Положение (образец) о психолого-медико-педагогической комиссии

Раздел 1.Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), которая создается администрацией муниципального района.

1.2. Деятельность ПМПК направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, образованием, социальной адаптацией детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка, с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума в отношении детей и подростков от 0 до 18 лет.

1.3. ПМПК имеет свои бланки документов (приложение №1 к Положению).

Для придания юридической силы документам ПМПК использует печать отдела образования.

1.4. Муниципальная ПМПК выполняет главную функцию по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений.

1.5. Методическое руководство работой муниципальной ПМПК осуществляется департаментом образования и науки Тюменской области, областной ПМПК и департаментом здравоохранения Тюменской области.

1.6. ПМПК в своей деятельности руководствуется:

— международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка;

— Федеральным Законом «Об образовании» в редакции 27.12.2009 года;

— Федеральным Законом «Об основных правах ребенка в РФ» от 24.07.1998 №124-ФЗ;

— Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » от 24.06.1999 №120 – ФЗ;

— законом Тюменской области от 6.10.2000 № 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области»;

— указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

— инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения;

— типовым положением об образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288- с изменениями от 10.03.2000, 23.12.2002;

— типовым положением об образовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420,- с изменениями от 08.01.1997, 23.12.2002;

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

— типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 676,- с изменениями от 14.10.1996, 23.12.2002;

— типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 876;

— инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.1993 № 63-м «О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

— нормативными правовыми актами администрации Армизонского муниципального района;

— настоящим положением.

Раздел 2. Цель и основные функции пмпк

2.1. Цель ПМПК – на основании достоверной диагностики – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

2.2. Основными задачами ПМПК являются:

— своевременная, комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет и реализация по отношению к ним процесса образования;

— определение специальных образовательных потребностей ребенка с нарушениями в развитии;

— определение специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (тип, вид образовательного учреждения, образовательная программа, формы получения образования, условия получения образования);

— определение характера и продолжительности коррекционно-развивающей помощи;

— направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждения других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования;

— оформление коллегиального заключения и рекомендаций по реализации образовательной программы, организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку;

— методическое обеспечение диагностико-коррекционного процесса, взаимодействие с психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений всех типов и видов;

— консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии, а так же их родителей, педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;

— контроль эффективности рекомендаций по отношению к детям, обследованным на ПМПК (не реже 1 раза в год) через психолого-медико -педагогические консилиумы образовательных учреждений и непосредственно через родителей;

— формирование банка данных о детях с нарушениями в развитии, осуществление мониторинга их развития;

— создание информационной базы данных об учреждениях, в которые члены комиссии могут рекомендовать родителям обратиться за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку;

12 стр., 5735 слов

Социально–культурная анимация в образовании детей

... темы данного исследования. Объект исследования - образование детей. Предмет исследования - социокультурная анимация в образовании детей. Цель исследования - теоретическое обоснование ... и теоретические подходы социокультурной анимации в образовании детей; . Изучить психолого-педагогические основы социокультурной анимации в образовании детей; . Выявить наиболее эффективные методы ведения ...

— внесение в органы управления образования предложений по развитию системы образования с целью обеспечения ее доступности и адаптивности к уровням и особенностям развития детей;

— участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры населения.

Раздел 3.Организация работы и состав пмпк

3.1. Организация работы пмпк

3.1.1. Обследование детей ПМПК осуществляется по инициативе родителей ( законных представителей), а также по инициативе специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты.

3.1.2. В случае инициативы со стороны сотрудников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты должно быть получено согласие родителей

( законных представителей).

Согласие родителей подтверждается письменным заявлением.

3.1.3. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей ( законных представителей).

При необходимости прием осуществляется анонимно (только в режиме консультации).

3.1.4. На ПМПК предоставляются следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);

— заключение психолого- медико — педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается;

— подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, психиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда ( при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос соответствующим медицинским специалистам);

— педагогическое представление (характеристика);

— письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

3.1.5. Дети-сироты, а также дети с нарушенным слухом и зрением обследуются областной ПМПК.

3.1.6. Обследование ребенка на ПМПК осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами вместе, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.

3.1.7. Результаты обследования ребенка протоколируются каждым специалистом по своему разделу и отражаются в коллегиальном заключении с содержащимися в нем рекомендациями, в соответствии с которыми создаются специальные условия образования ребенка.

3.1.8. В протоколе обследования заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии с современными требованиями Международной статистической классификации болезней (десятого пересмотра).

Обязательно вносятся сведения о состоянии зрения, слуха и моторики.

При наличии показаний врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических и лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники (по месту жительства ребенка) и (или) врачами образовательного учреждения.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... здоровье в системе специального образования» Б.В. Белявский Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В.В. Беляков Формирование ... зрения на уроках изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей Бельмер В.А. Приоритетные направления развития детей с отклонениями интеллекта на уроках географии Хлебосолова О.А. Из ...

3.1.9. Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций.

В заключении отражаются индивидуальная структура развития ребенка (психический дизонтогенез и резервные возможности развития с учетом ведущего и зависимых от него (вторичных) отклонений в развитии), динамика развития, интересы и способности ребенка.

В рекомендациях дается характеристика специальных образовательных условий, указывается срок контроля состояния и развития ребенка, а также – рекомендации конкретных специалистов.

3.1.10. Сведения о ребенке и результаты обследования вносятся в журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК.

3.1.11. Родителям ( законным представителям) выдается два документа: протокол обследования и заключение ПМПК с рекомендациями (в данном заключении не указывается клинический диагноз).

3.1.12. Заключение ПМПК является основанием для зачисления ребенка (только с согласия родителей или законных представителей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный ) класс, группу, создания специальных условий образования ребенка и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.

3.1.13. В диагностически сложных случаях специалисты ПМПК информируют родителей (законных представителей) о других возможностях получения помощи.

3.1.14. В конфликтных случаях председатель ПМПК информируют родителей (законных представителей) о праве обращения в областную ПМПК.

3.1.15. В ПМПК ведется следующая документация:

— журнал предварительной записи детей на обследование в ПМПК;

— журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК;

— журнал консультаций ПМПК;

— алфавитная книга;

— карта (папка) развития ребенка с дневниками динамического наблюдения, заключениями специалистов и коллегиальными заключениями ПМПК (хранится в ПМПК не менее 10 лет);

— аналитические материалы;

— список специалистов ПМПК, их должностные инструкции;

— расписание работы.

3.1.16. На первичный прием одного ребенка и сопровождающих его родителей (законных представителей), педагогов, других лиц, представляющих интересы ребенка в среднем отводится два часа (астрономических), на повторный прием — один час. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. ПМПК обследует не более 7 детей в день.

3.1.17. Специалисты ПМПК могут выезжать для обследования детей по месту жительства.

3.1.18. ПМПК работает в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами по трудоустройству, общественными организациями (ассоциациями, фондами) по вопросам комплексной и всесторонней помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

3.2. Состав пмпк

3.2.1. Председатель ПМПК назначается на должность учредителем из числа высококвалифицированных (имеющих высшую или первую квалифицированную категорию) специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной из следующих специальностей: дефектология (коррекционная педагогика), специальная психология, клиническая (медицинская) психология.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... консилиум в ДОУ. Предмет исследования: Изучение деятельности ПМПк в ДОУ на примере психолого-педагогической диагностики детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи. ... ребёнка) разрабатывает комплексные целевые программы индивидуального развития детей, прослеживает динамику развития ребёнка, ведёт консультативную работу с родителями, организует программно-методическое обеспечение психолого ...

3.2.2. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят следующие специалисты:

1. педагог — психолог;

2. учитель — логопед;

3. учитель – дефектолог;

4. врач – психиатр.

3.2.3. В зависимости от направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, кадровых и финансовых возможностей в ее состав могут быть введены:

1. врач – невропатолог;

2. врач – отоларинголог;

3. врач – офтальмолог;

4. врач – педиатр.

3.2.4. Численный состав психолого-медико-педагогической комиссии определяется в соответствии с целями, задачами и объемом деятельности.

3.2.5.В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят лица, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям высшей или первой квалификационной категории.

3.2.6. К работе психолого-медико-педагогической комиссии не допускаются лица, указанные в пункте 2 статьи 53 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Радел 4. Родители (законные представители)

4.1. Родители (законные представители) имеют право:

— защищать законные интересы и права ребенка;

— присутствовать при обследовании.

4.2. В случае несогласия с коллегиональным заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в областную ПМПК.

Раздел 5. Порядок создания и работы пмпк

5.1. ПМПК создается согласно распоряжению администрации Армизонского муниципального района.

5.2.ПМПК осуществляет свою деятельность в соответствии с данным положением, разработанным на основании Примерного положения об областной ПМПК.

5.3.Для осуществления деятельности ПМПК выделяются помещения, современные технические и транспортные средства, необходимое оборудование, специальная научная, диагностическая и методическая литература и пособия.

5.4. Периодичность работы ПМПК – 1 раз в квартал.

Раздел 6.Управление работой и контроль пмпк

6.1. Общее руководство, ответственность за деятельность ПМПК и контроль возлагается на отдел образования администрации района, начальника отдела образования.

Раздел 7. Обязанности и права членов пмпк

7.1.Обязанности председателя ПМПК:

— планирует и организует работу комиссии в соответствии с ее Положением;

— отвечает за соответствие деятельности специалистов цели и основным задачам ПМПК;

— организует взаимодействие между специалистами, направляет и контролирует их деятельность, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований;

— обеспечивает соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности;

— отвечает за качество работы специалистов;

— представляет аналитические справки по результатам деятельности ПМПК за год начальнику отдела образования;

10 стр., 4849 слов

Тема 17. Технологии медико-социальной работы

... за рамки их профессиональной компетенции и препятствую­щих успешной узкопрофессиональной деятельности. Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух ... 90-е гг. в Украине стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено со­временным состоянием ...

— своевременно информирует начальника отдела образования и руководителей ОУ о фактах нарушения прав ребенка;

— отвечает за правильное ведение документации;

— следит за повышением квалификации членов ПМПК, содействует организации методической работы в ОУ в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения, коррекционно-диагностического процесса;

— содействует участию ПМПК в мероприятиях, проводимых для родителей ( законных представителей), педагогов, населения по проблемам детей с отклонениями в развитии в психологическом развитии и девиантным поведением;

— отвечает за материально-техническое, методическое обеспечение всех направлений работы комиссии;

— утверждает планы деятельности ПМПК;

7.2. Члены ПМПК обязаны:

— руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому и моральному состоянию ребенка и его семье;

— защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы ребенка и их родителей ( законных представителей);

— осуществлять свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными руководителем.

7.3. Члены ПМПК имеют право:

— на защиту профессиональных интересов, чести и достоинства на свободу выбора и использования методических средств в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.