Карта профессионально значимых качеств преподавателя

Лекция № 1. Профессия «педагог в мире профессий»

  1. Развитие педагогической мысли в истории человечества
  2. Карта профессионально значимых качеств современного педагога
  3. Стили педагогической деятельности
  4. Педагогические способности
  5. Педагогическая культура

Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Согласно Ж.Ж.Руссо, учитель – только сторож и охранитель ребенка от порчи и других влияний. По Л.Н.Толстому, это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель – тот, кто умеет исполнять заповедь: «Ломай волю ребенка, чтобы он не погиб». Для Валентина Гаюи учитель – это гипнотизер, который умеет внушать и подчинять себе чужую волю. Согласно И.Г.Песталоцци и Ф.Фребелю, воспитатель – детский садовник. П.П.Блонский считает, что воспитатель – техник человеководства, которое существует наряду с растениеводством или животноводством.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных стран.

В древних китайских хрониках упоминается, что еще в ХХ в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа.

В средние века педагогами были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Древней Руси учителей называли мастерами. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли учителями.

Основоположником педагогики считается Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Коменский разработал дидактические принципы всеобщего обучения на родном языке и единую школьную систему. Основное произведение — «Великая дидактика». Коменский впервые разработал классно-урочную систему (ввел понятие учебного года, четверти, каникул, переводных экзаменов; определил назначение рабочих планов урока; выявил назначение и функции учителя).

17 стр., 8174 слов

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей ...

... актуальной. Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Цель ... явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста. Применяли следующие методы: анализ теоретической и научно ...

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Сторонник соединения учения и трудовой активности. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – французский философ. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль или о воспитании».

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) – немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося и требованиям культуры. Автор школьных учебников и книг для учителей.

Дореволюционная русская педагогика представлена именами В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – основоположник народной школы в России, автор учебных книг «Родное слово» и «Детский мир». Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. К.Д.Ушинский разработал принципы наглядности, посильности, последовательности в обучении. Цель воспитания – гармоничное развитие личности, где особое значение отводится учителю.

Российской период педагогики связан с именами П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др.

Новая точка зрения, которая присутствует в современной педагогике, вызывает новое понимание учительского труда. Если раньше учитель выступал в роли простого источника знаний, справочника или словаря, учебника и демонстратора, то сейчас эта роль замещается активной энергией ученика, который везде и всюду должен сам искать и добывать знания.

На долю учителя выпадает новая роль. Ему предстоит стать организатором той социальной среды, в которой находится ребенок.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Это предполагает принятие ряда обязанностей.

Во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные стороны.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения.

В-третьих, для педагога основой успешной деятельности является уважение, знание и понимание своего ученика «как другого». Это предполагает знание психологических механизмов, закономерностей и возрастных особенностей поведения, общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых и в то же время выступает в качестве партнера педагогического общения.

Карта профессионально значимых качеств преподавателя

(по В.П.Симонову)

Оптимальный уровень

Допустимый уровень

Критический уровень

1.

Психологические черты личности как индивидуальности

1.1

Сильный уравновешенный тип нервной системы

Сильный неуравновешенный тип нервной системы

Слабый инертный тип нервной системы

1.2

Тенденции к лидерству

Властность

Деспотизм

1.3

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюбленность

1.4

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

1.5

Добросердечие и отзывчивость

Недостаточная самостоятельность

Чрезмерный конформизм

1.6

Гипертимность

Педантичность

Возбудимость и демонстративность

1.7

Эмотивность

Застреваемость

Тревожность и дистивность

2.

Преподаватель в структуре межличностных отношений

2.1

Преобладание демократического стиля общения

Преобладание авторитарного стиля общения

Преобладание либерального стиля общения

2.2

Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами

Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов

2.3

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

2.4

Нормальная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

2.5

Уровень изоляции в коллективе, равный 0

Уровень изоляции в пределах 10%

Уровень изоляции в коллективе более 10%

3.

Профессиональные черты личности преподавателя

3.1

Широкая эрудиция и свободное изложение материала

Знание только своего предмета

Работа только по конспекту

3.2

Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся

Знание возрастной и педагогической психологии учащихся

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

3.3

Темп речи – 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность

Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующим исправлением

Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.д.

3.4

Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты

Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика

3.5

Обращение к учащимся по имени

Обращение к учащимся по фамилии

Постоянное безадресное обращение к обучаемым

3.6

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленные реакции и находчивость

Отсутствие находчивости, слабая реакция

3.7

Умение четко формулировать конкретные цели

Умение определять только общие цели

Отсутствие умения четкого целеполагания

3.8

Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу

Умение организовать работу большинства учащихся

Работа только с отдельными учащимися при пассивности большинства

3.9

Проверяет степень понимания учебного материала всегда

Проверяет степень понимания учебного материала периодически

Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения

4.

Эффективность профессиональной деятельности

4.1

Эффективность учебных занятий более 85%

Эффективность учебных занятий 65-84%

Эффективность учебных занятий 45-64%

4.2

Работа на высшем уровне требований

Работа на среднем уровне требований

Работа на низшем уровне требований

4.3

Фактический уровень обученности 64-100%

Фактический уровень обученности 36-63%

Фактический уровень обученности менее 36%

4.4

Рейтинг преподавателя 4,4 балла и выше

Рейтинг преподавателя 3,8-4,3 балла

Рейтинг преподавателя менее 3,8 балла

Количество баллов

100

75

50

Стиль педагогической деятельности

Стиль деятельности – это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования.

Стили педагогической деятельности по А.К.Марковой и А.Я.Никоновой.

  1. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).

    Материал, предъявляемый учителем интересен, логичен, но часто отсутствует обратная связь с учениками. Опросом охватываются преимущественно сильные ученики. Уроки проходят в быстром темпе. Учителя с ЭИС не дают ученикам самостоятельно формулировать ответ. На уроке дается более интересный материал, на дом – менее интересный. Контроль за деятельностью учащихся недостаточен. Методы обучения разнообразны, практикуются коллективные обсуждения. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативности своей деятельности на уроке.

  2. Эмоционально-методический стиль (ЭМС).

    Учителя адекватно планируют учебно-воспитательный процесс. Идет поэтапная отработка всего учебного материала, учителя следят за уровнем знаний учащихся, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся. Их отличает высокая оперативность, использование разнообразных видов работ на уроке, коллективных обсуждений. Учителя с ЭМС стремятся прежде всего заинтересовать учеников самим предметом.

  3. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).

    Ориентированы на процесс и результат обучения, адекватно планируют учебно-воспитательный процесс. Применяют небольшое количество методов обучения, не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения. Учителя с РИС предпочитают воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

  4. Рассуждающе-методичный стиль (РМС).

    Ориентированы на результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокий уровень контроля за деятельностью учащихся сочетается у них со стандартным набором методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса учителя с РМС обращаются к небольшому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание уделяется слабым ученикам.

Педагогические способности (по В.А.Крутетскому)

  1. Дидактические способности – это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся познавательную активность, способность организовывать самостоятельную работу учащихся.
  2. Академические способности – это способности к соответствующей области наук, знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже.
  3. Перцептивные способности – это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика.
  4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
  5. Организаторские способности – это способности, с одной стороны, организовывать ученический коллектив, а с другой – правильно организовывать свою собственную работу.
  6. Авторитарные способности – это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности – это способности к общению, умение найти подход к ученикам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.
  8. Педагогическое воображение (прогностические способности) – это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
  9. Способность к распределению внимания – это способность распределять свое профессиональное внимание в трех направлениях деятельности: а) между содержанием и формой изложения материала и развертыванием своей мысли); б) держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки их утомления, недопонимания, дисциплинарные нарушения; в) следить за собственным поведением, осуществлять необходимую саморегуляцию.

Основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач развития личности.

Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев).

Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Теоретические знания играют ведущую роль в формировании практической готовности будущих учителей и являются предпосылкой формирования у них педагогических умений.

Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение образовательных задач развития гармонической личности.

Теоретическая готовность учителя предполагает определенную совокупность психолого-педагогических, специальных знаний и проявляется в обобщенном умении теоретически мыслить. В ее состав входят аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.

Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях (действиях, которые можно наблюдать), к которым относятся организаторские и коммуникативные умения.

Педагогическая культура

Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическую культуру можно рассматривать как уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога – это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении.

Вторую группу компонентов педагогической культуры составляют педагогические знания и мышление

К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.

К четвертой группе компонентов педагогической культуры относят саморегуляцию личности и культуры профессионального поведения

Уровни педагогической культуры характеризуют степень сформированности ее компонентов. Существует три вида уровней педагогической культуры.

  1. Высокий, или профессионально-творческий, уровень. Педагог добивается высоких результатов и проявляет необходимые личностные качества.
  2. Профессионально-адаптивный уровень.
  3. Низкий или репродуктивно-профессиональный, уровень.

Лекция № 2. Педагогика как наука о воспитании

Все науки делятся на естественные и гуманитарные. Отличительной чертой естественных наук является однозначность истины, четкость повторяемых экспериментов. Гуманитарные науки обращены, прежде всего, к человеку, поэтому истины в них неоднозначны. Педагогика относится к гуманитарным наукам.

Слово «педагогика» имеет греческие корни и буквально обозначает «детовождение». Специфика педагогики как гуманитарной науки заключается в том, что в ней имеются различные точки зрения на педагогические явления и процессы.

Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения и социализации человека.

Задачи педагогики:

  1. Вскрытие закономерностей обучения и воспитания;
  2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
  3. Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания;
  4. Прогнозирование образования;
  5. Организация научных исследований и внедрение их результатов в практику.

Педагогика является сравнительно молодой наукой. В ее развитии можно выделить следующие этапы:

  1. «стихийная» педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя);
  2. Педагогика как часть философского знания (древние цивилизации, античные период);
  3. Педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);
  4. Педагогика как самостоятельная наука (середина XIX века);
  5. Экспериментальная педагогика (конец XIX-начало XX века);
  6. Новаторская педагогика (80-е годы XX столетия);
  7. Современный этап развития педагогики как интегративной социогуманитарной науки.

Педагогика оперирует системой педагогических категорий. К основным педагогическим категориям относятся:

Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человеческого опыта.

Воспитание (в узком смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.

Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащегося по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.

Образование – процесс и результат обучения и воспитания.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.

Образовательный процесс – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.

Образование как общественное благо и педагогический процесс

В словаре С.Н.Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта, либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков, либо как социальное явление.

Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению Б.С.Гершунского, можно выделить четыре аспекта образования:

— образование как ценность;

— образование как система;

— образование как процесс;

— образование как результат.

В последнее время понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:

— является способом социализации личности и преемственности поколений;

— средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

— ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индвидуальности;

— обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования).

Есть предложение рассматривать образование как услугу.

Образование – общественно-значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых ЗУНов, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования.

Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Образование (воспитание в широком смысле слова) как функция человеческого общества – овладение совокупностью общественного опыта

Обучение – овладение ЗУНами, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями

Воспитание в узком смысле слова – формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек, поведения

Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания заключаются в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и вопитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Лекции 2 — Стр 2

Основными компонентами структуры образовательного процесса являются:

— целевой (определение целей образования);

— содержательный (разработка содержания образования);

— операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования);

— стимулирующее-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании);

— оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цель отдельной темы урока или воспитательного мероприятия.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности.

В настоящее время целью воспитания стало всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанник) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

  1. Диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;
  2. Моделирование педагогом воспитательных целей и задач;
  3. Организация коллективного целеполагания;
  4. Уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей, а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

Лекция про целостный педагогический процесс

Педагогический процесс – это вся деятельность коллектива обучающихся и обучающих, направленная на достижение заданных целей образования. В ходе осуществления педагогического процесса реализуются задача умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания.

Структура педагогического процесса:

  1. Деятельность учителя – управление педагогическим процессом; учитель осуществляет обучение, деятельность преподавания, научение.
  2. Деятельность учащихся – это деятельность учения, учебная деятельность.