Ряд авторов (Т. В. Кудрявцев, В. И. Ковалев, О. А. Овсяник, Е. В. Прокопьева, С. Т. Джанерьян), рассматривая процесс становления специалиста, выделяет разные этапы профессионализации, в частности: формирование профессиональных намерений; профессиональную подготовку; профессионализацию; мастерство.
1. Формирование профессиональных намерений – выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуальных психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии, осознания необходимости профессиональной подготовки, формирования первичных профессиональных целей и путей их достижения, ориентации и самоопределения в мире профессионального труда. Содержание предпрофессионального этапа состоит в формировании профессиональных мотивов. Осознание учащимися требований, предъявляемых профессией, и умение соотносить их с особенностями своей личности – один из важнейших факторов, способствующих активному отношению к выбору профессии.
2. Профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Данный этап охватывает возраст примерно от 17–18 до 24–27 лет. Этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость.
Период студенчества – период целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность, которая может рассматриваться как специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого как ее субъекта, в плане совершенствования его интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала, помогающего понять общечеловеческие ценности, самого себя, мотивы собственной деятельности и поведения, своего отношения к окружающему миру.
Вхождение в учебно-профессиональную деятельность означает для личности новую «социальную ситуацию развития», которая оказывает важное формирующее влияние на человека, существенно изменяя и обогащая мотивационно-потребностную сферу.
Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)
... профессией. 5. От любой другой профессиональной производственной деятельности педагогическая деятельность отличается своимдуховным характером. 6. Педагогическая деятельность – это деятельность ... возможности, предоставляемые культурой, для формирования и развития ребёнка. ... деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности ...
Основная особенность этапа профессионального обучения заключается в том, что участие студента в специально организуемой деятельности, деятельности с достаточно высокой степенью приближающейся к профессиональной, с одной стороны, способствует формированию у студентов адекватных представлений о профессии, с другой стороны – формированию системы профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального мышления и памяти. Развитие же операциональной основы профессионального самоопределения наряду с мотивационной, «обуславливает качественные изменения в структуре самосознания личности».
Необходимо отметить, что многие студенты переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля и предпринимают попытки внести коррективы в профессиональный старт. Однако, все же, у большинства девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует формированию образа «Я» как представителя определенного профессионального сообщества.
Профессиональное обучение способствует обогащению и формированию более адекватных представлений о профессии и о самом себе. Однако только к четвертому-пятому курсам обучения в структурах образа профессионала и в его мотивационной сфере начинают преобладать компоненты, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности (Овсянникова В. В., Брагина В. Д.).
Такой образ профессионала включает:
1. психологический уровень – формирование готовности к данному виду деятельности, осознание человеком своих возможностей, способностей, интересов, отвечающих требованиям специальности;
2. интеллектуальный уровень – усвоение теоретических знаний, умений и навыков в соответствии с государственным стандартом, владение, навыками профессионального самосовершенствования;
3. социальный уровень – формирование представлений о социальном статусе специалиста, востребованность профессии на рынке труда, ее престижность и оплачиваемость [74].
3. Профессионализация – адаптация и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профдятельности.
Можно выделить, как минимум, три фактора, влияющих на становление специалиста-профессионала, его профессионализм.
Первый фактор носит характер общего социального контекста – «цена» той деятельности, которой должен заниматься или занимается человек. В современном обществе происходит принятие и понимание значимости помогающих профессий – медицина, психология, социальная работа и др. Однако общественное мнение полагает, что данными видами деятельности могут заниматься все, у кого доброе сердце и кто обладает гуманно-нравственными качествами.
Второй фактор – наличие эталона личности специалиста помогающей профессии и профессиональной деятельности; определение функций, обязанностей, прав специалиста любого профиля, и специализации; освоение технологии работы с отдельным человеком, группой людей, в зависимости от проблемы и алгоритма ее разрешения.
Влияние соционического типа на профессиональную деятельность специалиста
... написания курсовой работы мной была выбрана тема: «Влияние соционического типа на профессиональную деятельность специалиста», потому что эта проблема актуальна в современном обществе. Актуальность этой проблемы состоит ... для проф. ориентации людей – зная социотип человека, можно предположить в какой профессии он сможет себя полностью реализовать. Также это актуально в педагогическом процессе, ...
Третий фактор – личность самого специалиста, его потенциал, качества, свойства, мотивация, интересы, готовность к профессиональной деятельности и т.д.
В целом, профессиональная компетентность специалиста помогающей профессии имеет, как минимум, три компонента:
1. Методический компонент – включает профессиональные умения, специальную компетентность, стремление к самосовершенствованию, профессиональное самосознание, широкий кругозор, творчество и образовательный уровень специалистов.
2.Организационный компонент – включает в себя организаторские способности, целенаправленность, уверенность в себе, оперативность, внимательность и толерантность. 3. Социальный компонент – включает в себя адаптивность, коммуникативность и самоэффективность, эмпатию и гуманность. Неоспоримым фактом является то, что успешность специалиста помогающей профессии зависит от равновысокой компетентности на всех трех уровнях.
4. Мастерство – на данном этапе профессионализации личность характеризуется творческим выполнением профессиональной деятельности, интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянным совершенствованием методик и технологий собственной профессиональной деятельности.
Концепция а. Ф. Бондаренко
А. Ф. Бондаренко в рамках решения проблемы профессиональной подготовки исходит из того, что целостная совокупность всех общественных и функциональных связей, звеном реализации которых является специалист, включает в себя три уровня репрезентации, проявления его как агента и/или субъекта деятельности в системе общественных отношений. Эти уровни выделены автором по критериям социального нормирования, вытекающего из:
а) характера общественных отношений;
б) производственных функций;
в) субъективного проявления персонифицированных социальных отношений.
1. Первый уровень представлен институционально-ролевым уровнем функционирования специалиста, включающем в себя следующие звенья: «государство–институт–роль». Этот уровень предполагает мировоззренческое самоопределение специалиста, формирование у него стойкой системы ценностей, соответствующей профессиональному этикету деятельности.
2. Второй уровень анализа имеет своим отправным моментом собственно производственный, «технологический» аспект отрасли общественного производства. Он представлен следующими звеньями: «производство–предприятие–функция». Этот уровень предполагает собственно технологическое, квалификационное самоопределение специалиста, становление его профессиональной компетентности.
Психология личности педагога профессионального обучения. Психологические ...
... профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. ...
3. Третий уровень включает в себя задающиеся психологически звенья: «социум–группа–Я». Этот уровень предполагает личностное самоопределение, персонализацию.
Многоуровневая концепция А. Ф. Бондаренко, интегрирует разные виды подготовки специалиста и его самоопределения, намечает пути их реализации.
Концепция а.К. Марковой.
А. К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности.
Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:
1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;
2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;
3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;
4) непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.
Акмеологическая концепция развития профессионала (а.А.Деркач, в.Г.Зазыкин)
Предлагаемая авторами акмеологическая концепция имеет две плоскости представления системы взглядов:
1.содержательную — рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного «обогащения».
2. структурно-процессуальную — рассматривается с системных позиций, а именно в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и в плане раскрытия творческого потенциала личности (А.Деркач, В.Зазыкин, 2003).
I.Подсистема профессионализма деятельности характеризуется сочетанием высокой профессиональной компетентности с профессиональными и специальными базисными умениями и навыками.
Авторы особо отмечают, что профессионализм личности достигается в процессе и в результате развития способностей, профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, рефлексивной организации, рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений, раскрытия творческого потенциала и наличия сильной и адекватной мотивации.
Главным когнитивным компонентом подсистемы профессионализма деятельности, по мнению А.А.Деркача и В.Г.Зазыкина, является профессиональная компетентность.
Совокупность условий и факторов, стимулирующих личность к достижениям, образуют мотивационную основу развития профессионала.
II. Подсистема нормативности деятельности и поведения
Обеспечивает формирование профессиональной и нравственной системы регуляции поведения, деятельности и отношений.
III. Подсистема формирования продуктивной я-концепции. Концепция профессионального развития л.М.Митиной
Основополагающим в данной концепции является положение С.Л.Рубинштейна о двух способах жизни. Л.М.Митина предлагает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. Принципиальным для автора является отсутствие связи возраста личности и ее профессионального развития.
Модель адаптивного поведения.
При адаптивном поведении в сознании личности доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним условиям и обстоятельствам. Профессиональная деятельность характеризуется использованием ранее наработанных алгоритмов, шаблонами и стереотипами.
Модель имеет три стадии:
1.профессиональная адаптация;
2.профессиональное становление;
3. профессиональная стагнация.
Адаптивный тип поведения является, по мнению автора, неконструктивным на всех стадиях профессионального функционирования.
Модель профессионального развития.
В данной модели профессионал характеризуется способностью увидеть собственную профессиональную деятельность целостной.
Модель имеет три стадии:
1. самоопределения (характеризуется способностью личности качественно сравнить себя с другими, осознать необходимость собственных изменений и преобразований);
2. самовыражения (характеризуется соотнесением собственного поведения и мотивации);
3. самореализации (характеризуется формированием жизненной философии себя как профессионала, осознанием смысла жизни.
Профессиональное развитие индивида определяется, по мнению Л.М.Митиной противоречиями между Я-действующим, Я-отраженным и Я-творческим каждого специалиста.
Концепция профессионального становления т.В.Кудрявцева
Особое значение при разработке данной стадиальной концепции автор придает кризисным ситуациям. По мнению Т.В.Кудрявцева, они обусловлены рассогласованием между ожидаемым и достигаемым результатом, ломкой концепции самого себя и построением новой. Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст индивида и ограничена временными рамками.
Стадии:
1. стадия — возникновение профессиональных намерений. Критерием ее оценки является социально и психологически обоснованный выбор человеком профессии.
2. стадия – непосредственно профессиональное обучение. Целью является репродуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений. Психологический критерий оценки — профессиональное самоопределение.
3. стадия — процесс активного вхождения в профессию. Критерием оценки этой стадии являются: а)достаточно высокие показатели профессиональной деятельности, б)определенный уровень развития профессионально важных качеств личности, в)психологический комфорт.
4. стадия — полная реализация личности в профессии. Уровень реализации характеризуется тем, что: а)профессионал не только овладел операционной сферой на высоком уровне, но и б)использует творчество в работе; в)вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, а также г)постоянно стремится к самосовершенствованию.
Концепция ю.П.Поваренкова
Профессионализация рассматривается автором как процесс формирования личности и деятельности профессионала.
Личность профессионала рассматривается как интегральное системное качество, закономерно проявляющееся на определенном этапе профессионального развития индивида.
В качестве критериев развития личности профессионала выступают профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность и профессиональная зрелость.
Сущность процесса профессионального становление личности раскрывается в ходе его анализа:
· как формы профессиональной социализации и индивидуализации;
· как части жизненного пути индивида;
· как специфической формы профессионального развития и научения;
· как специфической формы проявления активности индивида.
В качестве единиц периодизации автором используются стадии, периоды и фазы. Стадии, в основном, совпадают с этапами профессиональной социализации: допрофессиональное развитие личности (подготовка к профессионализации); поиск и выбор профессии, учебного заведения; профессиональное обучение; самостоятельная профессиональная деятельность.
Периоды являются компонентами стадий и возникают как результат конкретизации концепции. Ю.П.Поваренков выделяет четыре стандартных периода:
1.профессиональная адаптация (или завершение профессионального развития предыдущей стадии),
2.устойчивый рост показателей;
3.период наивысших достижений;
4.период спада, которому может предшествовать стагнация.
Фазы конкретизируют ситуацию профессионального становления личности. Они связаны с решением более частных задач профессионального развития.
Каждый период делится на фазы в зависимости от решаемой задачи:
1.фаза «послевступительной эйфории» и апробирования довузовских форм учебной деятельности;
2.фаза осознания неэффективности профессиональных форм учебной деятельности и формирование новых;
3.фаза наивысшего развития учебно-академической деятельности студента.
Системообразующим фактором профессионального становления личности Ю.П.Поваренков считает конвергенцию индивидуальных (субъективных) и социальных (объективных) факторов. Автор особо отмечает, что их соотношение меняется по мере профессионализации личности.
На первых этапах профессионализации ведущая роль отводится профессиональной социализации, а на более поздних — профессиональной индивидуализации.
В концепции Ю.П.Поваренкова хронологическим основанием для периодизации является «профессиональный возраст» личности, то есть длительность ее профессионализации, которая превышает общетрудового стажа.
Концепция э.Ф.Зеера.
Э. Ф. Зеер в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности берет социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностями и уровень реализации ведущей деятельности (ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности).
Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст человека.
№ |
Название стадии |
Основные психологические новообразования стадии
|
1
|
Аморфная оптация (0-12 лет) |
Профессионально ориентированные интересы и склонности
|
2 |
Оптация (12-16 лет)
|
Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
|
3 |
Профессиональная подготовка (16-23 года)
|
Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
|
4
|
Профессиональная адаптация (18-25 лет)
|
Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
|
5 |
Первичная профессионализация |
Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности Квалифицированный труд
|
6 |
Вторичная профессионализация
|
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность
|
7 |
Профессиональное мастерство |
Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития
|
Концепция а.Т.Ростунова
Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст индивида. Стадии профессионального развития, что и в концепциях Т.В.Кудрявцева и Э.Ф.Зеера.
За основу при разработке концепции автором взята задача создания эффективной системы управления формированием профессиональной пригодности, под которой он понимает «совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающая наибольшую эффективность его общественно полезной деятельности и удовлетворенность своим трудом» (А.Т.Ростунов, 1984).
Подходя к проблеме профессиональной пригодности с точки зрения системного подхода, А.Т.Ростунов рассматривает ее как большую систему, содержащую четыре функциональных блока:
1.профориентация,
2.профотбор,
3.профподготовка и
3. профадаптация.
Каждый блок, в свою очередь, состоит из нескольких подсистем более низкого ранга, которые и обеспечивают функционирование, как соответствующих подсистем, так и всей системы в целом:
1. подсистема профориентации. Главная задача состоит в подготовке молодежи к выбору профессии и началу профобучения.
2. подсистема профотбора. Ее цель — выявление наибольшего соответствия между индивидуальными особенностями абитуриента и спецификой будущей профессиональной деятельности.
3. подсистема профподготовки имеет цель раскрытия сущности деятельности и разработки модели подготовки специалиста.
4. подсистема профадаптации.
Автор выделяет четыре уровня адаптации:
1.ознакомление;
2.переход к самостоятельной деятельности;
3. полная профессиональная самостоятельность;
4.мастерство.
Выводы.
Во-первых, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии. При наложении существующих классификаций этапов профессионального самоопределения оказалось, что в основном они совпадают, а в чем-то дополняют друг друга, позволяя при этом остановиться и использовать в работе классификацию, предложенную Т. В. Кудрявцевым.
Во-вторых, следует отметить, что данные этапы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, от индивидных и личностных качеств человека, а также внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических.
В-третьих, отдельно можно отметить, что, поскольку самоопределение всегда предполагает утверждение собственной позиции в проблемной ситуации, для каждой из выделяемых стадий профессионального самоопределения характерны определенные трудности и конфликты.
Можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:
1) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-возможного» и «Я-деформированного»;
2) несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;
3) неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;
4) противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Следует отметить, что по мере профессионального взросления у молодых людей, как правило, происходит переориентация от субъективных требований к профессии к ориентации на ее требования. Факторами профессионального развития на начальных стадиях профессионального становления, прежде всего, являются противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности.
Зарубежные концепции профессионального развития Теория э.Гинцберга
Профессиональный выбор, по мнению автора, длительный, продолжающийся более десяти лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений. Особо Э.Гинцберг отмечает необратимость этого процесса (так как более ранние решения ограничивают дальнейшие возможности, и заканчивается он компромиссом между внешним (конъюнктура, престиж) и внутренними факторами (индивидуальные особенности)).
Успешное самоопределение характеризуется наличием широкого спектра личностно-значимых позитивных ценностей или «ценностной насыщенностью»; дающей возможность своеобразного маневра, а неуспешное – «ценностной пустотой», их узким спектром или отсутствием.
Как основной метод исследования Э.Гинцберг использовал интервьюирование. Фиксировалась эмоциональная окрашенность проблем, которые видят перед собой подростки и решение которых детерминирует ход профессионализации.
Исследования автора позволили представить профессиональное развитие как последовательность качественно специфических фаз, где разделительным критерием выступают содержание и форма перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания.
В дальнейшем, основываясь на концепции Э.Гинцберга, Д.Сьюпер создал теорию, в которой были учтены некоторые недостатки ранее рассмотренной концепции: неиспользование общепсихологических закономерностей, механическое соотнесение профессиональных желаний и профессиональных реалий, недостаточность методического оснащения.
Концепция «карьерной зрелости» д.Сьюпера
Эта теория профессионального развития объединяет феноменологические концепты и дифференциальную психологию и является самой популярной за рубежом. Профессиональное развитие понимается автором как длительный, целостный процесс развития личности.
Д.Сьюпер выделяет следующие стадии и этапы профессионального развития, имеющие самостоятельные задачи:
1.стадия «пробуждения»;
2.стадия «исследования»;
3.стадия «сохранения»;
4.стадия «снижения».
Стадии профессионального развития соотносятся с этапами жизненного пути, т.е. с возрастом человека. Особое место автор отводит стадии «исследования» (возраст индивида от 15 до 24 лет).
Одновременно с понятием стадиальности Д.Сьюпер вводит понятие профессиональной зрелости, относящееся к личности, поведение которой соответствует задачам профессионального развития, характерным для данного возраста. Принципиальное значение для автора концепции имеют индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер как способы реализации индивидом Я-концепции.
Типологическая теория д.Холланда
Терория обращена к анализу связи личности и экологии.
Процесс профессионального развития, по мнению автора, ограничивается, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится, отысканием профессиональной сферы, соответствующей собственному типу, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки (Т.В.Кудрявцев, В.Ю.Шегурова, 1983).
Типы (комплексные ориентации личности) по Д.Холланду:
1. Реалистическая ориентация: мужской тип, активность, агрессивность, интерес к физической активности, моторные способности, предпочтение конкретной работы, конвенциональность в политике, экономике; в профессиональном выборе — ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство.
2. Интеллектуальная ориентация: отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам, способности в манипулировании символами, слабая физическая и социальная активность, неконвенциональные ценности; в выборе — естественнонаучные дисциплины, математика.
3. Социальная ориентация: социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем; в выборе — педагогика, социальное обеспечение, клиническая психология, профконсультация.
4. Конвенциональная ориентация: предпочтение структурированной вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса; в выборе — банковская служба, бухгалтерия, статистика.
5. Предпринимательская ориентация: сила, руководство, вербальные способности, уверенность в себе, конкурентность, избегание однозначных ситуаций и монотонной умственной работы; в выборе — служба в гостинице, предпринимательство, промышленное консультирование.
6. Ориентация на искусство: чувствительность, потребность в самовыражении, избегание однообразной и физической работы, неуверенность в себе, женственность; в выборе профессии — искусство, культура.