3. Характеристика толпы

20

Содержание

I.Введение

II.Основная часть:

1.Массовое сознание, основные составляющие

2.Концепции массового сознания

3. Характеристика толпы

4.Возможности управления массовым сознанием

5.Массовое политическое сознание, особенности проявления

III. Заключение

IV.Список использованной литературы

Введение

Эта тема актуальна в настоящее время, дело в том, что любая концепция, любая программа проходят своего рода «проверку» массовым сознанием, прежде чем будут воп­лощены в жизнь. И эта «проверка» является очень важ­ной, поскольку только она гарантирует, что концепция или программа действенны. Во-первых, их принятие мас­совым сознанием означает, что они соответствуют акту­альным нуждам народа, отражают те идеи, которые вита­ют в воздухе, но до сих пор не были четко сформулирова­ны. Во-вторых, из этого следует, что данная концепция или программа понятны для носителей массового созна­ния, а следовательно, могут стать движущей силой, объе­динить людей для их реализации. Никакая пропаганда не может сделать политические идеи по-настоящему попу­лярными и действенными, это происходит либо не проис­ходит.1

В настоящее время образ власти в массовом сознании трансформируется. Вопросы о том, что представляет собой образ власти в российском массовом сознании сегодня, какие факторы наиболее существенно влияют на процесс конструирования этого образа и его качественные характеристики, являются актуальными в научном и практическом отношениях.

Изучение проблемы конструирования образов власти в массовом сознании лежит на стыке различных направлений и отраслей социологической науки, а также рассматривается в рамках других социальных наук — социальной философии, социальной психологии, социальной антропологии, политологии и т.д.

9 стр., 4486 слов

Власть как социальный, психологический и этический феномен

... ВЛАСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН политический власть социальный этический По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Социальная власть ... и даже средств массовой информации. Функции политической власти также являются ... сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Древними греками власть ...

.

1.Массовое сознание, основные составляющие

Массовое сознание — термин, используемый в со­циальной философии для обозначения шаблонного, деперсона­лизированного сознания рядовых граждан развитого индустри­ального общества, формирующегося под массированным воз­действием средств массовой информации и стереотипов массо­вой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практиче­ской деятельности и занимающих одинаковое место в социаль­ной иерархии. Массовое сознание возникает стихийно как результат естест­венного стремления человека упорядочить разнородный эмпи­рический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира. Основные установки массового сознания представляют собой набор эмо­ционально-образных суждений о реальности и конкретно-практических моделей поведения, исторически предшествуя появлению развитых форм теоретического знания.

В качестве основных составляющих массового сознания можно выделить: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непо­средственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утвер­ждений и рекомендаций; 3) картина мира в целом, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными спе­циализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными).

В отличие от примитивного «стадного» сознания толпы массовое сознание имеет сложную структуру и является своеобразным «подсознанием» общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренче­ских моделей и сценариев поведения различного происхожде­ния и направленности от авангардно-инновационных до ра­дикально-деструктивных. Образы реальности, складывающие­ся в массовом сознании , существуют за пределами теоретической рефлексии и воспринимаются их носителями как нечто естественное и самоочевидное, полностью тождественное настоящему поло­жению дел. Динамика массового сознания определяется в первую очередь эволюцией форм духовно-практического освоения мира, разви­тием социальных отношений, деформацией социальной струк­туры, и лишь затем — преобразованиями в сфере теоретическо­го знания. При этом массовое сознание не только организует интерсубъек­тивный предметно-практический опыт, создавая и транслируя наиболее характерные образцы дотеоретического миропонима­ния, но служит также одним из факторов культурной динами­ки. Открытое воздействию самых разнообразных пластов куль­туры, причудливо монтирующее фрагменты «высокой» и «низ­кой» традиций в соответствии с наличной культурной ситуаци­ей, массовое сознание представляет собой своеобразный «смысловой фон» любого концептуального поиска.

8 стр., 3754 слов

Феномен сознания

... лишь отражением действительности в голове человека. С материалистической точки зрения сознание есть высшая форма отражения объективного мира, а также способ регуляции и управления отношением людей к ... с учением о духе, с сознанием, хотя зародыш такого подхода намечен уже у Канта: ведь у него мир феноменального абсолютно противостоит миру ноуменального (объективного). В XIX в. ...

Многообразие мировоззрен­ческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, присущее массовому сознанию и отражающее реальную полифонию социаль­ной практики, приобретает особое значение в переходные периоды общественного развития. Распад привычной системы ценностей порождает стихийный поиск новых путей адаптации к динамично меняющейся социальной реальности. Естествен­ным основанием подобного поиска становится массовое сознание, опери­рующее в ходе становления очередной общекультурной миро­воззренческой парадигмы всем набором присущих ему альтер­нативных способов освоения мира. Таким образом, оформление любой культурной инновации предполагает соотнесение осмысленного теоретического поиска профессионалов со стихийно складывающимися ориентациями массового сознания.2

2. Концепции массового сознания

Массовое сознание феномен социального мира, описывающий особенности восприятия и обработки информации не отдельным индивидом, а группой (группами) индивидов, находящимися в социальной среде. При этом учитывается взаимное влияние индивидуального сознания на массовое и обратно. Невозможно говорить об избирательных технологиях, пиаре, политических коммуникациях и обойти стороной вопрос о массовом сознании. Концептуальная трудность заключается в том, что не существует такого объекта. Невозможно выделить некую вещь, пусть даже виртуальную, под названием «массовое сознание» ни для изучения, ни для лабораторных экспериментов. Нельзя за массовое сознание принять арифметическую сумму индивидуальных мнений, так же как нельзя считать языком сумму всех высказываний на языке.

Существует множество концепций, охватывающих весь интеллектуальный спектр от философии до прикладной социологии, рассматривающих, что такое массовое сознание. Перечислим основные теории:

1.Теория социального научения. Этот подход, возникший в рамках бихевиоризма, развивал Альберт Бандура. Суть его в том, что человек усваивает модели поведения, мнения, «логики», глядя на окружение, и, впоследствии, их воспроизводит. Поведение человека трактуется как подражание. Естественно, что источниками моделей и «логик» являются как референтные группы, так и СМИ, рекламные (пропагандистские) сообщения. Эффективное воздействие в рамках этой теории выступает в роли учителя. Авторитетные, в глазах избирателя, люди объясняют за кого и почему они будут голосовать, личным примером подкрепляя свои слова. Для этого используются формальные и неформальные каналы, различные виды СМК, устные коммуникации и т. п.

2.Теория конструирования реальности. Феноменологическое направление, развиваемое Питером Бергером и Томасом Лукманов, объясняющее каким образом человек формирует свое знание о мире. в этом отношении человек гораздо пластичнее и открытее миру, чем в бихевиористских концепциях. Нет универсалий, а самосознание и самоидентификация социально и культурно обусловлены. Окружающий мир, определяющий поведение и мнения человека, сам является продуктом деятельности человека – своеобразная форма обратной связи. в плоскости пропагандистского или рекламного воздействия это означает, что возможно как использования социальных мифов и стереотипов (целесообразно в краткосрочном плане), так и формирование их (возможно только в долгосрочном плане).

9 стр., 4310 слов

Психология массовых коммуникаций 3

... СМИ. Мотивационная структура личности. Потребности, интересы, стремления и влечения личности как факторы массовой коммуникации. Сознание и подсознание. Коллективное бессознательное. Архетипы. Мифы. Ценности. Убеждения. Предрассудки. Социальная психология личности. ...

3. Когнитивную теорию можно назвать практическим приложением теории П. Бергера и Т. Лукмана. Теория основывается на том, что человек интерпретирует информацию (в том числе получаемую через СМК) исходя из собственного опыта, используя собственные стереотипы, «логики», мифы.

4.Теория культивирования. Одним из основных положений этой концепции является унификация, направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Одинаковые новости, публикации, сериалы и другие передачи формируют у людей из различных географических регионов и социальных страт одинаковую картину мира, которая, в свою очередь, формирует отношение к событиям или персонам, их оценку. И наоборот. Наличие альтернативных каналов коммуникации способно порождать множественные миры. в плоскости пропаганды это означает, что наличие унифицированного информационного пространства («железный занавес») даже не ставит вопрос об альтернативе или оппозиции. А наличие собственных каналов коммуникации или контроль над частью информационного пространства способно привести к победе оппозицию.

5.Теория «повестки дня». Согласно этой теории средства массовой информации «навязывают» своей аудитории список наиболее актуальных тем (повестку дня).

Влияние СМИ характеризуется тем, что СМИ диктуют не столько то, как думать, сколько то, о чем думать. в ходе предвыборной агитации «повестка дня» наиболее активно работает на начальных этапах предвыборной гонки. к концу же гонки использование этого инструмента малопродуктивно. Актуальные темы «повестки дня» каждый штаб выбирает так, чтобы подчеркнуть сильные стороны кандидата и скрыть слабые.

Все эти концепции не отвечают на вопрос, что такое массовое сознание, но описывают ту или иную сторону его функционирования. Мы же попробуем сформулировать ответ на вопрос «что такое массовое сознание?». Массовое сознание состоит из суммы мнений отдельных индивидов. Но, во-первых, это не простая арифметическая или статистическая сумма, которая рассчитывается по результатам массового опроса, поскольку формируется мнение индивида в контексте идеологии (системы ценностей) и семиотики кода (правил преобразования знаков сообщения в смыслы) групп, к которым принадлежит индивид. При том, что группы не имеют четких границ (индивид может принадлежать нескольким группам), и их идеология и семиотический код динамичны (подвержены изменениям во времени).

Во-вторых чаще всего «мнения» поставляются индивиду в готовом виде через каналы массовой коммуникации, включая СМИ, устные коммуникации и слухи, институализированные коммуникации (преподавание истории или химии в школе – примеры таких коммуникация), и задача индивида сводится к интерпретации всех дошедших до него мнений и их отбору (см. «Модель привратника»).

При таком подходе индивид оказывается одним из функциональных элементов мета-индивидной схемы массовой коммуникации. А массовым сознанием можно считать законы построения такой схемы и ее функционирования. Еще одной особенностью такой схемы своеобразный «принцип неопределенности»: индивиды являются и «привратниками» (теми, кто отбирает мнения), и генераторами мнений (теми, кто их производит), и ретрансляторами, и поставщиками кода и идеологии.

8 стр., 3878 слов

1. Формирование установок толерантного сознания

... -педагогической точки зрения, следует обратить внимание на два аспекта: наличие у педагога установок толерантного сознания и их формирование у воспитанника. 2. Толерантность в профессиональной деятельности педагога ... в том числе те, которые были сделаны в рамках семейной и межличностной коммуникации. Один из путей обучения учащихся навыкам толерантности – де­монстрация учителями соответствующих форм ...

Интересным и многообещающим нам кажется изучение экономики массового сознания, основные принципы которой вытекают из набросанной выше схемы. Эти замечания будут касаться того, как в массовом сознании формируется общественное мнение, касающееся тех или иных событий, персон и т. п. Прежде всего, для того, чтобы событие или персона достигла массового сознания, была им замечена, ему (или им) необходимо преодолеть «порог чувствительности». Порог чувствительности имеет два измерения: условно назовем их «горизонтальное» и «вертикальное».

Вертикальное касается той доли внимания массового сознания, которое занимает это событие/персона. Долю можно занять «числом» т. е. необходимое число контактов сообщений о событии/персоне с адресатами) или «уменьем» (событие/персона настолько ярки и неординарны, что сами приковывают к себе внимание).

Как и в психологии личности, динамичные объекты (развивающееся во времени событие) привлекают к себе больше внимания, чем статичные (поэтому для того, чтобы привлечь внимание к персоне нужно выстроить вокруг него событие).

Горизонтальное распространение мнений о событии связано с особенностями коммуникации. Массовая коммуникация неоднородна поэтому информация распространяется в ней неравномерно. Поэтому имеет смысл говорить и о темпе, ритме распространения информации, о задержке отклика.

Другая сторона – это то место, та позиция, которое занимает мнение о событии/персоне в массовом сознании. Это место зависит от следующих факторов:

1.Зрелищность события чем зрелищнее, тем активнее привлекает к себе внимание. Поэтому грамотно выстроенные телесобытия имеют больше шансов оказаться в центре общественного внимания.

2.Более близкие к настоящему времени события кажутся более важными. Общественное внимание динамично и любое событие со временем «перегорает», вытесняется другими событиями на второй план, вытесняется из центра

3.Количество конкурирующих событий.

4.Асимметричность события. Событие должно нарушать какие-то из ожиданий, стереотипов, представлений массового сознания. От того, какие представления нарушает событие, зависит его оценка. Если событие затрагивает центральные представления, угрожает системе ценностей массового сознания, то оценка его скорей всего будет крайне негативной.

Стоит так же коснуться «времени жизни» события и персоны в массовом сознании. Время жизни события состоит из одного цикла: событие нарастание внимание к нему – пик внимания – затухание. Персона же может удерживать к себе внимание пульсирующе, с помощью последовательности событий выстроенных вокруг нее: только внимание начинает угасать, как вокруг персоны выстраивается новое событие, вновь повышающее градус общественного внимания. Ярким примером является фигура В.Жириновского: не успеет отзвучать эхо одного скандала, как политик оказывается в центре другого.3

8 стр., 3587 слов

Социально-психологические характеристики толпы

... какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям, установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это ... ее дальнейшего формирования, с выработкой ценностных установок участников толпы, определяющих возможные способы и методы разрешения проблемы. Таким образом, толпа -- это относительно кратковременное, слабоорганизованное и ...

Ницше писал: «Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой». 4 Лебон в своей книге «Психология масс» перечисляет подмеченные им особенности человеческого коллектива. Приведем его тезисы: в толпе «сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты… Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли токов, исходящих от этой толпы, или каких-либо других причин — неизвестно, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта». «Индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе». Человек в толпе обладает удивительно высокой восприимчивостью к внушению: «В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы». «Толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. Так всегда бывает с верованиями, которые установились путем внушения, а не путем рассуждения… Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение… Сила чувств в толпе еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной». «Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой».5 Дав описание толпы, Лебон не поднимает вопроса о том, почему не всякое скопление людей превращается в толпу и не подчеркивает того факта, что он писал именно о толпе индивидов — людей, живущих в атомизированном обществе и не связанных общими («тоталитарными») авторитетами и этическими нормами. Лебон выдвигает одно важное положение, которое, видимо, опережало его время. Но сегодня, с развитием радио и телевидения, оно стало очень актуальным. Суть его в том, что для образования толпы не является необходимым физический контакт между ее частицами. Лебон пишет: «Тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы… Целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова».

7 стр., 3075 слов

Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных ...

... -Петербурге — показало, что на периферии авторитарное сознание формируется более активно: высокий уровень выраженности авторитарных установок отмечен у 21,1% иногородних студентов и у ... ослаблять соответствующие личностные диспозиции. В нашем исследовании индикаторами авторитарности были установки, соответствующие основным синдромам авторитарности, описанньм Адорно. Наличие большого количества тесных ...

4. Возможности управления массовым сознанием

Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния — это установки и стереотипы.

Установка — это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них. Термин «установка», в российскую психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке. Помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям. Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. Так, в СССР большинство граждан искренне верили в «ужасы капитализма», тиражируемые советской пропагандой, а часть американцев продолжает считать оккупацию Ирака американскими войсками «освободительной миссией». Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки. Так, многие россияне, обладающие негативной установкой по отношению к кавказцам, евреям или ваххабитам, возможно, никогда не участвовали в реальных конфликтах с представителями указанных групп, однако видели по телевизору, читали или слышали от знакомых соответствующие рассказы. Это позволяет некоторым не очень чистоплотным политикам при необходимости актуализировать указанные установки в конкретных политических целях, например для получения массовой поддержки на выборах. В этих случаях можно говорить о групповых или массовых установках. Следует подчеркнуть, что именно в результате действия неосознаваемых самим рассказчиком установок происходит заострение или даже добавление конкретных деталей в процессе передачи слуха. Кроме указанных функций установки следует выделить еще одну, наиболее значимую с точки зрения воздействия на массовое сознание и поведение. Это функция барьера. Сформировавшаяся в сознании человека установка не допускает в него информацию, которая могла бы ей противоречить. Положительная установка по отношению к любимому человека заставляет подсознательно не замечать и не запоминать информацию противоположного характера (не случайно народная мудрость говорит, что любовь слепа).

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. ...

Точно так же система установок, существующая в сознании убежденного коммуниста, не позволяет ему воспринимать информацию об ошибках или предательстве со стороны руководства своей партии. Негативная установка не позволяет видеть в субъекте ничего положительного. Негативная установка направляет личностное или массовое внимание лишь на одну сторону объекта, осуществляет своеобразный отбор информации. Функция барьера придает установке особую устойчивость, делая бесполезными попытки переубедить человека, принимающего решение на основе установки. Он в лучшем случае не услышит наших аргументов, в худшем — у него сформируется негативная установка по отношению к нам как к источнику информации. Поэтому, ставя перед собой задачу управления массовым сознанием и поведением, следует, прежде всего, использовать для достижения цели уже имеющиеся установки, в ряде случаев попытаться сформировать на их основе новые и не тратить большие усилия на попытки сломать или разрушить существующие установки, особенно закрепившиеся в массовом сознании в течение длительного времени.

Более сложную структуру по сравнению с установкой имеет стереотип. Это понятие было впервые использовано американским журналистом и политологом Уолтером Липпманом в работе «Общественное мнение». В переводе с греческого стереотип — «твердый отпечаток» чего-либо. Стереотипы — устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания образы окружающих предметов или явлений. Строго говоря, формирование в сознании образа предмета всегда включает элемент стереотипизации, т. е. определенную степень упрощения, выделения значимых и вытеснение неважных для субъекта его сторон и характеристик. Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ. Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от возможной трансформации или разрушения. Наиболее удаленными от непосредственного эмпирического опыта человека и потому наиболее устойчивыми являются политические стереотипы. Обычный человек видит только внешнее проявление происходящих политических процессов.

Концепция образа мира была предложена и глубоко проанализирована российским психологом А. Н. Леонтьевым. Он подчеркивал, что образ мира не есть зеркальное отражение в сознании человека и общества явлений и процессов действительности. Образ мира — это особая конструкция, формируемая такими институтами, как семья, школа или средства массовой коммуникации. Любая новая информация должна каким-либо образом вписаться в уже существующий образ мира или будет отвергнута личностью или группой. Недостаток информации, в свою очередь, компенсируется деталями, взятыми из образа мира. Устойчивость образа мира может быть достигнута за счет сознательного и управляемого конструирования его не только с помощью СМИ, но и большинством других институтов социализации личности. К ним относится, прежде всего, школа. С этой точки зрения деятельность российских средств массовой коммуникации представляется скорее хаотичной. Прочие СМИ, в том числе государственные, ориентируясь на рейтинг и привлечение рекламодателей, по-видимому, не видят особой необходимости в поддержке образа мира, который мог бы помочь сохранить национально-государственную идентичность и целостность российского государства. При этом следует подчеркнуть, что задачу выработки стратегии формирования образа мира должны реализовывать не журналисты, а идеологи. Только наличие целостной национальной идеологии может стать основой для защиты опирающегося на нее образа мира. Образ мира предлагает индивидуальному и массовому сознанию не только систему стереотипизированных образов предметов и явлений, но и готовые образцы (модели) поведения в той или иной ситуации. Неудивительно, что молодые люди начинают выражать свои мысли при помощи рекламных слоганов, а в реальной жизни воспроизводить модели поведения популярных телевизионных сериалов.6

5 стр., 2145 слов

Власть и насилие

... на это явление. Как видно односторонней направленности на политическую сторону жизниу власти нет. Значит власть первоначально не была явлением политическим, какчасто стали считать в наше время. Обратившись к ... отношения между людьми, но и взаимодействия человека сокружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти человека надприродой. О власти как о реализации намеченных целей говорил Б. ...

5. Массовое политическое сознание, особенности проявления

Массовое политическое сознание — это часть обще­ственного сознания, которая отражает политическую ж\изнь общества. Прокомментируем это определение. Во-первых, политическое сознание является частью об­щественного сознания. Под общественным сознанием по­нимают духовные и практические потребности целого об­щества, осознаваемые если не каждым его членом, то, по крайней мере, их большинством; в более широком смысле общественным сознанием называют представления об об­ществе, которые разделяются подавляющим большинством его членов. Во-вторых, осознаваемые потребности и представления, которые составляют общественное сознание, не являются исключительно политическими. Так, например, общество может осознавать необходимость экономического разви­тия, правильного воспитания подрастающего поколения, заботы о престарелых и инвалидах и т.д. Конечно, такие вопросы обычно связаны с политикой и, как правило, решаются в том числе и на политическом уровне.

Однако среди этих представлений есть такие, которые могут быть охарактеризованы как собственно политиче­ские. К ним можно отнести, например, представления о том, как должно быть устроено государство, какая вне­шняя политика должна им проводиться и, шире, какое место в мире занимает страна и т.д. Кроме того, это и представления о том, какие политические силы существу­ют в «обществе, могут ли они влиять на власть и т.д. Именно эти представления и формируют политическое соз­нание. Наконец, в-третьих, политическое сознание далеко не всегда является объективным отражением политической жизни, которое может дать нам наука. Политическое со­знание (как и общественное сознание) обычно содержит в себе множество стереотипов и заблуждений, которые пред­ставляют политическую реальность в искаженном, транс­формированном виде.

Массовое политическое сознание обладает рядом харак­терных признаков. Прежде всего, необходимо отметить, что, хотя оно и содержит значительную часть рациональ­но обоснованных элементов, его основной особенностью является поверхностность. Конечно, эта поверхностность не может быть оценена исключительно негативно, так как именно такое знание удовлетворяет потребности как граж­дан, так и государства; более того, оно является поверх­ностным лишь при сравнении с теоретическим знанием. Общественное политическое сознание формируется в ос­новном за счет внешних, наиболее заметных признаков явлений, не склонно проникать в суть вещей, поскольку тесно связано с повседневными или даже сиюминутными практическими нуждами. Кроме того, массовое сознание не знает групповых, клас­совых, имущественных и прочих ограничений. Его носи­телем является если не общество в целом, то, по крайней мере, его значительной частью: аудиторией средств массо­вой информации, участниками политических акций и т.д. Наконец, массовое политическое сознание противоре­чиво. Оно не обладает целостностью, поскольку включает в себя самые разнородные элементы. 7

На рубеже XX-XXI веков в России на фоне реформирования институтов общества и государства устанавливаются новые отношения между обществом и государством, обществом и политической властью, происходят существенные изменения в массовом сознании.

Результаты социологических исследований, проводившихся в 90-е годы, устойчиво демонстрировали высокую долю социального критицизма по отношению к власти. На фоне общего снижения доверия, скептического отношения к властным структурам, общественное мнение испытывало особенно существенные колебания по отношению к руководителю государства. Тем не менее, оказалось возможным при крайне низком рейтинге избрать Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Смена кандидатуры на высшем государственном посту привела к росту авторитета, как президентской власти, так и органов власти в целом. Доверие к личности действующего Президента России продолжает позитивно влиять на оценку деятельности органов власти. В массовом сознании происходят парадоксальные, на первый взгляд, процессы. Хотя уровень жизни значительной части населения продолжает снижаться, и сохраняются проблемы, связанные с высоким уровнем преступности, коррупцией, терроризмом и т.п., авторитет власти в лице президента остается высоким. Наблюдается даже повышение доверия к государству на фоне некоторого ограничения прав и свобод, что уже не воспринимается обществом резко отрицательно, а скорее одобряется.

Заключение

В массовом сознании россиян присутствуют образы идеальной, «желаемой» власти и власти «реально действующей». Они в равной степени являются социальными конструктами и могут не совпадать с реальной политической властью, которую олицетворяют. Власть почти непрозрачна для общества, массовое сознание оперирует образами, которые возникают под влиянием, как субъективных представлений, так и внешних информационных воздействий, в первую очередь через СМИ. Поэтому актуальным представляется изучение степени целостности, образа власти (президента) в массовом сознании россиян, его адекватности общему социальному запросу.

Выделены основные направления конструирования образа политического лидера в массовом сознании современного российского общества, которые базируются на том, что:

— в массовом сознании активно присутствуют традиционные для российской ментальности представления о релевантной власти, как «сильной власти», которые репрезентируются респондентами через образы исторических персонажей, «пригодных» для управления современным российским государством (Петр I, Сталин, Андропов, Путин);

— абсолютно доминирующие и общие для всех социальных и поколенческих групп характеристики социального запроса на власть — «сила» и «честность»;

— для старшего поколения наиболее востребованными оказываются «человеческие» качества власти (президента), а для молодого поколения профессиональные;

— набор и акцентуация личностных черт в образе президента также различаются у представителей старшего и молодого поколений («нравственность, доброта, справедливость»…«рациональность, интеллект, умение быть хозяином ситуации»);

— существующий устойчивый социальный запрос на общественного лидера, обладающего высокими моральными качествами, является зеркальным отражением негативных представлений о власти в целом.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных выводов и результатов в ходе принятия субъектами власти управленческих решений, направленных на формирование общественного мнения в рамках урегулирования социальных и политических конфликтов, связанных с деятельностью органов власти различного уровня. Результаты исследования могут быть использованы в работе политических консультантов, имиджмейкеров и социологов.

Список использованной литературы

1. Социология: Энциклопедия /Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Увелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. Мн.: Книжный Дом,2003.-1312с.

2. Ницше Ф. Злая мудрость. «Афоризмы и изречения» Сост.АО «Файн-Регби» 1993г. -238с.

3. По материалам сайта maito: mail@newidiology.ru

4. Гюстав Лебон. «Психология толпы» -М.:Институт психологии РАН,Издательство «КСП+, 1999г. 416с.

5. Основы Социологии и Политологии/ Сост.В.В.Касьянов.-Изд.4-е.-Ростов н/Д:Фуникс,2006.-380с.

6. Автор: Татьянина Васильевна Евгеньевна, кандидат исторических наук, профессор кафедры политической психологии МГУ им.Ломоносова, президент Московской ассоциации политической науки.

1Основы Социологии и Политологии/ Сост.В.В.Касьянов.-Изд.4-е.-Ростов н/Д:Фуникс,2006.-380с. Стр. 315

2Социология: Энциклопедия/Сост.А.А.Грицанов,В.Л.Абушенко,Г.М.Евелькин,Г.Н.Соколова,О.В.Терещенко.-Мн:Книжный Дом, 2003.-1312с.

3По материалам сайтаmaito:mail@newidiology.ru

4Ницше Ф. Злая мудрость. «Афоризмы и изречения» Сост.АО «Файн-Регби» 1993г. -238с. Стр.222

5Гюстав Лебон. «Психология толпы» -М.:Институт психологии РАН,Издательство «КСП+, 1999г. 416с. стр120-124

6Автор: Татьяна Васильевна Евгеньева, кандидат исторических наук, профессор кафедры политической психологии МГУ им. Ломоносова, президент Московской ассоциации политической науки.

7Основы Социологии и Политологии/ Сост.В.В.Касьянов.-Изд.4-е.-Ростов н/Д:Фуникс,2006.-380с. Стр.312-316