Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания
1 вопрос: Эксперимент: велосипедисты: есть зрители и нет; знакомая трасса или нет. Есть люди – скорость будет расти, независимо ни от чего (ф), но может упасть (и)
Фассилитация (секретарь при людях печатает быстро) (облегчение, усиление) ингибиция (допускает больше ошибок) (отталкивание).
В семье – зависимость от социального влияния; оказываем друг на друга тотальное влияние.
Соц психологов интересует соц субъект (человек или группа, вовлеченных в соц взаимодействие)
Взаимодействие – человек внутри группы, неск групп, человек и человек
Особенности человеческой коммуникации:
- коммуникация носит удвоенный характер: информация не только передается, но она уточняется, формируется, изменяется. (я думаю, я думаю о другом (мы думаем, что о нас думают другие) => информация производится)
- с помощью знака человек может оказывать влияние на другого человека (Челдини: «щёлк — зажужжало»: ципленок, чтобы спастист от хорька сигналит взрослой самке, она начинает нападость на хорька и защищать малыша; в хорька звук – индюшка наброилась, начала защищать его. У человека ЗНАК оказывает влияние: Толстой «отец Сергий», красивый успешный в карьере солдат влюбляется в фрейлину, перед свадьбой нарушил все правила, он узнает, что она была любовницей царя => когнитивный диссонанс: девушка обесчестена, но он должен защитить ее честь, но вызвать царя на дуэль он не может => он все бросил и ушел в монастырь)
- при передаче информации возникают коммуникативные барьеры
- коммуникация возможна только тогда, когда знаки и закрепленные за ними значения известны участникам коммуникативного процесса
+ фассилитаторы |
— ингибиторы |
Поворот головы в сторону собеседника Поворот корпуса Поворот стоп
!улыбка! 25% привлекательности !взгляд! 30-60% (недолгий) кивание наклон вперед наклон головы в сторону (ориентировочный рефлекс) открытые ладони (открытость, честность, порядочность, доверчивость, надежность) !?отзеркаливание (для начала – интонация, тембр, темп) |
неэстетичное (курение, дым в лицо, ковыряния, чесать голову, зевать, грызть ногти, плевать, жевачка, мат) скрещенные руки и ноги (защита, закрытость) компульсивные движения (стучать пальцами, играть ключами, нога дергается, мелкие циклические движения) прикосновения к лицу колющие, пилящие, рубящие, перст указующий движения ладонь вниз |
Виды каузальной атрибуции: личная — причины поведения приписываются личности (я попал, я — молодец) и безличная — приписывается обстоятельствам(я не попал, он – плохой).
Основная ошибка каузальной атрибуции: эксперимент Милгрема; приоритет личной каузальной атрибуции над безличной. Человеку свойственно объяснять причины своего поведения или причины поведения другого человека используя личную каузальную атрибуцию ; если он (я) себя так ведут, значит они такие.
Коммуникативные барьеры.
Индукционное торможение – накладка событий.
Основные барьеры:
- фонетический (используется непонятные звуки);
- семантический (непонимание смысла слова);
- индивидуальный (болтливость или молчаливость, неприязнь и т.д.);
- стилистический (использование неуместного стиля в разговоре).
Для разрешения коммуникативного барьера коммуникатор и реципиент должны поменяться своими коммуникативными ролями (до тех пор, пока вы не поговорите о «кошке» вашего собеседника, он о вашей «собаке» слышать ничего не захочет).
Общение как взаимодействие.
Доич выделил 2 типа взаимодействия:
- Кооперация – такой тип взаимодействия при котором оба субъекта помогают друг другу в достижении цели.
- Конкуренция – напротив: 2 партнера игнорируют интересы друг друга и и тормозят процесс достижения целей.
В простейших ситуациях общения интеракция воспроизводит саму себя. «Око за око, зуб за зуб».
Томас Килмен
100% .соперничество .сотрудничество
М
компромисс
.приспособление
.уход(избегание)
100% Ж
График 1
Коуч – коучинг.
Социальная психология группы.
Группа – первое значение: несколько предметов или людей, изображенных вместе (в 16в.); в 18в. – совокупность людей; 20в. – появилась дискуссия о существовании группы (Дюргей и Олпорт).
Дюргей: группа существует реально, т.к. только в ней существует ряд явлений: традиции, нравы, обычаи, распределение труда.
Олпорт полагал, что заявление Дюргея является голословным. Именно он привнес в социальную психологию научность.
Тейлор: научная организация труда.
Терстоун: завышенная самооценка
Самый счастливый
заниженная
самооценка
3
2 Самый несчастливый
Что для счастья нужно: тепло (5), друзья (7), здоровье (8), благополучие в семье (9), материальный ценз (3), кот (3), любимое занятие (5), муж (5), законченное образование (2).
Шериф использовал автокинетический эффект – первое исследование групповой нормы.
Мейо – хотторнский эффект. В 2 группах оценивалась производительность труда. В одной группе использовались спец методы повышения труда (Тейлоровские методы), в другой группе этого не делалось. Результат: 1-я группа: производительность труда повысилась на 20%, но спустя месяц и во второй группе повысилась.
К.Левин эксперимент «о стиле лидерства». В 1946г. в Гарварде в раз в мире собралась группа специалистов на первый семинар, посвященный малой группе. Когда социальные психологи обратились к феномену малой группы, тогда они и утвердили социальную психологию как науку, поскольку ни одна из наук не изучала феномен малой группы.
Классификация групп.
- По размеру:
- Микрогруппа (диада и триада)
- Малая группа – малочисленная(1) по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью(2) и находятся в непосредственном личном контакте(3) друг с другом, что является основанием для возникновения эмоциональных отношений(4) в группе, а так же особых групповых ценностей и норм поведения(5).
Вопрос о верхней и нижней границе малой группы: от 2 человек; Коломенский считал верхней границей 40 человек, т.к. исследования в России малой группы проводилось в школьном классе, Петрушин «большая контактная группа».
- Большая группа – реальная, значительная по размерам, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность. Основная идея: формирование общественно культурных ценностей, традиций и норм, которые через малые группы доводятся до сознания каждого человека.
- По уровню развития:
- Низкого уровня развития. Ассоциации (группа, где отсутствует объединяющая совместная деятельность), корпорации (организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства) и диффузные группы (нет совместной деятельности и ценностно-ориентационного единства).
- Высокого уровня развития. Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. Признаки: высокая сплоченность, коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, социальный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу, объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
Динамические процессы в малой группе
Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (этапы).
Этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация (застой), регресс, распад.
Образование малой группы: почему люди объединяются в группы. Группа появляется в результате понимания собственных интересов, с учетов общественных потребностей. (бихевиоризм: люди объединяются в группы, где максимально учитываются их интересы) Как внешне заданная группа становится группой в психологическом смысле этого слова? В результате сплоченности (если все члены одновременно вступают), под влиянием конформизма (основная группа уже сформирована, поступает новый человек).
Конфорность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.
Конфорность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении его поведения и установок. Конформизм – динамический процесс. Виды конформизма:
- Внешний – демонстративное подчинение мнению группы при скрытом сопротивлении с целью заслужить одобрение или избежать порицания
- Внутренний – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции большинства.
- Негативизм (нонконформизм) – стремление поступать наперекор позиции большинства. Любой ценой и в любых случаях утверждать противоположную точку зрения. Если индивид противостоит мнению группы, то он полностью зависит от нее, т.к. ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение.
1951г. – 1 эксперимент Аша по групповой динамике. Студент, разные по длине линии – 32% подчиняются мнению большинства.
{Псих проект : название, рекламный слоган, содержание проекта}
Голубые слоники. Мы учим летать. мы работаем с меньшинствами людьми: мы их приглашаем, помогаем снять им эмоциональное напряжение в зависимости от ситуации и психических особенностей подбираем индивидуальный подход: кто пришел впервые помогаем справится с волнующей его проблемой, кто повторно – помогаем поддерживать постоянство эмоциональной сферы, и помогаем им найти 2 половинку своей души.
Лидерство и руководство.
Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать решения в значимых для группы ситуациях.
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией.
Соотношение понятий лидер – руководитель (Порыгин):
- Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе. Руководитель – официальные отношения.
- Лидерство – элемент микросреды, руководство – макросреды.
- Лидерство возникает стихийно, а руководителя назначают.
- Руководитель обладает определенной системой санкций.
Лидер и руководитель призваны стимулировать группу к достижению цели.
Теории лидерства.
- Теория черт (мертвая теория) – Берд в 1940г.: 65% черт не повторялось.
- Ситуационная теория лидерства. Лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях выделяют отдельные члены группы, которые превосходят других членов группы в каком-то качестве. Но т.к. именно это качество является необходимым, в данной ситуации, человек им обладающий становится лидером.
- Синтетическая теория. Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом.
Стили лидерства.
Название |
Продуктивность |
Удовлетворенность |
Авторитарный |
+ |
— |
Демократический |
+ |
+ |
Либеральный (попустительский) |
_ |
_ |
Эффективность групповой деятельности
Это отношение достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. 2 универсальных критерия эффективности:
- Продуктивность – чаще всего экономическая результативность, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство.
- Удовлетворенность – психологическое состояние, вызванное соотношением притязаний субъекта и возможностью их осуществления (эмоциональная удовлетворенность отношениями в коллективе и удовлетворенность трудом в группе).
Дополнительные критерии:
- Всестороннее развитие личности.
- Бескорыстное и добросовестное отношение к труду.
- Общественно-политическая активность.
- Сплоченность.
- Ценностные ориентации.
- Каналы коммуникации (фронтальная 1-много, радиальная – через центральное лицо, иерархическая – 1-1-много).
- Межличностные отношения.
- Стиль лидерства.