Федеральное агентство по образованию 20

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Коми государственный педагогический институт

Кафедра общей психологии

Психология:

Рабочая программа для специальности 033200.00 (050303) Иностранный язык

по курсу «Общая психология. История психологии»

Программа обсуждена и утверждена

на заседании кафедры

___________________________200__г.

Заведующий кафедрой общей

психологии_______________________

Сыктывкар

2009

Пояснительная записка

Цели и задачи курса:

— сформировать у студентов знания о психике человека как субъективном образе объективного мира;

— дать представление о психологии как науке о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.

Основными задачами курса являются:

— дать знания об истории возникновения и развития психологии как науки;

— сформировать знания об особенностях и закономерностях формирования, развития и функционирования психики;

— научить студентов адекватно объяснять и оценивать результаты отражения сознанием человека окружающей действительности.

  • Требования к уровню освоения содержания программы
  • овладеть системой знаний об истории и современных тенденциях развития психологических концепций;
  • овладеть системой знаний о человеке как субъекте деятельности и общения;
  • овладеть системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту.

Общая психология, история психологии Содержание курса

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.

4 стр., 1511 слов

Тема: Гуманитарные науки: особенности, развитие и значение гуманитарного знания

... К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), социология, ... знания пронизаны мировоззренческими идеями. Знание об обществе – история, правоведение, социальная психология, социология и т.д. – представляет собой не просто совокупность добытых сведений о развитии ...

Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

100

1

Аудиторные занятия

50

Лекции

28

Практические занятия

10

Лабораторные занятия

10

Самостоятельная работа

50

Контрольные, курсовые работы

Виды итогового контроля

Экзамен

Учебно-тематический план курса «Общая психология. История психологии»

Название разделов и тем

Количество часов

Лек-ций

Практ.

занят

Лаб. зан.

Самос

работа

Раздел I. Общая характеристика психологии как науки

6

6

24

История психологии

4

4

16

Предмет, задачи, методы общей психологии.

2

2

8

Раздел II. Личность в деятельности и общении

7

4

2

26

Сознание. Деятельность. Общение

3

2

10

Личность.

4

2

2

16

Раздел III. Познавательные психические процессы

11

6

34

Ощущения. Восприятие.

3

2

10

Внимание

1

2

Память.

2

2

4

Мышление.

2

2

4

Воображение

1

2

Раздел IV.Эмоционально-волевая сфера

2

4

Раздел V. Индивидуально-типологические особенности.

4

2

12

Темперамент. Характер. Способности.

4

2

12

Всего:

28

10

10

96

Программа курса «общая психология. История психологии»

Понятие о психологии как науке. Зарождение и развитие психологических взглядов в истории науки. Психологические воззрения в античную эпоху. Психология Средневековья и Эпохи Возрождения. Психология Нового времени и эпоху Просвещения. Становление психологии как самостоятельной науки. Основные направления современной зарубежной психологии: структурализм и функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Становление и развитие отечественной психологической науки.

Предмет, задачи, принципы, методологическая основа отечественной психологической науки. Методы психологических исследований. Структура современной психологической науки.

Возникновение сознания. Понятие о сознании. Его основные психологические характеристики. Бессознательное, надсознательное.

Психологическая теория деятельности. Понятие о деятельности, ее психологических чертах. Движение, действия, управление действием. Навыки, умения. Взаимодействие навыков. Основные виды деятельности у человека.

Понятие общения. Единство общения и деятельности. Функции общения. Виды общения.

Человек, организм, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Понятие об активности личности. Сущность активности личности, их критика. Потребности человека, их виды. Мотивы личности, виды мотивов. Понятие направленности личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Теории о соотношении биологического и социального в структуре личности. Понятие развития личности. Движущие силы развития личности. Роль наследственности, среды, воспитания и активности личности в ее развитии. Самосознание личности. Самооценка. Уровень притязаний. Фрустрации личности.

Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Теории по вопросу об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация, насыщенность, тембр. Чувствительность и ее измерение. Закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Отличие восприятия от ощущений. Основные особенности восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии

Определение памяти. Значение памяти в жизни человека. Физиологические основы памяти. Современные теории механизмов памяти. Представление, их виды. Ассоциации представлений, их виды. Запоминание, его виды; физиологические механизмы. Воспроизведение, его виды; физиологические механизмы. Забывание, его виды; физиологические механизмы. Условия эффективного запоминания. Виды памяти. Типы памяти.

Чувственное познание и мышление. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. Основные особенности мышления: обобщенный и опосредованный характер, общественно-историческая сущность, связь мышления и речи, целенаправленный характер мышления. Основные мыслительные операции. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Мышление как деятельность: мотивация мыслительной деятельности, проблемная ситуация и проблемная задача, эвристический подход к проблемам мышления (инсайт).

Понятие об эмоциях и чувствах. Функции чувств .Качественные отличия эмоций человека и животных. Историческая обусловленность человеческих чувств. Физиологические механизмы эмоций. Общие особенности эмоций, чувств. Классификация эмоциональных состояний. Понятие о воле и волевом действии. Функции воли. Виды волевых действий, их физиологические механизмы. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности и их формирование. Детерминизм, индетерминизм и фатализм в понимании воли.

Понятие о темпераменте. Психологические свойства, характеризующие темперамент. Психологическая характеристика типов темперамента. Физиологические основы типов темперамента. Типы высшей нервной деятельности и темперамент. Проблема изменчивости темперамента.

Понятие о характере. Физиологические основы характера. Специально-человеческие типы высшей нервной деятельности. Акцентуации характера. Социально-типическое и индивидуальное в характере. Формирование характера. Структура характера и симптомокомплексы свойств характера.

Понятие о способностях. Способности и деятельность. Качественная и количественная характеристика способностей. Проблема измерения и определения способностей. Физиологические основы способностей. Врожденное и приобретенное в способностях. Общие и специальные способности. Развитие и формирование способностей.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература:

1. Основная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Марцинковская Т.Д.История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
  3. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  4. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  5. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  6. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  7. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.

2. Дополнительная литература:

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М.: Мир, 1972.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.
  5. Ковалев А.Т. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970.
  6. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики. — М., 1976.
  7. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер. с франц. — М.: Мир, 1993.
  8. Левитов Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969.
  9. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 1976.
  10. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Эйдос, 1994.
  11. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
  12. Платонов К. Занимательная психология. — С.-П., 1997.
  13. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.
  14. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. — М.: Просвещение, 1990.
  15. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  16. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Изд. центр «Академия», 1996.
  17. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  18. Ратанова Т.А., Золотарева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностики личности. — М., 1997.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.
  20. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1986.
  21. Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.
  22. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
  23. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
  24. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
  25. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
  26. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. — М.: Педагогика, 1990.
  27. Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.
  2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях:Учебное пособие. – СПб.:Питер, 2008. – 254 с.: ил.
  3. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1990. – 288 с.:ил.
  4. Тестовый контроль усвоения знаний по психологии6 Методическое пособие /сост. Г.М.Юшкова. – Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2006. – Ч.1. – 34 с.

Методические рекомендации по организации изучения курса «Общая психология. История психологии»

1.Тематика практических занятий

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО «ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»

План практического занятия №1 по теме «Введение в предмет «Общая психология»

Цель: систематизировать знания, полученные студентами на лекциях, на основе изучения студентами учебников и дополнительной литературы по истории становления и развития психологической науки.

Форма проведения: опрос, собеседование, решение психологических задач.

  1. Понятие о психологии как науке.
  2. Зарождение и развитие психологических взглядов в истории науки.
  3. Становление психологии как самостоятельной науки.
  4. Методы психологических исследований.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.
  8. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1990. — Задачи № 1-7, с.18-19, задачи № 1-2, с. 41-42.

Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — С. 276-335.
  2. Павлов И.П. Условный рефлекс / Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987. — С. 76-83.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — С. 12-106.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976.

План практического занятия №2 по теме «История психологии»

Форма проведения: опрос, собеседование, решение психологических задач.

  1. Психологические воззрения в античную эпоху.
  2. Психология Средневековья и Эпохи Возрождения.
  3. Психология Нового времени и эпоху Просвещения.
  4. Основные направления современной зарубежной психологии: структурализм и функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.
  5. Становление и развитие отечественной психологической науки.
  6. Предмет, задачи, принципы, методологическая основа отечественной психологической науки.

Обязательная литература

  1. Марцинковская Т.Д.История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.
  8. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1990. — Задачи № 1-7, с.18-19, задачи № 1-2, с. 41-42.

Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — С. 276-335.
  2. Павлов И.П. Условный рефлекс / Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987. — С. 76-83.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — С. 12-106.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976.

План практического занятия № 2 по теме «Сознание. Деятельность. Общение»

Цель: углубить знания студентов на основе изучения материалов лекций и психологической литературы о возникновении сознания и деятельности.

Форма проведения: собеседование, решение психологических задач.

  1. Возникновение сознания. Понятие о сознании. Его основные психологические характеристики. Бессознательное, надсознательное.
  2. Понятие о деятельности, ее психологических чертах.
  3. Движение, действия, управление действием.
  4. 4.Навыки, умения. Взаимодействие навыков.
  5. Основные виды деятельности у человека.
  6. Понятие общения. Единство общения и деятельности.
  7. Функции общения. Виды общения.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.
  8. Практикум по общей психологии / Под общ. ред. А.И. Щербакова. — М.: Просвещение, 1990. — Задачи № 1-7, с. 51-52.

Дополнительная литература

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 219-261, 272-349.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975).
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1.
  4. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — С. 62-92.

План практического и лабораторного занятия № 3-4 по теме «Личность»

Цель: дать возможность студентам усвоить основные теоретические понятия по психологии личности.

Форма проведения: контрольная работа, проведение экспери-мента по изучению самооценки.

  1. Человек, организм, индивид, личность, индивидуальность.
  2. Структура личности.
  3. Понятие об активности личности. Сущность активности личности, их критика.
  4. Потребности человека, их виды.
  5. Мотивы личности, виды мотивов. Понятие направленности личности.
  6. Биологическое и социальное в структуре личности. Теории о соотношении биологического и социального в структуре личности.
  7. Понятие развития личности.
  8. Движущие силы развития личности. Роль наследственности, среды, воспитания и активности личности в ее развитии.
  9. Самосознание личности. Самооценка. Уровень притязаний. Фрустрации личности.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

Дополнительная литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.
  3. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.

План практического и лабораторного занятия № 5-6 по теме «Ощущения. Восприятие»

Цель: закрепить и систематизировать теоретические знания по вопросам психологии ощущений и восприятия.

Форма проведения занятия: собеседование, проведение экспериментов.

  1. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Теории по вопросу об ощущениях. Физиологические основы ощущений.
  2. Классификация ощущений.
  3. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация, насыщенность, тембр.
  4. Чувствительность и ее измерение.
  5. Закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений.
  6. Определение восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
  7. Основные особенности восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии.

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.1 Общие основы психологии. — М.: просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

Дополнительная литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1980. — Т.1. — С. 180-185.
  2. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А., Ломов Б.Ф. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986. — С. 10-27.
  3. Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.М.Михалевской. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — С. 219-236.
  4. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
  5. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.

План практического и лабораторного занятия № 7-8 по теме «Память»

Цель: систематизировать знания о памяти как высшей форме психической деятельности.

Форма проведения занятия: собеседование, эксперименты.

  1. Определение памяти. Значение памяти в жизни человека. Физиологические основы памяти.
  2. Современные теории механизмов памяти.
  3. Представление, их виды. Ассоциации представлений, их виды.
  4. Запоминание, его виды; физиологические механизмы.
  5. Воспроизведение, его виды; физиологические механизмы.
  6. Забывание, его виды; физиологические механизмы.
  7. Условия эффективного запоминания.
  8. Виды памяти. Типы памяти.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

Дополнительная литература

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980.
  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — М., 1979. — Т.2.
  3. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер. с франц. — М.: Мир, 1993.
  4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М., 1994.
  5. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.
  6. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979.

План практического и лабораторного занятия №9-10 по теме «Мышление»

Цель: закрепить знания студентов о мышлении как высшей психической функции.

Форма проведения занятия: обсуждение, проведение экспериментов.

  1. Чувственное познание и мышление. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.
  2. Основные особенности мышления: обобщенный и опосредованный характер, общественно-историческая сущность, связь мышления и речи, целенаправленный характер мышления.
  3. Основные мыслительные операции.
  4. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
  5. Виды мышления.
  6. Индивидуальные особенности мышления.
  7. Мышление как деятельность: мотивация мыслительной деятельности, проблемная ситуация и проблемная задача, эвристический подход к проблемам мышления (инсайт).

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология /Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

Дополнительная литература

  1. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические труды. — М., 1979. — Т.2.
  2. Платонов К. Занимательная психология. — С.-П., 1997.
  3. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1.
  5. Сухарев В. Психология интеллекта. — Донецк, 1997.
  6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

7.Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.

План лабораторного занятия №11 по теме «Эмоционально-волевая сфера личности»

Цель: экспериментально изучить особенности эмоциональной сферы студентов.

Форма проведения занятия: контрольная работа, проведение экспериментов.

1.Понятие об эмоциях и чувствах. Функции чувств.

2.Качественные отличия эмоций человека и животных. Историческая обусловленность человеческих чувств. Физиологические механизмы эмоций.

3.Общие особенности эмоций, чувств.

4.Классификация эмоциональных состояний.

5.Понятие о воле и волевом действии. Функции воли. Виды волевых действий, их физиологические механизмы.

6.Волевой акт и его структура.

7.Волевые качества личности и их формирование.

8.Детерминизм, индетерминизм и фатализм в понимании воли.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.

  2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

План лабораторного занятия № 12 по теме «Индивидуально-психологические особенности личности»

Цель: систематизировать знания студентов на основе изучения материалов лекций, учебных пособий и дополнительной литературы по проблемам темперамента, характера, способностей.

Форма проведения занятия: собеседование, эксперименты,

контрольная работа.

Темперамент

  1. Понятие о темпераменте. Психологические свойства, характеризующие темперамент.
  2. Психологическая характеристика типов темперамента.
  3. Физиологические основы типов темперамента. Типы высшей нервной деятельности и темперамент.
  4. Проблема изменчивости темперамента.

Характер

  1. Понятие о характере. Физиологические основы характера. Специально-человеческие типы высшей нервной деятельности. Акцентуации характера.
  2. Социально-типическое и индивидуальное в характере. Формирование характера.
  3. Структура характера и симптомокомплексы свойств характера.

Способности

  1. Понятие о способностях. Способности и деятельность.
  2. Качественная и количественная характеристика способностей. Проблема измерения и определения способностей.
  3. Физиологические основы способностей. Врожденное и приобретенное в способностях.
  4. Общие и специальные способности.
  5. Развитие и формирование способностей.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

Дополнительная литература

Темперамент

  1. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970.
  2. Очерки теории темперамента / Под ред. В.С. Мерлина. — Пермь, 1973.
  3. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  4. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.

Характер

  1. Ковалев А.Г. Психология характера. — М.: Просвещение, 1970.
  2. Левитов Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969.
  3. Платонов К. Занимательная психология. — С.-Петербург, 1997.
  4. Психология индивидуальных различий. Тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

Способности

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М.: Мир, 1972.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М.: Знание, 1991.
  4. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М.: Знание, 1986.

2.Перечень лабораторных работ

1. План практического и лабораторного занятия № 3-4 по теме «Личность»

Цель: дать возможность студентам усвоить основные теоретические понятия по психологии личности.

Форма проведения: контрольная работа, проведение экспери-мента по изучению самооценки.

2. План практического и лабораторного занятия № 5-6 по теме «Ощущения. Восприятие»

Цель: закрепить и систематизировать теоретические знания по вопросам психологии ощущений и восприятия.

Форма проведения занятия: собеседование, проведение экспериментов.

3. План практического и лабораторного занятия № 7-8 по теме «Память»

Цель: систематизировать знания о памяти как высшей форме психической деятельности.

Форма проведения занятия: собеседование, эксперименты.

4. План практического и лабораторного занятия №9-10 по теме «Мышление»

Цель: закрепить знания студентов о мышлении как высшей психической функции.

Форма проведения занятия: обсуждение, проведение экспериментов.

5. План лабораторного занятия №11 по теме «Эмоционально-волевая сфера личности»

Цель: экспериментально изучить особенности эмоциональной сферы студентов.

Форма проведения занятия: контрольная работа, проведение экспериментов.

6. План лабораторного занятия № 12 по теме «Индивидуально-психологические особенности личности»

Цель: систематизировать знания студентов на основе изучения материалов лекций, учебных пособий и дополнительной литературы по проблемам темперамента, характера, способностей.

Форма проведения занятия:собеседование, эксперименты, контрольная работа.

3.ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы для самостоятельного изучения по общей психологии:

ТЕМА 1. ВНИМАНИЕ

Понятие о внимании, его внешнее выражение, физиологические механизмы внимания.

Виды внимания, своеобразие их физиологических механизмов.

Основные свойства внимания.

Теории Н.Ф. Добрынина и П.Я. Гальперина по проблеме внимания.

ТЕМА 2. ВООБРАЖЕНИЕ

Природа и своеобразие воображения как познавательного психического процесса.

Виды воображения. Их специфика и взаимосвязь. Мечта.

Приемы создания образов воображения.

Воображение и личность.

Место воображения в творческой деятельности человека.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо А.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986
  8. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики. — М., 1976.
  9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер. с франц. — М.: Мир, 1993.
  10. Левитов Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969.
  11. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М.: Знание, 1976.
  12. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Эйдос, 1994.
  13. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982.
  14. Платонов К. Занимательная психология. — С.-П., 1997.
  15. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.
  16. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. — М.: Просвещение, 1990.
  17. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  18. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Изд. центр «Академия», 1996.
  19. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  20. Ратанова Т.А., Золотарева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностики личности. — М., 1997.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989.
  22. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1986.
  23. Фрейд З. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.
  24. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.
  25. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
  26. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1979.
  27. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
  28. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. — М.: Педагогика, 1990.
  29. Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1976.

Дополнительная литература

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М.: Мир, 1972.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.
  5. Ковалев А.Т. Психология личности. — М.: Просвещение, 1970.

4. Тематика рефератов по курсу «общая психология. История психологии»

  1. Основные этапы развития психики у животных.
  2. Мотивация и эмоции у человека и животных.
  3. Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
  4. Проявление бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях.
  5. Виды деятельности человека.
  6. Образование умений и навыков.
  7. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.
  8. Психологические теории внимания.
  9. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.
  10. Теории памяти в психологии.
  11. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.
  12. Воображение и индивидуальное творчество.
  13. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).
  14. Средства развития мышления.
  15. Психология творческого мышления.
  16. Феномен эгоцентрической речи.
  17. Виды и функции речи.
  18. Понятие внутренней речи.
  19. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
  20. Развитие способностей у человека.
  21. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.
  22. Понятие, признаки и проявления воли у человека.
  23. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
  24. Развитие деятельности в онтогенезе человека.
  25. Виды и свойства восприятия.
  26. Влияние мышления на восприятие.
  27. Факторы, влияющие на формирование образов воображения.
  28. Развитие воображения.
  29. Проблема устойчивости личности.
  30. Личность и темперамент.

5. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по курсу

« ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

  1. Предмет, задачи, принципы, методы научной психологии
  2. Психологические воззрения в античную эпоху.
  3. Психология Средневековья и Эпохи Возрождения.
  4. Психология Нового времени и эпоху Просвещения
  5. История становления психологии как самостоятельной науки. Становление отечественной психологии.
  6. Основные направления современной психологической науки /структурализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология/.
  7. Понятие «индивид, человек, личность, субъект, индивидуальность». Психологическая структура личности. Потребность, их виды. Критика зарубежных теорий активности личности.
  8. Понятие мотива. Мотивационно-целевая сфера личности, направленность личности. Виды мотивов.
  9. Фрустрации личности. Уровень притязаний, самооценка личности.
  10. Возникновение и общественная природа сознания. Структура сознания, самосознание. Бессознательное, надсознательное у человека.
  11. Деятельность человека, ее психологическая характеристика. Виды деятельности. Ведущий вид деятельности.
  12. Понятия «движение», «действие», «деятельность». Освоение деятельности. Выработка навыков, формы взаимодействия навыков.
  13. Понятие о внимании. Виды внимания. Свойства внимания.
  14. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений.
  15. Закономерности ощущений. Чувствительность и ее измерение.
  16. Определение восприятия. Свойства восприятия. Восприятие пространства и времени. Роль моторных компонентов в восприятии.
  17. Определение памяти. Значение памяти в жизни человека. Современные теории памяти.
  18. Основные процессы памяти: запоминание, воспроизведение, забывание. Запоминание, его виды. Забывание, его виды.
  19. Виды памяти, типы памяти.
  20. Определение мышления. Мышление и чувственное познание. Мотивация мышления.
  21. Основные мыслительные операции. Виды мышления. Формы мышления
  22. Понятия об эмоциях и чувствах. Функции чувств. Физиологические механизмы чувств. Различие эмоций человека и животных.
  23. Классификация эмоциональных состояний. Формы проявления чувств. Классификация чувств.
  24. Понятие о воле и волевом действии. Функции воли. Физиологические основы воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности, их формирование.
  25. Понятие о воображении. Воображение как специфически человеческий вид деятельности. Виды воображения.
  26. Способы синтезирования в создании образов воображения.
  27. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Врожденное и приобретенное в способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Проблема измерения способностей.
  28. Виды способностей: общие и специальные способности, их характеристика.
  29. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психические свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Проблема изменчивости темперамента.
  30. Понятие о характере. Социально-типическое в характере и индивидуальное в характере. Специально-человеческие типы высшей нервной деятельности. Формирование характера.
  31. Понятие общения. Единство общения и деятельности.
  32. Функция общения. Виды общения.

Обязательная литература

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.: ил.
  2. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение, 1994.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  4. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Изд. центр «Академия», 1995.
  6. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского. – М.:Высшее образование, 2008. — 660 с.
  7. Гамезо А.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.
  8. сихологии. — М.: Просвещение, 1994.
  9. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  10. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов. — М.: Просвещение, 1995.