Лекция 5 восприятие

Лекция № 5 (2 часа)

Тема:Особенности восприятия при нарушениях речи.

План лекции.

1 Слуховое восприятие:

  • роль слухового восприятия в развитии речи ребенка и формировании правильного звукопроизношения;
  • сенсорные и гностические слуховые расстройства;
  • особенности слухового восприятия у детей с ФН, ФФН, ОНР;
  • особенности слухового восприятия у детей при артикуляторно-акустической, акустической дисграфии; при фонематической, мнестической и других видах дислексии).
  • Психологическая диагностика слухового восприятия.
  1. Зрительное восприятие:
  • роль зрительного восприятия в овладении навыками чтения и письма;
  • сенсорные и гностические зрительные расстройства;
  • особенности зрительного восприятия при различных видах нарушений чтения и письма: (оптическая дислексия, оптическая дисграфия);
  • психологическая диагностика зрительного восприятия.
  1. Тактильное восприятие:
  • особенности тактильного восприятия при нарушениях звукопроизношения, при общем недоразвитии речи, при нарушениях темпо-ритмической стороны речи, при нарушениях письменной речи;
  • характеристика тактильного восприятия у детей с нарушениями речи;
  • особенности тактильного восприятия при нарушениях звукопроизношения, при общем недоразвитии речи, при нарушениях темпо-ритмической стороны речи, при нарушениях письменной речи.

Литература:

  1. Белякова ЛИ., Гаркуша Ю.Ф:, Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
  2. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. – 1988. – № 4.
  3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
  4. Воронова А.Л. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. – 1993. – № 1.
  1. Гозова А.П., Кулагин ЮА. и др. Изучение психического развития аномальных детей//Дефектология. — 1983. — № 6.
  2. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. — 1976. — № 1.
  3. Сергеева Г.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. – 1973. — № 3.
  4. Ткаченко ТЛ. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с ОНР//Дефектология. — 1985. — № 6.
  5. Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии//Дефектология. — 1975. — № 5.
  6. Чевелева НЛ. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1986. — № 5.
  7. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектлогия. – 2000. — № 3.

Ощущения и восприятие

13 стр., 6151 слов

Выявление особенностей коммуникативной функции речи у детей с ...

... нарушениях. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер [20]. С учетом выявленной проблемы сформулированная тема исследования, «Выявление особенностей коммуникативной функции речи у детей ... игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы [4]. Множество авторов предлагают свою классификаций аутизма. Мы ...

Слуховое восприятие

У всех детей с нарушениями речи отмечается нарушения фонематического восприятия.

На слуховое восприятие фонем влияет нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии, т.к. речедвигательный анализатор связан с речеслуховым.

Не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия (в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении.).

Развитие фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Нарушение слухового восприятия – АГНОЗИЯ.

Агнозия – нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражении КГМ и подкорковых структур.

Виды слуховых агнозий.

В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

Собственно слуховую агнозию (не понимают смысла бытовых звуков при сохранной слуховой функции)

Аритмия – ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух и воспроизвести их. Негативные последствия – нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов «снеговик – сневик».

Амузия – нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую только что слышал, а также отличать одну мелодию от другой. Может сопутствовать афазическим расстройствам.

Нарушение интонационной стороны речи. Б. не различают речевой интонации, их речь невыразительна, лишена модуляций, интонационного разнообразия. У них часто страдает пение.

Речевая акустическая агнозия. Р-к теряет возможность отчетливо различать звуки речи. Слух и восприятие предметных звуков сохранны. При различении звуков речи — существенные нарушения: звуки речи воспринимаются как отдельные нечленораздельные шумы или р-к не может различать лишь близкие (н., оппозиционные) фонемы. Отмечается при афазии.

3 стр., 1462 слов

Рекомендации педагогам и родителям по сопровождению ребенка с ...

... уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. Для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и ... слова и выражения, несущие только сухую информацию, лишенную субъективной эмоциональной окраски. В речи они используют слова, сигнализирующие о понимании, о принятии информации «понятно», «интересно», ...

Зрительное восприятие

У дошкольников с речевой патологией зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы.

Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этой группы детей меньше страдает зрительное восприятие.

Нарушение зрительной перцептивной деятельности (зрительного гнозиса) — АГНОЗИЯ.

Виды зрительных агнозий:

Предметная агнозия — нарушение (отсутствие узнавания) целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков и частей. (От агнозии реальных предметов до трудностей опознания контурных зашумленных или наложенных изображений).

Симультанная агнозия – невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

Лицевая агнозия – от нарушения запоминания лиц до неузнавания самого себя в зеркале.

Символическая агнозия – расстройство восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохранности их написания.

Цветовая агнозия – трудности в дифференцировке смешанных цветов.

Тактильное (осязательное) восприятие

Виды тактильных агнозий:

Нижнетеменной синдром – расстройство сложных форм тактильного гнозиса — астереогноз (или тактильная предметная агнозия).

Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта. Тактильные алексии.

Верхнетеменной синдром – нарушение схемы тела или соматоагнозия (расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.)

Гнозис

Отмечается зависимость между выраженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Наиболее выраженные нарушения лицевого гнозиса характерны для детей с дизартрией и алалией.

Нарушения орального и пальцевого стереогноза исследовались по общим методикам, описанным в отечественной литературе (А. Р.Лурия и др.), а также с помощью методики Р.Л. Рингеля, когда ребенку предлагалось определить форму предметов, помещенных в рот. При анализе полученных данных было отмечено, что наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с наиболее грубыми нарушениями экспрессивной речи (особенно у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи).

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... неразвитость слухового, зрительного восприятия, двигательных координаций, недостаточность мотивации могут привести к появлению нарушений письма, негативно отражающихся на обучении и психологическом состоянии ребенка. По данным исследования ... в нужной последовательности звуков и букв; лобные доли (моторный центр речи) больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Процесс письма связан ...

Выраженные нарушения орального стереогноза наблюдаются и у детей с грубым нарушением лицевого гнозиса. Нарушений пальцевого стереогноза у детей с речевыми нарушениями выявлено не было (Е. М. Мастюкова, 1991).

У детей с различными формами дизартрии, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений отмечается отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов (Л. С. Цветкова, Т. М. Пирцхалайшвили, 1975).

Нарушения зрительной сферы у детей с выраженной речевой патологией проявляются, в основном, в

бедности и недифференцированности зрительных образов,

инертности и непрочности зрительных следов, а также

в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

У детей младшего школьного возраста с задержками речевого развития (ЗРР), дизартриями и нарушениями речи по типу алалии изучались следующие гностические функции:

оптико-пространственный гнозис,

пространственные представления, лицевой гнозис,

пальцевой и оральный стереогноз (Е. М. Мастюкова).

Развитие оптико-пространственного гнозиса является необходимым условием для обучения детей грамоте. Нарушения указанной функции считаются характерными для многих детей с органическим поражением мозга. Степень нарушений оптико-пространственного гнозиса также зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно пространственных представлений.

Оптико-пространственный гнозис у детей младшего школьного возраста, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, находится на значительно более низком уровне.

Динамика развития пространственного восприятия наиболее благоприятна у детей с ЗРР, а наименее благоприятна при алалии.

Дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

В перцептивных действиях (приравнивание к эталону) дети с ОНР чаще пользуются примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение;. при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек (Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо, 1991).

А.П.Воронова (1993) исследовала дошкольников с общим недоразвитием речи. Дети с ОНР в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса:

с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв,

11 стр., 5089 слов

Особенности применения различных наглядных средств по развитию ...

... воспитания. 1. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Зрительное восприятие - психический процесс ... константностью, отмечается одинаковая сущность процесса возникновения образов, идентичность нервных механизмов восприятия. Восприятие необученного ребенка непроизвольно, ... нечетким, расплывчатым. Огромную роль при восприятии играет речь, то слово, которым назван предмет. ...

не узнают буквы, наложенные друг на друга,

испытывают затруднения в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовы(ми) к овладению письмом.

Пространственная ориентировка

Дети с недоразвитием речи затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», затрудняются в ориентировке в собственном теле особенно при усложнении заданий (А.П.Воронова, 1993).

Отчетливые пространственные нарушения, по данным Е. М. Мастюковой, отмечаются у учащихся подготовительных и первых классов речевых школ. Пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений (у детей с алалией).

Однако пространственные нарушения у детей с речевыми нарушениями характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Пространственные нарушения при речевых расстройствах проявляются в стойких расстройствах письменной речи (дислексии и дисграфии), нарушениях счета

Дети с тяжелой речевой патологией в экспрессивной речи не находят языковых средств для выражения пространственных отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.

Особенности восприятяи при:

Дислалии

У ребенка с дислалией часто задерживается образование акустических или артикуляционных образов отдельных звуков. В этих случаях оказываются не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука.

При акустико-фонематической дислалии отмечаются дефекты звукового оформления речи. Это обусловлено избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся: опознание, узнавание, сличение акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. При восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой.

Необходима работа по формированию восприятия звуков речи, в т.ч. неправильно произносимых, формированию фонематического восприятия, развитию слухового контроля.

Ринолалия

У детей отмечаются значительные отклонения в стереогнозе (М. Эдвардс, 1973).

Причина – в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловленных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.

Вторичные особенности восприятия речевых звуков, обусловленные основным дефектом препятствуют овладению правильным письмом – замены п, б на м, т, д на н и т.п., пропуски, замены, употребление лишних гласных, смешение шипящих-свистящих и т.п.

Дизартрия

7 стр., 3280 слов

Реферат - Психолого-педагогическая характеристика детей со зрительными ...

... Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. 2. Классификация зрительных нарушений. Различают следующие типы детей с нарушением зрения: слепые дети (острота зрения на лучшем ... органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы и т.д. Анализ причин слепоты и слабовидения ...

Большую роль кинестетических ощущений в развитии речи отмечал Н.И. Жинкин. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении звуков.

При дизартрии четкость кинестетических ощущений нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур. Н., недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у дизартриков. Аналогичная недостаточность интеграции может отмечаться в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем.

Для детей-дизартриков характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата (при корковой дизартрии).

Логопед. Коррекция:. необходимо развивать ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным. В процессе логопед. Работы устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением., между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произнесении.

Нарушения голоса

Человек испытывает ощущения при головном и грудном резонировании.

При головном резонировании у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа, при грудном резонировании ощущается вибрация грудной клетки.

Нарушения темпа речи.

При брадилалии отмечаются особеннности в психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия. Воспринимая инструкцию, выполняют её не сразу, а после нескольких повторений.

При тахилалии – А. Либманн различал недостатки моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что тахилалия – следствие нарушения восприятия.

Психологический аспект механизма тахилалии предполагает учет нарушений восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи.

У детей с полтерном необходимо уделять внимание психическим процессам (восприятию, вниманию и т.д.)

7 стр., 3280 слов

Реферат — Психолого-педагогическая характеристика детей ...

... Брайля по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания. 2. Классификация зрительных нарушений. Различают следующие типы детей с нарушением зрения: слепые дети (острота зрения на лучшем ... органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы и т.д. Анализ причин слепоты и слабовидения ...

Алалия

Р.Е. Левина (1951)предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности.

При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности, которая влияет и на восприятие: недостаточная активность наблюдательности (дети как бы скользят взором по картинке, не улавливая существенных деталей.

При алалии отмечается нарушение акустического гнозиса. Возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память восприятие, мыслительные операции.

Сенсорная алалия. У детей не формируется фонематическое восприятия, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечается несформированность акустико-гностических процессов., понижение способности к восприятию речевых звуков. Неполноценность восприятия объясняется специфическим состоянием коры головного мозга, а не снижением слуха.

Особенности слухового восприятия (и внимания): замедленность, неустойчивость, колебания (непостоянство слуховых реакций ребенка).

Это затрудняет обследование слуха. Сенсорное нарушение отличается от сниженного слуха отсутствием четкого порога восприятия (мерцающее непостоянство слуховой функции. Иногда дети лучше воспринимают речь утром или наоборот.. Отмечается повышенная истощаемость слухового внимания и восприятия. Возможность восприятия находится в зависимости от темпа поступления звуковых раздражителей., качества звука. Включение в восприятие зрительного раздражителя усиливает акустические впечатления.

Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.

Отмечается акустическая агнозия.

Нарушения письменнной речи.

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического вос­приятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).

Дислексия и нарушения пространственных представлений

У детей с нарушениями чтения наблюдаются:

  • трудности ориентировки во всех пространственных направлениях,
  • затруднения в определении правого и левого, верха и низа.
  • Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

Выявляется и задержка в дифференциации правой и левой частей тела, поздняя латерализация или ее нарушение (левшество, смешанная доминанта).

5 стр., 2107 слов

Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции ...

... нарушением слуха гораздо большее значение, чем для лиц с нормальным слухом, имеют зрительные раздражители. Следовательно, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Например, восприятие речи ... Исследования особенностей психического развития слепых детей в 80-е и 90-е гг. 20в. опираются на работы основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и ...

Акустическая дислексия (О.А. Токарева): недифференцированность слухового восприятия: буква не воспринимается ими как сигнал фонемы.

Оптическая дислексия: неустойчивость зрительного восприятия и представлений; не устанавливается связи между зрительным её образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же фонема воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении. Нарушается зрительное восприятие и вне речи. некоторые с трудом различают знакомые лица, сходные предметы, плохо рисуют.

Моторная дислексия (затруднения движений глаз при чтении) . Отмечается сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке. Отмечается невозможность вспомнить некоторые речевые движения.

Особенно измененными являются движения глаз при оптической дислексии, неподвижный глаз почти не способен воспринимать изображение, имеющее сложную структуру. Расстройства движения глаз сопровождают нарушения зрительного восприятия и обусловливают оптические дислексии, в других являются следствием трудностей чтения.

Р.И. Лалаева выделяет фонематическую дислексию: связана с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем).

Оптпическая дислексия (Р.И. Лалаева): трудности усвоения и смешение сходных графически букв и их взаимных заменах; связана с нерасчленонностью зрительного восприятия форм, с недефференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного снозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другой, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую (например, из буквы Р сделать букву В, из буквы П сделать букву Н).

Выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Для некоторых детей с оптической дислексией буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графически буквах являются неточными и недифференцированными.

10 стр., 4842 слов

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи

... компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка. [3 ... об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых наруше­ний занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos ...

Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.

При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблю­даться зеркальное чтение.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально и, жх), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б,бЛ, ЛК).

У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналитическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.

Дисграфия.

Акустическая: недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие слухового анализа и синтеза

Оптическая: обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, а в различные моменты воспринимаются по-разному. Неточность зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. У левшей м.б. зеркальное письмо (справа налево).

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами; зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

Лекция 5 восприятие — Стр 2

Семинар № 4 (2 часа)

Тема: Особенности восприятия при речевых нарушениях.

План семинарского занятия:

  1. Особенности слухового, зрительного восприятия у детей с нарушениями устной речи (с ФН, ФФН, ОНР).
  2. Особенности слухового, зрительного, тактильного восприятия у детей с нарушениями чтения и письма.
  3. Психолого-педагогическая диагностика восприятия у детей с нарушениями речи.
  4. Основные направления психокоррекционной работы по развитию восприятия у детей с речевыми нарушениями.

Практическое задание:

  1. Составить перечень проявлений нарушения восприятия (слухового, зрительного) в устной и письменной речи.
  2. Подобрать диагностический и стимульный материал (методики, тесты) для выявления особенностей перцептивной сферы у детей с речевыми нарушениями.
  3. Подобрать упражнения, наглядный материал для развития перцептивной сферы у детей с речевыми нарушениями. у

Понятия:

Восприятие, перцептивная сфера, диагностика, диагностический материал, стимульный материал, психокоррекционная работа, коррекция, развитие.

Литература:

  1. Белякова ЛИ., Гаркуша Ю.Ф:, Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
  2. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. – 1988. – № 4.
  3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
  4. Воронова А.Л. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. – 1993. – № 1.
  5. Гозова А.П., Кулагин ЮА. и др. Изучение психического развития аномальных детей//Дефектология. — 1983. — № 6.
  6. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. — 1976. — № 1.
  7. Сергеева Г.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. – 1973. — № 3.
  8. Ткаченко ТЛ. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с ОНР//Дефектология. — 1985. — № 6.
  9. Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формиро­вании речи у детей с различными формами речевой патологии//Дефектология. — 1975. — № 5.
  10. Чевелева НЛ. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1986. — № 5.

Психология детей с нарушениями речи

Практическое задание для студентов дневного отделения по теме: «Особенности восприятия при речевых нарушениях».

Вопросы для освещения:

  1. Восприятие как психический процесс (определение, характеристика, виды восприятия).
  2. Особенности восприятия разной модальности у детей с речевыми нарушениями (дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией и другими нарушениями речи).
  3. Психолого-педагогическая диагностика восприятия разной модальности (слухового, зрительного, тактильного) у детей с нарушениями речи.
  4. Основные направления психокоррекционной работы по развитию восприятия разной модальности у детей с речевыми нарушениями.

Лит-ра:

  1. Логопедия: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –М., 2002 (или Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология» / Под. Ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2006. § 5.1.
  3. Основы специальной психологии / Под. ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
  4. Усанова О.Н. Специальная психология. –М., 1997.
  5. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Глава 2, § 2.

.

Практическое задание:

  1. Подобрать диагностические методики и стимульный материал к ним для диагностики восприятия разной модальности (слухового, зрительного, тактильного) у детей с нарушениями речи.

Лит-ра:

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В.. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
  2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – М., 2004.
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
  5. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».
  6. Кудрова Т.И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического воприятия, анализа и синтеза у детей. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. — № 2. С. 51-53.

  1. Подобрать упражнения, наглядный материал для развития перцептивной сферы (восприятия) у детей с речевыми нарушениями.

  1. Составить конспекты статей:
  • Воронова А.Л. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. – 1993. – № 1.
  • Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи//Дефектология. — 1976. — № 1.
  • Сергеева Г.Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. – 1973. — № 3.
  • Чевелева НЛ. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1986. — № 5.
  • Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. – 2000. — № 3.
  • Лалаева Р.И., Гермаковская А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. // Дефектология. – 2000. — № 4. С. 17.

Тема: Особенности восприятия при речевых нарушениях.

План семинарского занятия:

  1. Особенности слухового, зрительного восприятия у детей с нарушениями устной речи (с ФН, ФФН, ОНР).
  2. Особенности слухового, зрительного, тактильного восприятия у детей с нарушениями чтения и письма.
  3. Психолого-педагогическая диагностика восприятия у детей с нарушениями речи.

Практическое задание:

  1. Составить перечень проявлений нарушения восприятия (слухового, зрительного) в устной и письменной речи.
  2. Подобрать диагностический и стимульный материал (методики, тесты) для выявления особенностей перцептивной сферы у детей с речевыми нарушениями.

Лит-ра

Преснова О.В. Учет особенностей восприятия информации младшими школьниками в процессе обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. — № 5.

  1. у

10