День 1
В прошлый раз мы обсуждали общую концепцию БГ. Как Кришна постепенно ведет Арджуну из тамаса до принятия чистой преданности. В Кали югу сознание всех живых существ находится в крайней степени невежества. БГ говорит как возвысить сознание.
Этапы усвоения знания:
1 . Слушаем, вдохновляемся.
2 . Обдумываем как можно применить знание в своей жизни. Видятся неосознанные пласты знания.
3 . Совершать поступки в соответствии с пониманием. Видятся неосознанные ранее пласты знания.
4 . Передать другим, когда появляется ощущение переполняющего меня знание. Это совершенная передача знания. Когда я передаю, я сам начинаю глубже осознавать.
Все этапы проходят под руководством наставника. Причем гуру часто упоминаются во множественном числе. Гуру не один. «По милости возвышенных душ ты получишь даршан Абсолютной Истины». Позиция ученика позволяет учиться у всех. Здесь на передних план выходит общение и отношения. Гуру ставит нас перед необходимостью изучать, поэтому младшие тоже могут быть гуру.
Авантика брахман, у которого было 24 гуру. 1 гуру — земля научила терпению.
В ШБ в 1.1.6 говорится о квалификации ученика.
Кризисы нужны, что осознать зависимость от Господа. Все что нужно в начале это желание. Даже, если не получается надо желать.
Из семинара Госвами Махараджа — невежество это непонимание, что тело грязное.
Знание должно быть эмоционально прожито. Если нет эмоции значит нет понимания . Садху Махарадж.
Вы никогда не сможете стать мастерами в своем деле, если вы не делаете это для Кришны.
Талант как божественная энергия не сможет проявиться в сознании эгоизма. Вершина мастерства раскрывается только когда мы связаны с Кришной.
Кришна говорит, что мы должны действовать в рамках своей природы. Потому что приходит удовлетворенность. Ему уже не нужны плоды. Важно найти свою природу. Когда у вас есть любимое дело это вас вдохновляет.
ШП во введении к БГ пишет о 5 темах — онтологический треугольник.
Ишвара
Джива
Пракрити
Ишвара + Пракрити = Кала
Джива + Пракрити = Карма
Ишвара + Джива = Бхакти
БГ не говорит подробно о бхакти.
Мы не должны отказываться от Пракрити, потому что Ишвара свою любовь проявляет через Пракрити. Джива должна помнить, что Пракрити связана с Ишварой.
2 принципа в отношении с Пракрити:
Отношения с Пракрити строится через гуны — знание о гунах материальной природы, чтобы не запутаться. И также через знание своей дхармы .
Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем ...
... внеклассных мероприятий на активизацию познавательной деятельности учащихся. Гипотеза исследования: процесс формирования знаний об окружающем мире у младших школьников будет эффективен при использовании ... внеклассная работа, как средство обучения дает возможность актуализировать наиболее важные элементы знаний, способствует успешному овладению умений и навыков; познавательный интерес, как средство ...
Где позиция ученика показана в БГ?
1) Где Арджуна говорит, что я предавшаяся тебе душа (2 глава).
2) Лестница познания БГ13.8-12. Мы должны познать, что является смирение и что им не является (отсутствие тщеславия).
Надо постигать их одновременно.
Я меня есть два выбора: гордость и смирение. С этого начинается познание. Отказываться от гордости и культивировать смирение.
День 2
Бхактивинода Тхакур говорит — живите с миром в Кришна самсаре и вдохновенно воспевайте Святые имени. Это как раз суть процесса — смиренно (с миром, принимая) живите в мире и практируйте санкиртану.
Принцип любви — принять и отдать. Мы принимаем любовь и отдаем ее обратно Кришне.
Смирение означает — я полностью принимаю Волю Господа.
Мы начинаем разбирать тему «Что такое гордыня? » Кришна в БГ говорит о 3 формах (конец 5 либо 6 главы):
- наслаждающийся
- контролирующий
- друг всех живых существ
Кто знает Бога как высшего контролирующего, высшего наслаждающего и друга всех живых существ обретает спокойствие. И тот, кто эти роли приписывает себе обретает беспокойство.
В начале нужно рассказать позицию ученика при преподавании.
Есть высший источник и джива. Связь — бхакти (поток любви).
Этот поток состоит из потока любви от Бога к нам и от нас. Гордыня это способ разрушить эти отношения. Есть только Я, никаких отношений и высшего источника нет. Корень всякой гордости здесь.
1) Контролирующий (гуна страсти)
Как проявляется сознание в контролирующей позиции? Это неспособность принимать любовь !
Не умеет принимать советы, подарки. Не умеет принимать авторитеты, то есть не умеет учиться. Он непрерывно контролирует все и всем управляет. Он постоянно живет в целях, которые ставит перед собой. Не способен расслабиться, ему постоянно нужно добиваться. Не умеет дружить, потому что не умеет принимать с любовью. Не принимает (с благодарностью), но берет (с эгоизмом).
Отношения для него праграматические, на корысти.
- В каких сферах это настроение в моей жизни проявляется? В каких отношениях, каких обстоятельствах? Первое, что нужно сделать — включить сознание, заметить где это проявляется.
- К каким плодам это приводит? Посмотрите отстраненно. Нравится вам эти плоды или нет? Мы не сможем от чего-то отказаться, если не мы не поймем, что это приводит к страданиям.
- Что можно сделать вместо этого? Чем можно заменить это настроение(связано с духовной реальностью, для чего я это делаю, мотив), речь(ум) и поступки(тело)? Максимальная глубина изменений, когда они проходят одновременно на этих 3 уровнях.
Почему нельзя с гордыней справиться самому? Потому что «я сам» — это и есть гордыня. Это будет усиливать гордыню. Современная психология как раз дает инструменты, которые усиливают гордыню у людей, что приводит к еще большим страданиям.
Проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов
... преподавателями, читающими социальные дисциплины и студентами. 1. Теоретический анализ удовлетворенности семейно-брачных отношений 1.1 Исторический аспект семьи и брака в обществе Семья — это ... малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [12; 23] (Акопян Л.А.) Брак — это ...
Величайшая тайна духовной жизни состоит в том, что в одиночку невозможно вернуться к Кришне. Одиночные усилия это и есть сфера усиления гордыни. Поэтому все должно делать через взаимоотношения. Гордыню растворяет только — любовь, принятие, дружелюбие.
Тренинг . Один из вас расскажет как позиция контролирующего проявляется в вашей жизни. Контролирующий не умеет это делать! Он не умеет признаваться в своих ошибках. Мысленно надо встать в позицию ученика и начать рассказывать в какой сфере жизни проявляется это. Позиция ученика означает, что я рассказываю с желанием разобраться, увидеть как это действует в моей жизни. Рассказывают партнеру, мы отдаем ситуацию ему, чего контролирующий тоже делать не умеет. Лекарством будет сам процесс. Надо лишь в него правильно войти. Рассказать 3 вещи: где проявляется, к чему приводит, что вместо.
Роль второго . Без слов и активных действий создать пространство любви. Атмосфера дружелюбия. Эмпатия, настроение. Этот человек для меня важен. Наставничество это фундамент консультирования. Контролирующий такую энергию создавать не умеет. Это также усилие по преодолению это настроения внутри. Нужно очень внимательно слушать, что будет говорить партнер. Контролирующий не умеет слушать. Слушайте одновременно учась у этого человека. И надо дать помощь. Нужно что-то сделать, чтобы это было то, что нужно ему. Надо это осознать и сделать. Разные средства. Как? Отказаться от позиции контролирующего.
Невозможно понять человек, сохраняя позицию контролирующего ! Надо стать проводником. Господь, я твой слуга! Что ты хочешь через меня дать этому человеку? Используй меня как инструмент.
Терапия достигается не техниками, а созданием правильной атмосферы любви, принятия и чистых мотивов. И! Это очень сложно делать, если мы не повторяем мантру, не изучаем ШБ, танцуем в киртане и не вкушаем прасад. Потому что связь нужно восстанавливать.
Все, что делается из чистой позиции, приносит вдохновение. Если есть усталость, перегорание, значит деятельность идет с позиции ложного эго.
День 3
Гордыня это способ сосредоточиться на себе. В чистом сознании живое существо не мыслит себя отдельно от Кришны. Отказаться от гордыни значит идти в отношения. Гордыня делает для меня неинтересными отношения. Развиваются ли наши отношения с вайшнавами и другими живыми существами.
Почему важно кланяться? Я не жду пока гордыня завоюет мое сердце. Важно прославлять, вместо того, чтобы критиковать и обсуждать. Наша практика не в том, чтобы сражаться с гордыней, а в том, чтобы занять себя позитивным процессом.
Разум это чувствительность. Мы должны чувствовать, что человек может принять, а что нет.
В нашем случае надо практиковать — делать действия и чувства придут в свое время. Это садхана-бхакти — конкретные действия.
Кришна источник отношений. Он формирует отношения.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... с материальным телом мне приходится прилагать небольшие дополнительные усилия. Сначала я решил, что это просто легкая ...
Позиция консультанта — чувствительность и отстраненность.
2) Наслаждающийся (гуна невежества)
Это разрушение второго потока — неспособность давать. Наслаждающийся не умеет отдавать. Человек склонен потреблять в отношениях с другими, но не отдавать. Не умеет быть благодарным. Не умеет делать подарки, сложно отдать, но сам ожидает. В общем случае это пребывание в зоне комфорта. Он не любит активных действия и перемен. Не любит ставить цели и прилагать усилия к их достижению. Наслаждающийся не берет ответственность.
Аналогичный алгоритм, начиная с того в каких сферах проявлена эта модель.
Задача квалифицированного наставничества, консультирование, общение в том, чтобы опыт раскрылся. Чтобы сердце человека изменилось, он что-то осознал. Истина внутри человека, Кришна уже хочет дать знания, но мы можем через вопрос помочь человеку услышать Кришну.
На первом этапе мы замечаем свои ограничения, осознаем свои несовершенства и прилагаем усилия, чтобы вести себя по другому.
Если человек говорит, что он устал от служения, это значит что служение делается с ложной позиции гордныни. Это гордыня устает.
Консультирование и наставничество это не техническая вещь, это отношения дживы с дживой.
Надо различать счастье и наслаждение. Счастье от бескорыстия, наслаждение от направление на себя. Когда мы наслаждающиеся мы не благодарим, мы просто присваиваем. Когда мы помним о Кришне мы с благодарностью принимаем Его любовь. Наслаждающийся — потребитель.
Любовь — это способность с любовью принимать и с любовью отдавать. Счастье всегда во взаимоотношениях. Наслаждающийся игнорирует других, сосредоточен на себе.
Гордыня — взаимоотношения с материей. Гордыня не видит личность за объектом наслаждения. Смирение — взаимоотношение с личностью.
Если развивать чувство благодарности от наслаждающегося ничего не остается.
Благодарность предшествует любви. Веды говорят, что мы должны быть всегда благодарны родителям, учителю, мудрецам, земле. Постоянное чувство благодарности.
Что вы измените в себе сегодня?
Изменить умонастроение, когда видишь грязь своего сердца. Учиться принимать самый неблагоприятный вариант. Культивировать благодарность = пока есть благодарность, есть связь с Богом. На какую личность направляется твоя благодарность?
Эти действия, которые вы запланировали это 3-ий шаг усвоения знания. Надо постоянно осознавать, что процесс учебы будет идти через эти 4 этапа.
День 4
Давайте проясним механизм как работает карма?
Карма устроена просто. Есть Я. И Я совершает действие (карма).
Если действие делается с платформы гордыни (контроль, наслаждение, благодетель), то он сеет
Есть два результата кармы — плод, который мы получаем и самскару. Самскара — это когда в нашей читте формируется некий отпечаток, впечатление. Бывает 3 типа самскар — нравятся, не нравятся и нейтральные. Если самскара со знаком плюс, то человек склонен вновь и вновь повторять это действие и как следствие этих самскар становится больше. Аналогично и при негативном опыте. Поэтому мы старались смотреть к чему это действие приводит, включили осознанность. Одни и те же действия, которые мы повторяем вновь и внось. Группа самскар называется васана (предрасположенность человека, когда изнутри уже тянет совершать это действие, потому что есть инерация) Васаны приводят к определенным изменениям в мировоззрении (вритти — убеждения, постулат), формирует взгляд. И убеждения приводят к тому, что человек опять начинает поступать также. Таким образо круг замыкается.
Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников ...
... 1]. Универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [2]. Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ... -- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями ...
карма(действие)-> самскара(впечатление) -> вритти(убеждения) -> карма(действия) -> …
Круг кармы размыкается на уровне убеждения, когда мы осознаем к чему приводят действия. Мы должны начать совершать усилия, чтобы этот круг разомкнуть. Надо ставить осознанные цели по личностному росту. Так разрывается этот порочный круг. Иначе карма затянет.
Когда мы совершаем усилия, то другие действия приводят к другим самскарам, которые в свою очередь по мере накопления формируются в васаны , а это уже означает, что хочется действовать новым способом. Формируется убеждение, привычка. Таким образом правильными действиями мы формируем духовное тело, мы создаем духовный опыт.
Почему важно терпение? Потому что вновь и вновь нужны усилия, чтобы накапливать самскары.
Это механизм из йога-сутры — читта-вритти-нирода.
В треминах психологии говорится о постулатах, мыслеформах, уеждениях. Без выхода на платформу духовных ценностей просто создается новое колесо кармы. Тут не ставится под сомнение позиция гордости.
В этом смысле садхана — это регулируемые усилия. Духовные самскары неразрушимы.
Как бороться с сильными желаниями?
- Включать осознанность. Осознанность — это момент времени между самим желанием и временем когда мы его выполняем.
- В промежутках времени, когда это желание не проявляется нужно успеть сделать благородный поступок (поступок не с позиции гордости)
Чем опасна саттва-гуна? Начинает копиться чувство превосходства, которое рано или поздно приводит к насилию.
3) Благодетель (гуна благости)
Ложное эго проявляется в виде двух настроений: я (контролирующий, я утверждаюсь) и моё (мои объекты наслаждения).
Контролирующего не бывает без наслаждающегося, а наслаждающегося без контролирующего. Благодетель = равная смесь первых двух.
Думает о благе других, заботится. совершает хорошие поступки. Но сфера мотива — контроль. Он не позволяет другому развиваться. Душить любовью. Догнать и причинить добро. Через это он контролирует других. И благодарность он наслаждается. Он ожидает результаты своей заботы. Благодетель не уважает другого, он воспринимает его как слабого. Бхарата махарадж как раз пал из-за этого. Бхарата сдал думать, что олененок без него не проживет. Ошибка благодетеля — он думает, что нет никакой высшей силы, которая заботиться о других. Я спаситель! Я забочусь. Благодетель не помнит о высшей силе, о Боге, а мы его помощники. Он сконцентрирован на себе, он заботящийся. Не стимулирует разум человека, его ответственность, просто привязывается к себе. Собирает последователей и привязывает к себе. Его интересует слава, почет, богатство. Эта корысть может быть грубой иои тонкой (я помогаю — я хороший человек, я помогаю; ожидание благодарность других, хочет прославиться).
Благодетель стремится к результатам — я квалифицирован, я хороший учитель. Он не обращает внимание на рост самого ученика, он в этом даже не заинтересован.
Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность ...
... до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные. предэталоны. В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его ... эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности ...
Мы заботимся потому что исполняем свой долг. Мы заботимся, чтобы сделать другого сильным. Мы заботимся не для того, чтобы постоянно заботиться.
Прямой путь к Кришне — мы все время должны быть преданными.
По сути мы разбираем как выстраивать позицию ученика.
Осознанность — значить видеть результаты своей деятельности.
Внимание к другом это уже размыкание эго. Эго зациклено на себе самом.
Когда мы как консультанты хотим помочь человека надо молиться Кришне и Кришна поможет другому человеку как частице себя. Кришна, ты самый близкий друг! Как ты хочешь помочь этой дживе! Это разрушает позицию благодетеля.
Мы на протяжении нескольких дней работали над способностью уйти от гордыни, от ее влияния. Что будет, если уйду с ее платформы? Мысленно представьте что изменится в вашей жизни, если вы будете все время жить в этом опыте (открытости, доверия, смирения)? В каких сферах и что изменится?
Уйдет претензия к другим людям и ожидание от них. Отношения станут настоящими. Ты сможешь осознать свои реальные потребности. Стать менее зависимым от мнения других людей. Научиться доверять Кришне по настоящему и видеть его за всеми обстоятельствами жизни.
Как происходят изменения? Когда вы сознание концентрируете на новом опыте начинает раскрываться новая реальность жизни. Сознание нужно все время выводить в чистую позицию. Если этот опыт будет всегда со мной к чему это приведет в моей жизни?
Усилия подтверждают желания дживы. Кришна оценивает наш по усилиям.
День 5
Этапы развития современной психологии:
- Психология началась с Фрейда, который развил идею «наслаждающегося» — первый этап.
- Потом Адлер с вкусом власти — «контролирующий».
- И затем, намного позже появилась 3-я тенденция. Гуманистическая психология. Станислав Гроф — трансперсональная психология.
Какие рекомендации для наслаждающегося (садхана — делать пока нет вкуса):
- забота о других (разрушен потом отдачи любви)
- у него должны быть цели
- культивировать благодарность
- делать подарки
- принять ответственность за какое-то дело, учиться не зависеть от других
- брать аскезы, собладать режим дня, садхана (для него важно что-то делать регулярно, стабильно)
Какие рекомендации для контролирующего :
- научиться сотрудничать в одном служении, в одно зоне (учитывать другое мнение, уважать)
- учиться принимать аторитеты
- учиться делегировать ответственность, инициировать инициативу других
- учиться принимать обратную связь с благодарность
- учиться отдыхать и расслабляться
- учиться у младших
- учиться признавать свои ошибки открыто
- учиться принимать помощь, подарки
Какие рекомендации для благодетеля :
- учиться прояснять свои мотивы и очищать их
- видеть достоинства и качества других людей
- помогать развивать качества других людей
- я — слуга Господа, инструмент
- давать другом право на ошибки
- стимулировать развитие, ответственность других
- учиться вводить своих подопечных в сангу других вайшнавов, чтобы они не от меня зависели
- отдавать результаты проповеди своим старшим, научиться быть зависимым от руководства
- учиться видеть реальный уровень человека и его потребности, говорить с человеком об этом (иначе он делает, что считает нужным)
3 позиции гордыни это гордыня в 3-х гунах.
Подготовка старшеклассников к семейной жизни
... Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного ... образования предлагается средство в виде создания системы действенной подготовки к семейной жизни старшеклассников, которая будет способствовать формированию личности будущих родителей. Вышесказанное определило ...