Лекция №8. Цвет. Эмоциональное восприятие цвета
Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.
Красный
Положительные ассоциации: страсть, любовь, кровь, энергия, энтузиазм, восхищение, жара, сила.
Отрицательные ассоциации: агрессия, злость, битва, революция, жестокость, аморальность.
Дополнительно:
- Наиболее доминирующий визуально цвет
- Предполагает скорость, действие
- Стимулирует сердцебиение, учащенное дыхание и аппетит
- Люди кажутся более солидными в красной одежде
- Красные машины угоняют наиболее часто
Желтый
Положительные ассоциации: интеллект, мудрость, оптимизм, яркость, радость, идеализм.
Отрицательные ассоциации: ревность, трусость, мошенничество, опасность.
Дополнительно:
- Первый цвет, который распознает человеческий глаз
- Ярче белого
- Ускоряет метаболизм
- Яркий желтый наиболее утомляющий цвет, может раздражать глаз
- Светло-желтый может усиливать концентрацию
Голубой
Положительные ассоциации: знания, прохлада, мир, мужественность, созерцание, лояльность, правосудие, интеллигентность.
Отрицательные ассоциации: депрессия, холод, разъединение, апатия.
Дополнительно:
- Голубая еда практически не встречается в мире. Неаппетитный, подавляющий голод цвет
- Способствует релаксации
- Люди более продуктивно работают в помещениях со стенами, окрашенными в голубой цвет
- Одежда голубого цвета символизирует лояльность и доверие
Зеленый
Положительные ассоциации: изобилие, деньги, развитие, исцеление, успех, природа, гармония, честность, молодость.
Отрицательные ассоциации: жадность, зависть, отвращение, яд, разрушение, незнание.
Цветовые ассоциации
... следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные ... психологическое и эстетическое; этими факторами обусловлены цветовые ассоциации, семантика и символика цвета, а также ... любого цвета вызывает негативные последствия. Желтый Желтый цвет — физиологически оптимальный; видимость его наибольшая ...
Дополнительно:
- Зеленый – самый легкий цвет для зрительного восприятия
- Успокаивающий и освежающий цвет, в него окрашивают больничные здания для снятия напряжения у пациентов
- Помогает пищеварению
Фиолетовый
Положительные ассоциации: роскошь, мудрость, воображение, изысканность, высокое положение, вдохновение, благосостояние, благородство, мистицизм, творческое начало.
Отрицательные ассоциации: преувеличение, злоупотребление, безумие, бессердечие.
Дополнительно:
- Характеризуется наибольшей частотой в видимом спектре и, может, поэтому его связывают с мистицизмом
- Олицетворяет женственность и романтику, поэтому его иногда связывают с гомосексуальностью у мужчин
- В древности фиолетовые красители стоили дорого, и только члены королевской семьи и очень состоятельные люд могли позволить себе одежды этого цвета
- Расширяет воображение, поэтому применяется для отделки детских комнат
Оранжевый
Положительные ассоциации: творческое начало, воодушевление, уникальность, энергия, волнение, стимулирование, общительность, здоровье, фантазия, активность.
Отрицательные ассоциации: грубость, ультрасовременность, крикливость.
Дополнительно:
- Служит для стимулирования аппетита
- Оранжевые комнаты побуждают людей к размышлению и беседе, говорят о дружелюбии и веселье
- Оранжевый хорошо различим, поэтому присутствует в одежде у дорожных рабочих
Черный
Положительные ассоциации: мощь, власть, вес, изысканность, изящество, педантичность, серьезность, достоинство, уединенность, таинственность, стильность.
Отрицательные ассоциации: страх, негативность, зло, скрытность, покорность, скорбь, депрессия, раскаяние, пустота.
Дополнительно:
- Черная одежда делает человека стройнее
- На фоне черного другие цвета смотрятся ярче
- В цветовой терапии считается, что черный цвет стимулирует уверенность в себе и силу
Белый
Положительные ассоциации: совершенство, бракосочетание, чистота, целомудрие, невинность, легкость, мягкость, божественность, истина, стерильность, объективность.
Отрицательные ассоциации: хрупкость, изоляция.
Дополнительно:
- Белый цвет настолько яркий, что у некоторых людей вызывает головную боль
- Ассоциируется с ангелами и богами
Серый
Положительные ассоциации: равновесие, безопасность, надежность, скромность, классицизм, зрелость, интеллект, мудрость.
Отрицательные ассоциации: необязательность, неопределенность, переменчивость, неясность, старость, скука, нерешительность, ненастье, грусть.
Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека
... внутреннему миру человека; Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию; Арт ...
Дополнительно:
- Редко вызывает бурные эмоции
- Сбалансированное сочетание черного и белого, дополняет сам себя
При проектировании дизайна любой вещи, предназначенной для человека, или колорита среды его обитания, необходимо учитывать цветовые предпочтения потребителя. Факторы, влияющие на выбор того или иного цвета, можно подразделить на объективные, субъективные и индивидуальные.
Объективные
По объективным качествам все цвета можно разделить на группу А и группу Б.
Группа А
Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Они действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребности людей со здоровой, цельной, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. Мы встречаем цвета и сочетания такого типа в следующих случаях:
- в детском художественном творчестве
- в молодежной моде на одежду
- в народном декоративно-прикладном искусстве разных стран
- в искусстве художников-революционеров, ломающих классические каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский, футуристы, дадаисты…)
Группа Б
Смешанные, приглушенные, разбеленные, зачерненные, ахроматические цвета, нюансные сочетания. Цвета группы Б скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, они удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня.
По всем этим причинам цвета группы Б предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной или тонкоорганизованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях:
- европейский костюм для среднего и пожилого возраста
- интерьер жилищ городской интеллигенции
- живопись и прикладное искусство классов, сходящих с исторической арены (ХVIII в. — рококо, ХIХ и ХХ в. — модерн )
- искусство, основанное на тысячелетних традициях и крайне медленно развивающееся — китайская графика, японская классическая живопись и прикладное искусство;
- современная проектная графика и окраска подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя.
Субъективные факторы
Подразделяются на групповые и индивидуальные.
Групповые
Цвет природной среды, этническая группа, культурные традиции, классовая принадлежность, мода, стиль в искусстве.
Влияние этой группы факторов комплексно отражается в искусстве всякого культурно- исторического региона.
Психология цвета в рекламе 3
... зрителя. Глава 2 содержит в себе исследование Риса, говорит о важности цвета в рекламе, исследует оформление фабричных марок, объясняет, как можно внушить доверие к тому ... котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:11 - красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. ...
Индивидуальные
Возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада (характер, темперамент, бытовая среда).
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых позволяют сделать вывод, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания, обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.
Популярность различных цветов среди подростков и взрослых распределяется следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.
Личностные тесты
Цветовые предпочтения могут свидетельствовать (с известной степенью вероятности) о характере человека, его личных и деловых качествах. Среди психологических тестов большое распространение получили цветовые тесты М. Люшера.
Испытуемым предъявляются четыре цвета: красный, синий, зеленый и желтый. Каждый человек выбирает самый любимый цвет (со знаком +) и самый отвергаемый (со знаком −).
В силу амбивалентности всех цветов выбор первого цвета на шкале предпочтений может означать как положительные черты характера, так и отрицательные. В зависимости от выбора делается вывод о самооценке и самовосприятии человека.
Предпочтение: красный
Означает: уверенность в себе, готовность к действию, приложению своих сил и способностей. Высокий уровень активности. Возможно: самопреувеличение, самопревозношение, раздражительность.
Отклонение: страх перед возбуждением или тяжелыми переживаниями, органическая слабость, физическое и психическое истощение.
Предпочтение: желтый
Означает: чувство свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Возможно: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, бесполезная деятельность, неуверенность в будущем.
Отклонение: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.
Предпочтение: зеленый
Означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, сила воли, постоянство. Возможно: самопреувеличение, сомнение в себе. Низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.
Отклонение: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации (напряженное давление).
Предпочтение: синий
Означает: удовлетворение, покой, гармония с миром, верность, чувствительность, способность проникновения, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленным размышлениям. Флегматический темперамент. Возможно: заболевание, недомогание, печаль, уныние.
Психология цвета в рекламе
... В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность, а белый, в отличие от ... и затемненные стороны рекламируемого товара. Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и ...
Отклонение: бегство от разрядки и покоя, боязнь слабости и депрессии. Неудовлетворенное честолюбие, недостаток дружеских связей в коллективе, стремление к превосходству.
Различные аспекты используются в рекламе, чтобы внушить доверие к тому или иному продукту:
1. Качества свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются светлым, прозрачным бирюзовым цветом.
2. Качества мягкости, нежности используются для рекламы детской одежды или средств гигиены.
3. Прохлада, прозрачность и чистота — в рекламе алкогольных напитков.
4. Благородство, аристократичность, эксклюзивность передается в рекламе сигарет, страховых компаний и виски при помощи насыщенного ярко-синего цвета.
5. Свобода, связанная с отпуском в южных широтах, куда можно отправиться и на самолетах, курортные места и кремы от и для загара связываются в нашем представлении с небесно-голубым цветом.
6. Протест, молодость, свобода выражается голубым джинсовым цветом в рекламе джинсов и сигарет.
7. Мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг и осветительных приборов — все это отражается в темно-синем цвете ночного неба.
Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя. Они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар.
На этой странице приведены примеры ассоциаций для различных цветов
http://colory.ru/colorandemotion/
Возможно, в будущем эти примеры помогут вам при создании сайтов и других дизайн-проектов.