1. Формирование установок толерантного сознания

Практическое занятие 8 (2 часа)

Тема: Развитие толерантности

  1. Формирование установок толерантного сознания.
  2. Толерантность в профессиональной деятельности педагога.
  3. Модель толерантности.
  4. Интолерантность в деятельности педагога.
  5. Формирование у учащихся установок толерантного сознания.
  6. Упражнения тренинга толерантности.

В настоящее время существует множество определений поня­тия «толерантность», которые близки по смыслу. Рассмотрим, какой смысл вкладывал в этот термин А. Г.Асмолов.

«В зависимости от точки зрения и системы координат толе­рантность может быть рассмотрена в эволюционно-биологическом, этическом и политическом контекстах. В эволюционно-биологи­ческом плане разработка концепции толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне ва­риантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нару­шающих его генотипа.

В этическом плане концепция толерантности исходит из гума­нистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств, отличающих одного человека от другого. Если разнообразие людей, культур и народов выступает, как об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения, как цен­ность и достоинство культуры, то толерантность, представляю­щая собой норму цивилизованного компромисса между конку­рирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, сво­его рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.

В политическом плане толерантность интерпретируется как го­товность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в сво­их рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппози­ции, способность достойно признать свое поражение в полити­ческой борьбе, принимать политический плюрализм как прояв­ление разнообразия в государстве.

Как мы видим, в зависимости от контекста смысловые оттен­ки понятия «толерантность» различны. Если обратиться к семан­тике термина tolerantia (лат.), то он выражает три пересекающихся значения:

1) устойчивость, выносливость;

12 стр., 5741 слов

Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ...

... формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Объект: формирование толерантности у будущих педагогов профессионального ... в современных социально-экономических и общественно-политических условиях необходимы: совершенствование образовательного процесса по ... план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития «Толерантность ...

2) терпимость;

3) допуск, допустимое отклонение».

Если рассматривать толерантность с психолого-педагогической точки зрения, следует обратить внимание на два аспекта: наличие у педагога установок толерантного сознания и их формирование у воспитанника.

2. Толерантность в профессиональной деятельности педагога

Почему так важно, чтобы современный педагог был толерант­ным?

В условиях роста социального разнообразия российского обще­ства существует опасная тенденция нарастания межэтнической, экономической и политической нетерпимости. В этой ситуации толерантность, миролюбие и веротерпимость, демонстрируемые педагогом, могут стать основой модели поведения, усвоив кото­рую молодое поколение сможет противостоять социальной агрес­сии во всех ее проявлениях.

Кроме того, в условиях конкуренции социально-экономиче­ское развитие страны во многом зависит от формирования куль­туры переговоров, искусства поиска компромисса. Так, в процес­се переговоров любые проявления неготовности к компромиссу ведут к неуспеху. Поэтому воспитание толерантности в России сле­дует начинать с демонстрации педагогом, задающим нормы со­циального общения для своих учеников, культуры диалога (как основы формирования культуры переговоров).

От того, насколько сегодня у педагогов сформированы уста­новки толерантного сознания, зависит не только насколько будут терпимы по отношению друг к другу представители различных слоев общества, но и качественный рост эффективности совре­менной российской экономики.

Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается педагог на пути воспитания учеников в духе толерантности.

Основная проблема – отсутствие у молодых людей позитив­ных ценностных ориентиров, приводящее к тому, что жестокость начинает восприниматься в качестве социальной нормы, а на­силие как одобряемый способ разрешения межличностных конфликтов. Именно поэтому уроки нравственности и духовности так необходимы современной школе.

Наличие в сознании подростка установок типа «свои — чужие» также препятствует формированию установок на миролюбие и терпимость. Это связано с рядом причин, среди которых – лич­ные проблемы ребенка (тревожность, чувство собственной непол­ноценности и т.д.), а также слова взрослых, которые он слышит (прежде всего в семье).

Недопустимость использования в воспита­тельных технологиях образа «врага» становится задачей толерант­ного воспитания.

Также чрезвычайно важна проблема допустимого поведения в ситуации конфликта. Установки на бескомпромиссную борьбу и безусловную победу над противником были в течение длительно­го времени доминирующими в сознании россиян. В этих условиях формирование у молодого поколения установок на диалоговые способы разрешения межличностных и межгрупповых конфлик­тов имеет большое значение для построения демократического общества.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя ... карманов - знак превосходства; - скрещенные конечности - скептическая защитная установка; - нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия; - наклон головы вниз - отрицательное отношение; - ...

В реализации поставленной выше задачи могут помочь нара­ботки практической психологии, в том числе те, которые были сделаны в рамках семейной и межличностной коммуникации. Один из путей обучения учащихся навыкам толерантности – де­монстрация учителями соответствующих форм поведения, т.е. мо­дели толерантности.

3. Модель толерантности

Как уже было сказано, чрезвычайно важно, чтобы педагог своим поведением демонстрировал готовность к мирному решению про­блем, к диалогу и сотрудничеству. Однако данное утверждение не означает, что учитель должен быть беспринципным конформис­том. Будучи толерантным, он должен уметь отстаивать свои пози­цию, принципы, уважать права и взгляды других людей. Такое поведение предполагает гибкость внешних поведенческих реак­ций при неизменности и твердости внутренних убеждений.

Говоря о гибкости поведения, необходимо коснуться вопроса о типах поведения в ситуациях конфликта и спора, о том, как именно в этих ситуациях проявляется толерантность.

Поведение в ситуации спора. Вообще поведение человека в си­туации спора свидетельствует о том, какие цели в межличност­ном взаимодействии он ставит перед собой: любой ценой доказать свою правоту, удовлетворив потребность в доминировании над партнером, или же попытаться понять точку зрения другой стороны. Последнее умение вырабатывается с помощью поведен­ческих техник. Одна из них – «конструктивный спор» – была предложена С. Кратохвилом.

Он сформулировал следующие рекомендации по ведению кон­структивного спора:

— при вступлении в спор необходимо очень четко представлять цель, которую необходимо достичь (например, прояснить мнение другого человека по определенному вопросу, стимулировать его к высказыванию своей позиции и т.д.).

Крайне нежелательно стре­миться к победе в словесном поединке с другой стороной; в этом случае диалогичные отношения сменяются отношениями зависи­мости или конфронтации;

— спор должен касаться только предмета обсуждения, недопу­стимы обобщения типа: «Ты всегда хочешь быть правым», «Ты никогда не принимаешь самостоятельных решений» и т. п. В про­тивном случае происходит выяснение отношений с использова­нием нецивилизованных приемов общения; такой спор никогда не заканчивается конструктивно;

— нельзя использовать приемы, которые могут ранить, оби­деть, оскорбить человека. К примеру: «Ты вообще некомпетен­тен, что с тобой говорить…».

Выделяют следующие показатели конструктивного спора:

— информативность: каждая сторона в ходе спора узнала что-то новое для себя, лучше поняла точку зрения и интересы другой стороны (в противном случае противоположные стороны, обме­нявшись взаимными оскорблениями, ничего нового друг о друге не узнают);

— отреагированность (открытая их демонстрация) эмоций: в ходе спора исчезли взаимная неудовлетворенность и напряжен­ность (в противном случае после спора взаимная озлобленность только усиливается);

10 стр., 4823 слов

Проблема человека в философии XX века

... созыва Государственной Думы пытался ответить на вопрос: насколько поведение и характер человека определяются воспитанием. Он провёл анкетирование педагогов, родителей и пришёл к выводу, что лишь ... вопрос перемещается в сферу использования, применения научных открытий. В современной науке многие проблемы евгеники решаются в рамках медицинской генетики, которая ставит своей целью диагностику ...

— сближение позиций: после спора усилилось взаимопонима­ние (в противном случае растет недопонимание);

— устранение проблемы: в результате спора противоположные стороны пришли к общему решению и проблема, вызвавшая спор, разрешается (в противном случае проблема не решается, а откла­дывается на неопределенное время).

Итак, важнейшим показателем толерантного поведения явля­ется нацеленность на решение проблемы, а не на доминирование в общении. Однако и при такой установке проблема может остаться не решенной из-за неверных представлений друг о друге взаи­модействующих сторон. Так как в паре «учитель — ученик» ве­дущим, демонстрирующим образцы должного поведения являет­ся учитель, именно он должен стать инициатором процесса взаи­мопонимания между собой и своими учениками. Для реализации данной задачи педагог должен, во-первых, распознавать ситу­ации, когда его представление об ученике неполно или искаже­но, а во-вторых, уметь это состояние корректировать. Послед­нее обстоятельство затрагивает такой важный аспект общения, как адекватность межличностных представлений.

Нарушение межличностных представлений в процессе общения и их коррекция. Любой педагог, рассказывая о своем ученике, пе­редает свое представление о конкретной личности. Это представ­ление может быть достаточно объективным, а может быть субъек­тивным, в чем-то ошибочным или неполным.

Проблема формирования как можно более полного и объек­тивного представления о человеке, с которым мы общаемся, яв­ляется очень важной. Оттого, насколько мы точно воспроизводим внутренний мир другого человека, зависит взаимопонимание с ним. К тому же нарушение межличностных представлений неред­ко является причиной возникновения самых разных проблем, поэтому их коррекция необходима.

Представления людей о том, как необходимо вести себя в оп­ределенных типичных ситуациях (ситуационные сценарии поведе­ния), также в значительной степени определяют то, как сложатся взаимоотношения между конкретными людьми. К примеру, если сформировавшийся в сознании педагога типовой сценарий пове­дения ученика в конкретной ситуации противоречит реальности, контакта, скорее всего, не будет.

Наконец, интерпретируя поведение, друг друга, люди, как пра­вило, неосознанно применяют определенные правила и приемы (так называемые процессы «казуальной атрибуции»), усвоенные в ходе индивидуального опыта. Оттого, насколько верны эти прави­ла, зависит то, как люди будут решать межличностные проблемы. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие ос­новные задачи, которые стоят перед педагогом, настроенным на конструктивное сотрудничество с учеником:

— формирование наиболее полного и максимально адекватного представления о личности ученика;

— уменьшение роли ситуационных сценариев в выборе пове­денческой стратегии по отношению к ученику.

Первая задача в какой-то степени решается с помощью развития навыков версионного мышления, предполагающего умение видеть причины того или иного поведения человека. К приме­ру, прежде чем реагировать на определенный поступок ученика, педагог должен попытаться выявить мотивы, его обусловившие. Навыки версионного мышления способствуют коррекции нару­шений представлений о другом человеке.

7 стр., 3372 слов

Семейные отношения и формирование личности ребенка

... nbsp;     отношений……………………………………8 2.2 Классификациястилей воспитания…….10              2.3 Влияние типа воспитания на поведение & ... Екатеринбург 2002 СодержаниеВведение…………………………………………………..3Глава 1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи …………………….5 Глава 2. Типы семейных ...

Чтобы решить вторую задачу – уменьшить роль привыч­ных (ситуационных) сценариев при выборе поведенческой стра­тегии по отношению к определенному ученику, – можно вос­пользоваться методикой, предложенной Э. Г. Эйдемиллером. Ее суть состоит в том, что для уменьшения влияния ситуационных сце­нариев на процесс принятия решения человеку предлагается пред­ставить последствия того или иного выбора. Например, решая, стоит ли в очередной раз разрешить ученику пропустить занятие, можно представить реакцию его одноклассников или сокурсни­ков, отношение ученика к предмету после «поблажки», к препо­давателю, который согласился исполнить данную просьбу, и т.д. Без этого мысленного эксперимента педагог будет действовать по шаблону – так, как действовал раньше. К примеру, он не разре­шит ученику пропускать занятия, так как никому никогда этого не позволял.

Таким образом, умение представлять будущие обстоятельства, чувства и мысли своих учеников помогает педагогу выстраивать более гибкую систему взаимоотношений с ними, что способству­ет созданию отношений сотрудничества и, что не менее важно, задает ту модель поведения, которая будет ими усвоена и воспро­изведена.

Поведение в ситуации ошибки. Еще один важный показатель толерантного поведения – умение исправлять собственные педа­гогические ошибки. Великий Педагог и Человек Я.Корчак счи­тал, что хороший воспитатель отличается от плохого количеством сделанных ошибок и причиненного воспитанникам вреда. Он пи­сал: «Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой вос­питатель все свои ошибки сваливает на детей.

Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом, за ним может стоять целая проблема, – не пре­небрегает ничем… Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, господствующей церкви, в силу укоренившейся традиции, принятого обычая, под железным диктатом существующих условий. И он знает, что диктат этот имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.

Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь, и не пачкать платья, и добросовестно зубрить грамма­тические правила.

Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно – было б желание научить­ся!».

Чтобы лучше понять своих воспитанников и их проблемы, Я.Корчак ввел в интернате, где он работал, обычай – учащиеся писали воспита­телю письма и записки, складывая их в специальный почтовый ящик. «…Часто легче написать, чем сказать. Нет воспитателя, который не по­лучал бы писем с вопросами, просьбами, жалобами, извинениями и признаниями. Так всегда велось, почтовый ящик только закрепляет ра­зумный обычай…

21 стр., 10197 слов

Исследование межличностных отношений учащихся старших классов

... 1) рассмотреть общее представление о межличностных отношениях; 2) рассмотреть общую характеристику межличностных отношений учащихся старших классов; 3) подобрать методику, сформулировать ... углубляет имеющиеся представления о межличностных отношениях; возрастных особенностях отношений старших школьников. База исследования. Для изучения межличностных отношений учащихся старших классов было проведено ...

«Ко мне ребята пристают…»

«Я на вас сержусь…»

«Я хотел бы с вами поговорить об одном очень важном деле…»

Письма бывают обычные, изо дня в день одни и те же, и крайне ред­кие, необыкновенные. О том, что повторяется изо дня в день, ты успе­ешь еще подумать не сегодня, так завтра. Над содержанием необыкно­венного письма думаешь дольше…

Я лично утверждаю, что почтовый ящик… облегчает словесное обще­ние с детьми. Я выбираю детей, с которыми необходимо поговорить по-товарищески, по душам или со всей серьезностью, и могу выбрать под­ходящий для себя и для ребенка момент…

Бесспорно, бывают дети, которые не любят писать, но, пожалуй, это исключительно те, кто рассчитывает на свое обаяние… – на особое расположение, удачный момент. Эти дети желают заставлять, а не про­сить. Тот, кто уверен в своей правоте и полагается лишь на нее, подает заявление и спокойно ждет решения».

4. Интолерантность в деятельности педагога

Говоря о толерантности в деятельности педагога, нельзя не коснуться противоположного стиля поведения, называемого ин-толерантным. Такая необходимость вызвана тем, что педагоги обыч­ные люди и ничто человеческое им не чуждо: они также могут недолюбливать одних воспитанников и симпатизировать другим, кому-то завидовать, а с кем-то порой и враждовать. Но в отличие от простых смертных педагоги обязаны рефлексировать собствен­ные действия, так как слишком велика цена ошибок: те модели поведения и человеческих взаимоотношений, которые учащиеся усвоят в школе и вузе, они пронесут с собой через всю жизнь.

Интолерантность педагога может быть связана с авторитарной личностью педагога и его неумением строить конструктивные вза­имоотношения с учащимися.

Педагог как авторитарная личность. Авторитарная личность ха­рактеризуется конформизмом, консерватизмом, антидемократиз­мом, наличием разного рода предубеждений. Авторитарная лич­ность склонна подчиняться тем, кто имеет власть, и унижать и издеваться над теми, у кого ее нет. Люди с таким психологиче­ским изъяном слепо подчиняются авторитету.

Пример авторитарной личности – комендант нацистского ла­геря смерти Освенцим Р.Хесс. После войны он объяснял убий­ство около 2,5 миллиона человек тем, что «просто выполнял при­казы».

Понятие «авторитарная личность» было введено Э. Фроммом и явилось предметом специального исследования, проводимого под руководством Т. Адорно.

Согласно Т. Адорно, людей с авторитарным типом личности отличает следующее:

— они с готовностью подчиняются авторитету, проявляя агрес­сию по отношению к зависимым от себя людям;

— они с готовностью принимают общественные условности и правила и легко им подчиняются, проявляют нетерпимость по отношению к тем, кто их нарушает;

— они воспринимают мир в черно-белом цвете и испытывают отвращение к оттенкам серого.

20 стр., 9631 слов

Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного ...

... школьников с интеллектуальной недостаточностью Глава 2. Изучение особенностей межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 2.1 Цель, задачи, ... Теоретические основы изучения специфики межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 1.1 Межличностные отношения: сущность понятия, структура, средства ...

Хотя авторитарность является относительно стабильной лич­ностной характеристикой, которая формируется в детстве, она имеет склонность усиливаться в ситуациях фрустрации. Педагоги, которым в некоторой степени свойственна авторитарность, при определенных обстоятельствах могут психологически травмиро­вать своих учеников.

Неумение педагога строить конструктивные отношения с уча­щимися. Для того чтобы продемонстрировать, в чем состоит не­умение педагога строить конструктивные отношения с учащими­ся, проанализируем некоторые примеры нетерпимости первых по отношению ко вторым.

Преподаватель выбирает из класса или группы одного учащего­ся, которого постоянно публично критикует, поучает, наставляет. Оценки, которые получает данный учащийся на занятиях этого педагога, ниже оценок его одноклассников. Все старания учащего­ся как-то отличиться, заслужить похвалу преподавателя тщетны.

Старшеклассники, рассказывая о подобных случаях, объясня­ли поведение преподавателя завистью к молодости, материально­му благополучию, способностям более молодого «товарища». Правы или не правы ребята в своих оценках? На этот вопрос трудно ответить. Однако мы знаем точно: если ученики таким образом воспринимают причины придирчивости педагога, виноват в этом только преподаватель, не сумевший внятно объяснить суть своих требований по отношению ко всем учащимся.

Мы неслучайно обратили внимание именно на то, что требо­вания должны быть одинаковыми для всех учащихся: ведь в случае, когда у преподавателя есть «нелюбимый» ученик, у него почти все­гда есть и «любимчики» – те, по отношению к кому он более лоялен и менее требователен. Кто откажется добровольно от роли последних? Немногие. В этом случае преподаватель создает ситуа­цию, при которой «любимчики», не брезгуя никакими методами, будут стараться как можно дольше пользоваться «благами» учите­ля, в буквальном смысле подставляя нелюбимых учеников.

Описанный выше прецедент опасен: тот, кому позволили стро­ить свою карьеру, посягнув на интересы другого, и дальше пой­дет по жизни путем использования любых средств для достиже­ния своих целей.

Известный педагог Ш.А. Амонашвили так оценивает данную ситуацию: «В нашем обучении недопустимы такие антипедагоги­ческие меры, которые, подчеркивая успехи или неудачи школь­ника, вычленяют его из детского коллектива и противопоставля­ют ему, например: «Смотрите, какой он у нас способный, он – моя гордость, он лучше всех вас, умнее всех, берите с него при­мер!» и т.д. или: «Он позорит всех нас, он лентяй, не хочет учить­ся, не смог решить даже такой простой задачи!» и т. п. Цель наших воспитательных воздействий заключается в том, чтобы научить весь детский коллектив с доверием относиться к каждому своему члену, верить в перспективы каждого и радоваться успехам своего товарища, повышая требовательность к нему…».

Преподаватель перед всем классом заявляет, что не верит в будущие профессиональные успехи, в способности к обучению и профессиональным достижениям определенных ребят. Педагог сравнивает этих учащихся с другими, более успешными. Какая внутренняя потребность заставляет преподавателя публично со­мневаться в возможностях учеников? На наш взгляд, внутренняя ущербность педагога, испытывающего радость от унижения дру­гого человека.

11 стр., 5352 слов

Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы

... К наиболее характерным чертам усвоения естествоведческих знаний учащимися вспомогательной школы исследователи (В.Н. Синев, Л.С. Стожок, Е.Д. ... усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом направлении. 1.2 Особенности мыслительной деятельности ... дошкольников тексты, содержащие временные, причинные и другие отношения. Умственно отсталые ученики воспроизводят материал упрощенно, ...

Какой урок извлекут учащиеся от общения с таким преподава­телем? Урок вседозволенности: они будут считать, что тот, у кого в руках сила и власть, может позволить себе унижать зависимых от него людей.

Ш.А. Амонашвили пишет по этому поводу следующее: «Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного методического подхода к нему. Воспринимать естественные неудачи школьника как его не­способность и реагировать на это осуждающе, пусть даже с глубо­ким сочувствием, но без ориентировки на их обязательное преодо­ление в будущем негуманно по отношению к личности ребенка».

Примером негуманного поведения педагога по отношению к личности ребенка может служить и следующий случай.

Преподаватель, «борясь» с каким-то учеником, собирает во­круг себя группу единомышленников из числа друзей молодого человека. Иначе говоря, педагог активно ищет сторонников в про­тивостоянии с тем, кто от него зависим.

Вновь зададимся вопросом: «Какая внутренняя потребность заставляет воспитателя тратить свое время и душевные силы на доказательство воспитаннику своего превосходства?» Самореали­зация за счет публичного унижения другого? Не есть ли это де­монстрация слабости, а не силы?

Какой урок извлекут для себя молодые люди, наблюдающие за таким поединком? Урок предательства: «Если хочешь спокойной жизни, не вмешивайся, когда унижают твоего друга». Такую цель ставил для себя преподаватель?

Описывая вышеперечисленные случаи, мы сами не стремимся «заклеймить» те модели поведения, которые не вызывают у нас симпатии. На наш взгляд, преподавателю, который позволяет себе психологическое насилие по отношению к учащемуся, необходи­ма психологическая поддержка. Такому педагогу нужна помощь в принятии установки на ненасилие, на конструктивное разреше­ние проблемы, в освоении приемов цивилизованного выхода из конфликтных ситуаций. Но преподаватель (в том числе будущий) должен осознать необходимость в формировании навыков терпи­мости, стрессоустойчивости и умения конструктивно взаимодей­ствовать с другими людьми.

5. Формирование у учащихся установок толерантного сознания

Сегодня практически во всех регионах страны разрабатывают­ся и внедряются программы по формированию у учащихся средней и высшей школы установок толерантного сознания. Общее, что их объединяет, – стремление обеспечить готовность подрас­тающего поколения идти на диалог, а не на конфронтацию в си­туации конфликта, готовность к принятию взглядов, мнений и позиций, отличных от их собственных.

Диалог как приоритетная форма общения между людьми отра­батывается с учащимися преимущественно в процессе коммуни­кативных тренингов. Цели и задачи этих тренингов – развитие коммуникативных навыков, обучение конструктивным способам выхода из конфликта. Для получения планируемых результатов используются такие коммуникативные техники, как «Я-высказывание», «постановка себя на место другого», «формулировка про­блемы в ситуации межличностного конфликта», техники актив­ного и эмпатического слушания и т.д.

3 стр., 1107 слов

Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления ...

... состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческого мышления студентов ...

Формирование готовности к принятию иных логик мышления и взглядов на жизнь осуществляется в ходе знакомства на учебных занятиях с отличительными особенностями разных культур и на­ций, традициями и обычаями конкретной страны. Часто на таких занятиях учащиеся обсуждают проблемы национальных мень­шинств и вынужденных мигрантов.

Различия в проводимых мероприятиях касаются в основном тех конкретных способностей и умений, которые планируют сфор­мировать у учащихся разработчики программы, и применяемых для этого методов. К примеру, Г. В.Солдатова с сотрудниками предполагают, что результатами обучения должны стать:

— формирование умения выражать свое мнение, быть терпи­мым, сопереживающим, понимающим;

— развитие коммуникативных навыков; обучение конструктив­ным способам выхода из конфликта;

— развитие способности к самоанализу; -развитие социальной восприимчивости;

— обучение межкультурному пониманию и толерантному пове­дению в межэтнических отношениях;

— развитие эмпатических способностей у педагогов и учащихся;

— воспитание терпимости к инакомыслию;

— воспитание у учащихся неприятия к проявлению жестокости и любых форм насилия.

В средней общеобразовательной школе № 24 г. Брянска цели, которые поставили перед собой разработчики аналогичной про­граммы, таковы:

— создать условия для становления здоровой, разносторонне развитой и социально мобильной личности, готовой к самосо­вершенствованию и жизни в современных условиях;

— научить учащихся разрешать конкретную социальную про­блему за счет собственной активности и совместной деятельности со взрослыми.

Последняя цель реализуется вполне конкретно – через поста­новку задач, среди которых:

— выявление социальной проблемы;

— определение того, что учащийся может сделать сам, а что в сотрудничестве с педагогом;

— разработка и осуществление плана действий;

— оформление результатов своей деятельности в виде конечно­го продукта;

— рефлексия полученного опыта1.

Цель программы «Толерантность», реализуемой в школе № 34 г. Брянска, звучит так — формирование собственного взгляда на проблемы страны путем коллективного обсуждения следующих вопросов.

— Как общественность видит проблему?

— Что ценно для людей, а что нет, и каков конфликт между этими ценностями?

— Что люди желают (не желают) делать для решения проблемы?

— Какие затраты и последствия приемлемы?

Пример формирования установок толерантного сознания опи­сала московский психолог М. Битянова.

«Два преподавателя 9-го «Б» класса нашей школы – истории и гео­графии – одновременно забили тревогу: на их уроках в течение по­следней недели несколько раз поднимались неприятные, агрессивные, в «черносотенском» духе разговоры на тему чеченцев, лиц «кавказской национальности» и евреев. Все попытки убедить подростков, словесно воздействовать на них не привели к успеху: ребята еще больше распа­лялись, их высказывания становились крайне экстремистскими. Для школы это ситуация чрезвычайная, неприемлемая. Что делать? Были, конечно, предложения о принятии всяческих административных мер: разговоров, приглашения родителей. Но, к чести педагогов, они пошли по другому пути, к ним присоединились и мы, психологи.

Мы написали открытое письмо всем »гражданам» Экономической школы-лицея (ЭШЛ), в котором достаточно эмоционально высказали свою позицию по этому вопросу и прописали шаги, которые мы соби­раемся предпринять. А именно: обратиться в совет школы с просьбой провести опрос всех граждан ЭШЛ по данному поводу, организовать публичные дебаты и посвятить теме национализма несколько публика­ций в школьной газете. Письмо было подписано, размножено и разве­шано по всей школе.

Через день социологическая группа совета школы провела опрос. Выявилась небольшая группа ребят, заявивших о своей готовности при­нять участие в дебатах и отстаивать националистические взгляды, и очень большая группа, готовая активно составить им оппозицию. Пси­хологи предложили обеим сторонам помощь в подготовке (в обучении навыкам ведения спора).

Но это внешняя канва. Важнее другое. Класс­ные руководители рассказывали, что письмо и опрос потрясли ребят. Во всех классах было много внутренних разговоров и споров на эту тему. В каждом классе есть нерусские дети. Выяснилось, что многие из них втайне беспокоились о том, что думают о них одноклассники. Они по­лучили поддержку от своих ребят, и это для большинства из них было важно.

Дебаты были подготовлены, но не состоялись. Одна из групп (думаю, вы догадались, какая) отказалась от участия». Думаем, такой путь ре­шения сложных проблем вызывает только уважение.

Пример организации межэтнического взаимодействия школь­ников приведен в учебнике «Социальная психология» Р.Чалдини, Д. Кенрика и С. Нейберга. Авторы описывают американский опыт работы мозаичных классов, в которых было организовано сотрудничество между детьми разной расовой принадлежности.

Каждый школьник становился членом команды из шести уче­ников разных пола и расовой принадлежности. Материалы урока специально разделялись на шесть частей. Сначала каждому учени­ку давалась одна часть материала; он встречался с экспертной груп­пой, которая состояла из членов других команд, получивших то же задание. Затем ученики возвращались в свои команды и пере­давали товарищам приобретенные ими знания. Поскольку ин­формация, которая была у каждого из учеников, представляла собой только часть материала (по терминологии разработчиков проекта – мозаики), чтобы выучить весь урок, каждый ученик должен был полагаться на других членов команды.

При такой организации занятий учитывалось следующее:

-разделяясь на экспертные группы, все школьники могут луч­ше подготовиться к тому, чтобы успешно преподать материал сво­им командам;

— поскольку по командам учеников распределяет педагог, кон­такт между преподавателями разных национальностей и полов по­лучает поддержку и одобрение старшего;

— ученики имеют одинаковый статус в классе – они не разде­лены по национальному или половому признаку и исполняют одинаковые обязанности;

— контакт происходит на индивидуальном уровне, что позво­ляет школьникам увидеть положительные качества друг друга;

— ученики сотрудничают друг с другом, работая над общей задачей: выучить сегодняшний урок;

— так как результаты обучения у школьников, работающих в таких группах, обычно бывают лучше (особенно у тех, кто прежде учился плохо), всем членам команды выгодны успехи своих това­рищей.

В результате эксперимента было выявлено, что школьники, ко­торые учатся в классах, построенных на сотрудничестве, чаще дружат с детьми другой этнической принадлежности и успева­емость школьников в таких классах повышается.

Таким образом, классы, построенные на сотрудничестве, мо­гут стать мощным оружием в борьбе против негативных пред­убеждений, стереотипов и дискриминации.

Для педагога чрезвычайно важно быть толерантным в ситуа­циях, когда ученик своим поведением вызывает у него антипа­тию, недоумение, а иногда злость и раздражение. Отвечая терпе­нием и пониманием на провокацию учащегося, воспитатель де­монстрирует всем членам группы, что такое уважение к челове­ку и выдержка.

9