1Вопросы для повторения

Вопросы для повторения

«Теория и методика развития детского изобразительного творчества»

  1. Методологические основы теории и методики детского изобразительного творчества.
  2. Исторические этапы становления теории и методики детского изотворчества.
  3. Понятие художественный способности. Структура и характеристика компонентов. Индивидуально-дифференцированный подход к развитию художественной одаренности.
  4. Понятие художественное творчество. Этапы творческого процесса. Своеобразие детского художественного творчества. Педагогические условия его развития.
  5. Взаимосвязь обучения и творчества в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Подходы к развитию творчества в отечественных и зарубежный исследованиях.
  6. Графика как вид искусства. Художники – иллюстраторы детской книги. Особенности восприятия иллюстраций детьми. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией.
  7. Скульптура как вид искусства. Особенности понимания детьми скульптуры. Методика ознакомления дошкольников со скульптурой.
  8. Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись) как вид искусства. Требования к отбору произведений. Особенности восприятия живописи Методика ознакомления дошкольников с живописью.
  9. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы.. Особенности восприятия их детьми. Методика ознакомления дошкольников с предметами ДПИ.
  10. Архитектура как вид искусства. Своеобразие архитектуры как вида искусства. Особенности восприятия архитектура детьми. Методика ознакомления дошкольников с архитектурой.
  11. Синтез искусств как фактор активизации детского изотворчества.
  12. Возможности музейной педагогики в художественном развитии дошкольников.
  13. Виды изобразительной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

    Их специфика и взаимосвязь.

  14. Своеобразие методики развития изотворечства в раннем детстве.
  15. Специфика методов и приемов художественного развития дошкольников.
  16. Игровые методы и приемы обучения детей изотворчеству.
  17. Своеобразие различные форм организации детской деятельности.
  18. Развивающая среда как фактор развития детского изотворчества. Роль уголка изодеятельности в художественно-эстетическом развитии детей. Требования к среде.
  19. Диагностика художественно-эстетического развития дошкольников.

Второй вопрос – практический (готовиться в межсессионный период подгруппой студентов):

4 стр., 1840 слов

Зарубежные направления в теории и методике развития детского ...

... Лампрехт и другие). Цель контрольной работы - изучить зарубежные направления в теории и методике развития детского изобразительного творчества в конце XIX-ХХ вв. 1. Детская изобразительная деятельность в ... к достижению цели, которое, по его мнению, заключалось в развитии индивида. Его идея о том, что развитие детского искусства имеет типичный и предсказуемый характер, сыграло важную роль в ...

  1. Предоставление конспекта интересной формы работы с детьми Это может быть проект, «путешествие», мини-кружок по теме…

(Выполняется в подгруппах: студенты выполняют 4 конспекта:1 конспект — в видом искусства на выбор (живопись (портрет, пейзаж, натюрморт, пейзаж и т.п.), архитектура, скульптура, ДПИ); 2 – развитие рисования по выбранной теме;

2. Составление диагностикидля 1 возрастной группы на выбор по одному из направлений. (

    В диагностике указывается:

    Цель.

    Задачи:

    Стимульный материал

    Инструкция: Например, ребенку демонстрируется изображение…, предлагается ответить на вопросы….

    Критерии оценки.

    Уровни.

    Тематика «Я в музее» (варианты: «Я иду в музей»), или «Я играю на компьютере» (тему можно скорректировать подл возраст).

    Вопросы по рисунку и опыту (можно спроектировать н6а основе материалов 3х томника по «Диагностике»).

    – 4-7 вопросов, направленных на выявление опыта детей посещения музея, впечтаелнеий, понимания правил и т.п.

    Составляют коллекцию детских работ по теме:

    «Я иду в музей» (варианты: Я играю на компьютере», для младших _ «Я!»).

    Нужно: 1 предложить 3-5 лдетям выполнить работу по теме (не подсказывать) как нарисуют.

    Проанализировать работы по основным средствам вырезительности.

    1. Анализируют одну из образовательных программ – раздел «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

    По следующим критериям: Задачи работы.

    Особенности содержания (разделы, их взаимосвязь, доступность, ориетированность на возрастные возможности, многообразие содержания)

    Соотнесенность разделов по развитию восприятия и деятельности.

    Представленность интеграции с другими разделами, средствами развития (например математического, музыкального и т.п.)

    В межсессионный период студенты ИЗУЧАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО следующие вопросы:

    1. Музейная педагогика. Для этого – знакомятся с презентацией по музейной педагогике. Выстраивают план ответа. Во втором семестре – просматривают выданные программы по музейной педагогике.

    ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

    7 стр., 3272 слов

    Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

    ... мир чувств – интеллектуальные, моральные, эстетические и чувства по отношению к ... при этом наблюдается активная ориентировочная деятельность, включающая анализ ситуации (Толмен), ... стоит им жизни). сложность программы действий, передающихся по наследству, ... прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело ... человека в обществе (у детей - маугли сознание отсутствует) и ...

    1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Академия, 1997.
    2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Академия, 1999. –
    3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. (Введение).
    4. Теория и методика изобразительной деятельности / Под ред. В.Б. Косминской. – М.: Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. Просвещение, 1985.
    5. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965.
    6. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956.

    5 Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. — М.: Академия, 1999. — С.458-465.

    Парциальные программы

    1. Воробьева Д.И. Гармония: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. — СПб.: ЛОИУУ, 1995.
    2. Золочевский С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет- М.: Аспект-пресс, 1994.
    3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.) М., 2002.
    4. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
    5. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа. М.,2001.
    6. Куревина О.А.. Селезнева Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей .М.,1999.
    7. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.,1999.
    8. Ражников Б.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо»// Дошкольное воспитание.,1996,№9-с.58-65
    9. Торшилова Е.М. Программа «Шалун или мир дому твоему» и методика эстетического развития дошкольника – М., 1999.

    1.Эстетическое воспитание 1. понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

    художественное воспитание22. 2 2 трактуется как воспитание средствами искусства.

    Художественно образование – процесс освоения личностью совокупности знаний, умений, навыков, формирование мировоззренческих установок в области искусства и художественно творчества.

    7 стр., 3259 слов

    Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической ...

    ... искусства в воспитании и развитии детей придавали видные педагоги Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская. Активно использовали роль искусства и художественного воспитания в разнообразных видах учебной деятельности ... готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности. Изложение основного материала. Музыкально-эстетическая деятельность характеризуется особой структурой ...

    художественно-эстетическое развитие3 3 как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становления и совершенствования эстетического сознания, отношения и эстетической деятельности человека.

    Эстетическое восприятие 4 как сложный целенаправленный эмоционально окрашенный процесс отражения воспринимаемого объекта с позиции эстетического идеала, обладает рядом особенностей: оценочно, целостно (восприятие в единстве содержания и формы), эмоционально, субъективно.

    Художественное восприятие 5 понимается как процесс узнавания, понимания, эмоционально-эстетической оценки художественного произведения.

    Искусство – 6 специфическая особая форма общественного создания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из способов эстетического освоения мира, высшая форма эстетического отражения и познания мира в художественных образах, связано с трудом, бытом, познанием.

    художественный образ, 7 как форма отражения действительности в искусстве с позиции эстетического идеала; эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности, в более частном случае — элемент, часть художественного произведения, способ бытия и воспроизведения особенной, художественной реальности.

    Эстетические суждения 8 рассматривают как умственный акт, реализующий отношение личности к конкретному эстетическому явлению (с разной степенью сложности, глубины – основанных на представлениях, эстетическом опыте).

    Эстетическая оценка9 9– целенаправленное отношение человека к определенному явлению или образу на основе его сопоставления с эстетическими нормативами, идеалами.

    Высшим критерием эстетической оценки, предполагающим сопоставление явлений, социально обусловленное представлений личности о совершенстве, красоте, воспринимаемое как цель, имеющим побудительный характер – выступает эстетический идеал.

    Эстетический интерес, 10 понимаемый как целенаправленность личности на эстетическую деятельность и характеризуемый широтой, глубиной, устойчивостью, и в дошкольном возрасте только закладываются его основы.

    эстетического отношения к миру,11 которое в современных источниках рассматривается как метакатегория педагогики искусства, уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия, интегрирующий и гармонизирующий взаимосвязи человека с окружающей действительностью в целях создания целостной, личностно значимой эстетической картины мира (

    10 стр., 4532 слов

    Активизация познавательной деятельности детей с ЗПР

    ... личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность (В.А. Артемов, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.). Эстетическая воспитанность ... личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни. 2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, ...

    Творчество 12 как активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, создающий новые оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.п., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества.

    «творческая активность ребенка» – является интегративным качеством личности, включающим мотивационный, процессуальный, результативный компонент, проявляющейся в разных видах художественной деятельности (Заплатина).

    Способности 13. понимаются как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие сравнительную легкость и высокое качество овладения каким-либо деятельностью (Б.М. Теплов), присущие всем и поддающиеся развитию.

    Синтез искусств 1141414 (перев. соединение, сочетание) понимается как «органическое соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека; единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах» (Ю.П. Борев, М.С. Каган, Т.Г. Пеня, Б.П. Юсов, Р.М. Чумичева).

    · Начертить «дерево идей» в области художественно-эстетического развития детей, указав временные рамки (этапы или примерные годы), основные идейные ориентиры (проблема соотношения «творчество-обучение», «развитие способностей», вопросы приобщения детей к искусству, проблемы музейной педагогики).

    1. Соотношение социальных и биологических факторов в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

    1. Доступно ли искусство дошкольникам?: за и против.

    Задачи художественно- эстетического развития

    1. Активизация и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение его в произведениях искусства и собственных творческих работах (эстетических эмоций и чувств), развитие художественно-эстетического восприятия.

    2. Создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе обогащение и начальное обобщение представлений об искусстве, эстетических категориях (на доступном уровне).
    3. Способствование освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ, становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, коллекционирования, творческих досугов, рукоделья, проектной деятельности, на их основе формирование эмоционально-нравственных и эстетических ориентаций, подведение детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, и поддерживание проявления ценностного отношения к национальному и мировому культурному наследию (на посильном уровне).
    4. Стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и по отношению к разным объектам (произведениям искусства, объектам природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).

    5. Развитие изобразительной деятельности.

    10 стр., 4898 слов

    Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников

    ... искусству как средство эстетического развития. Теоретико-методологической основой исследования являются труды, главным образом, отечественных авторов, посвященные проблемам развития воображения детей ... деятельность. Предмет исследования - изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников. Цель работы - рассмотреть значение изобразительной деятельности в эстетическом ...

    Современные технологии художественно-эстетического развития и воспитания детей проектируются на следующих принципах, которые ярко отражают методические ориентиры: принцип комплексного подхода к эстетическом и целостному развитию, связи искусства и науки, преемственности прогрессивных элементов культуры (формирование понимания связей между развитием традиций), полихудожественного и интегратвиного подхода, учета географических, исторических, культурологических факторов, эстетизации всей жизни детей, единства обучения и самостоятельного художественного творчества детей (соотношения «обучения» (освоения способов деятельности) и самостоятельного поиска и самодеятельности детей), раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах детской деятельности (Б.П. Юсов).

    Выделяют также принципы – «методические рекомендации»: «педагогической драматургии» (создание ситуаций уподобления), целостности и неспешности эмоционального освоения материала (освоение через погружение), постоянства связи с жизнью (привлечение личного опыта, поисковой деятельности, взаимодействий с родителями, внесение созданных детьми работ в пространство класса или группы), опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создание потребности в приобретении знаний и умений (Б.М. Неменский)1.

    1Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – Стр. 195-202.