формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..7

1.1. Понятие толерантности в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..7

1.2. Особенности проявления толерантности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….13

1.3. Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..19

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста………………..26

2.1. Организация эмпирического исследования и диагностика уровней толерантности у детей старшего дошкольного возраста……………..26

2.2. Экспериментально — практическая проверка комплекса сказок…

2.3. Анализ экспериментального исследования по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Библиография.

Введение

Формирование толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Без терпения невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Так одной из актуальных проблем является толерантность, а именно формирование толерантности у дошкольника.

В декабре 2010 г. педагог-психолог С.И. Снегина в своём исследовании «Представления о толерантности» произвела контрольные замеры для определения уровня толерантности. Полученные данные показали, что за последние 6 лет произошли значительные изменения в уровне толерантности, а именно: количество детей с высоким уровнем толерантности уменьшилось на 7%; со средним уровнем толерантности — на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень толерантности, увеличилось на 15% [12].

Так в решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

В современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности дана Б.З Вульфовым и понимается им как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни [7].

В исследованиях в области детской возрастной психологии (А.А. Реан, Е.А. Прокофьев, Д.Б. Эльконин, Е.Ф. Рыбалко, С.И. Розум, М.В. Осорина и др.) старший дошкольный возраст рассматривают как сенситивный для формирования толерантности, так как это период формирования эмоциональной сферы ребенка, и определяют толерантность как установку либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других людей [25; 29; 36].

5 стр., 2257 слов

Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного ...

... г. Челябинска. В исследовании приняли участие 123 ребенка старшего дошкольного возраста. Из данной группы детей были выбраны 80 детей старшего дошкольного возраста с ре- зидуально-органическим психосиндромом. Выборка ... характер нарушений познавательной деятельности [1, 3, 6, 9]. В формировании задержки психического развития церебрально-органического генеза значительная роль принадлежит нарушениям ...

В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах следующих психологов и педагогов: А.Г. Асмолова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Байбородова, Т.В. Безюлева, Н.М. Борытко, С.Л. Братченко, Б.З. Вульфов, В.В. Глебкин, П.Ф. Комогоров, С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, П.В. Степанов, и др.

Опираясь на изученные работы, исходя из задач данного исследования, мы можем полагать, что толерантность — интегрированное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обуславливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста национальности, социальной принадлежности.

Вместе с тем, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий воспитания толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы ДОУ.

На наш взгляд, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяется противоречием между потребностью формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным количеством научно-обоснованных рекомендаций для решения данной проблемы и систематической работы в дошкольных учреждениях.

Проблема исследования заключается в необходимости формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Тема исследования: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: толерантность у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование толерантности у детей дошкольного возраста.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: формирование толерантности у детей дошкольного возраста, возможно, будет эффективным, если применить сказкотерапию.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить возрастные особенности становления толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ...

... практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка   Методика «Метаморфозы» Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Дом – ... деятельности, разработанный В.А. Новодворской   методика Л.Б. Баряевой   Младший школьный возраст (7 – 11 лет) Основными видами работы являются: сопровождение адаптации на ...

3. Применить сказкотерапию как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить её эффективность.

Теоретико-методическая основа: проблемами толерантности занимались А.Г. Асмолова, Л.Б. Фесюковой, В.А. Глухова, В.В. Давыдов, Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский. Изучением особенностей становления, и проявления толерантности в дошкольном возрасте занимались Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие. Сказкотерапия как средство формирования толерантности рассматривается в работах Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, Э. Фромма, Э. Берна, Е. Романовой, А. Захарова и другие.

Выдвинутые цель и задачи обусловили выбор методов исследования:

— качественный анализ психолого-педагогической, философской, научно-методической литературы по теме исследования;

— психолого-педагогическое исследование возможностей диагностики и формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

— количественная и качественная интерпретация анализа результатов сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: исследование проводилось на базе МАО ДОУ д/с № 19 «Гнёздышко» г. Ишим. В исследование участвовало 14 детей в возрасте 5-6 лет.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом, постановочном этапе проводилось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования. Был определён понятийный аппарат, выделена проблема, объект и предмет исследования, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. (Сентябрь-Октябрь 2013).

Собственно-исследовательский — проверка гипотезы, обоснование условий, обеспечивающих эффективность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. (Октябрь-Ноябрь 2013)

Оформительно-внедренческий — систематизация результатов исследования, их интерпретация и оформление исследовательской работы. (Ноябрь-Декабрь 2013).

Научная новизна исследования: конкретизировано научное представление о толерантности у детей старшего дошкольного возраста; определен и экспериментально проверен комплекс сказок для формирования толерантности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость: выводы курсовой работы могут представлять интерес для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также для родителей детей дошкольного возраста.

Структура и объем работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Апробация работы. Участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к повышению качества образования» г. Ишим (26 — 27 марта 2014 г.).

Тема статьи «Подходы к понятию толерантности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе».

Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Понятие толерантности в психолого-педагогической литературе

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [36].

15 стр., 7231 слов

Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности

... И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста". В основном дошкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако ... в своих социальных взаимоотношениях. В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция ...

В краткой философской энциклопедии толерантность (от лат. Tolerantia-терпение) — определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения. Основная ее суть- терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом [21].

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [1].

В психологии считают, что толерантность — это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов.

В социологии, что толерантность — «культурная» направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам [36].

Человек, обладающий толерантным сознанием, устойчив психически и эмоционально, у него низкий уровень тревожности, развитое чувство эмпатии, этнические предрассудки отсутствуют, он отличается широтой мышления, исходит из того, что все люди равны, у него активная жизненная позиция, он дисциплинирован и ответственен [3].

Механизмами формирования толерантного мышления являются интеллектуальное развитие в детстве и осмысление собственного этнокультурного опыта во взрослом возрасте. Толерантность — это не терпимость в значении «смирение», а стремление понять различия. Толерантность шире, чем просто социальность, которая предполагает определенную помощь и поддержку других людей. Толерантность же начинается уже с нейтрального отношения к другим.

18 стр., 8546 слов

Психология воспитания личности

... станет ключевым в нашей педагогике. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание. М., 1996, с.11 Причин этому несколько. Одна из них заключается в ... работа давала положительные результаты. Объект исследования - воспитательная работа. Предмет исследования - психология воспитательной работы в школе. Цель курсовой работы: определить и охарактеризовать особенности ...

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции [18].

Анализируя различные источники, можно сказать, что существует несколько видов толерантности:

Политическая толерантность — это терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность — это терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность — это терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность — это умение руководить без нажима и агрессии.

Межэтническая толерантность это-терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-нравственные традиции [4].

В России проблема толерантности еще мало изучена, ее появление связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так С.Д. Щеколдина опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов [1].

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [1……..

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Психология личности [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. Д.Я. Райгородского. — Самара.: Универс. группа, 1999. — Т.2. — 294 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. — М.: Аспект пресс, 2000. — 376 с.

3.Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Г. Асмолова// .- 2001.-№24. — С.134-140.

4. Бардиер, Г.JI. Социальная психология толерантности [Текст] / Г.Л. Бардиер. — СПб.: СПбГУ, 2005. — 120 с.

5. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие [Текст] / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. — М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 152 с.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович — М.: НПО МОДЕК, 2003. — 110 с.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи ... прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их ...

7. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / Б.З. Вульфов // Внешкольник. — 2006. — №6. — С.112.

8. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск. ун-та./ -1996. — №1. — С.160-165.

9. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 214 с.

10. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. -2002.- №7. — С. 3-12.

11. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость [Текст] / М. Демиденко, О.Кулькова // Школьный психолог -2002. — № 15. -c. 6.

12. Журавлев, В.И. Педагогика: учебное пособие [Текст] / В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

13. Захаров, А.И. Эмоциональный мир дошкольника [Текст] / А.И. Захаров // Психология. — 2005. — №7. — С.31-35.

14. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина. — М.: Мозаика Синтез, 2006. — 64 с.

15. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников [Текст] / М.Б. Зацепина. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 144 с.

16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник творчества сказкотерапия: (О курсе психотерапевт. коррекции, разраб. авт. ст.) [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева // Вестн. психосоциал. и коррекц. реабилитац. работы. — 1997. — № 3. — С. 15-26

17. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии): Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологови методистов [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Златоуст, 1998. — 349 с.

18. Кожурина, Л.В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость [Текст] / Л.В. Кожурина // Первое сентября. — 2004. — Вып. 53. — С.20-34.

19. Клепцова, Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям [Текст] / Е.Ю. Клепцова // Дошкольное воспитание. — 2007. — №4. — С.92-96.

20. Князева, О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учебно-методическое пособие [Текст] / О.Л. Князева. — М.: Просвещение, 2005. — 93 с.

21. Губский, Е.Ф. Краткая философская энциклопедия [Текст] / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. — М.: Прогресс, 1994. -576с.

22. Лобашов, В.Д. Толерантность учебного процесса [Текст] / В.Д. Лобашов // Образование в современной школе. — 2005. — №6. — С.43-50.

23. Макарова, Т.В. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации [Текст] / Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80 с.

24. Маханева, М.Д. Мы с друзьями — целый мир: социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.

23 стр., 11288 слов

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего ...

... результатов. I глава. Теоретические подходы к решению проблемы воспитания толерантности в исследованиях ученых 1.1 Решение вопроса воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему ...

25. Осорина, М.В. Секретный мир детей. В пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. — СПб.: Речь, 2007. — 276 с.

26.Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. — М.: Смысл, 2002. — 462 с.

27. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. — 2-изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 80 с.

28. Поддъяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. — 1985. — №2. — С.105-110.

29. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.- СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.

30. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с.

31.Смирнова, Е.О. Возрастные особенности формирования толерантности [Текст] / Е.О. Смирнова. — М.: ЦСО, 2003. — 130с.

32.Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. — 2003, — №9. — С. 24-26.

33. Степанов, П.В. Воспитание детей в духе толерантности [Текст] / П.В. Степанов // Классный руководитель. — 2002. — №2. — С.87-89.

34. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? [Текст] / П.В. Степанов // Народное образование. — 2001. — №9. — С.90-95.

35. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Сакович. — Ч.2. — Мн.: АПО, 2003. — 42 с.

36. Шаврина, О.Г. Формирование толерантности актуальная проблема современной педагогики [Текст] / О.Г. Шаврина // Педагогическое Зауралье. — 2004. — №4. — С.56-58.

37. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1971. -№ 4. — С. 32-39.

38. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты).[Текст] / И.М Юсупова. — СПб.: Питер, 1995. — 252 с.