Классификация психодиагностических методик 2

 Августин В центре учения Августина находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами.

 Адлер Альфред Австрийский психолог, ученик Фрейда, основатель школы ‘индивидуальной психологии’.

 Адорно Теодор В центре внимания Адорно — регрессивные социально-антропологические изменения, связанные с развитием массовой ‘индустрии культуры’.

 Айзенк Ханс Юрген Психолог, предложивший «трехфакторную теорию личности» и выделивший такие известные свойства личности, как «экстраверсия-интроверсия».

 Ананьев Борис Герасимович Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке.

 Анохин Петр Кузьмич Автор теории функциональных систем — основном механизме приспособления оргнанизма к среде.

 Аткинсон Ричард Предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем в кратковременное хранилище.

 Ах Нарцисс Ах показал, что испытуемый при решении задачи располагает неосознаваемой им установкой, которую он называл ‘детерминирующей тенденцией’.

 Бандура Альберт американский психолог, автор теории социального научения.

 Басов Михаил Яковлевич Разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста.

 Бейтсон Грегори Автор теория двойной связи — концептуальной модели, объясняющей возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях.

 Бенедикт Рут Американский культурантрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии.

 Бергер Ханс Психиатр и психофизиолог, создатель электроэнцефалографического метода регистрации мозговой активности.

 Берн Эрик Разработал ‘трансактный анализ’ — оригинальное направление как в теоретической психологии, так и в психотерапевтической практике.

 Бине Альфред Наибольшую известность получили разработки Бине в области создания тестов интеллекта, сделавшие Бине одним из основателей тестологии.

 Бирнбаум Карл Изучал многие проблемы криминальной психологии, в частности, ‘тюремные психозы’, индуцируемость при различных психопатологических типологиях.

 Блонский Павел Петрович Сформулировал генетическую теорию памяти, согласно которой различные виды памяти описываются как этапы развития человека.

 Божович Лидия Ильинична Основная область область исследований — педагогическая и детская психология.

 Брентано Франц Австрийский философ. Используя идеи Аристотеля, Бретано предложил план разработки новой психологии сознания.

 Брунер Джером Сеймур Американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

 Бэн Александр Английский психолог. Будучи одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию.

 Бюлер Карл Бюлером была предложена схема трех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, навык, интеллект).

 Бюлер Шарлотта Разработала схему периодизации жизненного пути личности, положившую начало психобиографическому направлению в психологии.

 Вагнер Владимир Александрович — Cоветский биолог и психолог, основатель сравнительной психологии в России.

 Вайцзекер Виктор Реализовал свои представления о медицине целостности в ‘антропологической психотерапии’.

 Введенский Александр Иванович Утверждал, что чужая душевная жизнь объективных признаков не имеет и потому недоказуема, и вместе с тем неопровержима.

 Вебер Эрнст Генрих Немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения.

 Векслер Давид Американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей.

 Вернер Хайнц Немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития.

 Вертгеймер Макс Выступал с критикой ассоциативного направления в психологии, экспериментально доказав, что сознание строится из целостных образов (гештальтов).

 Виткин Герман Американский психолог, основатель нового направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля личности.

 Вудвортс Роберт Американский психолог. Представитель одного из направлений функциональной психологии.

 Вундт Вильгельм Знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии.

 Галль Франц Создал френологию как учение о локализации в различных извилинах больших полушарий головного мозга человека его психических свойств.

 Гальперин Петр Яковлевич Советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий.

 Гальтон Фрэнсис Первым разработал на основе экспериментальных и математических методов учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми.

 Ганнушкин Петр Борисович Исследования Ганнушкина связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией.

 Гартли Дейвид Английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии.

 Геллерштейн Соломон Григорьевич Фундаментальные труды Геллерштейна посвящены проблеме упражнения в простой и сложной сенсомоторной реакции, его основным закономерностям.

 Гербарт Иоганн Немецкий философ, психолог, педагог. Считал, что психология должна базироваться на опыте, метафизике и математике.

 Геринг Эвальд Немецкий физиолог и психолог, пионер экспериментальной психологии восприятия.

 Гилфорд Джой Пол американский психолог. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов.

 Гоббс Томас Будучи поборником естественнонаучной методологии, считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики.

 Гольдштейн Курт Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения.

 Гоффман Эрвинг Основной темой исследований Гоффмана было повседневное взаимодействие лицом-к-лицу, т.е. обыденное взаимодействие между людьми.

 Джеймс Уильям Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида.

 Дои Такэо Дои — автор теории ‘амаэ’ — психологической ориентации на зависимость, на снисходительность отношения к человеку.

 Жане Пьер Французский психолог, психиатр, философ. Свою концепцию называл психологией поведения.

 Жинкин Николай Иванович Исследовал психологические и психофизиологические механизмы процесса порождения речевых реакций.

 Запорожец Александр Владимирович советский психолог, занимался проблемами возникновения психики в филогенезе, развития эмоций, мышления, памяти.

 Зейгарник Блюма Вольфовна Специалист в области патопсихологии, клинической психологии, экспериментальной психологии.

 Зельц Отто В экспериментальных исследованиях репродуктивного и продуктивного мышления раскрыл детерминацию мыслительных процессов структурой решаемой задачи.

 Зинченко Петр Иванович Советский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода.

 Йеркс Роберт Установил ряд закономерностей поведения, в частности относящихся к связи между мотивацией и способностью восприятия внешних объектов.

 Кабанис Пьер Французский врач. В русле материалистического направления в психологии выдвинул положение о трех уровнях организации поведения.

 Кавелин Константин Дмитриевич Выступил с концепцией, соединившей интроспективную трактовку сознания с положением о том, что позитивное исследование сознания должно вестись путем анализа его воплощений в творениях культуры.

 Кандинский Виктор Хрисанфович Кандинский одним из первых в отечественной психиатрии обосновал понятие ‘психопатия’.

 Карен Хорни Практиковала психоанализ в Германии, а затем, после прихода к власти нацистов, эмигрировала в США.

 Кафка Густав Австрийский философ и психолог. Дал типологию базовых аффектов.

 Келли Джордж Александер Американский психолог. Автор концепции ‘личностных конструктов’.

 Кеннон Уолтер Американский физиолог. Изучая влияние аффектов на работу внутренних органов, открыл физиологические механизмы эмоционального поведения.

 Кеттел Джеймс Маккин Американский психолог, зачинатель и один из лидеров тестологического движения.

 Кеттел Рэймонд Бернард Будучи одним из наиболее плодовитых теоретиков в области изучения личности, Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей.

 Кёлер Вольфганг Немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии.

 Клейст Карл Немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. формулировал положения своей теории ‘узкой локализации’ высших психических функций.

 Коффка Курт Немецкий психолог. Вместе с М. Вертгеймером и В. Келером является основателем гештальпсихологии.

 Кохут Хайнц Американский психоаналитик. В своей работе «Анализ самости» предложил план новой психологии и психоанализа самости.

 Кречмер Эрнст немецкий психолог и психиатр. Основоположник теории, соотносящей психические свойства человека с конституцией его организма.

 Крюгер Феликс Немецкий философ и психолог, основатель ‘лейпцигской школы’ в психологии.

 Кун Томас Сэмюэл Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности.

 Куэ Эмиль Французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения.

 Кюльпе Освальд немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления.

 Ладыгина-Котс Надежда Николаевна Советский психолог. Разрабатывала проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.

 Лазурский Александр Федорович Русский врач и психолог. Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал ‘характерологию’.

 Лакан Жак Французский исследователь, создатель структурного или лингвистического психоанализа.

 Ланге Карл Георг Известность ему принесла его периферическая теория возникновения эмоций — сосудо-двигательная теория.

 Ланге Николай Николаевич Русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России.

 Ле Бон Гюстав Французский социолог, социальный психолог и антрополог, автор трудов по теоретической и экспериментальному естествознанию.

 Леб Жак Немецко-американский биолог. Лидер механистического направления в зоопсихологии.

 Леви-Брюль Люсьен Французский философ, социолог, психолог, этнограф. Создал теорию первобытного мышления.

 Левин Курт В центре психологии Левина стоит концепция так называемого «жизненного пространства».

 Лейбниц Готфрид Представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных целостностей — монад.

 Леонтьев Алексей Николаевич Разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии.

 Лерш Филипп Немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии.

 Лесгафт Петр Францевич Русский анатом, педагог и психолог. Разработал концепцию ‘школьных типов’.

 Лешли Карл Американский психолог. Занимался проблемой локализации психических функций.

 Липпс Теодор Немецкий психолог. Выдвинул свою оригинальную теорию эмпатии.

 Ломброзо Чезаре Один из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные.

 Ломов Борис Федорович советский психолог. Центральное место в научной деятельности Ломова занимала проблема взаимодействия человека с техническими устройствами.

 Лоренц Конрад Австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии — науки о поведении животных.

 Лурия Александр Романович Советский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР.

 Макаренко Антон Семенович В связи с разработкой педагогической проблематики затрагивал в своих трудах ряд вопросов психологии.

 Макдугалл Вильям ‘гормической’ концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого.

 Мах Эрнст Задача философии и психологии заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов.

 Мелани Кляйн Инициатор детского психоанализа. В процессе ее работы с детьми она cделала поразительный вклад, и в теорию, и в методику психоанализа.

 Мерлин Вольф Соломонович советский психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии.

 Месмер Франц Антон Австрийский врач. Разработанное им учение способствовало формированию научных представлений о гипнозе.

 Мид Джордж Герберт Американский философ, социолог, социальный психолог. Выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу.

 Мид Маргарет Центральным для концепции Мид является утверждение, что культурный характер есть совокупность закономерностей психической жизни, обусловленных культурой.

 Милль Джон Стюарт Английский философ и психолог. Один из лидеров эмпирической ассоциативной психологии.

 Мишотт Альберт Эдуард Бельгийский психолог. Особую известность ему принесли эксперименты по изучению восприятия причинности и сохранения объекта.

 Монаков Константин Швейцарский врач-невропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ.

 Морено Джекоб Леви Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.

 Морено Якоб Как диагностическое, так и коррекционное значение имеют также разработанные Морено методы социограммы и психодрамы.

 Мюнстерберг Гуго Немецко-американский психолог, представитель практической психологии (психотехники).

 Мясищев Владимир Николаевич советский психолог. Разработал концепцию отношений личности.

 Небылицын Владимир Дмитриевич Экспериментально обосновал гипотезу Б. М. Теплова об обратной зависимости между силой нервной системы и чувствительностью.

 Нюттен Жозеф Разработал теорию формирования, строения и функционирования человеческой мотивации в целостной структуре поведения.

 Об Абрахаме Маслоу и его последних работах Читая работы Абрахама Маслоу, испытываешь впечатление, что они как бы искрятся. Тщетной была бы попытка объяснить это, думая о нем просто как о психологе.

 Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич Русский психолог, представитель психологического направления в литературоведении и языкознании.

 Олпорт Гордон Американский психолог. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности.

 Орбели Леон Абгарович исследования в области физиологии анализаторов, вегетативной нервной системы, подкорковых центров головного мозга.

 Павлов Иван Петрович Павлов и его ученики исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов, открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений.

 Пиаже Жан швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики и мышления.

 Потебня Александр Афанасьевич Все отношения человека к внешним предметам обусловлены тем способом, каким эти предметы представляются ему в языке.

 Пуркинье Ян Чешский физиолог и психолог. Открыл ряд феноменов, касающихся зрительных ощущений и восприятий.

 Пьерон Анри Французский психолог, один из зачинателей экспериментальной и физиологической психологии во Франции.

 Райх Вильгельм Австрийский психолог и психиатр. Разработал собственную психологическую систему — теорию оргазма.

 Рибо Тэодюль Французский психолог. Разрабатывал поблемы памяти, внимания, мышления, установил один из законов памяти (закон регрессии памяти Рибо).

 Рише Шарль французский физиолог, психолог, гипнолог. Изучал гипноз, установил три фазы в сомнамбулизме, развивал учение об истероэпилепсии.

 Роджерс Карл Рэнсом Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.

 Роршах Герман Изобрел названный его именем тест, ставший одним из главных средств психодиагностического изучения личности.

 Россолимо Григорий Иванович Русский невролог и психолог. Работал в области психологии личности.

 Рубинштейн Сергей Леонидович Советский психолог и философ. Автор деятельностного подхода к анализу психологических явлений.

 Салливен Гарри Стэк Американский психиатр и психолог, представитель неофрейдизма.

 Селье Ганс Канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе.

 Сеченов Иван Михайлович Русский физиолог и психолог. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения.

 Скиннер Беррес Фредерик Американский психолог, представитель современного бихевиоризма.

 Смирнов Анатолий Александрович Советский психолог. Автор широкого круга работ по общей и педагогической психологии.

 Спенсер Герберт Спенсер предпринял попытку перенести принципы ассоциации с истории психического развития индивида на историю вида.

 Спиноза Бенедикт Согласно Спинозе человек — целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны.

 Спирмен Чарльз Разработал цикл статистических методов с целью измерения структуры интеллекта.

 Теплов Борис Михайлович Советский психолог. Разработал психологическую концепцию способностей.

 Термен Льюис Один из основоположников учения о психологических тестах.

 Терстоун Луис Основное направление исследований — применение статистики к решению психологических проблем.

 Титченер Эдвард Американский психолог. Лидер структурной школы, считающей предметом психологии сознание.

 Толмен Эдуард Чейс Разработал систему, соединявшую идеи бихевиоризма, гештальтпсихологци и фрейдизма.

 Торндайк Эдуард Ли Американский психолог и педагог. Своими работами подготовил возникновение бихевиоризма.

 Тэджфел Генри Английский психолог. Приобрел известность теорией социальной идентичности и исследованиями межгрупповых отношений.

 Узнадзе Дмитрий Николаевич Грузинский советский психолог. Основатель теории установки.

 Фехнер Густав Теодор Немецкий физик, психолог, философ.

 Франкл Виктор Австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии.

 Халл Кларк Леонард Экспериментально изучал образование понятий, гипноз и внушение, закономерности механической памяти.

 Холл Гренвилл Стэнли Американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики.

 Челпанов Георгий Иванович Русский психолог и философ.

 Шпильрейн Исаак Нафтулович Один из организаторов советской психотехники.

 Штерн Уильям Штерн был одним из первых психологов, поставившим в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка.

 Эббингауз Герман Эббингаузу принадлежит ряд важных работ по экспериментальной психологии.

 Александр Валентинович ТОЛСТЫХ доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Исследовательского центра эстетического воспитания РАО.

 Биография и концепция З. Фрейда «Концепция Фрейда является зловещим знамением эпохи — агонистической фазы развития капиталистического общества. Фрейдизм — это апокалипсис империализма».

 Выготский Лев Семенович выдающийся советский психолог; ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит центральная роль в развитии российской психологии в советский период.

 Карл Густав Юнг проводил исследования в области истории культуры и религии, а так же имел богатейшую психотерапевтическую практику.

 Франкл Виктор Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.

© Вячеслав Дюк

Публикуется по материалам монографии В. А. Дюка «Компьютерная психодиагностика», (С-Пб., 1994)

В психологии, психиатрии и других областях, связанных с исследованиями психики человека, значительную роль играют экспериментальные психодиагностические методики. Эти методики позволяют количественно выражать различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром. Такое количественное выражение достигается путем организации специальной стимульной среды, в которую помещается человек, регистрации тех или иных показателей реакций испытуемого и задания правил преобразования регистрируемых показателей в оценку диагностируемых свойств. Психодиагностика характеризуется широким спектром методических подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем классификации психодиагностического эксперимента в зависимости от выделяемых разными авторами значимых для классификации атрибутов (например, Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985; Общая психодиагностика, 1987; Пирьов Г. Д., 1985; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989).

Для компьютерной психодиагностики таким значимым атрибутом может служить формализуемость психодиагностической методики, которой определяется возможность использования в психодиагностическом эксперименте компьютерной информационной технологии. Для конкретизации понятия «формализуемость» целесообразно выделить сравнительно самостоятельные элементы психодиагностического эксперимента, поддающиеся систематизации. К ним относятся, в первую очередь, воздействие на испытуемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответственно, основанием для классификации психодиагностических методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур обработки экспериментальных данных. В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психодиагностических методик. В этой таблице все виды стимулов разделены на вербальные и невербальные. В свою очередь, среди вербальных вычленяются стандартизированные и индивидуально ориентированные стимулы, а невербальные включают в себя статические и динамические стимулы. Вербальные стимулы — это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами. Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуемых, в то время как индивидуально ориентированные подбираются в отдельности для каждого конкретного испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигуры, значки, пятна и т. п. Кроме того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только зрительного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус).

Параметры статических невербальных стимулов постоянны во времени, а у динамических объектов могут изменяться форма, цвет, высота тона звука и т. д. Таблица 1.Виды тестовых заданий

Виды стимулов

Порядок предъявления стимулов

Вербальные

Невербальные

Фиксированный

Переменный

Стандарти-зированные

Индивидуально ориентированные

Статические

Динамические

Случайный

С обратной связью

Характеристика форм тестовых заданий дополняется описанием порядка предъявления стимулов в процессе психодиагностического эксперимента. Этот порядок может быть фиксированным и переменным. Разновидностью переменного порядка является случайное предъявление стимулов, которое применяется, например, для организации рандомизированного исследования. Другая разновидность связана с использованием в ряде психодиагностических методик обратной связи с испытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испытуемого на предыдущие стимулы. Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяются на закрытые, открытые и динамическое реагирование через органы управления (табл. 1.2).

При закрытом способе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осуществляться в форме выбора из «меню ответов» (в зависимости от объема меню различают методики с альтернативным и множественным выбором), с помощью оценивания значения какого-либо признака по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур и т. д., а также посредством переструктурирования данных. Открытые способы предполагают ответы испытуемого на предъявляемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть регламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время).

Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допускается свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления используются перцептивные и моторные способности испытуемого. Таблица 1. Виды ответов на тестовые задания

Закрытые

Открытые

Динамическое рагирование через органы управления

Выбор

Оценивание признака по заданной шкале

Восстановление частей

Перестру-ктурирование

Дополнение

Свободное конструирование

Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные психодиагностические методики, а также дается оценка соотношения качественного и количественного компонентов в процедурах анализа экспериментальных данных для каждого выделенного класса психодиагностических методик. Стимулы— вербальные стандартизированные.Ответы— закрытые, типа «Выбор». Сочетание вербальных стандартизированных стимулов с закрытыми ответами типа «Выбор» определяет самый обширный круг психодиагностических методик — тесты-опросники. Задания в этих тестах представлены в виде вопросов или утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее часто используется двух- или трехальтернативный выбор ответов, например, «Верно», «Неверно», «Не могу сказать»).

По содержанию среди тестов-опросников условно выделяют опросники-анкеты, биографические опросники и личностные опросники. Опросники-анкеты предназначены для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Примером может служить Мичиганский скрининг-тест выявления алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результатов с личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация теста произведена А. Е. Бобровым и А. Н. Шурыгиным /1985/).

Биографические опросники ориентированы на получение данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Информация, даваемая биографическими опросниками, как правило, является вспомогательной для получения достоверной интерпретации результатов психодиагностических тестов, но может носить и собственно диагностический и прогностический характер. Личностные опросники представляют наиболее объемную группу тестов-опросников. Они предназначены для измерения различных особенностей личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках отражается группой пунктов (не менее 6—7).

Пункты могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно к опыту субъекта (например: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны) /Общая психодиагностика, 1987/. Опросники строятся как одномерные, представляющие одну переменную, или многомерные, одновременно отражающие несколько личностных показателей. Среди личностных опросников выделяют опросники черт личности, типологические опросники, опросники мотивов, интересов, ценностей и установок. При конструировании опросников черт личности используется подход, базирующийся на выделении групп тесно связанных личностных признаков (Примером может служить популярный опросник 16PF Р. Кэттелла /1970/. Отечественная адаптация с применением компьютерного анализа пунктов проведена A. Г. Шмелевым и В. И. Похилько /1987/).

Типологические опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и в них в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителя /Мельников B. М., Ямпольский Л. Т., 1985/. Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в стране является Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI).

Первая отечественная адаптация MMPI произведена Ф. Б. Березиным с соавторами /1976/ и Л. Н. Собчик /1971/. Опросники мотивов позволяют установить, на что направлена активность индивидуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности поведения).

Примером в отечественной психодиагностике может служить адаптированный Ю. Л. Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу — Крауна /1976/. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и используется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором «социальной желательности», а также при изучении предпочитаемых средовых и межличностных влияний. Опросники интересов в зависимости от степени насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-анкетам. Наиболее известным за рубежом является разработанный Э. Стронгом «Бланк профессиональных интересов» /Бур-лачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989/. В этом опроснике определяется четыре параметра интересов: 1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профессии; 2) сходство интересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими; 3) степень зрелости интересов; 4) степень профессиональной подготовки. «Бланк» содержит 400 заданий, разделенных на 8 рубрик, например, «профессия», «школьные предметы», «развлечения» и т. д. Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентации личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности. Поэтому опросники ценностей близки к опросникам интересов, мотивов и установок /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989/. Примером является опросник ценностей специальностей Д. Супера, дающий сведения о важности для обследуемого каждой из 45 ценностей специальностей, например, помощь другим — для психолога, возможность продвижения по службе — для администратора и т. д. /А. Анастази, 1982/. Опросники установок применяются преимущественно в социально-психологических и социологических исследованиях /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989/. Применение тестов-опросников характеризуется малой степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования. Алгоритмы обработки результатов этих тестов, как правило, представляют собой несложную процедуру подсчета количества совпадения ответов испытуемого с так называемым диагностическим ключом и последующее приведение полученного результата к нормированному виду. Очевидно, автоматизация подобного тестирования с помощью современных компьютеров является несложной технической задачей. Основные трудности встречаются на этапе формирования автоматизированной интерпретации данных многомерных тестов-опросников. «Ручное» использование тестов-опросников предполагает фиксированный порядок предъявления стимулов. Изменение этого порядка на случайный приводит к рандомизированному типу психодиагностического эксперимента. Включение с помощью компьютера обратной связи обеспечивает проведение так называемого адаптивного тестирования.Стимулы— невербальные статические.Ответы— закрытые, типа «Выбор». Методики данного типа применяются, например, для исследования пространственного воображения, комбинаторных способностей и способностей соотнесения невербальных стимулов к определенному классу из заданного алфавита классов. Сюда относятся, в частности, некоторые задания теста исследования структуры интеллекта Амтхауэра (адаптированный вариант под названием «тест-Су» нашел применение для изучения уровня интеллектуального развития учащихся младших классов /Лийметс с соавт., 1974/).

Так, в заданиях «выбор фигур»(FS) в качестве стимулов приводятся разделенные на части геометрические фигуры, которые нужно соотнести с предлагаемыми изображениями целых фигур. Обработка результатов в данном случае сводится к оценке количества правильно произведенных выборов. В качестве диагностического параметра нередко используется время решения заданий теста. Очевидно, что современные компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют полностью автоматизировать подобные методики. При этом в качестве стимулов могут выступать не только статические, а и динамические объекты.Стимулы— вербальные стандартизированные; невербальные статические.Ответы— закрытые, типа «Восстановление частей». Психодиагностические методики рассматриваемого типа являются, по сути, модификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью этих методик является то, что испытуемым предлагается самим сформулировать (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные ответы на задания теста, которые могут быть выражены в достаточно определенной форме. Примером методик указанного типа может служить субтест нахождения недостающих деталей Векслера, с помощью которого изучаются особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали /Wechsler D., 1958/. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21 рисунке. На ответ отводится не более 20 сек. и правильность ответа оценивается одним баллом. Другим примером является субтест Амтхауэра «Ряды чисел»(ZR), направленный на исследование индуктивного мышления испытуемого и его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтестаZR требуется установить закономерность числового ряда и продолжить его. Здесь также на выполнение заданий вводится лимит времени. Обработка результатов обследования с помощью психодиагностических методик рассматриваемого класса в достаточной степени формализована. Диагностическими признаками здесь выступают количества правильно выполненных заданий. Также в ряде случаев ценная диагностическая информация содержится в параметрах временной динамики выполнения теста.Стимулы— вербальные стандартизированные; невербальные статические.Ответы— закрытые, типа «Переконструирование». Тестовые задания, предполагающие ответы типа «переконструирование данных», заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или невербальных элементов. Как правило, считается известной «правильная» комбинация элементов, но это не является обязательным условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например, оригинальность созданной комбинации. В качестве типичного примера можно привести субтест последовательности картинок в шкале измерения интеллекта Векслера. С помощью этого субтеста исследуется способность испытуемого к организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и предвосхищению событий /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989/. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен разложить картинки в определенной последовательности. Оценка в данном субтесте зависит от правильности и времени решения. Примером использования вербальных стандартизированных стимулов может служить субтест «составление предложения по трем предлагаемым словам», входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли /1969/. Испытуемый должен за две минуты составить из набора слов как можно больше предложений. Критерием оценки выполненного задания служит мысль, объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов, неудачна или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл; банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль дается 3 балла. Как видно из приведенных примеров, обработка результатов обследования с помощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергающихся переструктурированию, и, соответственно, ограниченный и известный набор возможных комбинаций дает основание отнести указанные методики к достаточно четко структурированным и допускающим сравнительно высокую степень формализуемости процедуры обработки экспериментальной информации. Стимулы — вербальные стандартизированные; невербальные.Ответы— закрытые, типа «Оценивание значения признака по заданной шкале». Психодиагностические методики данного типа связаны с оценкой различных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый — холодный», «сильный — слабый» и т. д.).

В качестве примера характерен метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом /1957/. Этот метод предназначен для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. Исследуемый объект, в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивается путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками. Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как континуум градаций выраженности признака. Весь континуум шкалы разбивается, как правило, на 7 интервалов, и оцениваемый признак может принимать значения от -3 до +3. Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде так называемого семантического профиля исследуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков).

Однако на практике обычно выделяют несколько факторов, которые могут выражаться одной шкалой или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Ч. Осгудом была предложена трехфакторная модель семантического дифференциала, объясняющая от 50 до 65% дисперсии оценок. В первый фактор («фактор оценки») вошли шкалы типа «хороший — плохой», «приятный — неприятный», «красивый — уродливый» и т. д. Второй фактор («фактор силы») составили шкалы типа «сильный — слабый», «большой — малый». Третий фактор («фактор активности») включает шкалы типа «быстрый — медленный», «активный — пассивный» и т. д. Применяя технику семантического дифференциала для оценки множества объектов одним испытуемым или одного объекта группой испытуемых, на выходе получают числовые таблицы вида объект — признак, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных группировок как объектов, так и признаков. Этот анализ позволяет выявлять особенности психосемантики и отношений к объектам и явлениям. Метод семантического дифференциала дает полезную информацию о «понятийной структуре» испытуемого, об его оценке своих близких, направленности и особенностях личностного общения, идентификации себя с окружающими. Данный метод применим для анализа значений, оценок, контактности при подборе лиц, тесно связанных процессом профессиональной деятельности, исследования супружеских пар и т. д. В нашей стране методы рассматриваемого типа активно используются и развиваются В. Ф. Петренко /1983/ и А. Г. Шмелевым /1983/. Как видно из приведенного краткого описания одной из шкальных техник оценивания, технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц объект — признак. Поэтому психодиагносту, желающему использовать ту или иную шкальную технику оценивания, компьютер будет служить эффективным подспорьем. В то же время интерпретация результатов подобного компьютерного анализа экспериментального материала трудноформализуема и основной акцент в такой интерпретации приходится на психодиагноста, который помимо своих профессиональных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов выявления структуры многомерных данных. Расширение методик указанного типа возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов. Стимулы — вербальные и невербальные индивидуально ориентированные. Ответы — закрытые, типа «Оценивание значения признака». Примером индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г. Келли в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989/. Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система отношений и установок к миру. По Г. Келли, «конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки… На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения…» /Франселла Ф., Баннистер Д., 1987/. Описание конструкта, по Г. Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов». Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт — конструкт и применить для выявления структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы анализа многомерных данных (факторный и кластерный анализ, неметрическое шкалирование и пр.).

Несмотря на внешнее сходство техника репертуарных решеток радикально отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных решеток является гораздо более гибким и тонким инструментом. Между тем эти качества обусловливают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффективного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процедуре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта — психодиагноста. Индивидуально ориентированный подход в отечественной психологии с применением компьютеров активно развивается А. Г. Шмелевым и В. И. Похилько /1982, 1984, 1990/.Стимулы — вербальные стандартизированные.Ответы — открытые, типа «Дополнения». Примером психодиагностических методик данного типа может служить методика завершения предложений. Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения в данной методике формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Другим примером является методика завершения историй. Здесь в отличие от предыдущей методики в качестве стимула выступает небольшой рассказ. Данные методики в нашей стране применяются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях /Румянцев Г. Г., 1969/.

Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем отнесения произвольных ответов испытуемого к некоторому опорному множеству психологических категорий. Открытые опросники предполагают использование контент-анализа. Для решения задач контент-анализа компьютеры начали применяться в 60-х годах. Составление вычислительных программ для контент-анализа является трудоемким делом. Поэтому компьютеризация данных методик проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать машинная обработка по сравнению с ручным контент-анализом произвольных ответов. А это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследования, объема материала, подлежащего анализу, и от степени его формализуемости.

Стимулы— невербальные статические.Ответы— открытые, типа «Дополнения». Показательным примером методики дополнения невербальных стимулов является рисуночный тест Вартегга /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989/. Стимульный материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле. Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков. В процессе работы испытуемого фиксируется последовательность выполнения рисунков, а после завершения задания испытуемому предлагается ответить на вопросы о том, какой рисунок более удался, каково содержание рисунков и пр. При интерпретации результатов исходят из определенных свойств, приписываемых графическим знакам. Так, например, точке приписывают мягкость, органичность, незаметность, неопределенность; квадрат — это угловатость, темнота, тяжесть; полукруг, состоящий из точек, связывают с эмоциональной чуткостью, отзывчивостью, детальным членением и т. д. Также большое значение при интерпретации результатов придается выраженному в рисунках «отношению» к исходному знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках — симптом сосредоточенности на собственном «Я». Диффузное внимание к знаку — симптом изобретательности, выдумки. Фиксированное внимание к знаку — симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. Наконец, стремление качественно оформить исходный знак — симптом творческого начала. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение. В работах отечественных психологов вне связи с теоретическими построениями автора этот тест используется при обследовании психически больных /Блейхер В. М., Крук И. В., 1986/.Стимулы— вербальные стандартизированные; невербальные.Ответы— открытые, типа «Свободное конструирование». Для психодиагностических методик, предполагающих ответы в форме свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными — как вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде ответов испытуемых — это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы, интерпретации изображений и т. д. В данной группе методик основная доля приходится на проективные тесты. Диагностика с помощью проективных тестов осуществляется на основе анализа взаимодействия испытуемого с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящемся в силу недостаточной структурированности «стимулом», порождающим процессы фантазии и воображения субъекта /Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1989/. К проективным тестам относятся также и рассмотренные выше методики с ответами в виде дополнений стимулов. Но целесообразно выделить методики со свободным конструированием ответов в отдельную группу, так как они имеют еще менее формализуемую структуру. В качестве примеров приведем два популярных теста — тест Роршаха, в котором испытуемый должен придать смысл симметричным аморфным черно-белым и цветным изображениям (см., например, Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н., 1983) и тест тематической аперцепции (ТАТ), основанный на толковании испытуемым сюжетов специально подобранных картинок (например, Норакидзе В. Г., 1975).

В проективных методиках количественные диагностические оценки могут быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого, подсчета частоты обращенияк отдельным «темам» и т. п. На практике использование проективных методик часто опирается на интуицию и теоретическую подготовку психодиагноста.Стимулы — невербальные динамические.Ответы— динамическое реагирование через органы управления. Рассматриваемое сочетание стимулов и ответов соответствует классу психодиагностических методик, которые обычно называют аппаратурными тестами. Эти тесты используются в исследованиях параметров времени реакции (реактометры, рефлексометры), типологических особенностей высшей нервной деятельности и пр. Наличие обратной связи между ответами (реакциями) испытуемого и стимулами свойственно большому количеству критериально-ориентированных аппаратурных тестов, в которых моделируются условия какой-либо критериальной деятельности. До сравнительно недавнего времени реализация этих методик требовала специального и часто дорогостоящего оборудования. Развитие вычислительной техники, появление, в частности, микропроцессорных контроллеров и персональных компьютеров открыло новые перспективы развития аппаратурных методик. Автоматизированные пульты для испытуемых могут быть объединены в этом случае с информационными системами, позволяющими оперативно и всесторонне анализировать различную психодиагностическую информацию при обследовании широких контингентов испытуемых. На экране дисплея компьютера могут моделироваться разнообразные виды деятельности, имитироваться объекты слежения, управления и т. д. Параллельно с помощью специальных датчиков и микропроцессорных контроллеров может производиться съем и ввод в компьютер психофизиологической информации. Отдельно можно выделить также подкласс аппаратурных тестов, который в настоящее время стал активно развиваться и в котором моделирование опосредуется компьютерными играми. В целом по поводу аппаратурных тестов отметим, что они представляют обширное самостоятельное направление компьютерной психодиагностики, нуждающееся в отдельном анализе.Стимулы— вербальные индивидуально ориентированные.Ответы— открытые. Этот класс методик можно определить как диалогические техники, в которых предполагается непосредственный контакт психодиагноста с обследуемым и учитываются специфические особенности конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогические техники наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и обследуемого. Поэтому в настоящее время данные техники не имеют никакого отношения к компьютерной психодиагностике, и они упомянуты здесь только для полноты классификационной картины. В то же время можно предположить, что в будущем с развитием естественно-языковых компьютерных экспертных систем диалогические техники могут занять свое место в компьютерной психодиагностике.

Психодиагностические методики Методика «Красно-черная таблица»

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т1 фиксируется).

Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т2 фиксируется).

Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время выполнения Т3 фиксируется).

Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т3 — (Т1 + Т2)

Методика «Долговременная память»

Экспериментальный материал состоит из следующего задания. Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

СТОЛ, МЫЛО, ЧЕЛОВЕК, ВИЛКА, КНИГА, ПАЛЬТО, ТОПОР, СТУЛ, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО».

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

C = B/A * 100%,

где A — общее количество слов, B — количество запомнившихся слов, C — коэффициент долговременной памяти. Результаты интерпретируются следующим образом: 75-100% — высокий уровень 50-75% — средний уровень; 30-50% — низкий уровень; ниже 30% — очень низкий уровень.

Методика «Оперативная память»

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей).

Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге).

Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 8 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)». Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов — 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Тестовый материал ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда Сумма СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КЛЮЧ

1__________ 1. 5, 2, 7, 1, 4 1. 7985

2__________ 2. 3, 5, 4, 2, 5 2. 8967

3__________ 3. 7, 1, 4, 3, 2 3. 8575

4__________ 4. 2, 6, 2, 5, 3 4. 8878

5___________ 5. 4, 4, 5, 1, 7 5. 8968

6___________ 6. 4, 2, 3, 1, 5 6. 6545

7___________ 7. 3, 1, 5, 2, 6 7. 4678

8____________ 8. 2, 3, 6, 1, 4 8. 5975

9____________ 9. 5, 2, 3, 6, 2 9. 7895

10___________ 10. 3, 1, 5, 2, 7 10. 4679

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество ? 40).

С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы: 6-7 лет — 10 сумм и выше 8-9 лет — 15 сумм и выше 10-12 лет — 20 сумм и выше 13-15 лет — 25 сумм и выше Старше 15 лет — 30 сумм и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Методика Эббингауза

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Инструкция: «Вставьте пропущенные слова».

Над городом низко повисли снеговые ____________. Вечером началась _________. Снег повалил большими ____________. Холодный ветер выл как _______________ дикий. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с ___________ пробиралась по ____________. Она была худа и бедно ________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ________ей идти. На ней было плохое _____________ с узкими рукавами, а на плечах _________. Вдруг девочка _____________ и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на ______________ и своими посиневшими от _________ ручонками стала ____________ по сугробу.

Инструкция: «Расставь точки».

ПЛОХОЙ СТОРОЖ У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ A КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО

Анализ результатов: фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Анкета для определения школьной мотивации

1

Тебе нравится в школе?

да; не очень; нет

2

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

пошел бы в школу; не знаю; остался бы дома

4

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится; бывает по-разному; нравится

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы; не знаю; хотел бы

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

нет; не знаю; хотел бы

7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто; редко; не рассказываю

8

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы

9

У тебя в классе много друзей?

много; мало; нет друзей

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся; не очень; не нравятся

Анализ результатов.

За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный 1 балл, последний — 0 баллов. Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. 25-30 баллов — сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность. 20-24 балла — отношение к себе как к школьнику практически сформировано. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 10-14 баллов — отношение к себе как к школьнику не сформировано. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе.

Литература: