Тема 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности

20

План лекции

11.1 Основы психологической и педагогической техники

11.2. Техника выполнения основных психологических действий

11.3. Техника выполнения основных педагогических действий

11.1 Основы психологической и педагогической техники

Понятие о психологической и педагогической технике

Слово «техника» в своих истоках имеет древнегреческое techne — искусственный, искусство, мастерство. Совокупность операций, приемов выполнения определенного действия (в любом виде деятельности), образующих его операциональную сторону, именуется техникой выполнения. Правильная, эффективная техника — обязательное условие эффективности любого действия.

Психологическая и педагогическая техника заключается в своей основе в технике владения тем, что имеет каждый человек, — словом, голосом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, манерами.

Если рассматривать каждое из них отдельно, как психологическое или как педагогическое, то различия невелики. Но они значительны при выполнении психологических и педагогических действий — относительно законченных актов деятельности, каждый из которых преследует достижение определенного — психологического или педагогического — результата. К таким психологическим и педагогическим действиям, которыми может и должен пользоваться каждый образованный человек, профессионал, относятся:

  • психологические: психологические приемы профессионального наблюдения, психологическое наблюдение, психологический анализ, психологическая диагностика (психодиагностика), составление психологического портрета, психологическое решение, психология общения, психология разрешения конфликтов, установление психологического контакта, психологическое воздействие, разработка психологического сценария предстоящих действий, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психологическое консультирование и др.;
  • педагогические: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, педагогическое изучение человека и группы, педагогическое решение, педагогическое общение, воздействие, консультирование, помощь, оценивание, разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия, педагогическое поведение и др. Техника выполнения педагогических действий включает дополнительно использование средств наглядности, учебных приборов, технических учебных устройств, учебного оборудования.

Если сами действия отвечают на вопрос что делать, то техника их выполнения — на вопрос как? Техника выполнения психологических и педагогических действий различается, поскольку разным должен быть их результат: психологический или педагогический. Возможно комплексирование действий и техник, что приводит, например, к психолого-педагогическим наблюдению, анализу, решению и пр.

2 стр., 676 слов

Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии п

... друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии понимают а) мотивы и ... в) потребность г)цель   Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и ... понятие определяется как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества. ...

Выполнение психологических и педагогических действий может иметь самостоятельное значение в жизни и профессиональной деятельности человека, тогда они носят характер основных (например, в деятельности учителя, преподавателя, в формировании личности своего ребенка, работе с сотрудниками).

Но нередко они выступают и как вспомогательные (например, обеспечивающие достижение иных по своей природе целей — производственных, управленческих, юридических).

Техника выполнения отдельных действий складывается из особых приемов (способов, особых движений, образа действий, частных действий и иных проявлений активности. Эти понятия, по энциклопедическому определению, близки по своему значению), выполняемых с соблюдением определенных правил.

Таким образом, психологическая и педагогическая техника — это совокупность психологических и педагогических действий, средств, приемов и правил, используемых в интересах получения максимального психологического и педагогического результата в различных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

2 стр., 651 слов

Глава 11. Терапевтическое действие, а не терапевтическое слово

... поступком за весь долгий курс терапии был телефонный звонок со словами поддержки, когда я отсутствовал в городе. Это было во время ... из этой суммы цену предмета, который она собиралась украсть. Иными словами, она должна была красть у меня, а не у владельца ...

Психологическая и педагогическая техника кому-то может казаться мелочами, деталями, тонкостями. Но подлинное мастерство — всегда и во всем тонкости. Именно они отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей, как. Он подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает, как лишнее. Учет «мелочей» или пренебрежение ими как раз и определяют различия в результатах успешных и неуспешных специалистов, которые внешне вроде бы делают одно и то же. Разница чаще всего не в том, что одни что-то делают, а другие нет. Главное, как делают. Вот почему так важно овладеть техникой действий.

Техника использования речевых средств

Техника начинается с элементарного — умения пользоваться словом, речью. Они насыщают жизнь каждого человека. Есть профессии, где слову принадлежит решающая роль: учителя, преподавателя, журналиста, юриста, воспитателя и др. Надо знать цену слова — оно может окрылить человека и принести невыразимую боль.

Возможности человека пользоваться словом связаны с богатством словарного состава, с точным словоупотреблением — использованием слов в соответствии с их значением. Это позволяет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо почаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в записную книжку, запоминать их.

Возможности речи связаны с богатством и культурой словесного оформления мыслей, словесных оборотов, использованием образов исторических и литературных героев, исторических событий, отрывков стихотворений, народных пословиц и поговорок, высказываниями мудрых людей, поучительных историй и т. п. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. Скучно, трудно, нудно слушать речь, состоящую из бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало что значащих выражений, а тем более засоренную вульгарными, почерпнутыми из криминального жаргона, иностранными словечками. Культурность и образованность человека проявляется в любви к своему национальному языку, стремлении беречь его чистоту, как завещали нам наши великие предки, много сделавшие для его расцвета и совершенства. Обязательное условие высокой культуры и техники речи — правильные произношение и ударения, отсутствие слов-паразитов («так сказать», «надо сказать», «как говорится», «значит», «понимаешь», «ну» и пр.) и посторонних звуков («м-м-м-м…», «э-э-э-э… и т. п.).

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... громкие звуки их раздражают. Они лучше воспринимают речь человека, постоянно общающегося с ними, а речь незнакомого человека не воспринимают вовсе. Таким образом, особенности7 сенсорных ... ограничении словаря. Аграмматизмы проявляются в несогласованности слов в предложении, отсутствии окончаний слов. Из речи больных уходят служебные слова и остаются существительные в именительном падеже ...

Самое важное — уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это громкое мышление. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто так же мыслит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, малопонятность речи — лакмусовая бумажка соответствующего мышления и коренной дефект слабости речи как основы психологической и педагогической техники.

Другое техническое умение — умение пользоваться выразительными возможностями речи:

  • эмоциональной выразительностью (экспрессивностью).

    Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, многое утрачивают в своей смысловой и Бездейственной силе. Нужно выражение искреннего отношения говорящего к произносимому, «артистичность» интонаций. По некоторым данным, понимание речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры;

  • лексической выразительностью — использованием точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, синонимов, омонимов, терминов;
  • фонетической выразительностью — хорошим произношением, дикцией, ритмикой, темпом, громкостью. Плох «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем более визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит ты не прав и слаб;
  • грамматической выразительностью;
  • звуковой выразительностью — сопровождением высказываний уместным покашливанием, вздохами, хмыканием, хохотком, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а» и др.

Педагогически совершенная речь отличается ясностью вложенной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиомов, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.

12 стр., 5800 слов

Формирование выразительности речи у старших дошкольников

... выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.Для решения поставленных задач использовались методы:1) наблюдение ... правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи ... слова и показ объекта, им обозначаемого.В развитии выразительности речи ...

Тембр голоса — обязательный атрибут речи каждого, ее музыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр характеризует человека: у злого — злой голос, у грубого — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возможности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с использованием магнитофона).

Техника использования неречевых средств

Речь, слово воспринимаются другими в «обрамлении» сопровождающего их комплекса неречевых средств: мимики, жестов, позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше, красноречия, искренности, доброты, уверенности или равнодушия, лживости, недоброжелательности, сомнения, сколько в словах.

Полезно взять за правило следить за своей мимикой, продумывать, какая она должна быть, какая она есть, почему, когда и как ее менять. Многие вообще не знают, какое у них выражение лица. Стоит временами бросать взгляд в зеркало и мгновенно оценивать, каково оно обычно. Управляя мимикой при разговоре, придавать нужное выражение глазам (искреннее, сомневающееся, с прищуром, хитринкой, насмешливое, смеющееся и др.), положению головы (прямо, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья, наклон вбок), носогубным мышцам.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... не только временное отсутствие, но и другие явления. Например, человек засыпает с определенной мыслью и просыпается с продолжением её ... выводы можно сделать на основе этого эксперимента? Хотя зрительные наблюдения впечатляли намного больше, чем показания ЭЭГ, им очень ... Джонс из университета при Канзасском Медицинском Центре проводили личные наблюдения за Робертом Монро. В течение тридцати минут к ...

Разумно использовать возможности жестов при разговоре, но не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками, избегать стереотипных жестов (одного — двух, например, «рубки воздуха», «указующего перста») и не пользоваться вульгарными.

Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка позволяют создавать впечатление о себе, повышать воздействие произносимых слов на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствует о значимости для говорящего произносимых слов, вере в то, что он говорит, интересе, его психическом состоянии, отношении к собеседнику и к себе, демонстрируют ряд имеющихся качеств (интеллигентность, ум, образованность, воспитанность, культурность, самомнение, глупость, решимость, волнение, неуверенность, испытываемый страх и др.).

Даже походка может немало сказать о человеке. Взгляните на идущего впереди человека и попытайтесь что-то сказать о нем. Даже не будучи натренированным в такой диагностике, можно сказать что-то, что будет соответствовать действительности.

В большинстве профессий не должно быть раздвоения между содержанием речи, средствами выразительности и неречевыми. В противном случае одни и те же слова могут приобрести противоположный смысл. Можно, например, произносить уважительные слова и ненавидеть глазами. Лишь в отдельных случаях и профессиях бывают обстоятельства, когда все призвано маскировать действительный смысл высказываний, отношения и намерения говорящего.

Психологическая и педагогическая техника заключается в продуманном и умелом использовании всех абсолютно неречевых средств при контактах и общении с людьми. Они во многом сказываются на формировании имиджа человека — его образе во мнении других, впечатлении о нем. Говорить надо не только ушам, но и глазам людей. Этому надо учиться, занимаясь отработкой голоса, произнесения слов и фраз, использованием мимических и пантомимических средств перед зеркалом, магнитофоном и видеокамерой, в паре с товарищем.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... 4) оба суждения неверны. Биологические стороны жизни человека: А) испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического ... обозначается понятием _______________________________________________. Социальный индивид, включённый в общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности, обозначается понятием ___________________. ...

11.2. Техника выполнения основных психологических действий

Психологическая техника профессионального наблюдения

Нужную для работы информацию профессионал часто собирает в процессе наблюдения. Профессиональное наблюдение — это преднамеренное, избирательное и планомерно осуществляемое с помощью органов чувств выявление и сбор информации об окружающем, необходимой для решения профессиональной задачи. Его осуществлению способствует такое комплексное качество (оно связано с мотивацией, работой органов чувств, знаниями и мышлением), как профессиональная наблюдательность — развитая способность подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов и их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональной задачи. Наблюдательность и наблюдение связаны с владением соответствующей техникой — психологическими приемами и правилами.

Прием обеспечения интенсивности наблюдения. Наблюдение эффективно, если «луч» внимания ярок и силен. Достигается это активизацией личностных зависимостей наблюдения.

Правило самостимулирования внимания. Внимание усиливается, делается интенсивным, когда профессионал наблюдает, а не глазеет, когда ищет, а не случайно находит, когда стремится добыть нужную информацию, чувствуя ответственность за своевременность и полноту ее.

Правило бдительности. Подлинный профессионал знает, что обстановка всегда чревата внезапными угрожающими осложнениями. Спокойствие ее бывает обманчивым и не должно убаюкивать.

Правило волевого самонапряжения. Следует постоянно помнить о том, что профессиональное наблюдение — это своевременное выявление обычно малозаметных, трудно обнаруживаемых признаков. Надо заставлять себя присматриваться, прислушиваться, по необходимости — принюхиваться, не спешить, разглядывать («ощупывать» взглядом) детали, приближаться.

Правило уяснения цели и задач наблюдения. Наблюдение более успешно, если наблюдатель знает, за чем наблюдать, что обнаруживать, за какими признаками следить. Общая установка типа «Наблюдайте лучше, постарайтесь не пропустить, глядите в оба» в силу психологических механизмов хуже сказывается на интенсивности наблюдения, чем конкретная.

Прием организации наблюдения. Объекты, процессы и параметры, за которыми ведется наблюдение, обычно многочисленны, сложны и многозначны. Надо ничего не упустить, и в этом одна из самых больших трудностей наблюдения, а недостатки — источник серьезных промахов.

Правило планомерной ориентировки в поле наблюдения. Организовать наблюдение — значит прежде всего сориентироваться в обстановке, изучить поле наблюдения, выделить его критические точки или зоны, уточнить задачи, за чем следить и что искать, выбрать место наблюдения, определить порядок действий при наблюдении.

Правило обоснованного распределения и переключения внимания. Просмотр поля наблюдения успешен, когда подчиняется обоснованной логике, осуществляется по рассчитанным схеме, маршруту, диктуемым задачей и оценкой обстановки. Учитывать следует и психологические возможности: широту внимания (возможность одновременно воспринимать 7±2 параметров и объектов), предельный угол ясного видения (не больше 30°), скорость переключения внимания, время разглядывания отдельных деталей (минимум 7−8 секунд).

Если поле наблюдения велико, оно разбивается на секторы, зоны дальности, выделяются зоны приоритетного просмотра.

Правило обеспечения комплексности восприятий при наблюдении. Хотя 90% информации человек получает с помощью зрения, но из этого не следует, что можно пренебрегать другими ощущениями и восприятиями.

Прием обеспечения высокой чувствительности органов чувств. Чувствительность — особое состояние органов чувств. Чем она выше, чем ниже, как говорят, ее пороги, тем меньшие детали, признаки, оттенки, изменения предметов и явлений человек обнаруживает и тем быстрее ему это удается, и наоборот. Чувствительность как состояние очень динамична и у одного и того же человека в разные моменты она может кардинально различаться: быть очень высокой или очень низкой (у зрения, например, высокая и низкая чувствительность различаются в 200 000 раз).

Естественно, что в интересах обеспечения эффективного наблюдения необходимо первое.

Правило учета адаптационных зависимостей чувствительности. Существует абсолютный порог ощущений, который характерен той силой раздражителя (света, звука, запаха и пр.), который впервые вызывает у человека ощущение, и слабый звук, свет, запах, деталь начинают подмечаться. Чем ниже порог, тем выше чувствительность. Однако он не постоянен и связан с адаптационным механизмом, приспосабливающим чувствительность к силе действующего в данный момент раздражителя. Время адаптации не константно. Темновая адаптация зрения при переходе человека со света в темноту происходит медленно (наиболее выражение — на 80% - в первые 15−20 минут), световая же (при переходе из темноты на свет), связанная с огрублением чувствительности, — быстро, обычно за 20−40 секунд. С этим временем надо считаться, ведя наблюдение в меняющихся условиях.

В последующем в ходе наблюдения, например в темноте, важно беречь установившуюся высокую чувствительность, ибо даже кратковременная засветка (например, фонариком, зажигалкой) даже в течение 1−2 секунд снижает чувствительность на 8−10 минут.

Правило учета взаимодействия ощущений при наблюдении. Человек одновременно что-то слышит, видит, чувствует запахи, температуру и др. Происходящее при этом взаимодействие психологических и физиологических процессов (на уровне коры больших полушарий мозга) может как повышать, так и снижать чувствительность самого важного в данный момент органа чувств. Повышают чувствительность (остроту) зрения ощущения, возникающие при обтирании лица и шеи холодной водой, приеме кофе и тонизирующих препаратов (элеутерококка, китайского лимонника, женьшеня, золотого корня, крепкого чая и др.), жевании чего-то кислого (лимон, кислые и незрелые фрукты и др.), болевых ощущениях небольшой интенсивности (например, при пощипывании себя, похлопывании по лицу).

Повышение чувствительности такими способами кратковременно (не более чем на 20−30 минут), хотя и оно может сослужить службу в сложной для наблюдения и утомительной обстановке.

Отрицательно сказываются на чувствительности зрения жара или холод (повышение температуры с + 21 до + 28° снижает, например, остроту зрения в 2 раза); активные ощущения со стороны желудка после обильной еды; ощущения при сильном сдерживании естественных надобностей (при переполнении мочевого пузыря чувствительность зрения может снижаться на 80%); испытываемая сильная боль, усталость, неприятные запахи. Если воздействие таких ощущений нельзя прекратить, надо повышать волевые самомобилизующие усилия для сохранения качества наблюдения.

Прием повышения осмысленности наблюдаемого. Наблюдает лучше тот, кто лучше понимает — такова общая закономерность. Не случайно говорят, что «Глаза без ума — что отверстия в стене», «Человек смотрит глазами, а видит умом», «Орел видит значительно дальше, чем человек, но он не замечает и сотой доли того, что замечает в окружающем человек».

Правило опоры на знания. Наблюдателю следует использовать знания как об объектах наблюдения, их свойствах, особенностях, признаках, так и о технике наблюдения.

Правило вербализации обнаруженного. Необходимо побуждать себя к мысленному обозначению словами всего обнаруживаемого, что подключает к наблюдению имеющийся запас знаний, способствует сложению мысленной картины и констатации того, что обнаруживается и происходит.

Правило образности. Активизация мысленных образов способствует построению картины происходящего.

Правило критичности наблюдения. Связь наблюдения с личностными качествами порождает ошибки в наблюдении, если эти качества имеют недостатки. Возможно сужение внимания, прикованность к одной точке, поспешность оценок, предубеждения, субъективные предпочтения и др. Рекомендуется обращать повышенное внимание на обстоятельства, противоречащие («негативные») напрашивающейся оценке, выводу, складывающейся картине, версии, когда что-то не находит места в них, не совпадает, не связывается по времени, не укладывается в логику причин и следствий.

Прием повышения устойчивости наблюдения. Эффективное наблюдение — хорошее наблюдение от начала и до конца.

Правило сохранения психологической уравновешенности. Волевым усилием и методами самоуправления следует предупреждать и преодолевать чувство расслабленности, самоуспокоенности, беспечности, раздражительность, чрезмерное волнение, тревогу, страх («У страха глаза велики», «Обжегшись на молоке, дуют на холодную воду»).

Правило поддержания работоспособности. Повышенная усталость, сонливость и другие проявления снижения работоспособности сказываются негативно на эффективности наблюдения. О возможных мерах поддержания работоспособности — см. гл. 10.

Техника составления психологического портрета

Психологическое изучение и оценка людей, представляющих интерес и значимость для данного человека, правильны, когда они не строятся по отрывочным, случайным, вольно интерпретируемым данным, а осуществляются системно, с использованием научно-психологических рекомендаций. Психологический портрет — и есть цель и результат такого подхода.

Прием обеспечения достоверности психологического портрета. Составить психологический портрет с использованием научных тестовых методик не так уж сложно. Но в жизни приходится делать это «подручными» средствами, по результатам психологического наблюдения. Такое наблюдение дает обильную информацию о человека, но вести наблюдение надо умело.

Правило общей структуры личности. Нельзя изучить и оценить человека по одному или нескольким качествам. Надо исходить из целостности личности, взаимосвязи ее свойств и качеств, возможностей маскировки отдельных недостатков. Правило указывает на необходимость всегда строить программу изучения на основе психологической структуры личности и ее основных свойств: направленности, морально-психологических особенностей и др. (см. гл. 2).

Правило избирательности. Ставя задачу изучить и оценить человека, мы подходим к нему как к интересующему нас по какой-то причине: как к другу, товарищу, партнеру, сотруднику, члену команды, возможным будущим мужу или жене и др. Поэтому следуя общей программе, надо одновременно уделять первоочередное внимание интересующим нас свойствам и качествам.

Правило надежности. Соотношение между внешне проявляющимся в поведении и внутренней психической деятельностью человека не однозначно. Поэтому излишняя категоричность выводов и оценок чревата ошибками. Основной путь — перепроверка складывающегося мнения путем дополнительного сбора информации для его подтверждения или отмены.

Правило взвешенной оценки относится к завершению изучения и заключается в обобщении и комплексной оценке выявленных особенностей с выделением в них наиболее своеобразных, доминирующих у данного человека. Полезно использовать лист бумаги, поделив на две разделенные вертикальной линией части, слева написав все положительные особенности (в порядке основных свойств), справа — оцениваемые как недостатки. Затем подчеркнуть все наиболее ярко выраженные. .Чем более интересен для вас человек, чем ближе и дольше вы хотите с ним быть вместе, тем большего внимания требует оценка того, что беспокоит вас в нем. Даже мелкие недостатки со временем могут превратиться в проблему, привести к психологической несовместимости и разрыву.

Прием использования всех источников психологической информации для изучения свойств и качеств человека. Таких источников весьма много и никакими не следует пренебрегать.

Правило оценки человека по делам, поступкам и их результатам. Информация о творениях человека, продуктах его стремлений, отношений, способностей, умелости — наиболее объективная и достоверная информация о его качествах.

Правило учета мнений других о данном лице. Мнения нескольких людей, знающих изучаемого человека, всегда достовернее и многограннее, чем одного. Для анализа и обобщения мнений можно и здесь составлять таблички, схемы.

Правило психологической оценки документов, характеризующих изучаемое лицо. Если есть возможность, стоит ознакомиться с анкетными данными, характеристиками, рекомендациями, дипломами об образовании, трудовой книжкой, автобиографией и другими документами, хотя часть сведений, содержащихся в них, могут быть неточны и даже недостоверны, а поэтому не следует принимать их за истину.

Правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку. Информативны записные книжки, кошельки, сумки, записки, хранящееся в карманах, украшения, предметы одежды. Подмечая их, следует стараться понять вкусы, интересы, потребности, аккуратность, культурность, круг знакомств, претензии, групповую принадлежность человека. Психологически информативна обстановка квартиры, домашние условия, порядок, гардероб, стол, библиотека, инструменты, предметы увлечения и коллекционирования, аудиовидеотехника, наборы магнитофонных и компьютерных дискеток. Вещи всегда более искренни, чем слова их владельцев.

Правило биографическое. Выше уже отмечено, что наиболее существенные качества человека — жизнью «написанная в нем» его биография, интегральный результат всей совокупности условий, образа жизни, собственной активности. Не хронология жизни, а биографическая беседа позволяет выявить те типичные условия, преобладающие виды активности, переломные моменты жизни, которые скорее всего отразились на качествах человека. Надо интересоваться такими вопросами: Какой была атмосфера в семье? Каковы взаимоотношения родителей? За что они его поощряли и наказывали? Чего требовали? Как учился? Чем интересовался? Что нравилось и не нравилось и почему? Чем увлекался? Чего старался добиться? Какой результат считал самым важным и почему? Что считает неудачей? С кем дружил? Что это были за люди? Что в них нравилось? Как проводили досуг, почему так? Какие книги любил и что в них нравилось? и т. п. Спрашивая, слушая ответы, надо стараться понять внутренний мир человека.

Правило изучения жизненной и профессиональной позиции человека реализуется путем познавательной беседы, которая может быть продолжением биографической. Что нравится и не нравится в своей жизни и жизни современного общества и почему? Что бы изменил, если бы имел власть? Что нравится или не нравится в телепередачах? Что интересует в газетах? Чем занимается в свободное время? С кем чаще всего общается и что в них нравится? Как помогает родителям? Почему выбрал эту профессию? Чего хочет добиться, чтобы сказать «Я счастлив»? Как этого добиться? и пр.

Прием визуальной психодиагностики. Его назначение — оценка психологических особенностей человека по внешним проявлениям при контакте с ним.

Правило психологической оценки поведенческих признаков человека. Многое в поведении содержит психологическую информацию: как человек вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном вопросе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психологии человека.

Психологической диагностике человека подлежат:

  • содержание высказываний, по которым можно судить о его взглядах, убеждениях, целях, планах, мотивах, потребностях, ценностных ориентациях, интересах и др.;
  • словарный запас, построение речи, изложение мыслей, ответы на вопросы, по которым можно судить о его образованности, культуре, профессиональной принадлежности, умственном развитии, находчивости, знаниях, опыте и т. п.;
  • произношение, позволяющее оценивать национальную и региональную принадлежность, возможное место рождения и длительного жительства, образованность;
  • темп речи, интонации, жестикуляция, выразительность мимики и экспрессивности речи, по которым можно оценить тип темперамента, эмоциональную уравновешенность, умение владеть собой, силу воли, самомнение, культурность, систему ценностных приоритетов. Так, человек с холерическим темпераментом быстр, темп речи у него устойчиво высок, мимика выразительна, в поведении характерны порывистость, нетерпеливость, несдержанность.

Правило выявления и оценки психического состояния человека. Взволнованность, страх, радость, тревога, напряженность, расслабленность, злость, растерянность, даже спокойствие во многом характеризуют общающегося человека, занятую им позицию, отношение к содержанию разговора. О психическом состоянии можно судить по интонации голоса, изменениям его темпа, паузам, тембру, выражению и движению глаз, цвету лица и выступлению пота, жестам, позе, движениям рук. Трудно вообще судить о человеке, ни разу не взглянув пристально, изучающе ему в глаза.

Общая психотехника общения

Общением с другими людьми насыщена жизнь каждого человека. Без этого не бывает не только быта, досуга, семейной жизни, но и труда. Причем в труде умение общаться имеет нередко огромное значение для успеха.

Прием подготовки предстоящего общения. Люди в общении не просто передают-принимают информацию, но вступают во взаимодействие, взаимоотношения, изучают, воздействуют друг на друга, проводят свою линию поведения, отстаивают свои интересы.

Правило максимальной психологичности заключается в необходимости стремиться к пониманию и учету всех психологических компонентов общения, намеренно строить его технику на основе психологических рассуждений и обоснований.

Правило разработки сценария предстоящего общения. Мысленные рассуждения о предстоящей встрече следует воплотить в сценарий общения — мысленную модель, содержащую ответы на вопросы, чего надо добиться в результате общения и как.

Правило коммуникативной проработки общения. Продумыванию подлежит не только общая схема общения, но и то, что сказать, как сказать, когда сказать.

Прием создания благоприятных исходных психологических условий для общения. Необходимо строить общение в спокойной, деловой обстановке с желанием достигнуть договоренности.

Правило благоприятных исходных обстановочных условий общения. Имеют значение время, место и окружающая обстановка, которые надо избрать. Чаще всего предпочтителен разговор с глазу на глаз, на равных (например, собеседники сидят в креслах).

Различия, когда один сидит, а другой стоит, один — за служебным столом, а другой — на стуле перед ним, затрудняют раскрепощенное, искреннее, доверительное общение.

Правило оказания благоприятного впечатления на собеседника. Для последующего хода общения с незнакомым человеком имеют значение внешний вид и поведение при встрече инициатора общения — одежда, лицо, вежливость, проявление расположения к пришедшему.

Правило удачного начала разговора. Психологично не начинать сразу со сложных и болезненных вопросов, уместнее начать с непринужденных и вежливых: «Как добрались?», «Вы прямо с работы?», «Я не отрываю Вас от неотложных дел?», «Как самочувствие?» и пр.

Прием развития взаимоотношений в ходе общения. Удачная встреча задает тон общению, но начальный успех надо развивать и быть психологичным до конца.

Правило поведенческой и речевой культуры. Уместно вспомнить, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Хорошее впечатление производит соблюдение правил речевого этикета (здороваться, благодарить, вежливо формулировать несогласие, не «тыкать», не грубить и пр.), языковой и речевой культуры.

Правило диалогичности. Общение не должно походить на игру в одни ворота. Активный собеседник чувствует, что его уважают, слушают, хотят понять, а поэтому более искренен и склонен благожелательно слушать другого. Инициатор общения заинтересован в диалоге и потому, что говорящего легче понять и на этой основе скорректировать свои заготовки на общение. Нужно стимулировать и поддерживать активность собеседника.

Правило активного слушания и поддержания речевой активности собеседника. Слушать следует не только слова, но человека, стремиться понять, что он хочет и не хочет сказать, что отстаивает, чего добивается. Всем своим видом надо выражать готовность понять человека и помочь ему. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, поглядывать все время на часы, демонстрировать торопливость и желание побыстрее расстаться с пришедшим.

Позиция активного слушания реализуется: наклоном тела в сторону говорящего; визуальным контактом, выразительной мимикой — «Я весь внимание»; реагированием всеми невербальными способами на сообщаемое говорящим: жестами, изменением формы бровей, сужением и расширением глаз, движениями губ, челюстей, положением головы, тела; словами «Понимаю», «Да что Вы?!». «Представляю, что Вы чувствовали!» и др.; стимулированием подробного изложения: «Не понял. Уточните это», «Расскажите детальнее» и пр.; резюмированием С предложением подтвердить правильность понятого или внести уточнение: «Я Вас понял так… Правильно?». «Вывод из ваших слов я делаю такой:…».

Прием установления психологического контакта. Психологический контакт — синхронность мыслей, намерений, доверительность отношений, содействие друг другу в поисках истины, решении вопроса, проблемы. В отличие от дружбы, товарищества он имеет временный характер и локален, ограничен конкретным содержанием разговора (иногда только частью его).

Его можно сравнить с ниточкой, временно протягивающейся между собеседниками. Найти такую «ниточку», «потянуть за нее» — важное условие достижения успеха в разговоре.

Правило последовательного психологического сближения. Надо упорно и последовательно приближаться к нужному результату разговора, устраняя на пути к нему одно препятствие за другим и расширяя область согласия (умножая и укрепляя связывающие «нити»).

Это осуществляется формированием у партнера по общению:

  • заинтересованности в положительном решении вопроса;
  • уверенности, что инициатор общения относится к нему доброжелательно, готов учитывать его интерес и будет справедлив;
  • готовности честно, справедливо, по деловому искать взаимоприемлемые пути решения вопроса;
  • эмоционально-уравновешенного психического состояния.

На пути к этому надо использовать не только слова, но воздействовать на собеседника всем арсеналом речевых и неречевых средств, поведением, внешним видом, тоном. Обратить внимание на снятие у партнера по общению психологических барьеров недоверия, подозрительности, возможно враждебности, отказаться от «обвинительного уклона». Установлению контакта благоприятствует разговор с глазу на глаз, отсутствие посторонних лиц, уютная обстановка, сокращение дистанции между разговаривающими (при необходимости до 30−50 см).

Правило демонстрации общности собеседников и формирования диады «Мы». Психологическому сближению способствуют отыскивание и подчеркивание всего общего, сходства, сравнимости, что есть у собеседников: пола, возраста, места жительства, землячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, служба в армии или на флоте, отсутствие родителей, воспитание в детском доме, временное проживание в прошлом в каком-то городе, районе, области, трагические, неприятные события или, наоборот, удачи и др.); увлечений, способов проведения досуга, культурных интересов, планов на будущее, занятий на садовом участке, отношений к спорту, увлечений автомобилями, мнения о прочтенных книгах, просмотренных фильмах и телепередачах и др.; понимания и отношения к разным событиям, происходящим в стране, тем или иным сообщениям средств массовой информации; оценок людей, ценимых качеств их, наличие общих знакомых, встреч в разное время с кем-то и отношений к нему. Все это позволяет часто поизносить слова «мы с Вами» и надо на это не скупиться, подчеркивая близость и доверительный характер общения.

Правило посильного разрешения просьб собеседника. Хорошо, когда инициатору общения до или по ходу разговора удается выполнить высказанные собеседником просьбы. Тогда и тот психологически будет испытывать обязанность ответить добром на добро.

Правило «психологического поглаживания» представляет собой признание ведущим разговор положительных моментов в поведении собеседника, его личности, занимаемой позиции, словах, выражение понимания его. Оно способствует формированию у собеседника мнения о справедливом отношении к нему и психологически обязывает его соглашаться с тем, что ему говорят. Число совпадающих мнений и оценок увеличивается.

Прием доказывания. Излагая свое мнение, надо быть всегда убедительным и заботиться о том, чтобы убедить собеседника.

Правило содержательной логичности. Общение строится правильно, если его содержание логично и структурировано, т. е. складывается из последовательных содержательных шагов, обоснованно перетекающих один в другой. При этом следует «идти от» собеседника: «как он будет понимать и воспринимать то, что я собираюсь говорить или спрашивать; что и как надо говорить, чтобы он понял меня».

Правило адаптации «словесной партитуры» речи к особенностям собеседника. Общее требование к словам и выражениям: четкость, ясность, понятность, но опять-таки — для собеседника, с учетом его интеллектуального и культурного развития (не опускаясь до вульгарного жаргона, хотя иногда стоит показать, что он знаком вам).

Правило смысловой культуры заключается в стремлении и умении содержательно, логично, точно, четко, ясно выразить в словах свои мысли, чувства, отношения. Как верно говорят: «Словам должно быть тесно, а мыслям — просторно»; «Сорные мысли хуже сорных слов».

Правило соблюдения законов и норм формальной логики. Формальная логика — учение об общих законах и требованиях к построению доказательств и опровержений. Основные требования их воплощены в правилах тождества, непротиворечивости, аргументации, достаточного основания.

Правило риторичности* реализуется применением двух групп способов: риторических (содержательно-логического доказывания) и «спекулятивных» (использование словесных промахов и оговорок собеседника, ловля на слове, подача реплики в выгодный момент; доказательство от противного и показ ущербности альтернативы, избегание слов, вопросов и рассуждений, вызывающих ненужные осложнения; способ «не давать козырей», способ «не в Ваших интересах…» и др.).

Риторические способы составляют основу доказываний, но в сложных случаях допустимо использование и вторых, особенно когда собеседник не гнушается ничем.

Правило фактологической обоснованности. Факты — мать доказательств. Особую доказательность имеют сопровождаемые речь цифры, фотографии, документальные и вещественные доказательства (в отличие от слов они обладают особой психологической убедительностью).

Обоснование может строиться на приведении аналогичного случая. Хороши графические изображения (китайская пословица гласит: «Одна картина лучше тысячи слов»).

Правило аксиоматичности*. Уместно и весомо звучат аргументы и обоснования, базирующиеся на неопровержимых истинах, положениях науки, закономерностях, знаниях, которые были приобретены собеседником при получении образования, выдержках (цитатах) из авторитетных изданий, ссылках на законы, нормы морали.

Прием разрешения противоречий. В общении нередко случается, что мнения собеседников расходятся, причем дело доходит до спора, даже конфликта. Это свидетельствует прежде всего о том, что предыдущие приемы были использованы не лучшим образом. Надо проявить самокритичность и в более совершенном виде повторить их, а также описываемые ниже.

Правило сдерживания эмоций. В атмосфере эмоций логические рассуждения и доводы утрачивают силу и ничего решить нельзя. Если собеседник очень взволнован, бывает полезно выждать некоторое время и дать ему «разрядиться», «излить душу». Свои эмоции надо сдерживать, показывая пример собеседнику.

Правило озвучивания и последовательного рассмотрения разногласий. Бывает, что люди спорят, не разобравшись, что противоречий по существу между ними нет, или не поняв в чем они. Поэтому стоит, не задерживаясь, как бы подводя промежуточный итог, четко сформулировать, в чем заключаются противоречия. Если после этого подтвердится, что они есть, надо последовательно рассмотреть каждое, оценив доводы «за» и «против».

Правило накопления согласий. Его рекомендовал еще древнегреческий философ Сократ (ок. 470−399 до н. э.).

Основания его таковы: если человек изначально ответил «нет», то сказать потом «да» ему психологически трудно; если же человек несколько раз подряд сказал «да», то у него возникает установка сказать «да» в очередной раз. Поэтому согласие наращивается серией вопросов собеседнику, начиная с простых, безобидных, «нейтральных», на которые, кроме «да», никак ответить нельзя. Постепенно вопросы следует усложнять, приближаться к сути обсуждаемой проблемы, касаться и «болезненных» точек, но для начала не самых главных.

Правило опровержения возражений. Надо признать право оппонента на свое мнение и с чем-то соглашаться. Часть возражений, особенно произнесенных сгоряча, оставить без опровержений, не ввязываясь в дискуссию по мелочам и сохраняя достоинство. Просить представлять убедительное обоснования возражениям. Особое внимание уделять наиболее уязвимым местам в возражениях. Прибегать к контрвопросам, бьющим по этим местам. Использовать довод «да, но», где «но» оказывается очевидно опровергающим все, с чем можно было бы, не учитывая его, согласиться.

Правило отсрочки. Если цель в разговоре не достигнута, целесообразно перенести продолжение его на некоторое время. Констатировать перед этим вопросы, по которым достигнуто согласие и предложить подумать над неразрешенными. Бывает, что перенос необходим даже раньше, если эмоции слишком накалились и в споре господствуют они, а не разум.

11.3. Техника выполнения основных педагогических действий

Техника педагогического анализа

Анализ — разложение целого на части. Он неразрывно связан с синтезом — уяснением того, как целое складывается из частей и как происходит их взаимодействие в рамках целого. Педагогический анализ — методологически и теоретически корректно осуществляемый процесс познания структуры и функционирования интересующего человека-практика педагогического объекта, явления, проблемы.

Прием теоретико-методологического подхода к определению предмета и плана педагогического анализа. Всякий поиск эффективен, если ведется с пониманием того, что искать, где искать, как искать. Педагогический анализ будет плодотворным, если его контуры строятся на приложении методологии и теории педагогики, которые «высвечивают» и направления, и методы поиска, и понимание обнаруживаемого.

Правило выявления связи испытываемой жизненной или профессиональной трудности с педагогикой. В образовательном учреждении особых затруднений в выявлении такой связи обычно не испытывается. Но в жизни и профессиональной деятельности не все и не всегда понимают, что нередко причины проблем педагогические. Не поняв это, не обращаются к педагогической литературе за справкой, не используют возможностей педагогических знаний, принимают меры иной природы (чаще всего административные), т. е. пытаются устранить следствия, а не причины их. Это очень распространенная беда практики.

Чтобы обнаружить связь, надо поставить вопрос и ответить на него: не сказывается ли на возникшей проблеме собственная образованность, обученность, воспитанность, развитость или других людей, а также социально-педагогические влияния среды? Положительный ответ означает, что существует педагогическая проблема, в которой надо разобраться и решить ее.

Правило разработки гипотезы проблемы и ее решения. Размышляя над проблемой, испытываемой трудностью, надо попытаться предположить, какими конкретно педагогическими причинами они могут быть обусловлены: лежащими в сфере образования, обучения, воспитания, развития или более частными — недостатками педагогической системы работы, осуществлением педагогического процесса, действием педагогических закономерностей, педагогических условий, социально-педагогических факторов, слабостью компонентов тех или иных педагогических свойств, профессионального мастерства, профессионально-педагогической подготовленности, ошибками в выборе и применении педагогических методов, педагогических технологий и пр. Очевидно, что обоснованные предположения можно сделать, лишь опираясь на знания методологии и теоретические положения педагогики. Обобщенная формулировка предположений представляет собой гипотезу, которую надо проверить в последующих творческих поисках. Если она не подтвердится, формулируется новая и поиск продолжается.

Правило разработки плана педагогического анализа. Сделанные предположения кладутся в основу направлений последующего анализа, в четкие ответы на вопросы: что, где, когда изучить, какой фактический материал надо собрать и какими методами, в какой последовательности действовать. Целесообразно зафиксировать план на бумаге, компьютере, подготовить методики (анкеты, планы бесед, педагогических наблюдений и др.).

Прием системно-структурного анализа. Поскольку педагогическая реальность системна, то и понять ее можно лишь при системном подходе. Первым, но достаточно сложным и ответственным шагом на этом пути выступает уяснение структуры изучаемой проблемы.

Правило анализа микроструктуры проблемы. Выделенную для анализа педагогическую проблему надо раскрыть как относительно самостоятельное явление педагогической реальности, но состоящее из элементов (компонентов).

Правило анализа макроструктуры педагогической проблемы. Любое педагогическое явление — элемент (компонент) более крупного, «погружено» в окружение, среду, выступающую условиями, которые бывают непосредственными (первичными, непосредственного окружения) и опосредующими (вторичными, отдаленными).

Важно понять эти условия, выделить характерные для них факторы (как это сделано в гл. 10 при рассмотрении экстремальных условий).

Например, проблема повышения эффективности самостоятельной работы обучающегося, которая имеет свою структуру, складывающуюся из целей, задач, организации, методики, обеспечения и др. В то же время успешность самостоятельной работы зависит от условий, создаваемых и существующих в учебной группе, на факультете (первичные, непосредственные условия), в учебном заведении и даже за стенами его (вторичные, третичные, опосредующие условия).

Системно-структурный анализ — достаточно тонкая работа, в которой нельзя ничего ни убавить, ни прибавить, притягивать то, что не относится к изучаемой педагогической реальности, но и не упускать ничего. К примеру, если анализируется профессионально-педагогическая подготовленность специалиста, то ее внутренняя структура определяется, как это описано в § 1.3. Макроструктура выявляется по ее месту в профессионализме специалиста, в личности вообще, ее опосредованности образованностью, воспитанностью и развитостью его. Но если включить во внутреннюю структуру еще профессионально-психологическую подготовленность специалиста, а в макроструктуру — его семейное положение, то теоретически это будет некорректно, так как-то и другое лежит за пределами изучаемых структур, не находится внутри них, хотя и может иметь какое-то соприкосновение с ними.

Правило детальной педагогической проработки структуры проблемы. Обозначение педагогическими категориями и понятиями выделяемых структурных компонентов и связей задает последующее углубление в детали анализа. Чаще всего это связано с использованием категории «педагогическая система», обязывающей рассматривать все ее элементы. Если же анализируется локальная проблема — элемент педагогической системы (например, организация обучения сотрудников фирмы), то ее надо прослеживать как взаимосвязанную с другими элементами системы — целями, задачами, содержанием, формами и пр.

Прием содержательно-функционального анализа логично продолжает системно-структурный анализ, углубляет его, погружает в качественное изучение и оценку реального состояния каждого элемента и всей совокупности педагогических факторов, определяющих проблему.

Правило педагогической идентификации реальностей проблемы. Надо проявить усилия, чтобы увидеть в анализируемой реальности элементы изучаемой педагогической структуры. Порой осуществляющий анализ затрудняется в этом и допускает промахи. Выглядит анекдотом (хотя такой случай имел место в действительности), но один преподаватель так увидел причины разных недостатков: «Студент забыл дома конспект? Безответственность! Не успел выполнить задание? Безответственность! Не разобрался в теории? Безответственность!». Очевидно, что причина каждого из обнаруженных недостатков своя.

Правило сбора, анализа и оценки фактов, характеризующих качественное состояние педагогической проблемы и ее составляющих. Чтобы исключить субъективность, произвол в оценках, как это проявилось в приведенном примере, надо собирать факты и все оценивать на основе комплекса фактов, собранных с помощью многих методов исследования, рекомендуемых педагогикой: скрупулезного анализа документов, проведения опросов и бесед, педагогических наблюдений и др.

Правило математического обсчета и графического отображения собранного фактического материала. Верна в большинстве случаев оценка не единичного факта, а их статистически достоверного множества. Необходимо накапливать факты, множить их, систематизировать, обсчитывать, исчислять средние величины, проценты, коэффициенты, рекомендуемые статистикой, отражать результаты графически. Чем более содержательный анализ, проводимый в ходе повседневной практической работы, приближается к требованиям научного, тем более достоверными станут оценки, выводы и действеннее принимаемые меры.

Правило оценки состояния компонентов педагогической реальности. Оценка — обязательный шаг на пути к завершению анализа, Удобно делать оценки по составленным графикам, менее удобно — по таблицам, очень трудно — по не систематизированному и не обсчитанному фактическому материалу. Оценка строится либо по фактическим показателям (например, успеваемости, посещаемости, количеству учебных часов и пр.), либо в сравнении с совершенным состоянием по привычной пятибалльной системе, уровням (высокий, средний, низкий), процентам.

Правило прослеживания функциональных зависимостей. Выявив структуру и оценив предварительно качественные характеристики ее элементов, следует проследить, как же все это действует. Первый шаг функционального анализа — прослеживание взаимосвязей элементов педагогической системы: согласованности целей, задач, содержания, методов и пр. Второй шаг — выявление образовательного, обучающего, воспитывающего и развивающего влияния элементов педагогической системы исследуемого педагогического явления в том состоянии, в каком они находятся и взаимодействуют. Третий шаг — как функционирование различных элементов педагогической системы (опять-таки в том состоянии, в каком они находятся) влияет на испытываемые трудности при решении жизненных и профессиональных задач.

Правило установления причинно-следственных зависимостей. Реализация описанных выше правил позволяет получить представление о роли педагогической реальности в трудностях, испытываемых специалистом и выступающих в качестве проблемы. Возникает возможность для вынесения обоснованного заключения о том, выступает ли состояние педагогической реальности в качестве причины или одной из причин проблемы и надо ли улучшать это состояние. Оценка качества и функциональной роли отдельных педагогических элементов, их совокупностей, внешних условий дает основание для определения их в качестве частных причин педагогической проблемы, требующей решения. Те, что оцениваются как неполноценные, становятся объектами системного педагогического совершенствования.

Итоги педагогического анализа выступают основой для принятия педагогического решения.

Техника принятия педагогического решения

Педагогическое решение представляет собой поиск и выбор путей для достижения нужного педагогического результата. Оно имеет общие основы с принятием управленческих решений, рассмотренным в § 10.3, но имеет и отличия. Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата) - первое звено (этап, стадия) его подготовки и принятия.

Не все педагогические решения предваряются педагогическим анализом, проводимым в полном объеме описанных выше приемов и правил. Но он должен быть таковым для принятия важных, ответственных, масштабных и рассчитанных на долговременное действие решений. Более того, наиболее важные должны основываться на анализе, носящем характер научного исследования с соблюдением всех строгих требований к нему (см. гл. 3).

Педагогический анализ при подготовке решения — не обязательно единоличный акт специалиста, учителя, преподавателя, руководителя. При подготовке многих решений следует с педагогическими целями привлекать и других сотрудников, использовать это как один из способов их обучения, воспитания и развития в процессе профессиональной деятельности и управления. Кроме того, это имеет и психологический смысл: участвующие в подготовке решения начинают воспринимать решение как свое, а не как принудительно навязанное им «свыше», а поэтому с большей добросовестностью проводят его в жизнь.

Прием разработки вариантов педагогического решения и выбора лучшего из них. Хорошее решение, как правило, — не то, которое первым приходит в голову.

Правило разработки нескольких вариантов педагогического решения. Надо принять лучшее решение, но чтобы это сделать, надо иметь из чего выбирать. Полезно вначале обозначить крайние варианты, например, самое радикальное решение и наименее радикальное, наиболее простое и наиболее сложное для выполнения. Затем сформулировать одно или несколько промежуточных.

Правило последовательной оценки сильных и слабых сторон каждого варианта решения. Варианты оцениваются по комплексу педагогических критериев: своевременности, срочности, соответствия обстановке, объектам воздействий, субъектам его выполнения (их способностям и подготовленности к выполнению), законодательным и нормативным требованиям, образовательным, обучающим, воспитательным и развивающим достоинствам, возможностям успешного проведения в жизнь (организационным, техническим, финансовым, кадровым и др.), отсутствию побочных отрицательных педагогических и психологических последствий, апробированности в опыте, по необходимости и иным. Возможно составление вспомогательных табличек: в левой части листа бумаги — «за», в правой — «против».

Правило выбора одного, лучшего, варианта педагогического решения. Выбор — результат правильной оценки каждого варианта и их сопоставления.

Прием детальной проработки избранного варианта педагогического решения. При отборе варианты рассматриваются по основным показателям, но для успеха нужно продумывание всех деталей отобранного.

Правило четкого представления цели и задач принимаемого решения. Как уже не раз отмечено выше, только отчетливое представление результата, который должен быть достигнут, приводит к максимально возможному успеху.

Правило проработки организации исполнения принятого педагогического решения предполагает продумывание и решение таких вопросов:

  • кто из сотрудников наиболее подготовлен и может выполнить это решение наилучшим образом;
  • кого из сотрудников можно и стоит привлечь к его выполнению, чтобы одновременно педагогически поработать с ними. Менее хлопотно давать поручения лучшим, но это неблагоприятно скажется на всех членах коллектива. У лучших может возникнуть недовольство, а слабо подготовленные и лентяи будут продолжать работать кое-как и не будут меняться к лучшему;
  • какие формы педагогической работы надо провести с отобранными людьми перед началом действий — проверку подготовленности, инструктаж, разъяснения, дополнительные занятия, тренаж, прикрепление опытного участника к малоопытному и др.;
  • какую педагогическую работу, как проводить, какие методы использовать в ходе действий: личный пример, показ, контроль, изучение людей в ходе работы и их отношения к ней, дополнительные разъяснения, консультирование, внушение, требование, анализ допущенных промахов и др.;
  • какую педагогическую работу провести по окончании действий: поучительный разбор, постановку в пример успешных участников работы, помощь испытывающим трудности, работу с проявившими нерадивость, определение необходимости дополнительных занятий с допускающими промахи и др.

Такова техника лишь самых основных психологических действий, которая в полном комплексе заслуживает специального изложения и изучения.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

  1. Что имеется в виду под психологической и педагогической техникой, из каких компонентов она складывается?
  2. Дайте характеристику речевых средств.
  3. В чем заключаются особенности техники использования неречевых средств?
  4. Перечислите все психологические и педагогические действия. В чем их различия? Какие из них, на ваш взгляд, могут и должны выполняться в профессиональной деятельности, к которой вы готовитесь?
  5. Назовите основные психологические приемы профессионального наблюдения.
  6. Как можно обеспечить высокую чувствительность органов чувств при профессиональном наблюдении?
  7. Какие источники психологической информации о свойствах и качествах человека и как можно использовать при составлении его психологического портрета?
  8. Перечислите основные психологические приемы общения.
  9. Какова техника психологического сближения собеседников и установления психологического контакта между ними?
  10. Назовите основные приемы осуществления педагогического анализа. Какую роль играет каждый из них?
  11. Как сделать так, чтобы педагогическое решение было максимально поучительно для тех сотрудников, которые привлекаются для его подготовки, принятия и организации исполнения?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector