1. Комната эмоциональной разрядки

ЛЕКЦИЯ. ОБЪЕКТЫ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (Продолжение)

  1. Комната эмоциональной разрядки.
  2. Психофизическая регуляция.
  3. Релаксация.
  4. Гидробальнеопроцедуры.

В условиях современной трудовой деятельности мы все чаще сталкиваемся с проблемами гиподинамии, умственной, физической, эмоциональной перенапряженности, которые ведут к накоплению отрицательных эмоций, стрессовым ситуациям, психическим срывам, и как следствие, к тяжелым заболеваниям. Для восстановления организма, с целью профилактики заболеваний и снятия нервно-эмоциональных перенапряжений эффективным являются занятия физическими упражнениями в комплексе с психофизической регуляцией. Для организации таких занятий используются специально оборудованные: комната эмоциональной разрядки и комната психофизической регуляции.

Комната эмоциональной разрядки (КЭР) имеет свои специфические особенности в интерьере и оборудовании

Стены и потолок окрашиваются в яркие, веселые тона. На стенах развешиваются юмористические картинки и слайды, смешные цитаты, веселые игрушки и поделки, динамичные игры (автогонки, тир, футбол и т. д.), «кривые зеркала», подвешенные боксерские груши и др.

Для двигательной разрядки отрицательных эмоций используют физические упражнения с интенсивными и и кратковременными нагрузками:

Например, удары по боксерской груше, упражнения на тренажерах, выполнение в быстром темпе отжиманий, подтягиваний или прыжков со скакалкой и т. д.

Для разрядки эмоциональных состояний применяют дыхательные упражнения с удлиненной фазой выдоха (в 2−4 раза продолжительнее вдоха).

Быстрому снятию стресса способствуют воспроизведенные видеосюжеты с записями заразительного смеха, веселых песен, стихов, мультфильмов, комиксов и т. д.

С целью оперативного регулирования психического состояния используют паузы эмоциональной разрядки, типа физкультминуток. Они проводятся в режиме дня индивидуально, по мере необходимости (межличностные конфликты, аварийные ситуации, ссора с коллегой, другом и т. д.), а их продолжительность в зависимости от психического состояния колеблется от 2−3 минут, до 5−7 минут

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания (3)

... в обратном направлении. Время выполнения - по обстоятельствам. Работать 3-5 минут. Упражнение «Гладь озера» Особенно эффективно для снижения лишней эмоциональности и внутреннюю ... вы добьетесь комфортного неподвижного состояния мудрого сфинкса в течение 15 минут. Упражнение «Скульптура» Если вы бывали в Европе или видели по ТВ ...

Примерная схема паузы эмоциональной разрядки

1 этап — Выполнение физ. упражнений на разных тренажерах — 2 мин.

2 этап — Выполнение упражнений на дыхание (удлинен. выдох) — 2 мин.

3 этап — Использование звукового видеоматериала или самовнушения или др. приемы 3 мин.

2. Психофизическая регуляция

В условиях ограничения ДА людей увеличивается нервно-эмоциональная напряженность, актуальными становятся во­просы поиска новых средств восстановления человека, снижения его утомления после работы (учебы).

Одним из таких средств является ПФР. До недавнего времени она использовалась в основном в клинике и в спорте. Однако она достаточно эффек­тивна и в ФР.

Сеанс ПФР длится, как правило, 12−15 мин и проводится в определенной последовательности по трем этапам. За это время происходит интенсивное восстановление большинства психо­физиологических функций человека до оптимального рабочего состояния.

Перед началом сеанса ПФР посетители принимают удобное положение в креслах — «полулежа», исключающее какое-либо мышечное напряжение. Посетители сидят, откинувшись на спин­ку кресла, голова на подголовнике, руки несколько согнуты в локтях, ладони и предплечья лежат на подлокотниках кресла или на бедрах. Ноги свободно расставлены на подставке для ног, носки несколько развернуты наружу.

Посетителям необходимо отрегулировать ритм и глубину ды­хания. Ритм дыхания успокаивающий («вечерний тип»).

Выдох длится в 1,5−2 раза больше, чем вдох. Лицо спокойное, расслабленное.

Длительность сеанса ПФР, количество его отдельных периодов и форма их проведения зависят от решаемых на базе (комната психофизической регуляции) КПР задач.

Для снятия нервно-психического напряжения и восстановле­ния работоспособности время пребывания в КПР (комната психофизической регуляции) условно разделяется на три периода:

I — «отвлекающий», длительностью 1,5−2 мин;

II -«успокаивающий» — 7−10 мин;

8 стр., 3778 слов

Санитарно-просветительная работа среди населения

... и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными ... лиц, посещающих больного; индивидуальные беседы лечащего врача в холле для посетителей и самовоздействие средствами санитарно-просветительного оформления этого помещения. Санитарно-просветительное ...

III — «тонизирующий» — 2—3 мин.

Перед началом работы (учебы) с целью ускорения адаптации посетителей к профессиональной деятельности проводится «тони­зирующий» сеанс.

Первый период длится 2−3 мин, второй — 2−3 мин, третий — 7−8 мин.

В конце работы (учебы) для настройки посетителей на после-рабочий отдых и снятие перенапряженности нервной системы проводится «успокаивающий» сеанс, который состоит из двух периодов, длящихся соответственно 2−3 мин и 8−12 мин.

В тех случаях, когда сеанс ПФР используется как психотерапевтичес­кий метод для снятия острого психоэмоционального стресса во время работы, для лечебно-профилактических целей, эмоцио­нально-волевой подготовки спортсменов и обучения работников психической саморегуляции (аутотренингу), продолжительность II периода удлиняется до 15−20 мин. Сеанс проводится во внера­бочее (внеучебное) время или во время обеденного перерыва.

В первом, «отвлекающем», периоде трансляция музыки помо­гает настроиться на волну занятия, успокоиться и отвлечься от предыдущей трудовой (учебной) деятельности, так как посети­тели приходят на сеанс в различном психоэмоциональном состоя­нии (раздраженные, усталые, излишне возбужденные, озабочен­ные и т. п.).

В этот период звучит музыка и пение птиц, постепенно затухает светодинамическое освещение. Популярные мелодии с мягким музыкальным рисунком и ритмом, громкостью до 15−20 дБА отвлекают посетителей от предшествующей производ­ственной (учебной) обстановки. Они рассматривают слайды или проецируемые на экран изображения ландшафта при заходящем солнце (в предвечерние часы).

Второй период — «успокаивающий». Для достижения состоя­ния эмоциональной уравновешенности и максимальной релак­сации мышечной системы включаются лампы зеленого цвета, уровень общей освещенности все больше снижается, затухает. Посетители переходят на успокаивающий ритм дыхания (при­ложение 1), тело как бы «оседает» в кресле. Посетители пред­ставляют на удлиненном выдохе ощущение тяжести и тепла в те­ле и его частях. В этот период транслируется тихая музыка с уровнем громкости до 10−15 дБА. На ее фоне могут звучать сло­ва проводящего сеанс (оператора, методиста).

Музыкальное, шу­мовое и текстовое сопровождение может быть предварительно за­писано на магнитофонную ленту или видеомагнитофон. При этом используются эмоционально насыщенные сравнения и ассоциа­ции, образные представления. Результатом второго периода явля­ется ­ наступающее у посетителей состояние глубокого приятного покоя («растворения в покое»), дремоты, чувства «балансирова­ния на грани сна».

Третий период — «тонизирующий». Его музыкальная про­грамма состоит из бодрых, мажорных произведений, маршей, спортивных и молодежных песен, энергичных и веселых танце­вальных ритмов. Громкость звучания — 50−65 дБА, доходящая к концу сеанса до 80 дБА. Посетители постепенно переходят на мобилизующий («утренний») тип дыхания с удлиненным вдохом и коротким энергичным выдохом. Для активности и бодрости вызываются ощущение прохлады в теле, легкие потягивания и статические напряжения. Включаются вентиляторы с направ­ленным воздушным потоком, аэроионизаторы, воздухоувлажнитель. Слышны раскаты грома, шум дождя. Вспышки молний, вызываемые пульсирующим источником света или фото­вспышкой.

Применяется цветовая символика: при вдохе — «светлая активность», при выдохе — уходящая с воздухом «темная уста­лость». Включается общий красный и оранжевый свет, и посети­тели постепенно изменяют позу (через позу «полулежа — «си­дя» — «полустоя-полусидя» возвращаются к позе «стоя»).

При этом проводят кратковременные познотонические упражнения, включаемые как обязательный элемент мобилизующей части се­анса. Для усиления «выхода» из релаксации в бодрое состояние посетители на вдохе выполняют физические упражнения (триж­ды сгибают руки в локтях, сжав кулаки резко выбрасывают их вперед и вверх).

В конце выдоха широко раскрывают глаза и раз­жимают кулаки, максимально резко растопырив пальцы. Встря­хивают кистями, делают несколько интенсивных жевательных движений.

Последний период заканчивается включением всех имею­щихся светильников цветодинамического и обычного освеще­ния, трансляцией громкой и энергичной музыки, физическими упражнениями в сочетании с точечным самомассажем и элемен­тами дыхательной гимнастики, напутственными словами-вну­шениями психотерапевта (оператора).

Плавный переход от «медитативной» музыки к «героической», нагнетающей саногенное напряжение, активизирует подсознательную переработку внутренних стрессогенных конфликтов, доставляет чувство облег­чения и успокоенности.

Для работников ночных и вечерних смен, спортсменов после сеанса ПФР предусматривается 15−20-минутное погружение в самовнушенный сон-отдых. Это способствует быстрому и эффек­тивному восстановлению функционального состояния, работоспо­собности, снятию сонливости.

В соответствии с задачами каждого из трех периодов сеанса ПФР изменяются виды природы на экране и крупногабаритных слайдах. Смена изображения на стационарных крупногабаритных слайдах может достигаться последовательным включением и вы­ключением подсветки.

В первом периоде демонстрируются виды природы при захо­дящем солнце; во втором — в предвечерние часы (в сумерках); в третьем — на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпа­ется природа, звучит пение птиц, воздух насыщен озоном. Триж­ды за сеанс динамически меняются: музыка — по содержанию, громкости и ритму-темпу; цвет и уровень освещенности; ритм и глубина дыхания посетителей; словесные формулы, используе­мые для внушения (гетеросуггестии).

Таким образом, создается ассоциативная связь между кон­кретным психологическим состоянием посетителей и их цвето­выми и слуховыми образами, на фоне которых словесные воз­действия имеют более действенный эффект. Важное значение приобретает воздействие цвета на психоэмоциональное состоя­ние посетителей. Теплые, возбуждающие цвета используются для конструирования состояния бодрости и активности. Голу­бой, синий цвет вызывают ощущение раскрепощенности и свобо­ды. Зеленый цвет способствует хорошему наполнению кро­веносных сосудов, обостряет слух и улучшает двигательную способность мускулов. Серо-голубой и серо-зеленый цвета вызы­вают вялость и заторможенность.

Подобным образом можно набирать так называемую «радугу состояний» на определенном цветовом фоне. Перевод цветовой гаммы от ярких красно-оранжевых тонов к сине-фиолетовым, серо-голубым и, в конце сеанса, к желто-оранжевым и красным цветам регулирует состояние нервной системы от состояния пе­ревозбуждения — к успокоению, а в конце сеанса — к бодрости и активности. Аналогичным образом может быть использована разнообразная гамма звуковых, ритмичных и мелодичных приемов, так или иначе воздействующих на психоэмоциональное состояние человека.

При создании цветомузыкальных образов может использо­ваться следующее сочетание:

Фиолетовый

Синий

Голубой

Зеленый

Желтый

Оранжевый

Красный

ДО

РЕ

МИ

ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ

С помощью «радуги состояния» в значительной мере можно осуществлять системное управление психическим и эмоциональ­ным состоянием посетителей КПР и КЭР (комната эмоциональной разрядки).

Для усиления воздействия и более полно­го впечатления пребывания на лоне природы следует максималь­но использовать в комплексе комбинацию следующих факторов:

  • зрительного — светоцветовые и пространственные ощущения;
  • слухового — шелест листвы, гомон птиц, шум леса и прибоя;
  • температурного — солнечное тепло, освежающая прохлада;
  • тактильного — дуновение ветерка, брызги дождя, волн;
  • обонятельного — цветочный, сосновый, озонный запахи.

Сеансы ПФР могут включать специальные программы релак­сации с элементами АТ в сочетании со специально подобранными шумомузыкальными эффектами и сопровождаемые изображе­ниями, эмоционально и ритмически созвучными музыке.

Следует постоянно подготавливать новые видеомузыкальные программы, доля АТ в которых может постепенно увеличивать­ся. Овладение АТ на базе КПР позволяет достичь следующих ос­новных задач:

  • научить работников (учащихся) успокаиваться, снимать излишнее психическое и эмоциональное напряжение;
  • научить работников (учащихся) умению расслабляться и избавляться от мышечной скованности в самых разнообразных ситуациях, что является непременным условием для полноценно­го ночного и внутрисменного отдыха;
  • активно использовать кратковременный (18−20-минутный) самовнушенный сон-отдых для быстрейшего восстановления сил и работоспособности;
  • помочь работникам (учащимся) преодолеть «дисгармо­нию» психического состояния, тревожный сон, невротические реакции и «комплексы», «мысленную карусель» навязчивых и неотступных мыслей, мешающих полноценному восстановле­нию и общению.

Группы работников (учащихся), участвующих в сеансах ПФР, формируются на сугубо добровольных началах, по желанию самих работников (учащихся), но с учетом условий труда, профессио­нальной деятельности, возраста и состояния здоровья.

Перед сеансом ПФР желателен прием посетителями кислород­но-витаминного коктейля, настоек трав, которые могут приго­тавливаться непосредственно в вестибюле КПР. Подаваемый кис­лород должен соответствовать требованиям ГОСТа.

Приложение 1. Дыхательные упражнения

1. Необходимо выполнять сидя в расслабленном состоянии. Правая рука на животе, фиксирует вдох и выдох.

2. Начинать упражнение следует с выдоха: выдохнув остатки воздуха, подобрать живот. Длительность вдоха и выдоха в первых упражнениях должны быть равны, пауза — короче выдоха вдвое.

3. Дыхательные упражнения проделываются под мысленный счет: 1,2,3 — вдох; 4,5,6 — выдох; 7 — пауза.

4. Затем 1,2,3,4 — вдох; 5,6,7,8 — выдох, 9,10 — пауза. Каждое упражнение повторяется от 3 до 10 раз.

5. Затем необходимо акцентировать внимание на удлинении выдоха: 1,2 — вдох; 3,4,5,6 — выдох; 7,8 — пауза. Такой тип дыхания считается успокаивающим и применяется в начале занятий с целью успокоения и снижения возбуждения

6. В конце занятий применяется мобилизующий тип дыхания, т. е. при удлиненном вдохе и паузе следует короткий и энергичный выдох: 1,2,3,4 — вдох; 5,6 — пауза; 7,8 — выдох.

3. «Релаксация»

Умение овладевать своим эмоциональным состоянием с помо­щью мышечного расслабления называется релаксацией. Сущ­ность метода заключается в том, чтобы при помощи внушения и самовнушения расслаблять мышцы. Это, в свою очередь, снижа­ет активность определенных центров головного мозга, снимая напряженность. Релаксация эффективнее, если применяется в сочетании с физическими упражнениями, снимающими напря­жение с утомленных мышц.

Представляет интерес методика, проводимая в три ступени.

На первой, подготовительной, ступени происходит обуче­ние произвольному расслаблению мышц, начиная со стопы и кончая лицом, по принципу напряжение-расслабление. По словесной команде сначала напрягается та или иная группа мышц, затем расслабляется. Ощущение контраста позволяет на последующих ступенях релаксации расслаблять определенные мышцы.

На второй ступени вырабатывается способность сознательно регулировать вегетативно-сосудистые процессы в своем организ­ме. Человек может последовательно расслаблять мышцы без пред­варительного напряжения, для чего достаточно словесной (извне или мысленной) команды.

Достигнув состояния полного расслабления всех мышц, че­ловек с помощью мысленно проговариваемых формул вызывает у себя ощущение тепла, холода, тяжести, состояние покоя, хоро­шее настроение, может успокоить дыхание, добиться ритмично­го сердцебиения.

Задача третьей ступени — управление волевыми процессами, вправленными на овладение

эмоциями и даже деятельностью -дельных внутренних органов. С помощью релаксации

можно снять болезненные ощущения в области сердца, улучшить тонус сосудов.

Методика первой ступени заключается в собственной подаче команд на выполнение следующих действий: «Занимаю удобное положение в кресле: кладу руки на подло­котники или бедра, свободно ставлю ноги ступнями слегка вперед, туловище свободно. Одежда удобная. Опускаю веки. Сосредото­чиваю внимание на своем теле. Делаю глубокий вдох, выдох. Мое внимание на стопах. Ставлю их на пятки. Делаю плавный вдох. На высоте вдоха сгибаю пальцы стоп. Чувствую напряжение мышц. Делаю выдох и при этом расслабляю пальцы ног». Про себя повто­ряю команду: «Пальцы расслаблены!» Выполнить 2−3 раза.

«Ставлю правую пятку на пол, делаю вращательные движе­ния стопой кнаружи, вовнутрь. Пятку напрягаю. Опускаю стопу, расслабляю пятку.

Левую пятку ставлю на пол, вращаю стопой кнаружи, вовнутрь. Расслабляю левую пятку. Чувствую расслабление и приятное тепло обеих стоп.

Напрягаю голени. На вдохе упираюсь пятками в пол, чув­ствую напряжение голеней, на выдохе опускаю стопы, расслабляю переднюю часть голени". Повторить еще раз.

«Напрягаю икры ног. На вдохе ставлю ноги на цыпочки и упираюсь пальцами в пол, на выдохе опускаю их на пол и рас­слабляю икры». Повторить упражнение.

«Напрягаю бедра. На вдохе поднимаю ноги и вытягиваю впе­ред — чувствую напряжение бедер. На выдохе опускаю ноги и рас­слабляю бедра». Упражнение повторить.

«Напрягаю мышцы тела. На вдохе свожу ягодицы, на выдо­хе — расслабляю». Делать 2−3 раза.

«Напрягаю живот. На вдохе живот втягиваю, чувствую напря­жение, на выдохе расслабляю». Выполнить 2−3 раза.

«Напрягаю мышцы груди. На вдохе поднимаю руки вперед, на выдохе опускаю, грудные мышцы расслабляю». Повторить еще раз.

«Напрягаю боковые мышцы. На вдохе поворачиваю тулови­ще вправо, на выдохе — прямо. Чувствую расслабление боковых мышц.

Напрягаю мышцы лопаток. На вдохе свожу лопатки, напря­гаю, на выдохе — развожу, расслабляю". Сделать 2−3 раза.

«Напрягаю мышцы спины. На вдохе выгибаю спину, чув­ствую напряжение, на выдохе выпрямляюсь и расслабляю мыш­цы спины и поясницы». Повторить еще раз.

«Внимание на руки. На вдохе сжимаю руку в кулак, на вы­дохе расслабляю поочередно мизинец, безымянный палец, средний, указательный, большой. На вдохе сжимаю левую кисть в кулак, на выдохе расслабляю мизинец, безымянный палец, средний, указательный, большой. Чувствую расслабление обеих кистей».

«Напрягаю предплечье. На вдохе сжимаю руки в кулак, с на­пряжением подношу к плечам. На выдохе опускаю руки и рас­слабляю мышцы предплечий».

«Напрягаю плечи. На вдохе поднимаю плечи вверх, напрягаю их, на выдохе опускаю, расслабляюсь».

«Напрягаю мышцы шеи. На вдохе поворачиваю голову впра­во, на выдохе — прямо. На вдохе поворачиваю голову влево, на вы­дохе — прямо. Расслабляю боковые мышцы шеи. На вдохе отвожу голову назад, натягиваю передние мышцы шеи, на выдохе — голо­ву прямо, расслабляю передние мышцы шеи. Склоняю голову на грудь, делаю вращательные движения, чувствую напряжение затылка. Поднимаю голову, расслабляю затылок. Запрокидываю голову на спинку кресла».

«Напрягаю мышцы лица. На вдохе хмурю брови, зажмуриваю глаза, смыкаю челюсти. На выдохе расслабляю лицо, чувствую тепло.

Напрягаю язык. На вдохе упираюсь в верхнее небо, на выдо­хе язык опускаю, расслабляю.

Напрягаю глаза. Вращаю глазными яблоками по ходу часовой стрелки. Взгляд направляю вверх, вниз, влево, вправо. Смотрю прямо вдаль. Расслабляю глаза. Делаю глубокий вдох, выдох".

2-я ступень. Контроль расслабления.

С помощью словесных формул вызываю у себя соответствую­щие ощущения.

Внимание на лицо. «Мое лицо расслаблено. Расслаблены мышцы лба, бровей.

Расслаблены мышцы век, глаз, крыльев носа, щек, под­бородка.

Губы и зубы разжаты.

Нижняя челюсть тяжелая и слегка отвисает.

Мое лицо полностью расслаблено, спокойно, безмятежно, лицо, как во сне". Глубокий вдох. Выдох. Расслаблены мышцы шеи, затылка.

Внимание на туловище. «Расслаблены мышцы живота, груди, спины».

Глубокий вдох. Выдох.

Внимание на руки. «Мои руки расслаблены, приятно расслаблены пальцы, кисти, предплечья, плечи. Руки теплые. Я чувствую приятное расслабление рук». Глубокий вдох, выдох.

Внимание на ноги. «Расслаблены стопы, голени, колени, бедра, мышцы таза». Глубокий вдох. Выдох.

3-я ступень. Отдых в расслаблении.

«Все тело расслаблено для отдыха. Я все больше погружаюсь расслабление. Меня окутывает спокойствие, приятное рас­тление.

Я расслабился, ни о чем не думаю, дыхание свободное, ровное.

Расслабление во мне разлилось безмятежно. Оно нежно обволакивает все мое тело. В приятной тяжести расслаблено тело. Я отдыхаю в расслаблении. Вокруг спокойно, я хочу уснуть, е приятно и легко. Я испытываю радость мышечного расслабления. Мышцы моего тела заряжаются силой в расслаблении". В этом состоянии находятся до тех пор, пока оно приятно пациенту. Затем мысленно он дает себе команду: «Я отдохнул, тре­воги улеглись, голова ясная. Тяжесть уходит из моего тела, рук, ног…» Глубокий вдох, пальцы сжать в кулаки. Потянуться. Разжать кулаки, вдох. Открыть глаза, улыбнуться, выдох.

4. Гидробальнеопроцедуры

Бальнеотерапия — (от лат. balneum — исцелять боль) — применение минеральных вод в виде ванн, купаний, душей, орошений и др. с лечебной целью.

Гидротерапия — [от греч. hydor — вода; therapeia — уход, лечение] - водолечение, — наружное применение пресной воды (водопроводной, речной, озерной, дождевой) в виде ванн, душей, обливаний, обтираний, укутываний.

В основе гидро- и бальнеотерапии лежат температурный, химический и механический факторы

Установлено, что:

прохладная вода — облегчает работу сердца

теплая вода — Приводит к умеренному повышению сердечной активности

горячая вода — Резко увеличивает деятельность сердца

Благотворное влияние на организм, помимо купаний, парения в бане и сауне, оказывают также души и ванны.

Одной из распространенных водных процедур является душ. По температуре души могут быть:

холодными (15—20°),

прохладными (20—30°),

индифферентными (31—36°),

теплыми (37—38°),

горячими (свыше 38°).

Так, утром применяют кратковременный (2−3 мин), возбуждающий душ, вечером перед сном — теплые души (3−10 мин) действующие успокаивающе.

Под индифферентной принято понимать температуру воды, существенно не отличающуюся от внутренней температуры тела и вызывающую минимальное раздражение кожи.

В зависимости от формы струи выделяют:

  • Веерный душ (струе воды придается форма веера).Температура воды 25−30°С. Продолжительность процедуры 1,5−2 мин.

2. Шотландский — комбинирование горячего и холодного душа. Начинают горячей (35−40 градусов — 40 сек.), затем холодной (10−20 градусов, 20 сек.)

3. Циркулярный (круговой) душ оказывает тонизирующее воздействие тончайшими струями воды. Хорош после тренировок и сауны 2−3 р. в неделю по 2−3 минуты.

4.Душ Шарко. Температура воды 30−35°, давление от 1,5 до 3 атм. Продолжительность 2−3 мин. Повышается тонус мышц, улучшается периферическое крово- и лимфообращение

5. Дождевой (нисходящий) душ оказывает легкое освежающее, успокаивающее и тонизирующее действие.

Назначается как самостоятельная процедура (температура 35−36°), но чаще как заключительная процедура после ванн, сауны и др.

6. Каскадный душ является составляющей любой антицеллюлитной SPA-программы. Он производит эффект гидромассажа и терапевтический эффект одновременно.

Сеанс процедуры каскадного душа позволяет «смыть» всю усталость и негативные эмоции, заряжая оптимизмом и хорошим настроением.

Тонизирующий эффект, который дарят прикосновения потоков падающей воды, способствуют восстановлению сна, избавлению от тревог и усталости.

Каскадный душ рекомендуется после занятий спортом, любой другой силовой нагрузки.

7. Подводный душ — массаж проводится в ванне или бассейне

Температура воды 35−38° С, давление 1−3 атм. Длительность процедуры от 5 мин — для пожилых и слабой физ.подготовке. 15 мин. — для молодых и физически подготовленных лиц. В ванну можно добавлять хвойный экстракт, морскую соль и т. п.

Подводный душ-массаж применяют 1−2 раза в неделю за 2−3 часа до сна

С гигиенической и восстановительной целью используются также и ванны.

Они могут быть из пресной воды или содержать добавки: морскую соль, хвойный экстракт и др.

1. Контрастные ванны

Характеризуются выраженным тренирующим эффектом на сердечно-сосудистую и нервную системы. Они применяются во время пребывания в сауне, с целью закаливания, профилактики простудных заболеваний.

Разница температур должна составлять не менее 5−10°. Вначале человек находится в теплой ванне (2−5 мин.), а затем — в холодной (1−2 мин.).

Переход из одной ванны в другую можно повторить 2−5 раз.

2. Жемчужные ванны

Свое название ванны получили в связи с тем, что образующиеся крупные пузырьки воздуха переливаются в ванне подобно жемчугу.

Жемчужные ванны — идеальное средство для общего оздоровления и укрепления защитных функций организма, снятия стрессовых состояний. Вы отдыхаете в наполненной водой ванной; воздействие оказывается струёй воды с множеством пузырьков кислорода. Во время жемчужных ванн происходит обогащение кожи кислородом, стимулируется тканевое дыхание, снимаются болевые ощущения и ревматические синдромы, улучшается кровообращение, повышается общий тонус и самочувствие.

В ванну также добавляются аромамасла, морская соль, что благотворно сказывается на общем состоянии организма и кожи.

3. Хлоридно-натриевые ванны

В воде растворяют 1,5 — 2 кг поваренной соли, которая раздражающе действует на рецепторы кожи. Температура воды 35−37 градусов, продолжительность 10−15 минут. Применяются при болях в мышцах после тренировок.

4. Щелочные ванны

200−300 г пищевой соды растворяют в ванне с водой температурой 37−38 °С. Продолжительность ванны 5−10 мин. Применяют 1−2 раза в неделю. Снижают мышечный тонус, утомление, нервную возбудимость. Она нормализует функции кожи.

5. Вибрационная ванна

Предусматривает механическую вибрацию воды. Для этого используют аппарат «Волна», позволяющий дозировать волны, которые дают ощущения натуральной морской волны. Улучшают лимфо- и кровообращения, обмен веществ, оказывают обезболивающее и противовоспалительной действие. 2 раза в неделю, 5−10 минут, температура 36−38 градусов.

6. Ароматические ванны

К ним относятся хвойные, шалфейные и др. Эффект основан на раздражающем кожу действии веществ содержащихся в растворе (эфирные масла, вяжущие вещества и т. п.) и температурного фактора.

Для приготовления ванн используют различные лекарственные растительные отвары (шалфея, ромашки, хвои и др.).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector