Лекция № 1. Профессия «педагог в мире профессий»
- Развитие педагогической мысли в истории человечества
- Карта профессионально значимых качеств современного педагога
- Стили педагогической деятельности
- Педагогические способности
- Педагогическая культура
Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Согласно Ж.Ж.Руссо, учитель – только сторож и охранитель ребенка от порчи и других влияний. По Л.Н.Толстому, это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель – тот, кто умеет исполнять заповедь: «Ломай волю ребенка, чтобы он не погиб». Для Валентина Гаюи учитель – это гипнотизер, который умеет внушать и подчинять себе чужую волю. Согласно И.Г.Песталоцци и Ф.Фребелю, воспитатель – детский садовник. П.П.Блонский считает, что воспитатель – техник человеководства, которое существует наряду с растениеводством или животноводством.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных стран.
В древних китайских хрониках упоминается, что еще в ХХ в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа.
В средние века педагогами были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
В Древней Руси учителей называли мастерами. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли учителями.
Основоположником педагогики считается Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Коменский разработал дидактические принципы всеобщего обучения на родном языке и единую школьную систему. Основное произведение — «Великая дидактика». Коменский впервые разработал классно-урочную систему (ввел понятие учебного года, четверти, каникул, переводных экзаменов; определил назначение рабочих планов урока; выявил назначение и функции учителя).
Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей ...
... актуальной. Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Цель ... явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста. Применяли следующие методы: анализ теоретической и научно ...
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Сторонник соединения учения и трудовой активности. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Жан Жак Руссо (1712-1778) – французский философ. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль или о воспитании».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) – немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося и требованиям культуры. Автор школьных учебников и книг для учителей.
Дореволюционная русская педагогика представлена именами В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – основоположник народной школы в России, автор учебных книг «Родное слово» и «Детский мир». Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. К.Д.Ушинский разработал принципы наглядности, посильности, последовательности в обучении. Цель воспитания – гармоничное развитие личности, где особое значение отводится учителю.
Российской период педагогики связан с именами П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др.
Новая точка зрения, которая присутствует в современной педагогике, вызывает новое понимание учительского труда. Если раньше учитель выступал в роли простого источника знаний, справочника или словаря, учебника и демонстратора, то сейчас эта роль замещается активной энергией ученика, который везде и всюду должен сам искать и добывать знания.
На долю учителя выпадает новая роль. Ему предстоит стать организатором той социальной среды, в которой находится ребенок.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Это предполагает принятие ряда обязанностей.
Во-первых, следует объективно оценивать свои возможности как будущего педагога, знать свои слабые и сильные стороны.
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения.
В-третьих, для педагога основой успешной деятельности является уважение, знание и понимание своего ученика «как другого». Это предполагает знание психологических механизмов, закономерностей и возрастных особенностей поведения, общения.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых и в то же время выступает в качестве партнера педагогического общения.
Карта профессионально значимых качеств преподавателя
(по В.П.Симонову)
№ |
Оптимальный уровень |
Допустимый уровень |
Критический уровень |
1. |
Психологические черты личности как индивидуальности |
||
1.1 |
Сильный уравновешенный тип нервной системы |
Сильный неуравновешенный тип нервной системы |
Слабый инертный тип нервной системы |
1.2 |
Тенденции к лидерству |
Властность |
Деспотизм |
1.3 |
Уверенность в себе |
Самоуверенность |
Самовлюбленность |
1.4 |
Требовательность |
Непримиримость |
Жестокость |
1.5 |
Добросердечие и отзывчивость |
Недостаточная самостоятельность |
Чрезмерный конформизм |
1.6 |
Гипертимность |
Педантичность |
Возбудимость и демонстративность |
1.7 |
Эмотивность |
Застреваемость |
Тревожность и дистивность |
2. |
Преподаватель в структуре межличностных отношений |
||
2.1 |
Преобладание демократического стиля общения |
Преобладание авторитарного стиля общения |
Преобладание либерального стиля общения |
2.2 |
Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам |
Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами |
Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов |
2.3 |
Стремление к сотрудничеству с коллегами |
Стремление к соперничеству с коллегами |
Постоянные приспособления и компромиссы |
2.4 |
Нормальная самооценка |
Заниженная самооценка |
Завышенная самооценка |
2.5 |
Уровень изоляции в коллективе, равный 0 |
Уровень изоляции в пределах 10% |
Уровень изоляции в коллективе более 10% |
3. |
Профессиональные черты личности преподавателя |
||
3.1 |
Широкая эрудиция и свободное изложение материала |
Знание только своего предмета |
Работа только по конспекту |
3.2 |
Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся |
Знание возрастной и педагогической психологии учащихся |
Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии |
3.3 |
Темп речи – 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность |
Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующим исправлением |
Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.д. |
3.4 |
Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты |
Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов |
Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика |
3.5 |
Обращение к учащимся по имени |
Обращение к учащимся по фамилии |
Постоянное безадресное обращение к обучаемым |
3.6 |
Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость |
Чуть замедленные реакции и находчивость |
Отсутствие находчивости, слабая реакция |
3.7 |
Умение четко формулировать конкретные цели |
Умение определять только общие цели |
Отсутствие умения четкого целеполагания |
3.8 |
Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу |
Умение организовать работу большинства учащихся |
Работа только с отдельными учащимися при пассивности большинства |
3.9 |
Проверяет степень понимания учебного материала всегда |
Проверяет степень понимания учебного материала периодически |
Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения |
4. |
Эффективность профессиональной деятельности |
||
4.1 |
Эффективность учебных занятий более 85% |
Эффективность учебных занятий 65-84% |
Эффективность учебных занятий 45-64% |
4.2 |
Работа на высшем уровне требований |
Работа на среднем уровне требований |
Работа на низшем уровне требований |
4.3 |
Фактический уровень обученности 64-100% |
Фактический уровень обученности 36-63% |
Фактический уровень обученности менее 36% |
4.4 |
Рейтинг преподавателя 4,4 балла и выше |
Рейтинг преподавателя 3,8-4,3 балла |
Рейтинг преподавателя менее 3,8 балла |
Количество баллов |
100 |
75 |
50 |
Стиль педагогической деятельности
Стиль деятельности – это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования.
Стили педагогической деятельности по А.К.Марковой и А.Я.Никоновой.
- Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).
Материал, предъявляемый учителем интересен, логичен, но часто отсутствует обратная связь с учениками. Опросом охватываются преимущественно сильные ученики. Уроки проходят в быстром темпе. Учителя с ЭИС не дают ученикам самостоятельно формулировать ответ. На уроке дается более интересный материал, на дом – менее интересный. Контроль за деятельностью учащихся недостаточен. Методы обучения разнообразны, практикуются коллективные обсуждения. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативности своей деятельности на уроке.
- Эмоционально-методический стиль (ЭМС).
Учителя адекватно планируют учебно-воспитательный процесс. Идет поэтапная отработка всего учебного материала, учителя следят за уровнем знаний учащихся, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся. Их отличает высокая оперативность, использование разнообразных видов работ на уроке, коллективных обсуждений. Учителя с ЭМС стремятся прежде всего заинтересовать учеников самим предметом.
- Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).
Ориентированы на процесс и результат обучения, адекватно планируют учебно-воспитательный процесс. Применяют небольшое количество методов обучения, не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения. Учителя с РИС предпочитают воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
- Рассуждающе-методичный стиль (РМС).
Ориентированы на результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокий уровень контроля за деятельностью учащихся сочетается у них со стандартным набором методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса учителя с РМС обращаются к небольшому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание уделяется слабым ученикам.
Педагогические способности (по В.А.Крутетскому)
- Дидактические способности – это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся познавательную активность, способность организовывать самостоятельную работу учащихся.
- Академические способности – это способности к соответствующей области наук, знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже.
- Перцептивные способности – это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика.
- Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
- Организаторские способности – это способности, с одной стороны, организовывать ученический коллектив, а с другой – правильно организовывать свою собственную работу.
- Авторитарные способности – это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
- Коммуникативные способности – это способности к общению, умение найти подход к ученикам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.
- Педагогическое воображение (прогностические способности) – это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
- Способность к распределению внимания – это способность распределять свое профессиональное внимание в трех направлениях деятельности: а) между содержанием и формой изложения материала и развертыванием своей мысли); б) держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки их утомления, недопонимания, дисциплинарные нарушения; в) следить за собственным поведением, осуществлять необходимую саморегуляцию.
Основными видами педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач развития личности.
Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев).
Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Теоретические знания играют ведущую роль в формировании практической готовности будущих учителей и являются предпосылкой формирования у них педагогических умений.
Педагогические умения – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение образовательных задач развития гармонической личности.
Теоретическая готовность учителя предполагает определенную совокупность психолого-педагогических, специальных знаний и проявляется в обобщенном умении теоретически мыслить. В ее состав входят аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.
Практическая готовность выражается во внешних (предметных) умениях (действиях, которые можно наблюдать), к которым относятся организаторские и коммуникативные умения.
Педагогическая культура
Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическую культуру можно рассматривать как уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.
В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога – это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении.
Вторую группу компонентов педагогической культуры составляют педагогические знания и мышление
К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
К четвертой группе компонентов педагогической культуры относят саморегуляцию личности и культуры профессионального поведения
Уровни педагогической культуры характеризуют степень сформированности ее компонентов. Существует три вида уровней педагогической культуры.
- Высокий, или профессионально-творческий, уровень. Педагог добивается высоких результатов и проявляет необходимые личностные качества.
- Профессионально-адаптивный уровень.
- Низкий или репродуктивно-профессиональный, уровень.
Лекция № 2. Педагогика как наука о воспитании
Все науки делятся на естественные и гуманитарные. Отличительной чертой естественных наук является однозначность истины, четкость повторяемых экспериментов. Гуманитарные науки обращены, прежде всего, к человеку, поэтому истины в них неоднозначны. Педагогика относится к гуманитарным наукам.
Слово «педагогика» имеет греческие корни и буквально обозначает «детовождение». Специфика педагогики как гуманитарной науки заключается в том, что в ней имеются различные точки зрения на педагогические явления и процессы.
Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения и социализации человека.
Задачи педагогики:
- Вскрытие закономерностей обучения и воспитания;
- Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания;
- Прогнозирование образования;
- Организация научных исследований и внедрение их результатов в практику.
Педагогика является сравнительно молодой наукой. В ее развитии можно выделить следующие этапы:
- «стихийная» педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя);
- Педагогика как часть философского знания (древние цивилизации, античные период);
- Педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);
- Педагогика как самостоятельная наука (середина XIX века);
- Экспериментальная педагогика (конец XIX-начало XX века);
- Новаторская педагогика (80-е годы XX столетия);
- Современный этап развития педагогики как интегративной социогуманитарной науки.
Педагогика оперирует системой педагогических категорий. К основным педагогическим категориям относятся:
Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человеческого опыта.
Воспитание (в узком смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.
Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащегося по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.
Образование – процесс и результат обучения и воспитания.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.
Образовательный процесс – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.
Образование как общественное благо и педагогический процесс
В словаре С.Н.Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта, либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков, либо как социальное явление.
Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению Б.С.Гершунского, можно выделить четыре аспекта образования:
— образование как ценность;
— образование как система;
— образование как процесс;
— образование как результат.
В последнее время понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:
— является способом социализации личности и преемственности поколений;
— средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
— ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индвидуальности;
— обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.
Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования).
Есть предложение рассматривать образование как услугу.
Образование – общественно-значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых ЗУНов, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования.
Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Образование (воспитание в широком смысле слова) как функция человеческого общества – овладение совокупностью общественного опыта |
|
Обучение – овладение ЗУНами, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями |
Воспитание в узком смысле слова – формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек, поведения |
Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания заключаются в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и вопитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.
Лекции 2 — Стр 2
Основными компонентами структуры образовательного процесса являются:
— целевой (определение целей образования);
— содержательный (разработка содержания образования);
— операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования);
— стимулирующее-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании);
— оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).
Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности.
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Цели могут быть разного масштаба: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цель отдельной темы урока или воспитательного мероприятия.
Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности.
В настоящее время целью воспитания стало всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанник) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:
- Диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;
- Моделирование педагогом воспитательных целей и задач;
- Организация коллективного целеполагания;
- Уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей, а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.
Лекция про целостный педагогический процесс
Педагогический процесс – это вся деятельность коллектива обучающихся и обучающих, направленная на достижение заданных целей образования. В ходе осуществления педагогического процесса реализуются задача умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания.
Структура педагогического процесса:
- Деятельность учителя – управление педагогическим процессом; учитель осуществляет обучение, деятельность преподавания, научение.
- Деятельность учащихся – это деятельность учения, учебная деятельность.