3. Этика партнёрских отношений в сфере индустрии туризма

3.1. Понятие об этике партнёрских отношений. 3.2. Деловое общение: принципы и правила делового общения. 3.3. Начальник и подчинённый (управленческая этика).

3.4. Понятие субординации. 3.5. Отношения с коллегами. 3.6. Стиль руководства.

3. 1. Понятие об этике партнёрских отношений

Деловое общение — это общение, связанное с организацией совместной продуктивной деятельности людей, выполнением должностных и служебных обязанностей, имеющее в своей основе определённые цели. Очень часто результативность профессиональной деятельности зависит от грамотного выстраивания делового общения.

В деловом общении проявляются и реализуются отношения, как общественные, так и непосредственно психологические. Человек выступает как представитель определенных общественных групп (классов, профессий и т. п.) именно в общественных отношениях. Такие отношения носят безличный характер, это взаимодействие конкретных социальных ролей, а не взаимодействие конкретных личностей. Однако внутри системы безличностных общественных отношений люди обязательно проявляют свои индивидуальные характеристики, вступая во взаимодействие, в общение. Таким образом, общественные и межличностные отношения – это единое целое, и межличностные отношения существует внутри первых, общественных.

В процессе профессиональной деятельности в туризме общение работников этой сферы обычно происходит на четырёх уровнях: общение руководителей с подчиненными, общение равных по должности, общение с руководителями. И главное, общение с потребителем (гостем, клиентом, посетителем).

Многочисленные исследования указывают, что плохое настроение работников снижает их работоспособность на 30%, а работа или учёба в коллективе с не­благоприятным нравственным микроклиматом снижает эффективность труда ещё на 15%.

Деловое общение занимает значительное место в жизни большинства людей, и поэтому правильно построенное деловое общение способствует повышению производительности труда, созданию благоприятного климата в среде сотрудников, помогает успешно строить взаимоотношения с клиентами. Основу делового общения представляет этика партнёрских отношений.

10 стр., 4811 слов

Смирнов. Деловое общение. Первый контакт. Деловая беседа

... Этот так называемый легальный сбор информации о предполагаемых партнерах необходим для благополучного делового общения. Существует также другой способ — нелегальный, заключаю­щийся в шпионаже, прослушивании телефонных ... вашей карточке будет набрано название организации, к которой вы имее­те непосредственное отношение (в качестве ее президента, гене­рального директора или рядового менеджера), а не ...

Этика партнёрских отношений – это этика взаимоуважения и взаимопомощи, учёт взаимных запросов и потребностей его участников, и прежде всего, интересы общего дела.

Большую роль в установлении партнёрских отношений играет регламент, т.е. подчинение общения установленным правилам и ограничениям. И здесь крайне необходимым является соблюдение делового этикета и речевого этикета, как проявление дисциплинированности и культуры труда, поведения и общения. Не менее важным в построении грамотного общения и взаимопонимания является соблюдение принципа эффективного слушания, т.к. слушать и слышать — не совсем одно и то же.

Жизнь показывает, что большинство людей плохо умеют слышать слова других, особенно, если эти слова не задевают их интересов. Проведённые научные исследования выяснили, что умением выслушать собеседника спокойно и направленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей. Это же хорошо показывает следующая притча.

Однажды к Сократу в Афины приехал молодой человек. Он приехал издалека, прослышав про талант Сократа успешно обучать людей ораторскому искусству. Он очень хотел овладеть искусством красноречия. Сократ поговорил с ним несколько минут и потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — задал вопрос удивлённый ученик. «Потому», — ответил философ, — «что мне придётся обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать».

Умение слушать и слышать, как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умение читать и писать вместе взятые.

3.2. Деловое общение: принципы и правила делового общения

Внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения.

Правильно организованное деловое общение служит средством повышения трудовой деятельности, способствует созданию хорошего социально-психологического климата и развитию личностных и профессиональных качеств каждого участника этого общения.

Деловое общение основывается на следующих принципах:

  1. Принцип личностных качеств делового человека:

а) Информированность и компетентность (свободное владение своим предметом);

б) Объективность в оценке информации и способа её сообщения (Нельзя принимать желаемое за действительность, как бы ни хотелось поверить);

в) Неравнодушие (заинтересованность и увлечённость своим делом);

г) Знание человеческих отношений и умение правильно их использовать (умение ладить с людьми).

2. Принцип отношения к партнёрам:

4 стр., 1693 слов

Понятие об общении коммуникативные умения (1)

... и др.) Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться – коммуникативные умения – синтез общепсихологических. социально-психологических и специально-профессиональных ... и цели, с которыми человек вступает в общение. Манера общения определяется тоном общения (спокойный, властный и т.д), поведением в общении; дистанцией (интимная, личная, социальная, ...

а) Установка на взаимодействие, сотрудничество, а не соперничество;

б) Уважительное отношение к партнёру;

в) Стремление увидеть проблему с точки зрения партнёра;

г) Умение выслушать собеседника.

В основе этого принципа лежит золотое правило поведения. Оно известно людям с древних времён. Оно упоминается в одном из древнейших памятников письменности древнего Вавилона. У Конфуция золотое правило — основа поведения. Золотое правило можно встретить в «Одиссее» Гомера, в «Истории Геродота, у Сенеки, в Библии. В Библии оно упоминается, по крайней мере, трижды.

Следует отметить, что ещё в античную эпоху золотое правило вошло в число крылатых латинских выражений. А с Августина Блаженного (IV-V вв. н.э.) началась традиция рассмотрения золотого правила как основополагающего принципа естественного права и нравственности.

«Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

«Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

3. Принцип положительного впечатления:

Д. Карнеги писал: «У нас лишь четыре метода контактов с людьми. Они судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что говорим и как мы это говорим».

а) Соответствие внешнего вида ситуации (одежда, мимика, пантомимика).

В лице и движениях должны чувствоваться уверенность, но не наглость, дружелюбие, но не фамильярность.

Следует помнить китайскую пословицу «Человеку, который не умеет улыбаться, не следует открывать магазин». Добрая и хорошая улыбка помогает установить первоначальный контакт в деловых отношениях.

Известный специалист в области гостиничных услуг Элсворт М. Статлер указывает: «Принимайте на работу только порядочных людей, чистосердечных и обходительных, которые часто и охотно улыбаются… Избавляйтесь от ворчунов, от людей, которые не умеют скрывать своё плохое настроение, и от людей, которые ведут себя так, будто каждый день находятся под бременем постоянных забот и испытывают за это неудобства. Вы не сможете перевоспитать этих людей. Вы не сможете найти им подходящую работу. Избавляйтесь от них. Пусть их берёт на работу кто-нибудь другой, а вы возьмите себе того, кого сможете научить».

б) Умелое использование системы устойчивых формул речевого общения. Ещё древние греки говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

  1. Принцип релевантности и информативности:

Релевантность — это смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

а) Говорите по существу дела (Информация должна быть точной, чтобы не произошло недоразумений.);

б) Говорите то, что важно в данной ситуации (Речь идёт о своевременной информации);

в) Говорите в меру: сколько необходимо для достижения цели общения;

г) В дискуссии выстраивайте доказательства последовательно и аргументировано;

д) Не предъявляйте непроверенную информацию.

5. Принцип языковой нормативности:

а) Говорите ясно, кратко, вежливо;

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо понимать, ... я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что ... это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так называемые принципы в ...

б) Говорите так, чтобы вас нельзя было истолковать двусмысленно;

в) Используйте речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля.

6. Принцип этичной осторожности:

а) Никогда не начинайте большого дела с человеком непроверенным;

б) Следуйте девизу «Доверяй, но проверяй»;

в) Не давайте себя подкупить;

г) Контролируйте свои действия и поступки;

д) Не бойтесь рисковать.

3.3. Начальник и подчинённый (управленческая этика)

Служебные взаимоотношения — это совокупность нравственных принципов, характеризующих должностное поведение сотрудников организации.

Психологический климат в коллективе и эффективность работы сотрудников, определяющая результаты труда, зависят во многом от служебных взаимоотношений организации, определяемых этикой руководителя и подчинённого.

Руководитель должен помнить и соблюдать правила и рекомендации управленческой этики с работающими у него людьми, например:

— обращаться к подчинённым на «вы». Это необходимо для поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины;

— по приходу в офис необходимо приветливо здороваться с сотрудниками;

— на совещании уметь слушать других, не допускать в их адрес реплик, не отвергать высказанные предложения только потому, что он с ними не согласен, давать высказаться другим, поощрять актив­ность участников совещаний;

— в любых ситуациях сохранять самообладание;

— быть внимательным к своим подчиненным, замечать каждый их успех в работе и поощрять за это;

— не просматривать бумаги, не относящиеся к делу, не говорить по телефону, не барабанить пальцами по столу, беседуя с сотрудником или посетителем;

— не отвлекаться на другие виды работ, быть тактичным и вежливым во время приемов сотрудников по служебным и личным вопросам;

— делать замечания провинившемуся сотруднику наедине, а хвалить в присутствии других;

— стараться быть справедливым и тактичным при выборе форм выражения и меры наказания, учитывать возраст, пол и темперамент наказываемого сотрудника.

В последнее время в мировом бизнесе значительно выросло число женщин, занимающих руководящие посты. И конечно при соблюдении равных прав, как мужчин, так и женщин, необходимо осознавать этические особенности, обусловленные гендерными различиями.

Как отмечают психологи, довольно часто женщина, сделавшая успешную карьеру, теряет душевность, женственность и доброту. В общении с подчинёнными и домашними появляются диктаторские замашки, она не терпит возражений, общается с другими людьми только в безаппеляционном тоне, в котором сквозит скрытое, а иногда и явное презрение. Но если она рассчитывает на дальнейшее продвижение по службе и на сохранение супружеского счастья или семейных отношений, ей необходимо пересмотреть своё поведение и отношение к людям. В противном случае её может ожидать семейное и жизненное одиночество.

7 стр., 3400 слов

Влияние личностных особенностей на управленческие умения руководителей

... УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 1.1 Проблема выделения личностных особенностей руководителя в отечественной и зарубежной психологии Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и ...

Следует отметить, что успешная деловая женщина часто раздражает завистливых коллег по службе не только женского пола, но и мужского. А если она при этом ещё забывает о женском такте и пытается разговаривать с ними как мужчина с мужчиной, то может вызвать и чувство непросто неприязни, а злобы. В сфере бизнеса, да и в любой другой профессиональной сфере женщине не стоит забывать, что она женщина, а стоит этим умело пользоваться. Как отмечают психологи, даже самый большой объем профессиональных зна­ний никогда не заменит простой факт отсутствия женственности.

В деловой жизни женщине-руководителю иногда приходится платить за клиентов-мужчин. В этом случае женщине следует избегать публичной демонстрации своих финансовых обязательств и возможностей.

Равенство мужчин и женщин в профессиональной сфере имеет не только прогрессивные стороны, но и, к сожалению, отрицательные моменты. Одним из самых существенных является полное погружение женщины в исключительно деловые проблемы. Но человек, отдающий все свое время работе, живущий только работой, думающий только о работе, не просто ограничивает ощущение полноты жизни, он замыкается в этой скорлупе работы и перестаёт воспринимать реальность, он работает как каторжник. Антуан Сент-Экзюпери заметил: «Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжёлый труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми».

Руководителю как участнику и организатору делового общения, для того чтобы быть успешным в своей профессиональной жизни, должны быть присущи следующие психолого-личностные качества:

— аккуратность (соблюдение во всем порядка и точности);

— активность;

— вежливость;

— высокий уровень общей культуры;

— достоинство (совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в себе);

-доброта (отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим);

— жизнерадостность (отсутствие уныния, радость, бодрость);

— заботливость (мысль и деятельность, направленная к благополучию других людей);

— инициативность;

— критичность и самокритичность;

— настойчивость;

— наблюдательность (внимание, умение хорошо подмечать);

— обаяние (очарование, притягательная сила);

— обязательность (верность слову);

— общительность;

— организованность (способность к самоорганизации мышления и деятельности);

— отзывчивость;

— принципиальность;

— положительное отношение к новшествам.

— практичность – умение разбираться в практических, жизненных делах;

— принятие оправданного риска;

— практически-психологический ум (способность находить практическое применение каждому работнику, в зависимости от его индивидуальных качеств и особенностей, в том числе психологической совместимости);

— пунктуальность;

— работоспособность;

— самостоятельность (в отличие от внушаемости);

— самообладание (способность сдерживать свои чувства, регулировать внешне видимые эмоциональные проявления такие, как огорчение, радость, гнев, раздражение, возмущение);

— склонность к организаторской деятельности;

— способность быстро перестраиваться при изменении усло-вий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;

— способность к латентному (скрытому) руководству путем ухода в «тень»;

— такт;

— требовательность к себе и другим;

— творческий подход к порученному делу;

— честность;

— увлеченность;

— умение слушать и понимать другого человека;

— умение четко определить цель и поставить вытекающие задачи;

— умение расставить кадры и организовать их взаимодействие;

— способность мобилизовать коллектив;

— умение наладить контроль подчиненных;

— умение принимать противоположную точку зрения;

— умение оперативно принимать решения;

— уровень знаний по профилю руководимого подразделения;

— умение работать с документацией;

— устойчивость работы руководителя (способность не изменять свои аргументированные управленческие решения под воздействием давления, оказываемого вышестоящими руководителями и сотрудниками организации).

Необходимо помнить, что на работе человек проводит большую часть дня. И от того, как строятся отношения с начальством, подчинёнными, коллегами зависит не только карьера, но и настроение, и здоровье сотрудников. К тому же профессиональная жизнь любого человека невольно отражается на его отношениях с

родными и близкими.

Таким образом, профессиональная и деловая этика всегда включают моральные требования к личности руководителя. Это высокие требования. Их много. Но самое главное — руководитель должен быть примером, образцом для своих подчинённых. Обратим внимание на недопустимость наличия у руководителей качеств, привычек, поступков, имеющих повышенную социальную опасность:

— злоупотребление властью,

— взяточничество,

— рукоприкладство,

— грубость,

— несправедливость,

— необъективный подбор кадров,

— безответственность.

Правомерным является выделение негативных качеств руководителя, влекущих снижение эффективности делового общения с подчинёнными. Эти качества следующие:

— пристрастность, т.е. публичное выражение симпатии и антипатии к подчинённым;

— мстительность, т.е. стремление сводить личные счёты с подчинёнными;

— неуравновешенность, т.е. неумение держать себя в руках;

— высокомерие, т.е. нецелесообразное подчёркивание своего превосходства;

— рассеянность, т.е. забывчивость, несобранность.

3.4. Стили руководства

Всегда важно понимать, что определенному служебному положению должны соответствовать как определенные правила поведения, так и принципы взаимоотношения с сотрудниками, партнерами, руководством и подчиненными. Если человек занимает лидирующий пост в организации, для эффективного управления необходимо знать содержательные и формальные признаки определенных стилей руководства.

Какие стили руководства существуют? Обычно выделяют четыре основных стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный и смешанный.

Стиль руководства — это совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определённому типу руководителя.

Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель этого стиля принимает решения обычно единогласно, не советуясь с трудовым коллективом, и ориентируется при этом на собственные цели, критерии и интересы. Он всегда уверен в личной правоте, собственных знаниях и умениях.

В проведении решений такой руководитель занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей, может уволить неугодных сотрудников. Он обычно имеет обширные внешние связи в государственных органах и предпринимательской среде. Руководитель такого типа может привести организацию к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).

Данный стиль очень хорош в экстремальной ситуации: командир отдаёт приказы, а не организовывает дискуссий с командой, от которой требуется только суровая дисциплина и беспрекословное послушание.

Авторитарный стиль часто устраивает людей, не любящих брать на себя ответственность, особенно импонирует таким людям авторитарно-отеческий вариант. Руководитель — «отец родной» или «мать родная» — сами принимают решения и сами же отвечают за эти решения. Они стараются помочь своим подчинённым в любой проблеме, до тех пор, пока те беспрекословно выполняют их распоряжения. Но если подчинённые вдруг начнут иметь свой взгляд по какому-то вопросу и пытаться его отстаивать, то очень скоро они лишатся не только покровительства, но и места. Беспрекословное подчинение и преданное служение — вот обратная сторона заботы такого руководителя.

Можно выделить авторитарно-холерический тип руководителей. В основном, это раздражительные, вспыльчивые люди, даже мысли не допускающие, что они могут ошибаться, уверенные в своей значимости, незаменимость, и непогрешимости. Ошибки подчинённых сразу же ставятся на вид в резкой форме и сопровождаются угрозой о взыскании. Руководители такого типа всегда стремятся иметь под рукой компромат для уязвления и «обезвреживания» своих подчинённых.

Комбинацией двух предыдущих стилей, сопровождающейся отгораживанием от подчиненных, является авторитарно-чопорный стиль. Для таких руководителей главная забота – это собственное «я», крайнее нежелание с кем-либо считаться. Они ненадёжны, любят давать пустые обещания. В любой момент могут всё переиначить. Таким людям импонирует лишь сила, положение, они обожают лесть, услужливость.

Демократический стиль характеризуется сочетанием принципа единона­чалия и общественного самоуправления. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы.

Обычно руководитель такого типа — хороший политик, дипломат, стратег, просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения, корректный и гибкий в подходах к проблемам. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников, не принимает решений, не посоветовавшись с опытными работниками, невзирая на их положение в служебной иерархии. Руководитель, придерживающийся демократического типа правления, в своей работе использует коллективный интеллектуальный потенциал, уважительно относится к подчинённым, интересуется их идеями, продвигает эти идеи, если они этого заслуживают, не присваивая их себе, терпим к чужому мнению. Для него важнее спокойный, бодрый климат в своей команде и нормальные отношения в ней, чем достижение результата любой ценой.

Руководитель, придерживающийся либерального стиля руководства, предоставляет решение задач либо силе инерции, либо высшему руководству. Его кредо «Всё, что не делается, всё к лучшему». Часто руководитель такого стиля в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, пытается маневрировать, чтобы угодить всем, хочет быть всем хорошим и добрым. Он может стать «игрушкой» в руках беспринципных интриганов, которые стремятся к власти и управлению предприятием.

Руководитель этого типа часто просто ленивый человек, для которого собственный покой важнее и дороже всего на свете. Иногда это человек, не любящий своё дело, не верящий в его полезность и успех. Кроме того, это могут быть люди консервативного направления и предпенсионного возраста, уверенные, что дело прекрасно налажено, находится в мудрых руках и что его подчинённые настолько опытные специалисты, что сами прекрасно знают, что делать. Довольно часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.

Смешанный стиль – это сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так как выбор стиля руководителем во многом зависит от подчинённых, от задач, стоящих перед организацией, от его личностных и профессиональных особенностей и др.

Начальникам следует подбирать себе подчинённых в соответствии со складом своего характера и убеждений. Авторитарный руководитель предпочитает подчинённых уступчивых, послушных, исполнительных. Либеральный — опытных, спокойных, консервативных, демократический — творческих, изобретательных, инициативных.

В учебном пособии «Этика деловых отношений» авторов Егоршина А.П., Распопова В.П., Шашкова Н.В. даётся таблица характеристики стилей руководства, где рассматриваются все четыре стиля.

Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Стили руководства

авторитарный

Демократический

либеральный

смешанный

Методы принятия решений

Единолично решает вопросы.

Перед принятием решения советуется с подчиненным.

Ждет указаний от руководства или решения совещания.

Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации.

Распределение ответственности

Берет на себя или перекладывает на подчиненных

Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться.

Подбирает деловых, грамотных работников.

Подбором кадров не занимается.

Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы.

Отношение к недостаткам знаний

Все знает и умеет, редко повышает квалификацию

Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику

Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных

Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию

Стиль

общения

Держит дистанцию, необщителен

Дружески настроен, любит общение

Вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе

Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный

Характер

отношений с подчиненными

Жесткий, диктуется настроением

Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль

Мягок, покладист

Преимущественно доброжелательный

Отношение к дисциплине

Приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям

Поддерживает формальную дисциплину, иногда покрывает нарушения

Отношение

к моральному

воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Использует различные виды вознаграждения и наказания

Чаще всего пользуется вознаграждением

В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы

Эти же авторы дают интересный анализ характерных положительных и отрицательных качеств российского работника, т.к. их необходимо руководителям учитывать в своей профессиональной деятельности.

Качества российского работника

Положительные

Отрицательные

Бескорыстие — готовность отдать последнюю рубашку, как «Иванушка-дурачок»

Воровство государственной и частной собственности, злоупотребление служебным положением, личное обогащение за счет организации

Благодарность — на собранные деньги строились церкви, школы, памятники. Крестьяне сохранили усадьбу А.С. Пушкина в Б. Болдино после революции

Неблагодарность за оказанную помощь, консультации к учителям, к старшим по возрасту, по должности

Гостеприимство — умение встретить гостей, готовность истратить последние средства и запасы продуктов для приема гостей

Пьянство на работе, в семье, на отдыхе, в праздники. Неумение правильно пить, несоблюдение норм выпивки («вино текло рекой»)

Доброжелательность — доброе отношение к людям, иногда при внешней грубоватости

Зависть к чужому дому, имуществу, участку, работе, должности, карьере, покупке

Интернационализм — терпимое отношение к людям другой национальности на работе, в браке, в общении, на отдыхе

Русский шовинизм и национализм, пренебрежение к малым нациям («чурки», «чукчи», «азиаты», «черные»)

Искренность — открытость эмоций и чувств к другим людям, «душа нараспашку»

Подозрительность к иностранцам, незнакомым людям, новым технологиям и приемам труда

Коллективизм — сознание принадлежности к определенной социальной группе (бригаде, отделу, кооперативу), стремление работать вместе

Индивидуализм — нежелание кооперироваться, ориентация на свой бизнес, «удельные княжества», «коммуны» и «семьи»

Покорность — готовность выполнять законы и инструкции администрации и даже терпеть притеснения (сказались 300 лет татаро-монгольского ига)

Недисциплинированность — отсутствие уважения к правилам организации, опоздания на работу, низкая исполнительская дисциплина

Неприхотливость к работе, пище, удобствам и условиям труда (удельные затраты на 1 рабочего значительно ниже в России, чем в западных странах)

Барство — деление работы на «черную» и «белую», руководящую и исполнительскую, пренебрежение к ряду профессий (мойщик, уборщик, доярка, пастух, конюх и т. д.)

Трудолюбие — природное качество русских, т.к. суровые условия жизни заставляли много работать

Лень — нежелание стабильно работать, стремление иметь побольше «перекуров», отложить работу на завтра

Преданность Родине, предприятию, деревне и семье (спасали нацию от порабощения во всех войнах)

Предательство интересов Родины во время воин, увольнение с предприятия в погоне за «длинным рублем»

Щедрость души и сердца, легкое отношение к деньгам (даже небогатые люди легко расстаются с деньгами, делая дорогие подарки друзьям и родственникам)

Жадность, переходящая в скопидомство, стремление к накопительству, образ гоголевской Коробочки

Широта кругозора, умение видеть перспективу, стремление к новым знаниям и территориям (освоение Сибири, завоевание Азии и Кавказа, изобретение па- ровоза, первого спутника и др.)

Узость взглядов, нежелание видеть и работать на долгую перспективу, желание сиюминутных успехов

3.5. Понятие субординации

Слово «субординация» в переводе с латыни означает подчинение. Зародилось это понятие в воинской среде в очень далёкое время в воинских легионах. Под данным понятием в то время подразумевалось исключительное послушание воинов старшим по званию. В то время основным занятием мужчин было участие в военных действиях, а главным аргументом военной жизни была физическая сила, что не способствовало дисциплине и организованности. Именно тогда был разработан закон субординации « человек, нижестоящий по должности или званию, должен подчиняться вышестоящему только потому, что тот вышестоящий».

Десятки столетий миновали с тех пор, но данное правило практически не изменилось и соблюдается практически в любой организации общества. И сегодня все сотрудники должны его соблюдать.

Таким образом, отношения руководителя и подчинённых асимметричны. Они основаны на субординации, исполнении правил служебной дисциплины, и конечно, на этических представлениях общества, его менталитете, традициях, историческом опыте различных социальных слоёв и групп.

5.4. Отношения с коллегами

При общении с коллегами, т.е. при общении по горизонтали лучше всего руководствоваться золотым правилом общения «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Иногда найти верный тон и приемлемые нормы делового общения делового общения с равными по статусу сотрудниками бывает затруднительно, т.к. они могут являться соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. Но существуют этичные нормы взаимодействия для коллег и порядочный человек их обычно придер-

живается:

— Необходимо иметь чёткое разделение прав и обязанностей в выполнении общей работы. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это может иметь негативные последствия. Попытайтесь провести такое разделение сами с согласия ваших коллег.

— Не следует требовать к себе какого-то особого отношения или особенных привилегий со стороны других. Отвечайте за свои поступки, не перекладывайте ответственность на других.

— Уважайте ваших коллег, называйте их по имени, будьте дружелюбны, показывайте своё доброе отношение к ним.

— Не давайте обещаний, которые невыполнимы. Не преувеличивайте свою значимость и возможности.

— Не будьте навязчивы. На работе не принято спрашивать о лич-

ных делах, а тем более о проблемах.

— Старайтесь слушать, не перебивая собеседника.

— Не старайтесь показаться лучше, умнее, значительнее, чем вы есть.

— Не хитрите и не манипулируйте вашими коллегами.

— Не сплетничайте о коллегах за их спиной.

Практически все эти рекомендации широко известны, стандартны и приняты в деловой жизни. Однако деловая, и вообще реальная жизнь гораздо сложнее, и многие её ситуации бывают крайне противоречивыми и их довольно трудно рассматривать с позиции: это хорошо, а это плохо, это правильно, а это неправильно.

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru указывает привычки сотрудников, раздражающие их коллег больше всего:

13% — курение;

9% — сплетни, пустые разговоры;

6% — бестактность и бесцеремонность;

3% — звёздная болезнь, высокомерие;

3% — вредные привычки, связанные с излишним вниманием к

своему носу, ушам, зубам и прочим частям тела;

3% — еда, чаепитие на рабочем месте и в рабочее время;

3% — громкая речь, крики.

Таким образом, взаимное уважение между коллегами, соблюдение этических и этикетных норм – залог здоровых отношений и нормальной работы любого учреждения.

Вопросы на самопроверку

  1. Охарактеризуйте этику партнёрских отношений.
  2. Какое личностное качество лежит в основе всех профессионально-личностных характеристик специалиста данного профиля?
  3. Какие принципы делового общения вы знаете?
  4. Из каких требований состоит принцип положительного впечатления?
  5. Из каких требований состоит принцип этической осторожности?
  6. Что такое релевантность?
  7. Какие компоненты составляют туристскую профессиональную культуру?
  8. Почему так важна культура внешнего вида для работников в туристском бизнесе?
  9. Какими личными качествами должен обладать работник сферы туризма?
  10. Почему так важна улыбка в деловом общении? Какие требования предъявляются к ней?
  11. Какие стили руководства вам известны?
  12. Охарактеризуйте авторитарный стиль руководства.
  13. Охарактеризуйте демократический стиль руководства.
  14. Охарактеризуйте либеральный стиль руководства.
  15. Какой стиль руководства можно считать смешанным?
  16. Каких подчинённых любит руководитель авторитарного стиля?
  17. Какие факторы влияют на выбор стиля руководства?
  18. Охарактеризуйте понятие «субординация».
  19. Каких правил следует придерживаться во взаимоотношениях с коллегами?
  20. Какие привычки коллег раздражают других сотрудников?
  21. Какого стиля руководства вы будете придерживаться, если в будущем станете руководителем? Почему?