10
Деловое совещание.
Деловое совещание — это общепринятая форма делового общения группы по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.
Коммуникантами в деловом совещании являются:
- коммуникативный лидер, например, руководитель подразделения, или один из ведущих сотрудников, которому поручено подготовить и провести совещание,
- участники совещания, как правило специалисты, в чьей компетенции находится данная проблема, или те, кому придется ее решать.
Деловое совещание имеет следующие положительные стороны:
- повышает эффективность мышления;
- укрепляется творческое содружество работников, происходит вклю-чение интересов отдельных работников в единую систему коллекти-вных задач,
- повышается деловая квалификация его участников;
- в совместной мыслительной работе раскрывается творческий потенциал каждого из участников совещания.
Деловые совещания можно классифицировать по разным основаниям.
В зависимости от способа проведения выделяют такие совещания:
- Диктаторские. Право голоса у руководителя, остальные молча слуша-ют, часто получая нагоняи от шефа;
- Автократические. Ведутся в диалоговом режиме, когда руководитель задает вопросы каждому участнику и получает на них ответы;
- Сегрегативные. Панируются доклад руководителя и выступления назначенных им подчиненных;
- Дискуссионные. Для них характерен свободный обмен мнениями, вырабатывается решение, которое принимается голосованием участников с последующим утверждением руководителем;
- Свободные. Это совещания без четкой повестки дня и без председателя. Чаще всего они являются составной частью собрания, когда обсуждение какой-либо проблемы зашло в тупик. В этом случае председатель собрания объявляет большой перерыв, в ходе которого стихийно возникают свободные совещания.
В зависимости от управленческих функций совещания делятся на:
- Совещания по планированию. Обсуждаются стратегия и тактика деятельности фирмы, ресурсы, необходимые для их реализации.
- Совещания по мотивации труда. Обсуждаются проблемы произво-дительности и качества труда всего трудового коллектива, и (или) отдельных работников, проблемы удовлетворенности персонала, причины низкой мотивации, возможности ее изменения, вопросы материального и морального стимулирования.
- Совещания по внутрифирменной организации. Обсуждаются воп-росы структурирования фирмы, координации действий её структурных подразделений, проблемы делегирования полномочий и др.
- Совещания по контролю деятельности работников. Обсуждаются результаты деятельности, достижение поставленных целей, проблемы срывов сроков, низкой производительности труда.
- Совещания, специфические для фирмы. Обсуждаются оперативные вопросы управления в связи с возникшей ситуацией в фирме, инновации и возможности их внедрения, проблемы выживаемости, конкурентоспособности, имиджа фирмы, ее стиля.
Поводами проведения совещаний обычно являются:
Проблема конфликта в деловом общении
... и логический способы. Предметом исследования данной курсовой работы является проблема конфликта в деловом общении. Невероятная сложность жизни в современном обществе неизбежно усугубляет ... процессе совершения последовательных миротворческих действий к взаимоприемлемым результатам. Степень научной разработанности проблемы. Исследованиями в данной области занимались такие авторы как К. Маркс ...
- необходимость принятия коллективного решения на основе равного права каждого участника высказать и обосновать свое мнение;
- решение вопроса затрагивает интересы одновременно нескольких структурных подразделений фирмы;
- для решения вопроса необходимо воспользоваться мнениями различных групп работников.
Подготовка к проведению совещания включает следующие действия:
- определение тематики, формирование повестки дня,
- определение задач собрания и его общей продолжительности, даты и времени начала, состава участников, примерного регламента работы,
- подготовка руководителя,
- подготовка доклада и проекта решения совещания,
- предварительная подготовка участников совещания и помещения, а при необходимости — размещения, питания, проезда участников к месту совещания.
Подготовка программы совещания. Необходимо оформить ее в виде повестки совещания и заранее довести её до всех участников. Каждый участник должен заранее знать, какую информацию и в каком формате он должен представить. Определяя время начала совещания, следует принять во внимание ритм работы. Чтобы не заставлять людей в течение дня переключаться с одного вида работы на другой, совещания надо проводить в начале или в конце рабочего дня или сразу после обеденного перерыва.
Повестка совещания — это, как правило, письменный документ, содержащий следующую информацию:
- тема совещания;
- цель совещания;
- перечень обсуждаемых вопросов;
- время начала и окончания совещания;
- место, где оно будет проходить;
- фамилии и должности докладчиков, содокладчиков и ответственных за подготовку вопросов;
- время, отведенное на каждый вопрос;
- место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.
Целесообразно проводить совещания в определенный день недели. Внеплановые совещания часто нарушают рабочий ритм. Длительность совещания не должна превышать полутора-двух часов, как показывает опыт, после двух часов непрерывной работы большинству участников по чисто физиологическим причинам становится безразлично, как решится вопрос.
Оптимальное число участников совещания: 6-7 человек. Рост числа участников резко снижает эффективность совещания, и увеличивает его продолжительность. Во время совещания рекомендуется рассаживать его участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Начи-нать совещание нужно без задержек и сразу согласовать с его участниками процедуру его проведения, например, регламент выступлений или порядок принятия решений. После чего одному из участников поручается ведение протокола.
Вступительное слово занимает обычно 3-4 минуты. За это время ведущий должен сообщить: цель совещания; повестку дня; возможные решения и условия их принятия; порядок ведения и оформления протокола. Затем надо решить, в какой последовательности будут обсуждаться вопросы повестки дня. Обычно считают, что эти вопросы должны быть рассмотрены в порядке убывания степени важности и сложности, т.е. сначала надо обсудить самые важные и сложные вопросы.
В процессе совещания очень важно контролировать его ход. Ф.А. Кузин рекомендует:
1. Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях. Это положительно воздействует на эмоциональное состояние участников.
2. Надо постоянно поддерживать общение. Если возникает пауза, надо сразу вмешаться и ликвидировать её с помощью дополнительных вопросов, комментариев или путем подведения предварительных итогов.
3. При возникновении напряженности, вызванной эмоциями, надо немедленно принять меры для её ликвидации, Нельзя допускать споров.
4. Надо твёрдо и решительно отклонять непродуманные решения. Надо принимать во внимание только решения, подкрепленные фактическим материалом
5. Вызов участников для выступлений должен производиться по списку.
6. В каждый момент времени должен говорить только один человек. Нельзя допускать стихийных дискуссий.
7. Руководитель совещания должен выслушивать мнения всех участников. Никакие идеи не приживаются, если их не обсуждали.
8. Совещание — не поле боя, на котором противник должен быть «уничтожен», поэтому надо стремиться к выработке общих подходов. Компромисс всегда достижим, если есть добрая воля..
9. Нельзя допускать экскурсы в прошлое и отклонения от темы совещания. Совещание должно последовательно, шаг за шагом, приближаться к решению поставленной проблемы.
10. Чтобы исключить недоразумения, руководитель совещания должен при необходимости уточнять сообщения отдельных участков словами: «Я это правильно понял? Так будет правильно?».
11. Надо чаще подводить промежуточные итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как близки они уже к цели.
12. Руководитель совещания должен экономить время. Уже в самом начале надо объяснить, что проблема может быть без сомнения решена в отведенное время. Если это возможно, не следует затягивать совещание, даже на одну минуту.
Проводить совещания легче, когда знаешь типологию людей, участвующих в нем: их интересы, причуды, вопросы, которые они, как правило, задают.
Ф.А. Кузин выделяет ряд типов участников совещания, которые мешают эффективному совещанию (табл. 1).
Таблица 1.Типы участников совещания
«Блокиро-вщик» |
Такой человек уп-рямо ни с кем не соглашается, приводит примеры из личного опыта, возвращается к вопросам, которые уже решены |
Советы: 1. Напомнить о цели и предмете обсуждения. Задавать ему вопросы типа: «То, что вы говорите, относится к нашей цели или к этому обсуждению?» 2. Тактично напоминать «блокировщику», что он уходит в сторону |
«Агрессор» |
Критикует всех подряд, принижает статус участников, не соглашается с тем, что предлагается |
Советы: 1. На любое его высказывание и опровержение задавать вопрос: «А что вы предлагаете?» 2. Напоминать ему, что излишняя критика гасит конструктивные идеи |
«Прыгаю-щий с темы на тему» |
Постоянно меняет тему разговора |
Совет: Останавливать вопросами типа: «Мы разве закончили рассмотрение проблемы?» Или: «То, что вы говорите, относится к нашему совещанию?» |
«Удалившийся» |
Не хочет участвовать в общем обсуждении. Рассеян. Разговаривает на личные темы |
Совет: Предложить ему высказаться и внести свои предложения: «А вы что думаете по этому поводу…?» Или: «Какие предложения есть у вас?» |
Типы участников совещания
«Домини-рующий» |
Пытается захватить |
Совет: |
|
власть и мани-пули- |
Спокойно и уверенно останавливать |
|
ровать присутству- |
его высказывания встречными: |
|
ющими |
«Ваше предложение — это только |
|
|
лишь одна из возможных альтер- |
|
|
натив. Давайте послушаем и другие |
|
|
предложения» |
«Адвокат |
Специально задает |
Советы: |
дьявола» |
острые вопросы, |
1. Оценивайте остроту его вопросов: |
|
заведомо ведущие |
«Ваш новый вопрос не обостряет |
|
в тупик. Всеми |
рассматриваемую проблему, а толь- |
|
способами блоки- |
ко уводит нас от нее». |
|
рует совещание. |
2. Акцентируйте внимание на |
|
Стремится к его |
неоправданной полемичности или |
|
провалу |
провокационности его заявлений. |
|
|
3. Переадресовывайте его вопрос |
|
|
ему же для ответа: «А вы сами что |
|
|
думаете по этому вопросу?» Или: |
|
|
«Мы бы хотели услышать ваш вари- |
|
|
ант ответа на ваш же вопрос» |
«Ищущий |
Хвастается, много |
Совет: |
признания» |
говорит, стремится |
Задавайте вопросы, показывающие, |
|
утвердить свой |
что его высказывания — это рас- |
|
статус |
суждения о самом себе, а не о деле: |
|
|
«То, что вы нам сообщили, можно ли |
|
|
использовать для решения обсужда- |
|
|
емого вопроса?» |
«Повеса» |
Тратит время соб- |
Совет: |
|
равшихся, «пуская |
Каждый раз задавайте ему один и |
|
пыль в глаза», |
тот же вопрос: «Соответствует ли |
|
рассказывает |
ваше высказывание теме совеща- |
|
развлекательные |
ния?» |
|
истории, анекдо- |
|
|
ты. Беспечен и |
|
|
циничен |
|
Помимо вышеперечисленных типов участников совещания выделяют еще такие типы, как: говорящие начистоту, мученики, каменные лица, ораторы, государственные мужи.
Говорящие начистоту — люди, которые всегда честно высказывают свое мнение. Они не хитрят, у них нет задних мыслей. Это ценные участники любого совещания, их необходимо защищать.
Мученики хорошо разряжают обстановку и быстро берут на себя ответственность, когда что-то пошло не так.
Каменные лица держат свои мысли при себе, а возможно, делятся ими с боссом после того, как остальные разойдутся.
Ораторы начинают говорить мягко, потом расходятся и даже через 15 минут не в силах остановиться. Создается впечатление, что они из кожи вон лезут, чтобы убедить в первую очередь самих себя, а не вас.
Государственные мужи продвигают себя или заставляют двигаться вперед совещание за счет умелого обращения с людьми. Теоретически таким государственным мужем должен быть руководитель совещания.
Существуют различные формы поведения участников на совещании: конструктивная роль, способствование ходу совещания, отрицательная роль.
Таблица 2. Формы поведения участников на совещании
Конструктивная роль |
— проявление инициативы; — (повторное) изложение проблемы; — внесение предложений; — запросы об информации, мнениях, мыслях; — сообщение информации, мнений, идей; — выявление связей между имеющимися данными; — оценка проблемы |
Способствование ходу собрания |
— поддержка, стимулирование выступающих; — «расчистка пути»; — формулировка и контроль за соблюдением установленных в группе правил; — организация группового процесса и формирование общественного сознания; — посредничество, поиск компромиссов; — снятие напряженности |
Отрицательная роль |
— агрессивное поведение; — блокирование принятия решения; — «самолюбование»; — соперничество; — поиск сочувствия |
Непредвиденные ситуации в дискуссиях могут возникать вследствие неуравновешенности и слишком высокой эмоциональности участников. Для преодоления сложных эмоциональных ситуаций рекомендуется действовать следующим образом.
1. Оставайтесь все время спокойным.
2. Записывайте факты или противоположные мнения без немедленного комментирования их. Поспешные комментарии могут только усугубить ситуацию. Чем дольше один или несколько участников говорят без вмешательства, тем больше они способны преодолеть давление, которое чувствуют. Необходимо постараться убедить всех в том, чтобы участники говорили отдельно и ждали, не вмешиваясь, пока не закончит говорить один человек.
3. Пусть участник говорит дольше и объяснит причину потери самообладания. Если вы будете задавать нейтральные вопросы, пытаясь таким образом раскрыть дело как можно больше, это может снизить повышенный интерес к такой ситуации.
4. Попытайтесь расслабить участников с помощью прохладительных напитков, разрешив покурить или даже объявив перерыв. Цель перерыва — дать время на размышление или продумывание, а также на приведение в порядок чувств и мыслей.
5. При возобновлении обсуждения перепроверьте и уточните факты. Это позволит выяснить подозрительные факты и мнения, а значит, узнать, в чем суть столкновения и его причины.
6. Дайте участникам как можно больше времени, чтобы успокоиться. Чем больше, тем лучше, так как тогда выше вероятность, что совещание войдет в нужное русло.
7. Если возможно, добивайтесь отсрочки решения, это даст председателю время провести расследование спорного вопроса.
8. Вынося решение под давлением, нужно проявлять осторожность и постараться избежать прецедентов. Вообще в таких случаях лучше принимать решения, носящие временный характер.
9. Если принято временное решение, в нем должно быть проставлено число и время, чтобы впоследствии можно было пересмотреть спорный вопрос и принять окончательное решение.
А.П. Панфилова выделяет правила поведения на совещании для руководителя и для участников совещания (табл. 3).
Каждое деловое совещание должно заканчиваться принятием решения. Для этого прежде всего его участникам надо точно определить проблему. Неуспех многих совещаний часто объясняется тем, что реально имеется слишком много вариантов и возможностей.
Совещание можно закончить подведением итогов. Эффективно проведенное совещание должно иметь конкретные последствия. Ведущему совещание при подведении итогов обсуждения того или иного вопроса, обобщая важнейшие положения, целесообразно выяснить у присутствующих, все ли его правильно поняли. Завершайте совещание в точно назначенное время. Таким образом вы обеспечите себе репутацию умелого организатора. Люди должны уйти с совещания, не испытывая раздражения, не ощущая антипатии к кому-то из коллег.
На заключительном этапе совещания важно не забыть зафиксировать, кто и что будет выполнять. И кроме того, следует проследить, чтобы все присутствующие получили протокол результатов совещания. В формуляр протокола входят: наименование ведомства, учреждения или предприятия, название вида документа (протокол), дата заседания, индекс (номер), место заседания, гриф утверждения (если протокол подлежит утверждению), заголовок, куда входит наименование коллегиального органа или конкретного совещания, указание фамилий председателя и секретаря, состав присутствующих, повестка дня, текст по форме «слушали — решили» (постановили), подписи председателя и секретаря. В зависимости от полноты фиксации хода совещания выделяют краткий и полный протоколы. В кратком не приводятся целиком тексты выступлений, а указываются только повестка дня, фамилии выступавших, тема выступлений и принятые решения. Полные протоколы дают возможность судить не только о характере совещания, но и о деятельности предприятия, учреждения, фирмы в целом.
Решения, принятые на совещании, обязательно должны выполняться. С этой целью: проанализируйте ход и результаты совещания; внимательно просмотрите протокол результатов; размножьте и разошлите краткий протокол тем, кто будет выполнять решения; контролируйте ход и выполнение решений; создайте условия для реализации намеченных мероприятий.
Таблица 3. Правила поведения на совещании.
Для руководителя:
— начать вовремя;
— сообщить о регламенте, о стоимости минуты;
— согласовать правила работы, уточнить повестку дня;
— назначить ответственного за регламент и протокол;
— предупредить о «снятии» выступлений не по существу вопроса, например эмоциональные оценки людей и событий, мнения вместо конструктивных предложений, сообщение по поводу… и т. п.;
— если используется критика, то требовать ее конструктивности — называть конкретные факты и их причины, не переходить на личность, а высказываться по поводу действий и ошибок, предлагать пути решения проблемы, устранения просчета, недостатка;
— жестко вести совещание по пути к намеченным целям, для этого обеспечить отдачу от каждого участника и придать конструктивный характер обсуждению в целом;
— регулировать направленность и деловитость выступлений, для этого следует не допускать затягивания выступлений, стимулируя конкретность, наличие содержательного анализа, реальных предложений, решений, идей;
— соблюдать корректность дискуссии;
— использовать разнообразные приемы для активизации внимания участников совещания;
— подводя итоги совещания, обобщить все сказанное, сформулировать выводы, определить задачи на будущее;
— завершить точно в назначенное время;
— в заключение оптимизировать ситуацию, настроить персонал на эффективную работу.
Для участников делового совещания:
— если вы задаете вопрос, скажите, зачем его задаете, что он значит для вас. В высказываниях будьте конкретны, ясно излагайте свои мысли, отвечайте за свои ошибки, выдвигайте новые идеи, отстаивайте личную точку зрения, будьте терпеливы к инакомыслию;
— не играйте роль, ожидаемую от вас другими, оставайтесь самим собой. Если не считаете нужным высказываться — помолчите;
— воздерживайтесь, насколько возможно, от интерпретации чужих идей и мыслей. Выражайте собственную позицию. Старайтесь не делать неоправданных обобщений;
— говорите не о поступках и мыслях других, а о вашем восприятии этих поступков и мыслей