ЛЕКЦИЯ. ОБЪЕКТЫ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (Продолжение)
- Комната эмоциональной разрядки.
- Психофизическая регуляция.
- Релаксация.
- Гидробальнеопроцедуры.
В условиях современной трудовой деятельности мы все чаще сталкиваемся с проблемами гиподинамии, умственной, физической, эмоциональной перенапряженности, которые ведут к накоплению отрицательных эмоций, стрессовым ситуациям, психическим срывам, и как следствие, к тяжелым заболеваниям. Для восстановления организма, с целью профилактики заболеваний и снятия нервно-эмоциональных перенапряжений эффективным являются занятия физическими упражнениями в комплексе с психофизической регуляцией. Для организации таких занятий используются специально оборудованные: комната эмоциональной разрядки и комната психофизической регуляции.
Комната эмоциональной разрядки (КЭР) имеет свои специфические особенности в интерьере и оборудовании
Стены и потолок окрашиваются в яркие, веселые тона. На стенах развешиваются юмористические картинки и слайды, смешные цитаты, веселые игрушки и поделки, динамичные игры (автогонки, тир, футбол и т.д.), «кривые зеркала», подвешенные боксерские груши и др.
Для двигательной разрядки отрицательных эмоций используют физические упражнения с интенсивными и и кратковременными нагрузками:
Например, удары по боксерской груше, упражнения на тренажерах, выполнение в быстром темпе отжиманий, подтягиваний или прыжков со скакалкой и т.д.
Для разрядки эмоциональных состояний применяют дыхательные упражнения с удлиненной фазой выдоха ( в 2-4 раза продолжительнее вдоха).
Быстрому снятию стресса способствуют воспроизведенные видеосюжеты с записями заразительного смеха, веселых песен, стихов, мультфильмов, комиксов и т.д.
С целью оперативного регулирования психического состояния используют паузы эмоциональной разрядки, типа физкультминуток. Они проводятся в режиме дня индивидуально, по мере необходимости (межличностные конфликты, аварийные ситуации, ссора с коллегой, другом и т.д.), а их продолжительность в зависимости от психического состояния колеблется от 2-3 минут, до 5-7 минут
Примерная схема паузы эмоциональной разрядки
1 этап – Выполнение физ.упражнений на разных тренажерах – 2 мин.
2 этап – Выполнение упражнений на дыхание (удлинен. выдох) – 2 мин.
3 этап – Использование звукового видеоматериала или самовнушения или др. приемы 3 мин.
2. Психофизическая регуляция
В условиях ограничения ДА людей увеличивается нервно-эмоциональная напряженность, актуальными становятся вопросы поиска новых средств восстановления человека, снижения его утомления после работы (учебы).
14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств
... гестационной доминанты.Психологический компонент гестационной доминанты Специалисты установили, что эмоциональное состояние будущей матери напрямую связано с эмоциональным состояние малыша, однако отношение женщины к своей беременности ... на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками ...
Одним из таких средств является ПФР. До недавнего времени она использовалась в основном в клинике и в спорте. Однако она достаточно эффективна и в ФР.
Сеанс ПФР длится, как правило, 12-15 мин и проводится в определенной последовательности по трем этапам. За это время происходит интенсивное восстановление большинства психофизиологических функций человека до оптимального рабочего состояния.
Перед началом сеанса ПФР посетители принимают удобное положение в креслах — «полулежа», исключающее какое-либо мышечное напряжение. Посетители сидят, откинувшись на спинку кресла, голова на подголовнике, руки несколько согнуты в локтях, ладони и предплечья лежат на подлокотниках кресла или на бедрах. Ноги свободно расставлены на подставке для ног, носки несколько развернуты наружу.
Посетителям необходимо отрегулировать ритм и глубину дыхания. Ритм дыхания успокаивающий («вечерний тип»).
Выдох длится в 1,5-2 раза больше, чем вдох. Лицо спокойное, расслабленное.
Длительность сеанса ПФР, количество его отдельных периодов и форма их проведения зависят от решаемых на базе (комната психофизической регуляции) КПР задач.
Для снятия нервно-психического напряжения и восстановления работоспособности время пребывания в КПР (комната психофизической регуляции) условно разделяется на три периода:
I — «отвлекающий», длительностью 1,5-2 мин;
II -«успокаивающий» – 7-10 мин;
III — «тонизирующий» – 2—3 мин.
Перед началом работы (учебы) с целью ускорения адаптации посетителей к профессиональной деятельности проводится «тонизирующий» сеанс.
Первый период длится 2-3 мин, второй — 2-3 мин, третий — 7-8 мин.
В конце работы (учебы) для настройки посетителей на после-рабочий отдых и снятие перенапряженности нервной системы проводится «успокаивающий» сеанс, который состоит из двух периодов, длящихся соответственно 2-3 мин и 8-12 мин.
В тех случаях, когда сеанс ПФР используется как психотерапевтический метод для снятия острого психоэмоционального стресса во время работы, для лечебно-профилактических целей, эмоционально-волевой подготовки спортсменов и обучения работников психической саморегуляции (аутотренингу), продолжительность II периода удлиняется до 15-20 мин. Сеанс проводится во внерабочее (внеучебное) время или во время обеденного перерыва.
В первом, «отвлекающем», периоде трансляция музыки помогает настроиться на волну занятия, успокоиться и отвлечься от предыдущей трудовой (учебной) деятельности, так как посетители приходят на сеанс в различном психоэмоциональном состоянии (раздраженные, усталые, излишне возбужденные, озабоченные и т. п.).
В этот период звучит музыка и пение птиц, постепенно затухает светодинамическое освещение. Популярные мелодии с мягким музыкальным рисунком и ритмом, громкостью до 15-20 дБА отвлекают посетителей от предшествующей производственной (учебной) обстановки. Они рассматривают слайды или проецируемые на экран изображения ландшафта при заходящем солнце (в предвечерние часы).
Периоды развития теории управления
... кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных знаний формируется новые направления школ, ... своих собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, происходит замена ...
Второй период — «успокаивающий». Для достижения состояния эмоциональной уравновешенности и максимальной релаксации мышечной системы включаются лампы зеленого цвета, уровень общей освещенности все больше снижается, затухает. Посетители переходят на успокаивающий ритм дыхания (приложение 1), тело как бы «оседает» в кресле. Посетители представляют на удлиненном выдохе ощущение тяжести и тепла в теле и его частях. В этот период транслируется тихая музыка с уровнем громкости до 10-15 дБА. На ее фоне могут звучать слова проводящего сеанс (оператора, методиста).
Музыкальное, шумовое и текстовое сопровождение может быть предварительно записано на магнитофонную ленту или видеомагнитофон. При этом используются эмоционально насыщенные сравнения и ассоциации, образные представления. Результатом второго периода является наступающее у посетителей состояние глубокого приятного покоя («растворения в покое»), дремоты, чувства «балансирования на грани сна».
Третий период — «тонизирующий». Его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений, маршей, спортивных и молодежных песен, энергичных и веселых танцевальных ритмов. Громкость звучания — 50-65 дБА, доходящая к концу сеанса до 80 дБА. Посетители постепенно переходят на мобилизующий («утренний») тип дыхания с удлиненным вдохом и коротким энергичным выдохом. Для активности и бодрости вызываются ощущение прохлады в теле, легкие потягивания и статические напряжения. Включаются вентиляторы с направленным воздушным потоком, аэроионизаторы, воздухоувлажнитель. Слышны раскаты грома, шум дождя. Вспышки молний, вызываемые пульсирующим источником света или фотовспышкой.
Применяется цветовая символика: при вдохе — «светлая активность», при выдохе — уходящая с воздухом «темная усталость». Включается общий красный и оранжевый свет, и посетители постепенно изменяют позу (через позу «полулежа — «сидя» — «полустоя-полусидя» возвращаются к позе «стоя»).
При этом проводят кратковременные познотонические упражнения, включаемые как обязательный элемент мобилизующей части сеанса. Для усиления «выхода» из релаксации в бодрое состояние посетители на вдохе выполняют физические упражнения (трижды сгибают руки в локтях, сжав кулаки резко выбрасывают их вперед и вверх).
В конце выдоха широко раскрывают глаза и разжимают кулаки, максимально резко растопырив пальцы. Встряхивают кистями, делают несколько интенсивных жевательных движений.
Последний период заканчивается включением всех имеющихся светильников цветодинамического и обычного освещения, трансляцией громкой и энергичной музыки, физическими упражнениями в сочетании с точечным самомассажем и элементами дыхательной гимнастики, напутственными словами-внушениями психотерапевта (оператора).
Плавный переход от «медитативной» музыки к «героической», нагнетающей саногенное напряжение, активизирует подсознательную переработку внутренних стрессогенных конфликтов, доставляет чувство облегчения и успокоенности.
Для работников ночных и вечерних смен, спортсменов после сеанса ПФР предусматривается 15-20-минутное погружение в самовнушенный сон-отдых. Это способствует быстрому и эффективному восстановлению функционального состояния, работоспособности, снятию сонливости.
В соответствии с задачами каждого из трех периодов сеанса ПФР изменяются виды природы на экране и крупногабаритных слайдах. Смена изображения на стационарных крупногабаритных слайдах может достигаться последовательным включением и выключением подсветки.
В первом периоде демонстрируются виды природы при заходящем солнце; во втором — в предвечерние часы (в сумерках); в третьем — на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпается природа, звучит пение птиц, воздух насыщен озоном. Трижды за сеанс динамически меняются: музыка — по содержанию, громкости и ритму-темпу; цвет и уровень освещенности; ритм и глубина дыхания посетителей; словесные формулы, используемые для внушения (гетеросуггестии).
Таким образом, создается ассоциативная связь между конкретным психологическим состоянием посетителей и их цветовыми и слуховыми образами, на фоне которых словесные воздействия имеют более действенный эффект. Важное значение приобретает воздействие цвета на психоэмоциональное состояние посетителей. Теплые, возбуждающие цвета используются для конструирования состояния бодрости и активности. Голубой, синий цвет вызывают ощущение раскрепощенности и свободы. Зеленый цвет способствует хорошему наполнению кровеносных сосудов, обостряет слух и улучшает двигательную способность мускулов. Серо-голубой и серо-зеленый цвета вызывают вялость и заторможенность.
Подобным образом можно набирать так называемую «радугу состояний» на определенном цветовом фоне. Перевод цветовой гаммы от ярких красно-оранжевых тонов к сине-фиолетовым, серо-голубым и, в конце сеанса, к желто-оранжевым и красным цветам регулирует состояние нервной системы от состояния перевозбуждения — к успокоению, а в конце сеанса — к бодрости и активности. Аналогичным образом может быть использована разнообразная гамма звуковых, ритмичных и мелодичных приемов, так или иначе воздействующих на психоэмоциональное состояние человека.
При создании цветомузыкальных образов может использоваться следующее сочетание:
Фиолетовый |
Синий |
Голубой |
Зеленый |
Желтый |
Оранжевый |
Красный |
ДО |
РЕ |
МИ |
ФА |
СОЛЬ |
ЛЯ |
СИ |
С помощью «радуги состояния» в значительной мере можно осуществлять системное управление психическим и эмоциональным состоянием посетителей КПР и КЭР (комната эмоциональной разрядки).
Для усиления воздействия и более полного впечатления пребывания на лоне природы следует максимально использовать в комплексе комбинацию следующих факторов:
- зрительного — светоцветовые и пространственные ощущения;
- слухового — шелест листвы, гомон птиц, шум леса и прибоя;
- температурного — солнечное тепло, освежающая прохлада;
- тактильного — дуновение ветерка, брызги дождя, волн;
- обонятельного — цветочный, сосновый, озонный запахи.
Сеансы ПФР могут включать специальные программы релаксации с элементами АТ в сочетании со специально подобранными шумомузыкальными эффектами и сопровождаемые изображениями, эмоционально и ритмически созвучными музыке.
Следует постоянно подготавливать новые видеомузыкальные программы, доля АТ в которых может постепенно увеличиваться. Овладение АТ на базе КПР позволяет достичь следующих основных задач:
- научить работников (учащихся) успокаиваться, снимать излишнее психическое и эмоциональное напряжение;
- научить работников (учащихся) умению расслабляться и избавляться от мышечной скованности в самых разнообразных ситуациях, что является непременным условием для полноценного ночного и внутрисменного отдыха;
- активно использовать кратковременный (18-20-минутный) самовнушенный сон-отдых для быстрейшего восстановления сил и работоспособности;
- помочь работникам (учащимся) преодолеть «дисгармонию» психического состояния, тревожный сон, невротические реакции и «комплексы», «мысленную карусель» навязчивых и неотступных мыслей, мешающих полноценному восстановлению и общению.
Группы работников (учащихся), участвующих в сеансах ПФР, формируются на сугубо добровольных началах, по желанию самих работников (учащихся), но с учетом условий труда, профессиональной деятельности, возраста и состояния здоровья.
Перед сеансом ПФР желателен прием посетителями кислородно-витаминного коктейля, настоек трав, которые могут приготавливаться непосредственно в вестибюле КПР. Подаваемый кислород должен соответствовать требованиям ГОСТа.
Приложение 1. Дыхательные упражнения
1. Необходимо выполнять сидя в расслабленном состоянии. Правая рука на животе, фиксирует вдох и выдох.
2. Начинать упражнение следует с выдоха: выдохнув остатки воздуха, подобрать живот. Длительность вдоха и выдоха в первых упражнениях должны быть равны, пауза – короче выдоха вдвое.
3. Дыхательные упражнения проделываются под мысленный счет: 1,2,3 — вдох; 4,5,6 – выдох; 7 – пауза.
4. Затем 1,2,3,4 – вдох; 5,6,7,8 – выдох, 9,10 – пауза. Каждое упражнение повторяется от 3 до 10 раз.
5. Затем необходимо акцентировать внимание на удлинении выдоха: 1,2 – вдох; 3,4,5,6 – выдох; 7,8 – пауза. Такой тип дыхания считается успокаивающим и применяется в начале занятий с целью успокоения и снижения возбуждения
6. В конце занятий применяется мобилизующий тип дыхания, т.е. при удлиненном вдохе и паузе следует короткий и энергичный выдох: 1,2,3,4 – вдох; 5,6 – пауза; 7,8 – выдох.
3. «Релаксация»
Умение овладевать своим эмоциональным состоянием с помощью мышечного расслабления называется релаксацией. Сущность метода заключается в том, чтобы при помощи внушения и самовнушения расслаблять мышцы. Это, в свою очередь, снижает активность определенных центров головного мозга, снимая напряженность. Релаксация эффективнее, если применяется в сочетании с физическими упражнениями, снимающими напряжение с утомленных мышц.
Представляет интерес методика, проводимая в три ступени.
На первой, подготовительной, ступени происходит обучение произвольному расслаблению мышц, начиная со стопы и кончая лицом, по принципу напряжение-расслабление. По словесной команде сначала напрягается та или иная группа мышц, затем расслабляется. Ощущение контраста позволяет на последующих ступенях релаксации расслаблять определенные мышцы.
На второй ступени вырабатывается способность сознательно регулировать вегетативно-сосудистые процессы в своем организме. Человек может последовательно расслаблять мышцы без предварительного напряжения, для чего достаточно словесной (извне или мысленной) команды.
Достигнув состояния полного расслабления всех мышц, человек с помощью мысленно проговариваемых формул вызывает у себя ощущение тепла, холода, тяжести, состояние покоя, хорошее настроение, может успокоить дыхание, добиться ритмичного сердцебиения.
Задача третьей ступени — управление волевыми процессами, вправленными на овладение
эмоциями и даже деятельностью -дельных внутренних органов. С помощью релаксации
можно снять болезненные ощущения в области сердца, улучшить тонус сосудов.
Методика первой ступени заключается в собственной подаче команд на выполнение следующих действий: «Занимаю удобное положение в кресле: кладу руки на подлокотники или бедра, свободно ставлю ноги ступнями слегка вперед, туловище свободно. Одежда удобная. Опускаю веки. Сосредоточиваю внимание на своем теле. Делаю глубокий вдох, выдох. Мое внимание на стопах. Ставлю их на пятки. Делаю плавный вдох. На высоте вдоха сгибаю пальцы стоп. Чувствую напряжение мышц. Делаю выдох и при этом расслабляю пальцы ног». Про себя повторяю команду: «Пальцы расслаблены!» Выполнить 2-3 раза.
«Ставлю правую пятку на пол, делаю вращательные движения стопой кнаружи, вовнутрь. Пятку напрягаю. Опускаю стопу, расслабляю пятку.
Левую пятку ставлю на пол, вращаю стопой кнаружи, вовнутрь. Расслабляю левую пятку. Чувствую расслабление и приятное тепло обеих стоп.
Напрягаю голени. На вдохе упираюсь пятками в пол, чувствую напряжение голеней, на выдохе опускаю стопы, расслабляю переднюю часть голени». Повторить еще раз.
«Напрягаю икры ног. На вдохе ставлю ноги на цыпочки и упираюсь пальцами в пол, на выдохе опускаю их на пол и расслабляю икры». Повторить упражнение.
«Напрягаю бедра. На вдохе поднимаю ноги и вытягиваю вперед — чувствую напряжение бедер. На выдохе опускаю ноги и расслабляю бедра». Упражнение повторить.
«Напрягаю мышцы тела. На вдохе свожу ягодицы, на выдохе — расслабляю». Делать 2-3 раза.
«Напрягаю живот. На вдохе живот втягиваю, чувствую напряжение, на выдохе расслабляю». Выполнить 2-3 раза.
«Напрягаю мышцы груди. На вдохе поднимаю руки вперед, на выдохе опускаю, грудные мышцы расслабляю». Повторить еще раз.
«Напрягаю боковые мышцы. На вдохе поворачиваю туловище вправо, на выдохе — прямо. Чувствую расслабление боковых мышц.
Напрягаю мышцы лопаток. На вдохе свожу лопатки, напрягаю, на выдохе — развожу, расслабляю». Сделать 2-3 раза.
«Напрягаю мышцы спины. На вдохе выгибаю спину, чувствую напряжение, на выдохе выпрямляюсь и расслабляю мышцы спины и поясницы». Повторить еще раз.
«Внимание на руки. На вдохе сжимаю руку в кулак, на выдохе расслабляю поочередно мизинец, безымянный палец, средний, указательный, большой. На вдохе сжимаю левую кисть в кулак, на выдохе расслабляю мизинец, безымянный палец, средний, указательный, большой. Чувствую расслабление обеих кистей».
«Напрягаю предплечье. На вдохе сжимаю руки в кулак, с напряжением подношу к плечам. На выдохе опускаю руки и расслабляю мышцы предплечий».
«Напрягаю плечи. На вдохе поднимаю плечи вверх, напрягаю их, на выдохе опускаю, расслабляюсь».
«Напрягаю мышцы шеи. На вдохе поворачиваю голову вправо, на выдохе — прямо. На вдохе поворачиваю голову влево, на выдохе — прямо. Расслабляю боковые мышцы шеи. На вдохе отвожу голову назад, натягиваю передние мышцы шеи, на выдохе — голову прямо, расслабляю передние мышцы шеи. Склоняю голову на грудь, делаю вращательные движения, чувствую напряжение затылка. Поднимаю голову, расслабляю затылок. Запрокидываю голову на спинку кресла».
«Напрягаю мышцы лица. На вдохе хмурю брови, зажмуриваю глаза, смыкаю челюсти. На выдохе расслабляю лицо, чувствую тепло.
Напрягаю язык. На вдохе упираюсь в верхнее небо, на выдохе язык опускаю, расслабляю.
Напрягаю глаза. Вращаю глазными яблоками по ходу часовой стрелки. Взгляд направляю вверх, вниз, влево, вправо. Смотрю прямо вдаль. Расслабляю глаза. Делаю глубокий вдох, выдох».
2-я ступень. Контроль расслабления.
С помощью словесных формул вызываю у себя соответствующие ощущения.
Внимание на лицо. «Мое лицо расслаблено. Расслаблены мышцы лба, бровей.
Расслаблены мышцы век, глаз, крыльев носа, щек, подбородка.
Губы и зубы разжаты.
Нижняя челюсть тяжелая и слегка отвисает.
Мое лицо полностью расслаблено, спокойно, безмятежно, лицо, как во сне». Глубокий вдох. Выдох. Расслаблены мышцы шеи, затылка.
Внимание на туловище. «Расслаблены мышцы живота, груди, спины».
Глубокий вдох. Выдох.
Внимание на руки. «Мои руки расслаблены, приятно расслаблены пальцы, кисти, предплечья, плечи. Руки теплые. Я чувствую приятное расслабление рук». Глубокий вдох, выдох.
Внимание на ноги. «Расслаблены стопы, голени, колени, бедра, мышцы таза». Глубокий вдох. Выдох.
3-я ступень. Отдых в расслаблении.
«Все тело расслаблено для отдыха. Я все больше погружаюсь расслабление. Меня окутывает спокойствие, приятное растление.
Я расслабился, ни о чем не думаю, дыхание свободное, ровное.
Расслабление во мне разлилось безмятежно. Оно нежно обволакивает все мое тело. В приятной тяжести расслаблено тело. Я отдыхаю в расслаблении. Вокруг спокойно, я хочу уснуть, е приятно и легко. Я испытываю радость мышечного расслабления. Мышцы моего тела заряжаются силой в расслаблении». В этом состоянии находятся до тех пор, пока оно приятно пациенту. Затем мысленно он дает себе команду: «Я отдохнул, тревоги улеглись, голова ясная. Тяжесть уходит из моего тела, рук, ног…» Глубокий вдох, пальцы сжать в кулаки. Потянуться. Разжать кулаки, вдох. Открыть глаза, улыбнуться, выдох.
4. Гидробальнеопроцедуры
Бальнеотерапия – (от лат. balneum – исцелять боль) – применение минеральных вод в виде ванн, купаний, душей, орошений и др. с лечебной целью.
Гидротерапия – [от греч. hydor – вода; therapeia – уход, лечение] – водолечение, – наружное применение пресной воды (водопроводной, речной, озерной, дождевой) в виде ванн, душей, обливаний, обтираний, укутываний.
В основе гидро- и бальнеотерапии лежат температурный, химический и механический факторы
Установлено, что:
прохладная вода – облегчает работу сердца
теплая вода – Приводит к умеренному повышению сердечной активности
горячая вода – Резко увеличивает деятельность сердца
Благотворное влияние на организм, помимо купаний, парения в бане и сауне, оказывают также души и ванны.
Одной из распространенных водных процедур является душ. По температуре души могут быть:
холодными (15—20°),
прохладными (20—30°),
индифферентными (31—36°),
теплыми (37—38°),
горячими (свыше 38°).
Так, утром применяют кратковременный (2-3 мин), возбуждающий душ, вечером перед сном – теплые души (3-10 мин) действующие успокаивающе.
Под индифферентной принято понимать температуру воды, существенно не отличающуюся от внутренней температуры тела и вызывающую минимальное раздражение кожи.
В зависимости от формы струи выделяют:
- Веерный душ (струе воды придается форма веера).Температура воды 25-30°С. Продолжительность процедуры 1,5-2 мин.
2. Шотландский – комбинирование горячего и холодного душа. Начинают горячей (35-40 градусов – 40 сек.), затем холодной (10-20 градусов, 20 сек.)
3. Циркулярный (круговой) душ оказывает тонизирующее воздействие тончайшими струями воды. Хорош после тренировок и сауны 2-3 р. в неделю по 2-3 минуты.
4.Душ Шарко. Температура воды 30-35°, давление от 1,5 до 3 атм. Продолжительность 2-3 мин. Повышается тонус мышц, улучшается периферическое крово- и лимфообращение
5. Дождевой (нисходящий) душ оказывает легкое освежающее, успокаивающее и тонизирующее действие.
Назначается как самостоятельная процедура (температура 35-36°), но чаще как заключительная процедура после ванн, сауны и др.
6. Каскадный душ является составляющей любой антицеллюлитной SPA-программы. Он производит эффект гидромассажа и терапевтический эффект одновременно.
Сеанс процедуры каскадного душа позволяет «смыть» всю усталость и негативные эмоции, заряжая оптимизмом и хорошим настроением.
Тонизирующий эффект, который дарят прикосновения потоков падающей воды, способствуют восстановлению сна, избавлению от тревог и усталости.
Каскадный душ рекомендуется после занятий спортом, любой другой силовой нагрузки.
7. Подводный душ – массаж проводится в ванне или бассейне
Температура воды 35-38° С, давление 1-3 атм. Длительность процедуры от 5 мин — для пожилых и слабой физ.подготовке. 15 мин. – для молодых и физически подготовленных лиц. В ванну можно добавлять хвойный экстракт, морскую соль и т. п.
Подводный душ-массаж применяют 1-2 раза в неделю за 2-3 часа до сна
С гигиенической и восстановительной целью используются также и ванны.
Они могут быть из пресной воды или содержать добавки: морскую соль, хвойный экстракт и др.
1. Контрастные ванны
Характеризуются выраженным тренирующим эффектом на сердечно-сосудистую и нервную системы. Они применяются во время пребывания в сауне, с целью закаливания, профилактики простудных заболеваний.
Разница температур должна составлять не менее 5-10°. Вначале человек находится в теплой ванне (2-5 мин.), а затем – в холодной (1-2 мин.).
Переход из одной ванны в другую можно повторить 2-5 раз.
2. Жемчужные ванны
Свое название ванны получили в связи с тем, что образующиеся крупные пузырьки воздуха переливаются в ванне подобно жемчугу.
Жемчужные ванны — идеальное средство для общего оздоровления и укрепления защитных функций организма, снятия стрессовых состояний. Вы отдыхаете в наполненной водой ванной; воздействие оказывается струёй воды с множеством пузырьков кислорода. Во время жемчужных ванн происходит обогащение кожи кислородом, стимулируется тканевое дыхание, снимаются болевые ощущения и ревматические синдромы, улучшается кровообращение, повышается общий тонус и самочувствие.
В ванну также добавляются аромамасла, морская соль, что благотворно сказывается на общем состоянии организма и кожи.
3. Хлоридно-натриевые ванны
В воде растворяют 1,5 – 2 кг поваренной соли, которая раздражающе действует на рецепторы кожи. Температура воды 35-37 градусов, продолжительность 10-15 минут. Применяются при болях в мышцах после тренировок.
4. Щелочные ванны
200-300 г пищевой соды растворяют в ванне с водой температурой 37-38 °С. Продолжительность ванны 5-10 мин. Применяют 1-2 раза в неделю. Снижают мышечный тонус, утомление, нервную возбудимость. Она нормализует функции кожи.
5. Вибрационная ванна
Предусматривает механическую вибрацию воды. Для этого используют аппарат «Волна», позволяющий дозировать волны, которые дают ощущения натуральной морской волны. Улучшают лимфо- и кровообращения, обмен веществ, оказывают обезболивающее и противовоспалительной действие. 2 раза в неделю, 5-10 минут, температура 36-38 градусов.
6. Ароматические ванны
К ним относятся хвойные, шалфейные и др. Эффект основан на раздражающем кожу действии веществ содержащихся в растворе (эфирные масла, вяжущие вещества и т. п.) и температурного фактора.
Для приготовления ванн используют различные лекарственные растительные отвары (шалфея, ромашки, хвои и др.).