Лекция 24. Психология ранней юности.
План:
1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста (ранняя юность).
1. Общая социально-психологическая характеристика старшего школьного возраста (ранняя юность).
Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников IX—XI классов школы.
Юность – это определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Юность – это также время быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, интеллекте, отношениях с родителями, сверстниками и учителями, понимании свободы и ответственности.
Возраст ранней юности (а именно к нему относятся старшеклассники), не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Поэтому не случайно некоторые ученые (А.В.Мудрик, И.С.Кон), считают юность (15-17 лет) довольно поздним приобретением человечества.
В настоящие время, выделившись в отдельную категорию, юношеский возраст стал рассматриваться как период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному.
Сегодня существует ряд периодизаций подросткового возраста.
В соответствии со своей теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии.
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое ...
... Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека. ... созревание мозга и организма, вторая это - психическое созревание. Выделяют: Эволюционное развитие ... возраст (4 – 6 лет) – инициативность -чувство вины Школьный возраст (7-11 лет) – достижение - неполноценность Подростковый возраст и ранняя юность ...
Генитальная стадия (12-18 лет) – характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.
В теории Эрика Эриксона иной подход к пониманию развития на данном этапе.
Э.Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение. Его эго-идентичность достигает реальной силы только тогда, когда он понимает, что его достижения проявляются в тех сферах жизни, которые значимы для данной культуры.
Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других»; «что я собой представляю», необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.
В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.
Юношеский возраст по Эриксону – наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, т. е. «диффузия идентичности».
Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Неопределенный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э.Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»); презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»).
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется ... При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнообразными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовлетворяя потребность в сенсомоторных ...
В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.
В психолого-педагогической литературе акцент ставится не на физическом развитии, а на смене ведущих форм деятельности.
Так, Д.Б.Эльконин считает, что у 15-17летних старших подростков ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. В ней у старшеклассников формируется самосознание, познавательные и профессиональные мотивы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы. Указания же на развитие эмоций, психосексуальное развитие, связанные с подготовкой вступления в брак, в этой периодизации отсутствуют.
И.С.Кон называет этот же период (15-17 лет) ранней юностью. В этом возрасте, по его мнению, главным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира, поиск себя в сфере трудовой деятельности, выбор профессии.
Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте выступает учебно-профессиональная деятельность (ценностно-ориентационная), в процессе которой возникают следующие новообразования:
- формируется мировоззрение, оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения личности;
- актуализируется стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию, что свидетельствует о личностном самоопределении;
- возникает критическое отношение к взрослым;
- складываются психосексуальные ориентации;
- вместе с тем преобладает философско-романтический настрой.
К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, приобретает ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, производственной работы после окончания школы и учения в вузе. Ранняя юность – это период гражданского становления человека, его социального созревания, самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств.
Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать в обществе, в коллективе, в системе общественных отношений, под влиянием тех изменений, которые происходят в их жизни и деятельности после окончания среднего звена.
Процесс становления личности в период зрелости
... периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, ... формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (например, в случае ...
Основными видами деятельности становятся в равной мере труд и учение. Активная общественная жизнь, новый характер учения (возрастающая самостоятельность и активность в учебном процессе, часто приобретающие характер самообучения, знакомство с предметами политехнического цикла), оказывают большое влияние на становление мировоззрения юношей и девушек (что является одной из основных черт психического развития в этом возрасте), на формирование их самостоятельности, инициативности, чувства долга, на развитие их творческой деятельности в различных областях знаний.
Имея близкую перспективу самостоятельной жизни, старшие школьники стремятся определить свой жизненный путь, наметить конкретные перспективы дальнейшей трудовой деятельности, выбрать будущую профессию. В связи с этим формируются и делаются более устойчивыми профессиональные интересы, юноши и девушки начинают серьезно размышлять о своем будущем.
Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к девятикласснику — вчерашнему подростку — общество, школьный коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению), — и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем интенсивного развития (под влиянием требований) нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника.
Рассмотрим некоторые анатомо-физиологические особенности старшего школьного возраста и остановимся на тех основных изменениях, которые происходят в этот период в организме человека.
Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек – между 13 и 15 годами. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней –18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посередине.
За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш.Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую. К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. И наибольшее значение в этом возрасте имеет психосексуальное созревание. Заканчивается развитие внешних половых признаков, а также почти полностью завершается рост костей и внутренних органов.
Формирование психосексуальной зрелости в юношеском возрасте включает биологический процесс ее становления и психосексуальный процесс усвоения индивидом половой роли и признание ее обществом. Оба процесса идут не синхронно, а более или менее разделены во времени.
Юношеский возраст – важная фаза приобретения мужской или женской идентичности. Осознание себя как личности определенного пола происходит в процессе взаимодействия со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, приводят к принятию социальных половых ролей. Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации. Специфическое для данного пола поведение складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями служат родители и другие референтные личности.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного и неравномерного роста и развития организма. В начале старшего школьного возраста обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, что вызывает заметное изменение внешности юноши или девушки. В некоторых случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам.
Однако и здесь надо подчеркнуть, что завершение периода полового созревания (к 15-16 годам) не означает еще ни физической, ни тем более психической, духовной зрелости. Лишь к 18 годам наступает определенная степень физической, духовной, гражданской зрелости. 18-летние юноши и девушки признаются обществом взрослыми людьми.
Наступает относительно спокойный период физического развития. В юношеском возрасте относительно стабильны физические качества (рост, вес).
Темп роста в длину заметно замедляется. Так же заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается, сглаживается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции.
В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.
В итоге создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда. Наблюдающаяся порой у старших школьников повышенная нервная возбудимость, нарушения нормальной деятельности нервной системы чаще всего являются следствием неправильного режима жизни: ночных занятий, недостаточного сна, переутомления, курения, нерационального питания, вредных привычек и некоторых других причин.
Возраст ранней юности характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Более устойчивым и осознанным становится настроение, которое начинает соотноситься с гораздо более широким кругом социальных условий. 15-16-летние старшеклассники начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я». Даже объективная, безразличная информация, нередко стимулирует их к интроспекции, размышлениям о себе и своих проблемах.
самооценки личности в подростковом возрасте
... виды самооценки; 2) выявить особенности самооценки личности в подростковом возрасте; 3) обосновать роль самооценки в межличностных ... неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность. Вид ... на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, ...
Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения суть изменения в степени, в уровне развития: подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Изучение качественных сдвигов в развитии интеллекта связанно в современной психологии главным образом с работами Ж. Пиаже и его последователей. Ж. Пиаже указывает на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями. С этим связанно и изменение соотношения категорий возможности и действительности, в пользу сферы возможного, что неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, игру в понятия и формулы. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти “универсальные” теории должны скорее подчинить себе действительность, чем подчиняться ей.
Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующих потребностей. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» теорий становится любимой игрой старшеклассника.
В этот период нравственные нормы и принципы претворяются в сложную гамму моральных чувств – чувство долга перед обществом и окружающими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство товарищеской солидарности.
Отношение к коллективу и собственное положение в нем – один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только для себя, но и приносит ощутимую пользу другим.
В то же время перед ним стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Чем дальше подросток отходит от семьи, тем больше у него возникает вопросов о своем будущем. Так идет зарождение новой «оси Я», которая касается будущей профессии и общественного применения.
Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно этой «осью Я» считают главным новообразованием юношеского возраста — становление чувства взрослости.
Главное психологическое приобретение юношества – это открытие своего внутреннего мира. Для юношей и девушек единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда они проецируют и свою фантазию. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоции, красоту природы, звуки музыки, новые краски открытия своего внутреннего мира очень важное, радостное волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... личность. Решающую роль в развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. ... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ...
«Внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие самая распространенная форма юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении.
Главным измерением времени в самосознании юношей и девушек является будущее, к которому они себя готовят. Мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях
В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми.
В доверительном общении со взрослыми важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я».
Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как идеалу. Такая форма доверия не всегда связана с реальной психологической близостью и не обязательно реализуется как глубокое самораскрытие. Она активизируется в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. Это происходит потому, что существует определенная дистанция, обусловленная статусом взрослого и старшеклассника. Поэтому доверие будет в большой степени связано со значимостью того содержания, с которым старшеклассник обращается к взрослому. Таким образом, оценивание взрослого будет не только с точки зрения своего «реального Я», сколько с позиции «желаемого Я». У большинства старшеклассников имеется не один образ-эталон, а набор таких эталонов. Поэтому и не бывает людей, которые во всех отношениях выступали бы для юношей и девушек как идеалы.
Учение — ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учеба, приобретение знаний становится, прежде всего, средством подготовки к будущей профессиональной деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей».
Круг интересов и общения старшеклассников все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью, но существенной частью их окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых сосредоточены вне школы, воспринимают как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники еще принадлежат школе, референтные группы, с которыми они мысленно соотносят свое поведение все чаще находятся вне ее.
Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника
... самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника следует отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу ... быть рассмотрена только в рамках педагогики или только психологии, слишком обширный круг проблем она затрагивает. Курсовая ... получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у ...
Значительно более сложным и дифференцированным становится в юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребенка несколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:
— замена родителей;
— власть, распространяющаяся наказаниями и поощрениями;
— авторитетный источник знаний в определенной области;
— старший товарищ и друг.
В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причем уровень его требований к такой дружбе всегда высок.
Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним-двумя учителями, и с возрастом эти отношения становятся все более избирательными.
Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И.Божович называла «самоопределением». Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего самоопределения, которое отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И.Божович, не заканчивается в это время, оно «как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка» [2].
А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Л.С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста – это развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
Деятельность общения важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.
Ответы. Психология развития
... для развития качественных изменений, однако развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями – появлением новообразований. 4.Связь психологии развития с ... возникновение и формирование у него осн психич новообразований на данной ступени развития. Растущие психич возможности ... формируются все психические качества и особенности личности ребенка. игра способствует тому, что ребенок ...
Развитие самосознания в подростковом возрасте необходимо, так же в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками подросток все больше осознает себя личностью. Он усваивает права личности на самостоятельность и уважение. Но чтобы быть уважаемым среди друзей и сверстников, надо обладать определенными качествами. И перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, что плохое?» Так начинается самопознание подростка. Самопознание подростка строится на основе суждений взрослых (родителей, учителей), подросток смотрит на себя как бы глазами окружающих. Мерка подростков реализуется на основе сравнения с идеалом (литературный герой – сверстник, который кажется ему старше, взрослее, чем он сам); доминируют 2 группы качеств, на которые равняются подростки: нравственные качества и качества жественности. В подростковом возрасте возникает потребность в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе.
Для старшего подростка владение собой уже является самой значимой целью. Оценивая свои возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания.
Самовоспитание включает три направления: самосознание, самопознание и самовоспитание. Владение собой становится значимой целью для старшего подростничества.
Юношеский возраст не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной абсолютной ценностью этап жизненного пути.
Основная литература:
1.Абрамова. Г. С. Возрастная психология. М. 1997.
2.Божович Л.B. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации детей и подростков. – М., № 3, 1992, С. 36-44.
3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: 1997, С.94-98.
4.Гуткина М.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком //Вопросы психологии, № 2, 1984, С.31-35.
5.Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1982, С. 78.
6.Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989.
7.Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В.Дубровиной. М.: 1989, С. 94-98.
8.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Избранные труды. М. 1986.
Лекция 24 — Стр 2
Дополнительная литература:
1.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии, 1989, №4. С.23-24
2.Божович Л.И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1990, 121с.
3.Дубровина И.В. Формирование личности в переходной (от подросткового к юношескому возрасту) период. – М., 1987, 200 с.
4.Засимовский А.В., Рахманов Э. Формирование нравственной убежденности у старшеклассников. //Проблемы управления учебным процессом, № 3, 1997, С. 17-23.
5.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972, 255 с.
6.Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, №1. С. 69-75.
7.Скрипкина Т.П. Доверительность в отношениях с окружающими как специфическая характеристика общения в ранней юности. //Общение и формирование личности школьника, 1987, С. 16-19.
8.Психология современного подростка/под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: 1987, С. 16.
9.Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/под ред. И.В.Дубровиной: Науч. – исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика. 1987, С. 218-224.
10.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Под ред. Толстых А.М. М.: 1996, С. 48.