Летняя практика 2

Шаги действия вожатого в лагере. Вариант 2.

Лагерь — это детское оздоровительно-образовательное учреждение.

Основными задачами лагеря являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, экологическое воспитание и развитие детей и подростков.

Деятельность лагеря основывается на следующих принципах:

— безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

— приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

— гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;

— конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;

— единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;

— вариативность программ работы и путей их реализации.

Летняя практика проводится в целях расширения профессионально-педагогических знаний студентов и вооружения их методикой воспитательной работы с детьми в условиях летних каникул.

Задачи практики:

— овладение умениями организовывать жизнедеятельность детей и подростков в лагерях в соответствии с принципами их деятельности;

— развитие ответственного и творческого отношения к работе с детьми в условиях лагеря;

— приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях каникул;

— овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей;

— освоение специфики работы с трудновоспитуемыми детьми в лагере.

Студент, направляемый в лагерь, часто предвкушает хорошо проводимое время, развлечения и т. д. Практически 99% этих студентов ещё не были вожатыми. Практика в лагере выявляет степень их выносливости, их эмоциональную устойчивость, глубину терпения, понимания детей, а также позволяет определить, правильно ли студент выбрал сферу своей профессиональной деятельности, предусматривающей работу с детьми. Студенты сами убеждаются, могут ли они долго и в сложной ситуации общаться с детьми, не испытывая раздражения, неприятия детей;

3 стр., 1026 слов

Материалы к занятию Л.В. Матвеевой. по теме № 5 «Работа в сложных психологических условиях

по теме № 5 «Работа в сложных психологических условиях. Преодоление стресса. Психологические особенности работы дипломата на приеме граждан»   План занятия: 1. Психология агрессии и механизмы ее проявления в межличностном деловом общении. Агрессия как провокация стресса. 2. Понятие и виды стресса. 3. Индивидуальный стиль выхода из стрессовой ситуации в процессе трудовой деятельности в ...

Могут ли быть ответственными и честными в общении с детьми. И конечно — насколько студент владеет методикой педагогического общения в своеобразных условиях лагеря.

Летняя практика — самостоятельная педагогическая работа с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей, их полноценный отдых и развитие.

Студент должен понимать: родители отдают в лагерь самое ценное, что у них есть, самое близкое их сердцу, и соответственно действовать. Родители могут переживать, не обижают ли их сокровище, какие условия в лагере, чем занимаются дети, чистый ли их ребёнок, причёсанный, не болеет ли?

Вожатый в лагере должен быть полностью в распоряжении детей и днём, и ночью.

Задачи студента:

— научиться самостоятельно работать с детским коллективом;

— овладеть содержанием и различными формами и методами работы в летний период;

— развивать ответственное и творческое отношение к проведению оздоровительной и воспитательной работе с детьми.

Вожатый-студент должен обдумать чередование видов деятельности в своём отряде. Даже самые интересные конкурсы теряют свою привлекательность при чрезмерном их повторении. Старайтесь чередовать игровую деятельность с творческой, интеллектуальной, спортивной, трудовой и др., чтоб дети не уставали от однообразия.

Что взять с собой в лагерь?

Студент отчитывается о своей практике перед заместителем директора по воспитательной работе. Он хочет получить хорошую оценку и характеристику в конце практики. Для этого он должен увлечься работой в лагере и не пожалеть немного потратиться на это.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Образ вожатого "Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с) Хороший вожатый. Кто это? Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор. Хороший ...

1) Кроме комплекта своей личной одежды и купального костюма вожатый должен взять с собой запасные кроссовки и шлёпанцы, т.к. летом они часто приходят в негодность. Взять предметы личной гигиены, средства для душа, бритья и т. д.

2) Необходимо продумать план действий в течении смены. Даже если это не требует руководство лагеря, вожатый должен распланировать мероприятия в течении дня: взять с собой методические подсказки, разработку игр и др. Во время отрядных мероприятий хорошо бы пригласить администрацию лагеря. Тогда и дети будут рады, что не сидят без дела в ожидании вечерних конкурсов, и администрация лагеря отметит инициативу вожатого. Только не переусердствуйте. Мероприятия отряда не должны идти в разрез с общелагерными.

3) Хорошо бы вожатому взять в лагерь какие-то детали маскарадных костюмов. Часто есть конкурсы (сказки), миниатюры, выступления, где всё это понадобится и украсит выступление. Может быть дорого купить костюм для ребёнка, но купить шляпку волшебника — не дорого. Дома вожатый может изготовить нос Буратино на резинке по размеру детей, носики-пятачки для Хрюш (3 поросёнка), какую-то накидку волшебника из материала, сделать волшебную палочку, шапку ковбоя, рога коровы и др. на что потребуются минимальные затраты. Очень редко дети берут с собой в лагерь подобное, а конкурсы с костюмами часты;

4) Также хорошо бы взять аптечку. Хотя в лагере есть врач, но бывает, что его нет ночью, либо вы ушли в поход и лагерь далеко. Аптечка должна включать бинт, йод, пластырь, ножницы, таблетки от тошноты, от расстройства желудка, от головной боли, успокоительное (валерьяна в таблетках).

Подобная предусмотрительность покажет ваше ответственное отношение к доверенному вам здоровью ребёнка.

5) Каждый отряд имеет своё название, речевку, отрядную песню, отрядный уголок. Хотя администрация лагеря выдаёт краски и бумагу (желательно рулоны ненужных обоев — очень удобно рисовать на них с обратной стороны!), часто этого не хватает для творческой деятельности. Вожатому хорошо бы взять с собой альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски и др., обдумать отрядный уголок в общих чертах, но предоставить возможность детям проявить инициативу. Также взять с собой тетрадь, для ведения ежедневного дневника жизни лагеря и для заявлений родителей, когда те захотят взять своё чадо на несколько часов. Взять все документы, медицинские справки, и разные мелочи: фонарик, и прочее…

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Что такое оргпериод

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: «организационный период», или «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена».

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием — понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод — помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

— как можно скорее познакомить детей друг с другом, для, чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;

— приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»;

— создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;

— сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать «звенья», «звездочки» ,"экипажи", «команды»

— дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;

— сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с планом смены, а по возможности и привлечь детей к его составлению…

Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот дела, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени — не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

— Конкурс на самого быстрого «шнуровалыцика» ботинок.

— Чтение вслух жутко интересной сказки.

— Выпуск газеты-аппликации «Это мы!».

— Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

— Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.

— Конкурс на придумывание нового окончания к сказке «Курочка Ряба».

— Загадочный вечер, т. е. вечер по отгадыванию загадок.

— Организация телестудии «Спокойной ночи, малыши».

— Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.

— Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.

А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать. А вот из этих кусочков можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10−12 лет.

— «Песенная перестрелка» на тему: «Вода, вода, кругом вода…».

— Соревнование — пари на скорейшую заправку кроватей.

— «Путешествие по ближнему зарубежью» — исследование достопримечательностей ближайшего леса.

— Изготовление рекламного стенда «Эй, приятель, взгляни на нас».

— Сюжетно-ролевая игра «Предвыборная кампания», итог которой — выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора) отряда.

— Торжественное заполнение первой странички «Летописи отряда».

— «Конституционное собрание» — сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок — дальше у вас все пойдет «как по маслу».

Как нужно распределять детей по комнатам

Сначала после обеда детишки берут свои вещички и идут с вожатым в корпус. Если это младшие отряды, то необходимо по мере возможности помочь донести вещи, а если это старшие отряды, то тут целесообразно (особенно в зимнюю смену) не допустить утечки (утекание в потайные места) контрабанды (алкогольных напитков и табачных изделий).

И вместе с детьми надо войти в корпус и с помощью других вожатых провести таможенный досмотр вещей (если вы, конечно, считаете это необходимым), поверьте, это очень может помочь вам избежать многих ЧП в отряде, особенно в зимнюю смену (Новый год, рождество очень сильные поводы для провоза контрабанды).

Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и вы объясняете детям количество их комнат и их вместимость и даете им возможность самим разбиться на кучки, но кучки должны оставаться в холле и ждать утверждения. Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, то в данным случае это наоборот тихони и раздолбаи кучкуются отдельно. С одной стороны надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог, какого-то тихоню замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже).

Так что лучше пусть будет одна палата редисок, а другие живут спокойно. Но конечно бывают моменты, когда не удаются полюбовно распределить детей не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате, то тогда приходиться решать вопрос принудительным (для мальчиков) порядке, а на девочек приходиться давить морально (силовые методы тут зачастую не проходят).

Итак распределив детей по отрядам даю им время обжиться (полчаса), при этом категорически запрещаю им выходить из корпуса, потом строю детей и иду знакомить с лагерем и его окрестностями.

В определенный момент (до ужина) наступает момент беседы с отрядом о лагерных законах и порядках. Тут лучше всего провести беседе всем корпусом. Это очень хорошо, что каждый вожатый что-то добавит или доходчиво объяснит и ничего не будет упущено, плюс дети познакомятся с вожатыми других отрядов своего корпуса.

После ужина отрядное сборище, где надо поиграть в какие игры для знакомства, например «Снежный ком» (это хоть и скучная игра, но я с первого же дня запоминаю все имена).

И естественно в этот день надо уложить детей на полчаса раньше, чем по распорядку (особенно старшие отряды) потому что это, скорее всего самый долгий отбой (потому что первый день, куча впечатлений, дети еще не знают вас и не понимают, чем может для них обернуться непослушание), во-вторых надо с первого же дня закрутить гайки потуже, в-третьих, вам самим еще надо обустроиться, в-четвертых, в 23−00 общелагерная планерка".

«1−3 день — оргпериод — жесткое лидирование.

Знакомство с лагерем, его законами, традициями, требованиями вожатых.

Демонстрация возможностей лагеря и педсостава (дела вожатых).

Диагностика «входа» и огонек знакомств.

Выравнивание детей по социальному статусу, разбивка старых связей.

Создание условий для решения детьми своих личностных проблем".

Детское «не хочу» и не менее дерзкое «не буду»

Лагерь… Обычно по прошествии первых нескольких дней, так называемого организационного периода, когда дети привыкают к новой обстановке, знакомятся, втягиваются в насыщенную лагерную жизнь, домой уже никто уезжать не хочет и практически все дети с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, сами делая их интересными и веселыми. Но, разумеется, всегда находятся и такие ребята, которые по каким-либо причинам не желают участвовать в лагерной жизни. Некоторые стесняются, кому-то достаточно таких мероприятий дома и он хочет просто отдохнуть, а кто-то не активно протестует против любых попыток вовлечь его в игры, походы или представления, как говорится «из принципа». Вот об обращении с такими детьми мы и поговорим.

Разумеется, первым делом приходящая на ум реакция на упрямое детское «Не хочу!» это безразличное — «Ну не хочешь — как хочешь!». В конце концов, ребенок заплатил свои деньги и вполне имеет право делать то, что он хочет и, соответственно, то что не хочет — не делать. Это подход естественно самый простой — оставить ребенка в корпусе с кем-нибудь из оставшихся вожатых или под присмотром вожатого другого отряда. Не требует никаких усилий, правда? Так-то оно конечно так, но мы не были бы вожатыми, если бы не стремились помочь ребенку, втянуть его в игровой процесс, сделать так, чтобы он уехал из лагеря довольным, веселым и счастливым!

Применяя различные подходы к детям, можно разделить их на «жесткие» и «мягкие». Итак, вот одно из мнений:

***

Как раз в этой смене была парочка таких… Не назвать их уж, прям, «грубыми нарушителями», но постоянно шел «нудеж»: «ну заче-е-е-ем зарядка?», «ну поче-е-е-ему кататься только четыре часа-а-а-а?», «ну я не хочу-у-у-у…».

Что касается режима.

Первое.

Ссылки на авторитеты. На утвержденные нормативные документы по организации детского отдыха. Можно — абстрактно, если ребенок «подкованный», покопаться в Интернете, вполне себе находятся. Везде зарядка является обязательной. Есть рекомендованные нормы сна. Ну и еще чего-нибудь приплести можно.

Если вы, конечно, не полным самоуправством занимаетесь. Ссылки на «живых» авторитетов: людей «специально обученных». Врача, физруков. Они подтвердят обоснованность (научно, как угодно) ваших требований по соблюдению режима.

Второе.

Хотя это — близко. В лагере существуют Программа, Правила и прочее. Твои родители (на Родительском Собрании, при приобретении путевки, при подписании документов и пр. прикидывайте варианты, которые были) были с ними ознакомлены и они не вызвали у них ни вопросов ни возражений. И вот ты здесь. Будь добр …

Третье.

Ограничение «бонусов», завязанное на нарушения. Ты не был на зарядке, инструктор считает, что ты недостаточно готов к походу, вело — прогулке, занятиям и пр. Будь добр, или посиди в корпусе, или разомнись дополнительно. Можно, прям сейчас. Если успеешь. Вы (отряд, группа) опоздали на зарядку. Долго просыпались. Наверное, вам не хватает времени, чтоб выспаться? Ну… Давайте сегодня вечерком вместо дискотеки поспите подольше… Заметьте, я не предлагаю наказывать лишением дискотеки, я лишь стараюсь дать ребятам возможность достаточно выспаться, чтоб они с утра были бодры и веселы. И вышли на зарядку. Которая является обязательной.

Что касается «не пойду на ужин» или еще куда-то не пойду — если есть возможность оставить с ним кого-то в корпусе. Пусть сидит скучает. Если нет… Ну… Наверное, как-то надо заставлять (чтоб ребенок не болтался один), но у нас хватает инструкторов.

«Не буду спать в тихий час…» У нас нет проблем. Другим не мешай только, ОК? Мешаешь — брысь из палаты. Сиди в вожатской. Собственно, неважно где, лишь бы на глазах у инструкторов.

***

Наиболее жестокий приём, примененный за годы вожатской практики: заставить ребенка выучить 2 страницы из книги письма Елены Рерих. Для детской психики это сокрушительный удар.

Хм… Вы все еще не хотите спать днем?! Тогда мы идем к вам!

Ну, пожалуй, о жестком достаточно, хотя, разумеется, подходов такого рода множества, и это сильно зависит от конкретного ребенка."Жесткий" подход применять только в экстренных случаях!!!

Теперь упомянем о так называемом «мягком» подходе.

При таком подходе, с ребенком обращаются нежно, ласково и спокойно, стараясь вовлечь его в мероприятие не путем каких-то наказаний, бонусов или вынуждений, а просто показывая ему, что это ИНТЕРЕСНО, как говорится, «вовлекая» его в игру. А как можно вовлечь ребенка? Только и исключительно примером самого вожатого. Сидя под деревом и пытаясь организовать детей на игру — типа «Это будет весело, ребята!» вожатый просто-напросто ничего не добьется. В таком деле без активной инициативы никуда. Когда вожатый сам начинает дурачиться, прыгать, скакать, смеяться или играть какую-то роль в представлении, дети не смогут устоять на месте. Как только дети понимают, что это действительно интересно и, что главное для детей среднего и выше возраста, это не будет выглядеть глупо, дело сделано! Хотя, прыгая и скача, вожатый должен делать это не просто потому, что вынужден, это должно быть естественно и заразительно!

Другим примером такого подхода, который, будучи правильно примененным, работает с детьми практически любых возрастов и почти без исключений, это личное участие и личное отношение. Хм, не слишком понятно, правда? Ну, давайте рассмотрим на примере. Ребенок встал или сел в позу — мол не хочу идти в поход! Почему? Просто не хочу! Что делает вожатый, преодолев секундный порыв плюнуть и уйти без него? «Ваня, ну ты же мой друг! Я всю смену ждал, хотел показать тебе эти горы, потому что точно знал, что как раз тебе это очень понравится! Пойдем со мной, без тебя всем будет скучно. А там тебя уже все ждут!». Ну и все такое в этом духе. Здесь главное чтобы такого рода уговоры не превратились в обычное фальшивое нытье, которое будет противно и ребенку и самому вожатому. Да и метод этот, конечно, сильно завязан на особенности конкретного ребенка. Но, по-моему результат стоит затраченных усилий!

Преступление и наказание

Наказание — это возможность дать почувствовать ребенку реакцию «среды» на нежелательные формы поведения. Но наказание ребенка это не ремесло, а искусство.

Вступление: Вообще детей наказывать детей">нельзя наказывать и самое главное не стоит наказывать — лучше всего, когда воспитательным моментом является только угроза наказания (а чтобы до самого наказания лучше не доходило).

Но можно сказать это идеальный случай, который на практике почти не встречается (к нему просто надо стремиться), и поэтому поговорим о наказаниях. Для начала хочу сформулировать, КАК нельзя наказывать, особенно, как нельзя наказывать ни в коем случае.

Как нельзя наказывать детей НИКОГДА.

Нельзя наказывать едой;

Рукоприкладством;

Как нежелательно наказывать детей.

Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого);

Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами (т.е. нельзя заставлять мыть туалет).

Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот «подавать» труд как игру, как приятное и необходимое занятие;

Сном (Т.е. не лишать их сна, а дополнительно представлять им время для сна можно);

Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей.);

Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму.Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме).

Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Как можно наказывать детей:

Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если не умеют тихо вести себя в Тихий Час.

Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю.

Что такое «тихий час»

«Тихий час» — это определенное количество часов дневного времени, отведенное детям для отдыха.

Функции «тихого часа».

Бесконечные конкурсы, увлекательные игры, изнурительны походы, экскурсии, вылазки на пляж и бултыхания в воде — все это неотъемлемые элементы лагерной жизни, требующие огромных затрат энергии. И хотя в детях ее хоть отбавляй, но и им просто необходим отдых, чтобы восстановить силы и с новыми опять ринуться в бой. Чтобы пополнить запас сил, детям необходимы здоровый обед, завтрак или ужин, а для их восстановления потребуются лишь несколько часов дневного сна. С этой целью в лагерях и был введен режим тихого часа.

Но кроме оздоровительной функции тихий час заключает в себе и организационную. Ложась спать в тихий час, дети соблюдают лагерный режим, а следовательно следуют одному из правил лагеря. Вожатый, который смог уложить детей спать, сделал наиболее трудную часть своей работы. Остальные пункты, входящие в его обязанность, он осуществит уже без труда.

И конечно же, стоит отметить, что тихий час был введен не только для детей, но и для их вожатых, которым просто необходима пара часов отдыха для решения организационных вопросов и для обдумывания дальнейших планов действия.

Нужен ли детям «тихий час»?

Дневной сон детям действительно необходим, но только если говорить о детях. Но людей от 15 до 18 лет вряд ли уже можно назвать детьми. И этот факт необходимо учитывать. Для детей старше 15 лет сон является не обязательным. Давайте разберем словосочетание тихий час. Получится «час, в котором господствует тишина», то есть главной характеристикой этого промежутка времени является тишина. Главное, добиться того, чтобы дети старше 15 лет просто соблюдали спокойствие и тишину в домике в это время и, конечно, ни в коем случае не покидали его. Им надо объяснить, что правила лагерной дисциплины распространяются на всех ребят в лагере, независимо от возраста. Во время тихого часа им можно разрешить заняться каким-либо делом, например, почитать книжку или послушать плеер и т. д.

«Не хочу спать!»

Если ребенок не хочет спать, пусть не спит. Пусть тихо почитает книгу, или разгадывает кроссворд. Чтобы не быть «Цербером» уделите детям после того как они лягут по кроватям минут 10−15. Дайте им привыкнуть к тому что они в кроватях. Есть еще релаксационная музыка. Включите ее во время сонного часа. Увидите результат.

Назначьте ответственного за тихий час в каждой комнате. Ему тоже надо будет спать, но если был какой-то шум в комнате, то претензии предъявлялись именно к нему (ней).

Как правило, сильного лидера из сверстников слушают даже лучше чем вожатого.

Самого шумного можно поставить на весь тихий час стоять в холле и учить висящие на стене правила поведения или противопожарной безопасности.

Отдых вожатого

И не наступил 2047 год… И нет пока еще киборгов-вожатых, а посему вожатый тоже человек и тоже должен отдыхать… вопрос только «когда и как».

Каждый новый сезон сотни молодых вожатых устремляются в летние лагеря отдыха. Но каждый из них должен помнить, что едет он не отдыхать, а прежде всего работать.

Отвлекаться в течение дня на собственную персону слишком часто не следует, т. к. это может повлечь за собой неожиданные последствия. Дети, как известно, народ любящий пошалить, и отвлекшись всего на минуту, вы уже можете недосчитаться парочки подопечных. Это значит, что всё ваше дневное время будет полностью и целиком принадлежать им. Но, однако, это не значит, что для вожатых жизнь превратится в 24 часа тотального караула.

Как и любой другой обитатель лагеря, вожатый имеет право на пищу, сон и отдых. Вся загвоздка в том, что большинство этих потребностей доступны вожатому только после отбоя. Если приём пищи ещё можно совместить с наблюдением за вверенными тебе детьми, то сон соответственно невозможно. Зато все прелести жизни будут представлены вожатому, как только прозвучит долгожданная команда отбоя. После очередной страшной истории или красочной легенды, измученные дневными весельями и играми, дети отойдут ко сну.

И вот с наступлением вечера, наконец, наступит время, которое вожатый может посвятить себе самому. Ничто человеческое и ему не чуждо, что может быть прекрасней воцарившейся тишины, и возможности искупаться в нагретом за день солнцем море, поболтать с друзьями и просто, отключившись от внешнего мира, поседеть, предавшись собственным мыслям. Но это отнюдь не единственный способ для вожатого отдохнуть. Существует такой распространённый способ отдыха, как вечерняя дискотека. Здесь могут вдоволь нарезвиться не только сами отдыхающие, но и их старшие друзья — вожатые. Хотя полноценным отдыхом это не назвать, а всему виной так называемый синдром водителя скорой помощи, т. е. один глаз на больного другой на дорогу. Тоже и с вожатым: мало того, что нужно танцуя попадать в такт музыке, дабы не выглядеть совершенно глупо, так ещё и за своими подопечными надо успеть уследить.

Но развлечься от души вожатый может не только с наступлением сумерек, насыщенная программа дня тоже способна принести множество положительных эмоций. Каждый вожатый где-то в глубине души всегда остаётся ребёнком, именно поэтому и ему в радость порезвиться с ребятнёй, поплескаться в морской воде или поучаствовать в каком-либо конкурсе. Как говориться «чужая радость своей подобна», вот по какому принципу живёт настоящий вожатый.

Немалую радость, как взрослому так и ребёнку, способна доставить прогулка на природе, а если эта прогулка сопровождается пикником, то это уже двойная радость. Отдых, прогулки и игры на природе, как известно, не только приятны, но ещё и полезны. Ко всему выше сказанному было бы целесообразно добавить то, что прогулки в лесу и походы в горы же способствуют изучению природы и практике навыков выживания, что тоже занятием способным придать сил и улучшить настроение.

Однако все эти полезные и увлекательные вещи в малой степени способны заменить вожатому такие простые вещи как душ и сон.

Итак, подытожим всё выше сказанное: в любом летнем лагере отдыхают не только дети, но и их вожатые. Но всё же не стоит забывать, что дети приезжают на отдых, а вожатые на работу. Отдых отдыхом, а утром им вставать раньше всех, будить свои отряды и следить за выполнением всех лагерных норм, ведь это их прямая обязанность. И всё же, несмотря на все сложности, это работа не без своих плюсов.

Оформление отряда

Летний отдых обычно характеризуется не только сменой места жительства, но и образа жизни. За прошедший год учебный ритм немного утомил ребят, и задача взрослых — организовать их время так, чтобы дать отдохнуть, но в то же время помочь узнать новые грани окружающего мира. Вожатые призваны совместить интересный и познавательный отдых.

Дети приезжают в лагерь с желанием хорошо отдохнуть и отвлечься от повседневных забот. Их времяпрепровождение на отдыхе должно быть насыщено многочисленными интересными мероприятиями, чтобы они не жалели о прошедших в лагере днях. Их досуг должен быть насыщенным, но не обременительным, ведь они приехали в лагерь отдыхать, а не переутомляться.

Оформление отряда в летнем лагере является одной из наиважнейших и неотъемлемых составляющих счастливой жизни детей на протяжении нескольких недель. Название, эмблема, девиз определяют общий характер всей группы, ее общее настроение и имидж. Я думаю, что дети, каждое утро на построении называющие название своего отряда, в общем случае банальные и неинтересные (типа «Звездочки» или «Тигры»), не получат удовольствия от своего отдыха. Ведь здесь налицо неумение вожатых творчески подойти к решению этой проблемы и направить фантазию детей в правильное русло. Поэтому мне хотелось бы предложить ребятам посмотреть на окружающий мир другими глазами. Можно было бы оформить отряд следующим образом. Так как во многих современных школах уже преподаются основы античной мифологии, я предлагаю оформить отряд в виде жителей древнегреческого города. Культура Древней Греции легла в основу общечеловеческой культуры. И каждый человек, считающий себя образованным, как мне кажется, должен быть знаком с Греко-Римской мифологией. Это будет очень интересно и в то же время познавательно.

Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и абсолютно естественными существами, они общались с простыми смертными, вступали с ними в любовные союзы, помогали своим любимцам и избранникам. Все это может помочь при воплощении идеи в жизнь. Вожатый может предложить название отряда, а детей привлечь к составлению девиза и эмблемы. Можно назвать самого крупного мальчика в отряде Зевсом и поручить ему следить за порядком, а самую добрую и красивую девочку назвать Афродитой. Костюмы делаются очень просто из подручных материалов: из простыней, занавесок — платья или туники, из цветов и зелени — венки. Атрибутом некоторых мальчиков могут послужить лук и стрелы, сделанные своими руками. В коридорах корпуса развесить плакаты с изображением богов: изображение бога света Апполона — в виде солнца, чтобы при пробуждении ребята радовались наступающему дню, изображение богини ночи — Нюкты, чтобы вечером она провожала их ко сну. По вечерам можно устроить чтения мифов Древней Греции.

Самое главное — провести исторические мероприятия, например, турнир на определение самого храброго греческого воина или на самую заботливую хозяйку. Также можно разыгрывать красочные события и сражения по мотивам греческих мифов.

В основу оформления другого отряда может лечь древнеславянский эпос. Знание древнерусских языческих богов также немаловажно для развития подрастающего поколения.

Другим примером оформления отряда может послужить стиль Средневековья. Дети и вожатые ходят в капюшонах, называют свои отряды провинциями, девочек — прекрасными дамами, мальчиков — рыцарями, концерт художественной самодеятельности — мистерией, а дискотеку — карнавалом.

Такой отдых позволит интересно провести время, и в то же время даст возможность детям получить новые знания об окружающем мире и прошедших временах.

Уборка

Уборка представляет собой совершенно необходимую процедуру для поддержания санитарных условий, а так же для создания уютной атмосферы в помещении и на улице. Как правило, уборка воспринимается, как какое-то обязательство, как некий барьер, который надо преодолеть для того, чтобы вновь наслаждаться уютом и чистотой. Мало, кто умеет по-настоящему расслабиться и получить от этого процесса удовольствие.

Уборка в лагере — это неотъемлемая часть распорядка дня. Начнем с того, что утром каждый ребенок должен заправить свою постель. Ежедневно следует наводить порядок в комнате, освежать её, то есть подметать и мыть пол, вытирать пыль с тумбочек и подоконников. Для этого в каждой комнате нужно составить график дежурств, где дежурные будут группироваться по двое, и каждый день будет убирать новая пара. Уборкой заниматься можно в то время, пока отряд делает утреннюю зарядку. После зарядки вожатым следует проверить качество проведённой уборки в каждой комнате.

Не обходится без уборки и в столовой. Каждый ребёнок после еды должен унести и сдать свою посуду. Кроме того, нужно составить график и сгруппировать по двое дежурных, которые будут накрывать на столы и после еды их вытирать.

С первого знакомства с отрядом надо детям сказать, что в СПАРТЕ отдыхают только избранные, прошедшие негласный конкурс, в результате которого выбрали самых весёлых, общительных, а главное, честных и аккуратных детей. После этого надо ознакомить их с уставом лагеря, куда будут входить в том числе и уборка в комнатах, и поддерживание порядка на территории лагеря и пляжа.

Уборка, в широком смысле этого слова, воспитывает в ребёнке опрятность и чистоплотность, что в свою очередь в некоторой степени оказывает влияние на формирование своего собственного этического взгляда и эстетического вкуса. Но лишь немногие дети понимают всю её важность. Часто дети делают уборку плохо, или отказываются её делать вовсе. Чтобы этого избежать, в уборке нужно заинтересовать. Например, на дверь комнаты, в которой убрано лучше всего, можно вешать отличительный знак самой чистой комнаты. В той комнате, где убрано было хуже всего, можно заставить дежурных или убрать ещё раз, или оставить их дежурить повторно на следующий день, или попросить их следующим утром убрать в той комнате, где накануне уборка была сделана лучше всего.

Для разнообразия можно устроить конкурс самой чистой и оригинально оформленной комнаты. Надо предложить украсить комнату шарами, флажками, цветами, экибанами, плакатами, рисунками, морскими композициями, — здесь предоставляется полная свобода полёту детской фантазии.

Раз в два — три дня надо устраивать «полчаса отражения мусорной атаки» на улице. Следует отмечать лучших борцов за чистоту. Будет лучше, если сам вожатый не будет во время уборки на улице только раздавать указания кому и что делать, а сам примет в ней активное участие, чем и подаст хороший пример, и сблизится с отрядом.

Отбой

Как объяснить детям, что такое отбой.

Отбой является очень важным режимным моментом и главная задача вожатого в первый же день объяснить детям, во сколько начинается отбой и как себя вести. Нужно дать детям понять, что время отбоя это не пустая прихоть вожатых, а необходимость, в которой они сами нуждаются, иначе рискуют не выспаться и встать наутро в плохом настроении. А так как в лагере жизнь бьёт ключом, они должны быть выспавшимися и веселыми. На некоторых детей этот способ воздействия может не оказать влияния, бывают дети, которые ответят, что в городе они спят по три часа и высыпаются. Таким детям нужно спокойно объяснить, что в лагере существуют определённые законы и их надо выполнять, ведь из-за того, что они не спят ночью, плохо будет не только им, но ещё их товарищам. Если остались дети, которые совсем не хотят ничего понимать, можно припугнуть их объяснительными, звонками родителям и отправкой домой, но эти методы нужно применять индивидуально и достаточно мягко.

«Ритуал прощания»

Для того, чтобы отбой не был неприятной и жёсткой процедурой для детей, их нужно мягко подвести к этому моменту. Для этого можно придумать с отрядом или просто предложить отряду ритуал прощания на ночь. Можно дать детям покричать разные кричалки, чтобы дать выплеснуть энергию, дать накричаться, а потом провести какие-нибудь успокаивающие игры (Например: «Рисуем на ладошках». Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой — вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т. д.); «Определи на ощупь». Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки носы, уши …

Для того, чтобы дети успокоились можно посидеть в кругу со свечкой в центре круга и с выключенным светом, есть чёткое правило «Сеча горит, один говорит», при свече нельзя кричать, громко говорить и мешать друг другу, иначе свечка погаснет. Обычно такая атмосфера сближает детей и успокаивает. Перед тем как детям разойтись можно всем вместе сказать прощалку («Над лагерем ночь спускается, лагерю спать пора, спокойной ночи, Родина, до светлого утра»; «День отшумел и ночью объятый лагерь зовёт ко сну. Спокойной ночи, ребята, девчата, завтра нам снова в путь. Всем, всем, всем спокойной ночи, смена стала днём короче! Начинается операция тссссс»).

После того, как детки сказали прощалку можно устроить ритуал загадывания на свечу (Дети загадывают желание и дружно задувают свечу, можно рассказать детям, что если после отбоя не разговаривать, то желание обязательно сбудется.)

Когда лучше отпускать детей готовится ко сну.

На мой взгляд лучше отпускать детей готовится ко сну за 30 минут, чтобы за десять минут до отбоя можно было уже пройтись по палатам и убедиться, что все улеглись, со всеми всё хорошо и ещё раз успокоить детей, поговорить, если кто-то в этом нуждается. Существует и другой взгляд, можно отпустить детей за 10 минут до отбоя, чтобы они улеглись быстро. В любом случае есть дети разные и если отряд дружный, и может улечься за 10 мин., то можно отпустить и за 10 минут. В любом случае за пять минут до отбоя все дети уже должны лежать в своих постелях, а вожатый проходит, выключает свет и открывает двери в палаты.

Вожатым во время подготовки ко сну необходимо проверить все ли комнаты проветрены, все ли дети выполнили гигиенические процедуры, сменили одежду на пижаму. Для этого во время прощального ритуала один из вожатых может пройти и открыть в палатах окна и двери, для проветривания или же попросить детей самих следить за этим (опять же всё зависит от возраста и поведения детей).

Так же вожатому необходимо проверить, нет ли в комнатах открытой еды, мокрых вещей в шкафах или ещё где-то, если есть попросить детей убрать.

Творческая часть отбоя.

После того как все дети улеглись, а вожатые проверили, что с детьми всё в порядке, все здоровы, никому никуда не надо, помещения проветрены и соседние отряды не мешают спать, начинается творческая часть отбоя. В первые минуты, даже в первый час после отбоя дети не уснут, и для того чтобы они успокоились и заснули можно почитать им сказки или просто книги, в зависимости от возраста. Если среди вожатых есть люди, которые могут петь под гитару, можно попеть детям под гитару (можно и без гитары, это даже эффективнее действует, т.к. под звуки гитары дети могут разговаривать, а когда поёшь без гитары дети лучше прислушиваются и замолкают).

Есть традиция уважительного отношения к песни, о котором надо рассказать детям. Если кто-то поёт можно либо слушать, либо тихонько подпевать, но ни в коем случае не разговаривать, нужно мотивировать это тем, что человеку, поющему песню очень обидно, если его не слушают. Т. е. к ребёнку нужно почаще обращаться, как к человеку, а не просто заставлять выполнять определённые правила. Так же можно рассказать детям легенду. Страшные истории детям рассказывать нельзя, это может сильно воздействовать на психику ребят и в итоге вожатый получит детей, которые всю ночь будут не смыкать глаз из-за чувства страха. Если у вожатых совсем нет слуха или к вечеру у них пропал голос, можно просто включить расслабляющую мелодию (шум моря, звуки леса и т. п.)

«Один шёпот на палату»

Дети — не роботы! И в лагере за день они могут не успеть поделиться впечатлениями, а не поделившись могут не заснуть, поэтому детям можно разрешить «один шёпот на палату», но только один и обязательно шёпот. То есть вожатый закрывает дверь в палату, разрешив детям тихонько поговорить, но только так, чтобы не мешать другим детям спать и недолго.

Всё что ещё не сказано…

Есть другой взгляд на проблему, можно ничего вышеперечисленного не делать, а применять жестокие меры, например, заставить, не желающих спать детей, приседать с подушкой в руках, чтобы вымотать детей физически и т. п. Но лично я не любитель таких методов, если ребёнок не хочет спать, можно с ним просто сесть и по-человечески поговорить, выяснить причины, объяснить, что он в своих поступках не прав. Дети часто ищут в своих вожатых тех, с кем можно поделиться своими переживаниями и нужно давать им возможность видеть в вожатых людей, а не надзирателей. Есть дети, которым необходимо после отбоя поговорить по телефону, вожатым нужно с самого первого разговора об отбое объяснить детям, что если они будут замечены с телефонами после отбоя, то телефоны вожатыми будут изыматься и возвращаться только утром. Потому что своими разговорами они в первую очередь мешают другим заснуть. Разумеется бывают разные ситуации и действовать надо в соответствии с ситуацией. Кроме того вожатый своим примером показывает детям, что нужно вести себя тихо. Поэтому вожатый после отбоя не кричит и не разговаривает громко, а шепчет. Чтобы определить заснули дети или нет вожатый может подойти к палате и тихонечко сказать «Спокойной ночи». Если вся палата дружно ответит спокойной ночи можно смело продолжать творческую часть отбоя, до тех пор пока ребята действительно не уснут.

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

10