Сравнительно-сопоставительный анализ философской методологии: феноменология, герменевтика и структурализм
№ |
Направление философии |
Основные идеи |
Объект исследования |
Основоположник и другие персоны |
1 |
Феноменология |
Феноменология (нем. учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Буквально означает учение о феноменах, понимаемых как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. Основная идея феноменологии — неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры. Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Понимание истины в феноменологии: — во-первых, истина как сама определенность бытия, т. е. единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие, то есть «предмет, свершающий истину». — во-вторых, истина как структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть. |
Феномены сознания как чистые «сущности, образующие мир идеального бытия», «самоочевидные логические принципы», дающие возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществля-ется с помощью многоступен-чатого метода «феномено-логической редукции». В результате из рассмотрения исключаются весь окружающий мир, все существу-ющие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. |
Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) – основоположник феноменологии. Предшественники идей феноменологии: Бернард Больцано (1781–1848) – критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Франц Брентано (1838–1917) – автор идеи интенциональ-ности, то есть того, «что позволяет типизировать психологические феномены».
|
2 |
Герменевтика |
Герменевтика – направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Основные вопросы герменевтики: — как возможно понимание? — как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Философское обоснование герменевтики: — отрицание рациональной методологии и связанных с нею субъектно-объектных отношений; — онтологизация содержания текста; — онтологизация существования человека. Основные методы философской герменевтики: — понимание – способность проецировать на себя содержание текста; — объяснение (противоположное пониманию) – изучение объектов восприятия, осмысления и познания; — герменевтический круг – взаимосвязь частей и целого в тексте, а также условное предварительное понимание текста при его интерпретации; — цепочка вопросов и ответов – метод непрерывного поиска ответов на постоянно возникающие вопросы, последовательного продвижения от возникновения проблемы к ее разрешению. |
Текст, причем текст герменевти-чески богатый, например, поэтический и философский текст. Так, например, поэтический текст характеризу-ется тем, что слова в нем имеют наибольший «вес», не могут быть заменены другими и открывают широкие перспективы для интерпрета-ции. Философский текст отличается тем, что в нем зафиксирован конкретный индивидуаль-ный опыт отыскания истины.
|
Фридрих Шлейермахер (1768-1834) – грамматический и психологический методы толкования текста, с помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго — «дух автора». Мартин Хайдеггер (1889-1976) – совмещение герменевтики и экзистенциализма, учение об экзистенциалах — условиях человеческого существования (положенности и понимания). Ганс Гадамер (1900-2002) – переход философии с позиций познания (гносеологии) на позиции понимания (герменевтики). Поль Рикёр (1913-2005) – определение цели философии в разработке метода понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода предлагает «регрессивно-прогрессивный», суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее. |
3 |
Структурализм |
Структурализм – направление в философии XX века, как и герменевтика, непосредственно связанное с развитием гуманитарного познания. Характерной чертой социальных концепций структурализма является исследование различных форм общественного сознания, как определяющих социальные структуры в целом. В структурализме поставлен целый ряд интереснейших проблем: возникновение и развитие языка, мифологии, религии, культуры и их влияние на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального; структуры личности и её самосознания. Основы структурного подхода: — система – структурная организация входящих в нее элементов, что делает объект единым и целостным; — структура – система отношений между элементами; — модель (подразумевает методы формализации и математизации, с помощью которых осуществляется построение структур и моделей, которые позволяют представлять их в виде абстрактно-логических или графических схем, формул или таблиц). Основные принципы структурализма: — примат синхронии над диахронией, согласно которому исследуемый объект берется в состоянии на данный момент, в его синхроническом срезе, скорее в статике и равновесии, чем в динамике и развитии; — принцип историчности, согласно которому история перестает быть единой и универсальной, она распадается на множество периодов, отношения между которыми являются не причинно-следственными, но структурно-функциональными; — антисубъектная направленность с целью достижения полной объективности; — принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», каждый из которых является неповторимым, что исключает возможность установления между ними какой-либо иерархии, поскольку все они равноценны. |
Культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т.д. |
Фердинанд де Соссюр (1857–1913) – основоположник структурализма, ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями, и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку. Мишель Фуко (1926–1984) – создатель концепции «археологии знания», одним из положений которой является «стирание человека», то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли. Клод Леви-Строс (1908–2009) – представитель структурной антропологии, основные положения его методологии – приемы структурной лингвистики и теории информации в анализе культуры и социального устройства, а также интерпретация правил брака, терминологии родства, тотемизма, ритуалов, масок, мифов как особого рода языков передачи архетипов ментальности. Жак Деррида (1930–2004) – один из основополож-ников постструк-турализма, автор тезиса об исчерпанности философии в классических формах, основанных на понимании бытия как «присутствия». |