История психологии. Часть 1

  1. Особенности мифологического (донаучного) понимания мира и человека.

Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.

  • Много внимания в мифах уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов. У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в единые повествования. (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карело-финской «Калевале» и других народных эпосах.) Воплощенные в мифе представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций и непрерывность культуры. Например, с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы. Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде «живут» образы старинных сказок, преданий, легенд.

    Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли — анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.

В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, — своего рода «художественную религию», полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.

8 стр., 3884 слов

Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» ...

... Остановимся подробнее на вопросах внутришкольного контроля преподавания предмета «Человек и мир» в начальных классах. Предмет «Человек и мир» является одним из самых сложных для учителей начальных классов. ... учителя систему контроля и оценки знаний учащихся; определить уровень преподавания предмета «Человек и мир». Вопросы для изучения Каким образом педагог отбирает содержание образования? При отборе ...

  • Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно

Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.

Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных

  • Миф выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

С его помощью осуществлялась связь «времен» — прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

  1. Протофилософский этап развития античной психологической мысли. Милетская школа.

Первой философско-психологической школой античности считается Милетская школа, создателем которой был Фалес(624-547 гг. до н.э.), один из полулегендарных «7 мудрецов Греции», впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству Геродота).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... на тело и на душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное ... огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить себе, какие сферы они ... стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ...

  • Имя Фалеса стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще.         

  Фалес первым формулирует научную проблему: «Что есть все?», нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентристского подхода к его пониманию.   

Мифологичность взглядов Фалеса проявляется вгилозоизмеианимизмепри описании мира: космос — одушевленное целое, полное божественных сил; все явления мира (и живые и неживые) наделяются душевными способностями. Фалес признает наличие божества, но дает ему не антропоморфное, а рациональное объяснение: Бог — тот ум, «который все создал из воды».           Душа — это особое состояние воды. То есть душа наделяется субстратом, общим для всего мира, рассматривается как природное явление. Душа бессмертна. Определяется функция души — способность давать всему движение. Эта рациональная идея сочетается с анимистическим утверждением, что души присущи всем явлениям мира, включая неживую материю: «Камень (магнит) имеет душу, т.к. двигает железо». Душа связана с телом, зависит от его здоровья: те, у кого тело здоровое, имеют лучшие душевные способности.           Фалес дает определения понятий высокой степени общности: «космос», «пространство», «время», «мысль». В этом ряду особого внимания заслуживает введенное им понятие «необходимость» как всеобщая причинность, которая «одолевает всех». Это — зародыш детерминистического подхода.

Фалес рисует идеального человека, говоря, что он «телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан».          

  • Представитель Милетской школы -Анаксимандр(610-547) считал, что всеобщим субстратом является апейрон (предвестник атома) — вечное беспредельное божественное начало, не имеющее определенной вещественной формы, качественных характеристик (смесь всех элементов) и всем управляющее. Движущая сила развития мира — борьба и обособление противоположностей (в первую очередь, тепла и холода).

    Он стоял у истоков эволюционной идеи, утверждая, что живое происходит из неживого, а человек — от животных. Доказывал невозможность существования «первочеловека» как предшественника всех живых существ: «…Первоначально человек произошел от животных другого вида, т.к. прочие животные скоро начинают самостоятельно добывать пищу; человек же один только нуждается в продолжительном кормлении грудью. Вследствие этого первый человек, будучи таковым, никак не мог бы выжить».

Ученик Анаксимандра -Анаксимен(умер предположительно в 528 /525 гг. до н. э.) считал, что субстрат всех вещей, первоматерия воздух, который является бесконечным, способным разряжаться и сгущаться, порождая тем самым все сущее. Земля, камни — застывший воздух. Он не отрицал существование богов, но утверждал, что не они сотворили воздух, а сами произошли из него (свидетельство Августина).

12 стр., 5802 слов

Башляр научное призвание и душа человека

... некой непрерывности опыта, при­чем как в мире животных, так и в мире людей, непре­рывности, которая, как считал, видимо, Шелер, ... обстоятельство. Пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы всегда ... показать, что их восприятие предполагает, несомнен­но, расширение человеческой души. Говоря о недоверии к науке и обесценении научно­го ...

При описании космических явлений он использовал метод аналогий с житейскими явлениями: образование земли из воздуха сравнивал с валянием шерсти для войлока; говорил, что звезды входят в небосвод, как гвозди; сравнивал движение неба вокруг Земли с поворачивающейся вокруг головы шапочкой.          

 Душа, согласно Анаксимену, состоит из воздуха и выполняет интегральную функцию: «Как душа наша … сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос». Впоследствии идеи о воздухе как о составляющей души получили развитие в учении Эпикура.           

  • Вершиной милетской школы было учениеГераклита(530/ 540-470/ 480 гг. до н. э.), взгляды которого, по мнению известного исследователя античности А.Ф. Лосева, носят крайне противоречивый и метафоричный характер; в его работах широко используются мифологизмы. Действительно, идеи Гераклита трудны для понимания. Не случайно современники окрестили его «темным философом». Гераклит — основоположник идеи развития, согласно которой все сущее находится в состоянии вечного и постоянного изменения: «Наши тела и души текут как ручьи»; «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Движущая сила развития — борьба противоположных начал: «Война — отец всего».           Гераклит вошел в историю как один из первых исследователей собственно психической деятельности. Он ввел понятие «психея», на основе которого родились впоследствии понятия «психика» и «психология».           Космос он представлял в образе «вечно живого огня», который является субстратом всех вещей и явлений мира. Огонь, по Гераклиту, неуничтожим, вечен, «не создан никем… из богов, никем из людей, но был, есть и будет».

    Огонь обладает жизнью, сознанием, волей. Он «правит вселенной» под именем Перун. Он — носитель космического правосудия (Дикэ) и грозный Судия, карающий грешников. Наряду с этой характеристикой огня как сакрального явления, Гераклит определяет огонь и как материальное явление, отмечая, что он возник в «храме Природы». Вероятно, под огнем им понимается все же не видимое пламя, а пыл, жар, огненная энергия, космический дух.           Это противопоставляется плотскому, телесному бытию.           В ходе преобразования огня возникают разные состояния материи.           В микрокосме организма повторяется общий ритм космического огня. Человек состоит из двух начал — души и тела. Душа («психея») — проникающая из макромира искра огня. Она, таким образом, рассматривается как часть макромира, построенная по его законам. Будучи частью макромира, душа тесно связана с ним; ее состояния зависит от уровня этой связи. Например, люди не помнят снов потому, что в это время нарушается их связь с окружающей действительностью.

    11 стр., 5143 слов

    Образ мира и человека в древнейндийской философии

    ... Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её ... первой индийской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций ...

    Подобно тому, как уголь, выброшенный из огня, гаснет, человек не может существовать вне связи со средой.  Психея испаряется из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет: «Психеям смерть — стать водою, воде же смерть — стать землею; из земли же вода рождается, а из воды — психея». Степень совершенства души определяется уровнем ее огненности: «Сухая, сияющая огненная душа — мудрейшая и наилучшая». Душа ребенка сырая, влажная, затем высыхает, становится огненной, зрелой, способной к ясному мышлению. К старости душа вновь пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо соображать. По сути, раскрывая соотношение влажности — огненности души,Гераклитвысказывает первую догадку о диалектике психических и физиологических состояний в организме.           Огненному началу в человеке — душе противопоставляется тело. Душа связана с телом как «паук с паутиной»: состояние тела определяет активность и познавательные способности души.     Главная цель человека — познать Логос. Понятие «Логос» в античной психологии имело множество смысловых оттенков, для Гераклита же оно означало закон, управляющий всем. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка, поэтому познать самого себя, свою «психею» — значит углубиться в закон (Логос).

    Но уровень понимания Логоса определяется целым рядом моментов: грубостью-тонкостью психеи, активностью познающего субъекта, его состоянием. Большинство людей не могут понять Логос, так как у них грубые психеи. Они сталкиваются, по Гераклиту, с реальностью лицом к лицу, но не видят ее, ибо погружены в «собственное сознание», сны, грезы: «Хотя Логос общий, большинство людей живет так, как если бы имели собственное понимание». То есть ставится вопрос об индивидуальных различиях в познавательных способностях людей.Гераклитвыделяет 2 уровня познания: ощущения и разум. Он подчеркивает роль органов чувств в познании: «Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю». Среди органов чувств им выделяется зрение: «Глаза — более точные свидетели, чем уши». Но если ощущения постигают отдельные, лежащие на поверхности явления, то разум познает общее, невидимое глазом (сущность явлений).

    Отсюда делается вывод, что разум выше ощущений: «Разумение — величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и поступать разумно, воспринимая вещи согласно их природе».           Гераклит говорит о побудительных силах, потребностях, которые, в свою очередь, определяются образом жизни организма: Он отрицательно оценивает роль страстей, выступает за необходимость сдерживать желания, вожделения, отказываться от телесных удовольствий:

Таким образом, в работах Гераклита выдвинут целый ряд важных психологических идей: 1) материальность (огненность) души; 2) зависимость законов души от Логоса; 3) внешняя и телесная обусловленность психики; дифференциация уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование); 4) соотношение познавательных и побудительных сил.

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях ...

... навыков на уроках изобразительного искусства при рисовании портрет, передаче внутреннего мира человека. Предмет исследования: содержание, методы, формы и приемы развития художественно- ... школьников на уроках изобразительного искусства при рисовании портрета, передаче внутреннего мира человека. Гипотеза исследования - развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках ...

  1. Психологические аспекты античной натурфилософии.

Второй этап в развитии античной философско-психологической мысли — натурфилософия, или философия природы. Это первая историческая форма науки, вид природоцентризма, согласно которому все явления объясняются как часть природы, космоса. Натурфилософия возникла в V в. до н.э. и была представлена плеядой блестящих ученых.

Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) — «отец медицины», один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. Он изучал устройство человеческого организма, исследовал причины его болезней. Жизнь рассматривалась им как изменяющийся процесс. В ее основе — воздух, через который осуществляется связь организма с миром. Воздух приносит в мозг разум.

Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).

Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась до настоящего времени).

Во-первых, на передний план выдвигалась идея о том, что бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились им в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря современным языком, гуморальной (от латинского «гумор» — жидкость).

Наряду с внутрителесной детерминацией, подчеркивается обусловленность развития человека и его психики внешними причинами: образом жизни человека, условиями его быта (пища, жилье), особенностями географической среды обитания человека, способом правления (Гиппократ «О воздухе, водах и местностях»).

Гиппократ обосновывает главную роль мозга в психической деятельности, рассматривая мозг как вид железы. Он утверждает, что жизнь человека зависит от естественных причин, подвластных разуму, наблюдению.

5 стр., 2439 слов

Психология диалога и мир человека

– Том 1. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 224с. Отв. редакторы: Л.Г. Дмитриева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования и развития БГПУ им. М. Акмуллы Г.В. Дьяконов, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития БГПУ им. М. Акмуллы В сборнике освещаются актуальные теоретические и практические проблемы ...

Анаксагор(500-428 гг. до н.э.) считал, что природа состоит из множества мельчайших частиц, из беспорядочного скопления и движения их возникает организованный космос. В качестве такого начала он выделил «тончайшую вещь» («легчайшую из всего»), которой дал имя «нус» (разум).

Ум вносит в мир порядок и становится принципом ее организации. Разумность природы — способ ее построения, ум рассматривается как перводвигатель и противопоставляется костной инертной материи. Душа производна от материального ума; она — принцип существования и развития живых существ. «Человек,- говорил Анаксагор,- является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки». По сути, согласно Анаксагору, не разум определяет преимущества человека, а его телесная организация определяет высшее психическое качество — разумность.

Анаксагор рассматривает проблему познания, указывает, что сенсорное познание — продукт материального взаимодействия объекта и органа чувств. Анаксагор считает, что познаваемое не смешивается с познающим, что не контакт внешнего объекта с органом чувств, а противодействие органа, наличие в нем контрастных элементов — основа сенсорного познания.

Принцип подчиненности всех явлений, в том числе психических, материальным причинам получил наиболее последовательное выражение в атомистической концепции Демокрита(460-370 гг. до н. э.).

Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они — результат механического соударения атомов. Демокрит утверждал невозможность существования небытия, писал, что в беспредельном пространстве, образуя несчетное множество миров, движутся по неизменным законам неделимые частицы — атомы ( от греч. «атом» — то, что не делится).

Поскольку душа рассматривается как разновидность вещества, то отвергается ее бессмертие: со смертью тела душа покидает его и ее атомы рассеиваются в пространстве. Душа зависит от тела, растет и стареет вместе с ним. Демокрит считает, что душу имеют все тела, даже мертвые, хотя у них ее очень мало. Болезнь — это изменение пропорции атомов. Демокрит дает естественно-научное понимание души: душа — продукт организации тела; она не существует вне тела. Более того, Демокрит материализует душу, говорит, что она представляет собой разновидность тела.

Демокрит — автор учения о первичных и вторичных качествах. Он выделяет первичные, объективные атомарные свойства: твердость, тяжесть, плотность. Другие свойства существуют не объективно, а «во мнении» (в человеческом восприятии).

Это — запах, цвет, вкус. Эти свойства вторичны; они являются продуктом соединения атомов.

Демокрит первым дифференцирует ощущения и восприятия, исследуя сферу зрения. С одной стороны, зрение включает цвета (ощущения), с другой — видимые образы (восприятия).

Цвета возникают в итоге прямого контакта атомов со зрительным аппаратом. Многообразие цветовых ощущений — итог смешения основных цветов. Цветам соответствует определенное расположение атомов, но оно ими не копируется.

Демокрит выделяет 2 уровня познания: чувственное и рациональное. Если чувственное познание «темное», недостоверное, то мышление, обладая «более тонким познавательным органом», позволяет постичь истину.

  1. Учение Платона как начало объективно-идеалистического подхода в психологии.

Платон(428/427-348/347 до н.э.) — ученик Сократа. Он создал в Афинах научную Академию. В философском плане Платон — основатель объективного идеализма, в свете идей которого он рассматривает и все психологические проблемы. Основной постулат учения Платона — это признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей и утверждение первичности идей и вторичности, производности предметного мира. Платон наряду с реальностью материального мира выделяет вторую реальность — надматериальную, идеальную, метафизическую. Он доказывает, что в основе поведения человека лежит не предметная детерминация (воздействие вещей), а этическая, целевая, когда человек руководствуется в своем поведении нормой, образцом, целью, идеей. Этот вид воздействия называется телеологией.

Исходя из такого понимания, Платон рисует строение мира, состоящее из бытия (мир идей); небытия (материальный мир, созданный Богом из 4-х стихий — воды, земли, воздуха и огня) и мира чувственных вещей (результата проникновения бытия в небытие).

Отсюда очевидно, что все вещи причастны, с одной стороны, к идеям, являясь их искаженными подобиями, тенями, с другой стороны — к небытию, материи, ибо они ею наполнены. Окружающий нас мир — это мир тусклых, искаженных, призрачных образов или теней бессмертных идей.

Отсюда вытекают этические постулаты Платона — бегство от тела (душа должна бежать от тела, убивать в себе все чувственное, телесное и через разрыв с телесным восходить в мир идей, богов) и бегство от мира (душа должна стремиться уйти от чувственного мира в мир богов).

Вместе с тем, Платон доказывает бессмертие души. Душа — начало жизни, соединяясь с телом, она дает ему жизнь. Но то, что привносит жизнь, само не приемлет смерти, не может быть смертным. Тем самым Платон доказывает независимость души от тела. Тело для души — только временное прибежище.

Платон дает классификации индивидуальных характеров, характеров народов, форм правления. Платон утверждает, что единственный путь совершенствования души — через знания. Индивидуальная душа не продуцирует знания. Они существуют независимо от вещей и людей. Душа должна лишь приобщиться к идеям мирового разума.

Он считает, что можно говорить о следующих уровнях познания — 1) ощущение как толчок, пробуждающий душу, но не дающий знаний; 2) чувственная ступень (не истинное, а ложное знание), включающее: а) «тени вещей» и б) «сами вещи»; 3) интеллектуальное познание (истинное), включающее: а) опосредованное знание и б) непосредственное созерцание идей (см. миф о пещере в Диалоге «Государство»).

  1. Особенности монистического учения о душе Аристотеля.

Аристотель(384-322 гг. до н.э.) вошел в историю как основоположник психологии как науки: его трактат «О душе» — первый специальный историко-теоретический труд по психологии. Несмотря на уважение к своему учителю Платону, Аристотель создает свое оригинальное учение, отличающееся существенно от идей Платона. В 336 г. он открывает в Афинах собственную школу, названную Ликеем. Здесь, прогуливаясь с учениками по аллеям, Аристотель вел занятия. Поэтому научная школа Аристотеля получила название «перипатетика», что в переводе с греческого означает «прогулка», «гуляющие в садах».

Аристотель был не только философом, но и натуралистом. Его работы в области биологии, особенно «История животных», в течение многих веков использовались учеными как богатейший источник эмпирических фактов.

Аристотель создал новый подход к изучению и пониманию души как предмета психологического знания. Основным объектом исследования душевных явлений у него выступали не физические тела (как у натурфилософов) и не бестелесные идеи (как у Платона), а организм, с которым телесное и душевное составляют неразделимую целостность.

Душа, по Аристотелю — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. У души нет самостоятельной субстанции; ею является тело, поэтому как тело не может существовать без души, являющейся источником его жизнедеятельности, так и душа не существует без тела. Исходным в концепции Аристотеля был человек; мыслитель утверждал, что переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм.

Аристотелем была открыта особая область психических образов, возникающих без непосредственного воздействия предметов на органы чувств, названная им «фантазиями» (представления памяти и воображения — в современной терминологии), описан механизм их функционирования — связь представлений (механизм ассоциации — в системе современной терминологии).

Аристотель придает новый смысл основному принципу научного объяснения — принципу причинности (детерминизма).

  1. Общая характеристика эллинистической психологической мысли.

В ходе завоевательных походов Александра Македонского (IV век до н. э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира — эллинистический — с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока.

Вера в могущество разума и в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставились под сомнение. Возникает и становится популярной философия скептицизма, призывающая отказаться от суждений, касающихся окружающего мира в силу их недоказуемости, относительности. Подвергается сомнению значение интеллектуальных ценностей (Пиррон, конец IV в. до н.э.).

Школа стоиков возникла в IV в. до н, э. Ее основатели — Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг в римский период (Сенека).

Стоики рассматривали космос как состоящий из бесчисленных модификаций огненного воздуха — пневмы, разновидностью которой является душа. Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна «божественному огню», иначе — Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков — человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе.

Как и их предшественники в классической Греции, стоики возвеличивали разум, утверждали, что человек не достигает счастья из-за того, что не знает, в чем оно состоит..

Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур(конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Однако в противовес Демокритову утверждению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим всякую случайность, Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, свободу выбора.

Вслед за Демокритом утверждалось, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются; а поэтому «смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет».

Как и стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности, обеспечения ее спокойствия. Такой путь они видели в самоустранении от всех общественных дел.

Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций(I в. до н.э.), который считал, что реально существуют лишь атомы, движущиеся по законам механики, что в познании первичными являются ощущения, преобразуемые в более сложные образы, вплоть до разума.

История психологии. Часть 1 — Стр 2

В эллинистический период проводились исследования в области анатомии и физиологии. Так, александрийские врачи Герофил и Эразистрат, изучали строение организма, включая головной мозг. Ими было установлено различие между чувствительными и двигательными нервами.

Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесностью был древнеримский врач Гален(II в. н.э.).

Он доказывает зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Вслед за Гиппократом Гален развил гуморальное учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны основные «соки» организма. Большое внимание он уделял аффектам, утверждая, что первичным в аффективных состояниях является изменение в организме («повышение сердечной теплоты»), психическая же составляющая (стремление) является вторичной.

Продолжателем учения Платона в период эллинизма был Плотин, доказывающий абсолютную нематериальность души и отвергающий телесность. В основе существования всего сущего он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала, психология же в работах Плотина обрела новое предметное содержание — стала наукой о «самосознании». По сути, Плотин первым приступает к исследованию рефлексии как важнейшего механизма сознательной деятельности человека. Особенность его подхода состоит в рассмотрении рефлексии как самодостаточной, не из чего не выводимой сущности. Такое понимание рефлексии стало впоследствии почвой формирования интроспективной психологии сознания.

Представителем раннехристианских учений, развивающихся в русле античного мира, был Августин(IV-V вв.).

Он подчеркивал главенствующую роль души, которая, по его мнению, управляет телом. Особую роль в психическом мире человека он отводил воле, возвышая ее над разумом.

  1. Психологические воззрения представителей школ скептиков, киников и стоиков.

Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Наиболее видные представители школы киников— ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.).

Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению.

Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха, говорил Диоген. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия.

Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести духа.

Еще одним философским течением раннего эллинизма является скептицизм(от греч. skeptukos — рассматривающий, исследующий, критикующий).

Это течение возникло не на пустом месте, а на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. К примеру, Демокрит утверждал, что мед ничуть не более сладок, чем горек, и т.д. Софисты усилили идеи текучести всего и вся. Однако ни одно из направлений классической эпохи не было собственно скептическим в полном смысле этого слова.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360— 270 до н.э.).

На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит.

По Пиррону, философ — это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Философ обязан ответить на такие вопросы: из чего состоят вещи? Как мы должны относиться к этим вещам? Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? Скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким». Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности. Именно в этом и состоит высшая степень доступного философу истинного счастья.

Стоицизмкак специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

Стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

Согласно Хрисиппу (ок. 280—208 до н.э.), существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи.

Представитель позднего стоицизма Марк. Аврелий (121 —180; римский император с 161 г. н.э.) был убежден, что Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Для него Вселенная — тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.

Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Они стремились к полному самодавлению.

Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности.

  1. Психологические воззрения эпикурейцев, неоплатоников, представителей раннехристианской патристики.

Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.).

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в «связном потоке». Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Таким образом, Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности.

Лукреций Кар, римский поэт, философ и просветитель, один из выдающихся эпикурейцев, как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в блаженном покое. Весьма любопытно, что атомы у Лукреция — не совсем то, что у Эпикура: они — не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы — это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся творческий принцип. Никаких намеков на самодеятельность материи в поэме нет.

И Эпикур и Лукреций самым недвусмысленным образом признают существование богов.

Неоплатонизм— направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную материю».

Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270).

Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Патристика— этап в истории философии, охватывающий период со II по VIII вв. Термин “патристика” (лат. patres— отцы) обозначает совокупность теологических и философских доктрин первых христианских мыслителей, так называемых “Отцов Церкви” — Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена и др. Ранняя патристика (II — III вв.) носит название апологетики. Для патристики характерно интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т.д.

  1. Общая характеристика отличий христианской и античной антропологии.

Античная.

В античной философии предпринимались попытки обнаружить главное человеческое качество, отличающее человека от других живых существ. В решении этого вопроса среди мыслителей античности наблюдается относительное единодушие — большинство из них такое качество усматривали в разуме, способности мыслить.Некоторые философы к этому общему свойству добавляли и другие: Демокрит — подражание, коллективизм, взаимопомощь и развитую речь; Сократ – наличие у человека добродетелей, среди которых умеренность (знание, как обуздать страсть); храбрость (знание, как преодолевать опасности); справедливость (знание, как соблюдать божественные и человеческие законы).

Платон главными качествами человека считал мужество и целомудрие ума, синтез разума и веры, Аристотель — речь, ибо только она позволяет воспринимать такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Итак, человек, согласно представлениям античных философов, есть разумное, мыслящее и говорящее существо. Оно отлично от животного, соответственно и предназначение этого существа иное. В этой связи Демокрит считал главным для человека достичь хорошего расположения духа, так называемой эвфимии. Примерно на этой же точке зрения стоял Эпикур, который полагал, что главная цель человека — наслаждение, понимаемое как отсутствие страданий души и тела, как достижение спокойствия духа. В целом же Эпикур в качестве цели человека выдвинул свое кредо «проживи незаметно». Сократ предложил другой лозунг – «познай самого себя» и считал самопознание основной целью человеческого существования. Он полагал, что если человек знает, что есть добро, то не будет делать зло, поступать безнравственно, совершать беззаконие. Наконец, стоики полагали, что главная жизненная цель человека не наслаждение, а самосохранение, призывали жить сообразно с природой, покорно переносить невзгоды, ибо в мире все фатально предопределено.

Таким образом, в античности были намечены основные линии и параметры философской антропологии, человек обозначен как предмет философского осмысления и определены самые очевидные грани его существенных характеристик — природность, разумность, социальность. Они рассматривались с разных позиций — натуралистической (Фалес), космоцентристской (Демокрит), логоцентристской (Сократ), социоцентристской (Аристотель), что обеспечило полноту и комплексность в дальнейшем развитии знаний о человеке.

Христианская.

  1. 1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания

Бог создал человека от избытка любви, желая поделиться любовью.

  1. 2) Образ и подобие

Человек создан Богом  по Своему образу и подобию(Быт.1:26).

Образ Божий

Подобие Божие

Человек сотворён по Образу Бога

Уподобление человека Божественному совершенству

Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др.

Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви,мудрости, добре,чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему.

Человек, как Образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю.

Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность).

Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати

  1. 3) Структура человека.

Существуют две точки зрения: дихотомия(человек состоит  из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа).

В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма.

  1. Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения

    Тело

    Душа

    Дух

    Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.

    Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три:  ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным.

    Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей.

  2. 4) Три состояния человека в истории мира.

    1. Естественное

    2. Нижеестественное (падшее)

    3. Сверхъестественное

    От сотворения до грехопадения

    После грехопадения, современное состояние человека

    Возможность восстановления дана  искупительным подвигом Спасителя.

    Непричастность ко злу, целостность, целомудрие

    Разрыв связи с Богом. Извращается иерархия структуры: дух подчиняется душе, а душа телу. С грехопадения начинается самообожествление и духовная слепота.

    Является плодом аскетического подвига и предполагает свободу воли. Задача человека – восстановление утраченной цельности, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу.

  3. 5) Три состояния души.

Человек соединяет, сочетает в себе жизнь растений, животных и Ангелов.

Растительная

Животная

Ангельская

Осознание функций тела – дыхания, питания, размножения.

Чувственные желания, произвольная деятельность.

Способность к духовной жизни, Богообщению.

  1. Три основные части или силы души.

Если использовать метафору всадника и коня, то ум (разум) – это всадник, воля – это вожжи, а чувства – это конь.

Части, силы души

Чувствующая, раздражительная (яростная)

Желательная (вожделевательная)

Мыслительная, разумная (словесная)

Чувства

Воля

Разум

Просвещаются через

Богослужения

Нравственный закон

Вероучение

Искушения

Страсти

Своеволие

Мечтания

Средство борьбы

Трезвение

Смирение

Внимание

Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/

Стремление знатьуспокаивается светом истины – внутренним свидетельством о Боге. Стремлениенаслаждаться– чувством красоты, созерцанием Божественной красоты. Стремлениедействоватьпочивает в силе добра – укреплении воли в борьбе со злом.Иерархия человеческих потребностей

1. Духовные

2. Душевные

3. Телесные

По Замыслу Творца ведущими у человек должны быть духовные потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. Нарушение этой иерархии является извращением природы человека. Духовные потребности выше всех, без их удовлетворения человеку не обрести гармонии.

  1. Психологические аспекты схоластики как «философствования в вере».

После Библейского послания все философско-психологические учения разделяются на 3 группы:

1) ищущие различия двух сфер — разума и веры;

2) философствующие «вне веры и против веры»;

3) философствующие «в вере».

Философствование «в вере» — наиболее развитое учение в период средневековья, воплотившееся в схоластике. Схоластика зарождается в VIII в. и представляет собой философию, направленную на обоснование догматов богословия. Ее цель состоит в том, чтобы придать Священному Писанию вид рационального учения.

В схоластике выделяется два основных течения: реализм и номинализм. Водораздел между ними — решение гносеологического вопроса об отношении общего к индивидуальному. Что реально — общие понятия, универсалии или индивидуальные вещи?

Реалисты отстаивали положение об объективном существовании общих понятий в божественном уме. Так как наиболее общей универсалией является Бог.

Номиналисты(от «номен» — имя) считали, что общие понятия не имеют самостоятельного существования и являются словами, звуками, именами. Общие понятия определялись ими как звуки.

2. Учение Ф. Аквинского как представителя реализма, отстаивало одну истину — религиозную, нисходящую свыше, и считал, что разум должен служить вере, быть подчиненным ей. Он доказывал бессмертие души, говорил о зависимости человека от Божьей милости, о личной ответственности перед Всевышним. Душа рассматривается им как посредник между материальным миром и Творцом. Сознание и самосознание абсолютизируются, и психика человека противопоставляется всем другим формам жизнедеятельности, определяется как самостоятельная сущность, пребывающая в надтелесном мире. В связи с этим новую трактовку получает психический образ. Ф. Аквинский делает шаг к его субъективизации.

3. Наиболее энергичным и последовательным проповедником номинализма европейской средневековой схоластики был профессор Оксфордского университетаВильям Оккам(1300-1350).

Отвергая томизм, он отстаивал учение о двойной истине; утверждал, что философия, опирающаяся на логические рассуждения, и религия, черпающая свои истины в Священном Писании, имеют различные предметы исследования. Предмет философии — познание природы, а религии — моральная сфера человеческой жизни.

Он призывал опираться в познании на чувственный опыт. Деятельность воли Оккам ставил выше разума. Отстаивая идею единства души, он отрицал наличие в ней множества душевных способностей (сил), но указывал на различные акты, функции души.

Учение В. Оккама получило название «бритва Оккама», согласно которому не следует сущности умножать без необходимости. Нет смысла при объяснении каких-либо явлений прибегать к помощи многих сил или факторов, если можно обойтись их меньшим числом. Не следует делать что-то посредством многого, если это можно сделать посредством меньшего.

Авторитетным представителем номинализма был также шотландский ученый Дунс Скотт(1270-1308).

Он выступал за разграничение ума и веры, философии и теологии. На первое место выдвигал волевое начало как лежащее в основе творения мира. Отстаивал свободу воли человека, рассматривая ее как сущностную характеристику души.

К числу умеренных номиналистов относится Пьер Абеляр(1079- 1142), доказывавший преимущество знаний перед слепой верой, сравнивая человека, читающего Божественные тексты и не понимающего их, с ослом, играющим на лире, высказывал сомнение в истинности многих интерпретаций Священного Писания. Интересны его идеи о моральной ответственности человека за свои поступки. Мораль не находится, согласно Абеляру, целиком в руках Бога; человек сам вершит свою судьбу и отвечает за свои деяния.

Английский ученый Роджер Бэкон (1214-1292) первым употребил понятие «опытная наука». Он указывал, что «без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере», что «опытная наука — владычица умозрительных наук». Приоритетное место отводил естественным наукам, использующим эксперимент и математику. Выдвинул идею о «перспективе», взяв это понятие из оптики. Ощущение (прежде всего зрительное) рассматривается им как основа познания, ибо посредством зрения человек устанавливает различие между предметами, а это составляет суть всех знаний о мире. Бэкон рассматривает душевные явления, исходя из физико-математических, а не биологических понятий, что было важно для утверждения детерминистического подхода в психологии.

  1. Основные особенности развития психологической мысли в эпоху Возрождения.

Синхронности в возникновении культуры Возрождения в разных странах мира не было: раньше всего, в середине XIV в., культура Возрождения складывается в Италии; в большинстве других стран ее зарождение относится к концу XV в. Завершающим периодом эпохи Возрождения почти повсеместно были последние десятилетия XVI — начало XVII в.

Указанный период характеризуется развитием интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями в математических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в области астрономии (от Коперника до Галилея Галилео).

Античность стала важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения: на античном фундаменте строились разные области ренессансной культуры — от системы гуманитарного знания, образования, норм литературного творчества до архитектуры и изобразительного искусства.

На почве новых культурных тенденций формируются новые гуманистические представленияо человеке. В центре внимания деятелей периода Возрождения — «земное царство человека», образ человека — творца собственной судьбы. Человек занимает достойное его место в системе общественных ценностей.

Антропоцентризм- характерная черта ренессансной культуры. Утверждается величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества — принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию.

Акцент делается не на происхождении, а на индивидуальных достоинствах человека. Особое внимание уделяется этике, которая разрабатывает проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности личностного самосовершенствования человека.

Дается новая оценка труда, творчества, волевой активности личности. Яркий пример — трактат Поджо Браччолини(1380-1459) о благородстве человека (1440).

В нем доказывается, что труд — одно из главных условий достоинства человека, основа развития общества и культуры, утверждается приоритет активной жизни сравнительно с созерцательной, уединенной.

Об этом же пишет Леон Баттиста Альберти(1404-1472), для которого предметом размышления и воспевания является «человек деятельный». Он осуждает мнение Эпикура о том, что высшее счастье — «ничегонеделание», утверждает, что самый большой порок — безделие, никчемность.. Альберти опирается на идею стоиков: «Человек природой устроен так, чтобы быть и мудрым и производящим». Мыслитель категоричен в своем убеждении: «человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить», чтобы «упражняться в вещах великих и славных… чтобы использовать совершенства добродетели, и таким образом добывать счастье». Основное предназначение человека, его главное отличие от животного — в его созидательной способности, в творчестве. Последнее понимается им широко: от труда ремесленника до научной и художественной деятельности.

Идею личного совершенства отстаивал также известный гуманист, один из основателей Платоновской академии во Флоренции Кристофоро Ландино, он утверждает культ разума и знания: человек должен развивать способность к самопознанию, знанию мира, свои творческие начала.

Проблеме достоинства человека, его превосходствам, возможностям посвящает специальный труд «О достоинстве и превосходстве человека» (1450) Джанноцо Манетти(1396-1459) (Хрестомат. 5.3).

Представляют интерес также идеи Пико делла Мирандола Джованни(1463-1494), итальянского философа гуманиста, сторонника аверроизма, автора трактата «Речь о достоинстве человека» (1486) (Хрестомат. 5.4).

Основа его взглядов — антропологическое учение о свободе воли человека как главном свойстве его достоинства.