Психолого-акмеологическая парадигма профессионализма

Содержание

Введение

1. Биологическое и социальное в психическом развитии человека

2. Психолого-акмеологическое содержание профессионализма

Заключение

Список литературы

Введение

Психическое развитие индивида, формирование личности является биологически и социальное обусловленным процессом. Человеческий индивид развивается и как биологическая существо, как представитель биологического вида Homo sapiens и как член человеческого общества. История предшествующего развития человека, т. е. ее филогенез, влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двумя путями — биологическим и социальным

Интегральные акмеологические показатели профессиональной элитарности в сфере техники и технологий — это ядерные характеристики личности и профессиональной деятельности элитных специалистов, которые связаны с фундаментальным проявлением данного феномена, и концентрированно выражают его психологическую сущность как высшего уровня развития профессионализма. В психолого-акмеологической парадигме профессионализм рассматривают как интегрирующее личностное образование, которое объединяет в единую высокоразвитую структуру личностные свойства, мотивационные характеристики, опыт и навыки

1. Биологическое и социальное в психическом развитии человека

психологический акмеологический профессионализм

«Человек» -- общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо.

биологические факторы -- прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

основные социальные факторы -- труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, онтогенез личности — социальной наследственностью. Эти две детерминанты тесно связаны в процессе развития человека. Биологическая наследственность имеет своим источником генетический аппарат человека, который сформировался в процессе биологической эволюции и определяет развитие его организма. Социальная наследственность представлена совокупностью культурных достижений человечества, накопленных в процессе его исторического и общественного развития.

3 стр., 1373 слов

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.

... методик.   Семинарское занятие № 1 2 часа Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. ... и явлений психики, а также для преобразования психики человека в целях развития его личности, в частности. Особую значимость для ... литературы следует мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически анализируя ...

Наличие этих двух детерминант определила и два противоположных взглядов на факторы происхождения личности. Представители первой точки зрения считали, что онтогенез психики человека детерминуеться лишь биологическим фактором, биологической наследственностью. В соответствии с другим мнением, психическое развитие индивида определяется не природой, а социальными условиями его жизни.

С точки зрения современной науки в онтогенезе психики человека существует единство биологических и социальных условий. Последнее слово в развитии личности принадлежит социальным условиям, но это развитие невозможно без биологических предпосылок. Действие биологических предпосылок заключается в том, что из человеческого зародыше возникает человеческий организм с присущими ему возможностями дальнейшего развития. Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в его генотипов. Генотип определяет человеческий тип анатомофизиологичнои структуры организма, его морфологических и физиологических признаков, строения нервной системы, пола, характера созревания т.д. Генотип определяет также динамические свойства нервных процессов, безумовнорефлекторни мозговые связи, с которыми рождается ребенок и которые регулируют первые акты поведения, связанные с органическими потребностями.

Хотя исходный фонд наследственно организованных потребностей и актов поведения у ребенка невелик, однако ее нервная система имеет в себе наследственно обусловлены огромные возможности образования новых потребностей и форм поведения, которых нет у животных.

Человеческие задатки — это естественные потенции возникновения, развития и функционирования психических свойств личности. Задатки реализуются в психических свойствах только в общественных условиях жизни. Достояние общества не фиксируются и не передаются в генах. Они усваиваются через общение, воспитание, обучение, трудовую деятельность. Только путем социализации индивида осуществляется его развитие как личности.

Одних задатков мало для формирования психических свойств. Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований психического развития однояйцевых близнецов (они имеют идентичные генетические качества, потому что развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки), присущие им психические свойства могут заметно отличаться в зависимости от условий воспитания. Сходство в их психическом развитии увеличивается, если они воспитываются совместно, и уменьшается, если воспитание осуществляется за разных условий. Отличие между близнецами возрастает при переходе от простых психических функций к сложным.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

... . Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков - Н ...

Общественные, социальные условия влияют на психическое развитие индивида благодаря исторически произведенным средствам, присущим только человечеству. Социальную среду, в которое попадает и в котором развивается ребенок, — это и объекты, явления природы, и создано человечеством искусственное предметное среду, а прежде всего это люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, языковые средства, духовные ценности, вообще культура человеческой цивилизации. Обусловленные историческим развитием человеческой цивилизации материальные и духовные ценности передаются каждому новому поколению не через хромосомных аппарат, а благодаря общению детей со взрослыми, в процессе специально организованной познавательной и практической деятельности. На психическое развитие ребенка непосредственно влияют не все социальные условия, а лишь те, с которыми она вступает в контакт.

Влияние общественной среды изменяется в зависимости от процесса созревания ребенка, рост ее физических и умственных сил, становления потребностей и стремлений, способности воспринимать объекты и наследовать их от возникновения новых видов деятельности. Жизненные связи ребенка с окружающей социальной средой характеризуются избирательность, а с возрастом расширяются и обогащаются. Первоначально главным социальной средой для ребенка является семья, родители, родственники, ухаживающие ее. Позднее рядом с детьми появляются другие люди — воспитатели и учителя образовательных учреждений, товарищи, школьники и внешкольные группы. Ребенок погружается в общественное окружение, с которым устанавливаются как непосредственные, так и опосредованные контакты — через средства массовой информации, участие в совместной деятельности и т. п. Влияния социального окружения опосередковуються также уровнем собственной активности ребенка в деятельности и поведении, характером отношений с другими людьми, уровнем культуры, образованности, индивидуальными чертами характера и т. д.

4 стр., 1740 слов

Организация работы с лицами пенсионного возраста.

... взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отра­жающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизирующих, описывающих и обобщающих знаний, и ... выражают требования к вы­бору технологических средств психолого-педагогического воздей­ствия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести ...

2. Психолого-акмеологическое содержание профессионализма. \\

Данная психолого-акмеологическая служба предусматривает двухуровневую организацию:

* на федеральном уровне -- администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные ведомства;

* на региональном уровне -- администрации регионов.

Создание психолого-акмеологических служб рекомендовано и на муниципальном уровне

Главной целью такой службы является психолого-акмеологическое сопровождение деятельности государственной службы на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, которое находится в поле решения стратегической проблемы гуманистически направленного социокультурного преобразования среды жизнедеятельности человека

Частными целями являются:

* психолого-акмеологическое обеспечение кадровой работы;

* психолого-акмеологическая оптимизация работы, профессиональных взаимодействий и отношений государственных служащих;

* психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития государственных служащих;

* психологическая помощь в формировании деловой репутации и авторитета структур государственной службы.

Отмеченные цели имеют так называемый универсальный характер и могут распространяться и на другие психолого-акмеологические службы, не имеющие отношения к государственной службе.

Исходя из данных целей формулируются и основные задачи психолого-акмеологических служб. Их количество, вид и содержание должны быть «привязаны» к специфике деятельности организации или ведомства.

Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уставы учреждений и организаций.

26 стр., 12774 слов

Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении

... организация углубленной самостоятельной работы, связанной с учебной и научно - исследовательской деятельностью студентов - вот тот круг вопросов, который должны решать психолого-педагогические службы ... эффективности учебно-воспитательной работы вуза, формированию социально активной личности. Создание психолого-педагогической службы в вузах предполагает важность решения многих психологических проблем ...

Исходя из целей и задач психолого-акмеологических служб определены и обоснованы следующие основные направления их работы:

* информационно-аналитическое;

* организационно-проектировочное;

* акмеолого-технологическое;

* научно-исследовательское.

Информационно-аналитическое направление работы психолого-акмеологических служб связано со следующим:

* со сбором и анализом разноуровневой информации о деятельности и взаимодействиях организации, ее кадровом потенциале (в том числе данных инструментальной и неинструментальной психологической диагностики),

* осуществлением различного вида экспертных оценок;

* проведением мониторинга (кадрового, рейтингового, психологического пространства и пр.);

* осуществлением разработки прогнозов и прогнозных сценариев;

* выявлением «очагов», провоцирующих напряженность в деятельности и отношениях, снижающих их эффективность.

Это ключевое направление, так как получаемая информация используется для работы других направлений психолого-акмеологической службы.

Организационно-проектировочное направление призвано обеспечить решение ряда актуальных и специфических задач организации. В рамках данного направления осуществляется:

* сопровождение кадровой работы (подбор, расстановка, аттестация персонала, формирование резерва на выдвижение, планирование профессиональной карьеры);

* формирование корпоративных отношений;

* оптимизация морально-психологического климата;

* разработка проектов социального развития, преодоления кризисных явлений, эффективного имиджа организации;

* планирование и реализация деятельности по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Акмеолого-технологическое направление связано со следующей работой:

* преодолением психологических затруднений у работников и руководителей организации;

* сопровождением их личностно-профессионального роста;

* разрешением конфликтов.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных ... потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа ...

В рамках данного направления осуществляется психологическое и акмеологическое консультирование, применяются акмеологические технологии для развития профессионализма специалистов и руководителей. Работа по данному направлению является преимущественно индивидуальной.

Научно-исследовательское направление призвано осуществлять следующее:

* обобщать передовой опыт работы психолого-акмеологических служб и внедрять его в практику;

* разрабатывать новые методы, алгоритмы и технологии решения профессиональных задач;

* способствовать росту профессионального мастерства специалистов и руководителей самих психолого-акмеологических служб.

В случае необходимости данные направления могут быть дополнены и другими.

Ввиду специфики решаемых задач информация о работе психолого-акмеологических служб может быть как открытой, так и сугубо конфиденциальной. Конфиденциальной считается информация, затрагивающая статус и свободу личности и содержащая следующее:

* результаты индивидуальной психологической диагностики;

* данные, отражающие сущность и содержание личных психологических проблем и затруднений субъектов деятельности;

* любую другую информацию, обнародование которой может нанести ущерб личности и организации.

Степень доступности другой информации о работе психолого-акмеологических служб определяется руководителем организации или ведомства.

Следует иметь в виду, что результаты работы психолого-акмеологических служб имеют хотя и научно обоснованный, но все же рекомендательный характер. Поэтому работа служб не ущемляет интересов должностных лиц и не снимает с них персональной ответственности.

Принимая во внимание миссию и цели психолого-акмеологических служб, характер и содержание решаемых задач, целесообразно, чтобы они были самостоятельными структурными подразделениями, находящимися под непосредственным руководством главы организации или учреждения, ведомства. Данная функциональная независимость обеспечит объективность их работы, а следовательно, и ее результативность. Включение служб в иерархическую структуру организации решительным образом может повлиять на реальное целеполагание их деятельности. Практика показывает, что в этом случае происходит перевес узко корпоративных целей и интересов над стратегическими, что в конечном счете наносит ущерб организации.

Структура психолого-акмеологических служб должна соответствовать их целям и задачам, но при этом и отвечать уровню и ресурсным возможностям организации, хотя в акмеологических исследованиях рекомендованы их типовые структуры. Финансовое и материальное обеспечение работы службы берет на себя организация или ведомство.

Для акмеологических разработок характерно следующее:

* определены должностные профессиональные обязанности специалистов таких служб,

* определен статус, требования к качеству деятельности специалистов;

* созданы профессиограммы.

С их содержанием можно ознакомиться, обратившись к рекомендованной литературе.

Мировой опыт свидетельствует, что создание таких служб способно дать значительный социальный и экономический эффект для организации, значительно превышающий затраты на их работу.

Понятие интегральных психологических показателей профессиональной элитарности

Важнейшими методологическими ориентирами для понимания интегральных психологических показателей профессиональной элитарности являются работы В.С. Мерлина [10]. В соответствии с положением В.С. Мерлина о структуре личности как многоуровневой системы взаимосвязей и организации личности, свойства личности являются неразложимыми, обобщенными, устойчивыми и постоянными отношениями сознания, компонентами личности. Важным является то, что каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и способностей, и характера, выступая в разных функциях. Поскольку свойства личности — это обобщённые, устойчивые и постоянные отношения, являющиеся выражением направленности, характера и способностей, то эти структурные образования представляют собой не различные подсистемы, а разные функции одних и тех же свойств личности.

В целостно-функциональном подходе так же каждое свойство личности представляется сплавом индивидуальных и личностных характеристик, функционально связанных между собой. Личностные характеристики включают мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные; индивидные признаки — операционально-динамические, эмоционально-экспрессивные и регуляторные переменные. Любое свойство личности является сложным системным образованием, интегрирующим проявления личности и деятельности, которые обеспечивают постоянство стремлений и предрасположенность человека к осуществлению определенным способом различных отношений к окружающему миру, деятельности и к себе.

Интегральные психологические показатели профессиональной элитарности являются результатом интеграции специфических условий, требований профессиональной деятельности и психологических характеристик элитных специалистов как субъектов труда. Они пронизывают все основные компоненты психологической структуры деятельности и личности элитного специалиста, и отражают основные требования к элитному специалисту как субъекту деятельности и профессионального общения. Интегральные показатели профессиональной элитарности имеют категориальный характер, содержательно и функционально обозначая такие общие психологические и социально-психологические характеристики личности и профессиональной деятельности элитного специалиста, как направленность, активность и устойчивость, что позволяет интегрировать психологический и социально-психологический подходы в рассмотрении профессиональной элитарности как системного явления. Данные категории являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Так, основанием направленности является доминирующая система мотивов, которая задает активность поведения, профессиональной деятельности и обусловливает устойчивость личности — её качественное своеобразие. В свою очередь, устойчивость оказывает влияние на проявление активности, так и определяет приоритетные жизненные цели, профессиональные ориентации и, одновременно, корректируется этой направленностью. При этом, имея высокий уровень активности, личность приобретает устойчивое качественное своеобразие, что в свою очередь в дальнейшем определяет возможные изменения активности. Активность задает также динамику направленности и требует конкретизации поставленных целей, на которые она направляется. Осознание целей связано с антиципацией результатов деятельности и выбора средств достижения поставленных целей и принятием ответственности за свои выборы возможных вариантов действий и поступков. Важнейшие функциональные характеристики направленности, активности и устойчивости связаны с обеспечением изменчивости и перехода системы профессиональной элитарности на новый уровень развития. Категория активности отражает деятельностно-поведенческое проявление профессиональной элитарности, определяя систему саморегуляции профессиональной деятельности, стилевые особенности профессиональной деятельности и личности элитных специалистов как профессионалов экстра-класса. Устойчивость обеспечивает качественную определенность личности и деятельности элитного специалиста, поддерживая самоорганизацию системы профессиональной элитарности — сохранение внутренней структуры, стабильности протекания внутренних процессов и адекватность внешних проявлений в социально-профессиональной среде, обеспечивая регуляцию социального взаимодействия элитного специалиста в социально-профессиональной среде.

На основе проведенного системного психологического анализа профессиональной деятельности элитных специалистов и результатов компетентностного анализа нами были выделены три интегральных психологических показателя профессиональной элитарности в сфере техники технологии: креативность, новаторство и лидерство. Выделенные комплексные параметры профессиональной элитарности в сфере техники и технологии отражают специфические характеристики профессиональной среды, социально-психологические особенности профессионального сообщества, личности элитного специалиста как субъекта деятельности. На социальном уровне анализа выделенные интегральные показатели профессиональной элитарности — креативность, лидерство, новаторство являются фундаментальными характеристиками, которые отражают нормативные требования и ожидания общества по отношению к профессионалам экстра-класса. Они образуют ядро социальной ответственности элитных специалистов за результаты профессиональной деятельности, определяют содержательное наполнение профессиональной миссии, системы ценностных ориентаций и профессиональной мотивации элитных специалистов. На социально-психологическом уровне анализа предметной деятельности и социального взаимодействия креативность, лидерство, новаторство выступают уже в качестве типовых социально-групповых характеристик сообщества элитных специалистов и специфических характеристик профессиональной деятельности; определяют формат требований внутригруппового и межгруппового взаимодействия в социально-профессиональной среде. Творчество, лидерство и инновационность характеризуют ценностные ориентации социально-профессионального сообщества элитных специалистов в сфере техники и технологии. На психологическом уровне анализа данные базовые параметры профессиональной элитарности — это мотивационные и операциональные и личностные характеристики деятельности, определяющие эффективность профессиональной деятельности и межличностного общения элитных специалистов. На уровне выполнения предметной деятельности, психологические характеристики профессиональной элитарности: креативность, лидерство и инновационность определяют основные виды профессиональной активности элитных специалистов в сфере технике и технологии. Кроме того, креативность, лидерство и инновационность являются важнейшими личностнымикачествами элитных специалистов в сфере технике и технологии, которые определяют эффективность деятельности и социального взаимодействия в профессиональной среде. Таким образом, их целостное единство находит проявление и в мотивационных, когнитивных, регуляторных, коммуникативных компонентах профессиональной деятельности, и в основных сферах профессионально-важных качеств элитных специалистов технического профиля деятельности: когнитивной, эмоционально-волевой, деятельностной, межличностных отношений и самоотношения (рисунок 1).

Рис. 1. Интегральные показатели профессиональной элитарности в сфере техники и технологий. Акмеологический профиль профессиональной элитарности в сфере техники и технологии Акмеологический профиль профессиональной элитарности в сфере техники и технологии включает 1) мотивационные параметры — направленность на творчество, достижения и преобразования в социально-профессиональной среде; 2) операциональные параметры — креативную активность, инновационную активность и социальную активность; 3) личностные параметры — креативные качества, лидерские качества и новаторские качества (таблица 1).

Таблица 1

Акмеологический профиль профессиональной элитарности

Интегральные акмеологические показатели профессиональной элитарности в сфере техники и технологий

Акмеологический профиль профессиональной элитарности в сфере техники и технологий

Мотивационные параметры профессиональ-ной элитарности

Операциональные параметры профессиональ-

ной элитарности

Личностные параметры профессиональ-

ной элитарности

Творчество

творческая направленность

креативная активность

креативные качества

Лидерство

направленность на достижения и влияние

социально-интегративная активность

лидерские качества

Новаторство

направленность на преобразования

инновационная активность

новаторские качества

Мотивационные параметры профессиональной элитарности проявляются в качестве: 1) устойчивых мотивов, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональной деятельности; 2) профессионально-ценностных ориентаций специалиста, отражающих профессиональные ценности сообщества элитных специалистов, принятых в качестве принципов, убеждений, установок и отношений к профессиональной деятельности, профессиональному сообществу; 3) доминирующей профессиональной направленности элитных специалистов технического профиля деятельности. Важнейшие мотивационные параметры, характеризующие профессиональную элитарность в сфере технике и технологии, включают три типа направленности профессиональной деятельности элитного специалиста: творческую, инновационную и социальную. Рассмотрим каждый из выделенных мотивационных показателей более подробно.

Творческий тип направленности профессиональной деятельности состоит в ориентации субъекта труда на самореализацию, созидание во благо других и общества. Основной смысл своей деятельности элитный специалист видит в творчестве как самоотдаче в профессиональной деятельности. Профессиональная элитарность проявляется, прежде всего, в творческом отношении к работе, в желании открывать новые подходы, готовности субъекта труда к разработке и созданию оригинальных профессиональных идей, моделей, технологий. Творческий тип направленности характеризуется следующими доминирующими потребностями в мотивационной сфере элитного специалиста — стремление к реализации своего творческого потенциала, к уникальному вкладу в работу и в профессиональном совершенствовании. Стремление к самоактуализации в профессиональной деятельности неразрывно связано с потребностями элитного специалиста к личностно-профессиональному развитию: открытость к новому опыту, ориентацией на профессиональное совершенствование, развитие и расширение своей компетентности — профессиональной и социальной; самосозидание себя как конкурентоспособного профессионала, готового осуществлять самостоятельные профессиональные выборы.

Далее, отличительными мотивационными характеристиками профессиональной элитарности являются направленность на инновации — стремление к преобразованию социально-профессиональной среды, предметной деятельности, желание применять в профессиональной деятельности новейших идей и подходов, превносить в профессиональную деятельность и социально-профессиональную среду инновационных достижений, технологий и приемов. Это обусловлено наличием в структуре мотивации элитного специалиста таких мотивационных установок как потребности в переменах, стремлении преодолевать консерватизм и власть традиций в профессиональной деятельности и социально-профессиональном сообществе, что в свою очередь, предполагает высокий уровень готовности к преодолению возникающих трудностей и препятствий в работе.

Третий важнейшая мотивационная характеристика профессиональной элитарности в сфере технике и технологии — это направленность на достижения как стремление к проявлению самостоятельности, активности и инициативности в процессе деятельности и социального взаимодействия. В мотивационной сфере элитных специалистов преобладают потребности в достижении профессионального успеха и стремление к обретению социального влияния в социально-профессиональной среде. Элитные специалисты формируют в обществе имидж отечественного инженерно-технического корпуса и являются носителями профессиональных ценностей в профессиональном сообществе. Высокий уровень профессиональных притязаний задает широкий диапазон личной ответственности, интернальности в профессиональной деятельности и поведения в профессиональной среде. Оптимизм, как проявление позитивного отношения к профессиональному сообществу, профессиональной деятельности и положительное самоотношение, является так же важнейшей профессиональной ценностью элитного профессионала. Содержательное наполнение профессиональной элитарности на инструментальном уровне профессиональной деятельности и социального взаимодействия связано, прежде всего, с интеллектуально-творческим типом активности. Элитный специалист должен выдвигать оригинальные идеи, разрабатывать новую продукцию и технологии, владеть нестандартными подходами к решению профессиональных задач, уметь анализировать и находить оригинальные решения профессиональных ситуаций. Интеллектуально-творческим показателем профессиональной элитарности так же является применением многовариантных подходов и решений в профессиональной деятельности, решением проблем с допустимой долей риска, проявлением толерантности к неопределенности, быстрой ориентации в нестандартных профессиональных ситуациях деятельности и общения; умение эффективно действовать во всем ролевом репертуаре и осуществлять гибкую смену профессиональных ролей. Важнейшим проявлением творческой активности элитного специалиста являются навыки самообразования, самовоспитания и развития себя в течение жизни, которые отражают важнейшие формы его интеллектуального взаимодействия в профессиональной среде с условиями профессиональной деятельности и предметами труда. Для этого он должен обладать высоким уровнем обучаемости, т. е. обладать способностью к быстрому освоению новых способов обучения и приобретением новых знаний. Следующий тип активности, характеризующий профессиональную элитарность в сфере технике и технологии, связан с целями и задачами концептуального видения стратегического развития профессиональной сферы деятельности. Инновационная активность элитного специалиста проявляется в умениях и навыках: 1) инновационного видения предмета труда; 2) разработке новых стратегий профессиональной деятельности — моделей, технологий, способов и т. д.; 3) обновления результатов профессиональной деятельности — достижения конкурентных преимуществ выпускаемой продукции, привлечение новых групп потребителей данной продукции. Элитный специалист должен обладать умениями и навыками эффективного поиска и выявления инновационных ресурсов в профессиональной деятельности, т. е. инициировать инновации в профессиональной среде — видеть и находить новые идеи, подходы, технические решения; создавать возможности для их оптимальной реализации. В целом, инновационный тип активности элитного специалиста технического профиля деятельности проявляется в усовершенствовании профессиональной среды: 1) её социальной подсистемы, включающей смыслы, ценности профессиональной деятельности, стандарты профессиональной деятельности и социальные нормы поведения и общения в профессиональной среде, и 2) предметной подсистемы: предмета, средств и условий профессиональной деятельности. Третий показатель — это интеграционная активность элитного специалиста, связанная с его умениями и навыками организации целенаправленного и конструктивного межличностного взаимодействия, раскрывающего творческий потенциал других людей. Профессиональная элитарность проявляется здесь в развитых умениях и навыках элитного специалиста возглавить команду, организовать эффективную работу команды, создать условия для эффективной деятельности работников, осуществить интеграцию группы или групп персонала для выполнения совместной деятельности. Таким образом, креативность, инновационность и лидерство являются основными стилевыми особенностями деятельности и коммуникации элитных специалистов, которые характеризуют обобщённые способы и приемы решения профессиональных задач. Для эффективного решения широкого спектра инновационно-творческих и интегративных задач элитным специалистам в сфере технике и технологии необходимо обладать следующими специальными способностями, отражающими их профессиональное сознание и самосознание, профессионально-важные качества. Важнейшей способностью элитных специалистов в сфере техники и технологии является креативность — умение порождать новое содержание профессиональной деятельности: принимать нестандартные решения, смотреть на проблему, ситуацию в неожиданном ракурсе, самобытность, своеобразие мышления; принимать, не затягивая решения в соответствии с меняющимися параметрами и обстоятельствами; быстро воспринимать и реагировать на различные события профессиональной жизни; правильно воспринимать различные ситуации профессиональной деятельности, людей при отсутствии фактических данных; самостоятельно обучаться в течение профессиональной жизни. Во-вторых, они должны обдать инновационностью — способностью к преобразованиям: находить эффективные решения благодаря целостному видению проблемы, ситуации; определять возможные сложности в работе, выделять значимые параметры и факторы; проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения, опираясь на собственные знания и опыт. Элитные специалисты в сфере техники и технологии должны быть лидерами — иметь социальное влияние в профессиональной среде. Им необходимо уметь быстро адаптироваться к новым ситуациям; возглавлять и организовывать работу команд; устанавливать деловые контакты; управлять собственным поведением в ситуации давления или стресса; выполнять сверхнормативные задания, быть готовым к длительным и напряженным рабочим нагрузкам и переработкам; обладать позитивной жизненной позицией, оптимизмом.

Заключение

Психологическое содержание феномена профессиональной элитарности состоит в том, что в структуре личности специалиста сформированы определенные синтезы мотивации, способностей и навыков, которые обеспечивают высокий уровень и качество его активности в социально-профессиональной среде. Базовые психологическими показателями профессиональной элитарности являются характеристики мотивационной и операциональной сферы деятельности элитных специалистов. Мотивационные характеристики профессиональной элитарности имеют направляющее значение, они отражают ценностно-смысловое наполнение профессиональной деятельности: профессиональное мировоззрение, ценностные ориентации; понимание смысла профессиональной деятельности; профессиональные притязания, преобладающие мотивы деятельности и социального взаимодействия в профессиональной среде. Операциональные характеристики профессиональной элитарности — это инструментальное содержание профессиональной деятельности и социального взаимодействия в профессиональной среде. Они свидетельствуют о том, какими технологиями, средствами деятельности и общения должен владеть элитный специалист, и какими личностными качествами он должен обладать.

Список литературы

1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 кн. Кн. 3: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2000. 538 с.

4. Добряков А.А. Психолого-педагогические основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей: учеб. пособие. М.: Логос, 2001. 358 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионализма: избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. 454 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector