Структура работоспособности

Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Зависит от внешних условий труда, профессиональной заинтересованности и подготовленности, индивидуальных особенностей человека, темперамента и состояния здоровья работника. 

Можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Работоспособность человека на протяжении трудового дня непостоянна. Вначале она низкая (период врабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение работоспособности повторяться дважды в день: до обеденного перерыва и после него.

  Работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление – на пятницу и субботу.

1)Стадия врабатывание — процесс  адаптации к актуально выполняемой деятельности, во время  коего происходит настройка всех психофизиологических функций за счет актуализации динамического стереотипа.  При этом возрастает возбудимость  и функциональная подвижность  системы нервной, усиливается концентрация  возбуждения процессов нервных. Такая настройка приводит к уменьшению времени выполнения операций, к повышению ритмичности работы и ее производительности. Врабатывание  обычно завершается в первый час работы, после чего наступает устойчивое рабочее состояние. В стадии врабатывания человек акцентирует свое внимание на рабочих действиях, тщательно вы­полняет последовательность рабочих движений.

2)Стадия оптимальной работоспособности – в процессе этой стадии оптимальной работоспособности че­ловек показывает наиболее высокие показатели (количественные и качественные).

3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление:

Утомление — это функциональное состояние организма, про­являющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций че­ловека, обоснованных чувством усталости в результате выполне­ния интенсивной или длительной работы.

Утомление в основном обусловлено влиянием двух групп факторов: развитием тормозных процессов в центральной нер­вной системе и нарушением обменных процессов. Кроме этого, утомление может наступить после чрезмерной и интенсивной работы. Это может привести к сбоям в организме. ухудшению физико-химических свойств крови, уменьшению количества сахара. Все это непременно сказывается на трудо­способности центральной нервной системы. Состояние нервной системы можно определить тремя факторами: расходованием энергетических ресурсов, восстановлением их  После окончания рабочего дня и процессами торможения. Но, если быть точным, утомление следует считать только те случаи, когда организм как целое — на уровне субъекта  — на неспособен удовлетворять требованиям.  Давая определение утомлению,  можно сказать следующее: при утомлении а) может что-то происходить с клетками как таковыми, б) может что-то происходить с группами клеток в каких-то ограниченных участках тела и в) может происходить нечто, в результате  чего организм как субъект деятельности утрачивает способность к функционированию. В стадии утомления наступает резкое снижение эффективности труда.

12 стр., 5845 слов

Утомление и восстановление работоспособности

... знать о факторах влияющих на состояние организма. Полученные данные будут способствовать повышению работоспособности, улучшению производительности и снижению утомления. Проблему утомления и восстановления работоспособности рассматривали в своих работах множество различных психологов и социологов, но полностью ...

4) Стадия конечный порыв

Если человек продолжает работать, то на­ступает стадия «второго дыхания»— человек единым усилием со­бирает силы и продолжает трудиться на достаточно высоких по­показателях, но затем наступает гиперутомление.

В зависимости от сложности труда и психофизиологических особенностей человека первая фаза (врабатываемости) длится от 10-15 минут до 1-1,5 часа. Вторая фаза (устойчивой работоспособности) длится 2 –2,5 часа. Третья фаза (спада работоспособности) длится около часа.

Выделяют недельные фазы работоспособности. Первая фаза (врабатываемости) включает понедельник, вторая фаза (устойчивой работоспособности) – вторник, среда, четверг, третья фаза (спада работоспособности) – пятница, суббота.

Суточные фазы работоспособности:

Первая фаза длится с 6 час. утра до 15час. дня, делится на три фазы: 6-10 час., 10-12 час., 13-14, 15 час.

Вторая фаза продолжается с15 до 22 час., делится на три фазы: 15-16 час., 16-19 час., 19-22 час.

Третья фаза длится с 22 час. ночи до 6 час. утра, делится на фазы 22-23 час., 23-24 час., 1-6 час.

Критическими часами являются: 2-ой, 3-ий,4-ый часы ночи, когда значительно возрастает уровень брака в объеме выпуска продукции, травматизм, аварийные ситуации

Методы измерения работоспособности

Работоспособность измеряется следующими показателями:

• Выпуск продукции в единицу времени (по часам смены);

• Объем обработанной информации в единицу времени (по часам смены);

• Вероятность выпуска брака (по часам работы).

Методы измерения работоспособности

Существует ряд методов измерения работоспособности.

Статический метод. Данный метод наиболее часто используется на предприятиях и основан на изучении результатов труда, либо затрат времени на одно изделие, операцию (штучное время).

Метод субъективных оценок. Суть данного метода состоит в вы­явлении проявления чувства усталости у работников на основе анкет и опросов. Данный метод целесообразно применять для определения достоверно­сти выборки, т.е. выделения именно тех групп работников, работоспо­собность которых подвержена существенным колебаниям на протяже­нии смены.

14 стр., 6532 слов

Работоспособность водителя

... высокой работоспособности водителей является важнейшим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения.      Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем ... автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира. УТОМЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ      Психическая деятельность ...

Энергетический метод. Энергетический метод отражает измене­ние уровня расхода энергии на рабочих местах, требующих значитель­ных физических усилий

Психофизиологический метод. Психофизиологические методы основаны на оценке изменений работоспособности по показателям пульса, температуры тела, кровяного давления, мышечной силы и вы­носливости. Так, установлено, что при тяжелой работе мышечная сила к концу смены снижается на 6—12%.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) —

неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический,

тепловой, световой, антропогенный и другие стрессы.

Cтресс – это комплекс физиологических и психологических реакций организма,

развивающиеся в результате воздействия на него чрезвычайных по силе физических или психологических перегрузок. Продолжительности неблагоприятные

воздействия называются стрессорами. Стрессоры могут быть самой разной природы – резкие перепады температуры, большие физические нагрузки, решение сложной задачи, эмоциональное потрясение,физические или интеллектуальные нагрузки, отрицательные эмоции, травмы или боль, но и даже крупный успех или радостное событие.

Выделяют следующие виды стрессов

— информационный стресс — состояние информационной перегрузки, когда индивид: — не справляется с поставленной задачей;

— не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений;

— посттравматический стресс — психологическое состояние, которое возникает в

результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей.

— эмоциональный стресс — напряжение неспецифических адаптационных реакций

организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями.

— физиологический стресс, связанный с физическим нагрузками.

В зависимости от продолжительности стрессовых реакций выделяют острый

(кратковременный) и хронический стрессы.

методы борьбы со стрессами

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей. Мужчина может напиться, дамы разражаются бурными слезами. Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... нарушает естественное равновесие организма, и включают в это понятие физические ранения, различные воздействия, лишения, все болезни и эмоциональные расстройства. Стресс представляет собой реакцию ... на значимый раздражитель. Стресс – это состояние, в котором находится живой организм при ...

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция считается наиболее действенной.

Не изменяйте привычный ритм жизни.

Начните день с физических упражнений

Откажитесь от кофе или алкоголя или значительно уменьшите их употребление. Старайтесь больше отдыхать.

Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.

Не пропускайте приемы пищи.

Чаще бывайте в общественных местах.

Советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание.

2. Минутная релаксация.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь.

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно какой

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения).

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность. Стресс в работе секретаря / И.К Безменова // Справочник секретаря и офис-менеджера.—2003.- N2.- С.74-80.

Методы борьбы в управленческой сфере

При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом.

В последнее время распространено проведение корпоративных психологических тренингов, нацеленных на снижение воздействия стресса и укрепление связей в коллективе.

Еще один метод — использование технических средств. Метод снятия стресса, приемлемый для использования в компаниях, должен отвечать следующим требованиям:

— преследовать профилактические цели;

— создавать комфортную среду, избегая атмосферы медицинского кабинета;

— адаптироваться под конкретные нужды;

— интегрироваться в корпоративные системы;

— использовать несколько методов восстановления работоспособности;

— быть рассчитанным на самостоятельное использование.

Существует три основные разновидности техники для эмоциональной разгрузки

— Приборы, использующие компьютер, часто недостаточно эффективны из-за того, что воздействие оказывается прямо на рабочем месте, тогда как основная составляющая эмоциональной разгрузки — смена обстановки.

— Приборы, обособленные от компьютера, часто сложны в использовании и причиняют дискомфорт из-за необходимости присоединять датчики на голое тело, оказывают воздействие только на два-три органа чувств и не сочетают различные виды стимуляции.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и ... активной деятельности (решимость), другие – тормозную (самообладание). 34. Акцентуации характера. Акцентуация характера – преувеличение отдельных свойств, черт, проявляющиеся в избирательном отношении личности к определенным воздействиям ...

— Специальные комнаты для психологической релаксации позволяют создать благоприятную, расслабляющую обстановку и дают возможность оказывать комплексное воздействие на нервную систему.

Психологи советуют разговаривать с животными, или хоть со стенами, лишь бы шел диалог или монолог. Подобные разговоры положительно влияют на эмоции людей. Если во время диалога задавать вопросы и искать ответ, то разговор будет вдвойне продуктивен

Если вы на кого-то сильно разозлились, то возьмите листок бумаги и напишите на нем все, что вы думаете об этом человеке, не стесняясь в выражениях.

Если вам просто нужно разрядиться, то примите теплый душ

Чтобы предупредить стресс, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой. Если получится, попросите поставить в офисе теннисный стол, и снимайте психологическое напряжение, лупя ракеткой по шарику. Заодно и играть научитесь.

Но главное — постарайтесь оценить свое поведение в той или иной ситуации. Если вы признаете собственную ошибку, то извинитесь перед тем, кого обидели и будьте проще и добрее к окружающим.

Очень важно ко всем и ко всему относится более дружелюбно и добрее. Это целая теория (которая может подтверждаться на практике), что чем больше положительных эмоций мы излучаем, тем больше положительного в нашей жизни. Психология профессионально обусловленных кризисов : [монография]/ Э. Э. Сыманюк; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т.-М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 319 с.