Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра специальной и клинической психологии
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_________А.Ю. Шумаков
«_____»__________2008г.
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Программа по учебной дисциплине
Согласовано
Директор Института
психологии и педагогики
__________С.А. Репин
«____»_____________ 2008г.
Челябинск 2008
Утверждена на заседании кафедры специальной и клинической психологии
Протокол № 1 от 31.01.2008 г.
Зав. кафедрой ________________ О.С. Колосова
Специальность: 030302 «Клиническая психология»
Составитель В.П. Бордуновская, кандидат медицинских наук, доцент кафедры специальная и клиническая психология.
Дневное Заочное Второе
высшее
Общее количество часов 100 100 100
В том числе:
Лекции 32 10 10
практические занятия 16 — —
лабораторные работы — — —
самостоятельная работа 52 90 90
Отчетность:
зачет 5 семестр 6 семестр 7 семестр
Контрольные мероприятия (количество):
контрольные работы 1
домашние контрольные работы 6
коллоквиумы —
другие контрольные мероприятия —
Цель курса
Изучение закономерностей функционирования слуховой, речевой и зрительной систем, их нарушений при разной локализации поражения и в зависимости от этиологических факторов, а также знание методов современной диагностики дефектов для организации и планирования целенаправленной и научно обоснованной медико – психолого – педагогической коррекционной работы.
Задачи курса:
- ознакомление студентов с теоретическими вопросами, связанными с анатомией, физиологией и наиболее часто встречающимися патологиями слуховой, речевой и зрительной систем;
- овладение умениями, необходимыми в практической организации коррекционного процесса;
- ознакомление с современными научными проблемами данной дисциплины, имеющими важное практическое значение в будущей профессиональной деятельности психологов.
Место курса в профессиональной подготовке студента
Темы для контрольных работ по курсу «Психология и педагогика»
... вариант 10. Контрольная работа выполняется на листах формата А 4, номер зачетной книжки указывать обязательно на титульном листе. Вариант 7 Психология невербального общения ... это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. (II курс экономический, юридический, гуманитарный факультеты) Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной ...
Пятый семестр: после изучения основ нейрофизиологии и ВНД.
Требования к уровню освоения содержания курса
Специалист в области специальной психологии должен:
- знать назначение органов чувств: слуха и зрения, особенности их строения и функции
- иметь представление о механизмах формирования зрительных и слуховых ощущений и восприятия
- иметь представление о болезнях приводящих к нарушению функций органов зрения и слуха
- владеть приемами оценки функций зрительного и слухового анализаторов
- знать анатомию органов речи
- понимать механизмы формирования речи и причины возможных нарушений речи.
Содержание программы
Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.
Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей. Роль педагога и Воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.
Основные вопросы Офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органа зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у
детей. Врожденная и при обретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.
Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
Рабочая программа (очная форма обучения)
№ п/п |
Темы лекций |
Кол-во часов |
Раздел 1 |
Общее представление о сенсорной функции ЦНС. |
|
Тема 1 Сенсорные или анализаторные функции ЦНС. Роль. |
Отделы: периферический, проводниковый, центральный. Периферический, рецепторный отдел. Общая физиология. Виды рецепторов. Рецепторный и генераторный потенциал. Кодирование информации на уровне рецепторов. Понятие о модальности. Проводниковый отдел: специфическая и неспецифическая сенсорная система. Роль ретикулярной формации и ядер зрительных бугров. Центральный отдел анализатора: сенсорная кора. |
2 |
Тема 2 Кора больших полушарий мозга. Особенности строения. Функциональная специализация. |
Особенности строения коры: многослойность, модульный принцип организации: колонки , нейронные сети, модули; топическая организация рецепторных полей; взаимодействие с мозговыми структурами; представительство в коре функций ниже лежащих структур ЦНС; деление на поля , доли и зоны; первичные и вторичные зоны коры, ассоциативные зоны коры, их функции. |
2 |
Раздел 2 |
Анатомия, физиология и патология органа слуха |
|
Тема 3Слуховой анализатор. Отделы. |
Анатомия органа слуха: наружное, средние, внутренние ухо. Звукопроводящий аппарат уха. Роль барабанной перепонки, системы косточек среднего уха. |
2 |
Тема 4Звуковоспринимающий аппарат. |
Особенности строения улитки. Основная мембрана. Кортиев орган. Особенности слуховых рецепторов. Теории звуковосприятия. Воздушная и костная проводимость звука. Слуховые нервы. Слуховая кора, переработка информации в коре. Бинауральный слух. |
4 |
Тема 5 Нарушения слуха |
Болезни наружного, среднего и внутреннего уха: врожденные и приобретенные. Травмы. Профилактика. Гигиена слуха. Возможности человеческого слуха. |
1 |
Тема 6 Методы исследования слуховой |
Методы исследования звукопроведения и звуковосприятия. Сравнение воздушной и костной проводимости звука. Оценка бинаурального слуха. Аудиометрия. |
1 |
Тема 7 Особенности слухового анализатора у детей. Причины поражения слуха у детей. |
Формирование слуховой системы. Особенности слуховой коры. Причины ослабления слуха. |
1 |
Раздел 3 |
Речь. Анатомия и физиология речи. Центры речи. Афазии. |
|
Тема 8 Речь как проявление второй сигнальной системы. Формирование речи. |
Вербальные и невербальные средства выражения: мимика, жесты, символы. Речь внутренняя и внешняя. Роль среды в развитии речи. Критический период овладения речью. Формирование речи у детей. Фонемы. Артикуляция. Роль слуха в овладении речью. Периоды развития речи: подготовительный период, период понимания речи, период использования слов, период фразовой речи. Переход от конкретного значения слова к абстрактному. |
3 |
Тема 9 Анатомия и физиология периферического отдела речевого аппарата. Физиологические основы фонации и артикуляции. Гигиена голоса. |
Участие в речевых функциях органов дыхания, жевания, глотания, дыхательных и артикуляционных механизмов. Физиологические основы фонации. Значение гортани, голосовых складок и системы резонаторов в формировании голоса. Голосовые механизмы. Влияние гормонов на голосовой аппарат. Мутация, шепот, фальцет, тембр голоса. Гигиена голоса. |
2 |
Тема 10 Патология органов речи. Причины задержки речи. Речевые нарушения . Заикание. |
Подготовка речевого аппарата к речи. Врожденные дефекты речевого аппарата. Причины. Заболевание органов речи. Нарушения речи, связанные с поражением ЦНС. Дизартрии. Недоразвитие речи. Заикание. |
2 |
Раздел 4 |
Анатомия, физиология и патология органов зрения. |
|
Тема 11 Зрительный анализатор. Отделы. Анатомия глазного яблока. |
Периферический отдел зрительной системы: глазное яблоко, вспомогательный аппарат: веки, слезные железы, мышцы глазного яблока. Оболочки: белочная, сосудистая, сетчатка. Характеристики роговицы, склеры, сосудистой оболочки радужки, цилиарные тела. Организация сетчатки. Характеристики слоев. |
2 |
Тема 12 Вспомогательные системы зрительного анализатора. Оптическая система, аккомодация, зрачок. |
Оптическая система глаза: роговица, влага камер глаза, хрусталик, стекловидное тело. Их преломляющая способность. Назначение. Рефракция. Нарушения рефракции. Механизм аккомодации. Нарушение. Зрачок, роль. |
3 |
Тема 13 Рецепторный аппарат глаза. Зрительные пути, зрительная кора. Свето- и цветовосприятие. |
Фоторецепторы глаза: палочки и колбочки. Функциональные отличия. Зрительные пигменты. Зрительная рецепция. Механизм свето- и цветовосприятия. Цветовые расстройства. Зрительные пути. Роль нейронов переднего четверохолмия и зрительных бугров. Зрительная кора: первичные и вторичные зоны. Особенности нейронов зрительной коры. Бинокулярное зрение. Механизм и назначение. Острота зрения. Светоощущение, адаптация. |
3 |
Тема 14Особенности зрительного анализатора у детей. Гигиена зрения. |
Развитие зрительной функции в онтогенезе. Созревание сетчатки. Цветоразличение. Особенности формирования бинокулярного зрения. Особенности зрительных путей и зрительной коры. Гигиена зрения. |
1 |
Тема 15 Болезни органов зрения и их последствия. |
Поражения оптической системы: заболевания роговицы, причины и последствия. Заболевания хрусталика: врожденные и приобретенные. Катаракта. Патология сетчатки. Травмы, дистрофии. Патология зрительного нерва. Глаукома, причины и последствия. Профилактика заболеваний. Косоглазие, явное, скрытое, содружественное. Причины, лечение. |
1 |
Раздел 5 Современные технологии коррекции и восстановления слуха и зрения. |
Протезирование. Нанотехнологии. Использование щадящей хирургии. Лазерные лучи вместо скальпеля. |
2 |
ИТОГО |
32 |
№ п/п |
Темы практических занятий |
Кол-во часов |
1 |
Анатомия, физиология и патология органов слуха. |
2 |
2 |
Методы исследования органов слуха. Методы исследования костной и воздушной проводимости звука с помощью камертона. Опыт Вебера. Опыт Ринне. |
2 |
3 |
Методы исследования остроты слуха. Аудиометрия. Виды, недостатки. Оценка слуха шепотной речью. Исследование бинаурального слуха. |
2 |
4 |
Анатомия, физиология и патология органов зрения. |
2 |
5 |
Методы оценки органа зрения. Зрачковый рефлекс. Аккомодация. Бинокулярное зрение: 1) проба Кальфа; 2) смещение глазного яблока; 3) опыт Соколова – дыра в ладоне. Оценка слепого пятна: опыт Мариотта. |
2 |
6 |
Методы оценки зрительного анализатора. Острота зрения: метод Сивцева. Оценка цветового зрения: таблицы Рабхина. Периферическое зрение. |
2 |
7 |
Речь. Анатомо-физиологические механизмы формирования речи. Аппараты речи. Нарушение речи. |
2 |
8 |
Современные технологии восстановления и коррекции зрения и слуха. Восстановление речи. |
2 |
ИТОГО |
16 |
Рабочая программа (заочная форма обучения)
№ п/п |
Темы лекций |
Кол-во часов |
1 |
Общая характеристика органов чувств. Анатомия и физиология рецепторного, проводникового и центрального отдела анализатора. Назначение органов чувств. Характеристики рецепторного анализатора. Рецепторный потенциал. Кодирование информации специфический и неспецифический проводниковые пути. Роль ретикулярной формации, зрительных бугров в обработке информации. Сенсорная кора больших полушарий. Особенности. |
2 |
2 |
Анатомия, физиология и патология органа слуха. Аппарат звуковосприятия. Наружное, средние ухо. Роль барабанной перепонки и системы косточек среднего уха. Аппарат звуковосприятия. Рецепторы улитки. Механизм звуковосприятия. Теория слуховые пути и слуховая кора. |
2 |
3 |
Анатомия, физиология и патология органов зрения. Зрительная система. Анатомия глаза. Оболочки глаза. Оптические системы глаза. Аккомодация. Рецепция. Проводящие зрительные пути. Особенности зрительной коры. Бинокулярное зрение. Заболевания органов зрения. |
2 |
4 |
Анатомо-физиологические механизмы речи. Речь. Этапы формирования. Центры речи. Афазии. Фонация и артикуляция. Причины нарушения речепроизношения. Заикание. |
2 |
ИТОГО |
8 |
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
- Возрастные особенности органа слуха и равновесия.
- Особенности исследования слуховой функции у детей.
- Заболевания органа слуха.
- Основные профилактические лечебные мероприятия при нарушении слуховой функции у детей.
- Анатомия органа речи.
- Периферический отдел речевого аппарата.
- Аномалии развития, заболевания органа речи у детей.
- Роль педагога и воспитателя в лечебно – коррекционной работе при нарушениях речи у детей.
- Анатомия и физиология органа зрения у детей.
- Основные зрительные функции и методы их исследования у детей.
- Основные вопросы гигиены и охраны слуха и зрения у детей.
- Связь лечебно – восстановительной и коррекционно – педагогической работы в спец. учреждениях для детей с нарушениями зрения.
Контрольные работы
Вариант №1
- Какими образованиями представлен периферический отдел анализаторов.
- Каков механизм аккомодации глаз при рассматривании близких предметов.
- Как изменяется кривизна хрусталика при рассматривании далеких
предметов.
- Что такое близорукость, с чем связано ее развитие.
- Где в основном сосредоточены рецепторы, воспринимающие горькое.
- Какова функция вестибулярного анализатора.
- Назовите слуховые косточки среднего уха, какова их роль.
- Что такое кортикальные колонки.
- Какова роль специфических ядер таламуса в восприятии боли.
- Какова роль ассоциативных областей коры.
Вариант №2
- К какому анализатору относятся рецепторы полукружных каналов.
- Какова функция колбочек, какие колбочки различают.
- Какова роль внутреннего уха в звуковосприятии.
- Где располагается корковый центр зрительного восприятия.
- Какие рецепторы обеспечивают сумеречное зрение.
- В чем особенность обонятельных рецепторов.
- Как организован корковый центр тактильной чувствительности.
- Как обеспечивается анализ частоты (высоты) звука.
- В чем особенность строения вкусовой рецепторной клетки.
10. Какова роль наружного уха.
Вариант №3
- Какой пигмент содержится в палочках.
- Какие опиатные пептиды вырабатываются структурами мозга.
- На что реагируют рецепторы отолитового аппарата.
- Что такое аккомодация глаз.
- В какой зоне базальной мембраны внутреннего уха воспринимаются
низкие тоны.
- Что обеспечивает бинокулярное зрение.
- Назовите базисные вкусы.
- Назовите основные особенности обонятельных рецепторов.
9. Каким образом определяется острота зрения.
- Назовите основные причины возникновения боли.
Вариант №4
- Через какие оптические среды глаза проходит световой поток.
- Какова роль ретикулярной формации в сенсорной функции ЦНС.
- Назовите, какие рецепторы обеспечивают химическую
чувствительность.
- Что такое дальнозоркость, с чем связано ее развитие.
- Что значит топографический принцип организации сенсорной коры.
- Что такое вкусовая адаптация.
- Что такое острота зрения.
- Что обеспечивает бинауральный слух.
9. Назовите химические вещества, являющиеся причиной боли.
10.Где располагается корковый отдел обонятельного анализатора.
Вариант №5
- Какие рецепторы располагаются в сетчатке.
- Из каких частей состоит орган слуха.
- Что обеспечивает система линз глаза, каким получается изображение
на сетчатке.
- В чем особенность строения барабанной перепонки.
- Какие структуры мозга принимают участие в формировании боли.
- Где расположено корковое представительство кожной
чувствительности.
- Каким образом человек оценивает расположение источника звука.
- Зачем нужно обоняние.
- В чем особенность нейронов ретикулярной формации.
10. Как устроены вкусовые рецепторные клетки.
Вопросы к зачету
- Общая характеристика органов чувств. Анализаторы, их отделы.
- Особенности организации периферического отдела анализатора. Рецепторы. Виды рецепторов. Назначение. Механизм формирования рецепторного потенциала.
- Проводниковый отдел анализатора.
- Специфическая и неспецифическая сенсорная система.
- Сенсорная кора. Особенности ее организации. Колонки, модули, нейронные сети.
- Топический принцип организации сенсорной коры. Первичные и вторичные сенсорные зоны.
- Ассоциативная кора. Роль различных отделов сенсорной коры.
- Анатомия и физиология наружного и среднего уха. Барабанная перепонка, особенности строения. Барабанная полость и ее содержимое.
- Анатомия и физиология внутреннего уха. Улитка. Каналы. Рецепторный аппарат.
- Воздушная и костная проводимость звука. Методы оценки.
- Теории слуха. Механизм звуковосприятия по высоте и силе звука.
- Проводниковый отдел слухового анализатора. Слуховые нервы. Роль центров переключения.
- Слуховая кора, первичная и вторичная зоны. Особенности организации. Взаимодействие с другими зонами коры.
- Бинауральный слух. Методы исследования.
- Особенности анатомии и физиологии органа слуха у детей.
- Повреждения и патология органа слуха: наружного, среднего и внутреннего уха.
- Анатомия и физиология органа зрения. Глазное яблоко. Оболочки, роль. Защитный аппарат глаза.
- Преломляющие среды глаза. Назначение. Хрусталик, особенности строения.
- Вспомогательные механизмы зрения. Зрачок. Зрачковый рефлекс.
- Система аккомодации. Механизм аккомодации. Нарушение аккомодации.
- Рецепторный отдел зрительного анализатора. Виды рецепторов. Анатомические и функциональные отличия.
- Механизмы свето- и цветовосприятия. Теории. Нарушения цветовосприятия.
- Рефракция. Нарушения рефракции. Близорукость, дальнозоркость. Причины развития. Способы коррекции. Профилактика.
- Острота зрения. Методы оценки свето- и цветовосприятия.
- Бинокулярное зрение. Значение.
- Проводниковый отдел зрительного анализатора. Центры переключения, их роль.
- Зрительная кора. Первичная и вторичная зоны. Нейронная организация. Взаимодействие с другими зонами коры.
- Мышечный аппарат глаза. Назначение. Клинические формы косоглазия.
- Анатомические и физиологические особенности зрительного анализатора у детей.
- Патология различных систем глаза.
- Речь. Средства выражения.
- Формирование речи у детей. Периоды. Значение окружающей среды.
- Мозговые центры речи. Последствия их поражения.
- Периферические органы речи. Физиологические основы фонации и артикуляции.
- Диапазон голоса. Шепот, фальцет, мутации голоса. Тембр голоса. Гигиена голоса.
- Причины задержки и нарушения речи в дошкольном периоде.
- Речевые расстройства. Нарушение звукопроизношения. Заикание.
Тест-контроль по «Анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения»
Возможно несколько вариантов ответов.
- К преломляющим средам глаза относятся:
- роговица, радужка, стекловидное тело
- влага передней и задней комиссур глаза, хрусталик, зрачок
- роговица, хрусталик, стекловидное тело
- хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.
- Оптическая система глаза предназначена для:
- защиты сетчатки
- проведение света к сетчатке
- преломление лучей света
- фокусировки преломленных лучей света на сетчатке.
- При рассматривании разноудаленных предметов включается механизм:
- адаптации
- аккомодации
- рефракции
- сужение глазной щели
- Слезотечение необходимо для :
- смывания инородных частиц с поверхности глазного яблока
- смачивание роговицы
- промывание слезных каналов
- для заполнения влагой передней и задней камер глаза
- К периферическому отделу зрительного анализатора относится:
- циллиарное тело
- сетчатка
- радужка
- стекловидное тело.
- Причиной дальнозоркости является :
- удлинение оптической оси глаза
- укорочение оптической оси глаза
- aиbне имеют значения
- большее количество рецепторов на сетчатке
- Рецепторный потенциал возникает в следующих клетках сетчатки:
- в пигментных
- в палочках
- в ганглиозных
- в биполярных
- Укажите пропущенную структуру в проводниковой части зрительного анализатора: сетчатка, верхние бугры четверохолмия, -……..-, зрительная кора;
- медиальное коленчатое тело
- латеральное коленчатое тело
- хвостатое ядро
- вестибулярное ядро
- Люди, в сетчатке которых отсутствуют воспринимающие синий цвет колбочки, называются:
- миопы
- протанопы
- дейтеранопы
- тританопы
- В какой из перечисленных областей коры больших полушарий располагается первичная зрительная зона:
- в лобной
- в височной
- в затылочной
- в теменной
- В состав центральной ямки сетчатки входят только:
- палочки
- волосковые клетки
- колбочки
- опорные клетки
- Перепончатый лаберинт улитки заполнен
- перилимфой
- эндолимфой
- спинномозговой жидкостью
- тканевой жидкостью
- Частотный анализ звука осуществляется в:
- предверии улитки
- кортиевом органе
- полукружных каналах
- среднем ухе
- Колбочки расположены
- на периферии сетчатки
- в желтом пятне
- в слепом пятне
- в сосудистой оболочке
- Первые два нейрона зрительного анализатора располагаются:
- между сетчаткой и верхними буграми четверохолмия
- между сетчаткой и латеральным коленчатым телом
- в буграх четверохолмия
- в сетчатке
- Людей, которые не воспринимают зеленый цвет называют:
- миопами
- протанопами
- дейтеранопами
- тританопами
- Цветовое зрение обеспечивают:
- палочки
- ганглиозные клетки
- колбочки
- биполярные клетки
- Вставьте пропущенное слово.
- Световой поток проходит последовательно через оптические среды глаза: …….., переднюю камеру глаза, хрусталик, стекловидное тело.
- склеру
- роговицу
- сетчатку
- заднюю камеру глаза.
- Вставьте пропущенное слово.
- При ………… изображение предмета находится за сетчаткой:
- дальнозоркости
- близорукости
- астигматизме
- аккомодации
- Вставьте пропущенное слово.
- При ………………… изображении предмета находится перед сетчаткой:
- — дальнозоркости
- близорукости
- астигматизме
- аккомодации
- Вставьте пропущенное слово.
- Костная проводимость звука ……………………. воздушной.
- выше
- ниже
- равна
- Какой из перечисленных пигментов содержится в палочках:
- меланин
- йодопсин
- родопсин
- хлоролаб
- Укажите правильную последовательность распространения возбуждения в сетчатке:
- палочки – биполярные нейроны – ганглиозные нейроны
- — ганглиозные нейроны – палочки – биполярные нейроны
- палочки – ганглиозные нейроны – биполярные нейроны
- Причиной астигматизма является:
- увеличение кривизны хрусталика
- искривление поверхности роговицы
- отсутствие хрусталика
- изменение продольной оси глаза
- При развитии дальнозоркости ближайшая точка ясного видения:
- приближается к глазу
- удаляется от глаза
- не изменяется
- При развитии миопии ближайшая точка ясного видения
- приближается к глазу
- удаляется от глаза
- не изменяется
- К периферическому отделу слухового анализатора относится:
- наружное ухо
- барабанная перепонка
- рецепторы улитки
- система косточек среднего уха.
- Действие светового раздражителя приводит к формированию в палочках:
- рецепторного потенциала
- генераторного потенциала
- потенциала действия
- потенциала покоя.
- Коррекцию дальнозоркости проводят с помощью линз:
- двояковыпуклых
- двояковогнутых
- цилиндрических
- круглых.
- Звуки низкой частоты вызывают колебания основной мембраны:
- на вершине улитки
- на всем ее протяжении
- в средней ее части
- Действие звуковых колебаний воспринимают:
- волосковые клетки
- опорные клетки
- первичночувствующие рецепторы
- Сила звука кодируется:
- числом возбужденных нейронов
- величиной ушной раковины
- зоной колебания основной мембраны
- амплитудой колебания молоточка.
- Бинауральный слух – это слух:
- одним ухом
- двуми ушами
- с помощью слухового аппарата
- при повреждении барабанной перепонки.
- Слуховая кора располагается в:
- в прецентральной извилине
- постцентральной извилине
- височной зоне
- затылочной зоне.
- Вербальный способ передачи информации осуществляется с помощью:
- жестов
- мимики
- символов
- слов
- Критический период для овладения основами языка соответствует возрасту:
- от рождения до года
- от 1,5 до 3 лет
- от 3 до 5 лет
- 5 – 10 лет
- Центр Брока находится в коре больших полушарий:
- в затылочной области
- у основания нижней лобной извилины
- в височной области
- в теменной области
- Центр Вернике находится в коре больших полушарий:
- затылочной области
- у основания нижней лобной извилины
- в височной области
- в теменной области.
Ответы на тест-контроль
-
- c
- d
- b
- a b
- b
- b
- b
- c
- d
- c
- c
- b
- b
- b
- a
- c
- c
- b
- a
- b
- b
- c
- a
- b
- b
- a
- c
- a
- b
- b
- a
- a
- b
- c
- d
- b
- b
- c
Литература
Основная
- Бочкарева А.А. Глазные болезни. М., 1989.
- Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. М., 1982.
- Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. М., 1970
- Каплан А.И. Охрана остаточного зрения у слепых детей. М., 1965.
- Могильницкий М.П. Курс лекций по анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи. Л., 1970.
- Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970.
- Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа. М., 2001.
- Пальчун В.Т. Оториноларингология. М., 1997.
- Речевые и сенсорные системы и их нарушения / Авт.-сост. А.С. Яценко. Екатеринбург, 1997.
- Сидоренко Е.И. Офтальмология. М., 2005.
- Шеврыгин Б.В. Болезни уха, горла, носа у детей: Справ. М., 2002.
Дополнительная
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и паталогии).
М., 1977.
- Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла и носа. М., 1981.
- Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. Л., 1989.
- Кузмичева Е.П. Развитие слуха у глухих. М.,1989.
- Лихачев А.Г. Справочник по оториноларингологии. М., 1981.
- Шеврыгин Б.В. Детская амбулаторная оториноларингология. М., 1991.
2