психолог должен не только знать и видеть эти индивидуальные различия, но обладать навыками их диагностиро­вания и предсказывать их развитие на разных возрастных этапах.

В формировании индивидуального имеют значение многие факторы (психологические, социально-психологические, эконо­мические, географические и т.д.).

Наблюдаемые различия далеко не всегда поддаются объяснению прошлым опытом человека. Необхо­дим поиск биологических основ межиндивидуальной вариативности психологических черт: особенностей когнитивных процессов, мото­рики и т.д. А эти черты связаны с определенными нейро- и психо­физиологическими коррелятами индивидуально-психологических особенностей, их связей с различными функциональными система­ми человеческого организма.

Методологической основой научного подхода является иссле­дование соотношения наследственного и средового, а в некоторых случаях биологического и социального или врожденного и приобре­тенного. Именно соотношение наследственности и среды, как по­лагает И.В. Равич-Щербо создает широкий диапазон человеческих индивидуальностей, хотя вклад каждого из компонентов в форми­рование психологических функций, черт, явлений различен. Содер­жание психики в наших генах не кодируется, оно передается по со­циальным законам (Н.П. Дубинин назвал это социальным наследованием).

10 стр., 4673 слов

Психологическая совместимость людей в коллективе

... (особенностей характера) на психологическую совместимость людей в коллективе 2.1 Основные ... тип. Свойствен широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, ... цели исследования. Большое значение в повышении надежности ... человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам ... совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой ...

Однако индивидуальные особенности человека во многом зависят от функциональной организации мозга, которая формируется по определенным программам, записанным в генах. Генотип одного человека уникален, что создает уникальное разнообразие психологических особенностей.

История ПГ связана с Ф. Гальтоном. Начало ПГ – статья Ф. Гальтона «Наследственный талант и характер» 1865 г. и его книга «Наследственный гений: исследование его законов и последствий» 1869 г.

Основные понятия современной генетики

Изменчивость – свойство живых организмов меняться, существовать в различных вариантах (форма листьев, цвет глаз, размер одинаковых растений и животных и т.д.).

Наследование передача генетической информации от поко­ления к поколению:

– аутосомное;

– сцепленное с полом.

Ген – парное образование, единица наследственности, контролирующая проявле­ние признака. Представляет собой участок хромосомы. Кодирует первичную последовательность аминокислот в белковой молекуле.

Генотип – совокупность всех генов.

Фенотип – совокупность внешних по отношению к генотипу проявлений живого организма. Фенотип – результат взаимодействия генотипа и окружающей среды.

Аллель форма существования гена. В норме у каждого человека 2 аллеля одного гена. Аллель может быть диким (норма) и мутантным (измененным).

Много аллелей в популяции – гене­тический полиморфизм (гр. крови – 3 аллеля).

А доминантный аллель, определяющий признак фенотипический, даже при наличии а – рецессивный аллель – не проявляет фенотипического признака.

Доминирование может быть полным, неполным (промежуточным).

Сверхдоминирование – у Аа фенотипический признак выражен сильнее, чем у АА; кодоминирование – у АВ оба аллеля участвуют в формировании признака.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Гомозиготное состояние, если одинаковые парные аллели аа или АА.

Гетерозиготное Аа.

Хромосомы 23 пары у человека – линейные структуры, пред­ставляющие собой тельца определенной формы. Парные хромосомы – гомологичные. Различают аутосомы 22×2 и половые Х и Y. Гены в хромосоме имеют определенные координаты – локусы. Хромосомы делятся во время деления клеток. В ка­ждую половую клетку попадает одна хромосома из пары, и значит один аллель соответствующего гена.

Норма реакции – множество фенотипов, формирующихся в результате взаимодействия соответствующего генотипа и средовых условий.

Реализация нормы реакции зависит от генотипа. Возможны различные варианты. Например, наиболее выражены фенотипические признаки в типичной среде (оптимальной для данного ге­нотипа).

Излишняя когнитивная стимуляция младенцев приводит во многих случаях к расстройству их познавательной активности, типичная и обедненная среда не сказывается на фенотипе, а обога­щенная резко стимулирует фенотипические проявления (этому за­кону подчиняется развитие музыкальных способностей).

Проблема соотношения генотипа и среды на практике требу­ет:

1) знания средовых факторов, необходимых для реализации соот­ветствующих генотипов; как будет вести себя генотип в разных ус­ловиях (определение нормы реакции); 2) что именно является оп­тимальной средой для формирования тех или иных интеллектуаль­ных характеристик (например, количество книг или их содержание; компьютер, конструктор, игрушки или чтение сказок, пение колы­бельных песенок и т.д.).

Законы генетики

Основные законы генетики (наследуемости) открыты Г. Мен­делем и описаны им в 1865году. Их всего 3. В современном изло­жении они звучат так:

I закон Менделя – (закон единообразия гибридов первого по­коления).

11 стр., 5282 слов

Картирование сложно наследуемых признаков человека

... расширить область изучения наследственности человека, выйдя за рамки набора признаков, наследуемых исключительно по законам Менделя. В ходе подобных исследований может быть разрешен широкий ... изучении наследования маниакально-депрессивного психоза в большой родословной религиозной общины амишей, в которой было выявлено сцепление этого заболевания с одним из сегментов хромосомы ...

Скрещивание особей отличающихся по 1 признаку, гомозиготных по разным аллелям, дает генетически однородное, гетеро­зиготное потомство. Фенотипически проявятся признаки доминант­ного аллеля (при полном доминировании) или промежуточные при­знаки (при неполном доминировании).

В некоторых случаях воз­можны проявления признаков обоих родителей (при кодоминировании), (группы крови).

II закон Менделя (закон расщепления).

При скрещивании гетерозиготных гибридов между собой у второго поколения появля­ются особи исходных родительских форм. При полном доминиро­вании соотношение между доминантными особями и рецессивными 3:1. Соотношение генотипов при этом 1АА:2Аа:1аа. Этому закону подчиняется наследование болезни Гентингтона (хорея Гентингтона) – дегенеративное заболевание нервных клеток в базальных структурах переднего мозга. (Изменение личности, прогрессирую­щая забывчивость, слабоумие, проявление непроизвольных движе­ний; диагностируется в 45-60 лет. Полная потеря контроля над мо­торикой и когнитивной средой в течение последующих 15-20 лет).

Частота заболевания 1:20000. Передается как доминантный при­знак. Отвечает за болезнь ген, расположенный на хромосоме 4.

Фенилкетонурия – наследуется по рецессивному типу. Частота 1:10000; хотя носителей 1 из 50. Нарушение трансформации фени-лаланина, что приводит к умственной отсталости.

III закон Менделя (закон независимого комбинирования признаков).

Каждая пара альтернативных признаков ведет себя в ряду поколений независимо друг от друга. Этот закон нарушается, если гены, контролирующие исследуемые признаки, сцеплены, т.е. распо­лагаются на одной и той же хромосоме. В этом случае они переда­ются как единое целое.

В некоторых случаях закономерности наследования сцеплен­ных генов нарушаются вследствие кроссинговера (обмена участками гомологичных хромосом), вероятность которого зависит от расстояния между локусами одной и той же хромосомы.

Законы Менделя справедливы для определенных условий:

  1. Гомозиготность исходных скрещиваемых форм.
  1. Равновероятное образование различных гамет и в равных соотношениях.
  1. Одинаковая жизнеспособность зигот всех типов.
  1. Постоянная экспрессивность признаков (степень выражен­ности признаков).

В законы Менделя необходимо вносить поправки в зависимо­сти от пенетрантности генов («пробиваемости»), которая характери­зует частоту проявления анализируемого признака.

12 стр., 5880 слов

Генотип и среда в изменчивости психологических признаков

Тема: Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. Цели лекции: −обсудить неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов; −сформировать представления о современных психогенетических исследованиях интеллекта; −рассмотреть представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике, соотношение темперамента и характера и ...

Неменделевская генетика

Законам Менделям у человека полностью подчиняется наследование не­большого количества признаков. Основная масса признаков, детер-минированных генами, наследуются по законам неменделевской генетики. К таким относятся хромосомные аберрации (синдром Дауна); наследо­вание, сцепленное с полом (цветовая слепота); импринтинг (синдром Прадера-Вилли, Энгельмана); появление новых мутаций (развитие раковых заболеваний); экспансия (инсерция) повторяющихся нуклеотидных последовательностей (мышечная дистрофия Дюшенна); наследование количественных признаков (сложные поведенческие характеристики).

  1. Хромосомные аберрации: синдром Дауна СД – 25% умственно отсталых. Сущность сводится к образованию клеток с 3 одинако­выми хромосомами (трисомия) из-за нерасхождения хромосом (21) при образовании гамет. Вероятность нерасхождения хромо­сом увеличивается с возрастом матери (56% женщин старше 35 лет являются носителями трисомии 21).
  1. Наследование, сцепленное с полом

Одно из самых известных нарушений – цветовая слепота (дальтонизм).

Цветовая слепота вызывается рецессивным аллелем на Х-хромосоме. Поэтому женщины чаще являются «носителями» нарушения, а мужчины-дальтоники чаще встречаются (Y-хромосома у мужчин практически не содержит генов).

  1. Импринтинг: синдром Прадера-Вилли и Энгельмана (СПВ – переедание, несдержанный темперамент, депрессия и изменение физических признаков – ожирение, низкий рост; СЭ – умственная отсталость, неуклюжая походка, неадекватный смех).

    Изменения в хромосоме 15. Сидром зависит от того, от женщин – СЭ или мужчин – СПС наследуется хромосома. Это и называется запечатлением (импринтинг).

  2. Новые мутации

Рак груди часто вызывается мутацией на хромосоме 17. 57% всех наследуемых случаев рака связаны с этой мутацией, произошедшей в гамете. Гаметные мутации наследуются. Однако около 90% случаев рака груди связаны с соматическими мутациями, которые не наследуются. Мутации могут быть спонтанными и индуцированными (с помощью мутагенов, радиации и т.д.).

11 стр., 5005 слов

Результаты использования методов близнецового, семейного и приемных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различи

... роли генотипа и среды в вариативности исследуемой характеристики. Рис. 1. Генетические и средовые ... исследований можно распространять на всю популяцию. Так было отмечено некоторое ... сибсами) при генетической и средовой детерминации вариативности признака Вариативность признака формируется исключительно в ... Каждый индивид получает уникальную комбинацию генов, за исключением однояйцевых близнецов. ...

5. Экспансия (инсерция)

Примером заболевания, связанного с инсерцией, является дистрофия Люшенна (атрофия мышц, умственная отсталость, ряд других нарушений, высокая смертность).

Биологический механизм заболевания связан с повторяющимися сегментами нуклеотидов хромосомы 19. У здоровых их число от 5 до 35 сегментов, у больных от 50 и больше. Чем длиннее повторяющаяся последовательность, тем раньше проявляется заболевание, и оно тяжелее протекает. Это называется генетической антиципацией. Такое явление характерно и для других заболеваний (шизофрения).

6. Наследование сложных поведенческих признаков

Большинство признаков человека можно описать только количественно, используя представления о дисперсии, средних величинах и т.д. Многие признаки характеризуются тем, что в середине вариационного ряда такого признака располагаются 1 или 2 макси­мальные частоты. Справа и слева располагают убывающие к концам ряда частоты. Формирование признака может контролироваться многими генами и средой. В результате формируются континуаль­ные распределения, даже если некоторые аллели контролируют ис­следуемый признак в соответствии с законом Менделя. В силу этого деление нормальных психологических признаков на альтернативные группы возможно лишь условно в пределах исследованной выборки.

Генетика количественных признаков разработана Р. Фишером и

С. Райтом. Центральная догма генетики количественных призна­ков –внутри популяции существуют непрерывно распределенные индивидуально-психологические особенности, которые можно оценить количественно. Межиндивидуальные различия – закономерная из­менчивость внутри изучаемой популяции.

ДНК как основа наследственности

12 стр., 5846 слов

Генетика поведения: насколько и как гены контролируют поведение личности

... доступных для изучения поведенческих признаков имеется генетический компонент, пусть даже трудно ... изменчивости личностных характеристик основную роль играют индивидуальные средовые эффекты либо генотип-средовые ... ГЕНЫ КОНТРОЛИРУЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ» Введение Демографические, медицинские и технические изменения, связанные с изменением общества происходят сегодня настолько быстро, что популяции ...

Биохимической основой генов человека являются нуклеиновая кислота ДНК. ДНК – это двухцепочечное образование. Каждая цепь комплементарна другой. Цепь представляет собой полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, в состав которых входят 4 азотистых основания: аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т), цитозин (Ц).

В двойной спирали ДНК А одной цепи располагается напротив Т другой, Г – Ц.

ДНК обладает способностью к удвоению в ходе клеточного деления. В процессе удвоения двойная спираль ДНК временно рас­кручивается (как застежка молнии) с помощью фермента и на каж­дой нитке ДНК строится новая цепь ДНК, комплементарная старой.

Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК задает последо­вательность аминокислот в кодируемом белке. В качестве посред­ника в передаче этой информации выступает м-РНК. Она синтези­руется на матрице ДНК, затем выходит из ядра клетки и связывает­ся с рибосомами. В рибосомах роль матрицы для синтеза белка играет м-РНК. К месту сборки белка специальные транспортные РНК (т-РНК) доставляют аминокислоты. Для каждой аминокислоты существует свой тип т-РНК. У места синтеза т-РНК выстраиваются в последовательности, задаваемой м-РНК.

В каждый конкретный момент времени синтезируются те бел­ки, которые необходимы тем или иным клеткам для их нужд. Син­тез этих белков регулируется специальными клеточными механиз­мами.

Если в процессе функционирования ДНК в ней произошли изменения (выпадение нуклеотида, замена одного нуклеотида на другой), возникают новые формы генов. Ген становится полиморф­ным. Один и тот же ген может мутировать в нескольких местах (известно более 100 мутаций фенилкетонурии (ФКУ), каждая из которых ведет к забо­леванию).

В силу этих причин пенетрантность определенного гена может быть ниже 100% (для гена ФКУ – 99%).

Экспрессивность од­ного и того же аллеля гена также может колебаться.

Средняя частота точечных мутаций одного гена – 10-5. Мута­ции – основной источник генетического полиморфизма.

Динамика генов в популяции

Передача генов из поколения в поколение происходит в опре­деленной популяции. Каждая популяция имеет свои особенности (частота ФКУ в Италии 1:3000, в Японии 1:120000).

Совокупность генов в популяции в состоянии покоя подчиняется закону Харди-Вайнберга. Закон описывает взаимоот­ношения между частотами встречаемости аллелей в исходной попу­ляции и частотой генотипов, включающих эти аллели, в дочерней популяции.

Если частота аллеля А равна р, а частота аллеля а равна q, то p+q = 1 (первое положение закона).

При случайном скрещивании (p+q)x(p+q) = p2+2pq+q2. Это со­отношение выполняется при условии большой популяции, изолированной от дру­гих, в которой особи скрещиваются произвольно, сохраняются в ря­ду поколений. Мутации, миграции и дрейф генов влияют на закон Харди-Вайнберга. Очень важную роль при скрещивании особей в популяции играет ассортативность (неслучайный подбор супружеских пар).

Ассортативность может снижать генетическую изменчивость (разнообразие) в популяции.

Средовые влияния и генотип-средовые эффекты

Развитие человека (включая психическое) – процесс перепле­тения и взаимодействия генов и среды.

Средовые факторы могут играть критическую роль в форми­ровании психологических особенностей людей.

Средовые факторы с точки зрения генетики – вся совокуп­ность факторов, действующих на человека.

Генетика не позволяет точно оценить (как правило), что про­изойдет с признаком, если изменится окружающая среда, но дает

надежную информацию о наличии и степени влияний на формиро­вание исследуемого признака. Психогенетика позволяет очертить класс средовых влияний, в котором нужно искать определенный со­держательный фактор, критический по отношению к исследуемому признаку.

Различают 2 группы средовых влияний: общие и индивиду­альные. Общая (E8 или ЕС) делится на 2 класса:

1) общесемейная. Это среда единая для одной семьи (социально-экономическое положение, уровень образова­ния родителей и т.д.);

2) семейная – общая для конкретных пар (близнецовая, родители-дети и т.д.

Общая или неразделенная среда оказывает на формирование признаков сложное влияние. Например, до 3-х лет влияние на интеллект значительно, а затем падает в интервале от 10 до 18 лет практически до нуля.

Очень важную роль играет индивидуальная среда (внутрисемейная, ЕN) – характерная для каждого члена семьи. Именно эта среда играет основную роль в формировании фенотипической дисперсии. Фенотипическая дисперсия – это характеристика разнообразия признаков. Определяется как , где Х – среднее значение признака, Хi – значение признака каждого члена популяции, N – число индивидуумов. Фенотипическая дисперсия складывается из средовой и генетической.

Средовые различия ведут к дисперсии каждого генотипического класса – средовой дисперсии. Она практически отсутствует, если средовые условия одинаковы для всех индивидов. В популяции существует разброс средних значений генотипов – генетическая дисперсия.

Соотношение генетической и фенотипической дисперсии позволяет вычислить коэффициент наследуемости: .

Оба вида дисперсии вносят вклад в популяционную из­менчивость. Кроме того, очень важную роль играет ассортативность (см. выше).

Ассортативность относится к числу гено-средо­вых эффектов. Второй класс таких эффектов – генотип-средовые корреляции (ГС-корреляции) или коварнации (пассивные, реак­тивные, активные).

Смысл их в том, что человек в оптимальных ус­ловиях выбирает среду положительно или отрицательно коррели­рующую с его генетической уникальностью. Это может приводить к завышению или занижению оценки наследуемости. Впрочем, в случае пассивной корреляции генотип ребенка принимает те условия, в которые его помещают.

Третий класс эффектов – генотип-средовые взаимодейст­вия (ГС-взаимодействия).

Он отражает совместное действие генов и средовых факторов на фенотип, в результате чего, например, раз­ные генотипы в одной и той же среде реализуются в различные фе­нотипы (пример с «умными» и «глупыми» в разных средах).

Сходство признаков у родственников объясняется, в основном, генетической, а не средовой близостью. Основную роль в формировании фенотипической дисперсии связывают с индивидуальной средой.

Средовые эффекты оцениваются по сопоставлению корреля­ций признаков у разных групп родственников, корреляций стилей взаимоотношений и т.д. Коэффициент внутриклассовой корреляции:

Используя R, можно разделить составляющие генетической дисперсии и семейной среды. Таким образом, между генотипом и средой могут существовать разные взаимоотношения. Для небольшого количества генов среда не имеет существенного значения. Например, цвет глаз реализуется в соответствии с довольно жесткой генетической программой. Фенотипическая дисперсия признака очень мала. Это справедливо и для некоторых сложных форм поведения – например, такой патологии как болезнь Дауна, хотя в этом случае дисперсия шире, и роль среды (воспитание, обучение) может быть значительной.

В других случаях роль среды довольно велика, и фенотипическая дисперсия во многом определяется ее ролью. Однако динамика взаимодействия генотипа и среды в онтогенезе носит сложный, иногда причудливый характер. Так, ряд когнитивных функций с возрастом демонстрирует все большую связь с генотипом, а не с обучением и жизненным опытом. Поразительно, что вербальный интеллект обладает большей генетической обусловленностью, нежели невербальный. Возможно, это связано с тем, что вербальный интеллект больше связан с филогенетически более молодыми отделами мозга, в которых экспрессируется больше всего генетической информации.

И, наконец, третья группа генотип-средовых взаимоотношений практически не позволяет разделить влияние генотипа от влияния среды, насколько они переплетены между собой как в случае ассортативности.

Методы психогенетических исследований

Одними из основных методов психогенетики являются:

1) генеалогический. Обязательным условием использования метода является наличие родственников первой степени родства. Чем пол­нее родословная, тем точнее выводы, которые можно сделать относительно пробанда. При самой полной генеалогической карти­не требует объединение с другими методами;

2) метод приемных детей. В его основе сравнение пар ребенок –биологический родитель и ребенок – усыновитель. Необходимым условием использования метода является широкий диапазон ус­ловий в семьях усыновительницах или выравнивания их по каким-либо важным характеристикам;

3) метод близнецов. Основой его является сопоставление внутрипарного сходства моно- и дизиготных близнецов при диагности­ровании зиготности. У монозиготных близнецов более сходная воспитательная среда, средовые различия не велики. Дополни­тельную информацию получают, исследуя близнецов разлученных. Внутрипарные корреляции монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов позволяют оценить наследуемость как .

Формирование психологических особенностей в онтогенезе

Психогенетику прежде всего интересует популяционная из­менчивость изучаемых признаков и причины (средовые или гене­тические) этой изменчивости. Психологические признаки носят ко­личественный характер (неменделевский).

Поэтому один из важ­нейших инструментов психогенетики – особая статистика. Методы генетики количественных признаков позволяют описать межинди­видуальные различия, фенотипическую дисперсию разложить на генетическую и средовую.

В суммарный эффект вносят свой вклад различные аллели. В результате взаимодействия аллелей может возникнуть разница между ожидаемым значением генотипа и наблюдаемым, в том числе из-за тормозного взаимодействия между аллелями разных негомологичных локусов (эпистаз).

Исследование интеллекта

Сочетанное влияние генотипа и среды можно обнаружить, например при исследовании причин социальной успешности (Р. Левонтин, 1982).

Генетика человека отвечает за формирование морфофункционального уровня деятельности мозга. Жесткая временная последовательность экспрессии генов, по-видимому, лежит в основе организации структур и связей между клеточными элементами. Избыточное количество нейронов, синаптических связей, отростков облегчает установление необходимых контактов между клеточными ансамблями, лишние элементы, не испытавшие адекватного влияния среды (в виде стимулов) отмирают.

Масса мозга, по-видимому, жестко не связана с умственным развитием человека, хотя у выдающихся личностей обнаруживаются определенные морфологические особенности мозга.

Более высокий уровень возбуждения нервных структур (за счет повышения информационного окружения индивида) влияет на активность генов, от которых зависит формирование большего числа синаптических контактов, что влияет на интеллект (IQ).

Строго говоря, можно утверждать, что обучение в широком смысле слова не влияет на дисперсию IQ, но средний уровень IQ может повышаться. В обычных условиях у детей с низким уровнем IQ, если уровень интеллекта их родителей был невысоким, как правило, не удается поднять IQ значительно. Противоположная ситуация у детей, биологические родители которых обладали высоким IQ. Их уровень интеллекта не опускается ниже определенного значения – 95 баллов.

Все это позволяет предположить, что генотип в формировании IQ и вообще интеллекта играет огромную роль, но его влияние на умственную деятельность так тесно переплетается с уникальным разнообразием средовых воздействий, что разделить их практически невозможно. Складывается впечатление, что невозможно в общем виде очертить множество средовых ситуаций, способных привести к уникальному, выдающемуся результату тот или иной генотип. В значительной степени это – случайный процесс.

У взрослого IQ мало меняется, но, по-видимому, поддерживается соответствующими условиями. Кроме того, разнообразие средовых условий, возможно, позволяет мозгу выбрать ту или иную форму деятельности, наиболее адекватную естественным механизмам его функционирования. От этого в немалой степени зависит завоевание определенного статуса в зрелом возрасте.

Мануальная асимметрия

Еще одной из моделей, демонстрирующей взаимодействие между генотипом и средой, является мануальная асимметрия.

Признано, что функциональная асимметрия мозга и левополушарное доминирование являются специфической особенностью мозга человека, и возникли они в связи с появлением речи и праворукостью. Это означает, что рукость является частью сложной функциональной организации мозга, своеобразной верхушкой айсберга, который «прячется» в глубинах мозга. И, действительно, рукость коррелирует с нейротицизмом, лево и правополушарными особенностями мышления. Леворуких больше в популяциях, обитающих в сложных экологических условиях, что может свидетельствовать об их больших адаптационных возможностях.

Принято считать, что леворуких в популяции 3-5%, остальные праворукие. Однако в ряде регионов число леворуких больше – до 10-15% (например, в США, Германии и др. странах).

Принято считать, что за леворукость отвечает рецессивный ген. Эта гипотеза, однако, не объясняет факта рождения у двух леворуких родителей праворуких детей с вероятностью около 0,5 (даже с поправкой на пенетрантность), и что более важно, отличается невысокой предсказуемостью. Другие гипотезы (М. Аннет, И. Макманус и др.) носят более сложный характер и сводятся либо к более сложным свойствам гена (по М. Аннет), либо к двум генам, один из которых отвечает за рукость, второй – реагирует на ситуацию становления ведущей руки. Возможно, ситуация на самом деле еще более запутанная.

Основы психогенетики методичка — Стр 2

Фенотипически человеческая популяция распадается на 2 субпопуляции: небольшая (от 3 о 15%) леворуких, остальные – праворукие. Ведущая рука устанавливается к 3 годам, максимального развития рукость достигает к 9 годам. Каждая из субпопуляций характеризуется дисперсией выраженности рукости.

В течение онтогенеза количественная характеристика каждой субпопуляции меняется. Хотя фенотипическая дисперсия, по-видимому, меняется мало, но выраженность праворукости возрастает, а леворукости уменьшается, т.е. бывшие леворукие становятся праворукими. На этот процесс оказывает влияние (явное или неявное) воспитательная среда, ориентированная на праворуких. Как показывают наблюдения, часть леворуких не может изменить свой статус так же, как и часть крайне праворуких, даже если это необходимо по каким-либо причинам.

Наибольшими преимуществами в плане возможностей обладают люди с умеренно выраженной праворукостью, за которой стоит умеренно выраженное доминирование левого полушария и умеренный дефицит правого. Это обстоятельство благоприятствует развитию амбидекстрии, которая дает ряд преимуществ в немалом числе «двуруких» профессий. Возможно, это дополнительное умеренное развитие правого полушария, связанное с леворукостью, повышает показатели интеллекта.

Половой диморфизм

Характер проявления многих психологических особенностей меняется в зависимости от пола человека.

Пол человека зависит от слияния X- и Y-хромосом. Женские гаметы содержат Х-хромосому, мужские – либо Х либо Y. Таким образом, полоопределяющей стороной является мужчина. Если его Х-содержащая гамета сливается с яйцеклеткой, зигота будет содержать ХХ-набор, и родится девочка. Если Y-хромосомная клетка соединится с женской гаметой, образуется ХY-сочетание, и развивается ребенок мужского пола.

Фенотипические признаки пола зависят от целого ряда компонентов обмена веществ, прежде всего гормонов. Из гормонов основную роль играет мужской половой – тестостерон.

Биологические особенности человека находятся под контролем генотипа и гормонального фона. Психологические и психофизиологические признаки – результат взаимодействия генов и среды (общественной, индивидуальной).

Это взаимодействие испытывает давление гормонов, роль которых резко возрастает в подростковом периоде.

ХХ-комбинация обеспечивает женскому организму более широкую норму реакции и, следовательно, более высокую пластичность как индивидуальную, так и популяционную. Особенности женского генотипа вкупе с гормонами обеспечивают более гармоничное развитие левого и правого полушарий и более высокие пластические возможности мозга; следовательно, лучшую обучаемость.

XY-хромосомы вместе с тестостероном отвечают за более узкую норму реакции. Это означает, что представители мужского пола лучше себя чувствуют в довольно узкой комфортной зоне, соответствующей их генотипу. Мужчины предпочитают и лучше справляются с задачами нового типа, хуже себя ощущают в условиях монотонии. Они превосходят женщин в пространственно-зрительном ориентировании, но проигрывают в вербальных возможностях. По этим и ряду других показателей мужчины и женщины прекрасно дополняют друг друга. Комбинация фенотипических особенностей обоих полов расширяет фенотипическую дисперсию.

Особенности генотипов мужчин и женщин сказываются на характере и становлении как нормальных психических признаков, так и девиантных. Так, мальчики несколько позже начинают самостоятельно ходить и, что более важно, разговаривать. Из них вырастает относительно больше выдающихся творческих личностей.

Среди мальчиков чаще встречаются случаи аутизма, дальтонизма, леворукости. Для мужчин характерна более высокая наследуемость ранних форм алкоголизма. Уровень заболеваемости алкоголизмом у сыновей существенно выше, чем у дочерей. Ряд специфических средовых условий (замужество, религиозное воспитание) у женщин снижает наследуемость потребления алкоголя.

Специфические особенности полового поведения у мужчин и женщин – результат взаимодействия биологического механизма, где главную роль играют генетические особенности и гормональные эффекты, со сложной социокультурной средой, которая в значительной степени детерминирует становление маскулинности и феминности. Дисперсия полового поведения отличается необычайной широтой, где норму определить чрезвычайно трудно. На практике нормой считается поведение, которое принимают обе стороны – мужчина и женщина.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Александров А.А. Психогенетика. СПб: Питер, 2004.

2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

3. Орехова В.А., Лашковская Т.А., Шейбах М.П., Медицинская генетика. Минск, 1999.

4. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л., Психогене­тика,

М., 1999

Дополнительная:

  1. Анохин А.П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы исследований. М., 1988.
  2. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность (отв. редактор Фролов И.Т.).

    Человек в системе наук. М., 1989.

3. Малых С.Б, Егорова М.С., Мешкова Т.Л. Основы психогенетики.

М., 1998.

4. Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1989.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что изучает психогенетика?
  2. Что такое наследственность, среда?
  3. Что такое норма реакции, ее границы?
  4. От чего зависит индивидуальное в человеке?
  5. Что такое гены, аллели, хромосомы, генотип?
  6. Как формируется фенотип?
  7. Что такое менделевская и неменделевская генетика?
  8. Индивидуальная и популяционная изменчивость.
  9. Сущность I закона Менделя.

10. Содержание II закона Менделя.

11. Закон чистоты гамет.

12. Условия выполнения законов Менделя.

13. Нарушение законов Менделя.

  1. Виды мутаций.
  2. Врожденное и приобретенное, наследственность и среда. Сход­ство и различие понятий.
  3. Генетическая и средовая дисперсия.
  4. Ассортативность, ее значение.
  5. Классификация сред.
  6. Типы генотип-средовых отношений.
  7. Основные методы психогенетики.
  8. Особенности метода близнецов.
  9. Популяционная генетика. Сущность ее законов.
  10. Особенности психологического фенотипа как объекта гене­тического исследования.
  11. Оценка наследуемости признака.
  12. Причины человеческого разнообразия.
  13. Различия между группами.
  14. Половой диморфизм и его сущность.
  15. Как работают гены?
  16. Генетическая основа полиморфизмов.
  17. Как наследуются способности?
  18. Как наследуется темперамент?
  19. Психогенетика движений.
  20. Генетика вызванных потенциалов.
  21. Свойства нервной системы и их наследуемость.
  22. Наследуемость рефлексов.
  23. Генетика асоциальных форм поведения.
  24. Генетика психических заболеваний.