Федеральное агентство по образованию 102

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной педагогики и психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________В.А. Сидоров

«_____"____________________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ

ГОС — 2005

Для студентов всех форм обучения

специальности 5 071 165 Социальная педагогика (31 300),

специализации «Социальный менеджмент в системе

образования" (31 325)

Екатеринбург 2007

Рабочая программа практики и методические рекомендации по ее проведению (ГОС — 2005).

Екатеринбург: 2007. 38 с.

Настоящая программа и методические рекомендации по ее проведению составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 5 071 165 Социальная педагогика (31 300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (31 325)

Составитель: канд. пед. наук, доц. Р.Х. Исхаков

Одобрена на заседании кафедры социальной педагогики и психологии. Протокол № ___ от ___ __________ 2007 г.

Заведующий кафедрой Н.Г. Санникова

Рекомендована к печати методической комиссией СоИн.

Протокол № _____от___ _________ 2007 г.

Председатель методической комиссии С.П. Миронова

(c)ГОУ ВПО

Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007

25 стр., 12074 слов

Методические рекомендации рекомендации министерство здравоохранения и социального развития РФ 17 ноября 2006 г

... программа обязательной оптимистическойфразой, с которой программа и начинается: Я ТЕБЯ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ СИЛЬНОЛЮБЛЮ. Приложение N 2 к Методическим рекомендациям Министерства здравоохранения и социального ... матери, возраст, образование, родзанятий; - Фамилия, имя, отчество отца, возраст, образование, род занятий; ... (записи первой недели). - Проведение специалистом тренинга в состояниипсихоэмоционального покоя ...

Введение

Рабочая программа практики и методические рекомендации к ее выполнению составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 5 071 165 Социальная педагогика (31 300), специализации «Социальный менеджмент в системе образования» (31 325).

Целью практики, как непрерывной составляющей учебного процесса, является формирование комплекса профессиональных умений и навыков социального педагога в условиях учреждений системы образования и социальной сферы. Содержание практики представляет вид учебной деятельности по формированию профессиональной компетентности в решении социально-педагогических проблем, возникающих в процессе социализации детей и подростков.

Научно-методическая система подготовки социальных педагогов предполагает реализацию принципа непрерывной интеграции теории и практики в течение всего периода обучения, который включает в себя следующие этапы:

Вводно-ознакомительный — знакомство с учреждениями системы образования и социальной защиты, определение их роли в процессе обучения и воспитания детей и подростков, выделение значения социально-педагогического сопровождения как направления профессиональной деятельности.

Учебно-коммуникативный — формирование профессионально-коммуникативной культуры социального педагога, способствующей целесообразному общению с детьми разного возраста и социального статуса.

Учебно-организационный — формирование профессиональной компетенции, способствующей поиску оптимальных форм организации досуга и рабочего времени в школьном или вне школьном коллективе.

2 стр., 879 слов

Виды социально-психологических исследований

Виды социально-психологических исследований 1. Обусловленность выбора конкретного вида социально-психологического исследования социальное психологическое экспериментальное корреляционное Эмпирическому и теоретическому уровням знания соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида научной познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое ...

Учебно-управленческий — формирование управленческой культуры, способствующей решению социально-педагогических проблем одного ребенка или целого детского школьного или внешкольного коллектива

Учебно-производственный — формирование профессиональных качеств специалиста по решению социально-педагогических проблем связанных с социализаций ребенка разного возраста в общество.

Организационные формы проведения практики включают:

Установочные собрания, на которых студентам выдаются гарантийные письма, направления на практику в учреждения, рабочие задания для текущего вида практики в зависимости от курса.

Рабочие задания оформляются в дневниках, которые обладают функциональным свойством накопления и служит в течение всего периода обучения в институте. Конструкция этого дневника имеет вид скоросшивателя, удобного для постоянного дополнительного накопления содержательного материала после каждого вида практики. На основе анализа дневника можно проследить профессиональное становление студента. Оформление титульного листа дневники и титульного листа определенного вида практики представлены в приложении 1.

Одной из содержательных задач практики является проведение студентами учебно-исследовательских мероприятий в виде сбора, накопления и анализа фактологического материала для контрольно-оценочных письменных работ (курсовая, дипломная работа).

Учреждения, где проходят практику студенты, является для них «площадкой» по наблюдению, изучению и научного поиска по решению определенных социально-педагогических проблем.

«Площадки» прохождения практики подбираются студентам в соответствии с поставленной учебно-познавательной и учебно-исследовательской целью. Они включают учреждения, ориентированные на реализацию задач социального воспитания и обучения: центры, занимающиеся проблемами асоциальных семей; учреждения образования различного типа и вида; специальные профилактические учреждения различной ведомственной подчиненности; медико-психолого-педагогичесие учреждения, реабилитационные социальные службы; центры досуга и творчества детей; физкультурно-оздоровительные и спортивные учреждения; учреждения летнего отдыха детей; детские и юношеские общественные организации; государственные и общественные организации.

После каждого вида практики проводятся отчетные занятия, на которых студенты делают сообщения об итогах пройденного этапа.

Оценка по практике формируется на основе учета характеристики из учреждения (Приложение 2), анализа руководителем дневника практиканта, уровня учебной дисциплины и исполнительности, степени активности на отчетной конференции.

Каждый вид практики намечает и решает конкретные цели и задачи. Уровень вовлечения студентов в практику дифференцируется учебным планом и имеет особенности по форме и содержанию, в зависимости от проблематики изучаемых теоретических курсов, специализации, курса и формы обучения студентов в Социальном институте РГППУ.

Поэтапно-временная структура практики

№ п/п

Вид практики

Курс

Семестр

Продолжитель-

ность, недели

1

Учебная (инструктивно-методический лагерь)

I

2-й

1

2

Педагогическая летняя

II

4-й

4

3

Практика в школе

III

6-й

4

4

Социально- педагогическая

IV

8-й

3

5

Комплексная

V

10-й

8

Права и обязанности студентов в период прохождения практики

Студенты, обладающие навыками и умениями самостоятельной учебной деятельности, имеют право:

— индивидуального согласования заданий по практике в зависимости от содержания деятельности определенного социального учреждения;

— сбора практических материалов для написания курсовых и дипломных работ, организацию необходимой экспериментальной работы;

— запроса служебной документации для выполнения заданий по практике.

Студенты при свободном выборе учреждения для прохождения практики обязаны:

— предоставить соответствующие документы: гарантийное письмо (за месяц до начала практики), справку о прохождении практики (через неделю после окончания практики);

— подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики, соблюдать нравственно-этические нормы поведения социального работника;

— находиться в социальном учреждении ежедневно по 6 ч. с одним выходным днем, устанавливаемым в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с руководителем группы;

— выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям социальных учреждений и не угрожают здоровью студентов‑практикантов и клиентов;

— выполнять программу и конкретные задания практики с последующим отчетом перед руководителем через неделю после окончания практики;

— в случае болезни или при наличии других уважительных обстоятельств поставить в известность руководителя практики и отработать программу практики в другие сроки;

— перед началом практики подготовить личные медицинские книжки, заполненные в соответствии с требованиями.

Содержание практики

I курс (2-й семестр)

Вид практики: учебная (инструктивно-методический лагерь)

Содержание: вводно-ознакомительная

Цель — формирование первичных представлений о специфике социально-педагогической деятельности.

Задачи:

1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к деятельности социального педагога.

2. Формирование сознательного отношения к личностной деятельности по самообразованию и самоподготовке себя как специалиста по социальной защите.

3.Знакомство с целями, задачами, содержанием деятельности социального учреждения, где проходит студент практику.

4.Адаптация к условиям профессиональной деятельности в социальной сфере.

5.Определение личностных, профессионально значимых качеств сотрудников данного учреждения.

6. Соотнесение профессиональных требований с личностными способностями.

7. Приобретение первичных навыков профессиональной деятельности социального педагога.

Стиль руководства: профессиональная опека.

Практические задания (социально-педагогических аспект):

  1. Определить место данного учреждения в системе социальной сферы.
  2. Определить управленческую структуру данного учреждения.
  3. Определить организационную структуру взаимодействия с другими учреждениями различной ведомственной подчиненности.
  4. Пронаблюдать процесс взаимодействия специалиста с субъектом социальной деятельности.
  5. Выявить функциональные обязанности социального педагога.
  6. Определить требования к профессионально значимым личностным качествам социального педагога.
  7. Соотнести профессиональные требования с личностными характеристиками.

Практические задания (психологический аспект):

  1. Дать собственное представление об отличительных особенностях детей из семьи и детей из социального приюта (детского дома).
  2. Объяснить, какие аспекты психологического знания необходимы специалистам данного учреждения и почему.
  3. Составить рейтинг возможных мотиваций сотрудников учреждений (для социальных педагогов — школы).

Отчетность:

1. Характеристика образовательного учреждения:

  • название;
  • юридический и фактический адреса;
  • учредитель;
  • организационно-правовая форма;
  • цели, задачи;
  • анализ контингента, нуждающегося в социальной защите.

2. Графическая схема управленческой структуры образовательного учреждения.

3. Графическая схема организационной структуры взаимодействия с другими учреждениями различной ведомственной подчиненности.

4. Протокол наблюдения особенностей взаимодействия социального педагога с субъектами социальной деятельности (не менее пяти человек).

4. Профессиограмма труда социального педагога (цель, функциональные служебные обязанности, необходимые личностные и профессионально значимые качества, противопоказания к профессиональному труду социального педагога).

5. Оценка степени выраженности у себя необходимых личных и профессиональных качеств, соотнесение их с требованиями профессии и определение направлений и способов самосовершенствования.

6. Индивидуальное определение области научных интересов.

7. Аннотации научной статьи и издания из данной научной области.

8. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.

II курс (4-й семестр)

Вид практики: педагогическая летняя

Содержание: учебно-организационная

Цель-развитие умений организовывать и осуществлять воспитательную, социальную и оздоровительную работу с детьми разного возраста и состояния здоровья в условиях внешкольного временного детского коллектива.

Задачи:

1.Формирование мотивационно—ценностной установки и общения и взаимодействия в период совместной жизни с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря (ЛОЛ).

2.Систематизация знаний о содержании, формах и методах социального воспитания детей.

3.Развитие умений и навыков по формированию, функционированию и сплочению временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря.

  1. Формирование умений и навыков по организации досуговой деятельности детей, направленных на развитие личности и социального оздоровления ребенка.
  2. Формирование грамотного выбора педагогических приемов в соответствии с особенностями социально-педагогической ситуации в условиях временного детского коллектива.
  3. Формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность в условиях изменяющегося социума.
  4. Целенаправленное наблюдение за деятельностью детей (социальной, познавательной, творческой, игровой и др.).
  5. Изучение особенностей общения, поведения детей в условиях ЛОЛ.
  6. Сравнение с ситуацией общения и поведения в обычном образовательном учреждении.
  7. Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, находящимся в условиях социальной депривации.

Стиль руководства: профессиональное кураторство.

Практические задания (социальный аспект):

1. Дать характеристику управленческо-организационной структуры летнего оздоровительного лагеря.

2. Составить план работы с отрядом на период пребывания детей в ЛОЛ.

3. Провести исследование отряда и индивидуальных особенностей детей на основании наблюдений, анкетирования, тестирования и социометрии.

4. Осуществить психолого-педагогическое консультирование детей и родителей, нуждающихся в социально-педагогической помощи.

5. Дать характеристики трех детей с различными индивудально- типологическими особенностями (холерик, сангвиник или флегматик, меланхолик).

6. Провести воспитательное мероприятие с участием всего детского коллектива лагеря.

7. Провести самоанализ социально-педагогической деятельности, охарактеризовав степень овладения управленческими, организаторскими умениями и навыками.

Практические задания (психологический аспект):

1. Провести психологический анализ социально-педагогической ситуации, связанной с ребенком и с детским коллективом

2. Составить описательный портрет ребенка (одного-двух человек) с точки зрения ситуации взаимодействия с выделением особенностей аффективной, коммуникативной сфер, мотивационной, поведенческой, когнитивной сфер.

3. Дать понятие о психологически комфортной атмосфере в группе, учреждения; выделить факторы способствующие и препятствующие ее установлению.

Отчетность:

1. Характеристика ЛОЛ:

— цели, задачи;

— контингент детей;

-организационно-управленческая структура лагеря (изобразить графически); инфрастуктура лагеря.

2. Дневник мероприятий в произвольной форме.

3. Список детей отряда на основе анализа документов по схеме:

№ п/п

Ф.И.О.

Год рождения

Физическое состояние

Психоло-гическое состояние

Педагоги-ческое состояние

Социальное состояние.

(родители)

4. Анализ возрастных психолого-педагогических особенностей детей отряда (соотнести знания теории с практикой увиденного).

5. Характеристики трех детей с различными индивудально- типологическими особенностями (холерик, сангвиник или флегматик, меланхолик).

6. Методическая разработка мероприятия (отрядного или общелагерного).

7. Самоанализ социально-педагогической деятельности с позиций: «Я овладел…», «Мне было трудно…», «Мне предстоит совершенствоваться в…».

8. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенной печатью учреждения.

Функционал вожатого

Вожатый несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей и организует активную досуговую деятельность в лагере.

Виды деятельности вожатого:

1. Организационно-дисциплинарная:

  • Контроль за выполнением детьми санитарно-гигиенических норм проживания в лагере:

— чистота и порядок в спальном корпусе (единая типовая заправка постелей, порядок в тумбочках);

— организация уборки территорий, прилежащих к спальному корпусу;

Контроль за наличным составом детей.

2. Организационно-управленческая:

  • Создание актива отряда.
  • Организация совместного управления с активом отряда.
  • Организация и оформление внутриотрядного уголка.
  • Организация детей для участия в утренней лагерной линейке.

3. Организационно-режимная: совместная с воспитателем деятельность в проведении организационных режимных мероприятий:

  • Утренний подъем и вечерний отход ко сну.
  • «Утренний туалет».
  • «Вечерний туалет».
  • Утренняя разминка.
  • Общественное питание.
  • Дневной пассивный отдых.

4. Организационно-коммуникативная:

  • Формирование единого дружного отряда.
  • Снятие и профилактика внутригрупповых и межличностных конфликтов в отряде.
  • Диагностика и коррекция поведения ребенка и отряда в целом.

5. Организационно-досуговая:

  • Ежедневное планирование отрядных дел.
  • Реализация мероприятий в отряде и лагере.

Функционал воспитателя

Воспитатель несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье доверенных ему детей, организует и следит за соблюдением режимных моментов проживания в лагере.

Виды деятельности воспитателя:

1. Санитарно- гигиеническая:

  • Обеспечение чистоты и порядка в помещении спального корпуса (чистый пол, единая типовая заправка кроватей, порядок в тумбочках).
  • Регуляция теплового и воздушного режима жилого помещения.
  • Контроль за питьевым режимом (наличие возможности в обеспечении детей чистой кипяченой водой).
  • Порядок в коммунально-бытовых помещениях (умывальник, туалет, чемоданная, прихожая).
  • Организация «утреннего, вечернего туалета».
  • Наблюдение за внешним видом детей соответствующим погодным условиям.
  • Наблюдение гигиеной кожного покрова детей.
  • Организация среди детей внешнего осмотра друг друга в целях профилактики заражения клещом.
  • Наблюдение за физическим состоянием ребенка по внешним признакам.
  • Организация «банного» дня (помывка детей, смена постельного белья).
  1. Организационно-оздоровительная: совместная с вожатым деятельность по проведению организационно-режимных мероприятий:
  • Утренний подъем.
  • Физическая разминка.
  • Общественное питание.
  • Дневной пассивный отдых.
  • Подготовка к ночному сну.
  • Оздоровительные процедуры.

IiIкурс (6-й семестр)

Вид практики: практика в школе

Содержание: социальный менеджмент в системе образования

Цель — формирование представления о специфике организации социально-педагогической деятельности в условиях учреждения среднего общего образования

Задачи:

  1. Формирование умений структурировать свою деятельность (определять цели, задачи, формы, методы и средства социально-педагогической деятельности).

  2. Формирование организационно-управленческой культуры в условиях школы.
  3. Изучение социально-психологических особенностей контингента школы, нуждающегося в социальной защите.
  4. Апробация методик и технологий организации и проведения мероприятий социально-педагогической направленности.
  5. Приобретение организаторских навыков проведения досуговых мероприятий.
  6. Формирование профессиональной коммуникативной культуры взаимодействия с учеником и его родителями, с администрацией и педагогическим коллективом школы.
  7. Целенаправленное наблюдение за организацией учебного и воспитательного процесса в школе деятельностью детей (игровой, учебной, социальной).
  8. Изучение особенностей общения учеников, педагогов и администрации в условиях школы.
  9. Сформировать бесконфликтное общение в педагогическом коллективе (Приложение 7).

Стиль руководства: профессиональное наставничество.

Практические задания (социальный аспект):

  1. Дать характеристику данного образовательного учреждения.

  2. Понять структуру и механизмы функционирования педагогического коллектива школы:

−собрать информацию о педагогическом коллективе.

−выявить уровни взаимодействия педагогов.

−проанализировать влияние педагогического взаимодействия на эффективность педагогического процесса.

− определить пути взаимодействия социального педагога с коллективом.

  1. Провести наблюдение за детьми в урочное и во внеурочное время с целью выявления индивидуальных и возрастных особенностей.
  2. Дать социально-педагогическую характеристику контингента, нуждающегося в социальной защите.
  3. Составить план проведения воспитательных мероприятий социально-педагогической направленности с классом или с «параллелью» классов на период практики.
  4. Разработать и провести малый педсовет на уровне всего образовательного учреждения.
  5. Реализация системы взаимодействия меду всеми участниками образовательного в школе (Приложение 8).

Практические задания (психологический аспект):

1.Описать психолого-педагогические особенности проведения урока

2. Описать формирование и развитие когнитивной сферы в различные школьные возрастные периода

3.Провести сравнительный анализ особенностей поведения ребенка в школе и вне школы

4.Описать особенности профессиональной психологии учителя средней школы

Отчетность:

1. Характеристика образовательного учреждения:

  • название;
  • юридический и фактический адреса;
  • учредитель;
  • организационно-правовая форма;
  • цели, задачи.

2. Описать структуру и механизмы функционирования педагогического коллектива (Приложение 6).

3. Протоколы наблюдений за учащимися (не менее пяти человек).

4. Характеристики трех учащихся с различными степенями обученности и обучаемости.

5.Социально-педагогичекая характеристика класса.

6. Список детей группы (класса) на основе анализа документов по схеме:

№ п/п

Ф.И.О.

Год рождения

Физическое состояние

Психоло-гическое состояние

Педагоги

ческое состояние

Социальное состояние

(родители)

7. Описание целостной воспитательной системы школы:

− план воспитательных мероприятий (традиционных);

− досуговая деятельность во внеучебное время.

8.Составление плана-сетки мероприятий социально-педагогической направленности на весь срок практики.

9. Описание социально-педагогического консультирования по схеме:

п/п

Ф.И.О.

Дата

Проблема

Рекомендации (учащемуся, педагогу, сотруднику)

Отслеживание результата

10. План и содержание выступления на малом педсовете (методическом объединении, собрании классных руководителей и воспитателей и др.), посвященном социально-педагогическим проблемам

11.Определение роли и места социального педагога в системе образования.

12. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.

IV курс (8-й семестр)

Вид практики: социально-педагогическая

Содержание: учебно-управленческая

Цель— формирование целостной системы профессиональных знаний, умений и навыков, включающей в себя различные виды профессиональной деятельности: социально-правовую, консультативную, реабилитационную, воспитательную.

Задачи:

1.Формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности.

2.Ознеакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в социальных учреждениях различной ведомственной подчиненности.

3.Практическое изучение основных функциональных ролей социальных педагогов на практике.

4.Овладение технологиями разрешения проблем детей и подростков специалистами данных учреждений (Приложение 5).

5.Ознакомление с основными видами социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности

6. Изучение социально-правового пространства деятельности социального педагога через взаимодействие с государственными органами, обеспечивающими соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.

7. Приобретение навыков и умений сбора, обработки, интерпретации информации, постановки и выявления направления консультационной деятельности.

8. Освоение навыков профессионального взаимодействия с коллегами в процессе решения проблем социально-педагогической реабилитации воспитанника.

9. Развитие профессиональных умений и навыков выбора форм, методов, средств воспитательной деятельности социального педагога.

10. Приобретение знаний, умения и навыков по проведению социально-педагогического консультирования субъекта образовательного процесса.

Стиль руководства: профессиональное сотрудничество.

Практические задания (социальный аспект):

1. Ознакомиться с системой государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.

2. Выявить микропроцессы управления и определить их организационно-технологические характеристики (процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений; используемые методы управления; процесс выполнения определенных задач; координация и взаимодействие с другими структурами; уровень подготовки управленческих кадров и т. д.)

3. Организовать взаимодействие образовательного учреждения и государственных органов социальной поддержки несовершеннолетних в следующих вопросах:

  • назначение пенсии по утере кормильца (-цев);
  • предоставление документации для направления ребенка в городскую медико-психолого-педагогическую или психолого-педагогическую комиссии отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН);
  • ограничение родительской правоспособности вплоть до лишения родительских прав в судебном порядке;
  • восстановление в родительских правах;
  • взыскание алиментов с родителя в судебном порядке;
  • определение на учет в службу занятости;
  • обеспечение жилищных прав несовершеннолетних;
  • и других социально-значимых вопросов социальной защиты ребенка.

4. Провести работу по социально-педагогическому консультированию родителей и (или) лиц их заменяющих (в соответствии с программой работы ОУ) в рамках сопровождения воспитанников.

5. Включиться в организацию и осуществление системы воспитательной работы образовательного учреждения.

6. Составить программу социально-педагогической реабилитации одного воспитанника.

7. Подготовить и провести совместно с ответственными лицами малый педсовет (методическое объединение, собрание классных руководителей и воспитателей и др.), посвященный проблемам социально- педагогической реабилитации воспитанников.

8. Дать самооценку своей профессиональной деятельности в период прохождения данного вида практики, отметив уровень усвоения и проявления профессиональных умений и навыков.

Практические задания (психологический аспект):

  1. Провести серию диагностических мероприятий (процедур) и дать социально педагогический и психологический анализ результатов диагностики (на примере группы, индивидуума).

  2. На основе диагностики представить схему социально-педагогического прогноза развития личности ребенка.
  3. Представить технологическую схему реабилитационного процесса и наполнить ее содержанием (на примере одного или двух конкретных детей с различными нарушениями).

Отчетность:

1. Графическая схема взаимодействия данного учреждения с системой государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав несовершеннолетних и их социальную поддержку.

2. Контент-анализ документов учреждения, необходимых для решения различных социальных проблем, выполненный по форме 1.

Форма 1

№ п/п

Название документа

Цель оформления данного документа

Структура

документа

Адресность документа

К дневнику приложить типовые формы деловой документации по решению типичных социальных проблем.

3. Правовые основания для решения социально-педагогических проблем (заполняется на примере одного класса) заполняются по форме 2

Форма 2

Категория социально- дезадаптированных детей

Социальная проблема

Нормативно законодательная основа решения социальной проблемы

4.Социально-педагогическое консультирование, заполняется по итогам проделанной работы по форме 3

Форма 3

Дата

Ф.И.О.

Категория социально -дезадапти-рованных детей

Формули-рование социально- педагоги-

ческой проблемы ребенка

Рекомендации специалистам учреждения

Рекомендации ребенку

Оценка

эффек-тив-ности

5.Внешняя оценка коммуникативной профессиональной культуры студента -практиканта и рефлексия ее (Приложение 3).

6.Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.

V курс (10-й семестр).

Вид практики: комплексная

Содержание: учебно-профессиональная

Цель — формирование высокого уровня профессиональной компетентности специалиста по социальной педагогике.

Задачи:

1.Формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности.

2.Формирование индивидуальной профессионально-личностной системы по адресной социальной защите определенной категории населения на основе аналитических, прогностических, проектировочных организаторских, рефлексивных умений.

3.Создание программы по социально-педагогической реабилитации.

4.Формирование представлений и знаний об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи детям их семьям.

5.Формирвание у студентов важнейших практических навыков в различных видах социально-психологической и психологической работы с ребенком, подростком и семьей.

6.Интеграция теоретических знаний и практических умений и навыков на рабочем месте.

Стиль руководства: профессиональная совместная деятельность.

Практические задания (социальный аспект):

1.Развить навыки и умения по социальному диагностированию одного человека (ребенка), группы людей.

2.Составить индивидуальную программу по социально-педагогической реабилитации одного человека (ребенка).

3.Освоить принципы структурирования нормативно-правовых документов по социальной защите населения.

4.Овладеть процессуальными знаниями, умениями, навыками по оказанию адресной социальной помощи.

5.Определить несоответствие между академическими знаниями и реальной действительностью.

Практические задания (психологический аспект):

1.Провести мониторинг по динамике изменения психолого-педагогического состояния ребенка, семьи вовремя реализации программы по реабилитации.

2.Провести саморефлексию по профессиональному становления себя как специалиста.

Отчетность:

  1. Создание на основе диагностического инструментария социальной статистики по определенной социальной проблеме.
  2. Представление индивидуальной программы по социально- педагогической реабилитации ребенка или детского коллектива.

3.Представить комментарии по основным законам социальной политики по следующим критериям:

  • юридическая сила;
  • значимость;
  • обеспеченность при реализации норм закона государством;
  • методы и способы правового регулирования социальных отношений.

4. Заполнение технологической карты по оказанию социально-педагогической помощи ребенку, семье по форме 4 (минимум 5 ситуаций)

Форма 4

Ф.И.О.

Категория социально-дезадаптированных детей, семей

Социальная проблема

Технология оказания помощи (виды, форма)

I.Алгоритм оказания помощи:

— поэтапность реализации;

— виды помощи.

— формы предоставления помощи;

— предоставление услуг других специалистов

-взаимодействие с другими учреждениями.

5. Представление анализа по профессиональному становлению будущих специалистов социальной работы:

Примерный перечень вопросов

Какие предметы ввести или убрать из учебного плана?

Что изменить в содержании предметов?

Что изменить в проведении практики: содержание, организацию?

6. Личностная оценка себя как специалиста (Приложение 4)

7. Характеристика с оценкой, подписанная руководителем и заверенная печатью учреждения.

Приложение 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной педагогики и психологии

ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ

Учебный год

Вид практики

Оценка

Подпись

Ф.И.О. руководителя

Учебная

Летняя педагогическая

Практика в школе

Социально-педагогическая

Комплексная

Исполнитель: (Ф.И.О. студента, № гр)

Зав.кафедрой: (Ф.И.О.)

Екатеринбург, г

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной педагогики и психологии

ДНЕВНИК

ПО ________________________________________________________ПРАКТИКЕ

Учебный год

Вид практики

Место прохождения практики

Характеристика из учреждения

Оценка за дневник

Исполнительская дисциплина

Итоговая Оценка

Подпись

Руководитель практики: (Ф.И.О., должность)

Екатеринбург, г

Приложение 2

Характеристика на студента практиканта

Вид практики__________________________

Ф.И.О______________________гр_________

Курс

Критерии

Оценка (нужное подчеркнуть)

1

Уровень организационной дисциплины

(приход, уход из учреждения)

Постоянно

вовремя, не вовремя, постоянно не вовремя

1

Уровень исполнительской дисциплины (качество и своевременность выполнения поручений, заданий)

5,4,3,2

1

Степень личностной профессиональной мотивации (насколько предрасположен практикант к данной профессиональной деятельности)

— высокая, низкая, средняя

2

Уровень коммуникативной культуры (умение адекватно педагогически целесообразно общаться и строить профессиональные взаимоотношения с сотрудниками и с клиентами, детьми)

Высокий, средний, низкий

2

Уровень организационной культуры по формированию детского коллектива

Высокий, средний, низкий

2

Степень соответствия личностных качеств практиканта к выбранной профессии

— соответствует, не соответствует, не в полной мере

2

Уровень сформированности социальной ответственности

Высокий, средний, низкий

3

Степень сформированности профессионального понятийно — терминологического аппарата (знание, понимание и правильное применение в речи профессиональной терминологии)

-5,4,3,2.

3

Степень овладения профессиональным инструментарием (владение знаниями, умениями, навыками социального менеджмента)

5,4,3,2

3

Способность соотносить теоретические знания с реальными профессионально-служебными потребностями на рабочем месте.

Способен, не способен

3

Уровень организационно-управленческой культуры

5,4,3,2.

4

Владение нормативно — правовой базой обеспечения социальной поддержке населения (знание законов и умение комментировать их)

5,4,3,2.

4

Уровень сформированности культуры делопроизводства

(систематичность и системность в ведении служебной документации)

-5,4,3,2.

4

Наличие организационно — управленческих умений, навыков

(владение алгоритма проектирования управленческих решений и способность организационно внедрять, исполнять и реализовать их)

Сильно, средне, слабо сформировано

4

Способность интегрировать теоретические знания и практические умения и навыки на рабочем месте.

Способен, не способен

5

Способность сформулировать, спроектировать и организационно реализовать технологию по оказанию конкретной социальной помощи (программа социализации и ресоциализации)

Способен, не способен

5

Уровень сформированности представлений и знаний об основных социально-педагогических, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи детям и их семьям

5

Уровень профессиональной компетенции

Высокий, средний, низкий, отсутствует

5

Уровень профессионально-личностной мотивированности и готовности

Высокий, средний, низкий, отсутствует

Личное мнение методиста учреждения по поводу индивидуальной профессиональной деятельности студента во время практики:

Итоговая оценка за практику____________________

________________ _________________ ______ _____________________

Должность Подпись Печать: Дата Расшифровка фамилии

Приложение 3

Анализ уровня коммуникативной культуры у студента-практиканта

Профессиональные качества

Нужное подчеркнуть

1

Уровень внешней привлекательности

5 4 3 2 1

2

Степень доброжелательности

5 4 3 2 1

3

Уровень доверительности к нему

5 4 3 2 1

3

Уровень терпимости, терпения

5 4 3 2 1

4

Способность выслушать проблему

5 4 3 2 1

5

Уровень развитой речи: дикция, выразительность, доступность в объяснении

5 4 3 2 1

6

Уровень компетентности

5 4 3 2 1

7

Обратитесь еще к нему за помощью

Да, нет, может быть

Приложение 4

Тест «Личностная самооценка себя как специалиста»

Личностные умения качества

Нужное подчеркнуть

1

Умение четко ставить цели и соблюдать этику общения

1 2 3 4 5

2

Умение говорить с человеком на его языке, придерживаться согласованной и понятной собеседнику терминологии, не употреблять неизвестных ему терминов

1 2 3 4 5

3

Умение наблюдать и чувствовать эмоциональное состояние клиентов (детей), учитывать их потребности и интересы

1 2 3 4 5

4

Умение соблюдать стадии общения, социальную дистанцию

1 2 3 4 5

5

Умение грамотно ориентироваться во времени общения: не затягивать консультацию ил общение, умение вовремя закончить диалог, сохранив доверительные отношения с клиентом (ребенком)

1 2 3 4 5

6

Умение сопереживать и понимать проблемы клиента (ребенка)

1 2 3 4 5

7

Умение быть искренним и открытым в общении

1 2 3 4 5

8

Умение быть спонтанным и активным в профессиональном общении

1 2 3 4 5

9

Умение проявлять конгруэнтность. Поведение не противоречит внутреннему содержанию

1 2 3 4 5

10

Умение испытывать неподдельный интерес к людям

1 2 3 4 5

11

Умение поддерживать человека и побуждать, воодушевлять его на решение проблемы

1 2 3 4 5

12

Умение прогнозировать свое поведение и его последствия

1 2 3 4 5

13

Умение брать ответственность на себя и когда необходимо передавать ее самому клиенту (ребенку)

1 2 3 4 5

14

Умение активно слушать

1 2 3 4 5

15

Уметь справляться с своими чувствами — обидой, раздражением, виной

1 2 3 4 5

16

Уметь предотвращать конфликты и конструктивно с ними справляться

1 2 3 4 5

17

Умение мотивировать на изменение неконструктивного поведения

1 2 3 4 5

18

Умение справляться со стрессом, преодолевать трудности и разочарования без разрушения себя и сохраняя позитивную жизненную позицию

1 2 3 4 5

19

Уметь влиять на иррациональное поведение и закреплять позитивное поведение — конструктивно критиковать и хвалить

1 2 3 4 5

20

Уметь изменять нежелательное поведение и закреплять позитивное поведение- конструктивно критиковать и хвалить

1 2 3 4 5

21

Умение уважать мнение другого и не навязывать свое

1 2 3 4 5

22

Умение не проявлять излишнего любопытства, не нарушать границ частной жизни

1 2 3 4 5

23

Сохранять интерес к профессиональному развитию

1 2 3 4 5

2.Лист профессиональной самооценки

События, вызвавшие профессиональную гордость и удовлетворение

События, вызвавшие досаду и профессиональное неудовлетворение

Для окончательного заключения по динамике профессионального становления будет так же полезен анализ студента своего личностно-профессионального роста и с мотивацией на дальнейшее самосовершенствование

Приложение 5

Технологическая карта оказания социальной помощи ребенку-сироте

Сбор личных документов ребенка (поэтапное решение проблемы):

Свидетельство о рождении (повторное):

  • написать заявление от имени администрации учреждения с указанием известных данных о рождении ребенка;
  • обратиться в архив данного района или в городской архив регистрации актов гражданского состояния.

Свидетельство о смерти родителя (-лей) (повторное):

  • написать заявление от имени администрации учреждения с указанием предполагаемой или известной даты смерти родителя;
  • обратиться в архив данного района или в городской архив регистрации актов гражданского состояния.

Страховой полис (повторный):

  • написать заявление в страховую компанию от имени администрации учреждения, приложить свидетельство о рождении ребенка;

обратиться в страховую компанию данного района.

Паспорт:

  • собрать следующие документы: 4 фотографии, свидетельство о рождении ребенка (подлинник), справку из учреждения о нахождении ребенка на полном государственном обеспечении;
  • обратиться в паспортный стол по месту жительства ребенка или по месту нахождения учреждения.

Виды социальной помощи (поэтапное решение проблемы):

Назначение пенсии по утере кормильца (-ев):

  • собрать следующие документы: заявление от имени администрации с просьбой назначить пенсию, свидетельство о рождении ребенка (копию), свидетельство о смерти (копию), путевку (направление в учреждение, которое выдается органами местного управления), копию постановления главы администрации о направлении ребенка в учреждение;
  • обратиться в отдел социального обеспечения данного района, в котором специалист заверит копии (для чего необходимо принести оригиналы документов) и назначить пенсию.

Лишение родительских прав в судебном порядке:

  • написать исковое заявление в районный суд от имени администрации учреждения, к нему приложить: копию свидетельства о рождении ребенка; характеристику воспитателя на ребенка; заключение специалиста органа опеки и попечительства данного района;
  • обратиться в районный суд.

Восстановление в родительских правах:

  • обследовать жилищно-бытовые условия родителя;
  • взять характеристики с места работы родителя и у соседей по дому;
  • написать ходатайство в поддержку родителя от имени администрации учреждения;
  • взять заключение специалистов органа опеки и попечительства;
  • обратиться в районный суд.

Взыскание алиментов с родителя в судебном порядке:

  • написать исковое заявление в районный суд от имени администрации учреждения, к нему приложить: копию свидетельства о рождении ребенка, копию решения суда о лишении родительских прав, справку о заработной плате родителя, справку из учреждения о нахождении ребенка на полном государственном обеспечении с определенной даты и по настоящее время;
  • обратиться в районный суд.

Определение на учет в службе занятости:

  • собрать следующие документы: паспорт, аттестат зрелости, документы о местонахождении родителя (-лей), справку из учреждения о нахождении ребенка на полном государственном обеспечении с определенной датой;
  • обратиться в службу занятости данного района.

Определение на учет по жилплощади:

  • взять справку в Бюро технической инвентаризации о том, что у ребенка нет приватизированной квартиры, кооперативной квартиры и частного дома;
  • собрать следующие документы: справку с предыдущего места проживания, постановление главы администрации о помещении ребенка в учреждение, свидетельство о рождении или паспорт, справки из учреждения о нахождении ребенка на полном государственном обеспечении, документы о местонахождении родителя (-лей), заявление ребенка, заключение специалистов органа опеки и попечительства данного района;
  • обратиться в отдел по жилищной политике данного района.

Приложение 6

Технологическая карта взаимодействия с педагогическим коллективом

Цель заданий: понять структуру и механизмы функционирования педагогического коллектива.

Задания:

  1. Собрать информацию о педагогическом коллективе.
  2. Выявить уровни взаимодействия педагогов.
  3. Проанализировать влияние педагогического взаимодействия на эффективность педагогического процесса.
  4. Определить пути взаимодействия социального педагога с коллективом.

Методические рекомендации:

1. Первое задание можно выполнить по следующей схеме: описание структуры педагогического коллектива (количество педагогов по каждому предмету, количество завучей и направления их деятельности, наличие каких-либо других специалистов); характеристика профессионального уровня педагогов (по таким критериям, как образование, стаж работы, категория, участие в методических семинарах, конференциях и пр.); выявление педагогов, пользующихся наибольшим уважением в коллективе и аутсайдеров.

2. Выполнение второго задания возможно по следующей схеме: характеристика взаимодействия педагогов на административном, научно-методическом, культурном, неформальном, личностном, профессиональном и других уровнях; определение приоритетов взаимодействия у разных категорий педагогов (например, различающихся по возрасту, педагогическому стажу, принадлежности к различным группировкам внутри коллектива).

3. Выполняя третье задание, необходимо, во-первых, оценить педагогическое взаимодействие (более успешное или менее успешное); во-вторых, выявить точки «наибольшего напряжения» и предложить пути их нейтрализации; в-третьих, определить, каким образом педагогический коллектив получает информацию, как он ее перерабатывает в процессе взаимодействия и каким образом сообщается с внешним миром (т.е. описать функционирование педагогического коллектива как открытой системы).

Следует также оценить влияние хорошего или плохого педагогического взаимодействия на эффективность педагогического процесса в объекте исследования.

4. Выполняя последнее задание, можно описывать реальный объект (конкретного социального педагога) или его воображаемую модель.

Приложение 7

Технология бесконфликтного общения в учреждении

Задания:

1. Проверка психологической устойчивости коллектива.

2. Изучение стиля руководства (экзамен руководителя на компетентность, оценка позиции руководителя: администратор-авторитар, авторитар-деспот, авторитар-демагог, авторитар-либерал, авторитар-демократ, демократ-либерал, либерал).

Рекомендации к проведению тренинга бесконфликтного общения:

  • искренне признавать хорошее в других людях;
  • быть сердечным в одобрении, щедрым на похвалы;
  • проявлять доброжелательность;
  • обращаться по имени ко всем участникам процесса;
  • поощрять рассказы о себе;
  • вести разговоры на темы, интересующие вашего собеседника;
  • искренне признавать значимость всех участников процесса;
  • избегать споры;
  • чистосердечно признавать свою неправоту;
  • проявлять дружеское отношение;
  • в спорах ставить акцент на вопросы, в решении которых вы согласны с собеседником;
  • пытаться увидеть вещи с точки зрения своего собеседника;
  • начинать с похвалы, с искреннего признания достоинств;
  • указывать на ошибки в косвенной форме;
  • искореняя недостатки других людей, делать так, чтобы этот недостаток выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь, легко выполнимым.

Приложение 8

Технология взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса

Участник

Деятельность

на этапе подготовки к консилиуму

Деятельность в рамках психолого-педагогического консилиума

Деятельность по реализации решений психолого-педагогического консилиума

1

2

3

4

Психолог

Проведение необходимой диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углубленной диагностики в отношении группы проблемных детей. Подготовка материалов к консилиуму

Предоставление участникам консилиума необходимой информации по конкретным ученикам и ученическим группам. Участие в разработке стратегии сопровождения. Планирование форм направлений работы в рамках сопровождения конкретных учеников и ученических групп в целом.

Проведение психо-коррекционных, развивающих и консультативных мероприятий со школьниками. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации. Планирование совместной работы с классными руководителями. Социально-диспетчерская деятельность. Психологическое просвещение.

Классный руководи-

тель

Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы или анкетирование педагогов-предметников)

Предоставление необходимой педагогической информации участникам консилиума.

Участие в разработке стратегии сопровождения.

Планирование форм и направлений работы в рамках сопровождения конкретных учеников и ученических групп в целом.

Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решений консилиума. Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения школьников и ученических групп.

Педагог- предметник

Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. Предоставление необходимой информации классному руководителю и психологу в рамках их подготовки консилиуму

Не участвует

Участие в групповых и индивидуальных консультациях, проводимых психологом, завучем или медиком. Разработка индивидуальных стратегий педагогического сопровождения конкретных школьников и их последующая реализация.

Работа с содержа

тельными и методическими аспектами учебных программ. Консультирование родителей. Участие в методических

семинарах, посвященных содержанию сопровождающей педагогической

деятельности в различных школьных параллелях

Завуч

Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий

Организация работы консилиума, участие в его работе, разработка педагогических аспектов сопровождения отдельных школьников и классных параллелей

Помощь педагогам в разработке стратегий сопровождения. Консультирование педагогов по методическим и содержательным вопросам. Консультирование администрации

Школьная администра

ция

Организационная помощь в проведении диагностической работы

Не участвует

Встречи с психологом и завучем по обсуждению результатов консилиума. Участие в проведении сопровождающей работы, предполагающей административное руководство

Родители школьников

Предоставление необходимой

информации психологу и классному руководителю в рамках подготовки к консилиуму

Не участвуют

Участие в групповых консультациях с психологом и педагогом по результатам консилиума. Сотрудничество с психологом и классным руководителем в решении школьных проблем ребенка

Рабочая программа практика

и методические рекомендации по ее проведению

(ГОС − 2005)

Подписано в печать … Формат 60×84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. … Уч.-изд. л. … Тираж … экз. Заказ №…

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Машиностроителей, 11

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

37