Изучение факторов, влияющих на успешную социализацию личности

37

Изучение факторов, влияющих на успешную социализацию личности

Оглавление

Введение

Понятие личности. Личность и общество

Личность и основные факторы ее развития

Социализация личности . Этапы социализации

Уникальный индивидуальный опыт

Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (фокус-группа)

Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (глубинное интервью)

Заключение

Литература

Введение

В большинстве современных научных психологических подходов человек рассматривается как социальное существо (каковым он, без сомнения, является); в результате в центре внимания исследователей оказываются социальные взаимодействия, социальное формирование и функционирование психики. Однако существует и иной взгляд на природу человека, который, не отменяя того факта, что человек является и живым организмом, и социальным существом, позволяет по-иному подойти к изучению ряда традиционных для психологии проблем. Мы имеем в виду традицию, развивавшуюся в отечественной философии, согласно которой человек рассматривался как двойственное, духовно-материальное существо. Эта традиция связана с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна.

В связи с тем, что на человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию, становление человека обретает форму определения себя в мире.

Актуальность данной работы состоит, таким образом, в изучении двойственной природы человека, наличие в его жизни ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов выводят нас на проблему социального развития, которая с необходимостью подразумевает рассмотрение будущего.

Проблемой развития личности занимались многие отечественные психологи и педагоги. Среди них можно отметить И.Кона, Д.И.Фельдштейна, Б.Д. Эльконина М.Ю. Кондратьева и многих др. Но в то же время, в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями развития государства проблема требует дальнейшего исследования.

Целью нашего исследования является выявление факторов успешной социализации личности.

Объектом исследования — личность индивида на всем протяжении ее становления и развития.

Предметом нашего исследования — развитие личности как фактор успешной социализации.

Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить особенности социального и психологического развития личности;

2 стр., 599 слов

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...

... взаимодействия с воспитанниками разных возрастов, родительским и педагогическим сообществом.   ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ   Красавина Анна ... диагностики, а также анализ особенностей церебрального онтогенеза на разных этапах возрастного развития ребенка. Основная цель данной работы – анализ взаимосвязи нарушений мотивационно-волевой ...

2. Показать характер социального становления в подростковом возрасте;

3. Подтвердить теоретические выкладки результатами практических исследований.

Понятие личности. Личность и общество

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности [4].

Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус. личность социализация общество

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. [см., например: Willis, 1995; Smith and Webster, 1997; Lincoln, 1999; Kwiek, 2001. Цит. по 22, 44-45].

Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное ...

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно- нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. .[4,87]

Они включают в себя:

1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции. [31, 25-28].

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом. представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Личность и основные факторы ее развития

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное

3 стр., 1238 слов

Психология и основное содержание переговорного процесса, модели ...

... должно обеспечить успех переговорного процесса. Целью контрольной работы является изучение содержания переговорного процесса, модели поведения участников переговорного процесса на предприятии ООО «Адель». ... выделяют четыре основные модели (типа) поведения партнеров в переговорном процессе. Модели поведения в переговорах: 1. Избегающий Характеристика поведения (мотивы): отказывается приступать к ...

В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения»[1]. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. .[2, 64]

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Социализация личности

Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. .[8, 74]

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

7 стр., 3167 слов

Особенности развития личности интеллектуально одаренных детей

... общение является агрессивным: ребенок плачем сообщает отом, что он голоден, что ему больно и т.д. Также развитие личности ребенканапрямую связано с процессом адаптации. Этот процесс неразделим с ... цикличность, неравномерность,«метаморфозы» и сочетание процессов эволюции и инволюции. Некоторые их этих законов применимы нетоль­ко к психическому развитию, но и кразвитию личности ребенка в це­лом ( ...

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости. .[2,11]

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Групповой опыт

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного

«Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.

Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. .[7, 89]

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, когда человек осознает свое «Я»? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе «Синяя звезда» прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну. Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный «Я»- образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. .[2, 64]

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс «Я»-открытия. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального «Я»:

1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;

3) наши чувства по поводу этого мнения.

Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». Например, я знаю, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия.

Маленький ребенок, первые артистические усилия которою критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей. .[4]

Таким образом, зеркальное «Я», формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей.

Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.

Определяя возможность формирования личности, «Я»-образа на основании зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли [2]. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком).

Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу).

Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. .[34, 44]

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

Уникальный индивидуальный опыт

Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по- разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. .[15, 76-84]

Социальные роли.

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли. .[7, 76-77]

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.

В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (фокус-группа)

Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности студентов — будущих социальных работников Учебное заведение: БГПУ им. М.Танка, г. Минск, РБ.

Описание исследования. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала.

На данном этапе работы мы можем привести результаты исследования мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». [1].

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. На данный момент вопрос мотивации социальных работников изучен недостаточно. Порой неясно: имеется ли интерес у социального работника к результату труда, или он только участвует в процессе? Почему студент учится по специальности «Социальная работа», и будет ли он работать в социальных службах?

В исследовании участвовали 40 студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». Использовались следующие методы исследования: анкетирование и анализ письменных работ на тему «Почему я выбрал специальность социальная работа?».

Результаты анкетного опроса показывают, что ведущим мотивом выбора специальности «социальная работа» у студентов выступает «возможность принести пользу людям» (85 % опрошенных).

При оценке будущей работы большое число студентов обращает внимание на творческий, интересный характер работы (79 %).

Интересен тот факт, что на вопрос «Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?» — «высокие доходы» назвали лишь 6 %. Респонденты невысоко оценивают перспективы карьерного роста в профессиях социальной сферы. Так вариант ответа «в выбранной профессии меня привлекает возможность занять высокий пост » выбрали 10 % опрошенных.

Данные приведенные в таблице сгруппированы в зависимости от ведущей мотивации:

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Чего вы ждете от работы по специальности «социальная работа»?»

Ведущая мотивация

Критерии значимости

В %

от числа

респондентов

Содержательная мотивация:

Творческий, интересный характер работы

95

Ее соответствие моим способностям, умениям

74

Самостоятельность, независимость

9

Связь с современной техникой, технологией

7

Возможность реализовать свой потенциал

28

Мотивы социальной значимости:

Возможность принести пользу людям

85

Возможность достичь признания, уважения

11

Статусные мотивы:

Возможность получать высокие доходы

6

Возможность занять высокий пост.

10

Высокий престиж профессии

35

Таким образом, для респондентов наиболее значимым фактором является содержание работы. На втором месте — мотивы социальной значимости. Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе специальности «социальная работа». Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем социального работника — профессионала просто невозможно.

Письменная работа на тему «Почему я выбрал специальность социальная работа?» проводилась на первых курсах в апреле 2009 г. В исследовании участвовало 43 человека.

Результаты позволяют сделать вывод о том, что у первокурсников наблюдается узкое, одностороннее представление о профессии социального работника. Для большинства характерно незнание специализаций, направлений и сфер приложения профессии «социальная работа». Так среди объектов помогающего процесса студенты чаще всего (в 68 % работ) называют лишь пенсионеров и детей — сирот. Главным мотивом выбора профессии выступает «желание работать с людьми, оказывать им помощь» (96 %).

В 72 % сочинений высказывания носят обезличенный характер: «сейчас многие люди нуждаются в помощи», «общество должно помогать нуждающимся». Можно сделать вывод, что студенты не понимают своей роли в решении социальных проблем. Кроме того, успех в своей будущей работе респонденты описывают через подчеркивание неудач и несостоятельности других «я буду востребован на рынке труда, так как сейчас рабочие места занимают непрофессионалы»; «нуждающихся в нашей стране очень много, поэтому без работы я не останусь».

Также результаты анализа письменных работ позволяют выявить две группы респондентов. У первой группы преобладают гуманистические мотивы при выборе профессии, причем ярко выражен эмоциональный компонент и мотив сочувствия. Вторая группа характеризуется так называемой компенсаторной мотивацией (статусные мотивы тем выше, чем ниже альтруистическая мотивация).

Компенсаторная профессиональная мотивация является противопоказанием к выполнению социальной работы (больше проблем у клиента — больше возможностей показать себя — выше самооценка).

Однако чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувствия людям, желания помочь, необходимы систематизированные теоретические знания, а также разработка и реализация специальных программ по прохождению практики в процессе обучения. Полученные результаты исследования обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки и профессионального воспитания в процессе обучения социальных работников[1].

Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (глубинное интервью)

Тема исследования: «Исследование жизненного пути женщины-руководительницы»

Методология и методы исследования.

Для изучения жизненного пути предпринимателя, рассматриваемого в качестве типичной ситуации, применен фрейм-анализ, разработанный И.Гофманом.

frame Используя термин «frame», Гофман имеет ввиду перспективу восприятия, создающую формальные определения ситуации и описывающую функциональный или креативный аспект предмета. Вслед за Г.Гарфинкелем он определяет фреймы как неявные интерпретативные схемы, которые организуют коллективный опыт, но сами остаются нематериализованными. Акты повседневной жизни открыты для понимания благодаря наполняющей их смыслом базовой системе фреймов, а значит, поведение людей, как в плане нормы, так и патологии, может объясняться формами организации повседневного опыта и коммуникации, которые в концепции Гофмана называются фреймами.

Объект исследования: практика управленческой деятельности в ее функциональном аспекте.

Описание и предварительный системный анализ объекта исследования. По критерию отношения к непосредственно исследуемому индивиду — женщине-руководительнице — можно разделить объект исследования на три части:

— внешние агенты, включенные в практику управленческой деятельности (чиновники, представители различных администраций, таможенники, правительство)

— внутренние агенты (коллеги по управленческой деятельности, подчиненные, коммерческие партнеры, члены семьи)

— самопрезентация женщины-руководителя (с учетом ее ресурсных характеристик: социальных и личностных).

Предмет исследования: социальная сущность практики управленческой деятельности, в рамках которой человек осваивает и одновременно создает новые устойчивые практики.

Описание проблемы и проблемная ситуация. Феномен женского управления в Беларуси по времени своего возникновения — 20-е гг. 20 вв. — носил массовый и единовременный характер в сфере предпринимательства. В то время руководительницами становились люди, имеющие сравнительно высокий уровень образования, ранее занятые в науке, образовании, производстве. Смена вида занятий вынуждала их переопределять жизненную ситуацию. Результатом стал идентификационный и ценностно-нормативный переход: 1) в виде «слома» старой реальности и утверждения полярной ей новой реальности; 2) в виде «коррекции» старой реальности, (если женщина и ранее имела опыт предпринимательской деятельности) в таком виде, чтобы противоречие между ней и прежними ценностно-нормативными представлениями было минимальным.

Теоретико-методологические основания исследования. Для построения программы исследования и последующей интерпретации данных мы использовали теорию фреймов И.Гофмана, предназначенную для анализа структуры повседневного взаимодействия. Эта теория дает возможность анализировать практику управленческой деятельности как «фабрику социальности», в рамках которой человек осваивает и одновременно создает новые устойчивые практики. Важной особенностью данного подхода является наблюдение И.Гофмана о рекурсивном характере фрейма (означающем устойчивость данного феномена даже в его изменчивости).

Каждому эпизоду человеческой деятельности свойственна продолжительность: ценностно-нормативные представления (концептуализации), сопровождающие эпизод жизни, заключенные в рамки фрейма (в данном исследовании — практики предпринимательской деятельности), существовали до начала эпизода и продолжались после его завершения. Из этого следует, что человек будет пытаться увязать прежний и новый опыт, старые и новые знания и оценки. Поскольку описания практики управленческого опыта всегда помещены в определенную рамку (как должен был бы вести себя человек моего положения, оказавшийся в подобной ситуации), рассказы об этом опыте — рассказы не столько о фактах биографии, сколько эпизоды приключения «лирического героя». Этот лирический герой-автор оказался в новой для него ситуации и вынужден подчиняться ей (когда другие люди и обстоятельства оказались сильнее), а подчас он изменяет ее к своей выгоде (когда он нашел в своем прошлом опыте подходящий ресурс (знание языка, умение заводить знакомства).

Но несмотря на это, он стремится сохранить идентичность путем встраивания собственных смыслов (усвоенных в ходе предыдущей социализации) в актуальные ситуации. В первую очередь это смыслы, включающие представления о себе и других людях, составляющих его окружение в данный момент биографии. Контекст поведения действующего лица в данном случае определен двояким образом: с одной стороны — усвоением складывающихся норм поведения в сфере управленческой деятельности, с другой стороны — формированием этих правил в процессе взаимодействия с другими субъектами (с теми, кто прямо или косвенно влиял на формирование правил этой деятельности.

Основная гипотеза исследования: группу женщин-руководительниц характеризует некий набор личностных и социальных ресурсов, которые служат базой для поведенческих стратегий, в т.ч. адаптации в предпринимательской сфере деятельности.

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Руководитель —

Управленческая среда —

Личные ресурсы —

Социальные ресурсы —

Результаты исследования.

Интерпретация контекста, в котором предприниматель презентирует себя интервьюеру.

Внешние агенты

Ко внешним агентам мы отнесли лиц, включенных в практику управленческой деятельности опрашиваемой:

— чиновников (представителей среднего звена управленческого аппарата) и представителей властных структур (в том числе начальство с прежнего места работы, где трудился респондент)

— правительство в целом.

— высшие силы (Бога), которые, по мнению респондентки, помогают ей вести дела.

Респондентка — сдержанная, продуманная женщина, но местами эмоциональная увлекающаяся в но умеющий себя контролировать по поводу «опасных», как ей кажется, тем: политики государства, президента и правительства. В случае «попадания» в опасное русло она предпочитает ограничиваться общими замечаниями и формулировать свои высказывания максимально нейтрально. В то же время о конфликтах с местной администрацией она высказывается достаточно резко.

По сравнению с исследованием жизненного пути предпринимателя, проведенным нами в прошлом году, мы наблюдаем ту же стратегию «осторожного поведения», когда человек опасается огласки своего мнения по этому вопросу — каким бы это мнение не было — и предпочитает вообще его не продуцировать.

Респондентка родилась в сельской местности. Ее речь информативна, лаконична, отрывиста, в нее органично вписаны народные поговорки и присказки.

Замужем. Имеет 18-летнюю дочь, 25 летнего сына, живущего отдельно. В разговоре постоянно смотрит на телефон, беспокоится, поужинала ли дочь, как она дошла домой из музыкального училища и т.п.

Глубоко религиозна и всячески старается эту религиозность демонстрировать, соблюдать обряды, посты и пр. однако на прямые вопросы о смысле религии в ее жизни, о персональной значимости веры — не отвечает или отвечает туманно: «Конечно, трудно это все простому человеку понять… Лучше я тебя к нашему батюшке отведу, моему духовному отцу, он тебе лучше объяснит».

Бог выступает для нее не столько в качестве высшей сопроводительной силы, сколько в качестве покровителя, обладающего качествами супермена, супермужчины, который «все лучше знает», «поможет», «подскажет» и «направит». Хотя в жизни она всего добилась сама, все дела ведет самостоятельно, а муж исполняет при ней скорее функции шофера и помощника-распорядителя. Она занимается всем начиная от логистики и заканчивая проверкой бухгалтерии. Мы можем утверждать это на основании проведенного наблюдения за рабочим днем респондентки начиная с вечера 2 декабря заканчивая вечером 3 декабря 2008 г.

Обобщив вышесказанное, следует отметить, что сознание женщин-руководительниц во многом осталось на уровне патриархального общества. Будучи полностью самостоятельной, успешной деловой женщиной, она нуждается в постоянном подтверждении своей женской несостоятельности, несообразительности, неполноценности со стороны ближайшего окружения — мужа Алексея, шоферов Юрия и Ивана и постоянно воспроизводит ситуацию неполноценности с помощью кодовых фраз: «Ну, ты же мужик. Ты должен сделать». «Я не выйду завтракать, мне надо еще накраситься». «Для этого мужские мозги нужны. Мужская хватка», а также обращается к Богу за этим подтверждением: «Господи, благослови.. вразуми меня грешную», «Господи, на все воля твоя.. ты лучше знаешь, не оставь меня, слабую, своими милостями и мудростью бесконечной».

В целом, респондентка, несмотря на то, что имеет высшее образование, играет роль «доброй купчихи»: сознательно упрощает свою речь и лексику, акцентирует в ней моменты бессознательной религиозности, приписываемой сельским жителям, любит рассказывать о «доброте» купцов. Зажиточных людей, об их человечном и человеческом отношении к своим подчиненным: «Вот был купец Савва Морозов.. Так он даже так воспитывал своих детей, в добром отношении к служанкам.. У потому что добрым надо быть человеком, уважительным… его сын, так написано, отругал служанку, так вот купец увидел это — и приказал его выпороть. Человек проявляется в том, как он относится к своим работникам. Вот и я стараюсь так же.. нужно быть добрым, и Бог будет добрым к тебе. Он обязательно тебе воздаст.»

Самый важный внешний агент — чиновники. Они выступают попеременно то в роли «строгих начальников», «придирающихся» к респондента в служебных кабинетах на предмет досконального знания каверзных мелочей в законах и оформлении бумаг: «…не спросишь — не подскажут в кабинетах. Пока сам не подойдешь, да не порасспрашиваешь… никому нет дела просто до этого, до тебя нет дела. Ну, да Бог им судья.», то в роли некоего «карающего меча», с которыми можно справиться только вдвоем с мужем: «…без мужика в нашей стране бизнес поднять невозможно. Без него я бы ничего не сделала» (Г.А.-о муже).

Они — элементы бездушной бюрократической системы, в которых на какое-то мгновение, когда тебе это нужно, путем нехитрых актерских манипуляций, а именно игры в «идеального» сотрудника, подчиненного, начальника и пр. — можно «пробудить» человека.

Правительство в представлении рассказчика выступает как некий абстрактный агрегат, чрезвычайно далекий от обычной жизни, генерирующий неудобные, затрудняющие жизнь решения, но к которому, тем не менее, можно достучаться, будучи образованным, знающим, разбирающимся в законах человеком: «..Душат предпринимателей, душат..» (на вопрос о государственной поддержке предпринимательства).

«Предпринимателей душат… Сама стараюсь разобраться в чем-то, вот журналы почитываю.. Помогает.»

Внутренние агенты

Ко внутренним агентам мы отнесли:

— друзей респондентки

— подчиненных

— семейное окружение.

У респондентки оказалось не так много друзей, которые оказали существенное влияние на его мировоззрение, жизненные убеждения и ценностные установки. Касательно отношений с мужчинами, воспитания детей авторитетом для нее является подруга Л. В отношении ведения бизнеса, принятия концептуальных решений Г.А. советуется с мужем либо принимает решения согласно собственной интуиции: «Что по делу, что-то серьезное касается — я про это с мужиком советуюсь. А по работе каждый день сама решаю».

Муж Г.А. в ее презентации выступает как ближайший друг, помощник и соратник, ее настоящая «вторая половинка», без которого она не мыслит свою жизнь, воспитание детей, руководство коллективом: «Он мне во всем помогает. Даже если где-то не смогла пойти под кабинетам, всегда плечо подставит. Для женщины вообще важно, чтоб был мужик. Чтоб был именно такой человек, надежный, рядом. И ты себе такого мужа ищи. Чтоб могла на него все оставить не глядя: и дом, и детей, и работу».

К сожалению, женщина воспитывалась дальними родственниками и в социальном приюте, поэтому проследить влияние родителей на ее становление в качестве руководителя, управленца не представляется возможным. Можно предположить, что ее особое отношение к мужу и семье вызвано недостатком семейных отношений в прошлом.

2. Самопрезентация респондентки.

Сущность исполняемой социальной роли была раскрыта в презентации Г.А. идеальной в ее понимании идеального образа руководителя. Это человек, обладающий следующими качествами

— финансовая независимость: «Свобода — зайти в магазин, купить что хочешь, уехать куда хочешь, приехать когда хочешь, голосовать за кого хочешь, видеть что хочешь, слышать что хочешь».

— социальное признание: « … не принося людям зла, а только добро, искренне желать добиться чего-либо в этой жизни , оставить детям наследство, уважать себя и других, и чтоб другие тебя уважали, не бояться, если ты живешь в ладу со своей совестью — никого, ничего не бояться.»

— компетентность «С чего начать? Досконально изучить эту сферу и заниматься ей».

— личностные качества, выделяющие его среди других. Это как умение общаться, о котором уже было рассказано выше, так и целеустремленность, дотошность, умение планомерно добиваться поставленной цели: «Должна быть настойчивость. Есть план — то по нему и надо двигаться… но у него это есть: план, разговор, попытка переложить свою ответственность на кого-то другого, и все. Так не делается, так никогда планы в реальность не воплотятся.»

— личная воля, способствующая подчинению других своей воле и своим желаниям: « Девушек нужно напугать.. нужно их строить.. конечно, пусть все по-доброму, как Бог учил..» (о своих работницах)

В плане соотношения идеальной и исполняемой роли мы видим практически некоторое несоответствие идеалов, стремлений и реальной жизненной ситуации респондентки. Единственное, чего он пока не достигла — это того уровня духовного развития, с которого, по его мнению, начинается настоящая вера (при этом респондент реально оценивает свои силы и сложившуюся ситуацию в сфере бизнеса): «Хочу добиться такого … чтоб быть как настоящие духовные люди. Но я же сейчас дочку, бизнес не брошу и в монастырь не уйду. Денег мне много не надо».

Заключение

Содержание процесса социализации.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид осваивает всё новые и новые виды деятельности. При этом происходит ещё три важных процесса. Во-первых, это ориентировка системе связей.

Второй процесс — центрирование вокруг главного. Третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей осмысление их значимости.

Вторая сфера — общение — это переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнёра.

Третья сфера социализации — развитие самосознании личности. Означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Три компонента:

· познавательный (познание себя)

· эмоциональный (оценка себя)

· поведенческий (отношение к себе).

Как происходит социализация

На социализацию воздействуют биологические и культурные факторы.

Биологические факторы. Биологическое развитие обеспечивает передачу от одного человека другому некоторого набора генетических свойств. Опыт социально — духовный не закреплен в человеческой наследственности, т.е. нормы поведения, формы общения людей, знания формирование ценностей осуществляется по каналам социального наследования: посредством преемственности в культуре, через обучение в семье, школе, ВУЗе, через игры, чтение книг, средства массовой информации, посещение музеев, выставок и т.д.

Культурный контекст.

Каждое общество имеет определённые личностные ценности, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие общением между людьми. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий и норм. Эти ожидания мы предъявляем к себе и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества.

Стадии процесса социализации

Можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.

1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Она разделяется на два самостоятельных периода:

А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу.

Б) стадия обучения, включающая весь период юности, обучения в вузе или техникуме.

2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека.

3. Послетрудовая

Институты социализации

Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили названия институты социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи в процессе социализации очень важна. Во втором периоде основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа готовит человека к жизни в обществе, задает первичные представления человеку как гражданину и способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает среда общения со сверстниками. На трудовой стадии, важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив.

Агенты социализации

Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, их, называют агентами социализации. Для каждого жизненного этапа существуют свои основные агенты социализации.

Младенческие годы — это родители.

Детство и юность

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают влиянии дополнительные агенты социализации: воспитатели, учителя, врачи и т.д. Когда дети достигают зрелости, главными агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники

На трудовой стадии, важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив.

Агенты социализации

Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, их, называют агентами социализации. Для каждого жизненного этапа существуют свои основные агенты социализации.

Младенческие годы — это родители.

Детство и юность.

В возрасте от 3 до 8 лет на ребенка оказывают влиянии дополнительные агенты социализации: воспитатели, учителя, врачи и т.д. Когда дети достигают зрелости, главными агентами социализации могут стать для них не родители, а сверстники. В современном мире дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Содержание, представленное в средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти также велико, как влияние родителей.

Вам представлена статистика, сколько времени тратят дети на просмотр телепередач.

Телевидение является наиболее распространенным средством массовой информации. Дети в возрасте от двух до одиннадцати лет проводят у телевизора в среднем около 27.6 часа в неделю. Средний выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений и 18 тыс. убийств).

Единственное, что занимает еще больше времени в жизни ребенка — это сон.

Как средства массовой информации влияют на изменение поведения? Эксперты утверждают, что средства массовой информации, включая передачи, транслирующие спортивные игры, оказывают вредное влияние на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от чтение и общение между собой.

Важную роль в социализации ребенка играет школа, в которой обучают не только чтению, письму, но и дают представление об общественных ценностях. В школе происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

Психология социализации

Социализация детей осуществляется через следующие механизмы — имитация и идентификация.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример с учителей, других людей, обладающих властью, или если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения. Дети также склонны копировать поведение взрослого, который наказывает их.

Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны.

«Неудача» или «успех» социализации зависит от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Подростки, которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью, часто становятся нонконформистами, стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Итак, социализация процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни.

В нашей гимназии одной из ведущих направлений кафедры воспитания и развития есть — создание необходимых условий для успешной социализации личности учащихся. Вся урочная и внеурочная деятельность учащихся есть социализация. На уроке ребенок получает знания, учится взаимодействовать в коллективе, работать в парах. Во внеурочной деятельности ребята посещают музеи, выставки, театры. В каждом классе создана структура самоуправления, где каждый ученик может себя реализовать в той или иной роли. В гимназии существует «Школа лидера», где ребята могут проявить себя, участвуя в различных конкурсах, агитбригадах и т.д. В своей работе мы используем как традиционные методы, такие как беседы, круглые столы и т.д., но также стараемся найти интерактивные формы, где учащиеся являются не объектами, а в большей степени субъектами социализации, так например метод «Равный обучает равного», шефская помощь. Ребята сами придумывают различные мероприятия, акции и являются инициаторами идей. Самым ярким и уже традиционным мероприятием, где учащиеся нашей гимназии были не только организаторами, но и проявили себя как актеры, волонтеры это поездка в онкологический детский центр.

Следовательно:

Вопросы социализации должны быть не только актуальными для школы, но и для семьи.

Необходимо проводить работы по направлениям:

A. Усваивать эти и другие социальные ценности;

B. Овладевать знаниями;

Г. Формировать умения, необходимые детям для самостоятельной жизни.

Литература

1. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопр. филос. 1993. 5. С.130 — 160.

2. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 — 1985. М., 1986. С.80 — 160.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

4. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

6. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

7. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопр. психол. 1994. N 4.

8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

9. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. 2. С.19 — 27

10. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения старшеклассников в условиях трудового самоопределения и взаимной профориентации // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. С. 138 — 146.

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

12. Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.

13. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. М., 1991.

14. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

15. Кон И.С. Психология ранней юности, м., 1989.

16. Кондратьев М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально- специализированном интернате // Вопросы психологии 1995 — с.42.

17. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994.

18. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков- Вопросы психологии 1997 — с.78.

19. Кротов В.Г. Массаж мысли. М.: Совершенство, 1997.

20. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

21. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

22. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.

23. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. 1994. 1.

24. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

26. Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.

27. Сомов М.А. Отличник учебы в системе межличностных отношений школьного класса // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. С. 112 — 126.

28. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995.

29. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

30. Франк С. Л. Соч. М., 1990.

31. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопр. психол. 1993. 1.

32. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1979.

34. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. 4.

35. Юлдашбаева Д.Т. Дружеские отношения и проблема персонализации // Экспериментальные методы исследования

36. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. — Л., 1979

Размещено на