Формирование общечеловеческих ценностей у детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы решения проблемы общечеловеческих ценностей, как основного ориентира в нравственном воспитании подрастающего поколения на современном этапе…………………………………8

1.1. Ретроспективный анализ решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения в психолого-педагогической литературе……………8

1.2. Общечеловеческие ценности как основной ориентир нравственного воспитания детей младшего школьного возраста………………………………..17

1.3. Педагогический опыт нравственного воспитания младших школьников

в наследии педагогов-исследователей по данной проблеме………………………21

1.4. Изучить и эмпирически апробировать некоторые пути формирования общечеловеческих ценностей у детей младшего школьного возраста, как основного ориентира нравственного воспитания………………………………….24

1.5. Разработка конспекта внеклассных занятий по проблеме нравственного

воспитания младших школьников……………………………………………..….34

Вывод к 1 главе………………..……………………………………………………42

Глава 2. Пути формирования общечеловеческих ценностей как

основного ориентира в нравственном воспитании младших школьников……..44

2.1. Организация совместной деятельности младших школьников

как основного пути в нравственном воспитании…………………………………44

2.2. Разнообразные формы просвещения детей младшего школьного возраста

во внеклассной воспитательной работе, как один из путей нравственного воспитания…………………………………………………………………………..48

Вывод к 2 главе……………………………………………………………………..51

Заключение………………………………………………………………………….53

Библиография……………………………………………………………………….57

Приложения…………………………………………………………………………61

Введение

Среди современных проблем воспитания наиболее острой является проблема нравственного воспитания. Нередко привычные нравственные нормы входят в противоречие с социальной действительностью. Подобные процессы оказывают негативное влияние на общественную моральную систему духовно-нравственных ценностей. Все это деструктивно действует, в первую очередь, на сознание школьников.

12 стр., 5765 слов

Формирование нравственных представлений у младших школьников ...

... и методы нравственного воспитания, то это будет способствовать развитию личности школьников и формированию у них нравственной культуры. ГЛАВА 1 НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Выдающиеся педагоги о нравственном воспитании школьников Нравственное воспитание младших школьников является одним ...

Школьное образование располагает значительным потенциалом духовно-нравственного воздействия на подрастающее поколение. Школа призвана сформировать у воспитуемых ценностные ориентиры по широкому кругу вопросов современной общественной жизни.

В контексте темы нашего исследования нами были осмыслены идеи воспитания, развернутые в педагогических произведениях Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и др. Проблема формирования нравственного сознания, поведения во взаимосвязи разрабатывалась такими педагогами-учеными, как И.А. Каиров, Н.И. Болдырев, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов, О.С. Богданова.

Программа нравственного воспитания, разработанная Н.И.Болдыревым для всех ступеней общеобразовательной школы является фундаментальным вкладом в данной области. Важно то, что в основу воспитания положены принципы гуманизма, интернационализма, непримиримости к лицемерию, стяжательству, эгоизму.

Вклад коммунистической идеологии в развитие нравственного воспитания советского общества был, огромен, однако нельзя не отметить и отрицательных моментов. Основой нравственного поведения являлась, прежде всего, принадлежность к коммунистической партии. Поэтому, в поисках современных оснований воспитания нравственной личности мы обратились к современной трактовке понятия нравственного воспитания.

Основным направлением в современной нравственной педагогике является исследование моральных норм, объединяющих людей вне зависимости от их политических, религиозных убеждений, национальных особенностей и т.д. Всеобщим основанием для равного отношения ко всему живому, признаваемым во многих современных педагогических исследованиях, является «принцип благоговения перед жизнью».. Следование ему обеспечивает сохранение природного разнообразия, что является условием жизни человека, разрешение конфликтов мирным путем, без применения насилия.

Однако проблема нравственного воспитания подрастающего поколения еще не до конца изучена. Это связано со следующими проблемами:

— растянутостью и неопределенностью общественного реформирования, ломкой сложившихся смысловых и ценностных ориентации, отсутствием общественных ценностей, нарушением моральных норм. Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного подрастающего поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья;

— современные подходы в воспитании и обучении во многом опираются на педагогику советского периода;

Исходя из данной проблематики, государство с одной стороны поставило перед школой задачу воспитания разносторонней гармонично развитой личности, и в теории педагогики уже существуют разработанные методы, формы и пути решения данной проблемы, а с другой стороны, мы наблюдаем в жизни и школьной практике недостаточную реализацию данной цели.

В связи с недостаточностью практической реализации проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения мы определяем тему нашей выпускной квалификационной работы.

Цель исследования заключается в выявлении путей формирования общечеловеческих ценностей как основного ориентира нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

3 стр., 1237 слов

Педагогические условия формирования нравственных ценностей у ...

... педагогических условий нравственного воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности. Цель исследования - изучение педагогических условий формирования нравственных ценностей у школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования - нравственные ценности младших школьников. Предмет исследования - педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших ...

Объектом исследования является процесс осуществления нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, ориентированный на общечеловеческие ценности.

Предметом исследования являются пути формирования общечеловеческих ценностей как основного ориентира в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести ретроспективный анализ решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения в психолого-педагогической литературе;

2. Изучить общечеловеческие ценности, как основной ориентир нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

3. Проанализировать педагогический опыт нравственного воспитания младших школьников в наследии педагогов-исследователей по данной проблеме;

4. Изучить и эмпирически апробировать некоторые пути формирования общечеловеческих ценностей у детей младшего школьного возраста как основного ориентира нравственного воспитания;

5. Разработать конспект внеклассных занятий по проблеме исследования.

6. Определить роль совместной деятельности младших школьников в процессе нравственного воспитания.

7. Выявить основные формы просвещения младших школьников во внеклассной работе.

Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав: теоретической и практической.

Первая глава посвящается рассмотрению объекта исследования. Для ее освещения в параграфе 1.1. мы раскроем первую задачу, проведем ретроспективный анализ психологической и педагогической литературы.

Параграф 1.2. связан с постановкой 2 задачи — изучения основных общечеловеческих ценностей характерных для младших школьников.

В параграфе 1.3. ставится задача анализа педагогического опыта по нравственному воспитанию младших школьников в трудах русских и зарубежных педагогов-исследователей.

В параграфе 1.4. ставится задача провести исследование, направленное на изучение пути формирования общечеловеческих ценностей на примере общеобразовательной школы г. Кемерово.

В параграфе 1.5. задачей является составление примерного конспекта внеклассных занятий по воспитанию у учащихся общечеловеческих ценностей.

Вторая глава посвящается изучению основных путей формирования общечеловеческих ценностей как основного ориентира в процессе нравственного воспитания младших школьников.

В параграфе 2.1. ставится задача выявить значение организации совместной деятельности учеников в процессе нравственного воспитания и формирования у них общечеловеческих ценностей.

В параграфе 2.2. приводятся различные формы внеклассной работы с младшими школьниками в процессе их нравственного воспитания.

Формирование общечеловеческих ценностей как основного ориентира нравственного воспитания детей младшего школьного возраста будет эффективнее, если реализация пройдет следующими путями:

1. В воспитательном процессе использовать разнообразные формы нравственного просвещения детей младшего школьного возраста;

3 стр., 1110 слов

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих

... и систематическое культивирование в нем нравственных общечеловеческих качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и ... обучающее сотворчество), самообразовательных и информационных технологий. Важное место в духовно-нравственном воспитании отводится моральному фактору. На его роль в войне неоднократно указывали ...

2. Всю воспитательную работу с младшими школьниками строить на основе организации совместной деятельности детей;

В ходе нашего учебного изучения проблемы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

— метод изучения литературы и первоисточников;

— метод изучения передового педагогического опыта;

— метод моделирования;

— метод анализа и синтеза.

Проблемность курсового исследования заключается в выявлении тех общечеловеческих ценностей, которые будут являться нравственным ориентиром в воспитании подрастающего поколения на современном этапе.

Гипотеза исследования: основой формирования общечеловеческих ценностей является участие младших школьников в учебной, внеклассной и совместной деятельности.

База исследования: учащиеся 2 класса средней общеобразовательной школы № 24 Рудничного района г. Кемерово.

Глава 1. Теоретические основы решения проблемы общечеловеческих ценностей, как основного ориентира в нравственном воспитании подрастающего поколения на современном этапе

1.1. Ретроспективный анализ решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения в психолого-педагогической литературе

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.

Нравственное воспитание подрастающего поколения — это сложный и многогранный процесс формирования нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с целью подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т. е. это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения……

Заключение

Целью нашего исследования было выявление путей формирования общечеловеческих ценностей как основного ориентира нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленной цели, наша работа была разделена на две главы. В первой главе мы исследовали основные общечеловеческие ценности и пришли к выводу о том, что они являются основой воспитания (т.е. совершенствования духовного мира) младшего школьника. Процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей, представляет обогащение индивидуальности (и личности) человека знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать.

Было доказано на основании трудов многих педагогов, что общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, помощь, подвижничество.

В ходе исследования были выявлены основные общечеловеческие ценности нравственного воспитания, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать: гражданственность и патриотизм, толерантность, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, волевые качества (решительность, самообладание, героизм.

7 стр., 3248 слов

Вопрос. Специфика процесса нравственного воспитания. Критерии ...

... общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся: • формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов ... развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с ...

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в ходе исследования по изучению способов формирования общечеловеческих ценностей учеников 2 класса общеобразовательной школы № 24 Рудничного района г. Кемерово, позволил установить зависимость между формированием нравственных ценностей и условиями внеурочной деятельности.

В ходе проведения исследования были выявлены и наиболее общие особенности уровня нравственных знаний. Данные представлены в таблице 1, Приложения А:

1) В экспериментальной группе во время констатирующего этапа на вопросы анкеты отвечало 16 учащихся: удовлетворительный уровень стал преобладающим 8 (50%).

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что не у всех детей сформированы нравственные знания. Поэтому на формирующем этапе было предложено включить в план внеурочной работы по воспитанию нравственности у младших школьников занятия с игровыми элементами.

В результате проведения внеклассных занятий по нравственному воспитанию через месяц в классе было проведено повторное тестирование.

2) на вопросы анкеты отвечало 16 учащихся, из них 10 (63%) имеют высокий уровень нравственных знаний, 5 (32%) имеют средний уровень,1 (5%) ученик имеет низкий уровень.

Применительно к развитию понимания ценностей можно отметить общий неудовлетворительный уровень его развития на первом этапе тестирования и положительную динамику формирования представлений о нравственных ценностях на втором.

Выявлено и положительное влияние коллективных творческих дел, личностно-ориентированных занятий на интересы младших школьников. Ученики экспериментального класса переживают значимость различных видов деятельности (рисование, пение, чтение, счет и др.) и вместе с ними — игры, а учащиеся контрольных классов выбирают некоторые немногие виды деятельности и абсолютное большинство отдают предпочтение игре.

Итак, при исследовании выявлены следующие особенности ценностной сферы младших школьников:

— переживание ценности «дружбы», «доброты», «самостоятельности» и в тоже время положительного отношения к «готовности прийти на помощь», «честности», «смелости», «чуткости»;

— в представлениях об идеальном человеке сочетаются такие типы, как «гуманист» и «труженик» или «спортсмен»;

— увеличение количества нравственных желаний для себя и альтруистических мотивов поведения;

— переживание значимости различных видов учебной и внеучебной деятельности;

— самосознание и самооценка проявляются в уверенно-адекватных суждениях;

— в поведении ориентируются на сотрудничество и взаимопомощь.

Специфика формирования нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса. Ученики первых-третьих классов перешли на стадию персонализации, когда на фоне действующих внешних регуляторов поведения набирают силу внутренние регуляторы: совесть, стыд и др.

13 стр., 6093 слов

Нравственно-эстетическое воспитание детей

... эффективное использование - одна из главных задач педагогики. Нравственно-эстетическое воспитание - это важнейшая составляющая в формировании ... Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с ... нравственного воспитания - сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: ...

Пути формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).

Современная практика организации внеурочной деятельности младших школьников основывается на принципах субъектности, принятия ребенка как данности, ценностной ориентации. Благоприятны для формирования нравственных ценностей учеников следующие особенности внеурочной деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента выявлены наиболее общие особенности нравственной воспитанности современных младших школьников. У учащихся вторых классов наблюдается положительная динамика в формировании представлений о нравственных ценностях, стремлении к общечеловеческим ценностям и проявлении заботы о близких и далеких людях. При взаимодействии друг с другом они ориентируются на собственный опыт жизнедеятельности, стихийно приобретаемый вне стен школы, и замечания учителя. Основными компонентами модели формирования нравственных ценностей являются: младший школьник, учитель, внеурочная деятельность, в которой они взаимодействуют и совместная деятельность учеников. Гипотеза исследования доказана.

Цель нашей работы, поставленная в начале исследования достигнута, однако остаются неразрешенными некоторые вопросы. Они затрагивают особенности формирования нравственных ценностей у учеников третьих — четвертых классов, влияние субъективной сферы учителя на ценности младших школьников, преемственность в формировании нравственных ценностей в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе и другие. Поиск ответов на них представляется нам интересным и необходимым для теории и практики нравственного воспитания.

Библиография

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 1979. — 318 с.

2. Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа. — 2008. — № 9. — С. 41-44.

3. Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX — начало XX в.) // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 70-75.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н.И. Болдырев. — М.: Педагогика, 1979. — 223 с.

5. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1456 с.

6. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие / Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. — М.: ВАКО, 2004 — 350 с.

7. Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников // Начальная школа. — 2008. — № 9. — С. 45-49.

8. Вентцелъ К.Н. Основные задачи нравствен­ного воспитания // Вестник воспитания. — 1896. — № 2. — С. 5-15.

5 стр., 2375 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ...

... старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 1.1. Значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте Нравственное воспитание - это воспитание в детях высоких духовных и моральных принципов, ... обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. ...

9. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. — 2008. — № 7. — С. 13-18.

10. Горбатько О.И. Теоретико-педагогические основания особенностей корпоративной культуры образовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.И. Горбатько. — Карачаевск, 2006. — 21 с.

11. Калашникова Н.Н., Григорьев И.Н. Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — Т. 48. — № 4. — С. 257-262.

12. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. — М.: Просвещение, 1975. — 175 с.

13. Константинов Н.А. История педагогики: учебник / Н.А. Константинов. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.

14. Кубасова О.В. Русский язык в начальных классах: сб. методич. задач: Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. — М.: Линка-пресс, 1995. — Ч. 2. — 87 с.

15. Кувакин В. А. Гуманистическая антропология и учение о ценностях / В. А. Кувакин, А. А. Кудишина — М.: РГО, 2005. — С. 151-180.

16. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. — М.: Просвещение, 2005 — 146 с.

17. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2000. — 523 с.

18. Магомедова Г.М. Нравственное воспитание учащихся: понятие, сущность, содержание // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2009. — № 1. — С. 79-84.

19. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1985. — 200с.

20. Михайлова Е.В. Диагностика сформированности нравственных ценностей у младших школьников // Школа ХХI века: материалы научно-практической конференции. — М.: МГПУ, 2005. — С. 38-42.

21. Мохова И.В. Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе // Начальная школа плюс: до и после. — 2009. — № 7. — С. 1-3.

22. Немов Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. — М.: Педагогика, 1988. — 144 с.

23. Оболенский Л.Е. Нравственное воспитание в связи с эволюционной теорией // Русская школа. — 1897. — № 1. — С. 103-110.

24. Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.

25. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.

26. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. — М., 1976. — 78 с.

27. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2000. — 565 с.

28. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов. — М: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.2. — 608 с.

16 стр., 7720 слов

2. Реформаторская педагогика (новое воспитание)

... стороны: отрица­тельная (дисциплина) и положительная (собственно воспитание). Философ и педагог Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), вдохновленный идеалами Просвещения, выступил с проектами, которые мог­ли, по ... основоположений и фундаментальных усло­вий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым, педагог в каждом ...

29. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников / С.Л. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1981. — 423 с.

30. Семенов Г.С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции // Воспитание школьников. — 2010. — № 2. — С. 11-19.

31. Старченко Л.В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. — 2007. — № 5. — С. 23-25.

32. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. — 1997. — № 6. — С. 20-24.

33. Ушакова Н.Н. Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Ушакова. — Курган, 1998. — 20 с.

34. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия. — 1983. — 783 с.

35. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В.Чекина. — Гродно: ГрГУ, 2008. — 119 с.

36. Чмелева Е.В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец XIХ — начало XX в.) // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 61-69.

37. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Х. Штольц, Р. рудольф. — М.: Просвещение, 1996. — 123 с.

38. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 1997. — 416 с.

39. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учеб. пособие / В.Р. Ясницкая. — М.: Academia, 2004. — 348 с.