Методология социально-психологического исследования

Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Задачи

§ Феномен взаимодействия между людьми, в т. ч. общение.

§ Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

§ Массовые психические явления.

§ Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

§ Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

Объект — личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т. д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т. д.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:

§ психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей — в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... образом, взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не простое общение человека с техникой, а активный процесс взаимодействия человека с ... различных структур (социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто информационных и др.), с трудностями культурно-психологической адаптации человека к нетрадиционным информационным ...

§ психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных — как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

§ психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

§ практические приложения.

Методология социально-психологического исследования

В современной науке термином методология (от греч. Memodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение), обозначают три разных уровня научного знания.

1.Общая методология — (общие принципы исследований) это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия дополнительности и т. п. Для социальной психологии это диалектический и исторический материализм;

2. Специальная или частная методология — система частных принципов, постулатов, посылок и т. п., применяемых в конкретной области знания: принцип деятельности, принцип развития и др.;

3. Совокупность конкретных методических приемов — множество методик исследования, терапии, развития и т. д. анкета, тест, социометрия.

Принципы методологии:

1. единства сознания и деятельности;

2. принцип детерминизма;

3. принцип системности;

4. принцип объективности (процедура исследования должна быть организована так, чтобы быть максимально независимой от личности исследователя и среды).

Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее:

1. наличие конкретного объекта исследования;

2. дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) И теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач;

9 стр., 4424 слов

Методология развития компетентностного подхода в условиях двуязычной подготовки студентов специальности «Управление качеством»

... Методология развития компетентностного подхода в условиях двуязычной подготовки студентов специальности «Управление качеством» ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития ... и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); общение (communicating); кооперация, ... нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации». Иными словами, компетентностная парадигма ...

3. четкое различение между установленными фактами и гипотезами;

4. объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии.

Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Указанные объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных границ, либо эти границы сильно размыты. Такими объектами, прежде всего, являются: личность отдельного человека (как индивида, «одетого» в отношения), общности личностей, взаимодействие между ними.

Существуют различные классификации и типологии социально-психол. методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами целесообразнее использовать следующую типологию. Методы:

1. феноменологизации и концептуализации;

2. исследования и диагностики;

3. обработки и интерпретации;

4. коррекции и терапии;

5. мотивирования и управления;

6. обучения и развития,

7. конструирования и творчества

Подготовка исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению вопросов и т. д. и т. п. Но давайте по порядку…

Подготовка любого социологического исследования начинается с разработки программы, которая предполагает определение и обоснование проблемы исследования.

Исследование преследует практические цели и призвано дать объективную информацию для выработки управленческих решений.

Подготовка исследования включает определение ее объекта. Это — определенная общность людей, отражающая ту или иную социальную проблему.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... Как зависит вероятность правильного восприятия информации от способа кодирования информации ... данной среде. Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? ...

Приступая к исследованию психолог формулирует гипотезы, а отталкиваясь от гипотезы можно выстроить задачи исследования.

Так как большинство исследований носит не сплошной, а выборочный характер, важно правильно отобрать количество и статус людей для опроса, т. е. провести выборку (ниже, мы постараемся более конкретно раскрыть каждое понятие).

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото-видео аппаратуры, работа с персональным компьютером.

Исследование включает в себя несколько основных взаимосвязанных этапов (ниже мы постараемся взглянуть на эти этапы чуть шире):

1. Подготовка исследования.

2. Сбор первичной информации.

3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка (вручную или на ЭВМ).

4. Анализ обработанной информации, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Методы социальной психологии: общая характеристика и возможность их использования в работе практического психолога

Методы делятся на методы сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, изучение документов) и методы обработки информации (кореляционный анализ, факторный анализ, построение типологий и др.)

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.

Естественно, ухватывает явление в целом, не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Но пассивно, не может познать причину явления, требует много времени.

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

... в человеке с позициипсихологии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос совершенно необходимовыяснить, как долго психология существует ... мы разобрались о том, чтоименно изучается психологией в человеке. Но психология до известного времени невыделялась в самостоятельную науку ... в каждой социальной среде. Помимо же изучения человека в психологии, она помогаетему максимально актуализироваться, а так ...

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

10 стр., 4757 слов

Вопрос № 4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп

... ранних периодов жизни для психического развития человека. Вопрос №4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их ... длительное сохранение ребенком статистического положения создает неблагоприятные условия для кровообращения, которое именно во время ... Анкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых. Беседа и изучение продуктов деятельности. Успешность ...

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Социометрия — метод исследования отношений в малых групах.

Статистическими методами называют совокупность методов и моделей прикладной математической статистики, используемую в психологии и социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство из этих методов применяется в ряде гуманитарных и социальных наук, часть из них развита применительно к нуждам социальной психологии и социологии. К первой группе можно отнести выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов. Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей. Стимулом к развитию статистических методов стали новые возможности обработки больших массивов информации методами ЭВМ.

7 стр., 3230 слов

Результатом социализации человека является

... деятельности D) процесс формирования свойств и качеств E) общественное явление, выполняющее определенные социальные функции. Результатом социализации человека ... вопросов развития подрастающего поколения Е) наука о воспитании человека. Предметом педагогики как науки является А) ребенок В) ученический коллектив ... Активизировать деятельность учащегося на уроке можно A) увеличивая количество опроса на ...

Эксперимент, как метод социальной психологии, преимущества и недостатки эксперимента в сравнении с наблюдением

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. По специфике поставленной задачи различаются:

1. Научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, прикладные же — на получение практического эффекта.

2. Проективные и ретроспективные. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявления предполагаемых следствий, вводя в действие гипотетические причины. Ретроспективные — направлены в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших имеющиеся следствия.

3. Одно- и много-факторные эксперименты. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном эксперименте — целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По характеру экспериментальной ситуации следует прежде всего различать контролируемые и неконтролируемые эксперименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказывают существенное влияние внеэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. При контролируемом эксперименте контроль переменных означает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодическое измерение значений как экспериментальных так и неэксперементальных переменных.

Методы опроса и их использование в социально-психологическом исследовании

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Социализация индивида: определение, институты, механизмы, этапы

Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Может протекать как в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийных воздействий.

Три сферы: деятельности (расширение «каталога», освоение новых видов деятельности, выбор одного из видов деятельности), общение (расширение и углубление связей, личностные изменения), самосознание (становление образа «Я».

Проходит через игру, воспитание, учение, труд. Этапы: (дотрудовая, трудовая, послетрудовая) активное становление человека как общественного существа (социализация ребенка); социализация взрослого.

Институты — все социальные общности (семья, ДДУ, школа, трудовой коллектив, общественные объединения)

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидам социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного" процесса и результат" развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Понятие социализация было введено в соц. пс-ю в 40−50-е гг. в работах, А Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: В необихевиоризме оно трактуется как социальное поучение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» — как самоактуализации Я. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлении акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в к-рой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

Структура и функции социальных установок и стереотипов

Установка социальная — предрасположенность человека или группы реагировать определенным образом и путями на определенные социальные явления. Тесно связана с личностными смыслами и содержит:

1. информационный компонент (взгляды на мир, значимые вещи),

2. эмоционально-оценочный компонент (его симпатии-антипатии к значимым объектам);

3. поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему «значение для меня»).

С помощью социальных установок индивид приобщается к системе норм и ценностей социальной среды, они выполняют функцию защиты в сложных ситуациях, способствуют самоутверждению.

Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Психологические приемы формирования аттракции

Условия достижения эффективности общения:

1. единство профессионального языка,

2. учет индивидуально-психологических особенностей,

3. логичность изложения,

4. концентрированность внимания слушателя,

5. понимание аргументации положений, где может появиться противодействие,

6. формирование аттракций (симпатии, положительного отношения).

Приемы формирования аттракции:

1. имя собственное;

2. зеркало отношения («улыбайтесь»);

3. «золотые слова» (комплименты. Правило комплимента: говорить, отталкиваясь от правды, не увеличивать гиперболу, учитывать самооценку, не «ложка дегтя в бочке меда»);

4. терпеливый слушатель;

5. личная жизнь (то, что его волнует).

Социально-психологический климат коллектива: определение, структура, пути формирования благоприятного СПК

Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет. Но общие черты выделить можно. Для определения ПК используют понятия: «психологическая атмосфера», «псхологический настрой». Они близки, но не тождественны. Под психологической атмосферой понимается неустойчивая, постоянно меняющаяся и неуловимая сторона коллективного сознания, а ПК обозначает не ситуативные перемены в преобладающем настроении группы, а его устойчивые черты. Тем не менее, главным, что определяет ПК являются эмоциональные состояния, или настроение коллектива.

Каждый руководитель должен заботиться о создании такого ПК, который бы способствовал наиболее полному творческому самораскрытию каждого члена коллектива.

Благоприятный психологический климат повышает трудоспособность людей, стимулирует все виды активности, улучшает настроение и самочувствие. Его характеризуют следующие признаки:

§ Доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу.

§ Доброжелательная и деловая критика.

§ Свободное выражение мнения при обсуждении общеколлективных проблем.

§ Отсутствие давления руководителя на подчиненных и признание за ним права принимать значимые для группы решения.

§ Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и текущем состоянии дел.

§ Удовлетворенность принадлежностью.

§ Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях состояния фрустрации у кого-либо из членов коллектива.

§ Принятие на себя ответственности за состояние дел каждым членом коллектива.

То есть из вышеперечисленного можно выделить два основных элемента: отношение людей к совместной деятельности (в частности к трудовой) и отношение друг к другу (как по вертикали, так и по горизонтали).

ПК в коллективе складывается из множества составляющих. В первую очередь это налаженность межличностных, межгрупповых и прочих, как вертикальных так и горизонтальных связей. Руководитель любого ранга должен уметь наладить не только обратную связь со всеми звеньями управления, но и следить за связями в «горизонтали». Выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации также является необходимым условием для создания благоприятного климата. Очередным условием создания благоприятного климата является умение руководителя постоянно корректировать стиль, формы, средства и методы управления с учетом конкретных условий, умение подвести баланс прав и ответственности работников при выполнении служебных обязанностей, умение сохранять и использовать в работе неформальные (референтные) группы.

То есть, учитывая все выше сказанное, можно сказать, что обоснованные управленческие решения, эмоционально-волевое воздействие руководителя является важным условием поддержания здорового социально-психологического климата в коллективе.

Помимо этого климат может складываться из множества сугубо психологических факторов: эмоционального настроя коллектива, который зависит и от цветовой гаммы производственных помещений и от наличия музыки и пр. Взаимодействие индивидуальных настроений обуславливает и формирует настроение коллектива в целом. Настроение требует управления. Оно должно стать рулем, с помощью которого руководитель направляет коллективное поведение.

Коллектив с благоприятным психологическим климатом не склонен к аффектам, стрессам, внутригрупповым и межличностным конфликтам, имеет конструктивную направленность.

В коллективе с неблагоприятным климатом большая часть энергии уходит мимо производственной сферы — на разрешение конфликтов, проявления недовольства, поиск четких целей и пр.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector