Сравнительно-сопоставительный анализ философской методологии феноменология, герменевтика и структурализм

Сравнительно-сопоставительный анализ философской методологии: феноменология, герменевтика и структурализм

Направление философии

Основные идеи

Объект исследования

Основоположник и другие персоны

1

Феноменология

Феноменология (нем. учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Буквально означает учение о феноменах, понимаемых как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.

Основная идея феноменологии — неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры.

Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие.

Понимание истины в феноменологии:

— во-первых, истина как сама определенность бытия, т. е. единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие, то есть «предмет, свершающий истину».

— во-вторых, истина как структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть.

Феномены сознания как чистые «сущности, образующие мир идеального бытия», «самоочевидные логические принципы», дающие возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществля-ется с помощью многоступен-чатого метода «феномено-логической редукции». В результате из рассмотрения исключаются весь окружающий мир, все существу-ющие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания.

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) – основоположник феноменологии.

Предшественники идей феноменологии:

Бернард Больцано (1781–1848) – критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет.

Франц Брентано (1838–1917) – автор идеи интенциональ-ности, то есть того, «что позволяет типизировать психологические феномены».

2

Герменевтика

Герменевтика – направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Основные вопросы герменевтики:

— как возможно понимание?

— как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

Главная идея герменевтики:

существовать – значит быть понятым.

Философское обоснование герменевтики:

— отрицание рациональной методологии и связанных с нею субъектно-объектных отношений;

— онтологизация содержания текста;

— онтологизация существования человека.

Основные методы философской герменевтики:

понимание – способность проецировать на себя содержание текста;

объяснение (противоположное пониманию) – изучение объектов восприятия, осмысления и познания;

герменевтический круг – взаимосвязь частей и целого в тексте, а также условное предварительное понимание текста при его интерпретации;

цепочка вопросов и ответов – метод непрерывного поиска ответов на постоянно возникающие вопросы, последовательного продвижения от возникновения проблемы к ее разрешению.

Текст, причем текст герменевти-чески богатый, например, поэтический и философский текст. Так, например, поэтический текст характеризу-ется тем, что слова в нем имеют наибольший «вес»,

не могут быть заменены другими и открывают широкие перспективы для интерпрета-ции. Философский текст отличается тем, что в нем зафиксирован конкретный индивидуаль-ный опыт отыскания истины.

Фридрих Шлейермахер (1768-1834) – грамматический и психологический методы толкования текста, с помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго — «дух автора».

Мартин Хайдеггер (1889-1976) – совмещение герменевтики и экзистенциализма, учение об экзистенциалах — условиях человеческого существования (положенности и понимания).

Ганс Гадамер (1900-2002) – переход философии с позиций познания (гносеологии) на позиции понимания (герменевтики).

Поль Рикёр (1913-2005) – определение цели философии в разработке метода понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода предлагает «регрессивно-прогрессивный», суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее.

3

Структурализм

Структурализм – направление в философии XX века, как и герменевтика, непосредственно связанное с развитием гуманитарного познания.

Характерной чертой социальных концепций структурализма является исследование различных форм общественного сознания, как определяющих социальные структуры в целом. В структурализме поставлен целый ряд интереснейших проблем: возникновение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального; структуры личности и её самосознания.

Основы структурного подхода:

система – структурная организация входящих в нее элементов, что делает объект единым и целостным;

структура – система отношений между элементами;

модель (подразумевает методы формализации и математизации, с помощью которых осуществляется построение структур и моделей, которые позволяют представлять их в виде абстрактно-логических или графических схем, формул или таблиц).

Основные принципы структурализма:

примат синхронии над диахронией, согласно которому исследуемый объект берется в состоянии на данный момент, в его синхроническом срезе, скорее в статике и равновесии, чем в динамике и развитии;

принцип историчности, согласно которому история перестает быть единой и универсальной, она распадается на множество периодов, отношения между которыми являются не причинно-следственными, но структурно-функциональными;

антисубъектная направленность с целью достижения полной объективности;

принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», каждый из которых является неповторимым, что исключает возможность установления между ними какой-либо иерархии, поскольку все они равноценны.

Культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т.д.

Фердинанд де Соссюр (1857–1913) – основоположник структурализма, ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями, и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку.

Мишель Фуко (1926–1984) – создатель концепции «археологии знания», одним из положений которой является «стирание человека», то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли.

Клод Леви-Строс (1908–2009) – представитель структурной антропологии, основные положения его методологии – приемы структурной лингвистики и теории информации в анализе культуры и социального устройства, а также интерпретация правил брака, терминологии родства, тотемизма, ритуалов, масок, мифов как особого рода языков передачи

архетипов ментальности.

Жак Деррида (1930–2004) – один из основополож-ников постструк-турализма, автор тезиса об исчерпанности философии в классических формах, основанных на понимании бытия как «присутствия».