Федеральное агентство по образованию 162

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТИТУТ

ЭЛЕКТОРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра Культурологии

Internet: изменение стиля мышления и образа жизни.

Автор реферата:

Группа С-41.

Факультет АВТ.

Руководитель семинара:

Сапрыкин Владимир Александрович.

Москва 2010

План реферата

I. Вступление. II. Основное содержание.

  1. Я эльф 80-го уровня.
  2. Интернет-портал — легко войти, трудно выйти.
  3. Сергей Лукьяненко. «Лабиринт отражений».
  4. Интернет как средство влияния СМИ.
  5. Влияние Интернета на грамотность.
  6. Интернет глазами подростка.

III. Вместо заключения. IV. Список использованной литературы.

I Вступление.

Каждый из нас сознательно или бессознательно выбирает свой образ жизни в этом мире. Кто-то не может долго обходиться без мобильного телефона и ноутбука. Кто-то не привык (и не хочет привыкать) жить и работать без пива (летом), кофе (зимой) и сигарет (круглогодично).

У некоторых значительная часть жизни проходит за домашним десктопом, который является пропуском в манящий и одновременно обманчивый мир веб-серфинга, всевозможных чатов, форумов, Интернет-клубов и, конечно же, компьютерных игр. Выбор стиля жизни отражает особенности внутреннего мира и образа мышления каждого из нас. Но существует и обратная (часто неосознанная и нежелательная) зависимость, которая приводит к трансформации мышления и интеллекта под воздействием определенного образа жизни.

12 стр., 5943 слов

К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете

Вступление Интернет в российском массовом сознании предстает, прежде всего, гигантским хранилищем информации. Формирование подобного образа глобальной сети произошло главным образом ... сознания, фундаментальных сдвигов в формах человеческого мышления. Двадцатый век прошел под знаком окончательной ... . В силу всех вышеперечисленных факторов жизнь современного человека эмоционально обеднена. Механизмы ...

В наше время влияние информационных технологий на отдельно взятого человека и общество в целом постоянно усиливается. Сущность этого влияния неоднозначна: с одной стороны, бесспорны преимущества, привносимые компьютером в нашу жизнь, но с другой — существует множество побочных эффектов компьютеризации, которые затрагивают различные сферы жизни человека. Один из таких эффектов — своеобразная модификация (а в запущенных случаях — и необратимая «мутация») высших когнитивных, то есть познавательных функций психики, а именно мышления и интеллекта.

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Наверняка большинству из нас знакома ситуация, когда настроенная и, казалось бы, устойчиво работающая система перестает работать как надо. Если вы — не системный администратор с многолетним опытом работы, а рядовой пользователь, то причина проблемы и способы ее устранения редко становятся понятными сразу. В данной (по сути дела критической) ситуации профессионал отличается от любителя стилем мышления и образом действий: он больше опирается на собственные знания и часто противоречивый опыт, а также на смутные догадки о сути компьютерных технологий (в том случае, если знаний оказывается недостаточно).

У подавляющего большинства пользователей точные и полные знания об используемых информационных технологиях отсутствуют, но для эффективной работы с компьютером они оказались не столь необходимы, как можно было предположить. Постоянно знать абсолютно всё даже по очень узкой специальности — задача трудно выполнимая и для профессионала. Поэтому в критических ситуациях на помощь приходит интуиция, помогающая сохранить спокойствие и нервные клетки, а также решить проблему со сбоем в системе.

11 стр., 5039 слов

Человек в информационном мире

... выделяемой классиками, характеристики информационного общества, состоящей в возможности алгоритмизации и программирования социальных ... Большинство репрезентативных опросов пользователей компьютерных сетей проводится сегодня американскими ... характеристик, связанных с пользованием компьютерами в широком смысле, что ... , так называемые "информационные брокеры" – люди или группы людей, играющие ключевую роль ...

Не отрицая тех многочисленных (и во многом положительных) изменений, которые произошли в жизни отдельно взятого человека и всего человеческого общества с приходом новых ИТ, нужно признать, что компьютеры мало изменили саму сущность трудовой деятельности. Бухгалтеры по-прежнему рассчитывают баланс (пусть и с помощью программы «1C: Предприятие»), инженеры строят чертежи (правда, теперь в пакете AutoCAD), аналитики ищут связь событий и фактов, причин и следствий (но уже используя для этого нейронные сети).

Однако выполнение большинства повторяющихся операций, которые поддаются программированию, предоставляется машинам, а все остальное остается людям. В умственном труде человека, работающего за компьютером, увеличилась доля творческого мышления (в ряде случаев это действительно так), которое, в отличие от логического, имеет иную структуру использования психических ресурсов.

Несмотря на это, при длительном профессиональном общении с компьютером алгоритмизация мышления неизбежно возникает и у большинства людей. Чаще всего это проявляется в том, что в попытке по возможности максимально автоматизировать свою деятельность человек составляет (сначала используя нейронные сети головного мозга, а затем — и возможности компилятора) алгоритм, который является последовательностью действий, приводящих к полезному результату. Наиболее ярко алгоритмизация мышления выражена, конечно, у программистов, что стало причиной популярности анекдотов на данную тему. Многие помнят байку о программисте, который, руководствуясь выработанным годами, а поэтому и естественным для него желанием предусмотреть и запрограммировать все, ставил перед сном на столик около кровати два стакана — наполненный водой и пустой. На вопрос о назначении стакана с водой следовал ответ: «Это на тот случай, если я ночью захочу пить», а необходимость в пустом стакане объяснялась фразой: «А это — если не захочу пить».

20 стр., 9504 слов

Психологические аспекты компьютерных игр

... в основу базиса теории влияния компьютерных игр на психику человека. 4. Игровой мир Прежде чем описывать особенности психики игрока, ставшие заметными благодаря Игровым Мирам ... эту связь, мы можем предложить иное видение классификации: стратегические игры – диагностика: пространственное мышление, анализ и синтез ситуации, кругозор, потребность во власти; экшн ...

Алгоритмизация является, пожалуй, самой безобидной и одновременно полезной особенностью мышления, которая приобретается человеком после достаточно длительного общения с ИТ. Гораздо более настораживающими и даже опасными являются некоторые черты внутреннего мира человека, появляющиеся как побочный результат высокой интерактивности ряда компьютерных приложений. Речь идет о том, что без сомнения близко и понятно большинству пользователей ПК, то есть о различных онлайновых играх.

II Основное содержание. Я эльф 80-го уровня

Оценивая роль компьютерных игр в формировании особого образа мышления как у самих разработчиков, так и у игроков, можно сказать следующее: компьютерная игра как самостоятельный (пусть и виртуальный) мир имеет свои характерные черты, а именно своеобразное течение времени для игрока и изменение представлений о пространстве. С одной стороны, это расширяет границы мышления, придавая ему гибкость, пластичность и некоторую парадоксальность, но с другой — ведет к отрыву от реальности и неизбежной дезадаптации.

Те незабываемые ощущения, которые человек испытывает во время игры, естественно (а как же без этого), являются небезопасными. Постоянно всплывая из глубин памяти, они служат эталоном счастья, как в виртуальном мире, так и в реальном. При длительном отсутствии этих острых ощущений возникает так называемый абстинентный синдром или синдром отмены, что также не способствует повышению настроения. И хотя наглядных примеров и подтвержденных фактов пруд пруди, у многих наличие психической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнение.

Помимо всего прочего, недостатком большинства сетевых компьютерных игр является отсутствие непосредственного контакта игроков во время игры. Но этот (на первый взгляд) минус является одновременно и основным плюсом, поскольку в виртуальном мире психические качества игрока важнее физических (явное исключение из правила «в здоровом теле — здоровый дух»).

1 стр., 407 слов

Зависимость от компьютерной виртуальной реальности (квр)

... биопсихогенетической перестройки личности в связке "человек-компьютер", проявляющиеся новой психопатологической симптоматикой. Именно связка "человек-компьютер" порождает явление называемое компьютерной виртуальной реальностью, в некоторых случаях ...

Со временем у некоторых увлеченных геймеров образ реального человека (соперника или партнера) начинает ассоциироваться с его виртуальным образом на экране монитора (естественно, речь идет о крайне запущенных случаях).

Мышление, обладая многомерностью и креативностью, позволяет при желании с нашей стороны (а в ряде случаев и без оного) «видеть» те или иные объекты, которые на самом деле в этом месте отсутствуют. Представители некоторых профессий (архитекторы, скульпторы, художники и др.) могут представить какой-либо объект на основе косвенных данных о нем, и это умение составляет основу их профессиональной деятельности. Подобно этому в процессе игры человек вынужден (для достижения победы) мысленно строить четырехмерную карту уровня. Поскольку «увидеть» четырехмерный объект нельзя даже в воображении, работа с ним требует хорошо развитого абстрактного мышления.

Современные киберподростки, проводящие по нескольку часов в день перед экраном монитора, то есть в аудиовизуальной среде, испытывают значительную информационную нагрузку, и их психике приходится строить многочисленные (зрительные и слуховые) образы из неестественных составляющих. Игрок, как правило, не замечает, что изображения многих виртуальных объектов устойчивы лишь в определенном ракурсе. Стоит приблизиться к экрану вплотную или выбрать несколько иной угол зрения, и иллюзия реального действия на экране разрушается, распадаясь на множество точек.

Формирование зрительных образов у человека основано на возбуждении соответствующих корковых центров зрительного анализатора (затылочной доли коры головного мозга), куда информация попадает с подкорковых ядер, отвечающих за ориентировочные рефлексы на свет. В свою очередь, эти центры получают нервные импульсы посредством зрительных нервов с сетчатки глаз. Как периферический отдел зрительного анализатора, глаза непрерывно (даже во сне) совершают сканирующие движения. Более того, анализируя окружающую среду, человек редко остается неподвижным (за исключением явно опасных ситуаций и оборонительных реакций на них).

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только ... массовой коммуникации; Телевидение, радио, газеты, интернет. 5.Функции связей с общественностью в современном ... профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся ...

Человек подходит к объекту, отходит от него, меняет угол зрения, прищуривается и т. д. Характеристики светового потока на сетчатке глаз постоянно меняются, приводя к формированию новых зрительных образов. Тем не менее, компьютерные игры не являются таким уж абсолютным злом. Определенная трансформация мышления игрока, будучи выражена в умеренной степени, является несомненным плюсом для развития психической сферы. Но, как и любая крайность, чрезмерное увлечение компьютерными играми может вызвать психическую зависимость, которая ничем не лучше любой другой зависимости.

Интернет-портал — легко войти, трудно выйти

Существует распространенное (и часто справедливое) мнение, что человек, «нырнувший с головой» в мир Интернета, с этого момента полностью потерян для мира реального. В ряде случаев так оно и есть, причем подобных сетевых обитателей становится все больше. Они, естественно, объединяются, образуя новые социумы, «виртуальные сообщества» (форумы, чаты и т. д.).

Поскольку мнение о человеке складывается на основе общения с ним, то считается, что в Интернете человек может полностью измениться. Верно ли это, каждый может проверить сам, пообщавшись под неиспользовавшимся ранее ником в каком-либо чате. Можно долго обманывать себя тем, что, входя в Сеть под разными никами, ты всегда разный, соответственно выбранному в данный момент образу. Но в глубине души ты останешься прежним, то есть тем, кем являешься на самом деле, а не тем, что говоришь о себе. (Это только мое наблюдение — возможно, кто-то сможет добиться других результатов.)

Каждый человек (если он, конечно, заинтересован в продолжении общения) неизбежно приспосабливается именно к той ситуации, в которой находится в данный момент, — к своему новому нику, новому собеседнику, новой теме разговора и т. д., а Сеть играет роль посредника, делая процесс более легким и анонимным. Каждый из участников чата строит образ (как своих виртуальных собеседников, так и свой собственный), который либо лучше, либо хуже реального прототипа. Кстати, это улучшение или ухудшение может происходить и на подсознательном уровне, как реакция на отчуждение от общества. Разумеется, этот образ не является абсолютно абстрактным (так как основан на личности реального человека), однако со временем он начинает влиять на свой прототип.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... напрягается в осознании тех достижений, которые господствовали в его жизни. Жизнь человека имеет как бы свои лейтмотивы, и на этих песнях ... президентом «Лаури Эссошиэйтс» и, одновременно, владельцем и руководителем сети радиостанций в Северной Калифорнии и Виргинии. Кроме того, он ... таких методов во всех сферах общественной деятельности и личной жизни человека. В одной из своих книг Роберт Монро пишет: ...

Это влияние напрямую зависит от количества времени, проводимого под виртуальной личиной. Вполне возможно, что кто-то в своем виртуальном образе выглядит в глазах окружающих гораздо привлекательнее, чем в реальной жизни. Чувствуя это противоречие, человек порой пытается улучшить свою реальную личность, хотя подобное встречается редко.

Общаясь по Сети, в большинстве случаев нельзя увидеть своего реального собеседника (скорость передачи информации достаточной для нормального функционирования веб-камеры для многих остаются недоступной роскошью), а можно только представить его образ. Поэтому длительное онлайновое общение вызывает естественное желание встретиться с человеком в реальной жизни, что может привести к разным последствиям — от рандеву «на набережной у фонтана», до виртуального (а иногда и реального) брака. Однако после подобных встреч нередко остается чувство, будто тебя обманули — каждый видит совсем не то, что представлял. Кроме того, дают о себе знать симптомы аутизма, то есть трудность в реальном общении из-за чрезмерной замкнутости и зацикленности (в данном случае на виртуальном общении).

Сергей Лукьяненко. «Лабиринт отражений».

О хакерах говорят очень часто (это уже давно стало модным), в том числе и те, кто плохо представляет себе тему разговора. Среди обывателей появились определенные стереотипы хакера. Один из них великолепно описан в трилогии Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» — «Фальшивые зеркала» — «Прозрачные витражи».

Так сложилось, что под влиянием желтой прессы, журналисты которой не обременяют себя терминологией, сегодня под словом «хакеры» понимают как минимум две совершенно разные категории людей.

В первой представлены те, кому мы обязаны как созданием всех новшеств мира ИТ, так и дальнейшим их развитием. Они спокойно рисуются на публике не опасаясь уголовной ответственности: Кен Томпсон, Деннис Ричи, Ричард Столлмен… Их имена есть в каждом приличном учебнике информатики. Это не удивительно, если принять во внимание, что хакер может (и должен!) быть творцом, а не разрушителем. Хакерство вовсе не тождественно криминальному времяпрепровождению перед экраном монитора.

Вторую группу составляют ИТ-специалисты, которые используют свои знания в незаконных целях. Вопреки распространенному мнению их практически невозможно идентифицировать по внешнему виду (вполне опрятному, между прочим), поскольку они не рассылают свои координаты и фотографии вместе с написанным ими кодом. В большинстве случаев ради собственной же безопасности они стараются не употреблять на публике компьютерного сленга.

Однако у обеих групп есть общая черта: поскольку они крайне увлеченные натуры со своеобразной системой ценностей, их быт резко отличается от привычного. Вот небольшой отрывок взятый из форума на котором обсуждают натуру ИТ-специалиста: «Я такого давно не видела. Нет, конечно, я догадывалась, что настоящие ученые живут в некотором беспорядке, но кот, дрыхнувший в аквариуме, носки, висящие на люстре, груда грязной посуды, засыпанной стиральным порошком, лежащая в огромном тазу посреди комнаты, — это было уже слишком».

Подобный стиль жизни дает почувствовать пьянящий вкус свободы и до сих пор несет в себе очень мощную героику (поэтому и привлекает многих людей, в том числе далеких от компьютеров).

Это привело к созданию субкультуры хакеров с собственным кодексом чести, оригинальной художественной литературой, поэзией и языком. Однако творцам подражать трудно, да и не столь интересно, так как они «в законе». Образу жизни второй группы, который зачастую превратно (но на удивление согласованно) описывают СМИ, подражать проще, и поэтому его переняли многие подростки. Появилось большое количество людей, которые ввели в свой быт худшие черты киберпанка; вовсе не хакеров в истинном понимании этого слова, но называющих себя именно так. Возникли вирусописатели и просто киберхулиганы.

Интернет как средство влияния сми

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ — это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг — таким образом, сместился центр тяжести.

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.

Процесс восприятия — это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип).

Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т. е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы.

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение.

Влияние Интернета на грамотность.

X: Многие сейчас путают написание -тся и -ться.

Y: Потому, что люди пишут -ццо, и не заморачиваюццо!

(разговор по ICQ)

Интернет давно уже завоевал прочные позиции не только в среде профессиональной деятельности, но и стал одним из любимейших источников развлечений. Всемирная сеть — это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.

Разберемся, что же случается с самым обыкновенным человеком, впервые посещающим Всемирную сеть. Представим себе среднестатистического пользователя (разумеется, не из числа матерых учителей-русоведов), который совсем недавно открыл для себя широкие Интернет-возможности.

Человек, пришедший сюда за необходимой информацией на серьезные сайты, вряд ли сразу подвергнется влиянию безграмотности, а значит и не о нем сейчас речь. А вот тот, кто забрел в сеть, скажем, пообщаться или просто убить время, имеет все шансы в короткие сроки подцепить вирус «свободнописания».

И вот здесь может образоваться несколько поворотов, спровоцированных ситуацией на форуме или чате, куда попал наш человечек.

1. Неграмотность обыкновенная. Что она собой представляет, знает каждый, кто учился в школе. В силу лени, а может, в силу простой неспособности овладеть азами русской орфографии (мы сейчас говорим именно о русском языке и его носителях), некоторые представители человечества так и не научились грамотно писать. И эта самая безграмотность перекочевала из тетрадей в линеечку в сеть. Ничего загадочного или неординарного.

Другой вопрос, что небрежное отношение участников к собственному и чужому правописанию, провоцирует неокрепшего человека на прекращение борьбы с безграмотностью. Зачем надрываться, если тебя и так понимают?

2. Неграмотность нарочитая. Те, кто регулярно переписывается при помощи ICQ или подобных же средств общения, хорошо знают, что это такое. Пример такого «правильнописания» приведен выше в эпиграфе. Это, конечно, шутка, но шутка, имеющая далеко идущие последствия. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Зачастую владение «олбанским» показывает твою принадлежность к громадному сообществу Интернет-общения. Печатая слова так, как они слышатся и произносятся («дефачка»), меняя звонкие согласные на глухие, А на О, и наоборот (например, «кросафчег»), ты становишься своим.

Нельзя однозначно сказать, что наличие такого «олбанского» — явление отрицательное. Русский язык многогранен и наличие еще одной сленговой ветви вряд ли может пошатнуть его монументальное здание. Кроме того, данный сленг носит несколько игровой характер, что для языка где-то даже и полезно.

Но оба пункта, о которых говорилось выше, несомненно, влияют на всеобщую грамотность Интернет-пользователей, любящих общение сверх всяких границ. Дело в том, что и нарочитая безграмотность, и потеря грамматической и орфографической бдительности одинаково входят в привычку. А привычка, как опасная болезнь. Заразиться легко, да попробуй после вылечи! И теперь уже хромое правописание переселяется со страниц форумов в курсовые работы, деловые письма и официальные документы!

Однако страдает не только грамотность. Потеря ее — это, как говорится, полбеды. В конце концов, восстановить правописание можно, обойдясь при этом, так сказать, малой кровью. Гораздо хуже то, что человек Интернет-общения, разучается, как это ни парадоксально, грамотно и стройно излагать свои мысли. И в этом повинен уже не только «олбанский». Как ни странно, медвежью услугу оказали широкие сетевые возможности. Прежде всего, звуковые и визуальные. Разве станет ленивый по сути человек напрягаться и описывать свое настроение, если под рукой куча смайликов, с легкостью отражающих любые эмоции?

Например, вы хотите поздравить знакомого с днем свадьбы. Во-первых, вы можете найти хорошее поздравление на специальном сайте. Оно и написано грамотно, да и сказано гораздо красивее, чем вы сами могли бы. Но даже и это не обязательно. Пошлите ему по «аське» такой, к примеру, набор: несколько человечков с цветами, целующиеся мордашки, сердечко и пару смайликов, вопящих от радости. Я уверяю, друг поймет вас и без слов.

В заключение, хочу добавить вот еще что. На грамотность сложившегося человека повлиять не так-то просто. Гораздо легче сбить с толку ребенка, чья система ценностей, к которой, кстати, относится и уважение к родному языку, находится в процессе формирования. Кроме всего вышеперечисленного, дети, увлеченные открывающимися возможностями, перестают читать книги. Обыкновенные бумажные книги. А правильное чтение во все времена было прекрасным залогом правильного письма.

Интернет глазами подростка

Так, что же такое Интернет с точки зрения подростка?

Прежде всего — это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях.

Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! От этого они становятся только тупее и ограниченнее — в общении, и свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость.

Для большинства подростков Всемирная сеть — это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых.

Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни, но разве это хорошо, тут же возразят многие читатели. Естественно это не очень хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче!

Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет — это не заменимый помощник для получения знаний. А кто-то, вообще до сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Мажет это и не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно вы никогда и не купили бы.

Интернет плох тем, что он не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от не нормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Из всего выше сказанного следует то, что, остаёться надеется только на сознание самих детей, на их честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием.

III Вместо заключения.

Как видим, современные коммуникационные средства позволяют каждому не только подключиться к глобальным информационным ресурсам, но и выключить каждого из процессов привычной жизни, кардинально изменив образ жизни и мышления. Компьютеризация приводит к тому, что досуг, личная жизнь, мышление, поведение, настроение и все иные человеческие проявления оказываются жестко нормированными (иногда это очень даже кстати) и модифицированными в добровольно-принудительном порядке (добровольном — потому, что человек идет на это по доброй воле, а принудительном — поскольку изменения личности неизбежны и происходят в той или иной степени независимо от желания человека).

Одна из основных и изначальных функций научно-технического прогресса — высвобождение человека из цепких объятий природы с целью обретения им независимости и даже некоторой свободы. Но, избавившись от жесткой природной детерминированности, человек на ее место незаметно для себя поставил не менее (а порой и более) жесткую техническую и информационную зависимость, оказавшись в заложниках у непредусмотренного побочного эффекта жизни в современной техногенной среде.

Вектор изменений психики зависит от ее изначального состояния. Поэтому длительное пребывание в смоделированной при помощи компьютеров среде может как в корне изменить характер мотивации многих реальных поступков, подменить эмоциональное восприятие мира рациональным, сугубо логическим подходом ко всему, так и существенно улучшить мышление человека, сделав его более точным, логичным и продуктивным.

Постепенно изменяется сам характер восприятия информации — нейроны, адаптировавшись к цифровой форме, «отвыкают» воспринимать аналоговую информацию. Природа рациональна и экономична по своей сути, выбирая путь наименьшего сопротивления, поэтому мозг человека со временем выключает ставшие ненужными ассоциативные связи, переходя на более короткий и экономичный режим работы.

Воздействуя на жизнь отдельной личности (и общества), компьютеризация делает умственный труд более интенсивным, заставляя повышать эффективность работы мозга, но в ряде случаев это чревато монополией компьютерного рационализма. Думаю, многие смогут припомнить как минимум одного из своих знакомых, «покалеченных» компьютером подобным образом. Но, как показывает практика, собственный эмоциональный и парадоксальный разум совершенно не стоит противопоставлять своему же холодному и расчетливому рассудку, поскольку обе эти составляющие психики играют в одной команде — их задача усиливать, а не вытеснять друг друга.

Алгоритмизация стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых строится действие современного компьютера, в ряде случаев приводит к утрате образной, эмоциональной окрашенности мышления и общения. Однако полный отказ от эмоций, на мой взгляд, является необоснованным и противоестественным (точно так же, как и возведение эмоций в ранг высшего атрибута живого).

Здесь, как нигде, необходимо придерживаться золотой середины (только ее нужно искать самому, основываясь на особенностях своей психики, а не опираться на общепринятые нормы).

Создав машину, человек попытался компенсировать ею то, что его собственный мозг делал недостаточно быстро. Люди, являясь бесподобными творцами и аналитиками, по-прежнему (в своем большинстве) продолжают крайне медленно считать и очень любят применять нечеткую логику там, где ей совершенно не место. Разбираясь в принципах работы компьютеров с информацией, человек в силах перенять недостающие разуму черты у собственного творения, не ставя себя при этом в зависимость от электронного помощника.

Многие сетуют на то, что наш мир неуклонно превращается в техносферу. Люди все реже общаются между собой лицом к лицу, без технических посредников, а программный код становится более распространенным и важным, нежели простые человеческие слова, хотя ценным на самом деле является и то и другое. Но каждому способу общения необходимо свое время и место. Самолет не лучше поезда, хотя и быстрее. А протокол POP3 не хуже HTTP, несмотря на меньшие возможности. Они просто разные. Насчет способов общения — средства коммуникации скорее помогают нам связаться друг с другом хоть как-нибудь, чем подменяют собой личные встречи. Сегодняшний темп жизни и расстояние делают подобный сценарий работы маловероятным и нерациональным.

На мой взгляд, одной из главных задач современного человека является необходимость остаться именно человеком, который умеет общаться не только с машинами, но и с людьми, не испытывая дискомфорта от живого общения. При этом вовсе не обязательно терять свою независимость и индивидуальность, превращаясь в органическое периферийное устройство персонального компьютера с гипертрофированным блоком системной логики и полным отсутствием эмоций — подобное людям просто не свойственно.

Человек не может до конца познать самого себя, поскольку для познания системы нужно выйти за ее рамки. Но люди в очередной раз доказали свою изобретательность, догадавшись вынести часть себя в новую систему, породив мир информационных технологий. Теперь на этом фантоме они занимаются самопознанием. К чему приведет данный процесс, сказать трудно, но одно совершенно ясно уже сейчас: взаимодействуя с компьютерами, мы неизбежно становимся другими. Степень и вектор этих изменений каждый контролирует (или оставляет бесконтрольными) самостоятельно в зависимости от того, ожидается ли в итоге что-либо конкретное, или любые возможные модификации мышления будут восприняты как должное. В конце концов, каждый решает сам, каким ему быть в будущем, а каким все-таки не стоит становиться.

IV Список использованной литературы

  • Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. — М: Просвещение, 2001
  • Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к Internet: Пер. c англ. — М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996.
  • Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001
  • Викентьева А.Б. Компьютер как диагноз // Культура № 13. 2000 г.
  • Кудрин Р. В Образ жизни в кибер пространстве // «Компьютерра» № 46. 2003 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector