Игра как средство развития детей дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Особенности дошкольного возраста 6

1.2 Особенности мышления и средства его развития у детей дошкольного возраста 12

1.3 Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста 19

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23

2.1 Организация и методы исследования 23

2.2 Результаты эмпирического исследования 31

2.3 Анализ результатов исследования 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст – это возраст игры. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции. Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Дети с помощью игры познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что дети играли в детстве, часто зависит выбор жизненного сценария. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В игре дети выполняют собственную задачу.

Цель игры имеет два аспекта: познавательный – то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами нужно им передать; воспитательный – способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игра у дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Она выявляет индивидуальные способности детей, позволяет определить уровень его знаний и представлений. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество.

5 стр., 2371 слов

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. ...

... усилия в нужное русло. К четырём годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребёнка необходимо всячески ... обстоятельств. «ОДИН - МНОГО» Цель: закрепить представление о множественном числе существительных. Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; (учить ...

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества дошкольников, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие ребенка.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.

Развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, нужно сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Учитывая всё вышесказанное, можно считать тему исследования актуальной.

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. — 624 с.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие — изд. 2-е, перераб. и доп. / В. А. Аверин. — М.: Наука, 2011. – 348 с.

3. Агеева, Л. Г. Психология и педагогика: методические указания / Л. Г. Агеева. — Ульяновск: УлГТУ, 2006. — 135 с.

4. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. В. Акрушенко и др. — М.: Академия, 2008. – 128 с.

5. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2-х т. / Под ред. А. В. Бодалева. – М.: Педагогика, 2001. Т. 1. – 230 с.; Т.2. – 287 с.

6. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. – 144 с.

9 стр., 4133 слов

Психология возрастных кризисов

... изменений, которые очень заметны для окружающих. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ Возрастные кризисов связаны с закономерностью становления психики личности. Процесс ... дифференциации отношении к собственной личности, формировании мотиваций для последующих возрастных развитий. Период возрастного кризиса часто сопровождается возникновением особого синдрома - трудновоспитуемости. ...

7. Баранова, Э. А. Введение в детскую психологию: Учебное пособие / Э. А. Баранова. — М.: Речь, 2006. – 176 с.

8. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. — М.: Педагогика, 2000. – 284 с.

9. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова. — М.: МГППУ, 2006 г. — 96 с.

10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна, Л. И. Божович. — М.: Изд-во Институт практической психологии, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 352 с.

11. Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности // Вопросы психологии / Л. А. Венгер. — 2008. — № 3. — С. 163-165

12. Веракса, Н. Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии / Н. Е. Веракса. — №3, 2006, С. 14-26.

13. Видяпина, В. И. Хрестоматия по психологии / В. И. Видяпина. — М.: Наука, 2008. – 548 с.

14. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – изд. 4-е, перераб. СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

15. Волошкина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / М. И. Волошкина. — М.: Начальная школа, 2012. — 160 с.

16. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии / Л. С. Выготский. — № 6. — 2006. — С. 62 – 68.

17. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005. — 1136 с.

18. Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию/ Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. — М.: Педагогика, 2011. – 104 с.

19. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. — М.: Академия, 2013. – 368 с.

20. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков – М.: Академия, 2005. -160 с.

21. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т / А. В. Запорожец. — М.: Академия, 2006. – 388 с.

22. Захаров, А. И. Возрастная периодизация и развитие ребёнка / А. И. Захаров. — СПб.: Издательство Союз, 2014. – 354 с.

23. Калугин, М. А. Развивающие игры для дошкольников / М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с.

24. Кравцова, Е. Е. Разбудить в ребенке Волшебника /Е. Е. Кравцова. — М.: Просвещение, 2006. – 138 с.

25. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина, 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2009. — 456 с.

26. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р. С. Немов. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.- 496 с.

27. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. / Л. Ф. Обухова. — М., Российское педагогическое агентство, 2006. — 374 с.

28. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Наука, 1994. – 418 с.

29. Пичугин, С. С. Народные игры в организации динамической паузы / С. С. Пичугин // Начальная школа. – 2005. – № 8. – С.71-75.

30. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. — М.: Владос, 1999. — 576 с.

16 стр., 7903 слов

Раздел 1. Психология развития и возрастная психология: методологический ...

... выделите этапы, основные представите, краткое содержание идей исследования в области психологии развития и возрастной психологии в России и за рубежом; - при подготовке 2 вопроса ... статью и ответьте на вопрос: Обухова Л.Ф. Общая характеристика американской психологии развития. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть1. /Ред.-сост. О.А.Карабанова, А.И Подольский, Г.В.Бурменская. – М.,1999. – ...

31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1998. – 478 с.

32. Сидоренко, Е.