Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Т.И. Бессонова
ЛЕКЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Учебно-методическое пособие
Севастополь
Рибэст
2010
Рецензенты: Авдеева И.Н., кандидат психологических наук, доцент, проректор по научной работе; Василенко И.Ю., кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной психологии.
Т.И. Бессонова. Лекция по психологии в высшей школе: Научно-методические рекомендации. – Севастополь: РИБЭСТ, 2010. – 64 с.
В учебно-методическом пособии раскрываются основы и содержание организации и проведения лекции урока по психологии в высшей школе. Предлагаемый материал базируется на передовом опыте отечественных и зарубежных дидактов и практиков. Рассматриваются как теоретические вопросы, так и конкретные методики организации учебного процесса, методы и приёмы активизации познавательной деятельности студентов.
Связь психологии и социологии с другими науками
... 12. Психология личности (дифференциальная психология) Характер, индивидуальные различия, способности 13. Психология труда Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) 14. Экономическая психология ... воздействие на социальные процессы. Связь психологии и социологии с другими науками Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг и другом, ...
В пособии широко представлены материалы и результаты методического творчества и практической деятельности автора как преподавателя дисциплины «Методика преподавания психологии».
Для студентов психолого-педагогических факультетов, практических психологов.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
- Тип лекции………………………………………………………………………………….5
- Цели лекции………………………………………………………………………………..7
- Задачи……………………………………………………………………………………….9
- Методика чтения………………………………………………………………………………11
- Четкая структура и логика изложения. ……………………………………………………………………………………..
- Наличие-отсутствие плана, следование ему………………………………………………………………………………..
- Сообщение литературы (время издания, градация литературы и краткое ее аннотирование).
…………………………….
- Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. ………………………………………………………………….
- Доказательность и аргументированность………………………………………………………………………………….
- Выделение главных мыслей и выводов. …………………………………………………………………………………..
- Повторение их в различных формулировках. ………………………………………………………………………………
- Выбор уровня трудности содержания………………………………………………………………………………………
- Постановка вопросов для размышления. ……………………………………………………………………………………
- Приведение примеров. ……………………………………………………………………………………………………….
- Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. ………………………………………………………………………………………………………..
- Использование наглядных пособий, технических средств…………………………………………………………………..
- Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов, чтение по конспекту без отрыва, чтение по учебнику. ………………………………………………………………………………
- Эмоциональность. Стиль изложения…………………………………………………………………………………………
- Руководство работой студентов…………………………………………………………….30
- Мобилизация……………………………………………………………………………………………………………….
- Мотивация (способы)………………………………………………………………………………………………………..
- Требование конспектировать и контроль за выполнением. …………………………………………………………………
- Обучение студентов методике записи и помощь в этом: интонирование, быстрый или медленный темп, повтор, паузы,
вычерчивание графиков, составление схем, таблиц. ………………………………………………………………………
- Актуализация опорных знаний и чувственного опыта…………………………………………………………………….
- Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, диалог, шутки, ораторские приемы. ……….
- Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме)…………………………………………………………………. ….
- Получение обратной связи (способы, формы, приемы)…………………………………………………………………….
- Лекторские данные……………………………………………………………………………50
- Знание предмета………………………………………………………………………………………………………………..
- Интеллект………………………………………………………………………………………………………………………
- Эмоциональность………………………………………………………………………………………………………………
- Голос, дикция, ораторское мастерство, культура и богатство речи…………………………………………………………….
- Деловой внешний вид………………………………………………………………………………………………………….
- Умение установить контакт, длительное время удерживать активное внимание всей аудитории, позитивные педагогические установки………………………………………………………………………………………………………………………..
- Демократический стиль общения………………………………………………………………………………………………
- Доброта и уважение……………………………………………………………………………………………………………..
- Результативность……………………………………………………………………………60
- Информационная, систематизирующая, разъясняющая, развивающая ценности, воспитательная ценность (нравственный аспект), достижение дидактических целей…………………………………………………….
- Активность аудитории…………………………………………………………………………………………….
- Литература………………………………………………………………………………64
Введение
Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современного вуза лекцию часто называют «лицом вуза». Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала, которые приводят следующие аргументы в пользу своей точки зрения:
Адаптация студентов в процессе обучения в вузе
... разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Психологические проблемы адаптации студентов в процессе обучения в вузе». Объект исследования - процесс социальной адаптации. Предмет исследования - психологические проблемы ...
- лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит само-стоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;
- лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;
- лекции нужны, если нет учебников или их мало;
- одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора.
Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:
- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция ос-новной источник информации;
- новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;
- отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором; по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;
- лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует его недооценивать.
Преимущества лекции
Методические указания для студентов, изучающих курс философии ...
... с позиции будущего развития. Формы самостоятельной работы студентов: - конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; - проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной ... учебной дисциплины «Философия». Экзамен может проводиться в следующих формах: 1. Тестовая форма предполагает выполнение студентом тестовых заданий. Оценка «отлично» выставляется, если даны ...
- это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональ-ное взаимодействие;
- лекция – весьма экономный способ получения основ знаний;
- лекция активизирует мысленную деятельность, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли за мыслью лектора.
В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.
Требования к лекции
Нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование, по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.
Типы лекции
По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это – сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов. Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей. Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых).
Лекции — Общие вопросы детской психологии
... наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается ... однообразна, чем игра шести-, семилетних детей. Учебная деятельность студента отличается от учебной работы первоклассника не только по ... вуют разные точки зрения на некоторые вопросы психического развития ребенка, а вопрос о показателях развития является предметом ...
В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом. Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса. Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.
Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, пресс-конференция. По мнению М.В. Булановой-Топорковой, эти формы могут успешно дополнять традиционную информационную лекцию. Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой це-ли. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.
Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность. Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.).
Лекция №19-20 Вопросы КТ
... средствами передвижения и транспортными средствами, оплате проезда. Значительную роль в решении этих вопросов сыграл Закон РФ « О ветеранах», который установил статус ветеранов различных категорий и ...
Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:
- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
- усвоение новой информации;
- создание и разрешение проблемных ситуаций;
- демонстрировать разные способы визуализации.
Формы наглядности
- натуральные (минералы, реактивы, детали машин);
- изобразительные (слайды, рисунки, фото);
- символические (схемы, таблицы).
В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:
- уровень подготовленности и образованности аудитории;
- профессиональную направленность;
- особенности конкретной темы.
Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллюстрацией такого метода могут служить лекции по культурологии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систематизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.
Лекция вдвоем – эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и так далее. Необходимо, чтобы диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.
Преимущества лекции вдвоем
- актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;
- создание проблемной ситуации, развертывание системы доказательств;
- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;
- выработка наглядного представления о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;
- выявление профессионализма педагога, самовыражение и самореализация его личности.
Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:
4 психология лекции
... лекции для него самого. Эта сортировка вызвать непроизвольное внима- материала происходит подсозна- ние студентов, лучше всего начать тельно и в полной мере не осмыс- речь ... совета, преклоняли колени. Боги всегда охотно отвечали на вопросы. Они были очень похожи друг на друга, поэтому ... Кто ты? – Бог Дипломатии, – был ответ. 49 Последний вопрос он задал богу, стоявшему справа: –Кто стоит рядом с тобой? ...
- у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;
- они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;
- они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.
Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:
- активизировать внимание студентов;
- развивать их мыслительную деятельность;
- формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.
Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть их в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.
Лекция – пресс-конференция
Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить:
- в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;
- в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым мо-ментам курса и систематизацию знаний;
- в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.
Результативность лекции. Оценка качества лекции
При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Выделяются узловые критерии оценки качества лекции.
Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ раз-личных концепций, связь с практикой.
Развитие интеллекта старших дошкольников на занятиях по развитию ...
... опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. [26, с.3] ... развитие интеллекта старших дошкольников средствами использования пословиц и поговорок в процессе развития речи. - использование результатов исследования возможно на занятиях по дошкольной педагогике. База ...
Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы).
Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов. Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).
Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ора-торское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.
Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.
Методические приемы, облегчающие восприятие лекционного материала
- 1. Сообщение интересных фактов, простых и ярких примеров при раскрытии сложных теоретических вопросов.
- 2. Отражение связи излагаемого научного материала с практикой и будущей профессиональной деятельностью.
- 3. Использование наглядных пособий и технических средств обучения.
- 4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положения необходимо повторить, специальные термины объяснить и правильно записать. В то же время лектор не может снижать темп изложения до диктовки.
- 5. Связь содержания лекции с последующими лабораторными и практически-ми занятиями.
- 6. Ориентация студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, способствующая направлению их самостоятельной работы.
- 7. Комбинирование монологического и эвристического метода изложения лекционного материала.
Лекция на старших курсах отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и популяризаторский подход в освещении научных вопросов.
Специфика целей лекции для студентов-заочников
- 1. Дать общее представление о проблематике научной дисциплины.
- 2. Концентрировать главное внимание не на фактологии, а на методологии изучаемого предмета.
- 3. На основе анализа узловых проблем способствовать формированию целостного представления о закономерностях развития науки в области изучаемой дисциплины.
- 4. Дать указания по основной методологической и специальной литературе, учебникам и учебным пособиям.
- 5. Направить самостоятельную работу студентов-заочников путем методических советов и рекомендаций.
Лекторские данные Голос, дикция, ораторское мастерство, культура и богатство речи
Лекция – своеобразный жанр научного стиля со специфическими признаками: своей терминологией, фразеологией и этикетом, принятым в научной среде. Но лекция, в то же время, является жанром ораторской речи, отличным от книжного стиля. Живая речь лектора не может точно совпадать с письменной.
Наиболее типовые ошибки начинающих Слушателей online-лекций
... терпения и прорабатывать архив видеозаписей последовательно: от лекции к лекции с проработкой материалов по упомянутым в них гиперссылкам. 6. Слушатель начинает делать Домашнее задание в «последний вечер», ... дальше пойдёт концентрированный материал с высоким темпом. Поэтому имеет смысл зайти на страницу online-лекции заранее и подождать начало лекции. 3. Слушатель не ведёт конспект ...
Слагаемые ораторского искусства. Одним из наиболее распространенных ораторских приемов являются повторы. Повторение, с одной стороны, углубляет и усиливает ораторскую мысль, вскрывает не всегда легко видимую сущность факта или предмета, с другой – дает возможность конспектирования. Кроме того, повторы способствуют концентрации внимания слушателей. Хорошо концентрируют внимание слушателей риторический вопрос и риторическое обращение – ораторские приемы символического характера, не предполагающие заранее вербальной реакции слушателей. Можно по ходу лекции использовать и диалоговую форму общения для закрепления изложенного материала и получения обратной связи с аудиторией. В этом плане весьма поучительны анртичные источники, в частности, знаменитые беседы Сократа и Платона. Спонтанный вопрос – ответный прием, к сожалению, редко используется в учебной лекции. Вузовские преподаватели предпочитают монологическую речь. Подлинная ораторская речь независимо от тематики, назначения лекции, вы-ступления, аудитории должна содержать элементы художественности. Выразительность языка – понятие вполне определенное. Он может быть серым, тусклым и ярким, великолепным; сухим и сочным; бедным, ограниченным и богатым; мертвенным, монотонным и эмоциональным. Эти полярные качества проявляются в зависимости от степени овладения речевой культурой. Эмоциональность речи придают тропы, т. е. метафоры, сравнения, метонимии, гиперболы, изучаемые в средней школе, а затем незаслуженно забываемые нами. Они уместны в учебной лекции, выделяя на строгом фоне специальной информа-ции отдельные ее моменты, трудные для восприятия и художественно трансфор-мированные с целью фиксации внимания и лучшего понимания. В речи оратора или лектора могут успешно использоваться ассоциации, пословицы, поговорки, афоризмы, исторические анекдоты и подлинные забавные истории из жизни знаменитых ученых по профилю лекции. Они купируют «пики внимания», наступающие через каждые 15–20 минут, развивают ассоциативное мышление слушателей, расширяют их кругозор, повышают уровень общей культуры, оказывают эмоциональное воздействие на аудиторию. Лектор должен любить иронию, юмор и быть способным на сарказм в воспитательных целях. Используя крылатые слова и литературные образы, следует следить за тем, чтобы они были понятны, а в случае надобности – разъяснять их смысл и источники. Ораторское искусство предполагает умение импровизировать, свертывать и расширять устную информацию в зависимости от обстоятельств (нехватка или перераспределение лекционного времени, уровень подготовленности аудитории).
Речь оратора не должна быть обрывистой, как бы клочковатой, изобиловать паузами или словами-паразитами, междометиями типа «м-м», «о», «так сказать» и т.д. О таких «ораторах» говорят: «У него слово слову костыль подает». Нельзя замолкать на полуфразе, на ходу домысливая недосказанное. Речь должна быть пластичной, развертываться в ровном темпе и ритме. В то же время интонация, ритмика и тембр речи могут служить средствами выделения мысли и ее фиксации слушателями. Как известно, формулировки, отдельные фрагменты лекционного материала диктуются, т. е. проговариваются в определенном темпе с повторениями. Соответственно интонируя фразу, лектор может добиться нужной реакции слушателей. Умение держаться перед аудиторией – одно из слагаемых ораторского мастерства. Как известно, слово и действие едины. У оратора действие выражается мыслью и жестом, позой, мимикой. Неопытный оратор не смотрит на аудиторию, говорит тихо (бубнит), глядит в одну точку, заторможен; другой – наоборот, оза-бочен, смотрит исподлобья, потирает зачем-то правой рукой нижнюю челюсть, третий – засунул в карманы руки, уставился в потолок. Между тем, в совокупности выразительные средства – движение рук, кистей рук, выражение лица – неотъемлемые части ораторского искусства. Жесты и мимика не должны быть надуманными, формальными. Существует своеобразный код, знаковая система ораторской жестикуляции, например, отрицание – как бы «минус», прочерченный рукой в воздухе. Утверждение – взмах руки сверху вниз. Рука, прижатая к сердцу, – подтверждение искренности, а сжатая в кулак – выра-жение убежденности, и так далее. Но нельзя злоупотреблять жестом – чрезмерная жестикуляция отвлекает. Жест должен быть мотивационным, сдержанным и лишь подкреплять вербальную информацию. Следует помнить русскую поговорку: «Коль словами не расскажешь, то и пальцами не растычешь». Полезно прочитать свою лекцию дома, но запрограммировать жесты нельзя. Психологические аспекты красноречия проявляются в ораторском творчестве и в восприятии слушателями публичной речи. Имея разные объекты и будучи относительно самостоятельными, они действуют одновременно в живом общении говорящего с аудиторией. Вне такого единства психология ораторского искусства просто не существует. Главная психологическая задача оратора – пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам. Пробуждение, формирование, развитие и поддерживание внимания слушателей к речи лектора наряду с удовлетворением их интереса к тематике лекции или выступления – едва ли не самое трудное из слагаемых ораторского искусства. Как уже отмечалось выше, кризисы внимания на-ступают через определенные промежутки времени: первый наступает на 15–20-й минутах, второй – на 30–35-й минутах. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгла-дить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключе-нием внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т. д. Результаты социологического опроса показали, что слушатели ценят в лекции, докладе, выступлении различные компоненты: 43% – актуальность тематики, профессионализм; 39% – искренность, правдивость лектора; 32% – глубину анализа поднятых проблем; 32% – конкретность подхода к рассматриваемым вопросам; 31,5% – обоснованность, доказательность, убедительность; 31% – выразительность речи, остроумие; 19% – логику изложения материала.
19