Лекция № 8 (2 часа)

Тема: Особенности мышления при речевых нарушениях.

  1. Мышление как психический процесс.
  2. Виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, врбально-логическое), их характеристика.
  3. Возрастные особенности мыслительной деятельности.
  4. Мыслительные операции (обобщение, исключение, классификация, абстрагирование).
  5. Мышление и речь.
  6. Особенности развития видов мышления у детей с нарушениями речи.
  7. Влияние нарушений мыслительной деятельности на состояние речевой активности.
  8. Психологическая диагностика мыслительных процессов (мышления).

Литература:

  1. Белякова ЛИ., Гаркуша Ю.Ф:, Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
  2. Власенко И.Т. Нарушение речевого мышления у больных афазией//Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
  3. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. – 1988. – № 4.
  4. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.
  5. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид. – М., 1972.
  6. Зайцева Л Л., Ястребова А.В. Некоторые аспекты изучения мыслительной деятельности заикающихся школьников//Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. — Минск, 1985.
  7. Зайцева ЛЛ., Трапило Л.В. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности заикающихся школьников//Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития.

    — Минск, 1987.

  8. Ковшиков В А., Элькин ЮЛ. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1979.
  9. Ковшиков ВЛ., Элькин ЮЛ. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология. — 1980. — № 2.
  10. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. –М., 1997.
  11. Уманская Н.М. Приёмы выявления состояния интеллекта у детей дошкольного возраста при речевом недоразвитии // Дефектология. 1977. №2.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1997.
  13. Фотекова ТА., Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. –1993. – № 5.
  14. Лалаева Р.И., А. Гермаковска. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2000. — № 4. С. 17. в теме «Восприятие».

Мышление – это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением действительности, направленный на поиск и открытие нового.

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... речи у детей с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР. Актуальность исследования. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности ... данном возрасте речь становится основным средством для общения, орудием мышления, т. е. основой коммуникации. Следует отметить, что не все дети в ...

Мышление и речь. Мышление как познавательная деятельность носит опосредованный характер. Опосредованную роль в мышлении исполняет язык. Формирование и движение понятий всегда осуществляются в определенных лексических формах, на основе использования языка. Язык – это система знаков, наделенных определенными значениями. Человеческое общение невозможно без языка.

Особенности мышления при дислалии, ринолалии – в логопедии не описаны –в пределах нормы.

Дизартрия

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической структуре представляют крайне неоднородную группу:

Дети с дизартрией и нормальным психофизическим развитием;

Дизартрия у детей с ДЦП

Дизартрия у детей с психическим недоразвитием (олигофренией)

Дизартрия у детей с ЗПР.

Дизартрия у детей с ММД. Наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, Интеллектуальной деятельности (мышления), эмоционально-волевой сферы и т.д.

Нарушения темпа речи

Брадилалия. Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию выполняют ее не сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

Тахилалия. Отмечается нарушение восприятия, дискоординация процессов мышления и речи, а также особенности поведения и эмоционально- волевой сферы.

20 стр., 9564 слов

Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих ...

... дети с нарушениями речи». 4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи. 5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Глава 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи ... собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Овладение способностью к речевому общению создаёт ...

Баттаризм — неправильное формирование фразы (парафразия) – отмечается недостаточно четкой памятью словесных форм и расстройствами внимания, недостаточная концентрация внимания, несоответствие темпа мышления и речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибкостью речи. Эти достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный ме­лизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее по­нятие нередко превосходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается картина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренской, наруша­ется регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спотыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторения, пропуски, сме­шения, недоговаривания, включения во фразу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

Полтерн (спотыкание).

В речи проявляются аграмматизмы и нарушения синтаксиса (провалы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе, что отражает внутренний беспорядок мышления.

Алалия моторная. Механизм моторной алалии составляют нарушения психических процессов (мышления, памяти), а также соотношения отдельных этапов речевой деятельности.

Н. Н. Трауготт (1940, 1965), Р. Е. Левина (1951), М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский, Н. А. Никашина и другие подчеркивают, что интеллект у детей вторично изменен в связи с состоянием речи, хотя положительной корреляции между уровнем недоразвития языка и интеллекта ими прямо не устанавливается. У детей есть познавательный интерес, достаточно развита предметно-практическая и трудовая деятельность, отмечается замедление темпа мыслитель­ных процессов, несформированность понятий и т. д.

При алалии своеобразно формируется речевое мышление, для которого необходимы полноценные языковые обобщения и нарастаю­щий опыт речевого мышления. Имеются нарушения интеллектуаль­ной деятельности, связанные с несформированностью речи. Дети не могут получить запас сведений, представлений в процессе речевого общения, у них отмечается своеобразие протекания всех психи­ческих процессов, возникает отставание в умственном развитии вторичного порядка.

В большинстве случаев при алалии отмечается вторичная за­держка умственного развития, исследователи говорят о пробелах в знаниях, некотором примитивизме, конкретности мышления детей. Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утом­ляемостью, снижением внимания, памяти, нарушением работоспособности. По мере преодоления речевого недоразвития задержка умственного развития постепенно сглаживается.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 15 14. ПОНЯТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ РЕЧИ, МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 16 15. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ 17 16. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ 18 17. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ...

При алалии отмечается бедность логических операций, нару­шение мышления, снижение способности к символизации, обобще­нию и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е у детей снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.

Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно-практической деятельности выражаются в том, что детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, а не в речевом плане, не по словесной инструкции. У детей возникают трудности в формировании прост­ранственно-временных отношений, нарушены восприятие и словес­ные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщения), не сформирован достаточный уро­вень логического абстрактного мышления, но дети точно сохраня­ют заданный способ рассуждения, используют помощь в работе. Ряд исследователей (Н. М. Уманская, Л.Р.Давидович) говорят о первичной сохранности интеллекта детей с алалией, подчеркивая положительную динамику, возможности достаточной социально-трудовой адаптации.

У детей отмечается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проб­лемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей.

Вопрос о состоянии мышления детей с алалией должен решаться дифференцированно, так как встречается многообразие вариантов речевого недоразвития, при котором отмечается различная

выраженность интеллектуальной недостаточности: от легкой вторич­ной задержки умственного развития до умственной отсталости. Дифференциальная диагностика детей с алалией и умственно отсталых очень сложна, особенно в случаях разового обследования ребенка в раннем возрасте. Практические наблюдения выявляют у детей с алалией больший запас сведений, представлений, по­нимание жестов, мимики, внеречевой ситуации, инструкций, навык ориентировки в окружающем; дети учитывают изменения в ситуа­ции, критичны к своей речи, переживают ее неполноценность, лучше, чем умственно отсталые, используют помощь в работе. По мнению Н. И. Жинкина, на стыке олигофрении и алалии лежит многовековая проблема о соотношении мышления и речи. Принимать за умственную отсталость результаты запущенного речевого состояния, даже при значительных соматических дефектах, как подчеркивает Н. И. Жинкин (1972), нельзя.

Характер синдрома при алалии обусловлен сложным комплек­сом различных факторов: степенью речевого недоразвития, характером и локализацией процесса, общим состоянием ребенка, его возрастом, типом высшей нервной деятельности, состоянием интеллекта, системой медико-педагогического воздействия. Во всех случаях при алалии имеются несформированность навыков общения, пробелы в речевом развитии, нарушение речевой и неречевой деятельности.

Мышление и воображение

Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфи­ческие особенности их мышления.

4 стр., 1648 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного ...

... наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти и восприятия, эмоциональными нарушениями и т.д. Развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата происходит, прежде ... психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей Понятие «нарушение функций опорно-двигательного ...

По состоянию невербального интеллекта (О. Н.Усанова, Т. Н. Синякова, 1982) детей с общим недоразвитием речи можно разде­лить на три группы:

1) дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зави­сит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9 % от популяции детей с ОНР;

2) дети, у которых развитие невербального интеллекта соот­ветствует норме (27%);

3) дети, у которых развитие невербального интеллекта соот­ветствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабиль­ностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа — 63%.

При изучении особенностей наглядно-образного мышления с помощью детского варианта цветных прогрессивных матриц Дж. Равена (М.А. Фотекова) было обнаружено, что контингент младших школьников по успешности выполнения заданий неоднороден И представлен разными группами. Наиболее успешная группа по результатам выполнения наглядных заданий характеризуется негрубой речевой патологией (недостатки звукопроизношения и слабость владения грамматическим строем).

Около 37% детей с ОНР показали низкий уровень успешности решения наглядных задач, руло обнаружено, что только у 7 % учеников речевой школы особенности познавательной деятельности приближаются к показателям, присущим нормально развивающимся сверстникам.

В. А. Ковшиков, Ю.А. Элькин (1979), исследуя мышление детей с моторной алалией, разграничили некоторые понятия: знания — совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности (образы, представления, поня­тия), которые служат материалом для мыслительных операций; самоорганизация психической деятельности — целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и на ее управление, что создает необходимые условия для протека­ния процесса мышления и для разрешения проблемных ситуа­ций; собственно мышление — процесс, направленный на разре­шение проблемной ситуации.

В процессе исследования были получены следующие результа­ты: у детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мыш­ления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем све­дений об окружающем, о свойствах и функциях предметов дей­ствительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обус­ловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к за­данию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную си­туацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают к ним интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации (В.А.Ковшиков, Ю.А. Элькин, 1979).

23 стр., 11256 слов

1.Основные понятия дефектологии: инвалидность, дети с особенностями ...

... дети со следующими нарушениями развития: с нарушениями зрения; с нарушением слуха; с интеллектуальной недостаточностью; с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с нарушениями речи; с нарушениями ... системы (умственная отсталость, задержки психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая ...

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мысли­тельных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отста­ют в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, Классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно-образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга Несформированность наглядно-образного мышления при нед0 развитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта (Т. А. Фотекова, 1993).

Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо).

При исследовании речевого мышления учащихся речевых школ (И.Т. Власенко, 1990) обнаруживаются особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с систем­ным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом (например, в случае опосредство­ванного запоминания) у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене пере­хода речевых образований в мыслительные и наоборот.

В трудах, посвященных исследованию воображения у детей с нормальным развитием, подчеркивается тесная связь воображе­ния и речи. «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи, — писал Л.С.Выготский. — Задержка в развитии речи… знаменует собой и задерж­ку развития воображения».

Исследования В.П. Глухова (1985) позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с общим недоразвитием речи. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. В пробах на выполнение рисунков по заданным геометрическим фигурам и на окончание рисунков по заданному началу дети с нормальной речью создают в среднем на 5 образцов больше, чем дети с речевой патологией. У детей с ОНР отмечается в 2,5 раза больше рисунков, копирующих образец и предметы ближайшего окружения, у них значительно чаще отмечается повторение соб­ственных рисунков и есть рисунки, неадекватные заданию. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увели­чение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... и др.) неоднократно указывалось на необходимость научного изучения семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, и на разработку коррекционных мер, предназначенных для реализации им ... и на развитии ребенка и на его самочувствии. Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием, имеющие сложные нарушения (ДЦП, аутизм, умственная отсталость, нарушение зрения, слуха ...

В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: не­достаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Так, количество образов, возникающих при восприятии недифференцированных изображений (пятна Роршаха), у детей с речевой патологией оказывается меньшим, чем у нормально развивающихся детей. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами.

Психология детей с нарушениями речи

Практическое задание для студентов дневного отделения по теме: «Особенности мыслительной деятельности при речевых нарушениях».

Вопросы для освещения:

  1. Мышление как психическая функция (определение, характеристика, виды мышления).
  2. Особенности мышления у детей с нарушениями речи (у детей с общим недоразвитием речи, алалией, заиканием, дислалией, дизартрией, а также афазией).
  3. Психолого-педагогическая диагностика видов мышления у детей с нарушениями речи.
  4. Основные направления психокоррекционной работы по развитию мышления у детей с речевыми нарушениями.

Лит-ра:

  1. Логопедия: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –М., 2002 (или Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дефектология» / Под. Ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2006. § 5.4, с. 137, вопросы № 7,8,9,11.
  3. Основы специальной психологии / Под. ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
  4. Усанова О.Н. Специальная психология. –М., 1997.
  5. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Глава 2, § 8.

.

Дополнительная литература:

  1. Белякова ЛИ., Гаркуша Ю.Ф:, Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
  2. Власенко И.Т. Нарушение речевого мышления у больных афазией//Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
  3. Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990.
  4. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид.– М., 1972.
  5. Зайцева Л Л., Ястребова А.В. Некоторые аспекты изучения мыслительной деятельности заикающихся школьников//Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. — Минск, 1985.
  6. Зайцева ЛЛ., Трапило Л.В. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности заикающихся школьников//Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. — Минск, 1987.
  7. Ковшиков В А., Элькин ЮЛ. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. –Л., 1979.

Практическое задание:

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое ... – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного ... насилие в детстве создает риск для развития расстройств личности. Типы расстройства личности : Параноидное ...

  1. Подобрать диагностический и стимульный материал (методики, тесты) для исследования видов мышления у детей с речевыми нарушениями.

Лит-ра:

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В.. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
  2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – М., 2004.
  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
  5. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».
  6. Кудрова Т.И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического воприятия, анализа и синтеза у детей. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. — № 2. С. 51-53.

  1. Подобрать упражнения, наглядный материал для развития мышления у детей с речевыми нарушениями.

  1. Составить конспекты статей:

  • Ковшиков ВЛ., Элькин ЮЛ. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология. — 1980. — № 2.
  • Фотекова ТА., Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. –1993. – № 5.

7