Тема № 4. Психология личности

125

  1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»
  2. Исследования личности: этапы, научные подходы
  3. Структура личности

4. Понятие и формы социализации личности

5. Содержание и стадии социализации

6. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность»

Реальность, которая описывается понятием «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (регsопа) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. У римлян слово «регеопа» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли. Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социальнопсихологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...

... исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа развития общественных отношений, отражают ... и мнений по ряду аспектов рассматриваемой проблемы: например, различное толкование содержания понятия «деловой этикет»; синонимичное использование терминов «служебный этикет» и «деловой этикет». ...

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее. Представим соотношение этих понятий графически.

Рис. «Соотношение объемов понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность» с понятием «личность»

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид это единичный представитель вида «Ноmо Sарiепs». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Исследования личности: этапы, научные подходы

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности все социальнопсихологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и изменение на протяжении жизни человека. Поскольку большинство направлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана.

Психология личности как наука сложилась сравнительно недавно, но исследования в этой области велись уже давно. В истории исследований можно выделить несколько этапов.

Наименование этапа

Период

Исследователи

Философско-литературный

V в. до н. эры – XIX в.

Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк и др.

Клинический

Нач. XIX в. – XX в.

Фрейд, Адлер, Юнг и др.

Экспериментальный

Нач. XX в.

Лазурский, Айзенк, Кэттел, Олпорт и др.

Основными проблемами психологии личности в философсколитературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим.

В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачамипсихиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность.

Эксперименталъный период характеризуется активным внедрением в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавиться от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы).

С конца 30-х гг. нашего столетия в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашёго века сложилось много различных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.

В соответствии с бихевиористской теорией личности (основоположником которой является американский ученый Д.Уотсон), психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение личности.

Основоположники гештальтпсихологической теории личности Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Построение психического образа происходит как мгновенное «схватывание» его структуры.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора.

Когнитивная теория личности (У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям.

Гуманистическая теория личности (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей.

Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую.

1. Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработанная З.Фрейдом. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно» – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели вжизни человека (первый принцип поведения).

Второй принцип поведения –гомеостаз – тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

«Я»представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность.

«СверхЯ» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Несознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

2. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологичёские возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче – от структуры социальной деятельности индивида.

По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности складываются в результате наблюдений над такими социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей являются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе – это результат взаимодействия между индивидом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой.

3. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Это направление определяется как гуманистическое и ассоциируется с такими именами, как К.Роджерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношений. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «Я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.

Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или–или» не имеет смысла. В качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности в отечественной психологии предлагается историко-эколюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социальноисторический образ жизни выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности. Формирование и развитие этого направления – заслуга Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Эта теория в отечественной психологии носит название теории деятелъности.

В отечественной психологии можно выделить и ряд других теорий.

Основоположники теории отношений – А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев – считали, что «ядро» личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.

Согласно теории общения – Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская – личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений.

Теория установки – Д.Н.Узнадзе, А.С.Прангишвили – развивает представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности.

Структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человекаипо степени их представленности в структуре личности. Выделяют следующие составляющие:

  • всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
  • социальноспецифические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
  • индивидуальнонеповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуальнотипологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности.

Название подструк-туры

Подструк-туры под-

структур

Соотноше-ние социаль-

ного и био-

логического

Уровень анализа

Виды фор-миро-вания

Направлен-ность лич-ности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Биологичес-кого почти нет

Социаль-

но-пси-хологи-ческий

Вос-пита-ние

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Социального значительно больше

Психо-лого-пе-дагоги-ческий

Обу-че-

ние

Особенно-сти психи-

ческих процессов

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Социального чаще больше

Индиви-дуально-психоло-гический

Уп-раж-не-ния

Биопсихи-

ческие

свойства

Темперамент, половые, возрастные свойства

Социального почти нет

Психо-физиоло-гический

Нейро-психоло-гический

Тре-ни-ровка

В этой концепции к. Платонов выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации. Он имеет свои особенности. Социализация – это аккумулирование индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Понятие «социализация» тесно связано с понятием «адаптация», которую можно рассматривать и как составную часть социализации, и в качестве ее основной характеристики. Различают два видаадаптации: психофизиологическую и социально-психологическую.Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социальнопсихологическая адаптация бывает разной: по направленности позитивной или негативной, по механизму осуществления добровольной или принудительной. Процесс социальнопсихологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение.Психофизиологическая адаптация организма – это адаптация и поступки личности в конкретных условиях окружающей среды.

Понятие и формы социализации личности

Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях.

Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей, т.е. происходит становление и развитие личности.

Социализация осуществляется в процессе воздействия на индивида таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя с позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него имеются потребности, и если в процессе воспитания учитываются эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка и формированию гармонично развитой личности. В противном случае сформируется в большей или в меньшей степени деформированная, асоциальная личность.

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социальнокультурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики, вовторую – индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят социально-политические, экономические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Замечено, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентаций на групповые ценности, в то время как в переломные кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, те, у которых одновременно преобладают и общечеловеческие, и индивидуальноличностные притязания; а с другой люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из указанных типов личностей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т.п.) группы.

Индивидуальноличностные факторы социализации личности не менее значимы. Согласно исследованию американского ученого Л. Кольберга, в стабильные периоды развития общества дети до 7 лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка.

По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженности индивидуально-личностных и общечеловеческих характеристик направленности личности.

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением «идеологической цельности» (термин американского ученого Э. Эриксона) общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием «аномии» (термин Э. Дюркгейма).

В принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы: 1) дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее общеразвитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют свою собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство людей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их социализация проходит: 1) либо через переживание глубокого личностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности оказались востребованными.

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. В процессе формирования личности ребенок на уровне психических процессов, освоив низшие психические функции, путем обучения овладевает высшими психическими функциями. Суть этого процесса заключается в усвоении ребенком знаков (универсальным выражением которых является слово), имеющих значение того предмета или процесса, которые они замещают. Высшие психические функции – это речь, словесно-логическое мыш­ление и произвольное внимание.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентаций. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

Идентификация отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

Подражание сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опытадругих людей (в частности, манер, движений, поступков и т.п.).

Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей (наблюдателя за действиями индивида, соперника) на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.

Конформность – податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Содержание и стадии социализации личности

Личность не может сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт. Социализация процесс длительный, протяженный во времени и пространстве. Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана с определенными циклами в области физического, анатомофизиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Сложилась традиция, согласно которой в структуре социализации принято выделять: 1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту); 2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.

Как правило, прежде всего рассматривают содержание социализации, которое не является прямым результатом того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению.

Истинный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, креативной природы. Однако это возможно только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве все обстоит совершенно иначе. С точки зрения Э. Фромма, в этих условиях наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция иконформизм.

Мазохизм это стремление к подчинению, отказ от «Я», слияниеего с кемнибудь или чемнибудь, иначе говоря, это бегство от одиночества, свободы.

Социализация в виде садизма осуществляется путем: 1) постановки других людей в зависимое положение от себя и приобретения над ними неограниченнойвласти; 2) эксплуатации других; 3) запугивания окружающих.

Деструкциякак способ социализации заключается в избавлении человека от собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира.

Конформизм, в его крайнемвыражении, означает отказ от собственного «Я» и превращение человека в робота,подмену подлинной личности псевдоличностью.

В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «массовый» человек, человек «организации», «извне ориентированная личность», «автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность». Г. Маркузе считает, что одномерному человеку свойственно: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам; отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, искаженное видение мира, сугубо потребительская ориентация, унификация «Я». Вместе с тем очевидно, что и главный смысл социализации достижение того результата, при котором человек становится высшей ценностью в обществе, еще трудно претворяется в жизнь.

Следует отметить, что во всех общественногосударственных институтах, призванных формировать объективную картину мира, нет четкой программы, осуществление которой действительно вооружало бы людей системой научных знаний о человеке. Из этого факта следует, что если в структуре отношений личности сформируется гуманистическое по своему характеру доминирующее отношение, то ему будут подчинены и все другие отношения этой личности.

Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. Среди психологов считается, что механизм социализации включает в себя такие формы, как:

  1. имитация, подражание;
  2. идентификация;
  3. руководство.

В то же время этот механизм гораздо богаче и разнообразнее, чем кажется на первый взгляд. В связи с этим следует заметить, что социализация личности осуществляется прежде всего в процессе различных видов общения: массового, группового,межличностного, делового, неформального, средствах массовой информации, культуры в целом.

Для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы массового манипулирования или, иначе говоря, «модификации» поведения людей. К ним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, умолчание, распространение слухов, «промывка» мозгов, «оболванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльности, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. В условиях тоталитаризации социализация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или страха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие, психического насилия, включая и использование психотропного оружия.

При этом следует иметь в виду, что социализация не пассивный, а активный процесс, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.

Социологический акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, завоевания положения в той или иной общности, овладения ценностями, нормами, культурой. Примером данного подхода является точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделила в социализации три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен.

Психоаналитический подход противоположен социологическому. С позиции данного подхода стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека .

Влияние бессознательного на процесс социализации очевидно. Тем не менее более реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, учитывающий как социологические, так и психоаналитические взгляды. Вот почему можно выделить: первичную; маргинальную; устойчивую; адаптационную в стадии новой ситуации, например, в связи с выходом человека на пенсию и некоторыми другими обстоятельствами.

Первичные стадии социализации ребенка, согласно утверждениям Фрейда, распадаются на:

  • оральную (от рождения до 2 лет), во время которой мир ребенка сосредоточен вокруг рта;
  • анальную (от 2 до 3 лет), на протяжении которой ребенку прививают навыки туалета ;
  • фаллическую (от 4 до 5 лет), когда у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Конфликты, связанные с этими чувствами, Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

    Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях.

В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей).

Решающее значение здесь имеют процессы познания ребенком социальных ролей и овладения ими в игровой деятельности, упражнения его в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения.

Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчивая) социализация социализация подростка. Подростковый возраст является ступенью полового созревания и продолжается до того момента, когда человек становится взрослым. Этот переходный возраст от детскости к взрослости связан главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенными статусами, выполнением широкого спектра социальных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе или в какойлибо общности Она свидетельствует о социальнопсихологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время человек дезадаптируется и, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказался. Тяжелые переживания нередко вызываются утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но эти переживания во многом компенсируются за счет любви к внукам, которая придает жизни смысл, создает ошущение полезности, повторения прожитого .

Социализацию можно рассматривать и как типичный, и как единичный процесс. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.

Социализация как «типичный» процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп одинаковых религий, культуры, одних и тех же положений. Социализация безработного типична для безработных, но отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Совершенно поособому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов.

Социализация как «единичный» процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т.е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального и др.

Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса.

Критериями социализированности личностиявляются:

  • содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека;
  • адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни;
  • социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Однако главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении потребности в самореализации и в развитии способностей для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

Таким образом, социализация во многом обеспечивает приобщение личности к обшеству, позволяет ей накапливать опыт социального поведения, играть определенные роли. В процессе ее общество осуществляет и контроль над личностью.

Можно также говорить о существовании следующих стадий социализации личности.

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт – адаптируется, приспосабливается и подражает).

Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст).

Появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции. Проявляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

А) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Б) изменение себя, чтобы «стать как все»;

В) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации».

Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием груп­пы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли.

Об этом писал К. Маркс в одной из своих ранних работ: «Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все эти нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв? Государство должно видеть и в нарушителе лесных правил человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника».

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений, можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения.

Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т. п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т.п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т. е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания).

Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовно-исполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы.

Суть этого этапа ресоциализации в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация»в социальной психологии широко используется термин«социальная реабилитация».Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия, прежде всего в объекте социальной работы.

Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которьтх характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.).

Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адапта­ция. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п. Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определение личности, отражающее ее социально-психологические особенности.
  2. Какие факторы влияют на формирование социально-психологических характеристик личности?
  3. Охарактеризуйте социально-психологические типы людей.
  4. Покажите взаимосвязь отношений и социально-психологических качеств личности.
  5. Опишите закономерности проявления социально-психологических особенностей личности.
  6. Дайте определение понятия социализация личности.
  7. Охарактеризуйте факторы социализации личности.
  8. Перечислите этапы социализации личности.
  9. Каковы основные механизмы формирования личности?
  10. Что объединяет процессы асоциализации, десоциализации и ресоциализации? А что их разъединяет?
  11. Составьте развернутый план ответа по одному из вопросов, воспользовавшись предложенными схемами по данной теме.