Операциональный компонент программы:

Критерий.

В программе представленметодологический компонент или научная основа программы(каждая программа строится на основе научных исследований в той области, к которой она относится; другими словами, чтобы развивать социальный интеллект или корректировать агрессивное поведение, необходимо знать, как развивается общение в конкретном возрасте или каковы причины агрессивного поведения)

Содержательный компонент программы:в программе указывается цель, на реализацию которой программа направлена, конкретизируемая в задачах.

Программа имеет своюструктуру (части, этапы, план занятий)и содержит диагностический инструментарий, позволяющий контролировать степень достижения намеченного результата.

Операциональный компонент программы:

в программах представлены планы или конспекты занятий для работы психолога. В пособиях зачастую предлагаются набор игр для решения конкретных задач и предполагается, что специалист сам может составить из предложенных игр и упражнений занятия и выстроить их в программу, учитывая особенности детей и варьируя содержание занятий.

ВЫВОД: программы анализируются исходя из наличия и соотношения трех частей: методологической, содержательной и опрерациональной.

Методологический компонент — это научная основа программы; Содержательный — организационно-структурная часть (цель, задачи, план действий, результат, контроль);

Операциональный – собственно действия (способы, приемы, операции), с помощью которых программа реализуется.

Рассмотрим программы,в соответствии с критериями:

-название программы, автор;

-адресность;

-методологический компонент;

-содержательный компонент (цель и задачи, этапы программы, планируемый результат, средства контроля);

-операциональный компонент (способы, приемы, операции)

 

ПРИМЕР 1: рассмотрим только те программы, в которых авторами заявлено развитие общения или коммуникативная деятельность дошкольников, формирование коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЛИ ПОСОБИЯ, АВТОР (Ы)

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина.

АДРЕСНОСТЬ: родители, педагоги.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ.

Методологического компонента нет. Пособие заявлено как популярное, видимо, поэтому авторы не стали включать сведения о научных исследованиях. В преддверии каждого раздела дается небольшое описание особенностей детей с теми или иными нарушениями общения: конфликтных, замкнутых и др.

3 стр., 1060 слов

Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития

... программа физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР включает в себя 4 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный ... воспитания введены коррекционный, интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников с ... воспитания дошкольников с ЗПР: организация сюжетных физкультурных занятий на основе игровой мотивации с элементами данстерапии, ...

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Цели и задачи, на решение которых направлена программа.

Цель и задачи не выделены. Из обращения к читателям можно понять, что цель работы по программе является развитие коммуникативных навыков у детей, не имеющих проблем в общении, и у тех, кто испытывает сложности в общении со взрослыми и сверстниками в силу личностных особенностей: конфликтности, агрессивности, повышенной эмоциональности, замкнутости, застенчивости, нарушение самооценки и др.

Этапы программы.

В пособии предлагаются отельные разделы, где описываются игры для детей, нормально общающихся с другими, и для детей с различными трудностями в общении ( беспокойный ребенок, ребенок с нарушением самооценки, агрессивный, конфликтный, застенчивый, замкнутый ребенок, ребенок с речевыми нарушениями) В отдельных разделах есть свои подразделы, например в разделе «Мой ребенок нормально общается с другими» выделены следующие направления игр: «Я и мое тело», «Я и мой язык», «Я и мои эмоции», «Я и Я», «Я и другие», «Я и моя семья».

-Планируемый результат

В программе не отражен. Из контекста можно выделить следующие цели: развитие коммуникативных способностей, помощь ребенку в налаживании отношений с окружающими, «чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности».

-Средства контроля

Родителям и педагогам предлагается провести диагностику уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста для уточнения особенностей ребенка с целью выбора направления работы по программе. Диагностика включает тест на развитость самоконтроля(автор не указан); на выявление отношения ребенка к себе и другим: рисунки «Моя семья», «Моё заветное желание», «Чего я боюсь». Особенности межличностных отношений определяют с помощью методики Рене, особенности поведения ребенка в конфликтных ситуациях – теста Розенцвейга

4 стр., 1954 слов

Рабочая программа 50

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета КППиСР ______________ А.Н. Корнетов «____»____________201__г. По дисциплине «Основы социокультурной и клинической антропологии» Для специальности_______ « ...

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (СПОСОБЫ, ПРИЕМЫ, ОПЕРАЦИИИ)

Игры, игровые упражнения, этюды по разделам пособия: для преодоления застенчивости, замкнутости, агрессивности и др.

Комментарий

( + ) Авторы в начале раздела описывают особенности проведения игр, дают краткие объяснения, правила подбора и проведения игр. Предложенные игры могут быть использованы психологами, а не только родителями и педагогами. Тематическая подборка игр и упражнений, различные варианты на одну тему.

( — ) Предложены сложная для родителей и педагогов диагностика, методики, требующие специального освоения. Не всегда присутствует интерпретация результатов.

ПРИМЕР №2.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЛИ ПОСОБИЯ, АВТОР (Ы)

Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8лет. С.И.Семенака.

АДРЕСНОСТЬ: воспитатели, учителя, психологи, родители, студенты

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Дано краткое обоснование необходимости развития эмпатии для профилактики агрессивного поведения у детей, а также определение эмпатии, ее составляющих с опорой на психолого-педагогические исследования.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Цели и задачи, на решение которых направлена программа.

Цель: развитие эмпатии у детей и профилактика агрессивности в детском возрасте.

Задачи: расширение представлений о понятиях «добро», «зло»; развитие способности к эмоциональному сопереживанию; развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания по отношению к тем, кто в них нуждается; формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков; воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

Этапы программы.

Программа состоит из трех разделов:

*Я и мои родные

*Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям

*Мы и наши друзья животные

-Планируемый результат

9 стр., 4109 слов

Педагогическая система ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии как приоритет специального образования

Современный этап развития системы специального образования характеризуется особым вниманием к периоду раннего и дошкольного детства. Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной специальной дошкольной педагогики, в России и за рубежом из- за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в ...

Не прописан. Он отражается в общих задачах и поставленных целях к каждому блоку.

-Средства контроля

Представлены методики диагностики:

*эмоционально обусловленного поведения дошкольников (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

*эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок (А.Д.Кошелева)

*эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений (А.Д.Кошелева)

*влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников (А.Д.Кошелева)

*роли игры по сюжету сказки в формировании социальных эмоций детей 5-6 лет (Т.П.Скрипкина, Э.К.Гульянц)

*развитие эмпатии у детей под влияние сказки(Т.П.Скрипкина, Э.К.Гульянц)

*осознания себя и других в отношениях с другими (Н.И.Непомнящая)

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (СПОСОБЫ, ПРИЕМЫ, ОПЕРАЦИИИ)

В программе представлены конспекты занятий с использованием авторских вариантов проблемных ситуаций, стихотворений, рисунков на заданную тему, мультфильмов, игровых упражнений, игр.

Комментарий

( + ) Конспекты занятий строятся как отдельные истории, темы, объединенные сюжеты. Представлены интересные игры , упражнения, подобраны художественные произведения для обсуждения по темам занятий, затрагиваются важные для нравственного развития и развития общения темы сочувствия, сопереживания, помощи сверстникам и взрослым.

( — ) При проведении занятий с детьми психологу необходимо усилить психологическую составляющую целей и средств их достижения. Например, во многих случаях занятия излишне дидактичны, то есть даются готовые правила, ответы, долженствования. Во многих случаях или во время беседы можно предложить детям самим сделать обобщения и выработать правила поведения в подобных ситуациях. Некоторые темы подаются несколько односторонне, например, тема эмоций, возникающих у детей в отношения с близкими людьми, друзьями, сверстниками. Нередко, в отношениях, помимо позитивных, возникают и негативные эмоции. Необходимо, чтобы дошкольники осваивали возможности выразить их социально приемлемыми способами.

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Речь человека имеет огромное значение в его жизни. Речь сопровождает нас повсюду. Именно речь обеспечивает нам возможность общения, обучения и развития. Речь позволяет нам излагать собственные мысли и понимать мысли и чувства других людей. Речь является средством обеспечения всех уровней коммуникаций человеческого общества, она объединяет и разделяет, ...

Развитие общения многие авторы предлагают проводить либо в ходе специализированных программ, направленных на развитие общения, либо в рамках других программ по эмоциональному развитию, по адаптации или по развитию социального интеллекта.

Много программ, которые психолог может использовать в работе по развитию общению детей:

* «Программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников», А.В. Ухановой

* «Проблемные дети. Развитие через общение», Е.Е.Дмитриевой

* «Тропинка к своему Я», О.В.Хухлаевой

* «С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет», К.Фопеля

* «Привет ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет», К.Фопеля

* «Уроки психологического здоровья», В.В.Ветровой

* «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», Т.П.Смирновой и другие

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

подготовило и направило письмо в ОУ « О направлении методических рекомендаций» от 08.09.2016 № 17-02/8128-ик, модемная связь 09.09.2016 №13

В методических рекомендациях отражена организация внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Мурманской области.

Из методического письма:

-образовательное учреждение самостоятельноразрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности;

-рабочие программы курсов внеурочной деятельности включают:

= результаты освоения курсов внеурочной деятельности;

= содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

= тематическое планирование

обязательной частью рабочей программы внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности и форм их учета;

-реализация внеурочной деятельности осуществляется без бального оценивания результатов освоения курса;

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4-6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

-педагог-психолог может вести программы линейных курсов, а также нелинейные тематические курсы, рассчитанные на четверть, неделю, полугодия