Философия 2 семестр

Тема: Философия Нового времени

1.Томас Гоббс

2.Джон Локк

3.Беркли

4.Спиноза

5.Юм

6.Лейбниц

Новое время 17 век. Меняется парадигма мышления. Особенности мышления: 1) натурализм — самодостаточность природы (изучение закономерностей, логики развития).

2) методологизм — с 17 века вопрос как устроено, как познать. Выходит на первый план теория познания. Теперь гноссеология. Все искали универсальный метод — универсальный для всех наук. Искали чтобы найти общие законы природы. Считали все от природы, одни законы значит один метод. 3) причинно-следственныйавтоматизм — исключение случайностей. Изучение только закономерностей. Считали одна причина одно следствие. 4) финализм — возможность нахождения абсолютной истины. Эссенциализм — поиск сущности скрытый за явлениями. Для всех школ и направлений. Количественный анализ мира — век измерительной аппаратуры. Лозунг науки — «знать — значить измерить». 5) три онтологические реальности: а) деизм (Бог в стороне, точка вершины — общий закон мира, основание — 16 законов естествознания. Схема эта Фрэнсиса Бэкона и его учеников. Вторая схема: прямоугольник. Бог за пределами, внутриосновы мира — монады — имеет духовную сущность, но существует в материальном мире (Лейбниц).

Вторая реальность — дуализм. Мир выглядит как вилка с двумя зубцами. Исходит из Бога, первый луч — мышление (духовная основа), второй луч — физический мир (вещи) (схема Декарт и его учеников).

Третья реальность — натуралистический пантеизм (Бог растворяется в природе).

Мир окружность (Бог в центре, в середине — законы природы, вещи на окружности).

Отсюда два вида природы: а) природа творящая — Бог б) природа сотворенная — физический мир. Схема Бенедикта

5 стр., 2265 слов

Природа конфликтов в организациях, методы управления конфликтной ситуацией

... данном реферате автор попытаетсяраскрыть природу конфликтов в организациях, а также описать методы управленияим. ПРИРОДА КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ.Что ... руководство не можетдонести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью,призвана не « ... », имеющая сеть недорогих ресторанов быстрого обслуживанияпо всему миру. С самого начала строительства этой империи руководство ...

Спинозы. Однозначность и математичность языка. «В теории столько науки сколько математики» — Декарт. Борьба эмпиризма и рационализма. Эмпиризм (эмпирио -опыт)— единственный источник знаний — эксперимент, опыт. Главное рождается в лаборатории. В 17 веке опыт — предпосылка теории. Представители: Фрэнсис Бэкон, Исаак Ньютон. Рационализм — (рациоразум) — единственный источник знания — теория. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза.

Объективный характер знания. Исключались субъективные факторы познания. Взаимосвязь религии и науки. В 17 веке механика стала частью физики. На языке философии — один тип природных закономерностей. Создание механистической картины мира — Ньютон. Характеристики: 1) абсолютное пространство 2) абсолютное время 3) наличие внешних причин (внешнее воздействие).

ДО 17 века слово причина было в значении основа. Теперь внешнее воздействие. Значение слова причина меняется изза общих

Комбинаторность — возможность разложения целого на части, и их последующая сборка. Два основных метода исследования — индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).

Редукционизм — сведение сложного к простому. Из множества версий (теорий) выбирается одна. Опять единый закон природы. Вывод: главная особенность новоевропейского мышления изучение движущих причин.

Фрэнсис Бэкон 1561−1623года. Представитель гелозоизма. Представитель деизма. Представитель эмпиризма. Книги: 1620 года

— новый органон. 1623 — новая Атлантида. Наукократическая и технократическая теория. «Знание — сила». Два вида познания: 1) познание добра и зла (через Библию) 2) познание сотворенных Богом вещей (с помощью разума) — огромное значение науки. Метод познания: метод — путь главное средство исследования — индукция. В основе — анализ (разделение на части).

11 стр., 5416 слов

Причины сопротивления изменениям и методы их устранения. Опыт работы с сопротивлением при внедрении изменений в банке

... » На тему: «Причины сопротивления изменениям и методы их устранения. Опыт работы с сопротивлением при внедрении изменений в банке ... 1. Основные причины сопротивления изменениям 2. Основные методы устранения причин сопротивления изменениям 3. Работа с сопротивлением ... затрагивают только некоторые аспекты деятельности организации, а все остальные методы, процессы, процедуры, системы вознаграждения и т.д. ...

Выводятся общие закономерности. Делит индукцию на полную и неполную

(частные случаи).

«маленькие глотки философии ведут к физике, а большие — к религии». Учение об идолах (об образах).

4 рода идолов (человеческие заблуждения) — 1) идолы рода — ложные представления человека о мире (ложные из-заограниченности ума и чувств).

2) идолы пещеры — индивидуальные ошибки восприятия как врожденные так и приобретенные. У каждого свой внутренний мир (пещера).

3) идолы площади (идолы рынка) — неправильное неточное использование слов. 4) идолы театра — усвоенные от других людей философские системы (представления о мире).

Сколько философских систем — столько и представлений. «уму нужно привязать гири» — Бэкон. Гири — опыт. Три основных метода познания: 1) путь паука — попытка вывести истину из чистого сознания. Метод догматиков и рационалистов. Вывод: пауки — не истинные дедуктивисты не учитывают реальные факты жизни. 2) метод путь муравья — узкий эмпиризм. Муравьи не истинные индуктивисты поскольку опыт без теории. Путь пчелы — сочетание двух предыдущих методов. Свободен от недостатков обоих. Пчелы

— истинные индуктивисты. Единство теории и практики. Вывод: Фрэнсис Бэкон — представитель эмпиризма так как индукция — главный метод познания.

Рационализм. Рене Декарт. 1596−1650года. «все в нас». Философия Декарта — картезианство. Декартпо-латински— картезиус. Рассуждение о методе (дедукция).

8 стр., 3523 слов

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

... основной вопрос философии? 1) вопрос о смысле жизни 2) проблема соотношения материального и духовного 3) вопрос о сущности человека. 6. Какое философское учение является ... ) сознание есть интеллект, возвышающий человека над другими животными 3) это результат прививки одному из земных существ, произведенной представителями внеземных цивилизаций 4) сознание ...

Начало философии — книги. Декарт предлагает две основы мира: а) мышление (духовная основа) б) протяженность (материальная основа).

Принцип когито — сомнение. С нее начинается познание и философия. 1) сомневаться нужно во всем кроме самого сомнения 2) сомнение — вид мышления 3) сомнение существует всегда значит и мышление существует всегда. 4) «я мыслю значит я существую». Единство понимания обеспечивают методы познания: а) интеллектуальная интуиция (знания врожденные данные Богом) — пространство, время, бытия и Бога б) дедукция — правила дедукции: знание должно быть ясным и отчетливым; знание раскладывается на части; знание идет от простого к сложному; нельзя пропускать звенья

дедукции. Вторая основа мира протяженность — заполненный внутри объем. Декарт впервые применяет количественную математику. Для него числа не символы. Он соединил алгебру и арифметику. Впервые применил буквенные обозначения применяет потому что числа отражают изменчивость, а буквы устойчивость. Учение о морали (этика Декарта).

Трактат о страстях. Первое положение — объект не влияет на понимание. Второе положение — не бывает низких страстей. Третье положение — чувства переживаются до конца. Вывод: Декарт представитель рационализма так как дедукция главный способ мышления.

Исаак Ньютон. Главная книга — математические начала натурфилософии. Основные положения: 1) у физики две задачи: первая объяснить как происходит явление 2) объяснить почему происходит явление (не разрешима в принципе — только Бог знает ответ).

«физика бойся метафизики». Второе положение после Оккама применил принцип экономии мышления (одна теория — одно объяснение).

3) принцип единства и практики (на первом месте эксперимент, а затем теория, но все единство).

4) Ньютон дает нам механистическую картину мира. Вывод: Ньютон представитель эмпиризма так как опыт дает начало теории. Гоббс сторонник правового позитивизма. Выделял три вида: демократия, аристократия, монархия. Основа нравственности — естественный закон, два ествественных закона: добиваться мира пока есть надежда его достигнуть, отказаться от прав собственности если это противоречит интересам мира или самосохранению. «не делай другому того чего не хочешь чтобы делали тебе» Учение об акцидентах (наделяет материю количественными характеристиками такими как движение и пространства и отрицает такие как запах, цвет и т. д. Вывод: Гоббс представитель механистического материализма. Основной труд «этика», трактат «о Боге, человеке и его счастье». Спиноза учение о единой субстанции. «субстанция и природа и Бог. Природа творящая, а сотворенная — вещи. Учение о модусах — конечные вещи их бесконечное множество. Спинозапредставитель натуралистического пантеизма. Представитель

5 стр., 2181 слов

Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина

... определённую логическую основу. В случае сложного вида деятельности требуется участие воли человека. Одновременно это, как правило, деятельность, требующая способностей к аналитической работе ... большего роста прибыли, конкурентоспособности, что в итоге повлияет на формирование принципов эффективного и производительного труда. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вудкок М ...

детерменизма (учение причинности и обусловленности) Джон Локк два трактата о правительстве, опыт о человеческом разумении, основатель доктрины либерализма. ЕСтвественное состояние — свобода и равенство. Право на жизнь, собственность и свободу. Задача государства — сохранение прав. Не должно быть абсолютной власти. Идея разделения властей: законодательная, исполнительная и федеративная. Представитель сенсуализма. Теория воспитания построенная на сенсуализма. «нет ничего в разуме, что было бы в чувстве» Три вида познания: интуитивное, демонстративное и чувственное. Беркли представитель субъективного идеализма. «мир это комплекс моих ощущений» «без субъекта нет объекта» «существовать значит быть воспринимаемым» Основные положения: абсолютно существует только Бог, души существуют относительно Бога; ощущения существуют относительно душ; вещи существуют относительно ощущений.

Неклассическая философия (конец 19 — 70 годы 20 века)

Разумная философия (опиралась на разум), сущность — главное понятие. Неклассическая философия изучает те вопросы, которые раньше не изучались (ключевые понятия: жизнь «философия жизни»; существование человека).

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... воли». Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни ... видным представителем этнической психологии является профессор философии Московского университета Густав Шпет. Он утверждает ... этой дисциплины корнями уходит в немецкую классическую философию. Национальный характер, по мнению Гегеля, ...

К неклассической философии относятся школы: философия жизни; экзистенциализм; герменевтика; фрейдизм (самостоятельно изучать).

Общие особенности неклассической философии: 1) природа и общество чужды человеку (мир враждебен) 2) у человека нет постоянной сущности 3) отрицание истины (истина заменяется оценкой) 4) внутренний мир человека не стабилен. Философия жизни: Артур Шопенгауэр (1788−1860)«чем умнее и глубже человек, тем труднее и трагичнее его жизнь». Мир как воля и представление — книга. Мир является волей к жизни. Источники философии: Платон, Кант, буддизм (соединение иррационального с рациональным).

Гноссеология (схема «дартс» 4 круга).

1- иррациональное созерцание 2- внутренний опыт человека 3- наше представление которое формируется на основе предыдущих двух 4- вещь в себе (но это воля).

3−2— вещь для нас. Вывод: мир — представление для меня как для субъекта (объект тесно связанный с субъектом; созерцание того кто созерцает).

Мир-воляили вещь в себе. Рациональное познание невозможно. Единственный способ познания

— искусство. Еще называется интуиция.

Онтология

Схема Платона (лестница).

Наверху единая воля (вне времени и пространства).

Ниже идеи (не имеют достаточного основания), ниже вещи, потом мир человека (разум подправленный волей), еще ниже органический мир (воля к жизни), внизу физический мир (сила).

Из буддизма — в мире есть страдания. Две установки поведения: 1) утверждение воли (подчинение судьбе) 2) отрицание воли (подавление страданий за счет снижения воли) — каким образом? Два способа: а) искусство (позволяет забыть волю, уйти в выдуманный мир и стать чистым субъектом) б) аскетизм (макисимальное ограничение всех желаний, самоограничение) поведение человека не свободно. Центральное понятие эгоизм «все для меня и ничего для другого» две ступени эгоизма: стремление к собственному благу, вторая это удовольствие от чужого горя. Еще понятие — пессимизм. «я бросаю вызов всякой философии с ее оптимизмом».

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА» (часть 2) Рассматриваемые вопросы: Загадка человеческого Я. Философия ценностей. Ценность и смысл человеческой жизни. Литература: Дробницкий О.Г. ... такие переживания не должны доводить нас до отрицания ценностей жизни. Напротив, они заставляют нас дорожить каждым ... Гегеля отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область ...

Взгляды на общество:

1)Человек дикий зверь (центр воля)

2)Государство это «намордник для дикого зверя» «никакой свободы, избави нас Бог от всякой свободы»

Вывод: основатель философии жизни, мистической и иррациональной философии.

Ницше

1844−1900«Ницше великий мудрец или великий подлец, но безусловно великий». Стефан Цвейг «Ницше выбросил черный флаг философии». Периоды творчества: 1) влияние учения Шопенгауэра «человеческое. Слишком человеческое» — книга. 2) критика прежней философии «веселая наука» «по ту сторону добра и зла». 3) собственная философия «так говорил Заратустра» «антихрист».

Особенности философии Ницше

1)«я не человек я динамит». «я взорвал философскую культуру на 7 кусков изменение предмета философии

2)Изменение метода философии а) отрицание понятийного мышления б) нет преемственности мышления в) метод — метафора и афоризм «если долго всматриваться в пропасть, то пропасть начинает всматриваться в тебя» «меня поразило не то что ты меня обманул, а то что я тебе больше не верю» «текст это эхо».

3)Новая трактовка человека «я чужой» середина 20 века я — другой (мысли разные) я чужой (я враг).

В конце 20 века — я -любой(все одинаковы)

4)Новая трактовка времени (два понятия времени — внутреннее время т. е. внутренний психологический мир человека; внешнее время — влияние чужого)

5)Новая трактовка сознания (до Ницше сознание — отражение мира, по Ницше «сознание по ту сторону мира» не дает ответов, а ставит вопросы. «моя философия — горные высоты, можно простудиться» 5 принципов философии: а) переоценка ценностей б) нигилизм в) воля к

власти г) принцип сверхчеловека д) принцип вечного возвращения (цикличность истории).

Первый принцип: отрицание прежних теорий морали. Понятие совести (совесть — слабые люди).

Мораль — любовь к ближнему. Ницше — любовь к дальнему. «раньше была любовь к ближнему, а должна быть к дальнему» (любить только себя) любовь и насилие — связанные вещи. Ответственность перед самим собой. Отрицание счастья. «человек не должен быть счастливым, он должен быть свободным». Счастье

понятие обывательское. Отрицание христианских норм (догм).

«быть христианином неприлично» «церковь — фальшивомонетчица» «главное что Бог ушел» «Бог умер». «падающего подтолкни» «не можешь научить летать, научи падать» «то что не убивает нас делает нас сильнее».

Второй принцип: отрицание ценностей и бытия. Бытия нет есть только становление. Причины нигилизма: а) отрицание гегелевской трактовки истории «история невинна» «прогресс это слово-ублюдок»б) утрата чувства целого (защищенность) в) теория истощения. Дошли до предела и все распалось. «причина нищеты это жажда денег». Г) воля к власти(macht-воля,мощь, власть).

Воля основа жизни. Жизнь это борьба воль. Воля — личное стремление к власти. Критерий значимости поведения. Воля проявление свободы. Причины понижающие волю: а) высокий интеллект «познание опасное занятие». Б) демократия в) женское начало. «когда идешь к женщине бери плеть» «в женщине скрыт и раб и тиран» «женщина это кошка, в лучшем случае корова» Как развить волю: опуститься в состояние «ничто» — отсутствие норм, предельно кризисная ситуация. Четвертый принцип — не лидер (бесконечное становление) «сверхчеловек постоянное мощи» «сверхчеловек это ветер» «остерегайтесь плевать против ветра». Любые средства хороши для сверхчеловека «у маленьких людей маленькие добродетели» «самым главным врагом будешь ты сам» (не станешь сверхчеловеком" человека работающего homofabia (я призываю вас не к работе, а к войне) пятый принцип — а) отрицание истории (ты хочешь сделать это) б) отрицание стандартного поведения в) путь сверхчеловека проходящий три этапа: первый этап верблюда накопление чужих знаний второй льва критика накопленных знаний (истина заменяется оценкой) третий этап ребенка — создание собственных норм (тогда ты сверхчеловек) «он мудрец значит он вернулся к состоянию ребенка» Учение о познании: а) отрицание абсолютной истины «с истиной творится

что-тонеладное" б) отрицание преемственности знания «боги рассмеялись когда один объявил себя единственным» в) отрицание рационально знаний «истина это подвижное войско метафор» Учение Ницше первое направление неклассической философии

Тема: Экзистенциализм

Кьеркегор, ГУссерль, герменевтика (Шлейермахер, Дильтей, Гадамер).

Немцы: Сартр «история жизни это история неудач» Камю «ад это другие». «чем больше я мыслю тем меньше я существую» «этот мир не имеет значения, кто это понял — свободен». Экзистенция — переживание своего существования в данный конкретный момент (франц) по-немецки«дазайн» — бытие здесь и сейчас. Начался в Первой мировой, развился во второй. В Европе в20-егоды в Германии, в50-егоды во Франции, потом Испании, в США после Вьетнамской войны(80-егоды).

В России предшественник Достоевский. Также можно отнести Бердяева (религиозный экзистенциализм).

Хэмменгуэй, Ремарк, Тарковский. Источники направления: 1) Кьеркегор (говорил об отчуждении от мира) 2) Ницше 3) Гуссерль (направленность человеческого сознания).

Причины: а) мировая война (жестокость войны) б) технический прогресс. Ясперс «я хочу жить в одиночестве». Особенности экзистенциализма: 1) критика гегелевской философии 2) особая трактовка предмета философии (ОВФ — объект философии — внутренний разорванный мир человека, В — переживание личного опыта, Ф — форма (литературное эссе).

Камю «философия — учительница жизни» (она учит быть тебя свободным, дает свободу) 3) наличие онтологических чувств (тошнота от мира и окружения; абсурд; вина; постоянная тревога; страх и ужас; тоска) — эти чувства определяют поведение человека. 4) новая трактовка сознания — только страдание. Сознание — твой экзистенциальный опыт. 5) новая трактовка времени — личностное переживание; предчувствие смерти. Ясперс «учиться жить — учиться умирать». 6) онтологическое значение страха (страх перед смертью) Сартр «предчувствие смерти обостряет мою индивидуальность». (страх перед выбором) (страх перед враждебным миром) 7) отрицание стандартов поведения (у французов особенно).

Вывод: экзистенциализм — пантрагическое учение об абсурдности человеческой жизни.

Немецкий экзистенциализм: Карл Ясперс (1883−1969)известный психолог.«психология мировоззрения» (поискать) «духовная ситуация эпохи» «экзистенциальная философия». Былпреподом-оратором.«проблемы немецкой вины». Основные положения: 1) науки изучают человека частично и только экзистенциализм изучает человека полностью. 2) пограничная ситуация — понятие (понимание смысла жизни в кризисной ситуации или предкризисном состоянии) 3) новая трактовка истории Ясперс «история это

не общая задача, а общая судьба". Развитие истории от высшего к низшему (политические режимы будут хуже).

4) понятие «осевое время» — период, когда на смену мифологическому мировоззрению приходит рациональное философское это 8−2века до н.э. 5) теория ассоциального человека Ясперс «здоровые люди это вредные люди». 6) человек должен быть религиозен Ясперс «у каждого человека есть внутренние установки» «я пробиваюсь к бытию через свое существование».

Мартин Хайдеггер (1889−1976).«бытие и время» — смысл бытия (человеческое бытие — конечное).

Основные положения: 1) два вида бытия: а) ман (неистинное бытие) — растворение личного образа жизни в коллективном поведении. Б) дазайн — истинное бытие, проявление смысла жизни в аллогичных (непредсказуемых) ситуациях. 2) новая трактовка бытия — человек внутри природы, часть природы. «человек пастух бытия, а не господин сущего» «нужно прислушиваться к тихому голосу бытия» 3) термин «ничто» — боязнь не найти свое предназначение в жизни. 4) впервые применяет экзистенциалы(эмоционально-окрашенныепонятия): брошенность, забота, покинутость, падение в мир, страх и ужас 5) критика науки и понимание искусства как пути познания истины и бытия. Вывод: в экзистенциализме нет моральной, политической и правовой вины, а только экзистенциальная вина (перед самим собой за самого себя).

Фрацузский экзистенциализм Жан-ПольСартр(1905−1980)«существование раньше сущности» Книга «бытие и ничто» 1943. Основные положения: 1) центральное положение занимает свобода «человек вынужден быть свободным» — свобода выбора. «абсолютная свобода — обуза» «абсолютная свобода разъедает тебя». 2) понятие отчуждения — индивидуальность человека подчинена общественным стандартам и социальным институтам. 3) новая трактовка сознания и бытия (два вида сознания: сознание — вопрос это есть личная оценка событий и сознаниеответ это общее представление о предметном мире. Два вида бытия для мира: бытие присутствия (воспринимаемый мир) и бытие отсутствие (воображаемый мир) — область свободы, потенциальной бесконечной оценочности мира. Три вида бытия для человека: а) бытие для другого (влияние на наше сознание другой личности) б) бытие в себе (бытие в природе, подчинение природным законам) в) бытие для себя (человек не должен подчиняться законам и устоям общества) «человек — дырка в бытии». Появляется понятие «абсурдный человек" — нет прошлого; нет преемственности сознания; он не понимает смысла жизни; все выборы равнозначны. Новая трактовка человека — у человека нет постоянной

Философия 2 семестр — Стр 2

сущности «у человека нет предопределения, есть только самоопределение» «человек это проект самого себя». «человек это то, что он из себя сделает»

Альбер Камю (1913−1960)книги «миф о Сизифе» «бунтующий человек» «посторонний». При жизни получил кличку «совесть Запада». Основные положения: 1) признание абсурдности жизни как средство борьбы с ним 2) бунт, бунтующий человек (бунт — способ преодоления абсурдности жизни).

«Бунт — стратегическое, революция — тактическое». «я бунтую следовательно мы существуем». 3) отрицательно относился к социальным преобразованиям действительности. Высшее проявление абсурда — попытки переустроить мир. 4) трагический человек — не может изменить мир.

Современная западная философия

Особенности современной западной философии 1) новые отношения с наукой 2) тенденция к преодолению метафизики 3) лингвистический поворот

1) Сцелентизм (повышенное значение роли науки) б) антисцентизм

Прагматизм, аналитическая философия, неопозитивизм, постпозитивизм, философия науки, структурализм и др. Антисцентизм (философия жизни; феноменология, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм)

2)Преодоление метафизики

3)Переход от парадигмы сознания к парадигме языка. Позитивизм

Позитивизм — концепции современной философии относимые к сцеентизму (как правильно?).

Сформирована современная научная картина мира. Первый этап развития: Огюст Конт, Джон Милль, Герберт Спенсер. Конт — «курс позитивной философии» — книга. Основатель позитивизма — учение согласно которому знание позитивно лишь в том случае, если строится по образцам конкретных (позитивных) наук. Выдвигает новую градацию наук: математика, астрономия, физика, биология, химия, социология (создал еще обозвал социальной физикой).

Два компонента социологии: социальная статика (эмпирическое исследование структуры общества) и социальная динамика (концепция морального прогресса) — задача новой науки — социальное предвидение и формирование идей общественного развития. Сформулировал закон трех стадий развития общества и мышления: 1) теологическая (фиктивная) — господствуют священники и военные. Все объясняется божественной волей. 2) метафизическая (абстрактная) — философы и юристы, все явления бытия объясняются идеями, идеологиями, силами. 3) позитивная (научная) — происходит объединение теории и практики, через наблюдение и эксперимент выводятся общие закономерности. Ученые и промышленники. Девиз позитивной науки: «знать чтобы предвидеть, предвидеть чтобы избегать». Второй этап — махизм(эмпирио-критицизм).Эрнст Мах. Родоначальник — Рихард Авенариус, его учение о принципиальной координации (без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта).

Концепция психологии научного познания. Истинность это научность, научность — истинность. Придумал мысленный эксперимент. Основные положения: а) основы науки — ощущения, тщательный анализ ощущений. Б) физические законы — ряды

ощущений, а не сущностей скрытых за ними. В) принцип экономии мышления — недопустимость абстрактных сущностей.

Неопозитивизм (логический позитивизм, современный эмпиризм) — любое утверждение которое не проверяется опытом — бессмысленно. 1922 год — создается «Венский кружок» входили математики, логики (Моррис Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнак, Бертран Рассел, Л. Витгенштейн) 1929 — манифест «научное понимание мира». Основные положения неопозитивизмадва вида научного знания: а) эмпирические науки б) логика и математика как главные инструменты познания. Философия — деятельность по прояснению языка. Необходима новая логика. Основа научного философствования — логический анализ языка теории. На первом месте не сознание, а язык. Принцип верификации-научныеположения проверяются фактами. Нельзя проверить — не научны. Истинность — основа науки. Факты — наблюдаемые физические явления. К теоретическим выводам ведет логическая индукция.

Постпозитивизм (критический рационализм) — Карл Поппер, Томас Кун, Лакатос, Фейерабенд. Началокниги Поппер «логика научного открытия» 1959 Кун «структура научных революций» Два направления — а)

релятивистское (Томас Кун, Фейерабенд, Марк Полани) в основе тезис «все в мире относительно, в том числе научных знаний». Уделяется большое внимание социальных знаниям науки. Б) фаллиболистское (Карл Поппер, Лакатос).

Любое научное знание не является окончательным. Промежуточная интерпретация истины которая предполагает замену на лучшую интерпретацию. Общие особенности направлений: 1) ослабление внимания к проблемам формальной логики 2) главная проблема — развитие науки.

Карл Поппер «я могу ошибаться, а вы можете быть правы» «сделаем усилие и возможно мы приблизимся к истине» книги «логика и рост научного знания» «логика научного открытия» «открытое общество и его враги» Считается основателем критического рационализма. Основные положения: теория не есть картина фактов, это изобретение человека. 1) наука и рациональность должны сдерживать иррационализм и тоталитаризм. 2) рационализм — особая норма поведения ученого который не должен бояться критики и опровержений. 3) новая теория — результат критики старой. Критика необходима. 4) критикуйте теории, выявляйте проблемы, изобретайте новые теории. 5) принцип фальсификации — только та теория научна, которая принципиально может быть опровергнута опытом. Защитил философию — не все бессмысленно. Плюрализм и гипотетичность научного знания. «мы не знаем, мы можем только предполагать»

Теория открытого общества: два типа — закрытые общества (докапиталистические и социалистические) — тоталитаризм, примат интересов общества над личностью; социальная демогогия. Открытые общества (демократическое) — плюрализм и мультикультурализм. Правовое государство с развитыми социальными структурами и с гражданским обществом.

Кун — лидер историко-эволюционистскогонаправления. «структура научных революций» книга. Научная парадигма, научное сообщество, научная революция, «нормальная наука» — его понятия. Ход научной революции — 1 этап — нормальная наука 2 этап — экстраординарная наука (кризис, аномалии) 3 этап научная революция и формирование новой парадигмы.

Постмодернизм — культура постиндустриального информационного общества 80 е годы

Причины: 1) перманентные локальные войны 2) бесконечное насилие, нищета, расизм и национализм 3)

Тема: Восток. Китай и Индия.

Китайшколы: конфуцианство, даосизм, легизм. 10 -11век до н.э. На северы джоусы (кочевники, низкая культура) на юге Шанцы (земледельцы, право и мораль).

Особенности древнекитайской философии и мышления: 1) Центральное понятие — небо (порядок, справедливость, судьба).

2) отсутствие материализма и идеализма (только натурализм — законы для природы и общества одинаковы; нормы — должное и сущее) 3) особая трактовка философии (философия — учение о правильном управлении. Задача — научить правильно управлять общество м и государством. Основной вопрослегитимность власти.) 4) принцип традиционализма (сохранение канонов, неизменность норм поведения; принцип преемственности.) Конфуций «не нужно ничего создавать, нужно только передавать» — все создано природой нужно сохранить и передать дальше. Древнекитайская культуракультура молчания. «а говорит ли небочто-нибудь?»«зачем говорить, все неизменно». Социальная этика — учение о государстве, вид моральной философии. Главный предмет — чиновник (мудрец).

Сочетание теории управления и теории морали (считалось морален правитель моральны и подчиненные).

Принцип меритократии (власть достойных) — управление зависит от личных качеств правителя. Правление передается не по наследству, а по способностям. 5) отрицание формальной логики. Формальная логика — вид доказательства. Главный способ объяснения — притча. Минимальное значение религии. Отрицание концептуализма — (описание свойств предмета).

Знание — выполнение моральных норм. Конфуций «даже волос не пройдет между моралью и образованием». Мэн Цзи (ученик Конфуция, последователь) «человек — растущее дерево и текущая вода» Конфуций «великий человек должен иметь детское сердце». 6) отрицание телеологизма (учение о предустановленных целях).

«важно не куда ты идешь, а как ты идешь». «человек делает путь великим». 7) синкретизм мышления — целостное понимание мира.

Учение Конфуция (Кун Цю) «Фу — учитель, Цзы — почтенный»

551 479 до н.э. Книга «Лунь Юйбеседы и суждения» — собрана учениками из изречений. Книга о качестве человека. Конфуцианство — учение о Цзюн Цзы (совершенный человек).

Жень Ши (низменные люди).

Настоящий конфуцианец обладает: а) ли (нормы, ритуалы, традиции).

Более 300 норм. «без Ли рушится государство» «нельзя смотреть на несоответствующее Ли» Ли — вид социального различия и социального общения. Традиции — передачи способов поведения. «отец должен быть отцом, сын сыном,

государь государем" Ли — отрицание наказания. «когда ветер дует трава гнется» трава подчиненные, ветергосударь. «если править с помощью закона, народ будет бояться» — править должна мораль. Ли — уместность обстоятельств (понятие нейтрального качества, «золотая середина» Ли — обязательность регламента «Ли не знает исключений» не будет порядка не будет государства. б) сяо — семейные нормы, культ предков. «первый шаг к злодейству это неуважение к отцу» в) И — чувство внутреннего долга. И зависит от Чи (понятие внутреннего стыда; оценка со стороны ближайшего окружения).

Принцип И (схема Конфуция, устройство неба).

Песочные часы: верхняя часть снизу вверх — Я, семья, государство, небо. Внизу сверху вниз — Я, Имя, Государство, небо.

И — совокупность имен (имя как статус человека).

«управление начинается с исправления имен».

г) чженантикоррупционность, нестяжательство. «лучше быть глупым, чем корыстолюбивым» д) женьсамообладание. Как можно управлять другими если не управляешь собой. Безотчетное автоматическое выполнение норм.

Внутреннее желание норм. То есть личный пример поведения.

Вывод: конфуцианство — вид философии социального управления. Вид восточного рационализма. Конфуцианство становится официальной идеологией во 2 веке до н.э. по конец 19 века.

Индия

Веды — священные тексты. 4 веды. Упанишады — философское учение, заключительная часть вед. Делятся на: ортодоксальные школы и неортодоксальные школы (отрицают веды).

Ортодоксальные: Ниманса, Веданта, Ньяя, Вайшешика. Неортодоксальные: буддизм, чарвака, джайнизм.

Философия буддизма

Главная книга — трипитака (три корзины истин).

Истин много. После смерти Будды через 200 лет. Буддапросвещенный, просветленный. Сиддхартха Гаутама — выполнивший предназначение. Будда имеет три имени: выше, Шакья-муни,Татхагатта (японский вариант).

Основные направления буддизма: 1) индийский буддизм — центральное понятие — нирвана. 2) Чань буддизм (китайский)-основноепонятие — медитация 3) Дзен буддизм — тоже медитация. Медитация — прекращение интеллектуальной работы ума. Очищение сознания. Чувство единства с природой. 4 истины буддизма: а) в мире есть страдания (дукха) б) у страдания есть причины (танха) в) эти

причины можно устранить (миродха) г) для этого есть путь устранения причины (магга).

«рождение уже есть страдание» «все что существует уже недостаточно». Танха — ложные желания, изменчивость мира. Вторая причина страданий — сансара — круговорот рождений и смертей в предыдущих жизнях. Сансара зависит от кармы. Карма — совокупность добродетелей и пороков в предыдущих рождениях. Ниродха — устранение страданий есть прекращение сансары — то есть достижение нирваны (затухание желаний).

Архат — человек достигший нирваны, прекративший сансару. Нирвана — потеря индивидуальных свойств; отказ от желаний; единство с природой; пустотная психика (отсутствие земных образов).

Магга

— путь устранения от страданий. Погружения в нирвану. Восьмеричный путь: 1) правильные взгляды (важно не то что ты делаешь, а что ты думаешь).

Принцип ненасилия. Отрицание мести и наказания. «ненависть прекращается от любви». 2) правильное стремление: включает в себя принцип гуманизма. Принцип непривязанности к отдельному (например животному).

3) правильная речь — отрицание лжи и лицемерия; отрицание легкомыслия; 4) правильные действия 5) правильный образ жизни 6) правильное мышление 7) правильная память (обдуманность действий) 8) правильное сосредоточение (несколько этапов)

Две школы буддизма: махаяна (большая колесница; школа для всех) — главное понятие ботхисатва (человек достигший просветления, но оставшийся в физическом мире учить других); Будда везде Будда это любая вещь и хинаяна (малая колесница, школа монахов-отшельников).

Вывод: буддизм — вид морально-религиознойфилософии. Это религия, культура, мораль и философия

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector