Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 7

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра специальной и клинической психологии

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_________А.Ю. Шумаков

«_____»__________2008г.

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

Программа по учебной дисциплине

Согласовано

Директор Института

психологии и педагогики

__________С.А. Репин

«____»_____________ 2008г.

Челябинск 2008

Утверждена на заседании кафедры специальной и клинической психологии

Протокол № 1 от 31.01.2008 г.

Зав. кафедрой ________________ О.С. Колосова

Специальность: 030302 «Клиническая психология»

Составитель В.П. Бордуновская, кандидат медицинских наук, доцент кафедры специальная и клиническая психология.

Дневное Заочное Второе

высшее

Общее количество часов 100 100 100

В том числе:

Лекции 32 10 10

практические занятия 16 — —

лабораторные работы — — —

самостоятельная работа 52 90 90

Отчетность:

зачет 5 семестр 6 семестр 7 семестр

Контрольные мероприятия (количество):

контрольные работы 1

домашние контрольные работы 6

коллоквиумы —

другие контрольные мероприятия —

Цель курса

Изучение закономерностей функционирования слуховой, речевой и зрительной систем, их нарушений при разной локализации поражения и в зависимости от этиологических факторов, а также знание методов современной диагностики дефектов для организации и планирования целенаправленной и научно обоснованной медико – психолого – педагогической коррекционной работы.

Задачи курса:

  1. ознакомление студентов с теоретическими вопросами, связанными с анатомией, физиологией и наиболее часто встречающимися патологиями слуховой, речевой и зрительной систем;
  2. овладение умениями, необходимыми в практической организации коррекционного процесса;
  3. ознакомление с современными научными проблемами данной дисциплины, имеющими важное практическое значение в будущей профессиональной деятельности психологов.

Место курса в профессиональной подготовке студента

4 стр., 1979 слов

Темы для контрольных работ по курсу «Психология и педагогика»

... вариант 10. Контрольная работа выполняется на листах формата А 4, номер зачетной книжки указывать обязательно на титульном листе. Вариант 7 Психология невербального общения ... это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. (II курс экономический, юридический, гуманитарный факультеты) Номер варианта соответствует последней цифре номера зачетной ...

Пятый семестр: после изучения основ нейрофизиологии и ВНД.

Требования к уровню освоения содержания курса

Специалист в области специальной психологии должен:

  • знать назначение органов чувств: слуха и зрения, особенности их строения и функции
  • иметь представление о механизмах формирования зрительных и слуховых ощущений и восприятия
  • иметь представление о болезнях приводящих к нарушению функций органов зрения и слуха
  • владеть приемами оценки функций зрительного и слухового анализаторов
  • знать анатомию органов речи
  • понимать механизмы формирования речи и причины возможных нарушений речи.

Содержание программы

Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы дея­тельности слухового анализатора. Особенности исследования слу­ховой функции у детей. Патология органов слуха. Основные про­филактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Анато­мическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Физиология органов речи. Особенности исследования органов речи у детей. Патология (аномалии развития и заболевания) орга­нов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей. Роль педагога и Воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

Основные вопросы Офтальмологической помощи детям. Анатомия и физиология органа зрения с учетом возрастных особенностей детей. Основные зрительные функции и методы их исследования у

детей. Врожденная и при обретенная патология органов зрения. Офтальмогигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. Причины глубоких на­рушений зрения у детей. Основные вопросы гигиены и охраны зре­ния у детей.

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с наруше­ниями зрения.

Рабочая программа (очная форма обучения)

№ п/п

Темы лекций

Кол-во

часов

Раздел 1

Общее представление о сенсорной функции ЦНС.

Тема 1 Сенсорные или анализаторные функции ЦНС. Роль.

Отделы: периферический, проводниковый, центральный. Периферический, рецепторный отдел. Общая физиология. Виды рецепторов. Рецепторный и генераторный потенциал. Кодирование информации на уровне рецепторов. Понятие о модальности. Проводниковый отдел: специфическая и неспецифическая сенсорная система. Роль ретикулярной формации и ядер зрительных бугров. Центральный отдел анализатора: сенсорная кора.

2

Тема 2

Кора больших полушарий мозга. Особенности строения. Функциональная специализация.

Особенности строения коры: многослойность, модульный принцип организации: колонки , нейронные сети, модули; топическая организация рецепторных полей; взаимодействие с мозговыми структурами; представительство в коре функций ниже лежащих структур ЦНС; деление на поля , доли и зоны; первичные и вторичные зоны коры, ассоциативные зоны коры, их функции.

2

Раздел 2

Анатомия, физиология и патология органа слуха

Тема 3Слуховой анализатор. Отделы.

Анатомия органа слуха: наружное, средние, внутренние ухо. Звукопроводящий аппарат уха. Роль барабанной перепонки, системы косточек среднего уха.

2

Тема 4Звуковоспринимающий аппарат.

Особенности строения улитки. Основная мембрана. Кортиев орган. Особенности слуховых рецепторов. Теории звуковосприятия. Воздушная и костная проводимость звука. Слуховые нервы. Слуховая кора, переработка информации в коре. Бинауральный слух.

4

Тема 5 Нарушения слуха

Болезни наружного, среднего и внутреннего уха: врожденные и приобретенные. Травмы. Профилактика. Гигиена слуха. Возможности человеческого слуха.

1

Тема 6 Методы исследования слуховой

Методы исследования звукопроведения и звуковосприятия. Сравнение воздушной и костной проводимости звука. Оценка бинаурального слуха. Аудиометрия.

1

Тема 7 Особенности слухового анализатора у детей. Причины поражения слуха у детей.

Формирование слуховой системы. Особенности слуховой коры. Причины ослабления слуха.

1

Раздел 3

Речь. Анатомия и физиология речи. Центры речи. Афазии.

Тема 8 Речь как проявление второй сигнальной системы. Формирование речи.

Вербальные и невербальные средства выражения: мимика, жесты, символы. Речь внутренняя и внешняя. Роль среды в развитии речи. Критический период овладения речью. Формирование речи у детей. Фонемы. Артикуляция. Роль слуха в овладении речью. Периоды развития речи: подготовительный период, период понимания речи, период использования слов, период фразовой речи. Переход от конкретного значения слова к абстрактному.

3

Тема 9 Анатомия и физиология периферического отдела речевого аппарата. Физиологические основы фонации и артикуляции. Гигиена голоса.

Участие в речевых функциях органов дыхания, жевания, глотания, дыхательных и артикуляционных механизмов. Физиологические основы фонации. Значение гортани, голосовых складок и системы резонаторов в формировании голоса. Голосовые механизмы. Влияние гормонов на голосовой аппарат. Мутация, шепот, фальцет, тембр голоса. Гигиена голоса.

2

Тема 10 Патология органов речи. Причины задержки речи. Речевые нарушения . Заикание.

Подготовка речевого аппарата к речи. Врожденные дефекты речевого аппарата. Причины. Заболевание органов речи. Нарушения речи, связанные с поражением ЦНС. Дизартрии. Недоразвитие речи. Заикание.

2

Раздел 4

Анатомия, физиология и патология органов зрения.

Тема 11 Зрительный анализатор. Отделы. Анатомия глазного яблока.

Периферический отдел зрительной системы: глазное яблоко, вспомогательный аппарат: веки, слезные железы, мышцы глазного яблока. Оболочки: белочная, сосудистая, сетчатка. Характеристики роговицы, склеры, сосудистой оболочки радужки, цилиарные тела. Организация сетчатки. Характеристики слоев.

2

Тема 12 Вспомогательные системы зрительного анализатора. Оптическая система, аккомодация, зрачок.

Оптическая система глаза: роговица, влага камер глаза, хрусталик, стекловидное тело. Их преломляющая способность. Назначение. Рефракция. Нарушения рефракции. Механизм аккомодации. Нарушение. Зрачок, роль.

3

Тема 13 Рецепторный аппарат глаза. Зрительные пути, зрительная кора. Свето- и цветовосприятие.

Фоторецепторы глаза: палочки и колбочки. Функциональные отличия. Зрительные пигменты. Зрительная рецепция. Механизм свето- и цветовосприятия. Цветовые расстройства. Зрительные пути. Роль нейронов переднего четверохолмия и зрительных бугров. Зрительная кора: первичные и вторичные зоны. Особенности нейронов зрительной коры. Бинокулярное зрение. Механизм и назначение. Острота зрения. Светоощущение, адаптация.

3

Тема 14Особенности зрительного анализатора у детей. Гигиена зрения.

Развитие зрительной функции в онтогенезе. Созревание сетчатки. Цветоразличение. Особенности формирования бинокулярного зрения. Особенности зрительных путей и зрительной коры. Гигиена зрения.

1

Тема 15 Болезни органов зрения и их последствия.

Поражения оптической системы: заболевания роговицы, причины и последствия. Заболевания хрусталика: врожденные и приобретенные. Катаракта. Патология сетчатки. Травмы, дистрофии. Патология зрительного нерва. Глаукома, причины и последствия. Профилактика заболеваний. Косоглазие, явное, скрытое, содружественное. Причины, лечение.

1

Раздел 5 Современные технологии коррекции и восстановления слуха и зрения.

Протезирование. Нанотехнологии. Использование щадящей хирургии. Лазерные лучи вместо скальпеля.

2

ИТОГО

32

п/п

Темы практических занятий

Кол-во

часов

1

Анатомия, физиология и патология органов слуха.

2

2

Методы исследования органов слуха. Методы исследования костной и воздушной проводимости звука с помощью камертона. Опыт Вебера. Опыт Ринне.

2

3

Методы исследования остроты слуха. Аудиометрия. Виды, недостатки. Оценка слуха шепотной речью. Исследование бинаурального слуха.

2

4

Анатомия, физиология и патология органов зрения.

2

5

Методы оценки органа зрения. Зрачковый рефлекс. Аккомодация. Бинокулярное зрение: 1) проба Кальфа; 2) смещение глазного яблока; 3) опыт Соколова – дыра в ладоне. Оценка слепого пятна: опыт Мариотта.

2

6

Методы оценки зрительного анализатора. Острота зрения: метод Сивцева. Оценка цветового зрения: таблицы Рабхина. Периферическое зрение.

2

7

Речь. Анатомо-физиологические механизмы формирования речи. Аппараты речи. Нарушение речи.

2

8

Современные технологии восстановления и коррекции зрения и слуха. Восстановление речи.

2

ИТОГО

16

Рабочая программа (заочная форма обучения)

п/п

Темы лекций

Кол-во

часов

1

Общая характеристика органов чувств. Анатомия и физиология рецепторного, проводникового и центрального отдела анализатора.

Назначение органов чувств. Характеристики рецепторного анализатора. Рецепторный потенциал. Кодирование информации специфический и неспецифический проводниковые пути. Роль ретикулярной формации, зрительных бугров в обработке информации. Сенсорная кора больших полушарий. Особенности.

2

2

Анатомия, физиология и патология органа слуха.

Аппарат звуковосприятия. Наружное, средние ухо. Роль барабанной перепонки и системы косточек среднего уха. Аппарат звуковосприятия. Рецепторы улитки. Механизм звуковосприятия. Теория слуховые пути и слуховая кора.

2

3

Анатомия, физиология и патология органов зрения.

Зрительная система. Анатомия глаза. Оболочки глаза. Оптические системы глаза. Аккомодация. Рецепция. Проводящие зрительные пути. Особенности зрительной коры. Бинокулярное зрение. Заболевания органов зрения.

2

4

Анатомо-физиологические механизмы речи.

Речь. Этапы формирования. Центры речи. Афазии. Фонация и артикуляция. Причины нарушения речепроизношения. Заикание.

2

ИТОГО

8

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Возрастные особенности органа слуха и равновесия.
  2. Особенности исследования слуховой функции у детей.
  3. Заболевания органа слуха.
  4. Основные профилактические лечебные мероприятия при нарушении слуховой функции у детей.
  5. Анатомия органа речи.
  6. Периферический отдел речевого аппарата.
  7. Аномалии развития, заболевания органа речи у детей.
  8. Роль педагога и воспитателя в лечебно – коррекционной работе при нарушениях речи у детей.
  9. Анатомия и физиология органа зрения у детей.
  10. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей.
  11. Основные вопросы гигиены и охраны слуха и зрения у детей.
  12. Связь лечебно – восстановительной и коррекционно – педагогической работы в спец. учреждениях для детей с нарушениями зрения.

Контрольные работы

Вариант №1

  1. Какими образованиями представлен периферический отдел анализаторов.
  2. Каков механизм аккомодации глаз при рассматривании близких предметов.
  3. Как изменяется кривизна хрусталика при рассматривании далеких

предметов.

  1. Что такое близорукость, с чем связано ее развитие.
  2. Где в основном сосредоточены рецепторы, воспринимающие горькое.
  3. Какова функция вестибулярного анализатора.
  4. Назовите слуховые косточки среднего уха, какова их роль.
  5. Что такое кортикальные колонки.
  6. Какова роль специфических ядер таламуса в восприятии боли.
  7. Какова роль ассоциативных областей коры.

Вариант №2

  1. К какому анализатору относятся рецепторы полукружных каналов.
  2. Какова функция колбочек, какие колбочки различают.
  3. Какова роль внутреннего уха в звуковосприятии.
  4. Где располагается корковый центр зрительного восприятия.
  5. Какие рецепторы обеспечивают сумеречное зрение.
  6. В чем особенность обонятельных рецепторов.
  7. Как организован корковый центр тактильной чувствительности.
  8. Как обеспечивается анализ частоты (высоты) звука.
  9. В чем особенность строения вкусовой рецепторной клетки.

10. Какова роль наружного уха.

Вариант №3

  1. Какой пигмент содержится в палочках.
  2. Какие опиатные пептиды вырабатываются структурами мозга.
  3. На что реагируют рецепторы отолитового аппарата.
  4. Что такое аккомодация глаз.
  5. В какой зоне базальной мембраны внутреннего уха воспринимаются

низкие тоны.

  1. Что обеспечивает бинокулярное зрение.
  2. Назовите базисные вкусы.
  1. Назовите основные особенности обонятельных рецепторов.

9. Каким образом определяется острота зрения.

  1. Назовите основные причины возникновения боли.

Вариант №4

  1. Через какие оптические среды глаза проходит световой поток.
  2. Какова роль ретикулярной формации в сенсорной функции ЦНС.
  3. Назовите, какие рецепторы обеспечивают химическую

чувствительность.

  1. Что такое дальнозоркость, с чем связано ее развитие.
  2. Что значит топографический принцип организации сенсорной коры.
  3. Что такое вкусовая адаптация.
  4. Что такое острота зрения.
  5. Что обеспечивает бинауральный слух.

9. Назовите химические вещества, являющиеся причиной боли.

10.Где располагается корковый отдел обонятельного анализатора.

Вариант №5

  1. Какие рецепторы располагаются в сетчатке.
  2. Из каких частей состоит орган слуха.
  3. Что обеспечивает система линз глаза, каким получается изображение

на сетчатке.

  1. В чем особенность строения барабанной перепонки.
  2. Какие структуры мозга принимают участие в формировании боли.
  3. Где расположено корковое представительство кожной

чувствительности.

  1. Каким образом человек оценивает расположение источника звука.
  2. Зачем нужно обоняние.
  3. В чем особенность нейронов ретикулярной формации.

10. Как устроены вкусовые рецепторные клетки.

Вопросы к зачету

  1. Общая характеристика органов чувств. Анализаторы, их отделы.
  2. Особенности организации периферического отдела анализатора. Рецепторы. Виды рецепторов. Назначение. Механизм формирования рецепторного потенциала.
  3. Проводниковый отдел анализатора.
  4. Специфическая и неспецифическая сенсорная система.
  5. Сенсорная кора. Особенности ее организации. Колонки, модули, нейронные сети.
  6. Топический принцип организации сенсорной коры. Первичные и вторичные сенсорные зоны.
  7. Ассоциативная кора. Роль различных отделов сенсорной коры.
  8. Анатомия и физиология наружного и среднего уха. Барабанная перепонка, особенности строения. Барабанная полость и ее содержимое.
  9. Анатомия и физиология внутреннего уха. Улитка. Каналы. Рецепторный аппарат.
  10. Воздушная и костная проводимость звука. Методы оценки.
  11. Теории слуха. Механизм звуковосприятия по высоте и силе звука.
  12. Проводниковый отдел слухового анализатора. Слуховые нервы. Роль центров переключения.
  13. Слуховая кора, первичная и вторичная зоны. Особенности организации. Взаимодействие с другими зонами коры.
  14. Бинауральный слух. Методы исследования.
  15. Особенности анатомии и физиологии органа слуха у детей.
  16. Повреждения и патология органа слуха: наружного, среднего и внутреннего уха.
  17. Анатомия и физиология органа зрения. Глазное яблоко. Оболочки, роль. Защитный аппарат глаза.
  18. Преломляющие среды глаза. Назначение. Хрусталик, особенности строения.
  19. Вспомогательные механизмы зрения. Зрачок. Зрачковый рефлекс.
  20. Система аккомодации. Механизм аккомодации. Нарушение аккомодации.
  21. Рецепторный отдел зрительного анализатора. Виды рецепторов. Анатомические и функциональные отличия.
  22. Механизмы свето- и цветовосприятия. Теории. Нарушения цветовосприятия.
  23. Рефракция. Нарушения рефракции. Близорукость, дальнозоркость. Причины развития. Способы коррекции. Профилактика.
  24. Острота зрения. Методы оценки свето- и цветовосприятия.
  25. Бинокулярное зрение. Значение.
  26. Проводниковый отдел зрительного анализатора. Центры переключения, их роль.
  27. Зрительная кора. Первичная и вторичная зоны. Нейронная организация. Взаимодействие с другими зонами коры.
  28. Мышечный аппарат глаза. Назначение. Клинические формы косоглазия.
  29. Анатомические и физиологические особенности зрительного анализатора у детей.
  30. Патология различных систем глаза.
  31. Речь. Средства выражения.
  32. Формирование речи у детей. Периоды. Значение окружающей среды.
  33. Мозговые центры речи. Последствия их поражения.
  34. Периферические органы речи. Физиологические основы фонации и артикуляции.
  35. Диапазон голоса. Шепот, фальцет, мутации голоса. Тембр голоса. Гигиена голоса.
  36. Причины задержки и нарушения речи в дошкольном периоде.
  37. Речевые расстройства. Нарушение звукопроизношения. Заикание.

Тест-контроль по «Анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения»

Возможно несколько вариантов ответов.

  1. К преломляющим средам глаза относятся:
    1. роговица, радужка, стекловидное тело
    2. влага передней и задней комиссур глаза, хрусталик, зрачок
    3. роговица, хрусталик, стекловидное тело
    4. хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.
  2. Оптическая система глаза предназначена для:
    1. защиты сетчатки
    2. проведение света к сетчатке
    3. преломление лучей света
    4. фокусировки преломленных лучей света на сетчатке.
  3. При рассматривании разноудаленных предметов включается механизм:
    1. адаптации
    2. аккомодации
    3. рефракции
    4. сужение глазной щели
  4. Слезотечение необходимо для :
    1. смывания инородных частиц с поверхности глазного яблока
    2. смачивание роговицы
    3. промывание слезных каналов
    4. для заполнения влагой передней и задней камер глаза
  5. К периферическому отделу зрительного анализатора относится:
    1. циллиарное тело
    2. сетчатка
    3. радужка
    4. стекловидное тело.
  6. Причиной дальнозоркости является :
    1. удлинение оптической оси глаза
    2. укорочение оптической оси глаза
    3. aиbне имеют значения
    4. большее количество рецепторов на сетчатке
  7. Рецепторный потенциал возникает в следующих клетках сетчатки:
    1. в пигментных
    2. в палочках
    3. в ганглиозных
    4. в биполярных
  8. Укажите пропущенную структуру в проводниковой части зрительного анализатора: сетчатка, верхние бугры четверохолмия, -……..-, зрительная кора;
    1. медиальное коленчатое тело
    2. латеральное коленчатое тело
    3. хвостатое ядро
    4. вестибулярное ядро
  9. Люди, в сетчатке которых отсутствуют воспринимающие синий цвет колбочки, называются:
    1. миопы
    2. протанопы
    3. дейтеранопы
    4. тританопы
  10. В какой из перечисленных областей коры больших полушарий располагается первичная зрительная зона:
    1. в лобной
    2. в височной
    3. в затылочной
    4. в теменной
  11. В состав центральной ямки сетчатки входят только:
    1. палочки
    2. волосковые клетки
    3. колбочки
    4. опорные клетки
  12. Перепончатый лаберинт улитки заполнен
    1. перилимфой
    2. эндолимфой
    3. спинномозговой жидкостью
    4. тканевой жидкостью
  13. Частотный анализ звука осуществляется в:
    1. предверии улитки
    2. кортиевом органе
    3. полукружных каналах
    4. среднем ухе
  14. Колбочки расположены
    1. на периферии сетчатки
    2. в желтом пятне
    3. в слепом пятне
    4. в сосудистой оболочке
  15. Первые два нейрона зрительного анализатора располагаются:
    1. между сетчаткой и верхними буграми четверохолмия
    2. между сетчаткой и латеральным коленчатым телом
    3. в буграх четверохолмия
    4. в сетчатке
  16. Людей, которые не воспринимают зеленый цвет называют:
    1. миопами
    2. протанопами
    3. дейтеранопами
    4. тританопами
  17. Цветовое зрение обеспечивают:
    1. палочки
    2. ганглиозные клетки
    3. колбочки
    4. биполярные клетки
  18. Вставьте пропущенное слово.
    1. Световой поток проходит последовательно через оптические среды глаза: …….., переднюю камеру глаза, хрусталик, стекловидное тело.
    2. склеру
    3. роговицу
    4. сетчатку
    5. заднюю камеру глаза.
  19. Вставьте пропущенное слово.
    1. При ………… изображение предмета находится за сетчаткой:
    2. дальнозоркости
    3. близорукости
    4. астигматизме
    5. аккомодации
  20. Вставьте пропущенное слово.
    1. При ………………… изображении предмета находится перед сетчаткой:
    2. — дальнозоркости
    3. близорукости
    4. астигматизме
    5. аккомодации
  21. Вставьте пропущенное слово.
    1. Костная проводимость звука ……………………. воздушной.
    2. выше
    3. ниже
    4. равна
  22. Какой из перечисленных пигментов содержится в палочках:
    1. меланин
    2. йодопсин
    3. родопсин
    4. хлоролаб
  23. Укажите правильную последовательность распространения возбуждения в сетчатке:
    1. палочки – биполярные нейроны – ганглиозные нейроны
    2. — ганглиозные нейроны – палочки – биполярные нейроны
    3. палочки – ганглиозные нейроны – биполярные нейроны
  24. Причиной астигматизма является:
    1. увеличение кривизны хрусталика
    2. искривление поверхности роговицы
    3. отсутствие хрусталика
    4. изменение продольной оси глаза
  25. При развитии дальнозоркости ближайшая точка ясного видения:
    1. приближается к глазу
    2. удаляется от глаза
    3. не изменяется
  26. При развитии миопии ближайшая точка ясного видения
    1. приближается к глазу
    2. удаляется от глаза
    3. не изменяется
  27. К периферическому отделу слухового анализатора относится:
    1. наружное ухо
    2. барабанная перепонка
    3. рецепторы улитки
    4. система косточек среднего уха.
  28. Действие светового раздражителя приводит к формированию в палочках:
    1. рецепторного потенциала
    2. генераторного потенциала
    3. потенциала действия
    4. потенциала покоя.
  29. Коррекцию дальнозоркости проводят с помощью линз:
    1. двояковыпуклых
    2. двояковогнутых
    3. цилиндрических
    4. круглых.
  30. Звуки низкой частоты вызывают колебания основной мембраны:
    1. на вершине улитки
    2. на всем ее протяжении
    3. в средней ее части
  31. Действие звуковых колебаний воспринимают:
    1. волосковые клетки
    2. опорные клетки
    3. первичночувствующие рецепторы
  32. Сила звука кодируется:
    1. числом возбужденных нейронов
    2. величиной ушной раковины
    3. зоной колебания основной мембраны
    4. амплитудой колебания молоточка.
  33. Бинауральный слух – это слух:
    1. одним ухом
    2. двуми ушами
    3. с помощью слухового аппарата
    4. при повреждении барабанной перепонки.
  34. Слуховая кора располагается в:
    1. в прецентральной извилине
    2. постцентральной извилине
    3. височной зоне
    4. затылочной зоне.
  35. Вербальный способ передачи информации осуществляется с помощью:
    1. жестов
    2. мимики
    3. символов
    4. слов
  36. Критический период для овладения основами языка соответствует возрасту:
    1. от рождения до года
    2. от 1,5 до 3 лет
    3. от 3 до 5 лет
    4. 5 – 10 лет
  37. Центр Брока находится в коре больших полушарий:
    1. в затылочной области
    2. у основания нижней лобной извилины
    3. в височной области
    4. в теменной области
  38. Центр Вернике находится в коре больших полушарий:
    1. затылочной области
    2. у основания нижней лобной извилины
    3. в височной области
    4. в теменной области.

Ответы на тест-контроль

  1. c
  1. d
  1. b
  1. a b
  1. b
  1. b
  1. b
  1. c
  1. d
  1. c
  1. c
  1. b
  1. b
  1. b
  1. a
  1. c
  1. c
  1. b
  1. a
  1. b
  1. b
  1. c
  1. a
  1. b
  1. b
  1. a
  1. c
  1. a
  1. b
  1. b
  1. a
  1. a
  1. b
  1. c
  1. d
  1. b
  1. b
  1. c

Литература

Основная

  1. Бочкарева А.А. Глазные болезни. М., 1989.
  2. Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. М., 1982.
  3. Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. М., 1970
  4. Каплан А.И. Охрана остаточного зрения у слепых детей. М., 1965.
  5. Могильницкий М.П. Курс лекций по анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи. Л., 1970.
  6. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970.
  7. Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа. М., 2001.
  8. Пальчун В.Т. Оториноларингология. М., 1997.
  9. Речевые и сенсорные системы и их нарушения / Авт.-сост. А.С. Яценко. Екатеринбург, 1997.
  10. Сидоренко Е.И. Офтальмология. М., 2005.
  11. Шеврыгин Б.В. Болезни уха, горла, носа у детей: Справ. М., 2002.

Дополнительная

  1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и паталогии).

    М., 1977.

  2. Вознесенский Н.Л., Пальчун В.Т. Болезни уха, горла и носа. М., 1981.
  3. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. Л., 1989.
  4. Кузмичева Е.П. Развитие слуха у глухих. М.,1989.
  5. Лихачев А.Г. Справочник по оториноларингологии. М., 1981.
  6. Шеврыгин Б.В. Детская амбулаторная оториноларингология. М., 1991.

2