Антропология как область научного исследования сложилась в европейской культуре в XIX в. Окончательно она оформилась в течение последней четверти XIX в. и связывалась с задачей полного понимания человека. Здесь объединялись: собственно антропология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; палеоэтнология, или пре-история — происхождение, первобытное состояние человека; этнология — распространение человека на Земле, изучение его поведения и обычаев; социология — отношения людей между собой; лингвистика — образование и существование языков, фольклор; мифология — возникновение, история и взаимодействие религий; социальная география— воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография — статистические данные о составе и распределении человеческой популяции.
В истории становления антропологии как области научного познания обычно выделяются следующие периоды: этнографический (1800—1860), эволюционистский (1860—1895), исторический (1895—1925).
В это время происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете и границах этой познавательной области, кристаллизация исходных оснований и ключевых категорий. С конца XIX в. социальная и культурная антропология выделяется из этой общей области познания как самостоятельная научная дисциплина.
В настоящее время социальная и культурная антропология считается самой мощной по своим материальным и человеческим ресурсам областью познания в ряду мировых наук о культуре. За период после второй мировой войны здесь продолжается тенденция к дифференциации и специализации знаний о человеке и культуре. Так, в настоящее время Американская антропологическая ассоциация на автономных началах объединяет общества культурной, лингвистической, медицинской, биологической, психологической, гуманитарной, урбанистической, латиноамериканской, визуальной антропологии, Американское этнологическое общество, Национальную ассоциацию практической антропологии, Совет по антропологии и образованию. Независимо от Ассоциации существуют Общество прикладной антропологии, Лингвистическое общество Америки, Общество исторической археологии *(* См.: Этнология США: условия и тенденции развития // Этнология в США и Канаде. М, 1989. С. 3.).
Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.
... Делая акцент на социальной обусловленности человека, марксизм выступал ... - сознание человека иррационально, т.е. управляется бессознательным. Хотя человеческая культура стремится наложить ... антропология, социология, педагогика, психология. Отличие философского учения о человекеот других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека ...
В настоящее время сфера занятости специалистов — культурных антропологов более не ограничивается университетами и музеями. Они работают в областях экономики, международного бизнеса, права, здравоохранения, социальной помощи.
Университетские программы по культурной антропологии в США, по традиции, заложенной Ф. Боасом и А. Кребером, включают в себя такие дисциплины, как собственно культурная антропология, физическая антропология, археология, лингвистика.
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Новые стимулы социальная и культурная антропология получила после второй мировой войны. Их можно разделить на следующие основные категории.
Политические факторы. В этот период начались глобальные процессы, во многом определившие мировую ситуацию второй половины XX в. Во-первых, завершилась эпоха колониализма; по крайней мере на официальном уровне подавляющее большинство бывших колоний приобрело политическую самостоятельность. Между развитыми и развивающимися странами начали формироваться новые отношения и в то же время возникли специфичные напряжения. Развивающиеся страны оказались перед выбором путей движения, партнеров и т. п. Соответственно возникла необходимость осмыслить изменившийся контекст международных связей, наметить стратегии поведения в его рамках. Это побудило расширить сферу познания, связанного с культурным многообразием и динамизмом. В результате активизировались исследования культурной специфики стран, регионов, этнических групп. Во-вторых, активизировались националистические движения, обострились межрегиональные, межэтнические, межконфессиональные конфликты, участились локальные войны, интенсифицировались международные терроризм и преступность. Это стимулировало антропологические исследования политических отношений, войн, агрессивного и отклоняющегося поведения.
Социально-экономические факторы. После второй мировой войны начался переход от индустриализма к постиндустриализму в развитых странах и интенсифицировались процессы модернизации в развивающихся. Это вызвало ряд важных глобальных социальных и культурных последствий. Во-первых, активизировались процессы формирования транснациональных корпораций, международных политических и экономических сообществ и т. п. В области культурологии подобные явления нашли отражение в развитии организационной и правовой антропологии, культурных, информационных процессов в организации. Во-вторых, интенсифицировались урбанизационные процессы, в частности, за счет усиления миграционных перемещений значительных групп населения, в основном бедных и малообразованных. Благодаря этому сформировалась и усиленно развивается урбанистическая антропология, включающая в себя, в частности, исследования культуры бедности, субкультур групп риска, а также рассмотрение культурных проблем городских сообществ, социального участия. Изменения в мировой экономике породили ряд новых социокультурных проблем, связанных с ростом безработицы, увеличением общего объема свободного времени, переменами в структуре профессиональной подготовки и переподготовки. Соответственно в области наук о человеке усилился интерес к теме образа, стиля, качества жизни; проблемам молодежи и «третьего возраста»; изменениям тендерных отношений и ролей; развитию культуры, в том числе индустрии досуга.
Антропология как наука
... истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущихнародов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения икультурно-исторических взаимоотношений. Антропология же изучает вариациифизического типа ... и,во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. Всоветской науке принято строгое разделение терминов “антропология”,“этнография”, “археология”. ...
Социально-психологические факторы. Вторая половина XX в., как известно, характеризуется интенсификацией и усложнением социокультурной жизни в глобальном масштабе. Ломка традиционных нормативных структур, усиление ано-мических процессов, релятивизация культурных ценностей обусловили кризис личностной, культурной идентичности, если и не в массовом, то в весьма значительном масштабе. Это стимулировало научные поиски в области психиатрической антропологии, социализации и инкультурации, отклоняющегося поведения. Далее, широчайшее, поистине глобальное распространение массовой культуры погрузило множество людей в атмосферу унифицированного языка, стандартизованных образов и эстетических форм, упрощенных, алгоритмизированных образцов суждений, поведения, отношений. Однако в таких условиях люди ощущают, что их переживания не укладываются в предлагаемые стереотипные рамки, и за этими пределами остается многое, чему пока еще не найдено приемлемых выразительных средств. Отсюда тяга к более сложной культурной идентификации, которую люди ищут в обращении к этническим, историческим, конфессиональным корням, в стремлении обрести личностное самоопределение. В рамках культурной антропологии ответом на это стали исследования проблем идентичности, типов и форм реакции на процессы унификации в культуре; изучение закономерностей существования массовой культуры и ее связей с более широким культурным контекстом.
Научные факторы. В этот период происходят серьезные изменения в сфере философского и научного познания, которые распространились на культурную антропологию не в меньшей степени, чем на другие науки. Коротко говоря, примерно с середины 60-х гг. стало понятно, что начался процесс, обозначенный Т. Куном как смена научных парадигм, а М. Фуко как изменение эпистемы. Рефлексия к основаниям теорий и методологии, относящихся к изучению человека, общества и культуры, привела к обнаружению сомнительности, несоответствия, архаичности некоторых из них по отношению к необходимости решать накопившиеся в культурной антропологии проблемы. Так, неадекватными для объяснения функционирования и динамики социокультурных систем оказались практически все теории, авторы которых претендовали на универсальность интерпретаций. Соответственно в качестве проблемной области высветилась социокуль-турная микродинамика, ее движущие силы и их организация в механизмы формирования исторического процесса.
Исчерпал свой эвристический потенциал принцип тотальной взаимосвязности, непрерывности, целостности общества и культуры, системного априоризма. Пришлось признать, что автономность, прерывность, множественность являются столь же значимыми параметрами совместной жизни и деятельности людей, но для того, чтобы иметь дело с ними, в науках о человеке, обществе, культуре нет подходящих теорий, и они до сих пор не созданы. Наконец, стало понятным, что общество и культура — это категории или концептуальные, но, отнюдь не реальные, объекты. Соответственно вопрос о расхождении в представлениях о социокультурной реальности между профессиональными исследователями и непрофессионалами перестал однозначно решаться в пользу абсолютной правоты ученого. Оказалось, что культурные представления, сколь бы фантастичными и далекими от эмпирической верификации они ни были, составляют элементы реальности для разделяющих их людей. В то же время самые рационально выстроенные и эмпирически проверенные суждения ученых могут встречаться человеком с недоверием и пренебрежением; он может сопротивляться предлагаемому знанию, даже если это приносит ему вред. Соответственно стоят вопросы о том, как формируются, существуют подобные представления; почему люди предпочитают их позитивному знанию. Вообще картезианский образ человека ныне поставлен под сомнение.
Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
... молодежную культуру, понятие «старость» позиционируется как синоним неудачи, неуспеха, потери, отсталости, консерватизма, из-за чего нередко наблюдаются негативные стереотипы отношения к пожилым. Укрепление у пожилых людей чувства ...
Для решения перечисленных проблем не существует не только теорий, но и приемлемых методологических принципов. Способы извлечения информации, имеющиеся в науках о человеке, обществе, культуре, базируются на представлении об объектах изучения как об устойчивых, самотождественных целостнос-тях, к которым вполне применимы правила экспериментальной логики. Однако накопление ошибок в объяснениях и прогнозах сделало очевидным, что классическая методология неприменима к эмпирическому исследованию возникших в этих науках проблем.
На этой почве появилось течение постмодернизма, в рамках которого новые проблемы хотя и не решены, но по крайней мере очерчены.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в течение XX в. в рамках культурной антропологии сконцентрировался богатейший эмпирический и теоретический материал. И не только благодаря научному переосмыслению многочисленных и разнообразных исторических данных. Теперь основными источниками систематизированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований. И если в первой половине века такие исследования носили в основном академический характер и побуждались стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины ситуация меняется. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и специфичного, устойчивого и меняющегося в культуре. Такого рода знания начали эффективно применяться в сферах массовой коммуникации, торговли, в практике транснациональных корпораций, дипломатии и т. п. Соответственно культурно-антропологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало как росту объема эмпирических данных, так и развитию теоретической и методологической оснащенности дисциплины.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Социальная и культурная антропология представляет собой область познания, в которой человеческое существование стало предметом анализа и объяснения, а не только описания и оценки, как это было во времена, предшествующие формированию социальных наук. Ее содержание можно охарактеризовать двумя хорошо известными в истории европейской мысли формулами. В философском смысле границы очерчиваются знаменитыми вопросами И. Канта, на которые должна ответить антропология: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Наконец, что есть человек? На прагматическом уровне антропология как наука должна отвечать требованиям О. Кинта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы мочь; мочь, чтобы предупреждать.
Социально — антропологические взгляды на феномен человека. ...
... и составляет содержание социальной антропологии. Вообще до последнего времени считалось, что антропология - наука, занимающаяся изучением природной обусловленности человека. Долгие годы “целостный” человек выпадал из ... собой воздействие сложившейся системы общественных отношений, объективной социальной среды на развитие человека. Общество производит человека как человека. При этом данная связь не ...
Предмет социальной и культурной антропологии. С начала становления культурной антропологии как науки и по настоящее время важной темой исследования является исторический, даже пре-исторический генезис культуры и общества. На основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека как вида исследователи строили и продолжают строить крупномасштабные культурологические теории. И хотя их авторы претендуют на реконструкцию исторической и пре-исторической реальности, такие построения не следует отождествлять с тем, «что было на самом деле». Это не более чем концептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенные идеализированные схемы, служащие точкой отсчета при организации эмпирического материала. Концепции «первобытного общества» могут быть удобным инструментом для сравнения вариаций однородных явлений культуры, обнаруживаемых в достаточно простых сообществах; для оценки ранних стадий формирования личности или межличностных отношений; для интерпретации возвращения сложных социо-культурных форм к более простым состояниям и т. п., но не более. В настоящее время в науках об обществе и культуре отношение к таким моделям как к реальности (их онтологизация, реификация) встречается все реже.
Сейчас стало очевидным, что более эвристично для познания культуры рассматривать человека внутри современных хозяйственных, институциональных, межличностных связей и в этом контексте прослеживать его представления о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной реальности. По-видимому, это может дать более достоверные сведения о генезисе культурных явлений, процессов, форм, нежели фантазии о прошлом, основанные на скудном эмпирическом материале.
Применение культурно-антропологической идеологии к изучению процессов и явлений, происходящих в «индустриальных» обществах, стало сильным стимулом развития социальной и культурной антропологии. Работы, выполняемые в США в 1920-х гг. в рамках Чикагской школы, определили формирование урбанистической антропологии с акцентом на исследовании неформальных групп и объединений. Школа «человеческих отношений», сложившаяся в США в 1930-х гг., стала сильным стимулом для изучения антропологических аспектов отношений между людьми в различного рода формальных организациях. Работы, связанные с попытками объяснить происходящие в сложных обществах процессы через идею «национального характера» (1940—50-е гг.) способствовали развитию более тонких подходов в психологической антропологии. Изучение лингистической коммуникации в модернизованных обществах (1960—70-е гг.) обусловило расширение спектра тем в области культурной семантики.
В настоящее время социальная и культурная антропология — это область научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни и деятельности людей. Ее познавательную направленность можно определить следующим образом:
Психологический портрет делового человека. Культура делового письма
... любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая ... ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность. Предпринимательство -- новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают ...
— изучение созданных людьми объектов, или, как их принято называть, артефактов (вещей, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев); их порождений, складывающихся вокруг них отношений и взаимодействий;
— построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активность людей в природном и искусственном окружениях, проявляющуюся в общих (культурно-антропологические универсалии) и специфичных (культурное многообразие) проявлениях и формах;
— построение теоретических моделей макро- и микродинамики культурных процессов,
В соответствии с такого рода познавательными задачами основными предметными областями социальной и культурной антропологии являются:
— биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с природным окружением; способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и диахронном планах;
— процессы порождения и динамики знаковых систем;
— способы формирования и поддержания внутрикультурной и межкультурной коммуникации;
— предпосылки, формы и технологии освоения трансляции культурного опыта;
— функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупповых отношений и связей;
— условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни и деятельности людей на уровне обществ и сообществ.
Объект и направления социально- и культурно-антропологических исследований. В качестве исследовательских объектов социальной и культурной антропологии к настоящему времени сложились следующие:
— культурно-исторические регионы, поселения различных типов;
— специализированные области культуры, исследование которых обусловило формирование таких субдисциплин, как экономическая, политическая, правовая антропология, антропология религии, антропологические направления в изучении искусства, массовой культуры, образования;
— социокультурные слои (например, антропологический анализ элит в обществе, «культура бедности»), группы (субкультурные образования), организации (корпоративные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология);
— индивиды (культурно-антропологический анализ образа жизни людей, его изменений на протяжении жизненного цикла; внешней обусловленности наруше- , ний физического и психического здоровья, отклоняющегося поведения; индивидуальных побуждений к изменениям и способов их реализации).
Что касается принятых сегодня теоретических способов упорядочения эмпирических данных и объяснения культурных фактов, динамики и многообразия культурных феноменов, то их можно свести к следующим доминирующим направлениям:
— эволюционная теория, где считается, что совокупности социокультурных феноменов различаются по степени совершенства и возможно движение по этой шкале вверх и вниз;
Процесс разделения людей на социальные слои
... доброта, отзывчивость, целеустремленность, справедливость, взаимовыручка: 1. формируются в ходе социализации человека, под влиянием социальных условий его жизни 39. Какое из этих высказываний истинно: 1. ... предметов, которые раньше воздействовали на органы чувств 53. Социальная стратификация – это: процесс разделения людей на социальные слои 54. Основные признаки "субкультуры": Исключить лишнее из ...
— культурный материализм, где считается, что совокупности социокультурных форм различаются по их адаптационным преимуществам;
— диффузионизм, где считается, что различные совокупности сходных социокультурных феноменов имеют общий источник или связаны друг с другом через механизм заимствования;
— функционализм, где считается, что различные социокультурные образования в пределах одной группы являются взаимоподкрепляющими;
— французская социология, где считается, что совокупности социокультурных образований отличаются друг от друга внутренней последовательностью, гармоничностью, степенью взаимности;
— британский социальный структурализм, где считается, что сходные по внутренней структуре социокультурные явления могут быть внешне совершенно различны, а кажущиеся сходными феномены могут различаться в некотором существенном отношении и один из них может быть детерминантой другого;
— психологическая антропология, где считается, что некоторые виды социокультурных феноменов представляют собой вариации на определенную тему (например, удовлетворение человеческих потребностей) или некоторое социальное измерение (например, социальная дифференциация);
— французский структурализм, где считается, что все человеческие феномены определенного типа детерминированы некоторым набором врожденных принципов (пределов), прямо не наблюдаемых в самих феноменах.
Таковы сегодня источники объяснительных принципов и моделей, которые могут быть использованы для интерпретации динамики и многообразия культурных феноменов различного масштаба и различной степени устойчивости во времени.
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ДРУГИЕ НАУКИ
Дисциплина, в рамках которой человек изучается через анализ его взаимодействия с природным и искусственным окружением; через исследование причин, факторов и механизмов, обусловливающих порождение, поддержание и изменение людьми создаваемых ими объектов (артефактов).
Научный статус культурной (социальной) антропологии подтверждает развитие ее прикладной ветви. Сегодня с ее помощью успешно решается целый ряд практических задач, связанных с социальным участием и анимацией, административной деятельностью, адаптацией, с разработкой программ «развитие общностей», «региональное развитие».
Социальная и культурная антропология, как было показано выше, имеет собственные познавательные задачи и исследовательский предмет. Соответственно она отличается от таких близких к ней социальных наук, как социология и психология.
Культурная антропология и социология. Социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты, социальные связи, социальные механизмы их поддержания и изменения, основные формы социальности. Центральной категорией социологии является общество (социальная система), обозначающее формы связей между совместно живущими и действующими людьми, как правило, на общей территории.
Как отмечали А. Кребер и Т. Парсонс, долгое время понятия «общество» и «культура» использовались как практически синонимичные.. Культура в работах Тайлора и Боаса и общество в работах Конта, Спенсера, Вебера, Дюркгейма означали примерно одно и то же — биологически ненаследуемые аспекты совместного существования людей. Но наступил период, когда проведение терминологических различий оказалось необходимым, и авторы вносят свои предложения. Понятие «культура» они относят к порождаемым и транслируемым символическим системам, в том числе ценностям, идеям, как факторам, обусловливающим поведение и результаты деятельности людей. Понятием «общество» («социальная система») они обозначают системы (структуры) отношений между индивидами и коллективами * (*Kroeber A., Parsons T. The concept of culture of social system // American Sociological Review. 1958. Vol. 23. P. 583.).
Социальные и психологические факторы в истории языков
... той или иной степени обусловливаться его социальной структурой. 1. Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов язык социальный книгопечатание психологический Развитие языка зависимо от внеязыковой ... названием какого-нибудь предмета общего обихода, например животного, растения, огня, воды, считается необходимым такое имя исключить из разговорного языка и заменить другим. Этот ...
Социология связана с изучением форм человеческой социальности. Здесь люди рассматриваются как работающие, производящие, потребляющие существа, вписанные в системы общественного разделения труда. Соответственно строится концепция общества, представленная через структуры воспроизведения социальных действий и взаимодействий и форму расслоения социокультурных групп. Выделяются также формы межличностных и межгрупповых отношений, значимые с точки зрения поддержания и разрушения «ткани» социальности (кооперация, конфликт, интеграция, диссипация и т. п.), и механизмы их целенаправленного регулирования (институты, нормы в их структурно-функциональном, но не конкретно-содержательном плане).
Культурная антропология стала наукой о содержании совместной жизни и деятельности людей: сходные и специфичные для разных человеческих сообществ способы адаптации к природному окружению, друг к Другу, технологии жизнеобеспечения и взаимодействия, символические системы и оценочные критерии.
Различие между дисциплинами, как его обозначил Л. Уайт, состоит в следующем: «Социология — наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием. Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий и др.)» Таким образом, культурология имеет собственный предмет исследования — содержание общественной жизни ** (** White L. The Concept of Cultural Systems. N. Y., 1975. P. 128—129.).
Социологи обычно рассматривают культурные системы в качестве производных от социальных систем. В культурной антропологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности — культуры.
Психологическая антропология и психология. Различие между психологией и психологической антропологией заключается в предмете изучения. Психология связана с изучением психических состояний и процессов, с одной стороны, и уникальных особенностей личности — с другой. В психологической антропологии исследуются разделяемые членами сообщества психические характеристики — личностные черты, стереотипы поведения, психические отклонения. Психологов интересует психика человека в ее собственных закономерностях. Для психологических антропологов особый интерес представляют психические аспекты связей человека с окружением. И если объектом изучения в психологии является индивид, то в рамках психологической антропологии — это индивид в среде. М. Фуко считает, что место психологии в познании человека «там, где живое существо, расширяя область действия своих функций, своих нейромоторных форм, своих физиологических закономерностей, и в то же время приостанавливая и ограничивая их, открывает себя к самой возможности представления» *(* Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 452.).
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности ... соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с ... формы ЗПР — органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. В западной ...
Иными словами, здесь речь идет о внутриличностных процессах.
С позиции психологической антропологии для понимания человека важно интересоваться не столько его личностными качествами, сколько знать, Что он делает, как и для чего. Ответы на эти вопросы можно найти только в ситуационном контексте. Люди принимают участие в межличностных ситуациях для достижения тех целей, реализации тех интересов и потребностей, которые не осуществимы без взаимодействия с другими. Значимость одновременного удержания в поле исследовательского внимания характеристик как индивида, так и среды обнаруживается уже в работах Л. С. Выготского, А. Валлона, Ж- Пиаже при изучении формирования личности в динамике познавательных процессов. Позже, в начале 60-х гг., Р. Вудворс и Р. Уайт показали, что мотивационные факторы, являющиеся движущей силой поведения, следует искать в области взаимодействий индивида со средой, а не за ее пределами; что такое взаимодействие, выражающееся в поведении, порождает условия и предпосылки для собственного развития. Таким образом, основным предметом психологической антропологии являются не его компоненты, но само поведенческое взаимодействие индивида со средой.
11