Раздел I. Общая психология

  1. Человек как предмет познания. Предмет психологии, ее задачи, методы.

Определение психологии как науки о человеке. Предмет, задачи и структура современной психологии. Системное представление о психике. Место психологии человека в системе наук и ее структура. Понятие о методе и методологии, методы психологического исследования. Человек, системное представление о человеке. Многообразие подходов к изучению человека и диффенад о человеке. Филогенез, онтогенез и жизненный путь человека. Человек – индивид – личность, индивидуальность, субъект. Проблема и природа психического. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека в его индивидуальном развитии.

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и напрвления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных эпатах развития психологии.

Общие требования к методам психологии. Фазы психологического исследования и требования к его организации и проведению.

Классификации методов психологии. Сравнительная характеристика группы эмпирических методов: эксперимент, наблюдение и интроспекция, тест, беседа, опросник, изучение продуктов деятельности, моделирование и др. Эксперимент как основной метод психологии.

Проблема соотношения качественного и количественного анализа результатов психологического исследования.

  1. Психология личности.

Понятие о личности в психологии. Факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Основные психологические теории личности. Типы теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционисткие. Теория черт личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Концепция личности А. Н. Леонтьева. Современные тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности и мотивация.

  1. Деятельность.

Понятие о деятельности. Специфика человеческой деятельности. Структура деятельности. Понятие действия, операции и средства осуществления деятельности. Виды и характеристики деятельности. Труд как деятельность. Учение и его способности. Игра как вид деятельности. Деятельностный подход и обще-психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

7 стр., 3410 слов

Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии личности и междисциплинарных аспектов психологического знания.

... : Актуальные проблемы общей психологии, истории психологии, психологии личности и междисциплинарных аспектов психологического знания. 1. Состояние и перспективы развития современного психологического знания. 2. Развитие психологического знания в России ...

Системогенез деятельности. Понятие об иерархии деятельности человека. Деятельность и поведение. Навыки, умения и привычки в структуре деятельности и личности.

Внешняя и внутренняя (психическая) деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации.

Сравнительный анализ основных видов деятельности: учение, игра, общение, труд. Деятельность и личность.

Сущность и возможности деятельностного подхода к анализу психологической феноменологии. Методологическая триада: деятельность — сознание — личность (А.Н. Леонтьев) и ее значение для современной психологии.

  1. Общение.

Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и функции общения у человека. Строение общения. Вербальное и невербальное общение. Психологические характеристики функций и средств общения. Коммуникативные способности. Профессиональные особенности общения учителя.

  1. Ощущения и восприятие.

Сенсорно-перцептивные процессы. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Виды, свойства, закономерности ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности относительного и абсолютного порогов ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Адаптация и сенси-билизация органов чувств.

Восприятие, его виды и свойства, отличие восприятия от ощущений, явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Законы восприятия.

  1. Память.

Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

7 стр., 3472 слов

Игра как вид деятельности дошкольника

... методическую литературу, посвященную данной теме, раскрыли понятие игра как вид деятельности дошкольника. 2. Проанализировали классификацию игр детей ... новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, ...   Игра как вид деятельности дошкольника   Воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией ...

Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Деление памяти: по времени хранения информации; по органам чувств; по использованию мнемических средств и т.д.

Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Закономерности памяти. Приемы улучшения памяти.

  1. Мышление и воображение.

Понятие о мышлении. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов.

Функции мышления. Виды мышления, особенности и сфера применения каждого подвида мышления. Мышление в практической деятельности человека. Логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Основные процессы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи.

Особенности творческого мышления.

Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Связь мышления и воображения. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное; их особенности. Приемы создания образов воображения.

Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление наглядно-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями.

  1. Внимание.

Понятие о внимании. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение, объем. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в различных процессах и деятельности. Сущность, виды, характеристики внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное, произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности. 4. Любая профессиональная деятельность уже ... поведение. Научение - одно из основных понятий этологии. Инстинктивное поведение, ... развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека ...

Физиологические основы внимания. Психологические теории внимания. Теория внимания т. Рибо. Концепция д. Н. Узнадзе. Теория п. Я. Гальперина. Низшие и высшие формы внимания

  1. Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, воля.

    Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация эмоций: эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс. Оценочные параметры эмоциональных процессов и состояний: глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действия на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа. Психологические теории эмоций. Роль эмоции и чувств в регуляции личных взаимоотношений людей. Любовь как эмоциональное чувство.

    Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Волевые качества личности. Теория воли. Волевое действие и его особенности. Рефлексия и воля. Структура во-левого действия. Наличие препятствий, борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения. Основные направления развития воли.

  1. Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности.

Понятие о темпераменте. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента.

Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: темпа, активности, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Общее и различие в индивидуальном стиле деятельности и темпераменте.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

Общее представление о характере. Характер как система устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности общения и взаимодействия человека с окружающими людьми.

Типология характеров. Э.Кречмера. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е.Личко. Акцентуированные типы характеров по К.Леонгарду. Социальные типы характеров по Э.Фромму. Характер и мотивация.

Общее представление способностей. Основные признаки наличия у человека способностей, различные определения способностей. Природные и приобретенные способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие. Взаимосвязь и взаимная компенсация различных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности. Соотношение качественности и количественности в характеристике способностей. Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности.

Уровни развития способностей и проблемы их диагностики.

Актуальные проблемы психологии способностей (В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков).

Понятие об иерархии личностных способностей.

Понятие задатков, задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей

Раздел II. Возрастная психология

  1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии .

Предмет и история развития человека. Краткий исторический очерк возникновения и развития возрастной психологии (П.П. Блонский, С.Л. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин и др.) К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики. Социально-историческая природа детства. Теоретические и практические задачи современной возрастной психологии. Основные разделы возрастной психологии. Методы возрастной психологии. Методологические основ психологического исследования их реализация в возрастной психологии (принцип детерминизма единства психики и деятельности объективности, развития).

11 стр., 5321 слов

Развитие личности в деятельности

... деятельностного подхода в психологии и развития личности в деятельности; 2)Охарактеризовать категорию деятельности как научно-психологическое понятие; 3)Соотнести психологические понятия «деятельность» и «личность»; )Обобщить пути развития личности в деятельности. Методологическими основаниями ...

Методы организации исследования возрастной психологии. Методы методики сбора фактического материала в возрастной психологии.

  1. Закономерности и динамика психического развития и формирование личности в онтогенезе.

Категория развития. Диалектика — материалистическое учение о психическом развитии индивида и формировании личности проблема развития личности в современной зарубежной психологии. Теории психического развития. Концепции усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности. Предпосылки, условия и движущие силы развития. Взаимозависимость психического развития ребенка и формирование его личности в условиях воспитания и обучения. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.

Основные положения учения о развитии психики и формирования личности.

  1. Периодизация психического развития человека .

Периодизация психического развития человека. Категория возраста. Развитие как процесс и деятельность. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Основные новообразования. Условия и причин психического развития личности онтогенезе. Возрастная периодизация. Диалектическая взаимосвязь возрастных периодов. Основные факторы развития личности: общение, познание, труд.

  1. Психическое развитие ребенка до поступления школу.

Основные ступени развития человека. Родовой кризис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комплекс оживления. Раннее детство. Предметная деятельность. Символизм. Речь и ее эволюция в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Игра. Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Сознание и самосознание дошкольника. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания дошкольника. Эмоциональная сфера дошкольника. Элементы учения и труда в деятельности дошкольника, их место и роль в формировании личности. Кризис детства. Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с временной задержкой их умственного развития

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни внутренними противоречиями. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудача­ми, нарушениями равновесия между индивидом и обще­ством. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ре­бенком и родителями), сами еще не становятся ...

  1. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Ведущая деятельность. Основные новообразования в младшем школьном возрасте. Изменения объективных условий психического развития с приходом ребенка в школу. Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Роль личности в обучении и воспитании младшего школьника. Готовность младших школьников к обучению и воспитанию на последующих этапах общеобразовательной и профессиональной школы

  1. Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте.

Отрочество. Учебная деятельность. Теоретическое мышление. Развитие личности. Кризис отрочества. Чувство взрослости. Социальные факторы как ведущие детерминанты психического развития формирования личности подростков. Биологические факторы как условия, необходимые, но недостаточные для полного психического развития. Диалектический характер взаимоотношений между биологическими и социальными факторами психического развития. Критика биологогизаторского подхода к объяснению психологических особенностей подростков. Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Подросток и взрослые. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Перестройка учебной деятельности и развитие познавательных процессов у подростков. Причина отклоняющегося поведения «трудных» подростков как крайнее проявление общих закономерностей развития личности в этом возрасте. Ошибки в семейном воспитании. Появление отклоняющегося поведения подростков. Психологические предпосылки нарушения поведения у некоторых «трудных» подростков. Учет индивидуально-типологических особенностей при работе с «трудными».

  1. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.

Юность. Понятие юности и её возрастной границы. Новообразовангия в юношеском возрасте. Осознание себя как личности. Мировоззрение. Самоопределение. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности юноши. Развитие самосознания. Осознание себя как личности и индивидуальности. Особенности умственной деятельности в ранней юности (14-17 лет).

Кризис юности. Мимолетные отношения в группах сверстников. Готовность старшего школьника к активной трудовой деятельности, к профессиональному самоопределению. Особенности развития познавательных психических процессов и свойств личности в старшем юношеском возрасте (18-22 лет).

Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей в юношеском возрасте. Кризис юности. Молодость (поздняя юность).

Определение смысла жизни.

  1. Психология взросления и старения .

Стадия взрослости. Кризис взрослости. Понятие «акмэ». Зрелость. Кризис зрелости. Геронтогенез. Психология старения. Особенности физического развития в молодости, зрелом возрасте, старости. Социально-психологические условия формирования личности. Авторство собственного образа жизни. Кризисы взросления и зрелости. Проблема «отцов и детей». Акмеология и геронтология.

Раздел III. Педагогическая психология

Введение в педагогическую психологию.

  1. Предмет, задачи, проблемы и методы педагогической психологии. Краткий исторический очерк ее возникновения. Современное состояние педагогической психологии и ее структура
  2. Психология воспитания.

Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях. Формирование личности как многоплановый процесс, реализуемый в условиях воспитания. Мотивация в процессе воспитания. Проблема управления воспитанием и ее психологический смысл. Технология воспитания. Общечеловеческие ценности и базовые свойства личности современного человека. Самовоспитание — высшая форма самоуправления личности. Роль семьи, школы, общества в воспитании учащегося. Некоторые вопросы психологии перевоспитания.

Традиционные и инновационные теории воспитания: личностный подход в воспитании; деятельностный подход в воспитании; ценностный подход в воспитании; гуманистический подход в воспитании. Приоритетные стратегии воспитания на современном этапе. Общее понятие о самовоспитании. Значение самовоспитания в жизни человека. Этапы составления программы самовоспитания. Методы самовоспитания

  1. Психология учения.

Процесс учения как проблема педагогической психологии. Учение и научение. Усвоение знаний как фактор психического развития Структурные компоненты учения. Механизмы научения. Психологические факторы успешного учения. Мотивы учения. Концепции научения. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность

  1. Психология обучения.

Обучение как процесс. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития (Л.С. Выготский).

Поэтапное формирование умственных действий. Психология развивающего обучения. Психологические основы проблемного, программированного, модульного, личностно-ориентированного обучения. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Проблема содержательного обобщения в обучении.

  1. Психология педагогической деятельности.

Концепции педагогического процесса и их психологические основания. Психологические особенности педагогической деятельности. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Стили и модели педагогического общения. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии. Педагогические конфликты. Психология педагогического коллектива.

Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.Общая характеристика педагогической деятельности: формы, содержание, методы. Педагогические функции и умения. Педагог как субъект деятельности. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности.

Психология личности учителя. Понятие о базовой психологической модели личности учителя. Проблемы профессионально-педагогической направленности

    Специфика и структура педагогических способностей.

    Психологические вопросы педагогического такта. Понятие о педагогическом мышлении.

    Проблемы профессионально-психологической учителя.

    Психологические аспекты профессионально-личностного роста учителя. Учитель как субъект педагогической деятельности. Учитель и классный коллектив. Учитель как руководитель.

    Особенности труда и личности современного российского учителя.

    Раздел IV. Социальная психология.

    1. Социальная психология как наука.

    Предмет социальной психологии и его структура. Дискуссии о предмете социальной психологии в истории отечественной психологии. Место социальной психологии в системе психологических наук. Методология и методы социальной психологии. Основные категории социальной психологии: личность, отношения, группа, коллектив, общение, лидерство. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Социальная психология и общественная практика.

    1. Методы исследования и диагностики в социальной психологии.

    Методологические аспекты социально-психологических исследований. Специфика научного исследования в социальной психологии. Методы социальной психологии, их типология. Принципы построения социально-психологического исследования. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

    1. Общение как социально-психологическое явление.

    Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения. Компоненты общения. Основные закономерности общения. Приемы и техники управления партнером в процессе общения. Практические проблемы оптимизации общения.

    Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

    1. Конфликт и способы его разрешения.

    Понятие конфликта, конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Виды конфликтов. Межличностный конфликт. Структура и динамика конфликта. Психологические состояния в условиях конфликта (стресс, фрустрация, агрессия и т.п.) Способы регуляции и разрешения конфликта

    1. Группа как социально-психологический феномен.

    Общее понятие о группах. Виды групп. Психология малой группы. Процесс группового функционирования. Механизмы развития групп. Межличностные отношения, механизмы их формирования в малой группе. Проблема лидерства и групповой сплоченности в малых группах. Эффективные способы управления малой группой. Специфика управления ученическим и педагогическим коллективом. Психология конфликта. Управление конфликтом. Способы разрешения и предупреждения конфликтов в группе.

    Структура больших групп. Классы, страты, слои, этносы, нации, профессиональные цехи, возрастные группы, общности по половому признаку и пр.

    Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Феномен группвового давления. Феномен конформизма. Этнопсихология.

    1. Социальная психология личности.

    Структура социально-психологических потребностей, мотивов, установок личности. Их роль в учебной деятельности и общении. Личность в группе. Понятие социализации. Содержание процесса социализации. Теории социализации, развитие личности. Проблема прогнозирования социального поведения личности. Социальная установка и реальное поведение.

    1. Психологические основы семейных отношений.

    Семья и ее функции. Структура и динамика семьи. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Последствия нарушений семейных отношений. Исследование и диагностика семейных отношений.

    1. Социально-психологические характеристики больших социальных групп.

    Проблематика, теоретические принципы исследования больших социальных групп в социальной психологии. Классификация больших социальных групп. Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, интересов, норм поведения. Понятие «социальный тип личности». Образ жизни и специфика национального в самосознании личности. Социально-психологические аспекты этнической психологии. Психологические характеристики религиозных общностей и организаций. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы. Закономерности массового поведения.

    Требования к презентации:

    1. Соответствие содержания теме 2. Обоснование актуальности темы 3. Теоретико-методологическая основа 4. Научный стиль изложения 5. Оригинальность, творческий подход 6. Возможность внедрения в практику 7. Логичность и последовательность представления материала 8. Грамотность изложения 9. Глубина содержания и уровень раскрытия темы

    10. Наличие ссылок на литературу