Бизюк, лекция 24.03.12

Теория генетической обусловленности.

В пользу этой теории имеются наиболее веские данные, которые подтверждаются и статистическими исследованиями. В качестве аргументов этой теории выступают:

  1. Большая встречаемость аутизма у мальчиков, особенно если речь идет о так называемом высоко функциональном аутизме (синдром Асперга).

    Разница между мальчиками и девочками по разным данным колеблется от 5 к 1 до 8-10 к 1 (разница во встречаемости).

  2. Аутизм в 50 раз чаще встречается у братьев и сестер по сравнению с обычной популяцией.
  3. Среди братьев и сестер, которые не имеют аутизма, очень высок процент других когнитивных дисфункций, например таких как: расстройство речи либо трудности организации социального взаимодействия.
  4. Среди однояйцевых близнецов (монозиготных) случаи аутизма встречаются существенно чаще, чем у двуяйцевых (дизиготных).

Однако ни одна из указанных причин или приведенных тенденций не носит абсолютного характера. То есть, например один из однояйцевых близнецов может быть аутистом, а другой нет. Данный факт наводит на мысль, что генетический фактор обуславливает лишь предрасположенность к аутизму, а какие-то другие факторы могут эту предрасположенность либо реализовывать либо нет. Вероятнее всего такими осложняющими обстоятельствами могут являться черепно-мозговые травмы ребенка в период беременности либо в первые дни жизни. Так же известен факт, что число аутичных детей имеет корреляцию с возрастом отца на момент зачатия. Не снят и вопрос возможности мутаций, которые являются следствием воздействия случайных факторов, то есть факторов, которые не передаются по наследству.

Весьма вероятно, что аутизм порождается повреждением не одного гена, а результатом расстройства какой-то комбинации генов, среди которых одним отводится ведущая роль, а другие исполняют «вспомогательную» функцию. Например, известно что очень большой процент аутичных детей страдает умственной отсталостью, которая может являться и самостоятельным расстройством. При анализе генетической обусловленности приходится принимать в расчет и то, что работа мозга контролируется 2 типами генов – зависимых и независимых от внешних влияний. Мутация первый будет сопровождаться нарушениями формирования мозга, а мутация вторых будет обусловливать разрыв взаимосвязи между прижизненными внешними стимулами и развитием межнейронных контактов (синапсов), что ухудшает способность к обучению.

Нейробиологический подход к аутизму.

10 стр., 4664 слов

Этиология и патогенез детского аутизма

... детской популяции. Уровень встречаемости аутистов в монозиготных парах близнецов ... детей, больных аутизмом. Два процента сибсов пробандов детей с синдромом Каннера страдают инфантильным аутизмом, что в 50 раз превышает распространенность аутизма в обычной ...

Он указывает на связь аутистических изменений с какими-то факторами органической природы. Известно, что на момент рождения размер мозга аутичных практически не отличается от среднестатистических показателей, но к 3-4 годам вес и размер мозга может превышать норму на 5-10%. Причем эта тенденция наблюдается и для серого и для белого вещества мозга. Особенно она выражена для белого вещ-ва, лежащего сразу под корой ( а это короткие ассоциативные волокна).

Однако само по себе увеличение массы мозга не может являться причиной аутизма, посколько подобной явление часто обнаруживается и у детей без всяких признаков такого рас-ва, т.е за массой мозга скрываются его частные изменения, такие как увеличение числа или размера нейронов, увеличение глиальной ткани, увеличение толщины миелиновых оболочек и тому подобное, что в свою очередь требует функциональных объяснений. А после 12 лет общий объем мозга аутичных в большинстве случаев перестает отличатся от аналогичных параметров у здоровых. Однако к этому периоду начинают появляться и данные о некоторой диспропорциональности между уровнем развития серого и белого вещества. Среди анатомических структур в контексте аутизма повышенное внимание привлекает к себе мозжечок, который, как показано исследованиями последних 20 лет, имеет обширные связи с так называемой ассоциативной корой, и который помимо кординации движений по-видимому обусловливает еще и модуляцию мышления, планирования и связан с разработкой стратегии замысла. Другими словами, по последним данным мозжечок может выполнять такую же координирующую функцию в отношении психических процессов, как он это делает в отношении движений. У детей с аутизмом довольно часто в мозжечке обнаруживается снижение числа клеток Пуркенье и изменения в других структурах мозжечка, что и уменьшает его общие размеры. Эта тенденция обнаруживается уже на ранних стадиях развития. Наиболее отчетливым проявлениям недостаточности мозжечковых функций является неловкость и неуклюжесть, наблюдаемая почти у всех аутичных детей.

Кроме мозжечка, в научной литературе, посвященной биологической стороне аутизма, так же часто указывают на регулярность изменений со стороны следующих мозговых систем:

  1. Лобная кора, которая управляет произвольным поведением. У аутичных наблюдается увеличение размеров фронтальной коры в раннем возрасте и уменьшение их размеров после 5 лет. В пользу вовлеченности лобной коры говорят и те факты, что у аутистов при выполнении тестовых заданий встречаются буквально те же трудности, что и у лиц с поражениями лобных долей. Существуют и контраргументы, содержанием которых является указание на то, что лобная кора не является автономной, а сама в информационном отношении зависит от множества подкорковых и корковых отделов.
  2. Медиальная поверхность височной коры, в зоне которой расположена 2 анатомических образования.А)Миндалевидное тело, которое регулирует эмоциональное окрашивание что, в частности, распространяется на ситуации психологического взаимодействия, а так что на ситуации требующие агрессивного или испуганного поведения. Данные, касающиеся этой области мозга достаточно противоречивы, т.е у одних аутичных обнаруживается увеличение миндалины, а у других, с такой же вероятностью, ее уменьшение.Б)Гиппокамп, в отношении которого большинство исследователей сходится во мнении, что его размеры по сравнению с нормой увеличиваются.

    8 стр., 3789 слов

    Психотерапевтическая работа с аутичным ребенком и его семьей

    ... правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.(2,с.111) Семья ребенка с аутизмом Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единственные ... привлечь к себе внимание и чем то выделиться среди сверстников. Наиболее тяжело переживают наличие в семье ребенка с отклонениями его младшие братья и сестры. Старшие ...

    Традиционно гиппокамп рассматривается, как одна из мозговых систем, обеспечивающих консолидацию памяти, т.е по существу обретение опыта.

Различные биохимические исследования и исследования метаболизма мозга у детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом, так же указывают на ослабленное кровообращение в лобных и височных долях, а так же на ослабление функциональных связей между корковыми и подкорковыми структурами. Эти данные подтверждаются и электроэнцефалографическими исследованиями. В нейробиологических науках существует и тенденция объяснять особенности аутичных избыточным кол-вом коротких волокон и дефицитом длинных аксонов, которые связывают между собой удаленные зоны мозга, и тем самым становятся своеобразными посредниками в организации самых сложных высших психических функций, находящих себя в том числе и в сфере социального психологического взаимодействия. А короткие избыточные по числе волокна преимущественно обеспечивают более низкий уровень психической деятельности. Некоторые отечественные ученые специальное внимание обращают на стволовые участки мозга, поскольку их дисфункция обнаруживается примерно у половины детей с аутизмом. Эта дисфункция выражается в снижении энергетической составляющей поведения, т.е сниженным тонусом, неполным уровнем бодрствования, в нарушении движений глаз, в слабости концентрации внимания.

Другие специалисты считают, что ведущая роль в возникновении аутизма принадлежит мозолистому телу, которое обеспечивает интегративную работу целостного мозга и координацию в работе двух полушарий. Признаки рас-ва такого взаимодействия между полушариями так же характерны для аутистов. К их числу относится социальное равнодушие и преимущественно пониженный фон эмоционального настроения. Кроме того, родители аутичных довольно часто жалуются, что не могут распознать, что их дети чувствуют в данный момент, что тоже бывает типичным для больных с дистрофическими изменениями мозолистого тела. В последние годы стала приобретать популярность гипотеза недоразвития или дефекта системы зеркальных нейронов. Сам термин «зеркальные нейроны» был предложен в середине 90х годов группой итальянских нейрофизиологов, которые исследовали мозг обезьян с помощью системы вживленных электродов. И в рамках этих исследований были обнаружены нейроны, которые приходили в состоянии активации не только тогда, когда животное осуществляло какой-то вид деятельности, но и тогда, когда оно наблюдало за тем, как тот же самый вид деятельности осуществляется другим животным. Позднее такие нейроны были обнаружены и в коре мозга человека. Они стали расцениваться как морфофункциональная база подражания, следствием которого становится и явления более высокого уровня, такие как речь, язык, эмпатия, понимание чужого сознания, и даже такие феномены, как культура и цивилизация.

Работами другой группы исследователей из Индии удалось доказать, что «зеркальные нейроны» связаны со способностью понимать намерения других, а дисфункция этих нейронов связана с аутизмом.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Биохимический или метаболический подход.

Он возник относительно недавно, и концентрирует свое внимание на нейромедиаторной составляющей деятельности мозга. В качестве одного из возможных агентов влияния на аутизм называют нейромедиатор серотонин(«гормон счастья»), избыточный уровень которого в крови повышает риск возникновения аутизма. Достаточно много внимания уделяется иокситоцину– гормону гипоталамуса, который рассматривается, как вещ-во дружбы и доверия. Его введение в организм способствует пониманию эмоционального состояния других по выражению их лица, и тем самым увеличивает доверие к другому. Кроме того, окситоцин обеспечивает и улучшенное распознавание эмоциональной составляющей речи. Введение окситоцина аутичным давало парадоксальные результаты, поскольку в некоторых случаях это приводило к повышению тревожности и подозрительности. В клинической литературе можно встретить и попытки связать аутистические проявления с таким нейромедиатором, какнорадреналин, который играет ключевую роль в таких явлениях, как концентрация внимания и способность переносить его с одного объекта на другой. Очень похожим действием обладает идофамин.

Парааутизм

Это понятие возникло как условное обозначение сходных между собой клинико-психологических феноменов, которые внешне похожи на истинный аутизм. Но фактически им не являются. В 1980 году отечественные детские психиатры описали психологический комплекс, в структуре которого присутствовали искажения функций общения и уход в себя. Но подобные явления носили не эндогенный, а внешний обусловливающий характер. Считается. Что причиной парааутизма являются не генетические факторы, а факторы, лежащие в ближайшей микросоциальной среде. Ведущим из них является депривация, которая может приобретать разные формы. Депривация вообще обозначает лишение чего-то необходимого, а в психологии выделяют следующие формы психической депривации:

  1. Эмоциональная или «скрытое сиротство», что обусловливается нарушениями в системе взаимоотношений «мать-дитя».
  2. Социальная депривация или «истинное сиротство». Сюда относят брошенных детей и беспризорников.
  3. Сенсорная депривация, вызванная слепотой, глухотой или гипокинезией, как например это происходит в случаях ДЦП.
  4. Когнитивная депривация, «информационный голод». Сюда относят редкие случаи воспитания детей животными и/или случаи минимального общения с детьми (безречевое и безтактильное общение).
  5. Физическое насилие в семье (перманентное).

Парааутизм при материнской депривации– начинает проявляться у младенца на 1-2 годах жизни в виде вялости эмоциональных контактов, аутоагрессии, патологических привычек. По мнению зарубежных ученых, следствием всего этого становится интеллектуальное отставание, безэмоциональный характер, неуверенность в себе и неумение устанавливать контакты. В более тяжелых случаях развивается тенденция к депрессивному реагированию, падает вес ребенка, происходит общая задержка и физического, и психического развития, появляется апатия и избегание контактов. Считается, что исход такого состояния может быть трагичен и трансформируется или в физическую деградацию, или в смерть. При более благоприятном течении в характере ребенка закрепляется тревожность, неуверенность в себе, недоверие к внешнему миру, ослабление любознательности, снижение психической активности и нежелание вступать в общение.

11 стр., 5354 слов

1.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. Причины ...

... очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка Синдром Аспергера: Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, ... проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями - например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, ...

Парааутизм при других формах депривации.

Здесь так же имеется много общих симптомов, и тоже связанных с нарушением коммуникативных функций. При сенсорной депривации тоже формируется эмоциональная индифферентность, не появляются дифференцированные эмоции, может задерживаться развитие речи и психомоторики. Например, оказывается сглаженной мимика, нет выразительных жестов, отсутствует тонкая моторика, а вся двигательная активность выглядит дисгармоничной или диспластичной. Здесь тоже могут появляться различные стереотипии (повторяющиеся движения), тоже исполняющие компенсаторную функцию. А при слепоте могут возникать и гиперкинезы. Кроме того, у слепых детей может наблюдаться компенсаторное фантазирование, а у детей из семей с перманентным насилием фантазии, касающиеся их жизни в семье. Позднее у этих же детей формируется эмоциональная взрывчатость, расторможенность влечений и агрессивность. Патааутизм является функциональным и обратимым нарушением психического развития, т.е если удается до 3хлетнего возраста вывести ребенка из той социально-психологической ситуации, в которой он находится, то симптомы парааутизма могут существенно редуцироваться (уменьшаться).

После этого возраста депривация начинает накладывать отпечаток на личность, что и сопровождается ее патологическим формированием.

Синдром Аспергера

Хотя этот синдром был описан в 1944 году, он стал широко известным лишь с 1981 года, когда уже американский психиатр Лорна Винк представила архивные документы, касающиеся времен 2й мировой войны. Несколько позднеее этот синдром был включен в МКБ-10. Согласно взглядам самого Аспергера синдром преимущественно характеризуется трудностями социальной интеграции детей в группы сверстников, что в отдельных случая встречается и со здоровыми детьми. Но у детей с синдромом Аспергера имеется и целый ряд черт, которые внешне могут напоминать синдром Каннера. Дети с синдромом Аспергера отличаются от РДА большей сохранностью речи, большим развитием интеллекта, а так же благоприятным прогнозом. Впервые проблемы с такими детьми начинают замечаться при ломке их жизненного стереотипа, т.е например, в таких ситуациях, когда ребенка нужно отдавать в детский сад, в школу, при изменениях места жительства и т.д. и т.п. Распространенность этого синдрома точно не определена, поскольку он почти не диагностируется до трех лет. Но в литературе чаще всего фигурируют цифры 1 больной на 10 тысяч человек. Сам Аспергер считал, что такие дети и подростки отличаются от остальных неспособностью устанавливать непринужденные отношения. Формирование речи таких детей может как замедляться, так и обнаруживать раннее развитие, которое иногда даже может обгонять развитие моторное (ребенок может начинать говорить раньше, чем ходить, причем его речь сразу начинает отличаться необычной взрослостью и склонностью к использованию сложных оборотов).

Эмоциональные отношения с близкими в детстве могут быть достаточно теплыми, но по мере взросления дети с синдромом Аспергера дистанцируются от родителей и перестают разделять их эмоционально окрашенные проблемы. Внутреннее ребенок и подросток с этим синдромом стремится быть в детских и подростковых группах, но он не знает и не понимает, каким путем можно добиться признания со стороны окружающих и поэтому, добиваясь такого признания, совершает нелепые, неуместные поступки. Интеллект таких детей обычно выше среднего, т.е колеблется в пределах от 120 до 130 баллов по шкале IQ, однако учится такие дети могут неровно из-за отсутствия интереса к подавляющему большинству предметов. Вместе с тем отличные оценки могут стать предметом желания ребенка, поскольку они могут вызывать уважение со стороны сверстников. Подростки с синдромом Аспергера проигрывают в глазах одноклассников еще и из-за того, что они часто моторно неуклюжи, например, могут неаккуратно есть, и практически никогда не имею спортивных достижений. Вместе с тем в отдельных случаях моторика такого ребенка может оказаться исключительно гармоничной и пластичной, например в том случае, если предметом пристрастия становится музыка. По мере взросления подросток, который находился на периферии группы и который расценивался как «белая ворона» постепенно благодаря своей эрудированности, необычным способностям, холодности, дистанцированности и аристократической манере держаться, начинает вызывать уважение к себе, но это уважение больше носит деловой характер и не распространяется на эмоциональную составляющую. Увлечения такого подростка оригинальны, необычны и плохо понимаются окружающими. Но, благодаря глубокому проникновению в суть проблемы такое хобби может перерасти в то, что будет представлять ценность и для общества.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...