Современные подходы, методы и методики диагностики одаренности детей и взрослых.
Наблюдение как метод диагностики одаренности.При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить оего одаренности, нужно выявить то сочетание психологическихсвойств, которое присуще именно ему, т.е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Это достаточно простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо по этому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.
К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:
1) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Теперь кратко перечислим основные недостатки метода наблюдения. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результат наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентируется на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.
Труды Л.Ф. Лазурского. Он разработал следующие правила составления психологической характеристики:
17 стр., 8342 слов
Концепции одарённости и её развития
... одарённости. Основные параметры креативности. Креативность и возраст. Возраст 3–5 лет как наиболее сензитивный для развития ... стремления к классификации предметов и явлений, острота наблюдений и её продуктивность, быстрое схватывание отношений на ... представления о природных предпосылках одаренности. Склонность как важный фактор развития способностей и одаренности. Основополагающее значение активности ...
1) наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по край-
ней мере в общих чертах, к какой именно стороне личности относиться данное проявление;
2) записывают только факты, и если отдельные наблюдения
противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать;
3) необходимо описывать также и те внешние условия, при которых данное проявление было замечено.
А.Ф. Лазурский представляет два возможных способа оформления характеристик. Первый – составляется сводка фактических данных в известной последовательности, в порядке намечавшейся
программы описания; когда такая обстоятельная сводка закончена,
остается сделать резюме.
Другой способ – исследователь, приступая к составлению сводки материала, не придерживается заранее принятого порядка изложения, а сразу же выдвигает те черты, которые, по его мнению, являются в данном случае наиболее характерными.
Тест как метод диагностики одаренности.
Английское слово тест означает «проба» или «испытание».
Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А. Бине совместно с Т. Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей. Что же такое тест? Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и
математической обработке данных.
Существуют различные классификации тестов. Тесты могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные, по направленности – на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений – на тесты скорости и тесты результативности.
Опросник для выявления
одаренных школьников (по А.А. Лосевой)
Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.
Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)
Эта методика создана А.И. Савенковым специально для родителей. В ее основу легли многолетние экспериментальные исследования автора, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет.