Диастереомерия — копия

№ 1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1.1. Индийские материалисты.

Локаятики

1.2. Древнекитайский философ (III—IV в. до н. э.).

Лаоцзы

1.3. Одно из основных направлений методологического познания в Древнем Китае.

Нумерология

1.4. Одно из важнейших направлений развития философской мысли в Китае.

Даосизм

1.5. Неортодоксальное учение в Индии.

Джайнизм

1.6. Ортодоксальная школа ритуалов в Индии: а) вайшешика б) миманса в) буддизм

Миманса

1.7. Ступень познания в индийской философии.

Прамана

1.8. Династия, во время правления которой наблюдалось интенсивное развитие философии в Китае.

Лу

1.9. Учение, резко критиковавшее и не принимавшее конфуцианство: а) легизм б) даосизм в) моизм

Легизм

1.10. Конечная цель Дао.

Человек

1.11. Ортодоксальная школа познания мира: а) джайнизм б) ньяя в) веданта

Веданта

1.12. Судьба, довлеющая над нами (философия Древней Индии): а) сансара б) рита в) карма

Рита

1.13. Одно из важнейших направлений развития философской мысли в Китае, наряду с конфуцианством: а) легизм б) даосизм в) моизм

Даосизм

1.14. Верховное божество в китайской философии (наивысший правитель, Божество неба): а) Дао б) Ли в) Тянь

Тянь

1.15. Своеобразная теория истины в древнеиндийской философии: а) вайшешика б) миманса в) буддизм

Буддизм

1.16. Закон мира, на основе которого развивается сат-асат: а) рита б) брахма в) карма

Брахма

1.17. Литература, образующая конец ведического периода в Индии.

Упанишады

1.18. Ортодоксальная школа логики в Древней Индии: а) ньяя б) веданта в) вайшешика

Вайшешика

1.19. Низшая ступень познания, которая не может привести к истине (китайская философия).

Реальность

1.20. Школа психологии в Древней Индии. а) санкхья б) веданта в) йога

Йога

1.21. Универсальный космический порядок, который властвует над всем, ему подчинены и боги.

Рита

1.22. Круговорот жизни в индийской философии: а) карма б) драхма в) сансара

Сансара

1.23. Понятие в древнеиндийской философии первоосновы абсолютной первопричины мира: а) сат-асат б) брахман-атман в) карма

брахман-атман

1.24. Духовная сущность каждого индивида.

Атман

1.25. Конечная, высшая цель, выход из круговорота перерождений (в буддизме).

Нирвана

№ 2 ДОСОКРАТОВСКДЯ ФИЛОСОФИЯ

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... в мифологии, ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных произведений придает ...

2.1. Главный вопрос древнегреческой философии.

О первоначале мира

2.2. Родоначальник греческой философии: а) Фалес б) Гераклит в) Аристотель

Фалес

2.3. Неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало.

Апейрон

2.4. Кто в качестве субстанциально-генетического начала вселенной рассматривает огонь: а) Гераклит б) Демокрит в) Фалес

Гераклит

2.5. Центральное понятие элейской философии: а) человек б) космос в) бытие

Бытие

2.6. Философ, сводящий многообразие мира к двум началам: а) Парменид б) Анаксимен в) Зенон

Парменид

2.7. Трактаты какого философа посвящены доказательству иллюзорности мира и движения. а) Анаксимен б) Демокрит в) Зенон

Зенона

2.8. Древнегреческое понятие, которое выражает отсутствие выхода, тупик, непреодолимую трудность.

Апория

2.9. Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм … (какого философа)

Демокрита

2.10. По Демокриту, бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое —…

Атом

2.11. По Демокриту, … — это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных огненных атомов.

Душа

2.12. Основой всего сущего Фалес считал … а) огонь б) воду в) воздух

Воду

2.13. Понятие в древнегреческой философии, выражающее первоматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.

Архэ

2.14. Элемент, ядро, основа в логическом смысле слова.

Стойхейон

2.15. Второй выдающийся милетский философ, возможно ученик Фалеса, изучавший природу.

Анаксимандр

2.16. Ученик и последователь Анаксимандра.

Анаксимен

2.17 Начало всего сущего по Анаксимену. а) воздух б) вода в) огонь

Воздух

2.18. Философ из Эфеса.

Гераклит

2.19. Основа всего по Гераклиту. а) воздух б) огонь в) вода

Огонь

2.20. Как называли древнегреческие философы душу.

Психе

2.21. Идейный предшественник элейской школы.

Ксенофан из Колофана

2,22. Основатель элейской школы. а) Зенон б) Парменид в) Ксенофан

Парменид

2.23. Парменид рассматривает чувственный мир лишь как…

Мнение

2.24. Наиболее яркий ученик Парменида.

Зенон

2.25. Выдающаяся философская школа, которая уделяла боль-шое внимание развитию математики.

Пифогорейцы

№ 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

3.1. Первоначальное значение слова «софист».

«мудрец»

3.2. Единственное бытие в философии софистов и Сократа.

человек

3.3. Философы, отрицающие принципиальную возможность познания бытия: а) материалисты б) агностики в) идеалисты

агностики

3.4. Учение об относительности всех наших суждений.

релятивизм

3.5. Основополагающая способность человека по Сократу.

разум, мышление

3.6. Метод Сократа” означающий «повивальное искусство». Помогает рождению человеческой мысли.

майевтика

3.7. Исходное начало метода Сократа («Я знаю, что я ничего не знаю»).

ирония

3.8. Одна из трех человеческих добродетелей означающая знание как соблюдать законы божественные и человеческие: а) храбрость б) умеренность в) справедливость

справедливость

3.9. Первый философ афинянин: а) Сократ б) Демокрит в) Платон

Сократ

3.10. Идея Платона, которая стоит выше всего, выше других идей.

7 стр., 3305 слов

Философия древней Индии 2

... и эпизодическое божество ведического пантеона - Брахман. Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем, ... подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении ... они рассматриваются как духовный абсолют, бестелесная первопричина мира и внутренняя сущность всех его проявлений и ...

идея красоты и добра

3.11. Познание настоящее, проникающее в мир идей, истинное … согласно Платону.

познание разумное

3.12. Ядро гносеологических концепций Платона.

теория воспоминания

3.13. Создатель, который сообщил миру определенный порядок и последовательность.

демиург

3.14. Одна из социальных групп идеального государства (по Платону): а) правители б) ученые в) земледельцы

правители

3.15. Добродетель правителей.

мудрость

3.16. Добродетель воинов.

храбрость

3.17. Добродетель народа.

умеренность

3.18. Добродетель, не относящаяся к отдельным сословиям, но являющаяся некой «державной» добродетелью.

справедливость

3.19. Что представляет собой действительное бытие (по Аристотелю)?

единство материи и формы

3.20. С чем весьма тесно связывает Аристотель движение?

с изменением

3.21. Реализация цели (по Аристотелю).

энтелехия

3.22. Сколько различных уровней имеет душа по Аристотелю: а) 2 б) 3 в) 4

З(три)

3.23. Какое познание Аристотель считал в основе истины: а) разумное б) созерцательное в) чувственное

чувственное

3.24. Основа уравновешенной и благополучной жизни, по Аристотелю.

умеренность

3.25. Принцип, проходящий через всю этику Аристотеля.

принцип активной деятельности человека

№ 4 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4.1. Первый из философов Средневековья, попытавшийся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке: а) Ориген б) Августин в) Эриугена

Ориген

4.2. Художественный метод, наиболее полно воплощающий объектно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства.

реализм

4.3. Английский философ, логик, представитель поздней оппозиционной схоластики, монах-францисканец. а) Оккам б) Эриугена в) Боэций

Оккам

4.4. Название философии раннего христианства.

апологетика

4.5. Философия этого философа базировалась на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства. а) Эриугена б) Филон Александрийский

Филон Александрийский

4.6. Учение о божественном Логосе развивали представители…

стоицизма

4.7. Средневековое мировоззрение по своей сущности …

теоцентрично

4.8. Принцип осмысления и переработки мыслительного материала в христианской теологии или принцип богооткро-венности.

ревеляционизм

4.9. Мировоззрение, согласно которому Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли.

креационизм

4.10. Мировоззрение, утверждающее исключительную роль человека среди творений Бога.

антропоцентризм

4.11. Согласно этому мировоззрению, промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер.

провиденциализм

4.12. Учение о конце мира …

эсхотология

4,13. Учение о Божественном проникновении в человеческое познание является основой одного из крупнейших направлений средневековой философии — …

мистицизма

4.14. Наряду с мистицизмом, в средневековой философии огромным влиянием пользовалась «школьная философия» (название «школьной философии»).

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... подход к человеку характерен для Варианты ответов: фрейдизма средневековой философии философии И. Канта религиозной философии Необязательность предварительной системы доказательств, опора на здравый смысл ... измерить Книга И.Канта «Критика практического разума» посвящена… Варианты ответов: Философии техники Экономической теории Этике Эстетике Концепция социализации личности предполагает Варианты ...

схоластика

4.15. Представители ранней патристики …

апологеты

4.16. Направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами…

номинализм

4.17. Официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского: а) неотомизм б) реализм в) апологетика

неотомизм

4.18. Один из наиболее ярких философов-номиналистов, XI— XII в. в. а) Фома Аквинский б) Ориген в) Росцелин

Росцелин

4.19. Средневековый философ, который впервые дал четкое разделение понятий сущности и существования: а) Боэций б) Росцелин

Боэций

4.20. Как называется учение, утверждающее приоритет воли над разумом?

томизм

4.21. Общие понятия …

универсалии

4.22. Название логики в средневековой философии.

диалектика

4.23. Самое распространенное и опасное для христианства течение…

гностицизм

4.24. Доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире.

теодицея

4.25. Юрист, философ и теософ, активно поддерживавший тезис о несоединимости философии и религиозной веры: а) Теофил Антиохийский б) Квинт Тертуллиан

Квинт Тертуллиан

№ 5 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Климент, Ориген, Августин)

5.1. Средневековый философ-мистик, близкий к неаплатонизму.

Августин Блаженный

5.2. Философ эпохи средневековья, который стремился к синтезу эллинской культуры и христианской веры.

Климент

5.3. Кто из философов средневековья говоря о раздвоении человека называет болезнью души, неподчинением ее самой себе?

Августин Блаженный

5.4. Чувственный мир существует во времени но не является единственным: считает … а) Августин Блаженный б) Ориген в) Климент

Ориген

5.5. Он открыл «внутреннего человека», целиком обращенного к надкосмическому творцу.

Августин Блаженный

5.6. До настоящего времени его философия широко используется протестантскими и католическими богословами: а) Августин Блаженный б) Ориген в) Климент

Августин Блаженный

5.7. Представленный им тип христианства не нашел себе места в средневековой мысли.

Климент

5.8. Конечная цель человека в спасении и возвращении к Богу: а) Августин Блаженный б) Ориген в) Климент

Ориген

5.9. Как у Платона, у … ум вечно рождается из единого, поэтому акт творения мира … мыслит во времени.

Ориген

5.10. Воззрение, как считает … есть один из источников патристики.

Августин Блаженный

5.11. … разработал теорию о гармонии разума и веры.

Августин Блаженный

5.12. Религиозный идеал … сохраняет черты античной философии гуманизма.

Климента

5.13. Истинные веры делятся, по … , на существенные и менее существенные.

Оригену

5.14. Лишь отчасти можно познать Бога, считает …

Ориген

5.15. Кто первым из представителей средневековой философии развил христианскую концепцию всемирной истории: а) Августин б) Ориген в) Климент

Августин

5,16. Начитанность … проявилась в собрании набросков, названных «строкаты», которую он с известными оговорками ставит наравне с Библией.

Климента

5.17. Душа способна приближаться к Богу, так как она нечто среднее между плотью и духом: утверждает …

12 стр., 5684 слов

Тема: Философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга

... Шеллинга; 2) рассмотреть натурфилософию Шеллинга; 3) изучить теорию Абсолюта и положительную философию Шеллинга. Большую часть своей философской деятельности Шеллинг посвятил попыткам рациональной реконструкции сущего. Воодушевившись поначалу идеями Фихте, ... до 1823 г. В последние годы в Йене Шеллинг вместе с Гегелем издавал «Критический философский журнал», пришедший на смену шеллинговскому ...

Ориген

5.18. Кто из отцов церкви, представитель патристики, подводит к идее прогресса христианства?

Августин

5.19. Проводит идею о первенстве веры над знанием …

Августин

5.20. … свои философские труды посвятил своей основной идее — идее личности.

Августин

5.21. Сын Божий — вечносущий Логос, утверждает в своей философии …

Ориген

5.22. Премудрость Божья подобна лучу света, исходящему из первого истока, говорил…

Ориген

5.23. Кто из представителей патристики полагает, что источником зла является злая воля: а) Августин б) Ориген в) Климент

Августин

5.24. … говорит о единой сущности, как о единой субстанции

Августин

№ 6 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

6.1. Понятие абсолютного (безграничного) максимума (макрокосма) в философии Кузанского…

беспредельность

6.2. Главный труд Н. Кузанского.

«Об ученом незнании»

6.3. В философии … идеи неоплатонизма перекрещивались с сильным влиянием ранней греческой философии

Бруно

6.4. В основе мировоззрения … — возрождение «идеи идеалов раннего христианства», возврат к истокам во всех областях жизни

Роттердамского

6.5. Его открытия обосновали гелиоцентрическую систему Коперника в борьбе со схоластикой аристотелевско-птоло-меевской традиции

Галилей

6.6. Крупный философ и филолог эпохи Возрождения, который выдвинул теорию единой христианской религии

Роттердамский

6.7. Философское направление теории познания Кузанского, в котором существует Божественное существо — Бог, который является своеобразным пределом.

схоластика

6.8. Он придерживался прогрессивной теории двойственной истины

Галилей

6.9. Три ступени у Н. Кузанского: а) чувственность б) зрительность в) рассудок г) разум д) эффективность

а), в), г)

6.10. Этика …проникнута утверждением «героического энтузиазма» безграничной любви к бесконечности

Бруно

6.11. Кузанский объявляет … имеющим значение только для низшей умственной способности

рассудок

6.12. Так называемые вторичные качества по … лишены субста-циональности и поэтому должны быть элиминированы из научного знания

Галилею

6.13. Понятие завершенного максимума у Кузанского …

мир, природа

6.14. Основной единицей бытия по мнению … есть монада, в деятельности которой сливаются объект и субъект.

Бруно

6.15. … — бесспорный глава течения в гуманизме, называемом «христианским гуманизмом».

Роттердамский

6,16. Исходным пунктом познания по … является чувственный опыт.

Галилею

6.17. Что считал целью философии Бруно ?

познание природы

6.18. … видел, что возможности человека ограничены и безграничны.

Кузанский

6.19. На каком принципе Коперник основывает новую астрономическую систему? а) относительность б) совпадение противоположностей в) вероятность

относительности

6.20. Что такое Бог в философии Бруно ?

монада всех монад

6.21. В конце жизненного пути он принужден публично отказаться от своих гелиоцентрических идей.

12 стр., 5951 слов

Философия 47

... Гельвеций Гольбах 7.эпоха немецой классической Ф. Анализ рац способа И. Кант Фихте Гегель ... будет рассуждать философия является Философия. Ф рассматривая ... Руссо Д. Дидро Ж.О.Лометри( чел-к как механич устройство особого вида. Особенность в умении мыслить. Мыслящие животные) Вольтер ...

Галилей

6.22. Кто переводит философию с пути теологических спекуляций на путь натуралистических размышлений о природе, человеке.

Кузанский

6.23. Создателем гелиоцентрического учения эпохи Возрождения является…

Коперник

6.24. Католическая церковь признала Коперника и Бруно …

еретиками

6.25. Иоганн Кеплер является последователем …

Коперника

6.26. Как называется стремление ликвидировать запредельность бога и сблизить его с миром?

пантеизм

6.27. Кто первым из представителей эпохи Возрождения пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их: а) Кузанский б) Бруно в) Роттердамский

Бруно

6.28. Он отвергает акт творения мира за шесть дней и переходит к термину эманации — развертывания и свертывания Вселенной.

Кузанский

6.29. Кому принадлежат слова перед смертью: «Вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю!»?

Бруно

6.30. Академия во Флоренции приходит к выводу, что подлинная религиозная истина еще не достигнута. Путь к полному познанию они видели в …

платонизме

6.31. Кто проводил острую сатиру на епископов и кардиналов?

Роттердамский

6.32. Как можно охарактеризовать философское мышление эпохи Возрождения?

антропоцентрическое

6,33. Специфическая черта натурфилософии Возрождения.

пантеизм

6.34. Древнегреческий философ, чьи идеи возрождал Н. Кузанский: а) Аристотель б) Платон в) Демокрит

Платон

6.35. Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса есть…

Бог

6.36. Только благодаря … человек имеет представление о мире и может изменить мир, подчеркивает в философии Кузанский.

разуму

№ 7 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

7.1. … перешел на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в учении о монадах.

Лейбниц

7.2. … исходил из понятия «природа — это Бог».

Спиноза

7.3. Один из родоначальников «новой философии» и «новой науки», выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции: а) Декарт б) Лейбниц в) Спиноза

Декарт

7.4. Совершенство действительного мира … понимал как «гармонию сущности и существования».

Лейбниц

7.5. Субстанция едина по мнению …

Спинозы

7.6. В противоположность дуализму, … считал, что природа есть причина самой себя.

Спиноза

7.7. Он … требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности.

Декарт

7.8. Душа не подчиняется никакой закономерности, следовательно душа — это Бог, считал …

Декарт

7.9. Какие два направления познания складываются в учении Спинозы о природе?

рациональное и интуитивное

7.10. Природной закономерностью объясняется духовный принцип в философии …

Декарта

7.11. Он … доказывает, что субстанций множество и все они духовные.

Лейбниц

7.12. Мир физический существует только как несовершенное, чувственное выражение истинного мира, считает …

Лейбниц

7.13. По мнению … , существование всякой реальности, в том числе и Бога, удостоверяется через самосознание.

Декарта

7.14. Кто из философов Нового времени доказал. что человеческая свобода возможна: а) Спиноза б) Декарт в) Лейбниц

Спиноза

7.15. «Не только все сложное может привести к простому, но простое может стать сложным». — подчеркивает …

8 стр., 3934 слов

Философия 97

... логические позитивисты, многие из которых после 1960 стали сторонниками аналитической философии. Придерживаясь верификационного принципа, позитивисты считали научными только такие утверждения, истинность или ложность которых можно ... общественного сознания. Критика С. с т.зр. философии науки может быть сведена к следующим тезисам.  1. Сторонники С. считают, что для понимания мира, в котором ...

Лейбниц

7.16. «Процесс познания тем больше, чем больше рассудок стремится к разуму.» — утверждает … в своей философии

Декарт

7.17. Высшим видом интеллектуального знания считал он интуицию ума.

а) Спиноза б) Декарт в) Лейбниц

Спиноза

7.18. Декарт развил два подхода к разуму: … и …

индукция и дедукция

7.19. По мнению …, свойство вещей является субъективной реальностью, они даны в сознании человека.

Спинозы

7.20. Он … придавал большое значение вероятностному знанию.

Лейбниц

7.21. … признал волю зависимой от мотивов.

Спиноза

7.22. Как утверждал … , самосознание не замкнуто на себе. а разомкнуто, открыто Богу.

Декарт

№ 8 НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

8.1. Природа — это живое существо. Она одухотворена, считал …

Шеллинг

8.2. … подчеркнул значение «практической» философии.

Фихте

8.3. Кто из философов утверждает, что природа существует не сама по себе, а чтобы осуществлять деятельность «Я»: а) Фихте б) Шеллинг в) Гегель

Фихте

8.4. Философия … отразила противоречивый характер Германии накануне буржуазной революции.

Гегеля

8.5. В противоположность Гегелю, … — романтик.

Шеллинг

8.6. В основе «Наукоучения» … лежит теория субъективного идеализма.

Фихте

8.7. Подобно Спинозе … видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости

Фихте

8.8. Его учение свелось к фанатизму.

Шеллинг

8.9. … обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале.

Гегель

8.10. Ценнейшим приобретением его философии была диалектика.

Гегель

8.11. Органом разумного познания … признавал непосредственное созерцание истины умом, то есть «интеллектуальную интуицию»: а) Фихте б) Шеллинг в) Гегель

Фихте

8.12. Его исходное «Я» не индивидуальное «Я», но не субстанция, вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания.

Фихте

8.13. Отличие своей системы от субъективного идеализма Фихте … видел в том, что фихтевскому исхождению от субъекта он противопоставил исследование, для которого первичным является объективное.

Шеллинг

8.14. «Все действительное разумно, все разумное действительно»

Гегель

8.15. … создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.

Гегель

8.16. Кто из представителей немецкой классической философии примкнул к сторонникам романтической школы: а) Фихте б) Шеллинг в) Гегель

Шеллинг

8.17. От «философии природы»… перешел к философии тождества.

Шеллинг

8.18. Гегель считал, что мир …

закономерен

8.19. В основе мира лежит разум указывает …

Гегель

8.20. В отличит от Фихте, … распространил «интеллектуальную интуицию» на все ступени размышления сознания по поводу его собственной деятельности

Шеллинг

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... Рационализм (Декарт) Просвещение (Ж.Ж. Руссо, Вольтер) Гносеологическая проблематика(методы познания истины), социально-политическая проблематика, идея свободы, изменения монархического строя Немецкая классическая философия 18-19 века Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель Вопросы онтологии ...

8.21. Исходное положение философии … — тождество бытия и мышления.

Гегеля

8.22. По Гегелю, попытка представить универсум определяется как…

абсолютная идея

8.23. В основе процесса познания у Шеллинга лежит …

культура

8.24. Родоначальник немецкого классического идеализма: а) Гегель б) Кант в) Фейербах

Кант

8.25. Согласно Гердеру, человек является … а) микрокосмом б) макрокосмом

микрокосмом

8.26. Один из важных факторов концепции истории (по Герде-РУ).

традиция

8.27. Первая ступень общественной организации по Гегелю: а) семья б) деспотическая власть, передающаяся по наследству в) власть выбранных судей и военных вождей

семья

8.28. Как называет Кант способ вопрошания (вопрошания о возможности)?

трансцендентальным

8.29. К какому слою человеческого сознания относятся индивидуально-психологические особенности человека (по Канту); а) эмпирический б) трансцендентальный

эмпирический

8.30. Что является предметом теоретической философии по Канту? а) изучение самих вещей б) исследование познавательной деятельности в) установление законов человеческого разума и его границ

в)

8.31. Как называют трансцендентальную философию Канта?

теория субъекта

8.32. Мышление, оперирующее понятиями и категориями (по Канту).

рассудок

8.32. Пространство по Канту: а) априорная форма внешних чувств б) априорная форма внутренних чувств

а)

8.33. Время по Канту: а) априорная форма внешних чувств б) априорная форма внутренних чувств

б)

8.34. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка.

разум

8.35. Что является целью самосознания, по Канту?

разумная воля

8.36. Исходное понятие системы Фихте: а) «Я » б) «ОНО» в) «ТЫ»

«Я «

8.37. Как существует природа у Фихте? а) сама по себе б) чтобы осуществлять деятельность «Я»

б)

8.38. Что у Фихте становится единственным источником всесущего?

активность

8.39. Что является центром абсолютного «Я», по Фихте?

воля

8.40. Единственная подлинная реальность по Шеллингу.

ДУХ

8.41. Какой дух способен порождать природу ?

неразбуженный

8.42. Какими понятиями объемлется процесс развития природы по Шеллингу: а) воля и разум б) воля и дух в) разум и дух

разум и дух

8.43. Отражением мира идей, по Гегелю, является …

мир вещей

8.44. Субстанция, составляющая сущность, первооснову всех вещей в философии Гегеля, есть …

абсолютная идея

№ 9. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

9.1. Движение природы, по …, происходит по вечному закону, но Бог неотделим от природы.

Вольтеру

9.2. В философии … быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма и атеизма.

Дидро

9.3. Наряду с существованием Бога … признавал также и бессмертную душу: а) Дидро б) Вольтер в) Руссо

Руссо

9.4. … критикует дуализм, отбрасывая представление о душе. как особого рода субстанции

Вольтер

9.5. В теории познания … придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей.

Руссо

9.6. Методами и руководителями в его познании являлся эксперимент и наблюдение.

Дидро

9.7. Сознание — свойство материи, присущее только живым телам подчеркивал… а) Дидро б) Вольтер в) Руссо

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... мифологии, ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание художественных ... и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики. (6,с. 10.) Мировоззрение представляет собой сложное духовное явление, ...

Вольтер

9.8. … в механическое материалистическое понимание природы внес некоторые элементы диалектики — идеи связи материи и движения.

Дидро

9.9. … выступал против имущественного неравенства

Руссо

9.10. … считал, что лучшим типом государства является республика: а) Дидро б) Вольтер в) Руссо

Вольтер

9.11. В теории познания … отверг представление идеалистов о спонтанности мышления: все умозаключения коренятся в природе.

Дидро

9.12. Этот философ считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствует дружба и гармония.

Руссо

9.13. … разделяет взгляды Локка о первичных и вторичных качествах.

Дидро

9.14. Важнейшее место в учении Руссо занимает проблема : а) отношения между людьми б) государственная власть в) человек и природа

б)

9,15. … считал материю причиной ощущений, решительно отвергал философию Беркли.

Дидро

9.16. Педагогические взгляды … противостояли нормам феодальной педагогики.

Руссо

9.17. … развил взгляд Бэкона, согласно которому знание имеет целью не самодовлеющее постижение истины, а достижение способности совершенствовать.

Дидро

9.18. С особой непримиримостью разоблачал церковь … а) Дидро б) Вольтер в) Руссо

Вольтер

9.19. … писал, что человек, как биологический вид, имеет свою историю становления.

Руссо

9.20. Он безосновательно отрицал роль наук и искусства в улучшении нравов людей: а) Дидро б) Вольтер в) Руссо

Руссо

9.21. … отстаивал идеи о материальности мира, о единой несотворенной материи.

Дидро

9.22. Его позиция не всегда отличалась достаточной последовательностью.

Вольтер

9.23. … исследовал социальные области причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми: а) Дидро б) Вольтер в) Руссо

Руссо

9,24. … рассматривал историю не как проявление воли Бога, а как творчество самих людей.

Вольтер

№ 10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

10.1. С какими именами были связаны главные философские направления, под влиянием которых находилось русское масонство?

Сен-Мартен, Яков Беме

10.2. Какой русский философ ввел понятие «всеединства», как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты?

Соловьев

10.3. Что явилось идеологией русской централизованной государственности?

иосифлянство

10.4. Его любили награждать лестными эпитетами — «русский Ориген», «русский Платон». «Пушкин русской философии».

Диастереомерия — копия — Стр 2

Соловьев

10.5. Он разлагал смысл жизни человека на два пути: первый — послушание и творчество; второй — построение мира и восхождение из мира.

Бердяев

10.6. Ключевым принципом интуитивизма … являлось «органическое миропонимание», которое он разрабатывал на протяжении всей своей жизни.

Лосского

10.7. Он мечтал о соединении Римского папы с властью русского царя, как об основе для осуществления на земле Царства Божьего.

Соловьев

10.8. Какое течение русской философии придерживалось мнения катастрофы — уничтожения Земли вследствие того. что планета Земля противопоставила себя Абсолюту -— Космосу?

русский кос-мизм

10.9. Кто завершал собой классическое славянофильство и намечал переход к позднейшему русофильству?

Данилевский

10.10. Кто влюблялся 27 раз, но любил однажды?

Соловьев

10.11. Взгляды этого философского течения были скорее националистического, нежели миссинистического характера.

славянофильство

10.12. У кого основной целью жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции?

Чернышевский

10.13. На какие две противоборствующие группировки разделялась передовая русская интеллигенция в 40-х годах XIX века?

западники и славянофилы

10.14. Кто говорил, что эволюция природы проходит пять ступеней царства: минералов, растительное, животное, человеческое. Божье?

Соловьев

10.15. Кому принадлежит труд «Философические письма»?

Чаадаеву

10.16. Основной идеей этого философского течения было признание абсолютной единицы Космоса.

космизм

10.17. Что является основным злом, по Федорову ?

смерть

10.18. Кому принадлежат слова: «Разум не может быть затмен верой»?

Максиму Греку

10.19. Основными чертами русской философии являются: … ,

гносеология, онтология, антропоцентризм

10.20. Кто сказал: «…в словах “Бог” и “религия” вижу тьму, мрак, цепи, кнут»?

Белинский

10.21. Что объединяет Федорова, Циолковского, Рериха?

космисты

10.22. Один из основоположников славянофильства.

Киреевский

10.23. Основами его философических взглядов были: духовный универсализм, всечеловечность, искание града Божьего.

Мережковский

10.24. Он считал главным злом эгоизм.

Соловьев

№ 11. ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

11.1. Основными вопросами его философии являются: иметь или быть?, что соответствует названию одной из его книг: а) Фрейд б) Юнг в) Фромм

Фромм

11.2. Это философское направление, где сама философия отрицается как наука, а признаются конкретные науки.

позитивизм

11.3. Он разделял концепцию «Я» на: сознание, бессознание и подсознание: а) Фрейд б) Маркс в) Рассел

Фрейд

11.4. Интуиция — это: а) работа сознания на бессознательном уровне, про-рыв бессознательного в сознание б) процедура познания, предполагающая использование правил и символов на основе согласования договоренности субъектов по познанию

а)

11.5. На какие две ступени делится неопозитивизм?

махизм и позитивизм

11.6. Сутью чего является высказывание: «Все познанное может вписаться в язык науки, но непознанное должно быть по-своему классифицировано»?

11.7. Согласно какому философскому течению задачи философии — заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия?

экзистенциализм

11.8. Кто является основоположником психоаналитической философии а) Фрейд б) Рейхенбах в) Соловьев

Фрейд

11.9. Кому принадлежит труд: «Факт, Вера. Истина, Познание»?

Рассел

11.10. Перечислить ступени логического познания.

рассудочная и разумная процедура

11.11. Назовите новые течения в современной западной философии.

структурализм, герменевтика

11.12. Какое познание основано на ощущении? а) чувственное познание б) логическое познание

чувственное

11.13. Согласно высказыванию какого философа понятия получают свое содержание не из объективного мира, а из действий и операций субъектов: а) Коперник б) Бруно в) Дьюи

Дьюи

11.14. Какому философскому течению принадлежат: Камю, Марсель, Сартр, Хайдеггер? а) экзистенциализм б) прагматизм в) неотомизм

экзистенциализм

11.15. Что объединяет Ж. П. Сартра и М. Ломоносова?

Они были философами

11.16. Какое течение раскрывало любое событие как сплошной поток изменения? а) догматизм б) релятивизм

Релятивизм

******************************************************

№ 1. ФИЛОСОФСКИЕ ПАРАДОКСЫ

1.1. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты — шраманы.

брахманы

1.2. Восхождение по пути совершенствования в йоге завершается состоянием нирваны

буддизм

1.3. В Индии истинное бытие сат выступает воплощением сил, дезорганизующих космос.

не-бытие-асат

1.4. Чувства и разум признаются способными зафиксировать лишь конкретные проявления сущего и постичь его самого.

не постичь

1.5. Предфилософия Вед и Упанишад получила дальнейшее развитие в «Бхагавадгите».

«Махабхарата»

1.6. Локаятики утверждали, что первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, космос, огонь.

воздух

1.7. Методология познания в Древнем Китае развивалась по двум основным направлениям — нумерологическому и иррациональному.

протологическо-му

1.8. Фань Чжень говорил, что без Ли не может быть порядка, а следовательно, и процветания в государстве.

Конфуций

1.9. Вайшешика одна из первых пришла к отрицательному доказательству.

Ньяя

1.10. Мен-цзы подверг сомнению предопределенность судьбы

Лао-цзы

1.11. Веданта была одной из неортодоксальных школ.

ортодоксальных

1.12. В эпоху Цин высокого развития достигли китайская письменность, наука, литература и искусство.

Тан

1.13. Инь в китайской философии является светлым началом.

темным

1.14. Драхма — закон нравственной жизни.

Карма

1.15. Учение о материальности и реальности проповедовали мадхьямики.

об иллюзорности и нереальности мира

1,16. Основателем джайнистского учения считается Будда.

Вардхамана

1.17. Одним из материалистических учений является буддизм.

локаята

1.18. Ваю — бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев.

Индра

1.19. Конфуций выступал против учения, разделявшего людей на «благородных» и «низких» и устанавливающего различные нормы поведения для различных социальных групп.

Мо-цзы

1.20. Ценные сведения о состоянии философской мысли средневековой Индии содержатся в работах приверженцев школы саутрантика.

пурвамимансы

1.21. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Они постигаются рациональным путем.

конфуцианство

1.22. Тянь — это понятие, при помощи которого возможно дать универсальный ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего.

дао

1.23. Санкхья — школа ритуала.

миманса

1.24. Для легистов характерно стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ.

электиков

1.25. Сансара — учение о невозможности перевоплощения души.

о возможности

1.26 Ван Би — крупнейший китайский материалист.

Ван Чун

№ 2. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

2.1. Основой всего сущего Фалес считал огонь.

вода

2.2. Анаксимен был первый рационалист.

Анаксимандр

2.3. Апейрон имеет границы и определения.

безграничное

2.4. По Гераклиту, только чувства дают знания.

разум

2.5. Представители элейской школы: Сократ, Демокрит.

Эмпедокл, Парменид

2.6. Сократ говорил, что: «В здоровом теле здоровый дух».

Демокрит

2.7. Демокрит говорил, все в мире случайно.

не случайно: все имеет свои причины

2.8. Платон говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Сократ

2.9. Сократ считал, что чувства и ум имеют четкую границу.

между чувством и умом нет разницы, они порождают друг друга

2.10. За основу своего учения Платон взял труды Аристотеля.

Сократа

2.11. По Платону, человеческое общество совершенно.

несовершенно

2.12. Гераклит создал миф об Атлантиде.

Платон

2.13. Теория Платона об идеальном государстве предполагала защиту интересов рабов.

нещадная эксплуатация рабов

2.14. Аристотель полностью разделял взгляды Платона.

выступал с критикой

2.15. Скептики видели счастье в наслаждении, удовольствии.

эпикурейцы

2.16. По Гераклиту в мире все постоянно и ничего не изменяется.

все течет и изменяется

2.17. Платон говорил: «В одну реку нельзя войти дважды».

Гераклит

2.18. Демокрит конкретизировал, дополнил и развил философию Фалеса.

Левкиппа

2.19. По Демокриту атомы делимы, изменчивы и неоднородны.

неделимы, неизменчивы, однородны

2.20. Аристотель говорил, что Земля движется вокруг Солнца.

говорил, что Земля неподвижна

2.21. Душа вечна и бессмертна, идея переселения душ принадлежит Демокриту.

Платону

2.22. Нужно воспринимать жизнь такой, какая она есть. Никаких бесов не существует. Понятие блага, добра, счастья, радости. Философия кинической школы.

киренская школа

2.23. Природа познаваема для человека, по Сократу.

непознаваема. дана Богом

2.24. Анаксимен утверждал, что боги вечны.

боги не вечны, как и все остальное в мире, возникли из воздуха

2,25. Знания, по Платону, приобретаются с течением времени.

знания человека врожденные

№ 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

3.1. Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с мусульманской религией.

христианской религией

3.2. В эпоху средневековой философии самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением было манихейство. Наибольший расцвет которого приходится на середину II века.

гностицизм

3.3. Непосредственный преемник Климента в руководстве александрийской школы, который еще дальше продвинулся вперед по пути соединения христианства с платонизмом, был Теофил Антиохийский.

Ориген

3.4. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Александрийский.

Аврелий Августин

3.5. В борьбе против языческой религии и философии заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные схоластами.

апологетами

3.6. Характерной чертой понимания Августином процесса познания является христианский мистицизм. Главным предметом философского исследования были Бог и человеческий разум.

человеческая душа

3.7. К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает поддерживать гностицизм.

вести борьбу

3.8. Августин, выступая за концепцию Пелагия о необремененности человека первородным грехом, развивает учение о предопределенности.

выступая против

3.9. Василий, первоначально дьякон и тайный писарь епископа, затем преемник умершего Александра, патриарха в Александрии, отстаивал воззрение, согласно которому Сын Божий имеет извечно ту же сущность, что и Бог-Отец.

Афанасий

3.10. Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу разделить христианство.

систематизировать

3.11. «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в тебе». Этим предложением начинаются «Исповеди», в которых Прокл рассказывает о своей жизни.

Аврелий Августин

3.12. Социально-политическая доктрина Августина основана на идее равенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни.

неравенства

3.13. Главным смыслом ареопогитики был метод познания человека.

Бога

3.14. Существенной чертой гностицизма была магия.

мистика

3.15. Одним из первых апологетов был Теофил Антиохийский, так называемый Христос в философской ризе, который отстаивал истинность провозглашенного учения.

Юстин Мартир

3.16. Философия Августина возникает как разъединение христианских и древних доктрин.

как симбиоз

3.17. Вся философия Августина сосредоточилась на природе как едином, совершенном, абсолютном бытии.

на Боге

3.18. Из всех древнегреческих писателей Псевдо-Дионисий наиболее существенным образом повлиял на возрожденческую мысль на Западе.

средневековую философскую мысль

3.19. Одним из незначительных комментаторов на Западе был, в частности, Боэций.

значительных

3.20. Креационизм — творение, которое не требовало утверждения.

требовало

3.21. . Арабская средневековая философия развивалась параллельно развитию поздней схоластики.

ранней

3.22. Интересы апологетов были одинаковые: одни работали в теории становления христианской науки, другие осуществляли практическую деятельность.

разные

3.23. Квинт Тертуллиан, философ и теософ, активно опровергал тезис о несоединимости философии и религиозной веры.

поддерживал

3.24. Ортодоксальные «отцы церкви» отстаивали различие божественного и человеческого естества, опровергая гностиков и арианцев.

единство

3.25. Монах Иоанн из Дамаска — незначительный после Ориге-на и Григория Нисского систематизатор на Востоке.

крупнейший

№ 4. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

4.1. Первым натурфилософом, развившим традиции неоплатонизма и пантеизма, был немецко-итальянский богослов, ученый и философ Кант.

Н. Кузанский

4.2. Одним из первых Н. Кузанский отверг авторитет Платона в познании природы и обратился к другим античным авторам — Пифагору, Анаксагору, атомистам.

Аристотель

4.3. Как известно, еще в античности Аристотелем было впервые выдвинуто положение о бесконечности Вселенной и о бесчисленности составляющих ее миров, вытекающее из представления о беспредельной пустоте и бесчисленности двигающихся в ней атомов.

Демокрит

4.4. В конце XVI века у гениального Леонардо да Винчи идея бесконечности природы становится одной из главных идей его натурфилософии.

Джордано Бруно

4.5. Главная философская проблема, интересующая Кардано, как и других натурфилософов, — земная.

космологическая

4.6. Автором книги «Об обращении небесных сфер» был Кузанский.

Коперник

4.7. «Мир одушевлен вместе с его членами», — говорится в главном философском произведении Спинозы.

Дж. Бруно

4.8. Первый закон Кардано утверждает, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным строго геометрическим кругам, как это представлялось Аристотелю, Птоломею, а по эллипсам.

Кеплер

4.9. Подлинным основоположником экспериментально-математического метода исследования природы справедливо считается великий итальянский ученый Лейбниц.

Галилео Галилей

4.10. Влияние Галилея на современников — ученых и философов — было малым.

громадным

4.11. Используя концепцию «двух истин», Галилей не менее решительно, чем Бруно, не отграничил вопросы религии от вопросов науки.

отграничил

4.12. Аналитическая и физическая методология Галилея стремится к установлению общих закономерностей.

математическая

4.13. Первым опубликованным произведением Коперника были «Нравственные и политические опыты».

Бэкона

4.14. Социально-политический идеал Бэкона, изложенный в утопии «Новая Америка», значительно отличается от того общественного идеала, какой был написан в «Утопии» английского гуманиста Т. Мора.

Новая Атлантида

4.15. Бэкон не использовал вариант концепции.

использовал

4.16. Бэкон не ставил грандиозную цель «великого восстания наук».

ставил

4.17. Сущность индукции, по Бэкону, состоит в прорывном и непоследовательном обобщении.

непрерывном и последовательном

4.18. Маркс назвал Бэкона одним из тех философов, который перенес из естествознания в философию метафизический способ познания.

Энгельс

4.19. Одним из первых и наиболее влиятельных теоретиков общества и государства был Гете.

Макиавелли

4.20. Церковные догмы очень интересовали Макиавелли.

не интересовали

4.21. Высшая цель политики, по убеждению Лейбница, — величие, мощь, безопасность государства, благо которого должно стать главным законом общественной жизни.

Макиавелли

4.22. Автором труда «0 республике» (1577 г.) является Макиавелли.

Бэкон

4.23. Бэкон — сторонник теократии.

противник

4.24. Бэкон — противник централизованного светского государства.

сторонник

4.25. Самым замечательным произведением у Мора было «Город солнца».

Кампанелла

№ 5 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

5.1. Французское Просвещение весьма решительно поддерживало церковь.

радикально критиковало

5.2. Николай Кузанский был одним из наиболее всесторонне образованных французских мыслителей эпохи Просвещения, а также идейным вождем энциклопедистов.

Дени Дидро

5.3. Природа, по Канту, это совокупность различных движущих сил материи.

по Гольбаху

5.4. Юм доказывает, что необходимыми могут быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение.

Гольбах

5.5. Понимание причинности и детерминизма у французских материалистов имеет природный характер.

механический

5.6. Творчество французских материалистов проникнуто верой в Бога.

атеизмом

5.7. Ламетри, Гольбах ставят человека над природой.

человек неотделим от природы

5.8. Идеальной формой государства Бэкон считает республику.

Гельвеций

5.9. Виднейшим мыслителем французского Просвещения является Бекон.

Вольтер

5,10. Источником религии, по мнению Вольтера, являются просвещенность и правда.

невежество и обман

5.11. В своих философских трудах Спиноза говорит о равенстве людей.

Вольтер

5.12. Основой общественной жизни являются «телесные потребности», а духовные являются лишь их украшением — считал Декарт.

Руссо

5.13. Руссо главным источником развития общества считал неравенство.

неравенство -источник социального зла

5.14. Важную роль в рассуждениях Руссо играет понятие «разум».

«воля»

5,15. В вопросах теории познания Руссо был противником сенсуализма.

сторонником

5.16. Кондорсе — решительный сторонник монархии.

республики

5.17. Дух и покой, согласно Дидро, являются единственной существующей реальностью.

материя и движение

5.18. В своей классификации наук Дидро во многом близок к идеям Фитхе.

Бэкона

5.19. Даламбер подчеркивает главную роль разумного познания.

чувственного познания

5,20. Бэкон после распространения уже вышедших томов «энциклопедии» расходится с Дидро и другими энциклопедистами.

Даламбер

5.21. Существуют два направления французского материализма, одно ведет свое происхождение от Лейбница, а другое — от Спинозы.

Декарт и Локк

5.22. Кант принципиально отвергает познаваемость материи.

Кондильяк

5.23. Основной проблемой представителей гуманизма была взаимосвязь материи и сознания.

представителей французского материализме

5.24. Автором произведения «Человек-машина» является Спиноза

Ламетри

5.25. Французское просвещение представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось в XIII в.

XVIII в.

№ 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИИ

6.1. В конце XVIII в. в Германии идейная борьба представителей передовых слоев буржуазии и прогрессивных групп дворянства против феодальной идеологии нашла свое выражение в религии.

в просветительском течении общественной мысли

6.2. Лессинг, Шиллер, Гете, подобно греческим просветителям, боролись против схоластики, выступали в защиту свободомыслия.

французские

6.3. Философская работа «Идеи к философии истории человечества» была написана Г. Э. Лессингом.

И. Г. Гердер

6.4. Лессинг не выступал против религиозной и национальной нетерпимости.

выступал

6.5. Самым выдающимся философом Лессинг признавал Канта и искренне считал себя сторонником его взглядов.

Спиноза

6.6. Автором драмы «Разбойники» является Гете.

Х.Ф.Шиллер

6.7. В трагедиях «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и других Шиллер высказывает монархические идеи, роднящие его с самыми радикальными просветителями Франции.

антимонархические идеи

6.8. По мысли Кузанского, его философия критического идеализма означала отказ от прежних «догматических» теорий, к которым философ относил, с одной стороны, материалистические взгляды, с другой — воззрение таких рационалистов-идеалистов, как Лейбниц.

по мысли Канта

6.9. Познание, по Канту, проходит 5 ступеней

3 ступени

6.10. Категории, по Канту, являются отражением действительности.

не являются

6.11. философия Энгельса явилась завершением и вершиной немецкого идеализма конца XVIII — начала XIX в.

Гегеля

6.12. Философская система Гегеля состоит из 3 частей: 1) логики, 2) чистого разума. 3) философии духа.

2) философии природы

6.13. «Философская наука о праве. — говорит Шиллер, — имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление».

Гегель

6.14. В 30—40-х годах XIX в., в условиях назревавшей в Германии революционной ситуации, происходило разложение гегелевской школы в философии на западников и славянофилов.

старогегельян-цы и младогегельянцы

6.15. Младогегельянцы сыграли отрицательную роль в истории атеистических идей.

положительную

6.16. Фейербах не критиковал идеализм за его отрицание перехода от неорганической природы к органической, от материи к сознанию.

критиковал

6.17. Фейербах поддерживал религию.

был против нее

6.18. Свое учение о морали Фейербах построил на базе астрономии.

антропологии

6.19. Гегель выступал с критикой схоластики.

Гете

6.20. Автором книги «Всеобщая естественная история и теория неба» является Лаплас.

Кант

6.21. Кант — один из виднейших реформаторов учения о логике, он различает 4 логики.

2: 1) обычная, 2) трансцендентальная

6.22. Для Канта возможна философия, познающая объективную истину.

невозможна

6.23. По Т. Мору: прекрасное то, что необходимо нравится всем, без всякого интереса, своею чистою формою.

по Канту

6.24. Кант — сторонник революционных методов борьбы народных масс.

противник

6.25. Кант — противник реформ, осуществляемых по инициативе правительства.

сторонник

№ 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

7.1. Философское мировоззрение Чаадаева носит атеистический характер.

религиозный

7.2. Западники высоко ценили самобытные особенности русской культуры.

славянофилы

7.3. Максим Грек писал: «Ум не должен опираться на веру».

Ум, опирающийся на веру, позволяет человеку достичь любви к Богу и к ближнему

7.4. Открытие универсального закона сохранения материи и движения принадлежит Радищеву.

Ломоносову

7.5. «Философия без умолчания есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная,» — считал Иосиф Волоцкий.

Максим Грек

7.6. Герцен не верил в будущее социализма.

верил

7.7. Бакунин: «Всем свободным людям нужна государственная власть».

ненужна

7.8. Чернышевский был сторонником теории Дарвина.

противником

7.9. Учение о теософии, теократии, теургии принадлежит Герцену.

Соловьеву

7.10. Мистическое искусство, создающее новую жизнь, согласно Божественной истине, по Соловьеву, — теософия.

теургия

7.11. Мир, по Соловьеву, — абсолютное сущее.

абсолютное сущее—Бог

7.12. По Соловьеву, эволюция — это только процесс развития.

не только, но и процесс собирания Вселенной

7.13. Основным злом, по Федорову, является всеобщее незнание.

смерть

7.14. Соловьев не признавал разумного характера эволюции.

признавал

7.15. В своих сочинениях Чаадаев утверждал культурно-историческую роль атеизма.

христианства

7.16. Чаадаев — представитель славянофилов.

западников

7.17. «Оправдание добра», «Смысл любви». «Три разговора» — философские произведения, принадлежащие Максиму Греку.

Соловьеву

7.18. Радищев был материалистом в объяснении общественных явлений.

идеалистом

7.19. Западники рассматривали разум и деятельность человека в рамках космоса.

космисты

7.20. Представители русского космизма Чаадаев, Радищев …

Вернадский, Циолковский

7.21. Андрей Белый рассматривает символизм как религию.

мировоззрение

7.22. Иосиф Волоцкий следовал традициям апологетиков.

патристики

7.23. Идеал Волоцкого — просвещенный властитель, глубоко чувствующий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религию.

Максима Грека

7.24. «Учение о Богочеловечестве» принадлежит Бердяеву.

Соловьеву

7.25. Бердяев возлагал ответственность за зло в мире на Бога.

не возлагал

№ 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

8.1. Принцип рационализма лежал в основе более поздних выводов Киреевского.

принцип цельности

8.2. Соловьев считал, что русский народ выше всех других народов.

Аксаков

8.3. Философия мировоззрения Чаадаева носит ярко выраженный антирелигиозный характер.

религиозный

8.4. Герцен был материалистом как в юные годы, так и в конце своей жизни.

не был

8.5. В области этики Аксаков был сторонником теории «разумного» эгоизма

Чернышевский

8,6.

Роман «Что делать» написал Белинский.

Чернышевский

8.7. Писарев с уважением относился к искусству и философии.

с презрением

8.8. Михайловский был дарвинистом.

не был

8.9. Журнал «Европеец» организовал М.А.Бакунин.

Киреевский

8,10. Чаадаев сказал: «Мы принадлежим к Западу и к Востоку, и у нас традиции и того, и другого».

не принадлежим

8.11. Белинский говорил: «Русские по натуре глубоко религиозный народ».

атеистический

8.12. Данилевский утверждал, что в процессе дальнейшего развития европейской истории Австро-Венгрия укрепится.

распадется

8.13. «Мир, — говорит Самарин, — это организм, в котором все члены “служат друг другу и составляют одно целое”».

Страхов

8.14. Федоров был атеистом.

не был

8.15. Для философии Чернышевского характерно своеобразное сочетание глубоко религиозной метафизики с натуралистическим реализмом.

Федорова

8.16. В тринадцатилетнем возрасте Соловьев становится наиболее религиозным.

уходит от религии

8.17. Соловьев не верил в мистическое единство римско-католической и православной церквей.

твердо верил

8.18. Основным делом жизни Чаадаева стало создание христианской православной философии.

Соловьева

8.19. «Общественная жизнь, — утверждает Бердяев, — это организация, основанная в значительной мере на истине, чем на лживости».

на лживости, чем на истине

8.20. Бердяев не верил, что пути искупления зла и победы над адом могут быть найдены.

утверждал

8.21. Бердяев не написал ничего о России.

много писал

8,22. Белинский разрабатывал проблемы эстетики, исходя из концепции Царства Божьего.

Н. 0. Лосский

8.23. Одна из работ Соловьева называлась «С нами Бог».

Франка

8.24. Согласно Франку, индивидуальная жизнь не совместима с жизнью абсолюта.

Диастереомерия — копия — Стр 3

близко подходит к жизни абсолюта

8.25. Герцен — горячий приверженец диалектического метода.

Лосев

№ 9. ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

9.1. Рассел — один из родоначальников экзистенциализма.

неопозитивизма

9.2. Философия Рассела — философия абсурда.

Камю

9.3. Рассел выступил за необходимость противопоставления сферы разума и чувств.

против противопоставления

9.4. Бэкон и Декарт — основоположники позитивизма.

Кон, Спенсер

9.5. По Расселу, сила — средство решения международных политических проблем.

сила не решает такие проблемы

9.6. Кант критиковал религию и христианскую церковь, в которых он видел средство подавления человеческой личности.

Рассел

9.7. «Шведские речи» принадлежат Юнгу.

Камю

9.8. В центре внимания Фромма — порядок человеческого существования.

противоречивость существования

9.9. Позитивизм — философия человеческого существования.

экзистенциализм

9.10. Камю — философ-неопозитивист.

экзистенциалист

9.11. Фромм подлинной ценностью человека считает ненависть.

любовь

9.12. Любовь, в понимании Хайдеггера, служит критерием бытия и дает ответ на проблему человеческого существования.

Фромм

9.13. Камю — психолог, культуролог, основатель аналитической психологии.

Юнг

9.14. Фрейду принадлежат слова: «Стремясь приблизить встречу с любимыми, мы торопим время, тем самым приближая свою смерть».

Камю

9.15. Хайдеггер говорит о свободе, которой не открыто человеческое существо.

открыто