Конфликтное противоборство

Конфликтное противоборство.

Конфликтное противоборство: структура и психологические составляющие

Изучение конфликта в рамках деятельностного подхода является традиционным для конфликтологии и психологии конфликтов. Это естественно, ведь конфликт всегда рассматривается прежде всего как столкновение, противоборство, то есть как особая форма деятельности.

Что еще может характеризовать конфликтное противоборство как деятельность? Отмечалось, что важной чертой поведения в конфликтах является постоянное стремление завладеть психологической инициативой и сохранять ее.

Психологическая инициатива — это такая характеристика взаимоотношений оппонентов, которая выражает преимущество одного из них, состояние «господство-подчинение» и сочетается с большой уверенностью и самостоятельностью в деятельности.

Выявлены устойчивая и неустойчивая формы владения психологической инициативой. Особое стремление завладеть психологической инициативой отмечается на этапе открытого противоборства и в случае, когда конфликт принимает публичный характер.

Часто в конфликтном противоборстве отмечается и двойственность поведения оппонентов: с одной стороны, намерение действовать всегда вопреки оппоненту, с другой — переживание конфликтной ситуации, стремление избавиться от нее. Преобладание того или иного мотива сильно влияет на выбор стратегий и тактик конфликтного поведения.

В конфликтном противоборстве возрастает агрессивность его участников, особенно если конфликт эмоциональный, длительный и разрушительный. В основном это внешняя агрессия, направленная на оппонента (примерно 75 % случаев), что приводит к выбору наступательных тактик. Гораздо реже встречается агрессия, направленная на себя (около 20 % случаев).

В ходе конфликта такой оппонент больше думает об обороне, тяжело переживает противоборство, склонен к компромиссам.

В конфликтной деятельности может проявляться и научение. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо изучают друг друга и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера и типичные эмоциональные реакции противоборствующей стороны, предвосхищая ее действия. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и приемов воздействия с «коррекцией» на личностные особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными.

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... защиты этой боли. Классификация типов поведения человека с пониженной ... способную к общению с другими личностями. Психологические составляющие эффективного профессионального контакта. Взятые вместе ... действия - о другом. Человек, который не хочет обнаружить душевную боль, пытается как-то скрыть ее. При этом он может неосознанно пользоваться одной из масок психологической ...

В литературных источниках можно встретить и другие схемы описания конфликтной деятельности. В частности, отмечено, что деятельность и поведение бывают конструктивными, деструктивными и конформистскими (С. М. Емельянов).

Стадии конфликтного противоборства,

приемы, тактики

Мы неоднократно отмечали, что действия многих оппонентов конфликта, независимо от его вида (за исключением внутриличностного), отличаются стереотипностью: применяемые тактики и приемы сменяют друг друга в определенной последовательности, сами они не отличаются разнообразием.

И тем не менее многие участники конфликтов считают, что они действуют оригинально и сильно. Такая стереотипность поведения обусловливается отмеченной «фокусировкой» личности на конфликт, сильным влиянием негативных эмоциональных состояний, которые специфическим образом изменяют восприятие реальности. Поэтому многие конфликты протекают по одной и той же схеме, имеют одни и те же этапы, как принято говорить, одну динамику.

Существуют различные описания динамики конфликтов — рассмотрим самую распространенную

Согласно данному описанию, любой конфликт состоит из четырех фаз, или периодов:

  • инкубационного (скрытого);
  • открытого противоборства (в том числе и приобретающего публичный характер);
  • разрешение конфликта;
  • постконфликтного (после его разрешения или преодоления).

В инкубационном периоде будущие оппоненты начинают только осознавать наличие противоречия, которое может стать для них угрожающим.

Когда конфликт находится еще в скрытом состоянии, очень важно уловить момент осознания оппонентами ситуации как требующей борьбы, то есть момент понимания того, что возникшее противоречие в сложившихся условиях и с применением обычных методов разрешить невозможно. Осознание того, что конфликт неизбежен, что иными путями противоречие не разрешается, приводит к тому, что потенциальные оппоненты осуществляют выбор стратегии, определяющей характер их активности и взаимодействий в конфликтной ситуации.

Конкретное сочетание субъективных и объективных факторов, характеризующих возникшую конфликтную ситуацию, побуждает оппонентов ориентироваться на определенную систему действий.

Эта система, по их мнению, должна привести к достижению поставленной цели. Каждый из оппонентов начинает соотносить отдельные свои действия с тем, насколько они приближают к реальной цели. Поэтому все действия будущих оппонентов структурируются в определенную «линию» поведения, так оформляется общая стратегия поведения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... всякой логике, необдуманно, и сами не можем дать разумного объяснения своему поведению. Такие действия по внутреннему побуждению, без анализа возможных трудностей и видения проблемы в ... организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. ...

Далее происходит выбор конкретных действий в рамках общей стратегии поведения. На этой стадии происходит столкновение индивидуальных стратегий и тактик поведения. Обычно это проявляется в стремлении расширить сферу своих возможностей и сузить сферу обязанностей по отношению к оппоненту, но проявляется в силу личностного фактора это по-разному.

Само по себе это осознание ситуации как конфликтной порождает сильные эмоции, различные отношения к конфликту и оппонентам. Взвешиваются все «за» и «против», прорабатываются некие варианты совместных решений, действий, которые нередко называют тактиками из-за их особенностей и направленности.

ТАКТИКИ ИНКУБАЦИОННОГО ПЕРИОДА:

1. Уход от конфликтной ситуации. Осознав ситуацию как конфликтную, оценив ее возможные исходы, ресурсы, один из оппонентов может принять решение о выходе из сложившейся системы отношений. Форма выхода может быть различной, например смена работы, отказ от притязаний и пр. Обычно такая тактика применяется при явном неравенстве сил. Многие участники конфликтов настроены главным образом на этот вариант — чтобы их оппонент сам вышел из конфликта.

2. Переговоры или «торг» (поиск компромиссов). В этом случае оппоненты могут выбрать способ разрешения конфликта за счет некоторых взаимных уступок, снижающих остроту противоречия, когда уменьшается его угроза. Каждая из сторон получает не все, к чему она стремится, но ту часть, которая способна в известной мере ее удовлетворить.

Такая тактика выбирается оппонентами при следующих типичных условиях:

  • если ресурсы обеих сторон оцениваются как примерно равные,
  • если конфликт из делового пока еще не перешел в эмоциональный,
  • если участники конфликта по своим личным характеристикам не склонны к обострению отношений.

Надо заметить, что подобные тактики могут встречаться на всех этапах конфликта, но все же наиболее часто отмечаются именно на его начальной стадии.

Если такие действия, направленные на предотвращение конфликта, не достигают своей цели, а существующее противоречие не уменьшается и начинает принимать угрожающие формы, создаются условия для возникновения инцидента, а раз такие условия существуют, инцидент обязательно произойдет. Тогда противостоящие стороны становятся действительными оппонентами, а конфликт перерастает в открытое противоборство.

В этом случае каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь сторонников с их ресурсами на свою сторону. Нарастая, противоборство нередко принимает и публичный характер, в конфликт вовлекаются все новые и новые его участники. Иногда динамика развития конфликта столь стремительна, что он воспринимается как внезапный, хотя это далеко не так.

Если разрешать конфликт именно в инкубационный период, то вероятность успеха особенно велика — до 90 % (С. М. Емельянов), потому что он еще не принял острые эмоциональные формы и в нем преобладает деловая основа.

6 стр., 2896 слов

Конфликт как основная категория конфликтологии. Объект и предмет, ...

... ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности С) Побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, ... составляющим конфликта: А) Мотивы сторон, предмет конфликта, объект конфликта, информационные модели конфликтных ситуаций В) Участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, ...

ТАКТИКИ ОТКРЫТОГО КОНФЛИКТА

Теперь остановимся на открытой форме конфликта.

В этом случае каждая из сторон решила достичь максимума желаемого, разрешение противоречий путем переговоров и за счет уступок никого не устраивает, оппоненты расценивают собственные ресурсы как значительные и считают, что есть резервы их усиления. Этот момент в развитии отношений является крайне важным, так как именно здесь принимается окончательное решение относительно характера взаимодействий. Правда, здесь многое зависит от того, как оппоненты переживают конфликтную ситуацию, насколько сильно деловая основа доминирует над эмоциональной. При решении достичь максимума желаемого обычно стремятся к усилению собственных возможностей и принуждению оппонента совершать ошибки, что, естественно, снижает его шансы на успех. Для этого применяют характерные тактики.

1. Демонстрация усиления собственных ресурсов. Эта тактика заключается в том, что одна из сторон демонстративно дает знать другой об имеющейся реальной возможности увеличения собственных ресурсов в такой мере, что они будут значительно перекрывать ее ресурсы. Эта тактика призвана вызвать запрограммированную реакцию со стороны оппонента: его выход из конфликтной ситуации, так как реальные его возможности покажутся более слабыми, или принуждение к переговорам и поиску компромисса на невыгодных для него условиях.

Это довольно хитрая тактика, требующая от стороны, которая ее применяет, актерских способностей. Все обычно разворачивается по следующему сценарию. Очень доброжелательным, чуть ли не отеческим тоном оппоненту говорят: «…я к вам отношусь очень хорошо, даже искренне симпатизирую, поэтому хочу предостеречь — вы ввязались в очень скверную историю. Знаете ли вы, что у меня…, что тот человек, от которого зависит… — мой близкий…» и далее в таком духе. Главное — убедить оппонента в бесперспективности борьбы, усилить ощущение угрозы, безысходности и за счет этого вывести из конфликта. Тактика эта хорошо апробирована и весьма действенна. Ее применяют постоянно.

2. Выжидание, «удержание предыдущего состояния». Эта тактика, имеющая вид прекращения конфликта, часто применяется с целью получить дополнительную информацию о противоборствующей стороне, ее ресурсах, путях их увеличения, создать впечатление своей миролюбивости. Выжидание, отсутствие действий со стороны одного из оппонентов создает своего рода ситуацию неопределенности, а неопределенность порождает напряженность. В этом случае оппоненты, находясь в состоянии напряженности из-за самого конфликта, еще и подвергаются дополнительному напряжению из-за неопределенности ситуации. Многие не выдерживают такого двойного давления и предпринимают какие-то действия, обычно ошибочные. Это и служит информацией о состоянии оппонентов и их возможностях. Если процесс затягивается, то сама выжидающая сторона может быть инициатором некоторых пробных действий, даже незначительных уступок, чтобы вызвать определенную реакцию со стороны оппонента и получить нужную информацию.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... помощи работнику в осознании своих собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, ... цель достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения. Недостаток: конфликты, порожденные неясностью полномочий, сложность в системе вознаграждения. Адаптированная структура. Это ...

Прием выжидания применяется достаточно часто в конфликтах, когда ресурсы оппонентов примерно равные. Особенно искушенные в конфликтном противоборстве сопровождают его «ложными маневрами» и дезинформацией. В конфликте каждый из оппонентов стремиться скрыть собственные слабости, ибо, проявив их, он окажется в худшей позиции. Поэтому-то участники конфликта и прибегают к «ложным маневрам» и дезинформации. Если оппонент поверил дезинформации, принял ее за истинные положение дел и расстановку сил, это побуждает его к активным действиям, которые на самом деле являются спровоцированными, а следовательно, ошибочными. В результате шансы на успех у него резко снижаются.

3. Риск. Эта тактика рассчитана на эффект неожиданности. Рискующая сторона предпринимает серию быстро следующих друг за другом максимально эффективных действий, на которые не ответить противоборствующей стороне просто нельзя. Тем самым рискующая сторона ставит своего оппонента в условия жесткого дефицита времени, который в сочетании с информационной неопределенностью вынуждает совершать грубые промахи и ошибки. Опыт показывает, что обычно рискуют именно те, у кого возможностей меньше или меньше шансов на усиление своих ресурсов.

4. Принуждение. Чаще всего эта тактика используется более сильной стороной, к тому же имеющей большие возможности для усиления собственных ресурсов. Оппонент ставится в жесткие условия, не позволяющие ему мобилизовать дополнительные ресурсы.

При всем разнообразии тактик в конфликтном противоборстве применяется практически постоянно один и тот же полемический прием — снижение ранга оппонента и его дискредитация. Обычно это проявляется в стремлении представить мотивы участия в конфликте у оппонента как скрываемые корыстные или, иные, но недостойные. Кстати, это может соответствовать действительности, но может быть и результатом хитрых интриг, тенденциозного преподнесения фактов, дезинформации. Последнее, к сожалению, встречается чаще. Данный прием применяется практически всегда в эмоциональных конфликтах вертикальной направленности. В этом случае один из оппонентов обвиняет другого, отстаивающего интересы группы, коллектива, организации, в наличии скрытых сугубо личных (часто корыстных) интересов, которые на самом-то деле и являются для него якобы главными. В большинстве случаев это не соответствует действительности, но, естественно, принимается во внимание при разрешении конфликта ввиду правдоподобия представленных обвинений, что, конечно, наносит урон и снижает шансы на успех. Случается, что именно из-за снижения ранга оппонента разрешение конфликта существенно затрудняется, более того, оно может закончиться несправедливо. Очень коварный, но, к сожалению, работающий прием, потому-то и разобраться в истинных причинах конфликта бывает крайне сложно. Мы воспитаны на недоверии, подозрительности, к тому же обычно находимся в условиях, когда не совершить ошибки нередко бывает просто невозможно. Вот почему он срабатывает безотказно. Можно привести множество примеров, но, наверное, в этом нет необходимости, каждый найдет что вспомнить.

12 стр., 5770 слов

Конфликты в организации, методы их разрешения

... 6 Стадии и модели развития конфликта. 9 Глава II. Разрешение конфликтов. 11 Методологические принципы исследования конфликтов. 11 Межличностное разрешение конфликтов. 12 Участие третьей стороны в разрешении конфликта. 14 Деятельность руководителя по урегулированию ...

5. Дискредитация, то есть действия, направленные на снижение авторитета, лишение оппонента доверия, тоже очень мощный прием, с которым трудно бороться, так как ко многим конфликтующим людям сформировалось настороженное, а то и негативное отношение. Об этом в свое время очень точно сказал Ф. де Ларошфуко: «Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виноватой была бы только одна сторона». Дискредитация достигается за счет жесткой критики и остракизма. Заметим, что такая критика, по сути своей, может быть и справедливой, но она облекается в форму, провоцирующую оппонента на необдуманные действия или высказывания.

В условиях затяжных эмоциональных конфликтов активно используется мифотворчество, то есть в глазах окружающих формируется определенный (часто исключительно негативный) образ оппонента.

Данный образ может и не соответствовать его истинным качествам, но в силу яркой эмоциональной окраски способен оказывать влияние на оценку конфликтной ситуации и отношение к ней. Среди распространенных и действенных мифов особое место занимает «образ врага». Он встречается при затяжных эмоциональных конфликтах, особенно в политических и этнических, когда конфликтующие стороны уже перестают воспринимать друг друга как собственно оппонентов, а отношения между ними становятся враждебными. В этом случае начинает формироваться «образ врага». Заметим, врагом оппонент становится не сразу, существуют определенные условия, которые способствуют формированию этого образа. Во многих случаях они связаны с искаженным восприятием реальности, характерным для эмоциональных конфликтов. Это восприятие стимулирует «однобокость» взгляда на оппонента, что вызывает применение по отношению к нему негативных стереотипов. Данные стереотипы в условиях стресса у оппонентов быстро вытесняют потребность в объективной оценке ситуации, которая требует значительных интеллектуальных усилий. При появлении стереотипов все становится простым и понятным, сложные и запутанные проблемы «проясняются», люди начинают быстро находить «истинные причины» всех бед и трудностей. Во всем «…виноваты евреи», «красно-коричневые» или «бюрократы» — это типичные стереотипные оценки, которые встречаются в социальных конфликтах, не прекращающихся в нашей стране.

В результате в эмоциональной оценочной сфере начинает доминировать «черно-белый» подход: «…все, кто не с нами, те против нас». Тот, кто поддерживает контакт с обеими сторонами, становится подозрительным, а уж контакты с оппонентом воспринимаются как проявление слабости, «потеря своего лица». В результате происходят укрепление собственных ценностей, повышение сплоченности, снятие или существенное уменьшение психической напряженности, возникавшей вследствие имевшей место неопределенности. Из-за этого приема конфликт становится неуправляемым.

Любому вступающему в конфликт следует помнить, что эти приемы будут применены против него обязательно. Данные методы конфликтного противоборства следует рассматривать не только с точки зрения их содержания, но и «проекции» в них личности оппонентов. В ситуации острого открытого противоборства вероятность его успешного разрешения очень мала — около 5 %.

24 стр., 11788 слов

Конфликт причины возникновения, пути предупреждения и преодоление конфликтов

... способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта , не пытается совместно с оппонентом обоюдновыгодно ... Обыденное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня. Конфликт играет ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, ...

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

После открытого противоборства наступает период, разрешения конфликта. В этот период отмечается существенное снижение остроты противоречий и эмоционального накала, поэтому его иногда называют периодом спада конфликта. Оппоненты надеются на справедливое для них устранение противоречия и даже готовы пойти на некоторые уступки, чтобы избавиться от пресса конфликта. В этот период «разрешающей стороне» надо действовать конструктивно, потому что способы разрешения конфликта, его результат влияют на дальнейшее поведение оппонентов и их отношения. Поэтому важно проанализировать и следующий период.

Наконец, последний период — постконфликтный. Формально в это время конфликт считается завершенным, но это не так. На отношения оппонентов большое влияние оказывают справедливость и объективность разрешения конфликта. Но в то же время даже после справедливого разрешения конфликта у оппонентов сохраняются худшие, чем были до конфликта, отношения. У побежденных преобладают негативные эмоции, чувство обиды, а может быть, и унижения. Это, в свою очередь, является благодатной почвой для развертывания нового конфликта. Поэтому в постконфликтный период нельзя допускать возникновения отношений типа «победитель-побежденный», это также может спровоцировать новый эмоциональный конфликт. Побежденный не должен быть униженным или «уничтоженным», ему необходимо хоть в чем-то, но чувствовать себя победителем. Для создания благоприятных отношений в постконфликтный период по прошествии времени целесообразно организовать сотрудничество между бывшими оппонентами в каком-нибудь очень значимом для них деле.

В психологических исследованиях можно встретить и другие описания динамики конфликта. По своему содержанию они принципиально не отличаются от приведенного, а скорее носят уточняющий характер.