Короткая лекция. Часть 2 . Трансактный анализ.

Семинар №5

 

Хочу представить Вашему вниманию ещё одну модель строения психики, предложенную основателем трансактного анализа, Эриком Берном (3).

Эта модель приближает нас не только к ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ, НО И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Трансактный анализ является практическим направлением психологии 60-х годов ХХ века. Он создан как пособие для людей, имеющих проблемы в общении, самовыражении и построении близких отношений, т.е. направлен на повышение социальной компетентности.

Итак, наблюдая за поведением людей, Берн обращает внимание на тот факт, что один и тот же человек в разных ситуациях ведёт себя как Родитель (заботливый или критический), Ребёнок (свободный, бунтарский или приспосабливающийся) или как Взрослый благоразумный, уравновешенный человек. При этом у человека меняются жесты, мимика, темп и тембр речи, даже словарный запас. Самая быстрая часть психики – это Ребёнок. Находясь в нём, человек бурно радуется, грустит, творит, бунтует, плачет, делает открытия. Второе по «расторопности» состояние – Родитель. Родитель является носителем норм, правил поведения, проверенных временем решений, ограничений и наставлений, высказываемых в более заботливой или более критичной форме. Самая медленная по времени проявления и по способу выражения, самая спокойная и здравомыслящая составляющая нашей психики – это Взрослый.

Следует отметить, что все три составляющие психики схожи с ОНО, Я и СВЕРХ-Я и имеют своё место расположения в Вашем теле. Так Ребёнок расположен выше плечевого пояса. Поднимите обе руки вверх, потрясите кистями и заметьте, что улыбаться в таком положении более физиологично и приятно, чем делать хмурое или серьёзное лицо! Все болезни, возникающие в районе верхушек лёгких, пищевода, гортани, глаз, ушей, носа, рта – это заболевания Ребёнка в Вас. Заболевания сердечно-сосудистой системы, проблемы с давлением – это болезни Заботливого родителя. Заболевания органов пищеварения – это болезни Критического Родителя, уж слишком многое Вы не перевариваете. Так что теперь Вы можете сами себя продиагностировать и понять причины собственного нездоровья. Где же тогда находится этот безэмоциональный, уравновешенный и рассудительный Взрослый? В солнечном сплетении! Помните, как там что-то сжимается, когда Вы делаете, думаете или говорите глупости? И наоборот, как разливается тепло в солнечном сплетении, когда принято правильное решение! Кстати, когда Вы наслаждаетесь видами природы, вдыхаете приятные ароматы или просто глубоко дышите животом, Вы чувствуете себя прекрасно, а Взрослый в Вас расправляет плечи.

18 стр., 8643 слов

Системная терапия как эффективный инструмент для своевременной диагностики и лечения аутоиммунных заболеваний человека

Введение Темой данной работы является лечение аутоиммунных заболеваний человека средствами современной системной терапии. Необходимо заметить, что возможность работы с физическими и тем более системными и хроническими заболеваниями немедикаментозными средствами современной психологии и психотерапии является в прямом смысле слова революционной. На сегодняшний день такая возможность ни в коем случае ...

В психике каждого человека есть Родитель, Взрослый и Ребёнок. Конфликты в процессе общения возникают так: пришли Вы поговорить со своим начальником как Взрослый со Взрослым, спокойно, взвешенно, по существу, а начальник накричал на Вас как Критический Родитель на

Приспосабливающегося Ребёнка. Или Вы как Заботливый Родитель обратились к ученику, надеясь услышать в ответ Свободного Ребёнка, а получили ответ из Бунтарского Ребёнка, направленный в Вашего Приспосабливающегося Ребёнка. Произошло пересечение трансакций, Ваши ожидания были обмануты, это и приводит к конфликту.

Прошу обратить Ваше внимание на то, что, по сути, конфликты возникают из «обманутых ожиданий». Больше всего ожиданий у Родителя (заботливого и критического), потому, что так надо, а так не надо себя вести, это можно, а это нельзя! Много ожиданий у Бунтарского Ребёнка: дайте, я хочу это! Приспосабливающийся Ребёнок чаще ожидает «плохого», поэтому капризен, конфликтен. Меньше всего ожиданий у Взрослого и Свободного Ребёнка, они оба открыты опыту, происходящим событиям.

Чем же особенно привлекателен Трансактный анализ? Тем, что всегда ВИДНО в каком состоянии (Родителя, Взрослого или Ребёнка) находится человек, стоящий перед Вами. Это видно по темпу речи, тембру голоса, жестам. И всегда МОЖНО ПОНЯТЬ СВОЁ СОСТОЯНИЕ. И, сделав глубокий вдох, пробудив Взрослого, спокойно уйти от пересекающихся трансакций, не вступать в конфликт, оставаться толерантным. Под толерантностью часто ошибочно понимают способность терпеть, сдерживаться. Но Вы сами прекрасно знаете, как это вредно, или «разорвёт» или переродится во что-то вовсе неудобоваримое. Толерантность – это устойчивость к внешнему воздействию, способность оставаться самим собой и действовать в соответствии со своей совестью. Делай, что должен, и будь, что будет. Собака лает, а караван идёт!

11 стр., 5317 слов

Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми

ВВЕДЕНИЕ. Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение – это первая человеческая ...

 

Мужество быть причиной

15 Декабря 2006 19:34 Дмитрий Леонтьев PSYCHOLOGIES №11

Слово «ответственность» в нашем языке во многом обесценено, утратило изначальный смысл, от него веет чем-то казенным и бездушным. «Ответственными работниками» в советские времена называли людей, которые принимали решения, влияющие на жизнь многих, но которые не несли за них никакой ответственности.

От слов «вы за это ответите» по спине бегут мурашки, поскольку ответственность наступает, когда случилось что-то страшное (по меньшей мере неприятное), и бывает уголовная, гражданская, в лучшем случае – административная. Да, а еще – моральная и материальная.

Однако многие выдающиеся философы и психологи подчеркивали, что ответственность направлена не в прошлое, а в будущее и неразрывна со свободой. Отвечать – значит понимать, какие следствия я порождаю своими действиями (или бездействием), делать то, что приводит к желаемым следствиям, избегать того, что приводит к нежелательным.

ОПОРУ, ЖИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ ДАЖЕ В ОТСУТСТВИЕ ТОЧНОГО ЗНАНИЯ.

Сама по себе вера ничего не решает, главное – какова личность, эту веру выбирающая. В одних несомненная религиозность сочетается с выраженным духовным поиском, в других – с полным его отсутствием. Человеку, склонному расширять свои горизонты и брать на себя ответственность, вера помогает найти опору для этого; человеку, склонному искать простые ответы и скидывать с себя ответственность, помогает тоже. Есть некоторые данные психологических исследований, говорящие о том, что верующим людям легче обрести смысл, счастье и нравственные устои, чем неверующим*, но другие данные уточняют, что такой же эффект дает и образованность, так что развивать религиозное образование и воспитание в ущерб светскому – что менять шило на мыло.

Больше ста лет назад выдающийся американский философ и психолог Уильям Джеймс (William James) отметил: смысл веры в том, что она может изменять наше поведение независимо от того, обоснованна она или нет. То, что нам дает любая вера (не только религиозная), – это отнюдь не истина, хотя в некотором смысле это больше, чем истина. Это возможность жить и действовать в отсутствие точного знания, сохраняя внутреннюю опору и устойчивость – важнейшее достояние любого взрослого человека. Религия не единственный источник такой внутренней устойчивости, хотя наиболее популярный и популяризированный. Но искать ли такую опору, и если да, то где – это каждый решает для себя. Определение по отношению к вопросам веры, выбор религии или отказ от нее – один из главных выборов в жизни человека. Причем выбор индивидуальный и глубоко личный, крайне интимный. Если же вера перестает быть личным делом и начинает становиться чем-то вроде императива, адресуемого другим, она из веры превращается в идеологию, а это мы уже проходили. От газеты «Правда» – к телеканалу «Истина»…

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Ключ же к ответу на главный вопрос обнаруживается в психологии личности, а не в психологии масс. «Один человек спросил господина К., есть ли Бог. Господин К. сказал: «Советую тебе подумать, изменится ли твое поведение в зависимости от ответа на этот вопрос. Если оно останется таким же, то мы можем этот вопрос больше себе не задавать. Если же оно изменится, то я смогу помочь тебе хотя бы тем, что скажу: ты уже решил – Бог тебе нужен»** Б. Брехт «Истории господина Койнера», Текст, 2007.

Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией.

Интересный труд по данной тематике представил Фрэнсис Фукуяма. В его книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» взяты отдельные экономические, политические и социальные модели реальных стран, с разным уровнем доверия (Россия, США, Англия, Франция, Германия, Япония, КНР, КНДР и пр.).

Автор рассматривает различные модели управления, введенные в этих странах, «линию» правительства, роль внутрисемейных отношений и воспитания, открытых религиозных организаций и закрытых сект и пр. Все аспекты сплетаются в единую систему, основанную на цифрах и логике, при помощи этой системы автор с легкостью показывает важность доверия в пост -индустриальную эпоху.

16 стр., 7720 слов

Институт психоанализа

33 Факультет психоанализа Кафедра психотерапии и психологического консультирования Утверждено на заседании кафедры психотерапии и психологического консультирования от 23октября2009 г. протокол № 1 Зав.кафедрой психотерапии и психологического консультирования К.пс.н. Фомичева Н.С. ________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арттерапия» Автор: Разумова Е.Ю. Москва 2009 Печатается по ...

Доверие считается основой всех социальных институтов. В таком качестве исследовалось в этнометодологии.[1]

Фактически в политологических и этнометодологических рассуждениях доверие выступает в двух ролях. Во-первых, как вера в уверенность в порядочность, доброжелательность другого человека или, в критических ситуациях как вера обоих агентов принадлежность к одному и тому же сообществу (нации), требующая от них той или иной степени солидарности. Во-вторых, доверие понимается как готовность следовать правилам игры (институтам) (культура города J ОВ ), принятым в обществе, например, отдавать долги, выполнять должностные обязанности, следовать принятым обычаям. Эти две роли связаны между собой, но не пропорциональны друг другу. Уровни требований к выполнению правил в разных обществах существенно отличаются друг от друга. Согласно [2] по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные. Холодные общества — это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются — законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т. д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии).

В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций. Теплые общества — это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах. В настоящее время можно даже указать формальный экономический критерий выделения теплых обществ — значение коэффициента Джини ≥ 0,4-0,5. Нетрудно заметить, что к теплым культурам прежде всего относится Россия и ее западные соседи, а также Латинская Америка. Также на доверии основано социальное влияние. [3]

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

31 10.4.2019 §1. Познание мира, общества, человека. В общем смысле познание есть процесс приобретения знаний. Оно представляет собой прежде всего процесс отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее — мир в целом, общество, человек и само познание. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция. Чувственное познание ...

Литература

1. Доверие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.

2. Jack R. Gibb (1978), Trust: A New View of Personal and Organizational Development, Guild of Tutors Press.

Ссылки

1↑ Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А. М. Корбута — Социологическое обозрение, 2009. — Т. 8. — № 1. — С. 3-25.

1. Цирель С. Пути к государственности и демократии: исторический анализ