Вопросы для повторения
«Теория и методика развития детского изобразительного творчества»
- Методологические основы теории и методики детского изобразительного творчества.
- Исторические этапы становления теории и методики детского изотворчества.
- Понятие художественный способности. Структура и характеристика компонентов. Индивидуально-дифференцированный подход к развитию художественной одаренности.
- Понятие художественное творчество. Этапы творческого процесса. Своеобразие детского художественного творчества. Педагогические условия его развития.
- Взаимосвязь обучения и творчества в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Подходы к развитию творчества в отечественных и зарубежный исследованиях.
- Графика как вид искусства. Художники – иллюстраторы детской книги. Особенности восприятия иллюстраций детьми. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией.
- Скульптура как вид искусства. Особенности понимания детьми скульптуры. Методика ознакомления дошкольников со скульптурой.
- Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись) как вид искусства. Требования к отбору произведений. Особенности восприятия живописи Методика ознакомления дошкольников с живописью.
- Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы.. Особенности восприятия их детьми. Методика ознакомления дошкольников с предметами ДПИ.
- Архитектура как вид искусства. Своеобразие архитектуры как вида искусства. Особенности восприятия архитектура детьми. Методика ознакомления дошкольников с архитектурой.
- Синтез искусств как фактор активизации детского изотворчества.
- Возможности музейной педагогики в художественном развитии дошкольников.
- Виды изобразительной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Их специфика и взаимосвязь.
- Своеобразие методики развития изотворечства в раннем детстве.
- Специфика методов и приемов художественного развития дошкольников.
- Игровые методы и приемы обучения детей изотворчеству.
- Своеобразие различные форм организации детской деятельности.
- Развивающая среда как фактор развития детского изотворчества. Роль уголка изодеятельности в художественно-эстетическом развитии детей. Требования к среде.
- Диагностика художественно-эстетического развития дошкольников.
Второй вопрос – практический (готовиться в межсессионный период подгруппой студентов):
Зарубежные направления в теории и методике развития детского ...
... Лампрехт и другие). Цель контрольной работы - изучить зарубежные направления в теории и методике развития детского изобразительного творчества в конце XIX-ХХ вв. 1. Детская изобразительная деятельность в ... к достижению цели, которое, по его мнению, заключалось в развитии индивида. Его идея о том, что развитие детского искусства имеет типичный и предсказуемый характер, сыграло важную роль в ...
- Предоставление конспекта интересной формы работы с детьми Это может быть проект, «путешествие», мини-кружок по теме…
(Выполняется в подгруппах: студенты выполняют 4 конспекта:1 конспект — в видом искусства на выбор (живопись (портрет, пейзаж, натюрморт, пейзаж и т.п.), архитектура, скульптура, ДПИ); 2 – развитие рисования по выбранной теме;
2. Составление диагностикидля 1 возрастной группы на выбор по одному из направлений. (
В диагностике указывается:
Цель.
Задачи:
Стимульный материал
Инструкция: Например, ребенку демонстрируется изображение…, предлагается ответить на вопросы….
Критерии оценки.
Уровни.
Тематика «Я в музее» (варианты: «Я иду в музей»), или «Я играю на компьютере» (тему можно скорректировать подл возраст).
Вопросы по рисунку и опыту (можно спроектировать н6а основе материалов 3х томника по «Диагностике»).
– 4-7 вопросов, направленных на выявление опыта детей посещения музея, впечтаелнеий, понимания правил и т.п.
Составляют коллекцию детских работ по теме:
«Я иду в музей» (варианты: Я играю на компьютере», для младших _ «Я!»).
Нужно: 1 предложить 3-5 лдетям выполнить работу по теме (не подсказывать) как нарисуют.
Проанализировать работы по основным средствам вырезительности.
- Анализируют одну из образовательных программ – раздел «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
По следующим критериям: Задачи работы.
Особенности содержания (разделы, их взаимосвязь, доступность, ориетированность на возрастные возможности, многообразие содержания)
Соотнесенность разделов по развитию восприятия и деятельности.
Представленность интеграции с другими разделами, средствами развития (например математического, музыкального и т.п.)
В межсессионный период студенты ИЗУЧАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО следующие вопросы:
1. Музейная педагогика. Для этого – знакомятся с презентацией по музейной педагогике. Выстраивают план ответа. Во втором семестре – просматривают выданные программы по музейной педагогике.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... мир чувств – интеллектуальные, моральные, эстетические и чувства по отношению к ... при этом наблюдается активная ориентировочная деятельность, включающая анализ ситуации (Толмен), ... стоит им жизни). сложность программы действий, передающихся по наследству, ... прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело ... человека в обществе (у детей - маугли сознание отсутствует) и ...
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Академия, 1997.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Академия, 1999. –
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. (Введение).
- Теория и методика изобразительной деятельности / Под ред. В.Б. Косминской. – М.: Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. Просвещение, 1985.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965.
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956.
5 Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. — М.: Академия, 1999. — С.458-465.
Парциальные программы
- Воробьева Д.И. Гармония: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. — СПб.: ЛОИУУ, 1995.
- Золочевский С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994.
- Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.) М., 2002.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа. М.,2001.
- Куревина О.А.. Селезнева Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей .М.,1999.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.,1999.
- Ражников Б.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо»// Дошкольное воспитание.,1996,№9-с.58-65
- Торшилова Е.М. Программа «Шалун или мир дому твоему» и методика эстетического развития дошкольника – М., 1999.
1.Эстетическое воспитание 1. понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.
художественное воспитание22. 2 2 трактуется как воспитание средствами искусства.
Художественно образование – процесс освоения личностью совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественно творчества.
Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической ...
... искусства в воспитании и развитии детей придавали видные педагоги Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская. Активно использовали роль искусства и художественного воспитания в разнообразных видах учебной деятельности ... готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности. Изложение основного материала. Музыкально-эстетическая деятельность характеризуется особой структурой ...
художественно-эстетическое развитие3 3 как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становления и совершенствования эстетического сознания, отношения и эстетической деятельности человека.
Эстетическое восприятие 4 как сложный целенаправленный эмоционально окрашенный процесс отражения воспринимаемого объекта с позиции эстетического идеала, обладает рядом особенностей: оценочно, целостно (восприятие в единстве содержания и формы), эмоционально, субъективно.
Художественное восприятие 5 понимается как процесс узнавания, понимания, эмоционально-эстетической оценки художественного произведения.
Искусство – 6 специфическая особая форма общественного создания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира, высшая форма эстетического отражения и познания мира в художественных образах, связано с трудом, бытом, познанием.
художественный образ, 7 как форма отражения действительности в искусстве с позиции эстетического идеала; эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности, в более частном случае — элемент, часть художественного произведения, способ бытия и воспроизведения особенной, художественной реальности.
Эстетические суждения 8 рассматривают как умственный акт, реализующий отношение личности к конкретному эстетическому явлению (с разной степенью сложности, глубины – основанных на представлениях, эстетическом опыте).
Эстетическая оценка9 9– целенаправленное отношение человека к определенному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами.
Высшим критерием эстетической оценки, предполагающим сопоставление явлений, социально обусловленное представлений личности о совершенстве, красоте, воспринимаемое как цель, имеющим побудительный характер – выступает эстетический идеал.
Эстетический интерес, 10 понимаемый как целенаправленность личности на эстетическую деятельность и характеризуемый широтой, глубиной, устойчивостью, и в дошкольном возрасте только закладываются его основы.
эстетического отношения к миру,11 которое в современных источниках рассматривается как метакатегория педагогики искусства, уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия, интегрирующий и гармонизирующий взаимосвязи человека с окружающей действительностью в целях создания целостной, личностно значимой эстетической картины мира (
Активизация познавательной деятельности детей с ЗПР
... личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность (В.А. Артемов, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.). Эстетическая воспитанность ... личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни. 2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, ...
Творчество 12 как активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, создающий новые оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.п., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.
«творческая активность ребенка» – является интегративным качеством личности, включающим мотивационный, процессуальный, результативный компонент, проявляющейся в разных видах художественной деятельности (Заплатина).
Способности 13. понимаются как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие сравнительную легкость и высокое качество овладения каким-либо деятельностью (Б.М. Теплов), присущие всем и поддающиеся развитию.
Синтез искусств 1141414 (перев. соединение, сочетание) понимается как «органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах» (Ю.П. Борев, М.С. Каган, Т.Г. Пеня, Б.П. Юсов, Р.М. Чумичева).
· Начертить «дерево идей» в области художественно-эстетического развития детей, указав временные рамки (этапы или примерные годы), основные идейные ориентиры (проблема соотношения «творчество-обучение», «развитие способностей», вопросы приобщения детей к искусству, проблемы музейной педагогики).
-
Соотношение социальных и биологических факторов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
- Доступно ли искусство дошкольникам?: за и против.
Задачи художественно- эстетического развития
-
Активизация и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах (эстетических эмоций и чувств), развитие художественно-эстетического восприятия.
- Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе обогащение и начальное обобщение представлений об искусстве, эстетических категориях (на доступном уровне).
- Способствование освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ, становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности, на их основе формирование эмоционально-нравственных и эстетических ориентаций, подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, и поддерживание проявления ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию (на посильном уровне).
- Стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и по отношению к разным объектам (произведениям искусства, объектам природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).
5. Развитие изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников
... искусству как средство эстетического развития. Теоретико-методологической основой исследования являются труды, главным образом, отечественных авторов, посвященные проблемам развития воображения детей ... деятельность. Предмет исследования - изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников. Цель работы - рассмотреть значение изобразительной деятельности в эстетическом ...
Современные технологии художественно-эстетического развития и воспитания детей проектируются на следующих принципах, которые ярко отражают методические ориентиры: принцип комплексного подхода к эстетическом и целостному развитию, связи искусства и науки, преемственности прогрессивных элементов культуры (формирование понимания связей между развитием традиций), полихудожественного и интегратвиного подхода, учета географических, исторических, культурологических факторов, эстетизации всей жизни детей, единства обучения и самостоятельного художественного творчества детей (соотношения «обучения» (освоения способов деятельности) и самостоятельного поиска и самодеятельности детей), раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах детской деятельности (Б.П. Юсов).
Выделяют также принципы – «методические рекомендации»: «педагогической драматургии» (создание ситуаций уподобления), целостности и неспешности эмоционального освоения материала (освоение через погружение), постоянства связи с жизнью (привлечение личного опыта, поисковой деятельности, взаимодействий с родителями, внесение созданных детьми работ в пространство класса или группы), опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создание потребности в приобретении знаний и умений (Б.М. Неменский)1.
1Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – Стр. 195-202.