Вопрос 1 Философия как наука. Предмет и структура философии философия наука сознание Ответ Философия самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э. Философия «любовь к мудрости» (фило «люблю», софия «мудрость»).
Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия. Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека. Философия это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Познание мира и своего личного бытия люди осуществляют на двух основных уровнях — повседневном (обыденном) и теоретическом. Теоретическое познание связано с выходом за пределы чувственного опыта, проникновением в сущность предметов и явлений, открытием закономерных связей и отношений. Самой древней формой теоретического познания и мышления является философия. Первые зачатки философского знания зародились в Древнем Египте и Вавилонии. Более четкие формы оно приобрело в Древнем Китае и Древней Индии. Классического уровня философия достигла в Древней Греции. Слово «философия» древнегреческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает «любовь к мудрости». Впервые назвал себя философом Пифагор (576-490 до н. э.).
Для обозначения специальной отрасли знания слово «философия» (любомудрие) впервые употребил Платон (427-347 до н. э.).
Древние греки в понятие «мудрость» вкладывали глубокий смысл. Аристотель (384-322 до н. э.) писал: «Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимаемое чувствами свойственно всем, а потому это легко, и ничего в этом мудрого нет).
В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин…» . В процессе исторического развития предмет философии претерпел существенную эволюцию. Первоначально словом «философия» обозначались: — во-первых, размышления о мире в целом, его первоосновах и первопричинах, о месте и роли человека в этом мире, о возможностях и границах познания, о цели и смысле человеческого бытия и т. п.; — во-вторых, зачатки астрономических, математических, физических, медицинских и других знаний. По мере накопления знаний происходило образование самостоятельных, частных наук — астрономии, математики, географии, медицины и т. д. Философия решает следующие предельно общие мировоззренческие вопросы: — каково отношение сознания к материи, т. е. что первично: сознание или материя, который считается основным вопросом философии; — что такое познание и каковы его возможности и границы? — что такое человек и в чем смысл его бытия? — что такое общество и каковы закономерности его развития? — в каком направлении движется человеческая история — по пути прогресса или по пути регресса? Постановка и решение этих и других мировоззренческих вопросов и составляет предмет философии.
И. Кант. Учение о человеке и его бытие
... то же лицо. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. Просветительская философия, исходившая из отдельного, обособленного индивида, культивировала разумный эгоизм как основу ... бы завершением философии Просвещения, а с другой – её нелицеприятной критикой. Homo sapiens, Homo faber, Homo ludens… Вопрос о сущности человека являлся предметом специальной отрасли знания – ...
Философия — это система представлений о мире в целом и месте в нем человека, выраженная в теоретической форме. Предмет философии Предметом философии является мир как целостная система. Структура философии Философия — самостоятельная отрасль знания, но она не отгорожена от других форм познавательной деятельности человека. Особенно это касается религии и науки. В принципе, у религии и философии одна задача — дать ответы на вопросы предельно общего, мировоззренческого характера. Однако на этом их общность и заканчивается. Религия решает мировоззренческие вопросы в форме догм, которые не подлежат логическому обоснованию и сомнению. В религии главное — это вера в непостижимое разумом. Философия, наоборот, стремиться дать логически, рационально обоснованные ответы на мировоззренческие вопросы. Много общего у науки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логически обоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов и явлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает» общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы. В философии фактически нет ни одного вопроса, который однозначно решался бы всеми философами.
Философское знание носит гипотетический, плюралистический, многовариантный характер. На этом основании многие философы отрицают тезис, что философия — это наука. Другие, если и признают за ней статус науки, то говорят, что это наука особого типа. Философские учения можно систематизировать, выделить определенные типы философствования. При этом тип философии зависит от того, что берется в качестве критерия систематизации. Наиболее фундаментальные типы философии: Материализм — это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле. Идеализм — это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения — объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием».
Философское направление, приписывающее активную, творческую роль ...
... других религий 26. Как называется философское учение о человеке? а) антропология б) логика в) гносеология г) этика 27. Что в философии понимается под индивидуальностью? а) ... получение информации б) социализация в) обучение г) воспитание 20. Как называется философская концепция, полностью отрицающая способность человека изменять предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход ...
Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений. Промежуточное положение между материализмом и идеализмом занимают дуализм, деизм и пантеизм. Дуализм — это философское направление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала — материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает вопрос о том, что первично: материя или сознание. Деизм — это философское направление, которое исходит из того, что Бог сотворил мир, но после акта творения не вмешивается в его дела. Пантеизм — это философское направление, которое растворяет Бога в природе, а природу в Боге. Пантеисты говорят: «Бог — это природа. Природа — это Бог». 2. Типы философии по объекту философского познания. В данном аспекте философские учения делятся на космоцентрические, теоцентрические и антропоцентрические. Космоцентризм — это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная. Для него характерно стремление как бы «объять необъятное», определить, что лежит в основе всего сущего, что является источником всякого движения. Теоцентризм — это философское направление, предметом которого является идея Бога.
Для него характерны поиски логических, философских доказательств бытия Бога. Антропоцентризм — это философское направление, предметом которого является человек. Поиск ответа на вопрос, что такое человек и в чем смысл его бытия, является главной задачей антропоцентризма. Такое разграничение философских учений относительно, так как нет ни чистого космоцентризма, ни чистого теоцентризма, ни чистого антропоцентризма. В каждом из них присутствуют элементы других философских учений. Так, рассуждая о человеке, невозможно обойти вопросы о его месте во Вселенной и его отношении к идее Бога. 3. Типы философии по способу обоснования своих постулатов. В данном аспекте философские учения можно разделить на рационалистические и иррационалистические. Рационализм — это тип философии, который делает центральным пунктом философского анализа разум, строгое логическое обоснование. Иррационализм — исходит из того, что решающим источником познания предельных оснований бытия является интуиция, внезапное мистическое озарение и т. п. 4. Типы философии по методу философского мышления. В данном аспекте философские учения делятся на диалектические и метафизические. Диалектика — это такой метод мышления и объяснения, который исходит из того, что в мире все процессы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Источником всякого движения, развития и изменения является взаимодействие, борьба противоположностей. Метафизика — это такой метод мышления и объяснения, который пытается дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила (например, Бог).
Сознание как философская проблема
... на границе между материализмом и идеализмом, связывают эти два философских направления. «Материя первична, а сознание вторично в том смысле, - размышляет современный российский философ М.Б. Менский, ... является освоение языка философии - понятий. 3. Религиозная философия теологизирует сознание. Так, B.C. Соловьев считал, что божественный разум, надмировое начало - творец природы и человека. 4. В ...
К главному назначению философии относится и конструирование теоретической картины мира, и определение в нем места и роли человека. Полученное теоретико-философское знание выполняет ряд социальных функций. Основные из них — мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и идеологическая. В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: уже в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее — филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существовали различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (включая связанные с языком), а к физике — связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.).
Этика (наука о человеческом поведении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь к счастью или к должному поведению. В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия». В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выделилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое же время окончательно отделились от философии и гуманитарные науки (история, лингвистика, искусствоведение и т.д.).
Но и после за философией сохранилась роль методологического фундамента всех наук. Вопрос 2 Сознание, как особое свойство человека. Различные подходы к сущности, происхождению и структуре сознания человека Ответ: Под сознанием обычно понимают присущую только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преобразования в процессе предметно-практической деятельности. Отсюда следует, что основной характеристикой сознания является идеальность. Это такой способ освоения человеком мира, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия. Они как бы «пересаживаются» (в виде образов, схем, конструкций) в человеческую голову и преобразуются в ней. Идеальность, идеальное независимы от материального, первичны в отношении к нему и внешне ему противоположны. Они обладают самостоятельностью, являются активным началом жизнедеятельности людей. Наличие идеального позволяет человеку стать объектом культуры. При этом человек не только пассивно усваивает культуру, но и активно создает ее. Без этой действенности не было бы феномена культуры. Таким образом, наличествуют два носителя идеального как атрибута сознания — душа или ум человека и объективированные формы истории: язык, наука, искусство, религия, политика, юридический закон, мораль и т.
Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции
... мозга человека с психическими явлениями внесли русские физиологи И.М.Сеченов и И.П. Павлов. Они раскрыли рефлекторную природу психических процессов. . Сущность сознания Сознание - важнейшая категория философии, ... хотения, воображения, ощущения и т.п., обозначив эти свойства общим понятием мышления, или сознания. Учение о двух абсолютно противоположных субстанциях породило психофизическую проблему, ...
п. В современной отечественной литературе существуют две трактовки идеального: субъективистская (Л. И. Дубровский, И. С. Нарский), признающая за идеальное мимолетные психические состояния отдельной личности, совершенно индивидуальные и не имеющие всеобщего значения для других людей; и объективистская (Э. В. Ильенков), полагающая, что идеальное — это всеобщие и необходимые формы знания и познания человеком независимо от него существующей действительности. Мы принимаем позицию Э. В. Ильенкова, который относил к идеальному содержанию сознания математические истины, логические категории, нравственные императивы, идеи правосознания, т. е. то, что имеет объективное значение для любой психики, несмотря на ее индивидуальные желания. В таком виде идеальность сознания существует уже у Платона. Именно он пишет об идеях как об универсальных, общезначимых законах души, которые она обязана признавать. «Коллективно созидаемый людьми мир духовной культуры, — пишет Ильенков, — противостоит индивидуальной психике как некоторый очень особый и своеобразный мир — как «идеальный мир вообще», как идеализированный мир ». Итак, свойство сознания — идеальность — объективно, самостоятельно, необходимо.
Оно универсально, бестелесно, неуловимо для материальных способов обнаружения; к тому же это — абсолютная сила повелевать людьми и вещами, это бесспорная и несомненная реальность. Всякая материальность имеет смысл, только будучи наполненной идеальностью человеческого сознания, проистекающей из объективности духа. Без этого идеально-объективного смысла нет языка, культуры, есть лишь «колебания голоса», как отметил еще средневековый философ Росцелин. Идеальность — атрибут сознания, т. е. это последнее не существует без первой. Сознание только и начинается там и тогда, где и когда человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей, соизмерить свое поведение с общепризнанными нормами, «идеальными по своей сути». Отнять у человеческого сознания идеальность невозможно, иначе оно сведется к психике животных. Возникновение и развитие сознания. Материалистическая философия, начиная примерно с XVII в., для истолкования сущности сознания применяла принцип отражения. За четыре столетия содержание этого принципа претерпело серьезную эволюцию. И ныне это выражение понимается скорее метафорически, нежели в буквальном смысле.
Но более удачного аналога взаимоотношений сознания с внешним материальным миром пока нет. «Отражение» сознанием объективной реальности понимается не как буквальное (зеркальное) ее воспроизведение, а как установление некоей согласованности, совпадения в узловых, существенных моментах материального мира и его идеальной проекции. Ведь в конечном счете главная функция сознания заключается в ориентации человека в мире, приспособлении к нему. И не будь такой согласованности, человек просто не смог бы существовать. Идея отражения в объяснении сущности сознания хороша также и тем, что позволяет проследить предысторию сознания, показать его место на эволюционной лестнице. Ведь отражение — это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта. Оно существует на всех структурных уровнях организации материи, начиная с самых элементарных. Ведь любые результаты внешних воздействий механические деформации, изменения длин волн или строения молекул можно рассматривать как «отражение», т. е. некий след воздействовавшего объекта. С появлением более сложных материальных объектов усложняется и свойство отражения. С возникновением жизни появляется такое свойство, как раздражимость, т. е. способность избирательно реагировать на внешние воздействия, причем только на те, которые прямо включены в обмен веществ живых организмов. Их постепенное эволюционное усложнение, появление нервной системы влекут за собой и более сложную форму реагирования чувствительность, т. е. способность отражать отдельные свойства внешней среды в виде. Дальнейший переход от недифференцированной (неспецифической) чувствительности к дифференцированной, т. е. появление способности реагировать на множество разных раздражителей (механических, оптических, акустических и пр.), формируя целостный образ внешней среды, означает возникновение психики (у позвоночных животных со сложноструктурированной нервной системой).
Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека
... эмоции, свойственные и животным. Охарактеризуем сознание человека. 1. Сознание - это свойственная человеку высшая, интегративная форма психического ... на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции - мышление, воображение, запоминание и желание. ... условием существования и развития сознания является язык. Сознание позволяет нам с помощью языка не только выразить ...
Психика высших животных, в свою очередь, представляет появление принципиально иной, более сложной формы отражения — сознания, воспроизводящего реальность обобщенно, в абстрактно-понятийной форме. Таким образом, возникновение сознания с эволюционных позиций выглядит не чудом, а вполне логичной ступенью на длинной эволюционной лестнице постепенно усложняющихся форм отражения в материальном мире. Функции и свойства сознания. Роль сознания в социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполагающая, регулятивная, контролирующая, креативная (созидательная), аксиологическая, прогностическая и др. Из многочисленных свойств сознания наиболее важными считаются три: идеальность; интенциональность креативность. Об идеальности мы уже говорили. Второе — интенциональность — означает предметность и направленность сознания. Этот термин введен немецким философом Э. Гуссерлем, который понимал интенциональность как смыслоформирующее отношение сознания к предмету, т. е. буквально акт придания смысла предмету сознания. Креативность сознания означает его способность создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным порядком.
Таковы в принципе все предметы и явления материальной и духовной культуры. Способность эта базируется на возможностях абстрактного мышления, умеющего отвлекать от объективной реальности общие свойства и комбинировать их в нужных человеку вариациях. Сознание в буквальном смысле этого слова творит социальный мир. Но в отличие от Бога, творческая активность сознания человека не абсолютно произвольна, а ограничена объективными законами природы. Сознание и мышление. Сознание обеспечивает человеку возможность мыслить. Мышление — это активный процесс познавательной деятельности сознания. Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Содержание понятия лишено наглядности, в нем уровень обобщения доведен до выделения существенного. Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения. Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо — о чем-либо.
Особенности логического исследования мышления человека
... Логические особенности исследования мышления человека. Анатомия и мышление То, что мы именуем мышлением и сознанием, по-видимому, зависит ... философии Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. ... в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в ...
К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованно с помощью умозаключения. Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием. Сознание и язык. Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения — языке. Сознание и язык представляют собой единство, но это — диалектическое единство, не исключающее и различие. Не существует языка без мышления, так же, как и мышления без языка. Однако структура мышления и структура языка не совпадают. Это видно уже из того простого факта, что законы и формы мышления едины для всех людей, а язык национален. Поэтому связь языка и мышления представляет собой связь различных компонентов, которая возникла в ходе общественно-трудовой практики. Высшие животные имеют элементарное образное мышление и способность издавать звуки, но обе эти способности в основном разъединены. Человек пользуется социально выработанной программой действий: вся его жизнь возможна только как совместная социальная деятельность.
Для такого способа бытия необходим язык. Язык возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления поведением и деятельностью, орудие познания и самосознания. Для реализации познания, его передачи и общения человеку необходимо слово, речь. Мышление всегда является умственной деятельностью на каком-либо языке. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами. Каждый национальный язык обладает структурной и смысловой спецификой. Поэтому неверной является точка зрения, предполагающая, что люди, говорящие на разных языках, по-разному мыслят. Если бы это было так, то невозможен был бы перевод с одного языка на другой. Сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. Где нет знака, там нет отражения. Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, осуществляет речевую деятельность. Когда ум хорошо овладел мыслью, то она выходит оформленной в слове. Нельзя отрывать язык от мышления, но нельзя отождествлять мышление с языком. Говорить — это еще не значит мыслить.
Однако мыслить — это значит одновременно отливать мысль в определенные речевые структуры. В речи мысли формируются и формулируются. Это процесс. Мысль не пользуется готовыми формами. Сознание можно определить как продукт общественно-трудовой деятельности, как целенаправленное отражение, как субъективный образ объективного мира. Оно — продукт развития материи, одно из ее свойств; оно — функция мозга, действующего на основе потребностей человека. 3 Что такое бессознательное как феномен психики? Соотношение понятий: психика — сознание — бессознательное. Изучив данную тему и подводя итоги, можно сказать следующее: 1 Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконролировании поведения человека. Наше сознание имеет, по крайней мере, три формы: жизненный опыт, оценка и смысл. Оно в целом выступает как содержание жизненного мира человека. В сфере сознания образуется интеллектуальная часть мира. 2 И психика, и сознание идеальны. То есть представляют собой деятельность, в которой непрерывно воспроизводится идеальное отношение представленности внешнего мира в структурах головного мозга.
Западная философия конца 19-20 веков
... представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Вопрос о том, ... не чему он должен верить. На самом деле, философия не ссылается ни на откровение, ни на авторитет. ... чертой психического, а психология – наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумеющимся, ...
При этом представляющие структуры оказываются в своем существовании относительно автономными и изолированными от представляемой ими внешней реальности. Понятия «психика человека» и «сознание» отличаются друг от друга потому, что вовсе не вся собственная психическая активность человеком осознается. 3 Бессознательное — те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. Оно образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие сознание, сознательное), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Литература 1 Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп.
— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 2 Философия: Высшее образование/Кириленко Г. Г., Швецов Е. В. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «Эксмо», 2004. 3 Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений./Отв. Ред. В. П. Кохановский. — Изд. 15-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4 Философия: Учеб. пособие/Горелов А. А. — М.: Юрайт — Издат, 2003. 5 Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/Под. ред. проф. Е. Е. Несмеянова. — М.: Гардарика, 2004. 6 Философия: Учеб. для техн. вузов/Е. Е. Ермакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. 7 Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов./Канке В. А. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2005. 8 Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под общей ред. В. Л. Калашникова. — 2-е изд. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. 9 Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. 10) Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989 11) Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТ-ДАНА, 2004.
Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...
... Соренсона и Мальм (1948) в Германии — учебник Вульфа, Интересно, что все учебники имели практически одну и ту же структуру в ... в течение семестра в качестве предмета по выбору. Типичным учебником для школьников Англии и США была книга «Психология ... задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление — объемные учебные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребенка к ...
Размещено на