Раздел 1.Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), которая создается администрацией муниципального района.
1.2. Деятельность ПМПК направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, образованием, социальной адаптацией детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка, с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума в отношении детей и подростков от 0 до 18 лет.
1.3. ПМПК имеет свои бланки документов (приложение №1 к Положению).
Для придания юридической силы документам ПМПК использует печать отдела образования.
1.4. Муниципальная ПМПК выполняет главную функцию по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений.
1.5. Методическое руководство работой муниципальной ПМПК осуществляется департаментом образования и науки Тюменской области, областной ПМПК и департаментом здравоохранения Тюменской области.
1.6. ПМПК в своей деятельности руководствуется:
— международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка;
— Федеральным Законом «Об образовании» в редакции 27.12.2009 года;
— Федеральным Законом «Об основных правах ребенка в РФ» от 24.07.1998 №124-ФЗ;
— Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » от 24.06.1999 №120 – ФЗ;
— законом Тюменской области от 6.10.2000 № 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области»;
— указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
— инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения;
— типовым положением об образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288- с изменениями от 10.03.2000, 23.12.2002;
— типовым положением об образовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420,- с изменениями от 08.01.1997, 23.12.2002;
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
— типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 676,- с изменениями от 14.10.1996, 23.12.2002;
— типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 876;
— инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.1993 № 63-м «О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
— нормативными правовыми актами администрации Армизонского муниципального района;
— настоящим положением.
Раздел 2. Цель и основные функции пмпк
2.1. Цель ПМПК – на основании достоверной диагностики – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
2.2. Основными задачами ПМПК являются:
— своевременная, комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет и реализация по отношению к ним процесса образования;
— определение специальных образовательных потребностей ребенка с нарушениями в развитии;
— определение специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (тип, вид образовательного учреждения, образовательная программа, формы получения образования, условия получения образования);
— определение характера и продолжительности коррекционно-развивающей помощи;
— направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждения других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования;
— оформление коллегиального заключения и рекомендаций по реализации образовательной программы, организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку;
— методическое обеспечение диагностико-коррекционного процесса, взаимодействие с психолого-педагогическими консилиумами образовательных учреждений всех типов и видов;
— консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии, а так же их родителей, педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
— контроль эффективности рекомендаций по отношению к детям, обследованным на ПМПК (не реже 1 раза в год) через психолого-медико -педагогические консилиумы образовательных учреждений и непосредственно через родителей;
— формирование банка данных о детях с нарушениями в развитии, осуществление мониторинга их развития;
— создание информационной базы данных об учреждениях, в которые члены комиссии могут рекомендовать родителям обратиться за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку;
Социально–культурная анимация в образовании детей
... и зарубежья; . Определить методологические и теоретические подходы социокультурной анимации в образовании детей; . Изучить психолого-педагогические основы социокультурной анимации в образовании детей; . Выявить наиболее эффективные методы ведения анимационной деятельности с ...
— внесение в органы управления образования предложений по развитию системы образования с целью обеспечения ее доступности и адаптивности к уровням и особенностям развития детей;
— участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры населения.
Раздел 3.Организация работы и состав пмпк
3.1. Организация работы пмпк
3.1.1. Обследование детей ПМПК осуществляется по инициативе родителей ( законных представителей), а также по инициативе специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты.
3.1.2. В случае инициативы со стороны сотрудников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты должно быть получено согласие родителей
( законных представителей).
Согласие родителей подтверждается письменным заявлением.
3.1.3. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей ( законных представителей).
При необходимости прием осуществляется анонимно (только в режиме консультации).
3.1.4. На ПМПК предоставляются следующие документы:
— свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);
— заключение психолого- медико — педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается;
— подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, психиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда ( при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос соответствующим медицинским специалистам);
— педагогическое представление (характеристика);
— письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
3.1.5. Дети-сироты, а также дети с нарушенным слухом и зрением обследуются областной ПМПК.
3.1.6. Обследование ребенка на ПМПК осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами вместе, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.
3.1.7. Результаты обследования ребенка протоколируются каждым специалистом по своему разделу и отражаются в коллегиальном заключении с содержащимися в нем рекомендациями, в соответствии с которыми создаются специальные условия образования ребенка.
3.1.8. В протоколе обследования заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии с современными требованиями Международной статистической классификации болезней (десятого пересмотра).
Обязательно вносятся сведения о состоянии зрения, слуха и моторики.
При наличии показаний врачи ПМПК рекомендуют наблюдение ребенка, проведение профилактических и лечебных мероприятий соответствующими врачами поликлиники (по месту жительства ребенка) и (или) врачами образовательного учреждения.
3.1.9. Коллегиальное заключение состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций.
В заключении отражаются индивидуальная структура развития ребенка (психический дизонтогенез и резервные возможности развития с учетом ведущего и зависимых от него (вторичных) отклонений в развитии), динамика развития, интересы и способности ребенка.
Тема 17. Технологии медико-социальной работы
... медико-социальной работы — различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети ... само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера; • участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам ...
В рекомендациях дается характеристика специальных образовательных условий, указывается срок контроля состояния и развития ребенка, а также – рекомендации конкретных специалистов.
3.1.10. Сведения о ребенке и результаты обследования вносятся в журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК.
3.1.11. Родителям ( законным представителям) выдается два документа: протокол обследования и заключение ПМПК с рекомендациями (в данном заключении не указывается клинический диагноз).
3.1.12. Заключение ПМПК является основанием для зачисления ребенка (только с согласия родителей или законных представителей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный ) класс, группу, создания специальных условий образования ребенка и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.
3.1.13. В диагностически сложных случаях специалисты ПМПК информируют родителей (законных представителей) о других возможностях получения помощи.
3.1.14. В конфликтных случаях председатель ПМПК информируют родителей (законных представителей) о праве обращения в областную ПМПК.
3.1.15. В ПМПК ведется следующая документация:
— журнал предварительной записи детей на обследование в ПМПК;
— журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК;
— журнал консультаций ПМПК;
— алфавитная книга;
— карта (папка) развития ребенка с дневниками динамического наблюдения, заключениями специалистов и коллегиальными заключениями ПМПК (хранится в ПМПК не менее 10 лет);
— аналитические материалы;
— список специалистов ПМПК, их должностные инструкции;
— расписание работы.
3.1.16. На первичный прием одного ребенка и сопровождающих его родителей (законных представителей), педагогов, других лиц, представляющих интересы ребенка в среднем отводится два часа (астрономических), на повторный прием — один час. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. ПМПК обследует не более 7 детей в день.
3.1.17. Специалисты ПМПК могут выезжать для обследования детей по месту жительства.
3.1.18. ПМПК работает в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами по трудоустройству, общественными организациями (ассоциациями, фондами) по вопросам комплексной и всесторонней помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
3.2. Состав пмпк
3.2.1. Председатель ПМПК назначается на должность учредителем из числа высококвалифицированных (имеющих высшую или первую квалифицированную категорию) специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной из следующих специальностей: дефектология (коррекционная педагогика), специальная психология, клиническая (медицинская) психология.
Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...
... организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на Всероссийском ... учреждения, осуществляющего или курирующего обучение и воспитание ребенка. · Образовательная программа (содержание, уровень, направленность, ...
3.2.2. В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят следующие специалисты:
1. педагог — психолог;
2. учитель — логопед;
3. учитель – дефектолог;
4. врач – психиатр.
3.2.3. В зависимости от направления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, кадровых и финансовых возможностей в ее состав могут быть введены:
1. врач – невропатолог;
2. врач – отоларинголог;
3. врач – офтальмолог;
4. врач – педиатр.
3.2.4. Численный состав психолого-медико-педагогической комиссии определяется в соответствии с целями, задачами и объемом деятельности.
3.2.5.В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят лица, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям высшей или первой квалификационной категории.
3.2.6. К работе психолого-медико-педагогической комиссии не допускаются лица, указанные в пункте 2 статьи 53 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Радел 4. Родители (законные представители)
4.1. Родители (законные представители) имеют право:
— защищать законные интересы и права ребенка;
— присутствовать при обследовании.
4.2. В случае несогласия с коллегиональным заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в областную ПМПК.
Раздел 5. Порядок создания и работы пмпк
5.1. ПМПК создается согласно распоряжению администрации Армизонского муниципального района.
5.2.ПМПК осуществляет свою деятельность в соответствии с данным положением, разработанным на основании Примерного положения об областной ПМПК.
5.3.Для осуществления деятельности ПМПК выделяются помещения, современные технические и транспортные средства, необходимое оборудование, специальная научная, диагностическая и методическая литература и пособия.
5.4. Периодичность работы ПМПК – 1 раз в квартал.
Раздел 6.Управление работой и контроль пмпк
6.1. Общее руководство, ответственность за деятельность ПМПК и контроль возлагается на отдел образования администрации района, начальника отдела образования.
Раздел 7. Обязанности и права членов пмпк
7.1.Обязанности председателя ПМПК:
— планирует и организует работу комиссии в соответствии с ее Положением;
— отвечает за соответствие деятельности специалистов цели и основным задачам ПМПК;
— организует взаимодействие между специалистами, направляет и контролирует их деятельность, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований;
— обеспечивает соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности;
— отвечает за качество работы специалистов;
— представляет аналитические справки по результатам деятельности ПМПК за год начальнику отдела образования;
— своевременно информирует начальника отдела образования и руководителей ОУ о фактах нарушения прав ребенка;
Анализ медико-социальной работы по профилактике заболеваний, ...
... Таким образом, ИППП имеют большую социальную и экономическую значимость. Цель данной работы - изучить медико-социальную работу по профилактике заболеваний, передающихся половым путем.Исходя из цели данной ... с инфекциями, передающимися половым путём рассмотреть профилактическую направленность работы специалистов ГУ КФ «Краевого молодёжного медико-педагогического центра» в г. Комсомольске-на-Амуре по ...
— отвечает за правильное ведение документации;
— следит за повышением квалификации членов ПМПК, содействует организации методической работы в ОУ в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения, коррекционно-диагностического процесса;
— содействует участию ПМПК в мероприятиях, проводимых для родителей ( законных представителей), педагогов, населения по проблемам детей с отклонениями в развитии в психологическом развитии и девиантным поведением;
— отвечает за материально-техническое, методическое обеспечение всех направлений работы комиссии;
— утверждает планы деятельности ПМПК;
7.2. Члены ПМПК обязаны:
— руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому и моральному состоянию ребенка и его семье;
— защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы ребенка и их родителей ( законных представителей);
— осуществлять свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными руководителем.
7.3. Члены ПМПК имеют право:
— на защиту профессиональных интересов, чести и достоинства на свободу выбора и использования методических средств в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.